Внебюджетные фонды кратко шпаргалка

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Уплата платежей во внебюджетные фонды и стабильность контрактов на недропользование

Масалин Есен

Главный эксперт АО «КМГ-Консалтинг»

Третий Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 15 апреля 2005 г.)

В данной работе затрагивается целый комплекс вопросов, касающихся порядка уплаты платежей во внебюджетные фонды, предусмотренного в контрактах на недропользование (далее — Контракты). Это один из тех случаев, когда нередка «неудачно» накладываются друг на друга несовершенство отдельных норм законодательства, принятых в период заключения Контрактов, нечеткость формулировок самих Контрактов (а в некоторых случаях в чистом виде — противоречие формулировок законодательству) плюс неправильное толкование норм законодательства и Контрактов уполномоченными органами. На практике все это в совокупности обусловливает неправильное применение норм законодательства и Контрактов, что приводит к ущемлению прав недропользователей, обвиняемых в нарушении норм права и наказываемых соответствующими санкциями.

В качестве базы нижеизложенного анализа мы руководствовались конкретными случаями из недавней практики взаимоотношений налоговых органов с недропользователями, в т.ч. в рамках проведенных налоговых проверок, обжалования их результатов в административном и судебном порядке.

В отдельных Контрактах понятие «налоги» толкуется расширительно, включая в себя все налоги, сборы, пошлины и платежи, предусмотренные действующим законодательством РК, и одновременно приводится определение понятия «налоговое законодательство» в соответствии со статьей 1 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 24 апреля «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Указ о налогах), регламентирующие уплату только платежей налогового характера (налогов).

В свою очередь, понятие «действующее законодательство» также неоднозначно толкуется во многих Контрактах, подразумевая под собой как законодательство, действующее на дату заключения Контракта, так и текущее законодательство, действующее на момент возникновения налоговых обязательств.

Таким образом, изучение положений различных Контрактов, заключенных в период действия Указа о налогах и прошедших обязательную налоговую экспертизу, позволяет сделать вывод о том, что во многих из них нечетко и в противоречие Указу о налогах определены такие понятия, как: «налоги», «налоговое законодательство», «стабильность налогового режима», «действующее законодательство».

Данный факт, на наш взгляд, явился, в частности, следствием недостаточно четкого определения указанных понятий в самом Модельном контракте, который согласно статье 1 Указа о недрах, использовался в качестве образца при составлении Контрактов до 31.07.2001 г., а также недостаточно тщательной проработки условий заключаемых Контрактов на предмет их соответствия Указу о налогах.

Однако необходимо отметить, что в целом, несмотря на вышеизложенные несоответствия между положениями Контрактов и нормами Указа о налогах, статья 94-3 Указа о налогах содержит императивное требование, устанавливающее стабильность налогового режима.

Согласно указанной статье, налоговый режим, установленный Контрактом, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия данного Контракта, за исключением случаев, когда изменения в налоговый режим Контракта вносятся по соглашению сторон и не влекут изменение соотношения первоначальных экономических интересов РК и недропользователя по Контракту.

При этом налоговый режим, устанавливаемый Контрактом, согласно статье 94 Указа о налогах, должен соответствовать законодательству, регулирующему уплату налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

Однако, имеющие место противоречия в определении и толковании понятий «налоговое законодательство», «налоги», «стабильность налогового законодательства» согласно Контрактам и Указу о налогах, вызвали на практике судебные разбирательства между органами налоговой службы и недропользователями по вопросу соблюдения последними стабильности налогового режима Контрактов.

При этом, на наш взгляд, недропользователь, оперируя в каждом конкретном случае указанными противоречиями в зависимости от условий Контракта и норм законодательства РК, действовавших на дату его заключения, вполне на законных основаниях требует нераспространения стабильности налогового режима на изменения в неналоговом законодательстве, регламентирующем, в частности, уплату платежей во внебюджетные фонды.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, возникшие на основе указанных несоответствий в определениях, содержащихся в Контрактах и Указе о налогах.

Так, недропользователь (истец) считает неправомерным произведенное органами налоговой службы (ответчик) доначисление по платежам во внебюджетные фонды, упраздненные с введением социального налога в 1999 г., поскольку стабильность налогового режима не распространяется на данные платежи, являющиеся фискальными, а не налоговыми обязательствами.

В обоснование своей позиции истец ссылается на положения заключенного в 1995 г. Контракта, согласно которому изменения в Налоговом законодательстве РК, произведенные после подписания настоящего Контракта, не повлияют на налоговые обязательства Подрядчика или Инвестора, за исключением тех ситуаций, когда такое изменение является по сути заменой налога, установленного в настоящем Контракте и не вызывает увеличения ставок этого налога по сравнению с моментом подписания настоящего Контракта. Наряду с этим, «Фискальные обязательства» означают без ограничения: все налоги, сборы, роялти, пошлины, взносы, штрафы, удержания, обязательные фонды…, а также все иные суммы, которые должны быть получены акционерами Подрядчика.

Изучив материалы дела, суд заключил, что согласно условиям Контракта действительно стабильность налогового режима распространяется исключительно на изменения налогового законодательства, влияющие на налоговые, но не фискальные обязательства. Согласно статьям 3, 4 Указа о налогах отчисления в Пенсионный фонд РК, Фонд социального страхования и Государственный фонд содействия занятости не являются налогами (платежами налогового характера) и нормативные правовые акты, регулирующие данные платежи, не относятся к налоговому законодательству. Тем не менее, Контрактом также установлено, что фискальные обязательства, к которым относятся, в том числе, взносы и обязательные фонды, подлежат налоговой стабилизации. Таким образом, суд делает вывод о том, что на указанные платежи во внебюджетные фонды распространяются положения Контракта о стабильности налогового режима.

Вместе с тем, в статье Контракта, на основании которой судом было вынесено решение в пользу ответчика, дословно установлено следующее: «Подрядчик и инвестор обязаны платить Фискальные обязательства согласно статье… настоящего Контракта. Любые другие Фискальные обязательства, применимые к Подрядчику, подлежат налоговой стабилизации, как указано в статье… настоящего Контракта».

То есть, если исходить из буквального толкования указанной статьи Контракта и действительной общей воли сторон — сохранение установленного Контрактом баланса экономических интересов, можно заключить, что налоговой стабилизации подлежат только другие, не предусмотренные Контрактом Фискальные обязательства, которые могут возникнуть после его заключения.

Из изложенного примера наглядно видна зависимость применения стабильности налогового режима к отдельным платежам по Контракту от степени четкости и недвусмысленности формулировок в Контракте основных понятий, определяющих налоговый режим.

Или другой пример. Недропользователь (истец), осуществляющий деятельность по Контракту 1997 г., обратился в суд с просьбой признать недействительным доначисление отчислений в дорожный фонд за 1998 г. и обязательство по уплате отчислений в этот фонд за 1999 г. При этом в качестве обоснования своих доводов истец, во-первых, приводит положение Контракта, согласно которому отчисления в дорожный фонд начисляются в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Во-вторых, положение Контракта, устанавливающее, что стабильность налогового режима распространяется на изменения в налоговом законодательстве, к которому согласно статье 1 Закона о налогах, не относится Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О дорожном фонде».

На дату заключения Контракта в 1997 г. ставка отчислений в дорожный фонд составляла 0,5%. Однако, с 01.06.1998 г. указанная ставка была снижена до 0,1%, а с 1999 г. отменена вообще в связи с упразднением дорожного фонда. В связи с чем, истец, подразумевая под действующим законодательством законодательство на момент возникновения налоговых обязательств, руководствовался изменениями в текущем неналоговом законодательстве, осуществляя уплату отчислений в дорожный фонд с 01.06.1998 г. по ставке 0,1% и вообще прекратив их уплату с 1999 г.

В свою очередь, ответчик полагает, что под действующим законодательством следует понимать законодательство, действующее на дату заключения Контракта, на изменения в котором распространяется стабильность налогового режима Контракта.

Суд пришел к следующему выводу. Согласно статье 94-3 Закона о налогах, налоговый режим, установленный Контрактом, должен оставаться неизменным до окончания срока его действия, за исключением случаев, когда изменения в налоговый режим Контракта вносятся по соглашению сторон и не влекут изменение соотношения первоначальных экономических интересов РК и недропользователя по Контракту. В самом Контракте предусмотрено, что любые изменения или поправки к Контракту должны быть согласованы сторонами, во время проведения таких переговоров недропользователь будет продолжать платить налоги и платежи, предусмотренные Контрактом и действовавшим на дату заключения Контракта законодательством. С учетом статьи 94-3 Закона о налогах, а также того, что изменения в Контракт в установленном порядке не были внесены, истец обязан производить платежи в дорожный фонд в размере, установленном законодательством на дату подписания Контракта.

Приведенный пример является наиболее часто встречающимся в судебной практике, подтверждающий позицию судов о том, что налоги и платежи, установленные в налоговом режиме Контракта, должны уплачиваться до конца срока его действия в силу стабильности налогового режима.

В целом, соглашаясь с такой логикой, тем не менее, необходимо отметить, что в каждом конкретном случае разрешения споров по вопросу соблюдения недропользователем стабильности налогового режима Контракта, необходимо индивидуально подходить к условиям, установленным Контрактом и тщательно изучать законодательство, действовавшее на дату заключения отдельного Контракта.

Поскольку, например, в практике деятельности нашей компании встречаются случаи неправомерного предъявления органами налоговой службы требований к недропользователям, не учитывающих первоначально заложенный в Контракте баланс экономических интересов сторон, подкрепленных к тому же вступившими в законную силу судебными решениями.

Указанная незаконная практика коснулась, в основном, недропользователей, заключивших Контракты после пенсионной реформы, в результате которой произошла смена Пенсионного фонда РК накопительными пенсионными фондами (далее — НПФ).

В связи с реформированием пенсионной системы и введением с 01.01.1998 г. пенсионного обеспечения из НПФ, многие недропользователи, заключившие Контракты после пенсионной реформы, столкнулись на практике с рядом проблем.

Так, в частности, по мнению налоговых органов, недропользователь, заключивший Контракт в период с 01.01.1998 г. по 01.01.2000 г., наряду с перечислением 10%-ых обязательных пенсионных взносов от дохода работника в НПФ, обязан также уплачивать 10%-ые обязательные пенсионные взносы от фонда оплаты труда в счет социального налога.

Возникновение данных проблем обусловлено неверным толкованием налоговыми органами пенсионного законодательства РК.

Вместе с тем, указанная проблематика, подкрепленная сложившейся судебной практикой, влечет за собой нарушения прав и законных интересов недропользователей.

Рассмотрим подробнее указанную проблематику.

1) Относительно отождествления понятий «накопительный пенсионный фонд» и «Пенсионный фонд РК»

С внесением изменений и дополнений в Указ о налогах, в Республике Казахстан с 1.01.1999 г. отменены платежи во внебюджетные фонды и в налоговое законодательство введен социальный налог.

В связи с чем, статьей 12 Закона РК «О республиканском бюджете на 1999 год» установлено, что плательщики должны зачислять в счет социального налога задолженность по взносам в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий за прошлые периоды.

Несмотря на это, налоговики в ряде случаев неверно отождествляют понятия «НПФ» и «ПФ».

Тогда как понятия «ПФ» и «НПФ» не могут быть тождественными поскольку:

1) их деятельность связана с последовательно сменяющими друг друга этапами пенсионной реформы в Республике Казахстан (Законы РК «О пенсионном обеспечении» от 17.06.1991 г. и 20.06.1997 г.), т.е. различны цели создания;

2) означают абсолютно разные фонды, так как различны:

— организационно-правовая форма;

— право собственности на пенсионные взносы.

Таким образом, важно проводить разграничение различных по сущности и правовой природе фондов, из чего следует, что обязательство недропользователя по уплате Взносов в ПФ, упраздненный с 01.01.1998 г., не подлежит установлению в налоговом режиме Контракта, заключенному после 01.01.1998 г.

Соответственно, у недропользователей, заключивших Контракты после отмены платежей в ПФ, не может возникнуть задолженность по платежам в Пенсионный фонд на дату введения социального налога с 01.01.1999 г.

2) По вопросу включения обязательных пенсионных взносов в НПФ в налоговый режим Контракта, заключенного после 01.01.1998 г.

Законодательством РК предусмотрено, что Контракт должен соответствовать законодательству Республики Казахстан, действующему на дату его заключения.

Соответственно Контракт, заключенный после 01.01.1998 г., в части уплаты Взносов должен соответствовать вступившему в законную силу с 01.01.1998 г. Закону РК от 20.06.1997 г. «О пенсионном обеспечении».

Так, согласно статье 4 данного Закона в редакции до 01.01.2003 г., уплату Взносов в НПФ осуществляют физические лица по ставке пенсионных взносов в размере 10% от дохода…

Исходя из изложенного, уплата Взносов является обязательством физических лиц.

Тогда как Контракт на недропользование заключается между недропользователем и государством в лице Компетентного органа, уполномоченного Правительством РК.

Это означает, что налоговый режим Контракта включает в себя обязательства недропользователя перед государством по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а не обязательства работника недропользователя.

Уплата же 10%-ых Взносов в НПФ, как было указано выше, является обязательством работников, но ненедропользователя перед государством, так как данные платежи:

1) перечисляются недропользователем за физических лиц (работников) на их индивидуальные пенсионные счета, но не в пользу государства;

2) носят возвратный и адресный характер по отношению к физическим лицам (работникам), что не свойственно налогам и обязательным платежам;

3) находятся в распоряжении вкладчика — физического лица, который, в частности, вправе переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой.

3) Относительно признания недропользователя агентом по удержанию и перечислению 10%-ых Взносов в НПФ только в случае их удержания от дохода работника

Различают два порядка исчисления и уплаты 10%-ых Взносов в НПФ, последовательно сменивших друг друга.

Первоначальный порядок, действовавший в период с 01.01.1998 г. по 01.01.2000 г., регламентировал исчисление и перечисление 10%-ых обязательных пенсионных взносов в НПФ от фонда оплаты труда.

Второй порядок, действующий с 01.01.2000 г. по настоящее время, состоит в удержании и перечислении 10%-ых обязательных пенсионных взносов в НПФ от дохода работника.

Учитывая, что уплата Взносов в НПФ является обязательством физических лиц и не подлежит включению в состав налоговой нагрузки недропользователя по Контракту, условия стабильности налогового режима Контракта, не распространяются на данное обязательство физических лиц.

При этом недропользователь, перечисляя 10%-ые Взносы своих работников в НПФ, как согласно первоначальному порядку (от ФОТ), так и ныне действующему порядку (от дохода работника), всегда выступает агентом по их удержанию и перечислению в НПФ на индивидуальные пенсионные счета своих работников независимо от базы удержания таких взносов.

Данный вывод подтверждает Закон РК «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей с 01.01.1998 г., согласно которому юридические лица, удерживающие обязательные пенсионные взносы у источника выплаты, обязаны перечислять их в НПФ одновременно с выплатой дохода.

Однако в настоящее время на практике сложилось неправильно, толкование норм законодательства РК, что влечет предъявление органами налоговой службы требований недропользователю, заключившему Контракт в период действия порядка удержания 10%-ых обязательных пенсионных взносов от фонда оплаты труда (01.01.1998 г. — 1.01.2000 г.), об их уплате в счет социального налога наряду с перечислением 10%-ых обязательных пенсионных взносов от дохода работника в НПФ.

4) Относительно обязательства недропользователя, заключившего Контракт в период с 01.01.1998 г. по 01.01.2000 г., дважды перечислять 10%-ые обязательные пенсионные взносы своих работников

Согласно позиции органов налоговой службы, недропользователь, заключивший Контракт в период с 01.01.1998 г. по 01.01.2000 г., наряду с перечислением 10%-ых Взносов от дохода работника в НПФ, обязан также уплачивать 10%-ые обязательные пенсионные взносы от фонда оплаты труда в счет социального налога.

Данное требование налоговики объясняют изменением с 01.01.2000 г. порядка удержания и перечисления 10%-ых обязательных пенсионных взносов в НПФ, в соответствии с которым данные взносы должны удерживаться от дохода работника.

Однако указанная позиция органов налоговой службы является противоречивой, непоследовательной и в целом противоречит законодательству РК.

Противоречивость данной позиции заключается в том, что, по мнению органов налоговой службы, 10%-ые обязательные пенсионные взносы от фонда оплаты труда подлежат уплате недропользователем, так как входят в налоговый режим Контракта и на них распространяется стабильность налогового режима.

В то же время органы налоговой службы, соглашаясь с удержанием данных пенсионных взносов согласно действующему порядку, введенному в действие с 01.01.2000 г. — от дохода работника, нарушают такую стабильность налогового режима.

То есть, в соответствии с указанной позицией органов налоговой службы один и тот же платеж (10%-ые обязательные пенсионные взносы) должен удерживаться и перечисляться недропользователем за своих работников дважды: от фонда оплаты труда и от дохода работника, итого 20%.

Вместе с тем, непонятно куда будут зачисляться 10%-ые обязательные пенсионные взносы от фонда оплаты труда. Перечисление данных 10% в бюджет на код социального налога противоречит статье 12 Закона РК «О республиканском бюджете на 1999 год», а также разъяснениям уполномоченных государственных органов. Перечисление их в НПФ также противоречит законодательству РК, поскольку фактически на индивидуальные пенсионные счета работников будут поступать10% от фонда оплаты труда и 10% от их ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов.

Непоследовательность позиции органов налоговой службы заключается в том, что свое требование об обязательстве недропользователя дважды перечислять 10%-ые Взносы, налоговики начали предъявлять после введения с 01.01.2000 г. действующего порядка удержания Взносов в НПФ от дохода работника.

Тогда как еще до изменения порядка удержания Взносов в НПФ, данные взносы перечислялись в эти же фонды. То есть, несмотря на изменение базы их удержания, неизменным осталось то, куда они перечисляются — в НПФ на индивидуальные пенсионные счета физических лиц.

То есть непонятно, каким образом изменение базы удержания 10%-ых обязательных пенсионных взносов повлияло на изменение места их поступления и в целом назначения? (Не в НПФ на индивидуальные пенсионные счета физических лиц, а в бюджет на код социального налога).

Кроме того, согласие с вышеприведенной позицией органов налоговой службы относительно включения 10%-ых обязательных пенсионных взносов от фонда оплаты труда в налоговый режим Контракта и их уплаты в счет социального налога, повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки недропользователя по Контракту.

Данный факт отрицательно скажется, в конечном счете, не столько на недропользователе, сколько на заработной плате его работников, так как недропользователю придется дважды удерживать обязательные пенсионные взносы: 10% от фонда заработной платы работников по Контракту и ещё 10% от ежемесячного дохода работника в соответствии с действующим пенсионным законодательством РК, итого 20%.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы рекомендовать участникам правоотношений в сфере недропользования правильного понимания и применения норм законодательства РК и контрактов при определении налоговой нагрузки недропользователя в целях недопущения нарушений его законных прав и интересов.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение, порядок образования и использования которых регламентируется финансовым правом.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием.

Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.

Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.

Основные направления расходования денежных средств следующие:

1) уставная деятельность;

2) определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги;

3) коммерческая деятельность.

По своей сущности внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей.

Целевые отчисления, посредством которых осуществляется финансирование целевых мероприятий:

1 специальные целевые налоги в Пенсионный фонд;

2 займы и проведение денежно-вещевых лотерей;

3) субсидии из бюджета;

4) выявленные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

5) взносы и пожертвования юридических и физических лиц.

Назначение внебюджетных фондов:

1) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные мероприятия, i финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных.

Фонд государственного социального страхования создается страховыми методами; в создании участвуют все, кто занимается коммерческой деятельностью.

Источники образования:

1) страховые взносы предприятий и организаций;

2) средства государственного бюджета;

3) доход от реализации путевок.

Расходование происходит на:

1) выплату пособий:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне);

2) финансирование санаторно-курортного обслуживания;

3) материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

Вторым по значимости является Пенсионный фонд. Задачи Пенсионного фонда:

1) сбор средств для выплаты пенсий и пособий и организация пенсионного дела;

2) участие в финансировании региональных программ.

Источники образования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы, которые платят все предприятия;

2) зарплата работника;

3) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

4) средства, выделяемые вышестоящими органами;

5) излишки;

6) взносы в добровольном порядке.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ

Влияние финансов на НТП (научно-технический прогресс):

1) по линии финансирования;

2) по линии стимулирования.

НТП включает несколько стадий:

1) проведение исследований;

2) разработку образцов;

3) внедрение в производство.

Сейчас внимание государства сконцентрировано на научных исследованиях, но нужно и внедрять эти разработки в производство. Вся российская наука складывается из сети научных учреждений – академической, отраслевой, заводской и вузовской науки. Академическая наука почти полностью финансируется за счет федеральных средств.

Отраслевая наука до последнего времени была главным научным сектором России. Формирование финансовых ресурсов отраслевой науки многогранно: финансирование из федерального бюджета по государственным заказам (сейчас большинство госзаказов дается отраслевой науке ВПК, космической отрасли, институтам, участвующим в государственных программах). Важным источником формирования средств отраслевой науки являются внебюджетные фонды: финансирование отраслевых и межотраслевых НИОКР (научно-исследователькие и опытно-конструкторские разработки).

Доходы научных организаций включаются в перспективные научные разработки. Выполнение заказов предприятий по различным вопросам, прибыль от реализации научных проектов и другой деятельности предприятий составляют доходы научных организаций.

На экономику значительное влияние оказывают два вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек.

Инфляция издержек имеет затухающий характер, при этом не увеличивается масса денег в обращении.

Инфляция спроса сопровождается выпуском денежной массы и не имеет границ. До последнего времени у нас преобладала инфляция спроса.

По объему эмиссии первое место занимает ЦБ (Центральный Банк), который предоставляет кредиты коммерческим банкам. Такие кредиты в конечном итоге привели к переливу средств из сферы производства в сферу обращения.

Изначально предполагалось предоставление кредитов предприятиям с низкими процентными ставками, но этот механизм не сработал, банки давали кредиты под большие проценты, а маржу оставляли себе. Оставалось повысить учетную ставку ЦБ, что в конце концов привело к снижению темпов инфляции.

В России имела место и инфляция издержек из-за политики мероприятий-монополистов и других факторов (например, увеличение общего налогового бремени).

Для ограничения инфляции издержек:

1) был введен налог на прибыль, превышающую нормативную рентабельность предприятий-монополистов (сейчас от этого отказались);

2) установлены ограничения на уровень торговой надбавки (не боле 25 % от стоимости товара);

3) введение регулирования цен на продукцию естественных монополий.

Субъекты Федерации регулируют цены на топливо, продаваемое населению, городской и пригородный транспорт, жилищные и коммунальные услуги.

Роль финансов в разрешении проблемы неплатежей заключается в своевременном выполнении бюджетом и внебюджетными фондами своих обязательств перед получателями государственных ассигнований.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Социальное преобразование общества возможно 2 способами: революционным и реформаторским. Революционный способ связан с большими финансовыми и материальными потерями.

Реформаторский способ предполагает эволюционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще длительным процессом. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и людскими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе. Успешное проведение реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инвестиций, социальных пособий и т. д.

Финансовое обеспечение социальных реформ решает 2 задачи. Изыскание необходимых финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по социальным реформам и рациональное их использование. Могут осуществляться социальные реформы, направленные на развитие новых отношений в производстве, решение вопросов в ходе смены производственных отношений либо связанные с ускоренным развитием производительных сил без смены производственных отношений (индустриализация и т. д.).

Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества, проводятся как правило, на компромиссной основе. Наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб и ошибок.

Из истории социальных реформ в разных странах. Существует несколько этапов реформ.

В России первой крупной социальной реформой была отмена крепостного права в 1861 г. Главная проблема – определение условий выкупа крестьян и их земельных наделов, которые удовлетворили бы помещиков и крепостных. Выкуп был определен равным капиталу, дающему при 6 % годовых сумму, равную прежнему среднему оброку. Правительство сразу дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации. Был создан Госбанк. Госзаймы были удачным найденным способом, который помог мирным способом преобразовать общество.

Реформы в Германии: была проведена денежная реформа, что восстановило устойчивое денежное обращение.

Китай осуществлял реформы в 2 этапа:

1) с конца 1970 до 1985 г. главным рычагом была аграрная реформа;

2) льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций – для прибрежных районов.

На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протекционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что препятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе.

Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капитала, создать нормальные условия в аграрном секторе, ограничить военные расходы, что дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать производителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований.

УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ

ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ И СТИМУЛОВ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Финансовый рычаг – инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. В их состав входят:

1) прибыль;

2) налог на прибыль;

3) амортизационные отчисления;

4) отчисления на социальное страхование;

5) налоги с населения.

Роль финансовых рычагов в условиях перехода от административно-командных к рыночным методам хозяйствования существенно возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования народного хозяйства.

С помощью финансовых рычагов решаются задачи:

1) регулирования общего уровня финансовых ресурсов в сфере производства;

2) ограничения монопольной деятельности;

3) регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, пропорции распределения денежных средств, инвестиционных и инновационных процессов.

Наибольшую роль играют налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятия. Изымая часть накоплений, государство создает у предприятия стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли, прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям преобладают налоговые методы изъятия доходов предприятий.

Налог на сверхприбыль, применяющийся в ряде стран, способствует ограничению монополий.

Подоходный налог с населения играет определенную роль в повышении трудовой активности ра-,ботников.

В условиях рыночной экономики система финансовых рычагов воздействует на развитие производства и через прямое регулирование пропорции между денежными фондами, участвующими в производственном процессе. Чтобы не допустить сбоев в работе, предприятие широко использует финансовые нормы и нормативы, резервные фонды и т. д. Через изменение соотношения между фондами накопления и потребления финансовые рычаги непосредственно влияют на экономический рост.

Финансовый стимул – организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Выделяют:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и санкций. Льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ И СТИМУЛОВ

Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов.

Эффективность финансовых рычагов и стимулов – способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.

Наибольшее значение имеют:

1) финансовое регулирование и стимулирование производства;

2) финансирование научно-технического прогресса;

3) страховая защита общественного производства.

Направления повышения эффективности: 1) налоги. Налоговый механизм оказывает на предприятие двойственное влияние. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-технические и опытно-конструкторские работы, стимулируя повышение эффективности производства. Однако высокий общий уровень налогообложения предприятия резко ограничивает его финансовые возможности по наращиванию производства, а частый пересмотр видов налогов и условий их взимания ослабляет действенность налоговых льгот. Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов;

2) финансовые санкции и льготы используются очень мало. Перечень льгот по налоговому законодательству был резко уменьшен с введением 25 гл. Налогового кодекса, особенно в части реинвестирования прибыли, отсутствует их дифференциация по территории страны, нет системы льгот, ориентирующей предприятие на приоритетные отрасли. Бюджетное финансирование в качестве финансовой льготы не рассматривается, что послужило причиной распространения иждивенчества при формировании финансовых ресурсов предприятия. Система финансовых санкций также нуждается в коренной перестройке. Чтобы они стали реально действующими и эффективными, необходимо изменить содержание заключаемых между партнерами договоров, предусмотрев значительное усиление материальной ответственности за невыполнение принятых обязательств. Действенность финансовых санкций во многом зависит от эффективной работы органов финансового контроля, экономических, судебных и арбитражных органов. Повысить эффективность действующих финансовых санкций можно путем оздоровления экономики, арбитражных служб, пересмотрев сами санкции в сторону ужесточения;

3) прибыль – обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства.

Задача финансового регулирования – обеспечить оптимальные размеры и соотношения между фондами возмещения, потребления и накопления и рациональные пропорции между денежными фондами, входящими в их состав.

РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Таможенная политика государства. По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:

1) адвалорные – в процентах к таможенной стоимости товара;

2) специфические – в абсолютных размерах на единицу товара;

3) комбинированные – сочетают первые и вторые;

4) особые:

а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);

б) специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств);

в) антидемпинговые (когда цена импортныхтоваров ниже стоимости);

г) компенсационные (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях.

Финансовое регулирование импорта и экспорта. Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет крупномасшабная утечка капитала.

Основные формы нелегального бегства:

1) недополучение экспортной выручки;

2) невозвращенная предоплата импорта;

3) контрабанда;

4) экспортные кредиты предприятиям.

Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов – технические, на пополнение рублевой массы. Вся эта масса переоформлена в государственный долг. Россия продолжает предоставлять кредиты. Многие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предприятиями.

Со странами дальнего зарубежья. Россия – основной преемник кредитора СССР. К началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд руб., в том числе 18 % должна Куба, по 11 % – Монголия и Вьетнам, 10 % – Индия, 8 % – Сирия, 6 % – Польша, 4 % – Ирак, 3,5 % – Афганистан и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кредиты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те, кто делает это, осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях.

Финансовые отношения с международными организациями. Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН: некоммерческих, содействия экономическому и культурному развити, а также в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доле страны в мировом ВВП. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО – платим 24 млн долл. в год, во Всемирную организацию здравоохранения – 20 млн долл. в год, в Международную организацию труда – 15 млн долл. в год, в МАГАТЕ – 12 млн долл., в ЮНИДО – 8 млн долл.

Россия также активно участвует в МВФ – самостоятельной организации, содействующей международной торговле и регулированию валютных курсов.

Мировой банк. Его назначение состоит в содействии экономическому развитию стран путем предоставления кредитов. Участники – только члены МВФ, взносы пропорциональны доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования.

ФИНАНСЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Глобализация экономики – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, знаний. Финансы как инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции стран в мировую экономику. Функционируя в международной сфере, финансы влияют на экономические интересы участников, выступают как стимул развития мировой экономической интеграции.

Международные финансы охватывают валютные, кредитные, финансовые отношения в мировом хозяйстве, все финансовые потоки, международные кредиты, международное движение капиталов.

Появление международных финансов связано с формированием мирового хозяйства, ростом международной торговли и становлением мирового рынка, углублением международного разделения труда, увеличением и диверсификацией международного движения капитала. Особенности международных финансов:

1) выражены в валютных денежных единицах;

2) одной из сторон взаимоотношений является зарубежный партнер;

3) находятся за рамками национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс. Роль финансов в глобализации определяется по направлениям:

1) изыскание источников и мобилизация финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;

2) регулирование международных интеграционных процессов;

3) стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственно их участников. Международные экономические отношения между субъектами мирового хозяйства реализуются в 3 следующих формах.

1. Форма международной торговли. Это торговые ‘отношения между странами, состоящие их экспорта и импорта товаров, сырья, материалов. Финансы обслуживают экспортно-импортные операции, способствуют формированию доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности. С помощью финансовых инструментов осуществляются расчеты по операциям, распределяется доход между участниками.

2. Форма инвестирования капитала.

Вывоз капитала – целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для более выгодного их размещения.

Формы:

1) прямые инвестиции – капиталовложения в предприятия в целях развития и расширения производства, освоения новых видов продукции, совершенствования технологий;

2) портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги;

3) вывоз ссудного капитала – предоставление кредитов, займов.

Страна-экспортер получает прибыль, импортер – финансовые вливания.

Роль финансов – мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции в экономику способствуют ее стабилизации и подъему. При вывозе финансы обеспечивают развитие и улучшение экономических связей и формирование финансовых ресурсов.

3. Форма кредитно-финансовых отношений. В них вступают практически все участники международных экономических отношений. В выполнении кредитно-финансовых операций и поддержании стабильности международных расчетов ведущую роль играют международные кредитные и финансовые институты: МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР и т. д.

4. Форма платежно-финансовых отношений.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Цель и задачи аудита расчетов с внебюджетными государственными фондами

Цель аудита расчетов по страховым взносам, основываясь на действующих нормативно-правовых актах, — осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами .

Аудит расчетов с внебюджетными фондами — это проверка правильного исчисления и начисление страховых взносов, составление отчетности и своевременность отчислений во внебюджетные фонды. Аудит данных расчетов дает возможность определить, каким образом ведется аналитический учет на предприятии.

При проведении аудита расчетов можно выделить следующие основные задачи:

— установление правильности определения облагаемых баз и точности расчетов сумм взносов, подлежащих к уплате в определенные сроки, и при составлении отчетности с внебюджетными фондами;

— подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

Обязанности по обеспечению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

— ПФРФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

— ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством .

Данные Фонды имеют право применять к предприятиям штрафные санкции в виде взысканий сокрытых сумм, штрафов и пеней.

Таким образом, цели и задачи аудита учета расчетов с государственными внебюджетными фондами, направлены на проверку соблюдения регламентированных нормами налогового и бухгалтерского законодательства правил организации ведения учета и расчетов с ПФ РФ, ФСС, ФОМС

Этапы и методы аудиторской проверки расчетов с внебюджетными государственными фондами

По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— правильность применения налоговых ставок;

— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудиторы должны помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде наверняка менялись, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными документами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетные фондами. Следует также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

Программа проверки документации хозяйствующего субъекта включает в себя:

— аудит оформления первичных документов;

— проверку правильности применения ставок страховых взносов;

— проверку тождественности остатков и оборотов по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета;

— определение видов оплаты труда и других выплат работникам, которые производились в отчетном году.

Для этого необходимо сравнить виды выплат, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами выплат, на которые они должны начисляться в соответствии с действующим законодательством; определить в случае выявления несоответствий размер отклонений по базе начисления страховых взносов.

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведется для формирования достоверной информации о доходах и стаже работников, определяющих размер начисления будущих пенсий.

Дополнительно ПФР получает данные для создания единой базы по назначению срочных пенсий, единовременных выплат застрахованным лицам.

Доступность сведений обеспечивается регулярным представлением страхователями отчетности, которая с 2017 г. подается в ИФНС в форме единого расчета (РСВ) по страховым взносам. Бланк утвержден приказом № ММВ-7-11/551 от 10.10.16 г.

Пенсионным фондом разработаны специальные виды отчетности по индивидуальному учету в системе ОПС. Актуальное переутверждение бланков произошло в 2017 г. (Постановление Правления ПФ РФ № 2п от 11.01.17 г.). В частности, переизданы следующие отчетные формы:

АДВ-1 – анкета по застрахованному лицу.

АДВ-2, АДВ-3 – заявления по СНИЛС (выдаче дубликата СНИЛС).

АДВ-6-1, АДИ-5 – опись передаваемой страхователем документации, сопроводительная ведомость.

СЗВ-К – подается по данным о стаже занятости физлица до момента регистрации в ОПС.

В рамках ведения индивидуального учета работодатели также обязаны ежегодно отчитаться по форме СЗВ-СТАЖ. Бланк утвержден Постановлением Правления ПФР № 3п от 11.01.17 г. и сдается до 1 марта. А ежемесячно в ПФР предоставляется отчет СЗВ-М. Форма введена в действие постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.16 г. и сдается до 15-го числа каждого месяца.

Если страхователь уклоняется от подачи достоверных данных или предоставляет сведения не в полном объеме, ему грозит ответственность по ст. 17 Закона:

— 500 руб. за каждое застрахованное лицо – при нарушении сроков сдачи информации, за подачу неполных или ложных данных в СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.

— 1000 руб. – при нарушении установленного регламента отправки данных в электронном формате.

При выявлении указанных правонарушений сначала составляется акт, который вручается страхователю в 5-дневный срок с даты подписания.

На обжалование нарушителю отводится 15 дней. Если документ не обжалован, выносится решение и только затем направляется требование по уплате санкций. На исполнение работодателю отводится 10 дней.

Ниже в таблице показаны ставки по страховым взносам на 2019-2020 год. Тарифная ставка (страховой тариф) представляет собой процент начисления взносов.

Таблица 1 – Ставки по взносам в 2019-2020 году

С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ. При этом НК РФ дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».

Проверка правильности применения ставок страховых взносов осуществляется в соответствии со ставками, установленными ст. 425 и 426 НКРФ на период 2017-2020 года для всех страхователей по пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию, и страхователей по обязательному медицинскому страхованию, производящих выплаты физическим лицам (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы).

При контроле начисления пособий аудитор должен:

— удостовериться в наличии документов – справки независимых экспертов, приказы руководителя, листы временной нетрудоспособности;

— произвести перерасчет исходя из того, что первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет организации, а оставшиеся дни за счет Фонда социального страхования. Это верно только для работников организации. Если работник предприятия ухаживает за членом семьи, то больничный оплачивается полностью за счет ФСС;

— сопоставить расчет авансовых платежей по взносам в ФСС РФ в части выплат по временной нетрудоспособности с дебетом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и расчетной ведомостью по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Для контроля выплат, носящих компенсационный характер, необходимо:

— определить выплаты, носящие компенсационный характер согласно НК РФ;

— поверить операции, носящие характер компенсации за неиспользованный отпуск.

При проведении процедуры проверки расчетных ведомостей по начислению оплаты труда аудитор может выборочно произвести арифметический пересчет ставок страховых взносов к базам начисления. Здесь требуется определить уровень баз начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица.

При проверке выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в соответствии с законодательством необходимо подтвердить правомерность не включения данных выплат и вознаграждений в облагаемую базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

На данном этапе проверки следует обратить внимание на ст. 420 и 421 НК РФ.

В ходе контроля ведения учета, своевременности и правильности исчисления и перечисления страховых взносов следует обратить внимание на следующие вопросы:

— проверка своевременности начисления страховых взносов. Страховые взносы начисляются в момент получения работником выплат или иных вознаграждений, включая отпускные, премиальные и прочие выплаты некомпенсационного характера;

— сопоставление данных, полученных при расчете базы исчисления страховых взносов организации, с учетными данными, отраженными в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

— проверка правильности исчисления страховых взносов по срокам уплаты: соответствие сальдо обязательств по каждому взносу на конец отчетного периода в учете плательщика с данными внебюджетных фондов.

При наличии отклонений между данными бухгалтерского учета, отчетности и оборотно – сальдовой ведомости следует проанализировать ситуацию, выявить причины отклонений и сделать соответствующие выводы.

Наиболее распространенной причиной отклонений является внесение в бухгалтерский учет текущего отчетного периода исправлений за предыдущие отчетные периоды.

При этом необходимо сопоставить исправительные проводки в бухгалтерском учете и декларациями за тот отчетный период, в котором допущены искажения и за который внесены исправления в текущем отчетном периоде.

В качестве возможных искажений при расчетах с внебюджетными фондами могут быть следующие:

1) нарушение порядка формирования базы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

2) нарушение порядка применения ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

3) нарушение порядка расчета пособий, в т.ч. за счет фонда социального страхования;

4) нарушение правомерности применения льгот при начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

5) нарушение порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

6) несоответствие записей в отчетах и журналах, других регистрах;

7) отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка организации, Положения по оплате труда, коллективного договора, трудовых договоров, положения о премировании и т.д.;

8) ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитываются страховые взносы;

9) арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы для начисления страховых взносов;

10) ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

11) несвоевременное исполнение страховых обязательств;

12) неправильное заполнение строк отчетного расчета при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах бухгалтерского учета;

13) фальсификация отчетности.

План и программа аудита расчетов с внебюджетными фондами

Составим общий план аудита, непосредственно указав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита расчетов с внебюджетными фондами

Аудируемое лицо ООО «ХХХ»
Аудиторский риск 0,26%
Уровень существенности 680 тыс.руб.
Период аудита с 01.01.17. по 31.12.17г.
Количество чел/часов 56 чел/часов
Руководитель аудиторской группы Сидорова Н.А.
Состав аудиторской группы Сидорова Н.А., Конева М.В.
Привлечение экспертов Нет
Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
Сбор необходимой информации об экономическом субъекте 01.11.2018г. Конева М.В.
Предварительное планирование, оценка риска и существенности 02.11.2018г. Конева М.В.
Инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а так же с положениями общего плана аудита 03.11.2018г. Сидорова Н.А.
Определение необходимости привлечения экспертов в процессе аудита 04.11.2018г. Сидорова Н.А.
Аудит расчетов с внебюджетными государственными фондами (счет 69) 05.11.-10.11. Сидорова Н.А.

После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его реализации.

Программа аудита расчетов с внебюджетными государственными фондами

Перечень проверяемых вопросов (или) аудиторских процедур Ссылка на аудиторские процедуры: (тесты, методики и т.п.) Период проведения Исполнитель Отчетные и рабочие документы аудитора
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского и налогового учета Инспектирование, запрос, сравнение 01.11.2018г Сидорова Н.А. Бухгалтерский баланс
Аудит расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) Инспектирование 02.11.2018г Конева М.В. 4-ФСС
Проверка правильности заполнения оборотно – сальдовой ведомости Инспектирование, пересчет 03.11.-04.11.2018г Конева М.В. Оборотно – сальдовая ведомость
Проверка полноты расчетов по взносам во внебюджетные государственные фонды Инспектирование 05.11.2018г Конева М.В. Расчеты по взносам
Проверка правильности заполнения формы «Расчет по страховым взносам» Инспектирование, пересчет 06.11.2018г Сидорова Н.А. Расчет по страховым взносам
Проверка формирования оборотно сальдовой ведомости по сч. 69 в разрезе выделенных субсчетов Инспектирование, пересчет 07.11. -10.11.2018г Конева М.В. Оборотно – сальдовая ведомость, анализ счета 69

Типичные ошибки, выявленные при аудите расчетов с внебюджетными государственными фондами

Типичными ошибками, выявляемыми при аудите расчетов с внебюджетными государственными фондами, могут являться:

1. Неуплата страховых взносов. Может повлечь наказание, если недоимка образовалась по следующим причинам:

— расчетная база по взносам занижена;

— сумма платежа рассчитана неверно;

— плательщик взносов совершил иные неправомерные действия (бездействие).

Штраф за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрен в НК РФ, КоАП РФ и в законе об обязательном соцстраховании от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Санкции за неуплату страховых взносов (кроме взносов «на травматизм»):

— налоговый кодекс ст. 122: от 20 до 40% суммы недоимки платежей;

— КоАП ст. 15.11: от 5 до 20 тыс.руб.

Ответственность за неуплату страховых взносов «на травматизм» (в результате занижения базы, неправильного исчисления суммы и др.) предусмотрена ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в виде штрафа 20% от не поступившей в бюджет суммы (40% при доказанности умысла).

Если в первичном расчете организация допустила ошибку, но при этом до подачи уточненного расчета уплатила недоимку по взносам и пени, штраф ей не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

Приведем пример.

В ООО «Колос» в 1 квартале 2018 года наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страховых взносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.

После того как в штат «Колос» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненного расчета не была уплачена.

В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.

Приведем другой пример.

Изменим условия предыдущего примера: ООО «Колос» (не уплатив страховые взносы по первоначальному расчету) подало несколько корректировок, в которых указало пересчитанные суммы страховых взносов:

— корректировка № 1: 36 740 руб.;

— корректировка № 2: 57 090 руб.;

— корректировка № 3: 37 012 руб.

В ситуации подачи нескольких уточненных расчетов штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 812 руб. (37 012 руб. – 34 200 руб.) — разницы между страховыми взносами, указанными в первоначальном расчете и в последнем уточненном расчете (письмо ФНС России от 14.11.2016 № ЕД-4-5/21472).

Штрафы по страховым взносам в 2018 году могут последовать не только по НК РФ или КоАП, но и по УК РФ. Уголовное наказание грозит должностному лицу, если налоговики докажут, что неуплата страховых взносов стала результатом преступления.

Привлечь к уголовной ответственности могут:

— директора фирмы;

— главного бухгалтера;

— других лиц, содействовавших преступлению (например, налогового юриста, чьи консультации и советы привели к совершению преступления).

Речь идет о наказаниях по ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ.

Впервые совершившие преступление по указанным статьям фирмы и ИП освобождаются от уголовной ответственности, если полностью погасят страховую недоимку.

Таким образом, штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно. По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок. В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.

2. Нарушение сроков расчетов с государственными внебюджетными фондами. Если организация или ИП не оплачивают вовремя страховые взносы, на них возлагается штраф. Размер штрафа составляет 5% от суммы страховых выплат за каждый отчетный период. Сама сумма не может превышать 30% и быть меньше одной тысячи рублей.

Ответственному лицу или руководителю предприятия может также грозить штраф от 300 до 500 рублей. Нарушение сроков уплаты взносов происходит, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не уплатили до 15-го числа каждого месяца необходимый взнос.

Причины неуплаты могут быть разные:

— банковская структура вернула платежное поручение (недостающие реквизиты, или неверно заполненный документ);

— сама компания по каким-то причинам отозвала платежное поручение;

— неверно указаны КБК получателя, и деньги перечислены в другой орган или на другой вид налога/взноса.

Кроме штрафов, на компанию ложатся еще и пени. Тариф пени рассчитывается из ставки 1/300 за каждый просроченный день. Уплачиваются пени вместе со штрафом и необходимым платежом.

3. Ошибки в расчете страховых взносов. Контрольное соотношение в налоговой отчетности — это соответствие цифр, отраженных в одной части (строке, поле, графе) отчета, тем цифрам, что показываются в другой части документа (а иногда и в совсем другом отчете).

Контрольные соотношения по РСВ закреплены в письме ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Их несоблюдение — одна из самых частых ошибок при сдаче расчета по страховым взносам.

В случае если расчет заполняется в электронном виде, например, с помощью специального модуля, входящего в состав программного обеспечения (далее – ПО) для налоговой или бухгалтерской отчетности, эти ошибки, как правило, фиксируются автоматически. Если РСВ сдается на бумаге и заполняется вручную, то возможен противоположный сценарий, поскольку крайне сложно соблюсти официальные контрольные соотношения, условно говоря, с калькулятором в руках. Поэтому лучше процесс заполнения формы автоматизировать в части проверки контрольных сумм.

Если у работодателя нет возможности применить специализированные программы для заполнения отчетности, то на выручку ему придет бесплатное решение — программа «Налогоплательщик ЮЛ» (несмотря на название, подходит она как для юридических лиц, так и для ИП).

Соблюдение контрольных соотношений в РСВ не гарантирует его принятия налоговиками, поскольку они будут затем производить форматно-логический контроль документа.

С одной стороны, форматно-логический контроль (ФЛК) включает в себя проверку контрольных соотношений конкретных цифр. С другой — предполагает гораздо более углубленный анализ различных показателей в отчете. Например, в целях выявления ошибок в самих цифрах (которые при этом могут «соотноситься» вполне корректно). Данный контроль также проводится автоматически — с применением специальных ведомственных программ ФНС.

Особенность форматно-логического контроля в том, что он проводится полностью ФНС. Пользователь не может принять в нем участие. Но знать основные критерии, используемые налоговиками, в любом случае полезно.

Эти критерии прописываются главным образом на уровне внутриведомственной документации и не публикуются в нормативных актах, подобных административным регламентам ФНС.

К числу основных действующих документов, в которых отражены действующие критерии по ФЛК, можно отнести разработанный ГНИВЦ ФНС России классификатор ошибок файлов, принятых по ТКС. В нем сказано, к примеру, что распространенный код ошибки 0400400011 в расчете по страховым взносам обозначает, что нарушено равенство значения суммы страховых взносов по работодателю совокупной сумме взносов по застрахованным лицам.

Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:

— расчеты по платежам во внебюджетные фонды регулируются НК РФ, а именно главой 34 «Страховые взносы»;

— основными задачами, которые ставятся при проведении аудита расчетов с внебюджетными фондами, является подтверждение правильности, своевременности и полноты начисления и перечисления налогов, правильности ведения учета по этим расчетам, правильности заполнения отчетности и соответствия данных учетных регистров данным налоговой отчетности;

— по результатам аудиторской проверки расчетов предприятия с государственными внебюджетными фондами, аудитор должен составить аудиторское заключение по проверяемому участку учета.

Просмотров 2 422

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — это основа для выплаты пенсий, больничных и декретных пособий, а также получения бесплатного медобслуживания. Кому, куда и сколько нужно заплатить?

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды являются обязанностью для всех организаций и индивидуальных предпринимателей. Их уплата регулируется главой 34 Налогового кодекса, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ. До этого действовал Федеральный закон № 212-ФЗ.

Изменение законодательства связано с передачей полномочий по сбору взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Федеральной налоговой службе. Фонд социального страхования платежи принимает сам.

Что такое внебюджетные фонды

Это учреждения, действующие независимо от бюджетов любого уровня. Их назначение — удовлетворение социально-экономических нужд граждан, таких как:

  • обеспечение пенсионеров;
  • охрана здоровья;
  • поддержка материнства и детства.

Они помогают реализовывать конституционные права населения. Перечисление взносов является обязательным для работодателей. ИП также уплачивают их за себя.

В соответствии со статьей 419 НК РФ, физические лица тоже могут быть плательщиками. Относится это к самозанятым гражданам, которые официально нигде не работают, но хотят иметь социальные гарантии.

Объект обложения, база исчисления, сроки отчетности

Объектом выступают доходы трудящихся, которые выплачивают по трудовым, гражданско-правовым договорам, договорам отчуждения интеллектуальной собственности и авторского права. Доходы, связанные с имущественными сделками, сюда не входят.

Индивидуальные предприниматели делают отчисления в фиксированном размере (см. статью 430 НК РФ). Он ежегодно пересматривается и до нынешнего года привязывался к МРОТ.

Порядок заполнения и форма предоставления расчета по страховым взносам (РСВ) утверждены Приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Работодатель ведет исчисление по каждому сотруднику по истечении календарного месяца. Отчетные периоды — квартал, полугодие, девять месяцев и год. В 2020 году отчетность предоставляют:

  • до 3 мая (с учетом переноса, обычно — до 30 апреля);
  • до 30 июля;
  • до 30 октября;
  • до 30 января.

Расчетный период — календарный год.

Тарифы

Актуальные ставки можно узнать на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Устанавливаются они статьей 425 НК РФ:

Для ряда плательщиков (в том числе ИП на УСН) установлены пониженные ставки. Для трудящихся во вредных или опасных условиях применяется повышенный тариф. Размер увеличения зависит от подкласса условий труда (от 2 до 8 %). Это прописано в статье 428 НК РФ.

Особенности уплаты для ИП

Кроме уже упомянутого фиксированного размера, индивидуальным предпринимателям следует знать следующее:

  • отчисления в ФСС они делают добровольно, если заключат соответствующий договор;
  • при расчете декретных выплат принимаются во внимание платежи за предшествующий год, а не за два года, как в случае работы по найму;
  • если сумма годового дохода ИП превысит 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить в ПФР 1 % от разницы;
  • если у ИП нет сотрудников, он может уменьшить налогооблагаемую базу по УСН на полную величину взносов во внебюджетные фонды (если есть, то только на ее половину).

Несвоевременность отчислений ведет к невозможности уменьшить налогооблагаемую базу в отчетном квартале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *