Внешний и внутренний контроль

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

· обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

· сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

· своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

· сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

· участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

· решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

· консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

· участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

· консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

· участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному устране­нию данных отклонений;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

· руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

· руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

· консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

· принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

· принятие участия в наиболее важных проверках;

· анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

· координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

· участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

1) наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

· выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

· определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

· объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

· разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

· соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

· интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

· разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

Понятие аудиторских стандартов

Аудиторские стандарты представляют собой единые принципы к подходам аудита, которым должны следовать аудиторы и аудиторские фирмы в процессе своей деятельности.

Значимость аудиторских стандартов довольно высокая на общественном уровне. И потому, необходимо их широкое признание, основанное на доверии и убежденности в необходимости их применения. Для аудиторских стандартов характерны определенные черты (Рис.1):


Рисунок 1. Характеристика аудиторских стандартов

Структура аудиторских стандартов содержит в себе следующие разделы:

  1. Наименование стандарта;
  2. Общие положения стандарта В данном разделе раскрываются объект, цель и сфера применения стандарта.
  3. Основные понятия и определения стандарта В данном разделе раскрывается характеристика терминологий, присутствующих в стандарте.
  4. Суть стандарта Раскрывается основная проблема, для решения которой и создан данный стандарт);
  5. Приложения В данном разделе стандарта приводятся практические приложения.

Замечание 1

Таким образом, основная сущность аудиторских стандартов заключается в регламентировании единых порядков осуществления аудиторских проверок, правил документального оформления процедуры и результатов аудита. Кроме того, аудиторские стандарты учитывают порядок подготовки (обучения) специалистов-аудиторов и оценки их квалификации.

Назначение аудиторских стандартов

Назначение аудиторских стандартов состоит:

  • в применении единства принципов аудиторской деятельности;
  • в едином подходе к требованиям качества надежности результатов аудита;
  • в унификации методологии аудиторских проверок;
  • в единстве подходов к осуществлению аудита и к формированию аудиторской отчетности.

Соблюдая все аудиторские стандарты, можно обеспечить выполнение следующих важных задач развития аудита:

  • обеспечиваются определенные гарантии качества обучения и подготовки аудиторов
  • обеспечивается единый порядок и подход к проведению аудита;
  • обеспечивается высокий уровень надежности результатов аудиторской проверки;
  • обеспечивается внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;
  • обеспечивается связь отдельных элементов аудита;
  • обеспечивается возможность контроля качества работы аудиторской фирмы или аудитора в частности;
  • обеспечивается создание достойного общественного имиджа профессии аудитора.

Виды аудиторских стандартов

Существует множество аудиторских стандартов, которые можно по-разному классифицировать.

Наиболее общая классификация состоит:

  • из общих аудиторских стандартов;
  • из рабочих аудиторских стандартов;
  • из аудиторских стандартов отчетности;
  • из специальных стандартов, которые применяются для аудита в отдельных сферах деятельности.

Общие стандарты содержат в себе цели и принципы аудита отчетности, включают требования к степени квалификации аудитора для эффективного и профессионального исполнения аудита. Аудитор должен иметь определенную подготовку и уровень знаний, быть независимым, действовать с надлежащим вниманием.

Рабочие стандарты представляют собой определенный алгоритм действий аудитора. Это принятые правила проведения аудиторских мероприятий и представляют определенную схему целенаправленных систематических действий, которым должен следовать аудитор в своей работе. Рабочие стандарты включают в себя планирование, рассмотрение структуры внутреннего контроля, получение компетентных доказательств.

Аудиторские стандарты отчетности содержат в себе основные требования к составу, содержанию отчета аудитора, аудиторского заключения, порядку их предоставления.

Специфические стандарты предназначены для проведения аудита отдельных отраслей, оказания иных услуг.

Замечание 2

На практике, для конкретизации общих стандартов разрабатываются и применяются дополнительные стандарты.

Дополнительные стандарты разрабатываются:

  • на основании материалов предыдущих аудиторских проверок;
  • на основании выявленных ошибок и отклонений (в рамках закона);
  • на основании рабочих документов.

В Российской Федерации аудиторские стандарты можно разделить на четыре основные группы.

  1. Национальные стандарты, которые являются обязательными.
  2. Международные стандарты, которые считаются рекомендательными
  3. Внутренние стандарты, разрабатываемые внутри аудиторских союзов.
  4. Локальные правила аудиторских фирм, которые разрабатываются каждой аудиторской компанией индивидуально. Локальные правила, содержат в себе конкретизацию применяемых национальных, международных или внутренних стандартов.

Выделяют внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками — контролерами. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Внешний контроль основывается на том, что люди, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Можно выделить ряд причин эффективности внешнего контроля.

1. По результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе.

2. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает большое значение.

3. Итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться.

Для того, чтобы внешний контроль был эффективен, необходимо следующее.

1. Цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, но исполнимыми.

2. Необходимо помнить, что могут иметься сотрудники, которые, ничего не делая, пытаются создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть.

3. По итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо, то и наказание.

Внешний контроль эффективен в следующих ситуациях:

— при авторитарном стиле управления, когда руководитель держит себя по отношению к подчиненным деспотично;

— если возможности получить надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело;

— если подчиненные недобросовестны и неаккуратны.

— при неблагоприятном климате в коллективе;

— в условиях преобладания индивидуальной формы системы вознаграждения за результаты деятельности.

Система внешнего контроля должна быть всеохватывающей, требующей огромных материальных и трудовых затрат.

При постоянно усложняющейся деятельности она становится экономически и технически непосильной даже для крупных организаций. Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего контроля или самоконтроля. Задача внутреннего контроля состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-то за руку и наказать. В этих условиях исполнители трудятся легко и свободно, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию.

Поскольку условием внедрения самоконтроля является преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства.

Внутренний контроль эффективен в следующих ситуациях:

— при демократическом стиле управления организаций;

— если нет возможности получить надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело;

— если подчиненные добросовестны и педантичны;

— при благоприятном микроклимате в коллективе;

— при коллективной системе вознаграждения за результаты деятельности.

Внутренний и внешний контроль часто применяются в определенной пропорции одновременно.

Выходные данные учебника:

Требования к аудиторам предъявляются разные. Больше всего это зависит от отрасли, где он работает. Но есть и нечто общее. Какие требования к аудитору предъявляют в большинстве организаций? Давайте узнаем!

Хорошая работа должна содержать понятные и интересные функции. Одной из таких специальностей является профессия «аудитор».

По крайней мере, большинство специалистов в области аудита довольны своей работой. Но нет такой работы, где не было бы требований. Есть квалификационные требования и у аудитора.

Требования, предъявляемые к аудиторам

Аудитор — это человек, который проводит проверки и приводит в порядок финансовые документы.

Эксперт в области ревизии обязан иметь высшее образование в экономической сфере, стаж по экономическому профилю и полученный аттестат аудитора. Пожалуй, это главные требования, предъявляемые к аудиторам.

К самостоятельным аудиторам также предъявляется наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Также каждый ревизор обязан ежегодно посещать курсы повышения квалификации.

Проверяющий должен знать общие положения законодательства, состав субъектов гражданского права, уметь описать объекты гражданских прав, сделки, порядок осуществления и исполнения обязанностей, способы защиты, понимать правовую ответственность и знать все сроки их выполнения.

Конечно же, в требованиях к аудитору можно найти и знания основ бухгалтерского учета и отчетности. Аудитор должен уметь читать и понимать все финансовые документы организации.

Хорошего специалиста отличает то, что он сможет обобщить информацию, сделать независимые выводы, давать свои рекомендации. Несмотря на то, что данные умения невозможно законодательно прописать в квалификационных требованиях к аудитору, это все-таки очевидно.

Заключение эксперта всегда содержит вводную, аналитическую и итоговую части, что значительно упрощает понимание атмосферы во всей структуре предприятия. В произведенной аудиторской проверке отражается: анализ и подтверждение бухгалтерского баланса, отчет от прибыли и убытках, движение капитала и денежных средств и все особенности консолидированной отчетности.

Как правило, ревизоры бывают внутренние и внешние. Внешние проверяющие являются сотрудниками какой-либо специализированной корпорации занимающейся профессиональным аудированием по соответствующим сертификатам в этой сфере деятельности.

Требования к аудиторам зависят от многих показателей, на которые должен опираться каждый проверяющий. Проверка должна быть проведена качественно и помочь компании, в которой проводится ревизия не просто выявить ошибки, а показать способы их устранения и недопущения в дальнейшем.

Требования к внешним аудиторам

Требованиями к внешним аудиторам являются: независимая оценка и хорошо сделанная ревизия. К сожалению, такие ревизоры не работники банков и не знают внутреннюю систему их работы. Но они непосредственно работают с ними. Опираясь на данные предоставленные с банковских учреждений, эксперты по ревизии играют не последнюю роль в улучшении качества бухгалтерских документов.

Требования, предъявляемые к аудиторам, заключаются в составлении заключений годовой финансовой отчетности, оценке эффективности внутреннего контроля, если такой был проведен в организации. Только квалифицированные аудиторы дадут высокий результат. Их методы в работе зависят от конкретной страны.

В нашей стране, согласно стандартам, ревизии должны проводиться по определенному и выработанному плану. Любая проверка направлена на выявление искажений и их ликвидацию.

Ревизор проверяет все проведенные финансовые операции, основываясь на бухгалтерских документах. По результатам проверки, он ставит оценку и вводит в курс дел организацию обо всех выявленных нарушениях.

Какой бы не была разнообразна работа ревизора, оценить он должен только качество системы внутреннего аудита, либо саму организацию. Степень проверки зависит от успешно проведенного контроля.

Квалификационные требования к внешним аудиторам более жёсткие, требуют от них самой искусной и точной работы, так как на них возлагается огромная ответственность. Но и зарплата в этой сфере выше.

Внутренние аудиторы — это сотрудники самой организации, назначенные на эту должность по приказу директора. Такие специалисты проводят постоянную проверку в организации и помогают устранить все неточности до прихода внешнего аудита.

Каждый аудитор должен свои обязанности выполнять аккуратно, четко и квалифицированно. Должность «ревизор» очень ответственная, поэтому и предусматривает привлечение к ответственности за малейшие ошибки в работе. Юридическая ответственность предусмотрена не только перед какой-либо организацией, но и перед государством.

Аудитор контролирует, анализирует финансово-хозяйственную деятельность компании, дает объективную оценку и делает заключение по годовым бухгалтерским отчетам и балансу.

Он правильно сформирует всю экономическую модель предприятия, может не только указать на ошибки, но профессионально помочь любой организации. Естественно такая уникальная подсказка, с применением экономических знаний в различных областях хорошо оплачивается, а из-за своей сложности не имеет конкуренции в работе.

Стать ревизором непросто. Наличие высшего образования еще ничего не значит. После получения диплома, специалист должен иметь опыт работы по профилю в аудиторской компании или по экономическому профилю, сдать экзамен на аудиторское свидетельство и ежегодно повышать квалификацию.

Но хоть требования, предъявляемые к аудиторам и сложные, эта работа интересна своими полномочиями, возможностями и доходами. Поэтому, при наличии желания трудиться в этой сфере, приложить усилия и пройти путь от студента до ревизора точно стоит.

В.Е. Хромов Банковский эксперт, член Института внутренних аудиторов
Д.А. Пашковский Банковский эксперт, член Института внутренних аудиторов, аттестованный банковский аудитор, к.э.н.
Журнал «Управление в кредитной организации», №5 за 2011 год

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.

В последнее десятилетие профессия внутреннего аудитора становится востребованной и динамично развивается на просторах экономической жизни хозяйствующих субъектов. Постепенно уходит в прошлое образ ревизора и на смену ему приходит качественно новый специалист, основной задачей которого является помощь руководству компании в повышении эффективности ее деятельности.

Кроме того, весомый вклад в развитие корпоративного управления вносит обновленная служба внутреннего аудита (далее — СВА), поскольку деятельность данной службы является важным и разумным путем совершенствования системы внутреннего контроля организации.

Сложившийся в кредитных организациях стереотип о том, что СВА — это тормоз для бизнеса, придуманный в недрах регулятора, тоже постепенно отмирает.

Нужно четко помнить о причинах большинства случаев отзыва банковских лицензий. Чаще всего за формулировкой о нарушении банковского законодательства и нормативов стоят просчеты в стратегии развития кредитной организации, неэффективность системы внутреннего контроля и, как следствие, выстраивание деятельности по линии наименьшего сопротивления, что заканчивается выводом активов и нарушениями законодательства в области легализации капитала.

Деятельность службы внутреннего аудита — это искусство. Оценивать в целом деятельность СВА московского банка по количеству недочетов, допущенных в филиале, который находится во Владивостоке, также неправильно, как оценивать по стене, на которой висит картина, творчество художника. Нужно четко понимать, что недочеты будут всегда. Правильно говорить об их материальности и последствиях. Регулятор пишет обширные акты инспекционных проверок в том числе и для того, чтобы в дальнейшем к нему не было вопросов со стороны контролирующих органов (например, прокуратуры). Акты комплексных инспекционных проверок составляют 700–800 страниц при проверке среднего по масштабам деятельности банка. Неужели каждый раз увольнять руководителя СВА по результатам проверок, когда в акте сказано, что «служба внутреннего контроля неадекватна»? В качестве доказательства обычно приводится ворох копеечных недочетов, за которые не отвечает СВА.

Попробуем ответить на эти непростые вопросы в рамках международного опыта, который не ограничивается только деятельностью Института внутренних аудиторов.

Прежде всего нужно вспомнить о системе внутреннего контроля. Во-первых, она всегда имеет ограничения. Наиболее часто встречающееся ограничение — это сговор. Система не работает, если материально ответственный сотрудник достигает взаимопонимания с сотрудником службы безопасности по вопросу раздела похищаемого имущества. Не работает система и тогда, когда один из руководителей организации «забывает» о цели деятельности компании, начиная соблюдать только собственные интересы. Во-вторых, любая система имеет свою стоимость. Сколько акционеры готовы платить за абсолютную уверенность в сохранности активов? СВА должна быть готова выявить и оценить признаки зреющих проблем.

Возникает вопрос о том, что вообще может служить стимулом построения эффективной системы внутреннего контроля. Обычно выделяют следующие составляющие:

– ожидания основных акционеров кредитной организации, кредиторов, а также потенциальных инвесторов (например, при выходе на IPO);

– реорганизация корпоративного управления банка с учетом передовой практики;

– идентификация рисков, имеющих значительный потенциал негативного влияния на деятельность банка, с учетом высокой вероятности реализации;

– изменения требований регулятора.

Таким образом, повышаются и требования, предъявляемые к СВА в организации.

Оценка роли службы внутреннего аудита в организации

Оценка роли СВА в организации зависит от ряда обстоятельств. Наиболее наглядно модель оценки роли внутреннего аудита показана компанией «ПрайсвотерхаусКуперс», которая разработала ее для оценки роли СВА в настоящее время и в будущем.


Рисунок. Иерархия роли внутреннего аудита

В отношении трех компонентов следует прокомментировать наиболее важные моменты, а именно:

Компонент 1. Оценка текущего состояния. Фактически обеспечивается разумная уверенность высшего руководства и комитета по аудиту в соответствии требованиям, установленным процедурам и положениям политик, а также в существовании механизмов внутреннего контроля. Основной акцент делается на уровне проектов, сделок и процессов. СВА анализирует бизнес-процессы, вопросы корпоративного управления, используя надежные методики и проверенные процедуры внутреннего аудита.

Компонент 2. Повышение эффективности бизнеса. В дополнение к перечисленному выше СВА осуществляет инициативное содействие руководству организации в совершенствовании бизнес-процессов, повышении эффективности и результативности, в получении денежной экономии от предлагаемых инициатив. Персонал СВА обладает специальными профессиональными навыками, необходимыми для понимания осуществляемого бизнеса с целью проведения адекватной оценки.

Компонент 3. Перспектива развития функции внутреннего аудита. В дополнение к перечисленному в пунктах 1 и 2 СВА предоставляет подтверждение относительно достаточности и эффективности контроля за реализацией проектов и изменениями бизнеса посредством оценки адекватности процессов выявления и управления рисками. Осуществляется оценка финансовой эффективности бизнеса в будущем с учетом рисков, которые могут помешать реализации намеченной стратегии.

Акцент делается на контролях, процессах, управленческой информации. Выходит на первый план вопрос обеспечения большей стоимости бизнеса для собственников, которая достигается за счет учета долгосрочных перспектив и поддержки стратегических задач и целей организации.

С повышением роли внутреннего аудита, расширением функций и полномочий руководство и акционеры начинают предъявлять повышенные требования к полноте и качеству работы СВА, своевременности выявления и предотвращения нарушений, адекватности рекомендаций и наличию процедур мониторинга.

Критерии эффективности деятельности службы внутреннего аудита

Эффективность деятельности СВА зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения определенных нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования СВА в кредитной организации. Каждая организация решает вопрос самостоятельно, определяя перечень параметров, характеризующих эффективность СВА, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку. Универсального набора параметров не существует. Приоритетность выбора показателей отличается в каждой кредитной организации и зависит от поставленных руководством стратегических целей и задач, особенностей организационной структуры, использования риск-ориентированного подхода в осуществлении ключевых направлений деятельности. Трудно планировать аудит рискованных областей деятельности и тестирование эффективности существующей системы внутреннего контроля при отсутствии карты рисков по видам деятельности и методики ранжирования их приоритетности. Необходимо совершенствовать систему риск-менеджмента, документировать ключевые риски и существующие контрольные процедуры в разрезе отдельных бизнес-процессов.

Далее рассмотрим примерный перечень ключевых параметров, которые оказывают существенное влияние на эффективность функционирования СВА в кредитной организации и соответственно могут быть использованы для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита на текущий момент и эффективности выполняемой деятельности. Перечень ключевых критериев/контрольных показателей, по которым можно провести оценку эффективности функции внутреннего аудита, сгруппируем по типам задач и иным признакам, характеризующим степень соответствия внутреннего аудита поставленным стратегическим целям и общепринятым стандартам международной практики. Предложим возможный подход/качественные критерии для проведения оценки показателей. Данный подход примерный и уточняется в каждом случае одновременно с разработкой весовых коэффициентов, которые присваиваются каждому из параметров в зависимости от степени важности критерия для каждой организации (таблица).

Таблица. Перечень примерных качественных критериев для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита

Контрольные параметры/задачи Целевые значения контрольных параметров Пример критериев оценки значений контрольных параметров* Пример удельных весов контрольных параметров** (в %)
1 2 3 4 5
Блок 1. Организационная структура и функции внутреннего аудита
1.1 Соблюдение принципа независимости внутреннего аудита СВА — независимое подразделение в организационной структуре с функциональным подчинением совету директоров или комитету по аудиту и административным подчинением председателю правления 8–10 баллов — полностью соответствует;
4–7 баллов — соответствует частично;
0–3 балла — имеются существенные отклонения от общепринятых стандартов
150
1.2 Полномочия внутреннего аудита Положение о СВА содержит полное описание полномочий внутреннего аудита, соответствующее общепринятым международным стандартам деятельности СВА и действующим нормативным требованиям ЦБ РФ 80
1.3 Подотчетность внутреннего аудита Установлена и соблюдается периодичность в отчетности о деятельности СВА, представляемой руководителем СВА комитету по аудиту и высшему руководству 120
1.4 Миссия и цели внутреннего аудита Миссия и цели внутреннего аудита отражены в Положении о СВА и соответствуют стратегии организации на текущий момент (см. рисунок) 80
1.5 Стратегия внутреннего аудита Декларированная стратегия внутреннего аудита отвечает стратегическим целям и задачам организации 70
1.6 Структура внутреннего аудита Действующая структура СВА отражает потребности организации и способна решать поставленные задачи с должным уровнем качества 80
1.7 Обязанности внутреннего аудита Положение о СВА содержит описание обязанностей, соответствующее международным стандартам деятельности СВА и нормативным требованиям ЦБ РФ 120
Блок 2. Методология и процедуры внутреннего аудита
2.1 Регулярность проведения внутреннего аудита Оценка эффективности системы внутреннего контроля для ключевых бизнес-процессов на регуляной основе (не реже одного раза в год) 8–10 баллов — полностью соответствует;
4–7 баллов — соответствует частично;
0–3 балла — имеются существенные отклонения от общепринятых стандартов
100
2.2 Риск-ориентированный подход при планировании внутреннего аудита Ежегодное планирование с применением риск-ориентированного подхода, на основе карты рисков, ранжированных по степени значимости в соответствии с выявленными проблемными зонами деятельности и поставленными стратегическими задачами (например, развитие корпоративного кредитования — соответственно риски кредитного процесса имеют больший вес при планировании проверок) 130
2.3 Выполнение аудиторских заданий и процедур Проведение внутреннего аудита в соответствии с планом. Обеспечивается выполнение намеченных задач сотрудниками, имеющими соответствующий опыт и квалификацию 80
2.4 Процедура мониторинга и контроля за устранением выявленных нарушений Процесс мониторинга предполагает ведение реестра выявленных нарушений и рекомендаций с указанием срока устранения, сотрудника со стороны бизнес-подразделения, ответственного за устранение, и сотрудника СВА, ответственного за мониторинг внедрения рекомендации 120
2.5 Использование специального программного обеспечения СВА использует программное обеспечение при планировании и выполнении аудиторских процедур, а также с целью ведения рабочей документации, осуществления процедур мониторинга и контроля за своевременностью устранения выявленных нарушений и подготовки внутрибанковской управленческой отчетности по итогам проведенных аудиторских заданий 70
Блок 3. Отчетность и обмен информацией
3.1 Процедура внешнего информационного обмена и координации деятельности СВА с внешними организациями Разработаны и выполняются на практике процедуры по информационному обмену и координации деятельности между СВА и внешним аудитом, надзорными органами, например, процедура координации деятельности и содействия при проведении внешнего аудита, процедура своевременного информирования о всех поступивших запросах, уведомлений о нарушениях, выявленных внешними надзорными органами 8–10 баллов — полностью соответствует;
4–7 баллов — соответствует частично;
0–3 балла — имеются существенные отклонения от общепринятых стандартов
90
3.2 Процедура внутреннего информационного обмена и координации деятельности СВА с внутрибанковскими подразделениями Разработаны и выполняются на практике процедуры по эффективному информационному обмену и координации деятельности между СВА и службой управления рисками.Существует процедура по своевременному информированию СВА об установленных фактах нарушений внутренних регламентов, выявленных злоупотреблениях в ходе операционной деятельности 120
3.3 Процесс подготовки управленческой отчетности и коммуникации СВА с руководством банка Разработаны и применяются специальные форматы отчетности перед руководством и комитетом по аудиту о результатах деятельности СВА. Установлена и соблюдается периодичность подготовки отчетности, достаточная для обеспечения эффективного процесса коммуникации с руководством банка. СВА согласует проблемные вопросы и рекомендации на заседании комитета по аудиту и осуществляет контроль за своевременностью выполнения принятых решений 90
Блок 4. Ресурсы СВА, система мотивации и развития персонала СВА
4.1 Планирование ресурсов СВА Осуществляется формализованный процесс планирования ресурсов с целью эффективного использования экспертов в предметных областях. Должностные инструкции разработаны для сотрудников всех уровней в структуре СВА и содержат детальное описание должностных обязанностей и полномочий сотрудников. Разработана система квалификационных требований и профессионального опыта для каждой позиции в структуре СВА 8–10 баллов — полностью соответствует;
4–7 баллов — соответствует частично;
0–3 балла — имеются существенные отклонения от общепринятых стандартов
80
4.2 Профессиональное развитие сотрудников СВА Разработана и используется программа повышения квалификации, отвечающая поставленным перед СВА целям и задачам, специфике деятельности банка. Индивидуальные планы обучения разработаны и выполняются для каждого сотрудника в соответствии с необходимостью развития определенных компетенций и потребностями карьерного роста 90
4.3 Система мотивации сотрудников СВА Оценка результатов деятельности сотрудников осуществляется в соответствии с разработанной системой компетенций и ключевых показателей деятельности (КПД). Система КПД и методика их расчетов доведены до сведения всех сотрудников СВА. Достижение КПД напрямую взаимосвязано с выплатой бонусов сотрудникам СВА. 130

* Приведенные критерии балльной оценки являются примерными, можно использовать иные инструменты количественной оценки.

** Приведенные значения удельного веса контрольных параметров в процентах даны в качестве примера, более точно весовые коэффициенты определяются из предполагаемой степени значимости контрольного параметра для каждой кредитной организации (процентное распределение весов производится между отдельными параметрами внутри каждого из блоков).

Качественные критерии оценки деятельности известны и часто применяются на практике. Количественные же критерии оценки эффективности деятельности СВА чаще не формализованы в виде методик расчета, и их результаты практически не используются для совершенствования функции внутреннего аудита.

В качестве примеров рассмотрим некоторые показатели, которые могут использоваться для количественной оценки эффективности деятельности СВА.

1. Показатели, характеризующие экономический эффект:

– экономия от выявленных СВА нарушений;

– сумма финансовых потерь в текущем периоде, не связанных с изменениями рыночной конъюнктуры, а также пеней и штрафов, предъявленных за несоблюдение требований;

– затраты на СВА относительно затрат на бизнес-подразделения, а также на внутренний аудит к общей выручке.

2. Показатели, характеризующие эффективность организации функции внутреннего аудита, действующей методологии и процедур внутреннего аудита:

– процент выполнения плана проверок, запросов руководства по проведению внеплановых проверок и аудированных ключевых рисков из общего числа рисков, включенных в карту рисков;

– процент своевременно внедренных рекомендаций от общего числа принятых рекомендаций;

– процент своевременно представленных руководству банка и акционерам отчетов по итогам проведенных проверок;

– процент рекомендаций СВА, принятых к исполнению;

– количество запросов, предписаний надзорных органов по факту выявленных нарушений;

– количество нарушений рекомендаций, выявленных внешним аудитом в ходе проверки деятельности бизнес-подразделений;

– количество нарушений, выявленных СВА по итогам проведения внутренних проверок, или количество существенных рекомендаций, сделанных СВА;

– количество улучшений бизнес-процессов по итогам внедрения рекомендаций СВА.

3. Показатели, характеризующие мотивированность персонала СВА, в процентном выражении:

– незаполненные вакансии в структуре СВА;

– смена персонала;

– отношение сертифицированных специалистов в структуре СВА к общей численности сотрудников СВА;

– доля сотрудников в структуре СВА, имеющих профессиональный опыт работы в области аудита свыше трех лет;

– доля переменной (бонусной) части вознаграждения сотрудников СВА по отношению к фиксированной части заработной платы (также желательно сравнение показателя с аналогичным в бизнес-подразделениях и в среднем на рынке).

Интерпретация количественных параметров должна осуществляться относительно целевых значений, установленных руководством с учетом целей, поставленных перед внутренним аудитом.

Результаты проведенной оценки и анализа качественных и количественных показателей эффективности функционирования СВА могут использоваться для:

1. Определения:

– уровня зрелости функции внутреннего аудита;

– соответствия выполняемых СВА задач поставленным стратегическим целям;

– эффективности деятельности СВА при решении отдельных задач;

– достаточности уровня автоматизации деятельности внутреннего аудита для решения поставленных задач;

– существующих проблем взаимодействия СВА с аудируемыми подразделениями;

– оптимизации процесса координации деятельности со службой управления рисками;

– достаточности и компетентности ресурсов, задействованных в СВА для решения приоритетных задач, определенных руководством компании;

– целевой структуры СВА и требований к профессиональным навыкам сотрудников.

2. Разработки:

– эффективной системы постоянного повышения квалификации сотрудников СВА;

– действенной и прозрачной системы мотивации сотрудников СВА, ориентированной на достижение целей отдельными сотрудниками.

Заключение

Это краткое описание возможностей по оценке эффективности деятельности СВА в финансовых организациях. Следует отметить, что есть интересный документ, выпущенный в декабре 2010 г. Международным институтом внутренних аудиторов, под названием «Практическое руководство по измерению и оценке результативности и эффективности работы службы внутреннего аудита».

Данный документ рекомендует поэтапное внедрение системы оценки эффективности:

– оценка эффективности существующего процесса внутреннего аудита;

– определение ключевых заинтересованных сторон;

– разработка системы измерения эффективности деятельности;

– внедрение процедур мониторинга деятельности.

Кроме того, в документе даны примеры количественных и качественных показателей.

Таким образом, пример методики, рассмотренный в настоящей статье, является более подробным раскрытием рекомендаций данного руководства. Более детальное рассмотрение данного документа — это предмет отдельного разговора.

Оценка деятельности СВА — это комплексная задача, которая решается не по результатам формальной инспекционной проверки, а в ходе длительного и творческого процесса, учитывающего стратегические задачи, стоящие перед организацией, а также изменения реалий в области внутреннего аудита, что приводит к повышению требований, предъявляемых к СВА.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *