Внесение изменений в адрес юридического лица

Какие ситуации могут возникнуть для смены юридического адреса ООО

В Гражданском кодексе есть два понятия: место нахождения компании и ее адрес. Первое означает наименование населенного пункта или муниципального образования (МО), где постоянно действует исполнительный орган фирмы. Полные координаты организации официально называются «адресом юридического лица» (чаще юридическим адресом). Помимо места нахождения он содержит все прочие сведения: улицу, номер дома и т.д. Именно эта информация представлена в ЕГРЮЛ.

По практике прошлых лет место регистрации юрлица в уставе указывалось полностью. Сейчас такое требование отсутствует. В учредительном документе, как правило, раскрывается только место нахождения организации. Наример, город Москва или город Можайск Московской области. Следовательно, когда компания переезжает в рамках населенного пункта или МО, ей не придется менять свой устав. Необходимость изменения появляется при перемещении организации в другой город. Некоторые ООО пишут в уставах свои полные контактные данные, тогда их приходится менять при переезде.

Таким образом, чаще всего возникают три типовые ситуации:

  • Изменение места нахождения: 1) требуется новая редакция устава.
  • Изменение юридического адреса в пределах места нахождения: 2) требуется новая редакция устава; 3) изменения в уставе не нужны.

Процедура смены населенного пункта или муниципального образования (МО) включает в себя два этапа. При переезде в рамках места нахождения — всего один. Также отличается набор документов, необходимых для каждой ситуации. Далее приведена пошаговая инструкция по смене юр. адреса ООО.

Ситуация 1. Смена места нахождения

Этап 1: уведомление о намерении изменить место нахождения

В течение 3-х дней после принятия решения о переезде, представьте соответствующие документы в налоговую инспекцию по старому месту регистрации. В этот пакет нужно включить:

  • Письменное решение участника ООО о перемене адреса. Если компания имеет более одного участника, потребуется протокол решения общего собрания.
  • Заявление о смене юридического адреса ООО по форме № Р14001. Оно необходимо для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Помимо основной части и информации о заявителе (лист Р) заполняется лист Б (только пункты 1-5). Форму и порядок ее заполнения вы можете найти в Приказе ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
  • Заявление № Р14001 следует заверить у нотариуса. Этого можно не делать, если руководитель организации (чаще всего это директор) представляет документы в налоговую лично. В этом случае его подпись заверит принимающий их сотрудник инспекции. Кроме того, когда у вас есть усиленная квалифицированная ЭЦП, можете направить пакет документов дистанционно в электронном виде. Помощь нотариуса в этом случае также не потребуется.

После этого ФНС вносит информацию о решении общества сменить место нахождения в ЕГРЮЛ в течение 5-ти рабочих дней. Организации выдается лист записи о внесении изменений в реестр.

Исключение! Предварительное уведомление о намерении не требуется, когда новое место нахождения совпадает с:

  • местом жительства (нахождения) собственника с долей участия 50% и более;
  • местом жительства лица, действующего от имени юрлица без доверенности.

Этап 2: подача документов об изменении адреса по новому месту регистрации

С момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о намерении изменить место нахождения должно пройти 20 дней. После этого представьте еще один пакет документов в налоговую инспекцию уже по новому месту расположения. Его состав следующий:

  • Заявление по форме № Р13001. Заполнить нужно титульную часть, листы Б (полностью) и М. Аналогично форме № Р14001 она опубликована в Приказе ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
  • Два экземпляра новой редакции устава с измененным населенным пунктом или МО.
  • Подтверждение уплаты госпошлины за внесение изменений в устав компании. Сейчас ее величина составляет 800 рублей.
  • Документы, подтверждающие право на недвижимость по новому месту ведения бизнеса. Если компания приобрела помещение или здание в собственность, приложите выписку из ЕГРН. Когда организация арендует помещение, представляется соответствующий договор. К нему можно приложить платежные поручения об оплате аренды. Также целесообразно предоставить гарантийное письмо собственника о готовности предоставить помещение в пользование.

ФНС внесет сведения о новом месторасположении в ЕГРЮЛ не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения документов. Также налоговая зарегистрирует новую редакцию устава. Компании выдается еще один лист записи в реестр и заверенный экземпляр измененного учредительного документа. Как правило, это делается электронным способом. Что если вам необходимо получить документы в бумажном виде? При представлении пакета на втором этапе приложите соответствующее заявление.

Зачем нужна двухэтапная процедура изменения места нахождения? Она была введена для учета интересов контрагентов ООО. Они получают информацию о переезде компании заранее. Таким образом, контрагенты имеют возможность скорректировать свою хозяйственную деятельность.

Ситуация 2. Смена расположения бизнеса в пределах места нахождения

Регистрация производится в один этап, если компания меняет месторасположение, но остается в том же населенном пункте или МО. Например, ООО продолжает вести бизнес в Москве, но переводится из Марьино в Войковский район города. Тогда не нужно предварительно направлять решение собственников о смене расположения бизнеса в налоговую.

Предположим, в уставе указывается только место нахождения ООО. Тогда при переезде в его пределах корректировать учредительный документ не потребуется. Компания обязана только изменить сведения в ЕГРЮЛ. Представьте в налоговую следующие документы:

  • решение участника(-ов);
  • форму № Р14001;
  • подтверждение права собственности или аренды нового помещения или здания.

Возможна ситуация, когда компания все же указывает в уставе полные координаты месторасположения. Тогда в пакет для ИФНС включаются документы, которые необходимы для регистрации изменений устава общества, о которых говорилось выше: решение участника(-ов), форма № Р13001, документы о праве на недвижимость, об уплате госпошлины, копии нового устава. Форма № Р14001 в этом случае не подается.

Изменение месторасположения и уплата налогов

Компания считается изменившей свое расположение с момента появления такой записи в ЕГРЮЛ. Дата обновления данных важна для уплаты налогов и подачи отчетности. День внесения изменений в ЕГРЮЛ фиксируется в листе, который выдаст налоговая. Также контролировать ситуацию можно, сформировав актуальную выписку из реестра на официальном сайте ФНС.

После дня регистрации изменения места ведения бизнеса налоги уплачиваются с использованием платежных реквизитов новой инспекции.

Важно! При выборе нового месторасположения обратите внимание, не является ли оно местом массовой регистрации. Иногда это может не подразумевать никакой противоправной ситуации, например, если речь идет о бизнес-центре со множеством арендаторов. Однако бывают случаи, когда здание вызывает подозрение и «взято под контроль» налоговой. Тогда ваша организация подвергнется тщательной проверке. Поэтому отнеситесь осмотрительно к подбору нового места для бизнеса. На сайте ФНС есть услуга по проверке контрагентов. Пройдя по ссылке https://service.nalog.ru/addrfind.do, вы сможете проверить, не являются ли ваши новые координаты местом регистрации нескольких юрлиц.

Автор статьи: Валерия Текунова

Избавьтесь от авралов и рутины в бизнесе с помощью облачного сервиса Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата, уплата налогов, автоматическое формирование отчетности и ее отправка через интернет. Наши эксперты помогут в решении сложных ситуаций без доплат. Протестируйте возможности сервиса бесплатно в течение 30 дней.

Попробовать бесплатно

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М…» о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О…» в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы по теме:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Новости по теме:

  • ВАС РФ разъяснил правовые последствия несовпадения юридического и фактического адреса – ИА «ГАРАНТ», 7 августа 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *