Виды учреждений дополнительного образования

Содержание

Какие учреждения существуют

Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы. По форме подчинения учреждения ДОД бывают:

  • Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции.
  • Федеральные государственные. Учреждаются федеральными властями.
  • Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами.
  • Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.

Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. Согласно постановлению Правительства РФ на данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:

  • Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
  • Дома. Понятие менее обширное, объединяющее меньшие группы заинтересованных лиц. Существуют Дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
  • Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
  • Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
  • Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.

До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:

  • оздоровительно-образовательные лагеря;
  • клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
  • технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
  • детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
  • базы юношеского и детского туризма и экскурсий.

Направления

В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД является более четко структурированной и координируемой. На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
  • Техническое. Подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
  • Спортивное. Развивает физические способности, силу духа и выносливость.
  • Социальное. Ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.

У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.

Основные задания и цели

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:

  • Выработка навыков общения и работы в коллективе.
  • Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
  • Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
  • Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.

Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, — доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.

Виды учреждений дополнительного образования детей

Система дополнительного образования детей, как и предшествующая ей система внешкольного воспитания, отличается многообразием видов учреждений, различающихся рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровнях: городские, окружные дворцы, дома, центры детского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей или центры внешкольной работы, традиционной культуры, народных ремесел; студии; школы искусств и спортивные школы; клубы; детские лагеря; детские парки.
В статье 26 Закона «Об образовании» констатируется дополнительное образование как отдельный, специфический тип образования. Образовательная деятельность для всех видов учреждений дополнительного образования детей является
обязательной.
Тип — образец, обобщенная, идеализированная модель, не обходимая для упорядоченного описания и объяснения множества конкретных объектов, создания системы этих объектов, определения закономерностей развития системы.
Тип — форма объекта, конкретное системное выражение содержательных характеристик множества (в этом случае понятие «тип» совпадает с понятием «вид»). Понятие «тип» чаще всего употребляется как род. ^
Тип образовательного учреждения — группирование образовательного учреждения по определенным признакам в данном контексте. Род — характеристика класса образовательных учреждений, в состав которого входят другие классы (виды).
В Законе акцентируется внимание на том, что Тип образовательного учреждения определяется по самому высокому уровню реализуемой им образовательной программы (ступени обучения).
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей — нормативный документ, регулирующий деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В этом нормативном документе тип учреждений дополнительного образования детей определяется через указание общности их основного предназначения (направленности), в целях и задачах деятельности.
Вид — подчиненное, понятие, служащее для выражения отношения между предметами или явлениями действительности с одними существенными признаками.
Вид — это и выражение качественно определенного соотношения общего, типового и особенного в конкретной системной организации объекта.
Тип и вид — соотносимые и взаимосвязанные понятия. Разделение по типам и видам используется для составления некой классификации, упорядочивающей элементы системы. Тип и вид определяются каждый своими специфическими признаками, но видовые признаки предмета или явления обязательно выражают отношение к типу (содержательное или объемное), но не наоборот. Тип объединяет разные виды в систему, но вид принадлежит только одному типу, при всем разнообразии своих признаков и их структурной организации.
Вид образовательного учреждения должен обладать всеми сущностными характеристиками типа образовательного учреждения, выражая их на практике в конкретной форме организации процесса педагогического взаимодействия. Охарактеризовать вид образовательного учреждения — это значит определить его качество и специфическое место в ряду однотипных образовательных учреждений.
Как это делать в отношении учреждений дополнительного образования детей, на основании какого набора показателей, сказать сегодня трудно. Единого подхода к типологии учреждений дополнительного образования детей сегодня не существует (как,
впрочем, нет единого подхода и к типологии учреждений общего образования), не проводился мониторинг имеющихся видов.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность подсистем преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов; подсистем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Подсистемами федеральной образовательной системы, обладающими своими особыми системными свойствами, являются территориальные образовательные системы — региональные, муниципальные, городские, областные и пр. Жизнедеятельность этих образовательных систем различается по условиям существования и различного социокультурного окружения, по традиционно сложившимся функциональным ориентациям различных образовательных учреждений.
В свою очередь, образовательные учреждения все вместе и каждое в отдельности — подсистемы территориальных образовательных систем. И каждое учреждение как единица территориальной и федеральной систем реализует, создает и включает в практику новые образовательные программы или их конкретный набор, способствуя процессу деиверсификации и вариативности в системе образования в целом.
Столь сложная, многоступенчатая зависимость показательна не только для масштаба образовательного учреждения, но и для ответственности каждого образовательного учреждения за свою роль (качество и эффективность деятельности) в системе образования.
В условиях становления вариативной системы образования возникло и продолжает увеличиваться большое количество различных типов и видов образовательных учреждений. Процесс их создания чаще всего проходит стихийно, без наличия необходимых условий, по самостоятельному волеизъявлению субъектов Российской Федерации.
Процесс стихийного субъективного варьирования затронул и систему дополнительного образования детей. Широкое распространение получило создание различных комплексов, объединяющих программы различного уровня образования или направления социально-педагогической деятельности (детский сад — учреждение дополнительного образования — начальная
школа, учебно-производственный комплекс — учреждение дополнительного образования, коррекционно-образовательный комплекс), инновационных центров, академий и др.
Одновременно продолжает сохраняться традиция внешкольных объединений, утвердившая в истории дополнительного образования такие названия, как Дворец пионеров и школьников, дом пионеров и др. Их преемниками стали дворцы детского и юношеского творчества, дома детского творчества, сохранились названия! Станция юннатов или юных техников, Детский парк, Детский лагерь и пр., хотя содержание их деятельности изменилось. Так происходит потому, что к старому названию все привыкли, родители и дети выбирают то, что сохранилось в общественной памяти как позитивное, нужное.
Поиск нового в содержании деятельности, распространение новаторских образовательных технологий, изменившиеся требования и запросы социума, конкретных людей так или иначе вынуждают учреждения дополнительного образования детей задуматься о наименовании, точном определении себя, но этот процесс неминуемо вступает в противоречие с консерватизмом принятого когда-то перечня внешкольных учреждений, связанных с ними тарифно-квалификационными должностными характеристиками.
Возникает естественная для данной ситуации проблема сохранения названия Дворец детского творчества с одновременным пониманием того, что понятие «Дворец» не определяет вид детского учреждения с характерными для него содержанием, организацией и результатами деятельности. Необходимость принятия соответствующих решений для снятия проблемы очевидна, но ее решение — также перспектива развития системы дополнительного образования детей.
Номенклатура видов учреждений дополнительного образования детей не может проводиться простым методом перечисления примеров самоопределения (самоназвания) или субъективной модификации внешкольных объединений. Методы продуктивной самоидентификаци: сравнительный анализ индивидуально-конкретных форм; вычленение существенных, необходимых показателей; их иерархическое структурирование; синтез на основе типовой принадлежности.
Для получения обоснованных выводов анализ надо проводить по всем показателям учреждения как объекта — управле-
нию, функциям, содержанию, организации, технологиям образовательного процесса, характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса, результатам образовательной деятельности и способам их фиксирования, ресурсному обеспечению жизнедеятельности и пр. Только специально организо ванная форма такого исследования или мониторинг образовательных систем может обеспечить сегодня адекватную оценку деятельности видов учреждений дополнительного образования детей и составить прогноз развития педагогических систем дополнительного образования.
Существуют различные подходы к мониторингу типов и видов образовательных учреждений. Однако все подходы опираются на признании, во-первых, того, что образовательное учреждение — юридическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе социально-педагогический процесс; во-вторых, того, что следует вычленить общие основания дифференциации. К ним относятся: уровень и приоритет целей и задач; количество предметов, профилей; степень их интегративности; приоритет и соотношение направлений деятельности, особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней образования, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля результатов обучения и воспитания, достижений детей; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
В рамках разработки «Российского стандарта общего обра- ‘ зования» предложены всего три основания для дифференциации образовательных учреждений: по характеру используемых программ (стандарт содержания); по характеру имеющегося в распоряжении учебного заведения педагогического коллектива (стандарт учителя); по экономической базе учебного заведения.
Используя эти три основания, можно построить матрицу,
которая вполне применима к учреждениям дополнительного
образования детей.
Обращает на себя внимание в предложенном подходе справедливое вынесение на первое место значения образовательных программ (образовательной программы). Именно образовательной программой определяется уровень подготовки (уровень образования личности), способ формирования контингента, применяемые организационные формы и методы, методиче- ское, психолого-педагогическое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
Реализация образовательных программ — общее или типовое требование для всех образовательных учреждений, а составленная совокупность (набор, комплекс, интеграция) конкретных программ учреждения — выражение особенного, видового.
Образовательная программа — прежде всего нормативный документ, в котором определены цели и ценности образования, пути их достижения. С учетом этого смысла образовательной программы и ее фундаментального значения для идентификации образовательного учреждения можно предложить следующие развернутые определения основных видов учреждений дополнительного образования детей.
Центр многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей деятельности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Это самодостаточное учреждение дополнительного образования с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или (и) углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть — Театр, Студия, Мастерская, Станция, Клуб, Школа, Музей и пр.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям: уровню (коррекционные, базовые, продвинутые); ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное); профилю (единого деления программ по профилям нет, а есть только многочисленные предложения. Например:
физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т. д.).
Школа в системе дополнительного образования детей — это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования.
Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения; учебного плана, учитывающего пожелания детей и родителей по вопросам факультати вов, организации индивидуальной работы и консультаций, обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-х, 5-летние и более программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Клуб — добровольное объединение детей и педагогов в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения. Главные принципы клуба — самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном кон такте друг с другом. Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное клуб является временным, неус тойчивым объединением для большинства и только для еди ниц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) — постоянным местом самоутверждения, отдыха, развития.
В дополнительном образовании клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной
социокультурной технологией воспитания и социализации. Другое назначение клуба — это быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традицию наименований учреждений внешкольной деятельности (Станция, Детский парк, Музей, Детский лагерь и пр.), сегодня уже не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Они не обладают должным потенциалом для организации и обеспечения содержания образовательной деятель-, ности. Программы этих учреждений чаще всего можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Поэтому они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; наименованием филиала Центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы, формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Тем более что Закон «Об образовании» утверждает, что образовательное учреждение вправе создавать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами (ст. 12). Порядок регистрации и деятельности данных образовательных объединений регулируется законом. Такие объединения в дополнительном образовании детей могут образовывать комплекс программ долговременного или кратковременного сотрудничества разных или (и) однородных видов учреждений.
Вопросы Что включает в себя успешное управление учреждением дополнительного образования? Какие компоненты (части, аспекты деятельности) учреждения дополнительного образования детей могут меняться и как эти компоненты определяют процесс развития учреждения? Согласны ли вы с утверждением Джона Адэра, что «наибольшее удовлетворение в работе человеку приносит его принадлежность к успеш Чт°? на ваш взгляд, могут ожидать в ближайшем будущем дети, роди-
тели, общественность от учреждений дополнительного образования детей? Что такое культура образовательного учреждения и как она создается?
о. Назовите основные приоритеты при формировании индивидуального учебного плана учреждения дополнительного образования детей.
Принципиален ли выбор учреждением форм детских объединений в проектировании собственной модели образовательного процесса I
Творческие задания Известны две основные позиции в определении организации образовательного учреждения:
_ «организация представляет собой механизм, созданный для реали зации определённой цели»;
— «организация представляет собой организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой»^ Раскроите их содержание; проведите сравнительный анализ и обоснуйте свои вы-
Р2. Согласны ли вы с утверждением: «В управлении ориентация на процесс продуктивнее, чем ориентация на результат»? Дайте соответствую- щий комментарий своему ответу. Вспомните определение миссии учреждения и попробуйте сформу- лировать миссию учреждения дополнительного образования детей в письменном виде. Помните, что миссия это не лозунг, но и не реферативная
работа. Существует мнение, что каждое учреждение дополнительного оора- зования детей уникально, неповторимо и поэтому к ним нельзя приме- нять общие правила. Можно ли с этим согласиться? Обоснуйте свои ответ. Создайте «портрет» идеального учреждения дополнительного образования детей.
Рекомендуемая литература
Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. — М., 1991.
Вейл П. Искусство менеджмента. — М.^ 1993.
Вудок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.
Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
Зингернт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
Казакова ЕЛ. Системно-ориентационный подход к развитию образовательных систем: методические материалы. — СПб., 1997.
Конасова Н.Ю. Социально-педагогические проблемы учреждении дополнительного образования: Методический практикум /Под ред. О.Е. Лебедева. — СПб., 1997.
Корчак Я. Как любить ребенка. — М., 1990.
Лебедев О.Е. Разработка образовательных программ как управленческая задача / Народное образование, 1999. — №7-8. ^
Морриссей Дж. Целевое управление организацией. М., 19(9.
Менеджмент в управлении школой: Учеб, пособие (научн. ред.
Т.И. Шамова). — М., 1992.
Нечаев В.Я. Социология образования. ~~ М., 1998.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997.
Сотворчество в управлении образованием / Под ред. С.Ю. Степанова ,
Г.А. Разбивной ), Петрозаводск, — М. 1993.
Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. — М., 1995.
Ясвин ВА. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 1997.

Глава 2.Доступность и обязательность образования

Глава 3.Классификация прав на образование
3.1 Право на дошкольное образование
3.2 Право на начальное общее образование
3.3 Право на образование в школе второй ступени

3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования

3.5 Право на профессиональную подготовку

3.6 Право на начальное профессиональное образование

3.7 Право на среднее профессиональное образование

3.8 Право на неполное высшее образование

3.9 Право на высшее образование

3.10 Право на послевузовское образование

3.11 Право на получение дополнительного образования

Заключение
Список нормативных источников и литературы
Введение

Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.

Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Все отношения возникают в образовательной сфере делятся на:

1.Между образовательным учреждением и обучающимися.

2.Между образовательным учреждением и органами управления.

3.Между образовательным учреждением и семьей.

4.Между родителями и детьми по поводу обучения.

5.Между органами управления и органами субъектов РФ.

6.Между образовательным учреждением и учредителями.

Объектом регулирования образовательного права выступают общественные отношения.

Право на образование является неотъемлемым правом человека, как право на жизнь.

Целями работы являются:

1) раскрыть понятие «право на образование;

2) установить в чем заключается обязательность и доступность образования;

3) рассмотреть какие виды прав на образования закреплены в законодательстве, охарактеризовать каждый вид.

Глава 1.Содержание права на образование в Конституции РФ

1.1 Становление права на образование

>В) образование — это средство, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.

В) весь процесс обучения направлен на социализацию людей- учащихся и т.д.;

Г) содержание образования иногда может выступать в конфликт с интересами учащихся.

Содержание права на образование развивается в отраслевом законодательстве, то есть права конкретизированы, разбиты на правомочия, а конституциональные добавляются другие права.

Глава 2. Доступность и обязательность образования

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность. В то же время в современном мире отличают несколько противоречий в развитии образования.

Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование, провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием — усилением неравенства в плане доступа к образованию.

Следующее противоречие — усиливающиеся финансовые трудности общеобразовательных учреждений — запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

В п.3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» этот принцип закреплен — он сформулирован как общедоступность образования.

В ст. 5 этого же Закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличие судимости.

В то же время ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах защиты их здоровья, например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, по признакам судимости. Ограничения могут быть установлены только законом. Закон РФ «Об образовании» ст.5

Доступность образования определяется двумя факторами:

1.Политикой государства в этой сфере.

2.Уровнем материального благосостояния его граждан.

При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства граждан оплачивать образовательные услуги, выход только один — установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуском, его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также ( на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В то же время в политике государства по этому вопросы существует ряд противоречий.

Первое противоречие — Конституции РФ в ст. 43 установлена общедоступность и бесплатное дошкольное образование, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.

Второе противоречие — Конституция РФ установила бесплатность лишь основного общего образования в Законе РФ «Об образовании» говориться о бесплатном общем (полном) образовании.

Третье противоречие — Конституция РФ установила общедоступность и доступность среднего профессионального образования — Закон РФ «Об образовании» говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступность.

Проанализировав государственную политику по этому вопросу можно сделать вывод — целесообразно устранить названные противоречия, установив бесплатность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования.

Обязательность образования — этот тот его уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства. Он также достаточен, по мнению государства, для:

1.Формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.

2.Интеграции личности в национальную и мировую культуру.

3.Формирование человека и гражданина, интегрированного в современные ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Закон «Об образовании» ст.14

Конституция установила обязательным основное общее образование. Это уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет, согласно Типовому положению об образовательной школе (первая ступени — 3-4 года).

Известна закономерность — чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.

Исходя из этих закономерностей целесообразно установить обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько другой основе. Такая обязанность должна быть установлена лишь для тех, кто в состоянии освоить образовательную программу полной средней школы.

Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается — в семье или в дошкольном учреждении.

Главная задача изменения системы образования сегодня состоит в том, чтобы государство, гражданское общество определило, какое образование должно быть обязательным и достаточным для граждан РФ. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это главное звено в цепи проблем образования.

В ст.19 Закона РФ «Об образовании» обязательным является основное обще образование, но известно, что с таким уровнем образовании работа на современной технике невозможна. В лучшем случае оно позволит быть подсобным рабочим.

Эту главную задачу различные политические силы стране предполагают решить разными способами. Их пять:

1.Оставить существующий уровень обязательного образования, как уже отмечалось (в этом случае закрепляется тенденция отставания страны).

2.Снизить уровень обязательного образования до 4 класса — начальной школы (в этом случае можно значительно снизить расходы государства на образование).

3.Установить в качестве обязательного общее среднее образование.

4.Установитть обязательным общее среднее профессиональное образование.

5.Установить обязательным высшее профессиональное образование.

Практически сегодня у государства есть материальные возможности осуществить любое из 5 решений, для этого есть и преподавательские кадры.

Такой уровень образования позволит гражданину России найти работу, самому создавать рабочие места, основав свое дело, занять устойчивое место в народном хозяйстве страны.

Глава 3. Классификация прав на образование

Анализ законодательства об образовании позволяет представить следующую классификацию прав на образование, рассматривая в качестве основы виды образовательных программ и типы образовательных учреждений:

1.Право на дошкольное образование, его реализуют в семье и в дошкольном учреждении.

2.Право на начальное общее образование, его реализуют или в семье, или в школе первой ступени.

3.Право на основное общее образование. Его реализуют или в семье, или в школе второй ступени. Этот уровень образования по российскому законодательству является обязательным.

4.Право на среднее (полное) общее образование реализуется или в семье, или в школе.

5.Право на профессиональную подготовку, имеющее целью приобретение учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Реализуется в профессиональном училище или в организации.

6.Право на начальное профессиональное образование. Реализуется в училище или в организации.

7.Право на среднее профессиональное образование. Реализуется в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательного учреждения высшего профессионального образования.

8.Право на неполное высшее образование, в объеме двух курсов.

9.Право на высшее профессионального образование с квалификацией «бакалавр».

10.Право на высшее образование с квалификацией «дипломированный специалист».

11.Право на высшее образование с квалификаций «магистр».

12.Право на высшее образование по программам переподготовки специалистов.

13.Право на послевузовское профессиональное образование по программам кандидата наук.

14.Право на послевузовское профессиональное образование по программе доктора наук.

15.Право на дополнительное образование.

3.1 Право на дошкольное образование

Дошкольные учреждения создаются для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, необходимой коррекции нарушений развития. Они действуют в полном семье. Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Ребенок должен находиться у родителей в сфере любви и доверия.

«В первые годы, писал Гегель, — особенно важно материнское воспитание, задачей которого является укоренение в ребенке нравственности как чувства». Первые три года жизни у ребенка более значимы для его развития, чем вся последующая жизнь.

На дошкольном этапе развития детей в возрасте от 2 до 5 лет у них должно формироваться физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие, как указано в Конвенции о правах ребенка (1980 г.). Кроме того все большее значение приобретает правовое воспитание.

В шесть лет дети могут посещать или детский сад, или школу. В любом случае в этом возрасте у них должны быть сформированы представления о правах, обязанностях, ответственности, о правонарушениях, то есть должно появиться определенное правосознание.

Государственный стандарт образования ребенка — это прежде всего показатели всех видов развития по годам его жизни.

Детский сад выполняет свою функцию в трех основных формах:

1.воспитывая в детском саду;

2.консультируя родителей по воспитанию детей;

3.воспитывая и развивая ребенка дома.

Дошкольное и школьное образование может стать надежным фундаментом образования. Этот вывод основывается на следующих аргументах:

А) в дошкольном образовании закладываются основы личности;

Б) полноценное дошкольное образование;

В) когда много семей находится за чертой бедности детский сад — лучший способ обеспечить физическое развитие ребенка, в нем он может полноценно питаться, развиваться.

Г) детские сады — та форма организации жизнедеятельности детей, которая наравне с семьей может обеспечивать здоровое развитие ребенка.

Д) детский сад — центр дошкольного воспитания, обеспечивающий помощь семье в воспитании детей.

Было бы полезно дать возможность детским садам зачислить за государство детей из неблагополучных семей, находящихся за чертой бедности, что позволило бы детям полноценно развиваться, питаться, получать положительные эмоции.

В международных документах по образованию, к сожалению, не закрепляется право ребенка на образование в дошкольных учреждениях. Такого нет ни в ст.28 Конвенции о правах ребенка, ни в ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека.

Признание такого права явилось бы дальнейшим шагом на пути развития права на образование.

3.2 Право на начальное общее образование

Начальное общее образование осваивается в нормативный срок четыре года. Оно может быть дано в специальном образовательном учреждении, реализующем только эту программу или в образовательном учреждении включающем обучение на двух или трех ступенях.

Школа первой ступени обеспечивает развитие детей, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч.1 ст.10 Закона РФ «Об образовании».

Право на образование ребенка реализует родители, выбирая возраст с которого ребенок может осваивать эту программу. Согласно ст. 19 Закона РФ «Об образовании» возраст, с которого допускается прием граждан, устанавливается в уставе образовательного учреждения.

Образовательное учреждение не имеет права отчислить ребенка из начальной школы. Ребенок имеет право перейти в другую школу. Все перечисленные права осуществляют родители. Если учащиеся не освоили программу учебного года, с согласия родителей имеют право остаться на повторное обучение в том же классе.

Другое право родителей — перевести ребенка в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя.

Третье право родителей — перевести ребенка на семейное воспитание. Если ребенок имеет по итогам учебного года одну задолженность по одному предмету, то его могут перевести в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагаются на родителей ребенка.

3.3 Право на образование в школе второй ступени

Основное общее образование дается в школе второй ступени или семье. Эта школа обеспечивает освоение обучающимися основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершению являются обязательными для родителей и детей. Эта обязанность остается в силе до достижения ребенком возраста 18 лет.

При обучении в школе второй ступени у учащегося есть право оставить обучение до получения им основного общего образования. Оно возникает при наличии следующих условий:

1.Ребенку исполнилось 15 лет.

2.Есть согласие родителей, или лиц, их заменяющих.

3.Есть согласие местного самоуправления.

Образовательное учреждение имеет право исключить ребенка из школы в следующих случаях:

1.Решения органа управления образовательного учреждения.

2.Ребенок совершил противоправные действия, уголовное преступление или административный проступок или неоднократно нарушил устав образовательного учреждения.

3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования

Среднее (полное) общее образование (третья ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки. Оно обеспечивает освоение обучающимся общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

У учащихся школы третьей ступени имеются следующие права:

А) на обучение по различным профилям и направлениям обучения;

Б) на выбор предметов, дополнительных обязательным, которые направлены на реализацию интересов и возможностей личности;

В) на дополнительные образовательные услуги, которые обязана оказывать школа.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего образования.

3.5 Право на профессиональную подготовку

Профессиональная подготовка в отличие от профессионального образования не имеет целью повышение образовательного уровня. Ее цель — ускорение приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Эту подготовку могут получить и лица, не получившие основного общего образования.

У ребенка имеется право при прохождении профессиональной подготовки, на получение бесплатной профессиональной подготовки, если такая подготовка получается впервые. Закон РФ «Об образовании» ст.5

Техническое и профессиональное образование должно стать важнейшим аспектом процесса образования. Оно должно стать неотъемлемой частью начального общего образования каждого человека в форме приобщения к технике и миру труда.

3.6 Право на начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалификационного труда по всем направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может базироваться на среднем (полном) общем образовании по отдельным профессиям.

В государственном стандарте «Начальное профессиональное образование» приводится классификационная структура профессионального образования России:

1 ступень — ускоренная профессиональная подготовка;

2 ступень — начальное профессиональное образование по профессиям, для овладения которыми не требуется среднего общего образования;

3 ступень — начальное профессиональное образование по профессии, для овладения которыми требуется среднее общее образование;

4 ступень — повышенное профессиональное образование рабочих ( в высших профессиональных училищах, лицеях;

5 ступень — бакалавриат, магистратура, послевузовское профессиональное образование.

Получая образование на этом уровне учащиеся имеют право на бесплатное образование, на получение документа государственного образца о профессиональном образовании.

3.7 Право на среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена. Оно направлено на удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Обучающиеся называются студентами, курсантами, слушателями. Они имеют следующие права:

1.На обучение в образовательных учреждениях.

2.На бесплатное обучение в государственных или муниципальных учреждениях, если образование данного уровня получается впервые.

3.На ознакомление с уставом и другими документами учреждения, перечисленными в уставе учреждения.

4.На ознакомление с лицензией, со свидетельством о государственной аккредитации.

5.На получение студенческого билета и зачетной книжки.

6.На обучение с продолжительностью академического часа 45 минут.

7.На каникулы 8-11 недель, в летнее время 6-9 недель.

8.На недельную учебную нагрузку не более 36 часов.

9.На обучение в группе.

10. На получение документа государственного образца о среднем профессиональном образовании при выполнении всех требований учебного плана.

11. На обучение в рамках государственного стандарта по индивидуальным учебным планам.

12.На ускоренный курс обучения.

13.На получение дополнительных платных услуг.

14.На участие в управлении.

15.На свободу совести, информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений.

16.На работу во время учебы.

3.8 Право на высшее образование

Право на неполное высшее образование

Граждане России имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.

Неполное высшее образование, овладение образовательной программой в объеме не менее 2-х лет обучения. Окончание этого типа обучения дает студенту право:

А) продолжить высшее образование;

Б) получить диплом о неполном высшем образовании без итоговой аттестации, квалификация при этом не присваивается.

Право на высшее образование с получением квалификации «бакалавр»

Срок освоения этой программы составляет не менее 4-х лет. Программа включает в себя гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины, практику, имеющую профессиональное значение.

Право на получение квалификации «дипломированный специалист»

Срок освоения программы составляет не менее 5 лет.

Право на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»

Это третий уровень высшего профессионального образования, которое реализуется на основе двух профессиональных программ, обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр». Общий срок обучения должен составлять не менее 6 лет.

Права лиц на обучение на данной программе включают в себя:

1.Право на обучение по программе, включающей бакалаврскую программу по соответствующему направлению и программу третьего уровня, которая должна иметь разные по состоящим части — образовательную и научно-исследовательскую и научно-исследовательскую.

2.Право на обучение с максимальной аудиторной нагрузкой не более 15 часов в неделю.

3.Право на работу по индивидуальному плану под руководством преподавателя, имеющего ученую степень.

4.Право на защиту выпускной работы, магистерской диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

5.Право на сдачу экзаменов и кандидатского минимума.

6.Право просить вуз засчитать результаты выпускных экзаменов в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.

7.Право получить диплом магистра государственного образца.

3.10 Право на послевузовское образование

Позволит гражданам повышать уровень образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профе6ссионального образовательного учреждения.

Этот вид образования приобретается:

В аспирантуре. Аспиранты имеют права на:

1.пользование оборудованием, лабораториями, библиотеками;

2.перевод в другое высшее заведение;

3.изменение формы подготовки с очной на заочную и наоборот;

4. восстановление в аспирантуре;

5.выполнение государственных требований для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»;

6.выполнение оплачиваемой работы при условии выполнения ими индивидуального плана подготовки;

7.трудоустройство;

8.обеспечении при условии обучения в очной аспирантуре государственной стипендии;

9.получение надбавок к стипендии;

10. ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца;

11. месячный отпуск, для лиц, окончивших аспирантуру;

12. социальные гарантии и льготы.

Права докторанта определены в Положении о подготовкке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования РФ, утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.98 г. № 814 ( с изменениями).

В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме.

Докторанты пользуются бесплатным оборудованием, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, получают стипендию.

3.11 Право на получение дополнительного образования

Реализуется в целях удовлетворения потребности в образовании, в непрерывном повышении квалификации.

Программы дополнительного образования могут быть реализованы: в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах, центрах профориентации, школах искусств, домах детского творчества и иных имеющих соответствующую лицензию учреждений.

Заключение

Итак, под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижений гражданином (обучающимися) определенных государственных уровней (образовательных цензов).

Право на образование рассматривается, как конституционное, основное, естественное право человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность и обязательность.

Доступность образования определяется двумя факторами:

1.политикой государства в сфере образования;

2.уровнем материального благосостояния его граждан;

Обязательность образования определяется, как уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства.

Список нормативных источников и литературы

1. Всеобщей декларации прав человека 10.12.48г.

2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

3.Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г.

4.Закон РФ «Об образовании» от 10.12.92 г. (с измен. и дополн.)

5.Серых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2000 г.

6.Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебник для вузов — М. Издательство НОРМА, 2001.

Классификация прав на образование.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Конкретизируя законодательство РФ об образовании можно представить следующую классификацию прав на образование;

1) право на дошкольное образование, его реализуют в семье или в дошкольной организации;

2) право на начальное общее образование, его реализуют в семье или в школе первой ступени;

3) право на основное общее образование, его реализуют в семье или в школе второй ступени;

4) право на среднее общее образование реализуется в семье или в школе. Этот уровень образования по российскому законодательству является обязательным;

5) право на профессиональную подготовку, имеющую целью приобретение учащимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, реализуется в организации СПО;

6) право на начальное профессиональное образование;

7) право на среднее профессиональное образование, реализуется в организации СПО или на первой ступени образовательных организаций высшего профессионального образования;

8) право на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр»;

9) право на высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист»;

10) право на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»;

11) право на второе высшее профессиональное образование по программам переподготовки специалистов;

12) право на освоение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки;

13) право на дополнительное образование.

Каждое из перечисленных прав включает ряд правомочий, которые установлены в нормативных актах, регулирующих отношения по реализации этого права. Все они будут последовательно рассмотрены в Особенной части настоящего учебника.
Право на дошкольное образование конкретизируется Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


Право на начальное общее образование возникает по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев (ст. 67 ФЗ №-273-ФЗ, Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Право на основное общее образовании возникает у ребенка, который освоил программу начального общего образования.

Право на среднее общее образование возникает у ребенка, который освоил программу основного общего образования.

Право на профессиональную подготовку возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование.

Право на начальное профессиональное образование возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование.

Право на среднее профессиональное образование возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование.

Заключение.

Главная задача законодательства об образовании состоит в том, чтобы закрепить за каждым человеком, гражданином России равное право на качественное образование и установить объем этого права. Другая задача состоит в том, чтобы обеспечить силами государства защиту и охрану права на образование.

Общие цели права состоят в том, чтобы установить такой порядок в обществе, который позволил бы каждому человеку быть свободным.

Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.

Первая функция – обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности.

Другая функция – обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его механизмами. Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.

Следующая функция образовательного законодательства – всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта, на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе.

Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоты мира и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла.

Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать: свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, трудовом коллективе, семье; меру прав, ответственности и свободы в мире.

Учреждения дополнительного образования

Смотреть что такое «Учреждения дополнительного образования» в других словарях:

  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним… … Педагогический словарь

  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — – образовательные учреждения – дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры традиционной культуры, народных ремесел и другие, обеспечивающие условия для личностного развития, укрепления здоровья … Терминологический ювенологический словарь

  • Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных… … Профессиональное образование. Словарь

  • Учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение,реализующее дополнительные учебные программы различной направленности,выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Учреждение дополнительного образования детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

  • Центр дополнительного образования одарённых школьников — Центр дополнительного образования одарённых школьников … Википедия

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Большой юридический словарь

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется учреждение) тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных… … Официальная терминология

Что такое учреждения дополнительного образования

Быстрая навигация по материалу

  • Понятие дополнительного образования
  • Дополнительное образование в школе
  • Профильные учреждения дополнительного образования

Образование – краеугольный камень развития общества. Именно от его уровня зависит будущее экономики, и всего государства в целом. В нашей стране образованию уделяется огромное внимание. Ежегодно возрастает количество учебных заведений, ужесточаются требования к ним, повышается качество знаний, усовершенствуются учебные программы. И самое главное – в нашей стране образование является бесплатным, что закреплено в главном законодательном акте – Конституции РФ.

Это касается не только дошкольного, среднего или высшего образования. Помимо основных программ обучения каждый гражданин, независимо от его возраста и уровня просвещения имеет право на получение дополнительного образования. Что представляет собой это понятие, какие учреждения дополнительного образования существуют, каковы его особенности, нужно ли платить за получение дополнительных знаний, выплачиваются ли алименты на совершеннолетнего ребенка, получающего дополнительное образование после школы? Все эти вопросы довольно актуальны и требуют пояснений.

Консультация юриста по образовательному праву даст разъяснение по всем нюансам, поможет в спорных ситуациях. Профессиональный юрист представит интересы при необходимости в судебном разбирательстве или в досудебном урегулировании.

Понятие дополнительного образования

Образовательное право рассматривает все взаимоотношения, связанные с учебно-воспитательным процессом. Одним из субъектов образовательного права является учебное заведение. Рядом законодательных норм Государство устанавливает определенные правила, требования и стандарты обучения, которые выражаются в процедурах лицензирования и аккредитации учреждений.

Основное требование к образовательным заведениям – предоставить каждому гражданину государства равный объем знаний и соответствующее их качество. Целью же всего процесса образования является воспитание личных и профессиональных качеств человека, которые позволят ему комфортно чувствовать себя в обществе, приносить пользу государству и обеспечивать себе и своей семье достойное существование.

Но равные возможности не всегда удовлетворяют всех потребностей человека в знаниях. Для некоторых граждан стандартные программы образования недостаточны, так как не позволяют максимально реализовать природные данные, определиться с дальнейшим развитием совей личности. Поэтому и возникло такое явление, как учреждения дополнительного образования. Эти воспитательные организации не ставят своей целью повысить уровень общей образованности, скорее они направлены на удовлетворение отдельных потребностей человека. Таковыми могут быть:

  • интеллектуальные;
  • физические;
  • духовные;
  • культурно-нравственные;
  • профессиональные;
  • и т.д.

Учреждения дополнительного образования могут находиться как в частной собственности, так и в государственной. Кроме того, они могут осуществлять свою деятельность в виде некоммерческих организаций, суть которых заключается в предоставлении услуг на базе благотворительных фондов. Соответственно с этим они могут быть бесплатными и предоставлять услуги на платной основе.

Обучение проводится и среди детей и среди взрослых, в зависимости от направленности. Учреждения дополнительного образования часто прикреплены, например, к высшим учебным заведениям, предприятиям, школам, и т.д., или представлять отдельные структуры. Но все они должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и быть аккредитованными для того, чтобы выдавать дипломы или аттестаты об окончании курса.

>юрист по образовательному праву

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по дополнительному образованию

Дополнительное образование в школе

Для воспитания целостной, развитой личности ребенок должен помимо фундаментальных знаний, получаемых при изучении школьной программы, иметь возможность приобретать навыки, способствующие развитию природных данных. Учреждения дополнительного образования для детей довольно разнообразны. Все их можно разделить на следующие типы:

  • общеобразовательные (дома культуры и дворцы творчества, дома природы станции юных натуралистов и, и т.д.);
  • профильные (в основном это детские спортивные, художественные и музыкальные школы);
  • научные и технические организации (дома техники);
  • организации социального значения;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения (так называемые, коррекционные).

Кроме того, может осуществляться дополнительное образование в школе, в виде факультативных занятий, кружков, секций, где присутствуют особые учебные программы (курсы, лекции, практические занятия). Целью таких занятий является развитие природных талантов и склонностей ребенка, приобретение новых навыков, реализация творческих потребностей.
Дополнительное образование в школе выполняет несколько очень важных функций:

  • дает возможность более глубокого развития личности ребенка;
  • решает проблему общения со сверстниками;
  • в обмен какой-либо опытом осуществляет специальной области знаний;
  • мотивирует детей к деятельности (как творческой, так и физической);
  • позволяет выявить у ребенка склонность к той или иной области, развить и укрепить ее;
  • дает возможность для раннего выбора будущей профессии;
  • проблему адаптации детей-инвалидов в обществе решает.

Часто выбор учреждения дополнительного образования не зависит от склонностей и желания самого ребенка. Определяющим моментом служит то, что кружок находится рядом с домом и за него не нужно платить. Однако такой подход родителей крайне не желателен. Ведь после школьных занятий ребенок и так устает, а дополнительное образование в школе должно приносить удовольствие, быть местом отдыха. Только тогда оно даст свои результаты.

>Дополнительное образование услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

Профильные учреждения дополнительного образования

Удовлетворение потребностей человека в повышении уровня собственных знаний и развитии творческого потенциала касается не только детей. Взрослым людям оно необходимо даже в большей мере. Часто профессиональная деятельность требует глубокого изучения той или иной сферы, особенно, если она связана с быстро изменяющимися сферами. Грамотный специалист должен быть в курсе новейших технологий, методов и все время стремиться к самоусовершенствованию. Кроме того, основным способом защиты трудовых прав работников при сокращении является возможность их переобучения, что тоже осуществляется посредством окончания курсов повышения квалификации или переобучения.

Учреждения дополнительного образования решают эту проблему. Конечно, можно заниматься изучением предмета и самостоятельно, посещая библиотеки, покупая литературу или используя современные источники информации. Однако для большинства профессий требуется документальное подтверждение полученных знаний, то есть сертификат или свидетельство. В качестве примера можно привести врачебную практику, где новые методы лечения невозможно использовать без прохождения специальных курсов повышения квалификации и получения диплома.

Кроме того, экономическая нестабильность приводит к необходимости осваивания новых профессий. Например, бухгалтер, потеряв работу, может стать успешным парикмахером или инструктором по фитнесу, окончив соответствующие курсы. Однако стоит учитывать, что диплом соответствующего образца можно получить только в специализированных организациях, имеющих лицензию и аккредитацию государства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать Задать вопрос юристу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *