Водитель 1 2 класса

Достаточно часто при приеме на работу на автотранспортное предприятие работники уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые водители имеют классность. В связи с этим у работодателей транспортных компаний возникают различные вопросы, связанные именно с классностью водителя. Например: как устанавливается классность? можно ли ее понизить? обязаны ли выплачивать надбавки за нее? В данном материале ответим на эти вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, водителями 3-го класса становились все водители, которые прошли обучение и получили водительское удостоверение с разрешенными категориями «B» или «C» или только «D», водителями 2-го класса — «B», «C», «E» или только «D» («D» или «E»), а водителем 1-го класса — «B», «C», «D» и «E». Причем квалификация 2-го класса присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс присваивают при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса на данном предприятии.

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать к заработной плате различные доплаты стимулирующего характера. В соответствии с нормами ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Разрабатывая локальные нормативные акты (положения об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее определенной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 гг. (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10 <1>). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза может устанавливаться надбавка за классность:

  • водителям 1-го класса — в размере 25%;
  • водителям 2-го класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

<1> Письмо Минтруда России от 25.03.2008 N 1558-ТЗ.

Придерживаться данного Соглашения необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к данному Соглашению в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении Соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то Соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей. Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, то размер меньший, чем указан в Отраслевом соглашении, установить не сможет.

Получается, работодатель может вводить надбавку за классность, а может не вводить. Если на транспортное предприятие устраивается водитель с 1-м классом, то на новом месте работы она недействительна. Вместе с тем работодатель по своему усмотрению может подтвердить классность водителя при приеме в приказе, и в этом случае классность сохраняется.

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 3 Справочника), если водитель 1-го или 2-го класса:

  • не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;
  • систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;
  • имеет перерасход топлива;
  • имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;
  • нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые лишены права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, потому как обязательных требований о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлено. Для этого нужно создать квалификационную комиссию и обеспечить ее функционирование, а также разработать положение о начислении надбавки за классность водителям и положение о присвоении классности водителям — эти условия необходимы для выплаты надбавки.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Автопарк-М» Приказ N 28 о создании квалификационной комиссии

г. Коломна 03 августа 2009 г.

В целях присвоения квалификационного класса водителям приказываю:

  1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в составе:
  • председателя комиссии — Иванова Ивана Петровича, заместителя директора;
  • секретаря комиссии — Сидоровой Анны Ивановны, офис-менеджера;

членов комиссии:

  • Петровой Ольги Игоревны, начальника отдела кадров;
  • Калмыкова Романа Геннадьевича, главного механика;
  • Малышева Андрея Алексеевича, водителя-инструктора по безопасности движения.
  1. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 июля — начальнику отдела кадров Петровой О.И.
  2. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — начальнику отдела кадров Петровой О.И.
  3. Представить материалы квалификационной аттестации директору в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии.

Директор Калмыков /Д.В. Калмыков/

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и вносится предложение о присвоении определенного класса.

При оформлении представления в нем отражаются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представления визируются заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

В квалификационную комиссию ООО «Автопарк-М»

от водителя 3-го класса Ермолаева П.С.

Заявление

Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для установления 2-го класса.

Основаниями для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений правил дорожного движения, стаж работы более 3 лет и выполнение графика перевозок.

Ермолаев 10.07.2009

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом (пример см. ниже). При вынесении решения о присвоении определенного класса надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель 2-го и 1-го классов. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E», уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, без технической помощи, а также знать:

  • назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», а при работе на автобусах — «D» или «D» и «E» — их неисправности;
  • признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;
  • объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;
  • способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
  • особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
  • особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;
  • основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;
  • основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
  • показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;
  • основные положения планирования и учета работы автомобилей;
  • правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
  • элементы дороги, их влияние на безопасность движения;
  • основные понятия из теории движения автомобиля;
  • способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E», и должен знать:

  • назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;
  • влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;
  • способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;
  • основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;
  • элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.

Общество с ограниченной ответственностью «Автопарк-М» Протокол заседания квалификационной комиссии

17.08.2009 N 3

Аттестационная комиссия в составе:

председателя — И.И. Иванова;

секретаря — А.И. Сидоровой;

членов комиссии: О.И. Петровой, Р.Г. Калмыкова, А.А. Малышева,

а также начальника гаража легковых автомобилей Р.Х. Зарулина, диспетчера П.А. Мокрецовой

обсудила итоги проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Ермолаева Петра Семеновича.

Слушали:

представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы на Ермолаева Петра Семеновича на присвоение 2-го класса.

Постановили:

признать Ермолаева Петра Семеновича соответствующим требованиям для присвоения 2-го класса.

Председатель комиссии Иванов /И.И. Иванов/

Секретарь комиссии Сидорова /А.И. Сидорова/

Члены комиссии Петрова /О.И. Петрова/
Калмыков /Р.Г. Калмыков/
Малышев /А.А. Малышев/
С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен
Ермолаев /П.С. Ермолаев/ 17.08.2009.

После присвоения квалификационного класса необходимо также внести сведения об этом в разд. 4 личной карточки (форма Т-2) и трудовую книжку.

Класс водителю присвоен, и у бухгалтерии появляются вопросы, например: нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официального перечня доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлено. Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 «О введении Временной инструкции и Рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах», в п. 1.3 Рекомендаций говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику) — за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему. Повторимся, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании. В данном положении устанавливаются:

  • виды премий;
  • порядок утверждения, начисления и выплаты премий;
  • показатели и условия премирования;
  • источники выплаты премий;
  • размеры и шкала премирования;
  • порядок и условия лишения премий или снижения их размера.

Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия.

Л.В.Куревина

Эксперт журнала

«Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В каком размере устанавливается доплата за классность водителя?

(Т. Мухсинова, специалист по вопросам труда и заработной платы, 6 февраля 2020 г.)

В организацию приняли работника на должность водителя (внештатный сотрудник, гражданский служащий) с категориями ВС, СЕ, В1, С1, Д1. К какой категории относится данный работник с указанными категориями?

С 1 января 2016 года введено в действие Постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее — Постановление).

Согласно Приложению 18 (Доплаты и надбавки, единые для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий), водителям устанавливается надбавка за классную квалификацию:

Наименование доплат и надбавок

Надбавка за классную квалификацию

Размеры доплат и надбавок

Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов, имеющим классную квалификацию:

«водитель 1 класса» (при наличии категорий В, С, Д, Е)

«водитель 2 класса» (при наличии категорий В, С, Е или В, С, Д или Д (Д и Е)

35% от БДО

20% от БДО

Ранее лица, имеющие водительское удостоверение с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «Д» и «Е», могли управлять:

«А» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

«В» — автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя;

«С» — грузовыми автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг;

«Д» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми мест для сидения, кроме места водителя;

«Е» — составами транспортных средств с тягачами, относящимся к категориям транспортных средств «В», С» или «Д», и которыми водитель имеет право управлять.

17 апреля 2014 года был издан Закон РК «О дорожном движении» (далее — Закон). Согласно статье 73 Закона в Республике Казахстан устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

1) категория «А» — мотоциклы;

2) категория «В» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает трех тысяч пятисот килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает трех тысяч пятисот килограммов;

Начнем наш разговор с Классификатора профессий. В нем профессионального наименования работы просто «водитель» не существует.

Все дело в том, что Классификатор профессий «привязал» водителя к транспортному средству, которым тот управляет. Вот и получились такие профессиональные наименования работ*, как:

* Профессиональные наименования работ приведены на украинском языке.

— «водій автотранспортних засобів», код КП 8322;

— «водій автотранспортних засобів (водій таксі)», код КП 8322;

— «водій всюдихода», код КП 8331, код ОКПДТР 11447;

— «водій навантажувача», код КП 8334, код ОКПДТР 11453 и так далее.

Так что будьте внимательны при формировании штатного расписания, внесении сведений о работе в трудовую книжку работника и заполнении «кадровых» граф 12 — 15 таблицы 5 Отчета по ЕСВ.

Мы же сегодня особое внимание уделим водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.

Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.

Классность водителя

Квалификация — это способность выполнять задачи и обязанности определенной работы (см.раздел «Общие положения» Классификатора профессий ДК 003:2010). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется классом.

По общему правилу вновь принятый работник считается водителем III класса.

В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса

Это следует из примечания к п. 4 разд. II Справочника квалификационных характеристик.

Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является правом, а не обязанностью работодателя. Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность. Этим они мотивируют водителей к (1) повышению мастерства и (2) длительной, беспрерывной работе на благо родного работодателя.

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).

Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям». При его разработке логично учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69 Справочника квалификационных характеристик. Так, для присвоения:

— II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III классана этом предприятии не менее 3 лет;

— I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.

Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).

Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).

В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см.письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.

Кстати, приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них мы с вами поговорим в статье «Надбавки за классность» этого номера.

Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.

Медосмотры

С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают Положение № 65/80, Порядок № 1465 и Порядок № 1238. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.

Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Чем подтверждается прохождение медосмотра

Кто оплачивает

Предварительный

Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством

(далее — Медицинская справка)

Как правило, кандидат на должность водителя

Форма медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.

Периодический

Для водителей:

— в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет;

— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;

— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;

— которые перевозят пассажиров и грузы(независимо от возраста) — 1 раз в год

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Ежесменный предрейсовый

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного

у перевозчика

В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело»

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:

— в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной вприложении 3 кПоложению № 65/80;

— в путевой лист (при его наличии)

Работодатель

Ежесменный послерейсовый

В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (п. 4.7 Положения № 65/80).

Внеочередной

По направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего вПеречень № 299

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка

Работодатель

Психиатрический

Предварительный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительства

водителя врачом-психиатром

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной вприложении 3 кИнструкции № 12

Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (п. 6 Порядка № 1465). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.

Наркологический

Первичный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В наркологическом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (п. 5 Порядка № 1238).

Учтите: водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.

В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. ст. 123 КЗоТ и ч. 4 ст. 17 Закона об охране труда).

А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случаеработодатель:

во-первых, имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ,

во-вторых, обязан отстранить его от работы (ст. 46 КЗоТ) без сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 53:
Профессия: охранник/сторож
Принимаем на работу продавца
Водители: режим работы и отдыха
Организовываем работу продавцов и охранников
Суммированный учет рабочего времени
Оплатные «фишки»
Водители: разъездной характер работы VS командировка?
Ненормированный рабочий день
Надбавки за классность

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»

Класс водителя автомобиля.

Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.

Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).

Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке:

— приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);

— приведены основания для присвоения классности;

— приведен порядок присвоения классности;

— рассмотрены вопросы доплат за классность;

  1. Квалификационные характеристики.

1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов. Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.

Характеристика работ.

  1. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
  2. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.

Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

1.3. Водитель автомобиля,1 класс.

Характеристика работ.

Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «Д» и «Е».
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

2. Основания для присвоения классности.

Основанием для присвоения квалификации водителя 3 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями транспортных средств «В» и (или) «С», или одной категории «Д». Такие категории получают при первичном профессиональном обучении.

Основанием для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен быть не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основанием для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен быть не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.

3. Порядок присвоения классности.

Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом пишется заявление такого содержания «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытой категории В (можно управлять газелью и легковым автомобилем), или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями согласно открытых категорий В и С или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями (автобусами) согласно открытой категории Д». Но может иметь место прием на работу водителем автомобиля без указания класса (например, у работодателя всего один автомобиль). Или работодатель не платит надбавку за классность и в принципе не хочет применять у себя присвоение классности (даже квалификации водителя 3 класса).

Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или иного субъекта транспортной деятельности. Это при условии, что работодатель применяет у себя систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 класс.

4. Доплата за классность.

4.1. Как было. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

Согласно приложения № 21 данного постановления водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время. Постановление от 17 сентября 1986 г. N 1115 в настоящее время носит рекомендательный характер.

4.2. Как стало. Различными нормативными документами обязательный характер на выплату доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменен. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Доплаты за 2 и 1 классы производятся, если они установлены коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам), локальными нормативными актами (положениями об оплате труда и материальном стимулировании работников).

В сфере регулирования трудовых отношений и оплаты труда произошли существенные изменения в законодательстве в части присвоения квалификационных классов водителям автомобилей.

Данный материал позволит разобраться специалистам по кадрам практически со всеми сложными вопросами, возникающими при присвоении квалификационных классов водителям в новых условиях.

Квалификационные классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей автомобиля. Они зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя автомобиля.

Согласно трудовому законодательству присвоение водителю автомобиля квалификационного класса осуществляется нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) и Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения) (ст. 61 Трудового кодекса (далее – ТК)).

Класс водителю автомобиля может присваиваться как при приеме на работу после подготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию, так и в процессе их работы, в т.ч. в связи с переподготовкой.

Обратите внимание
на особенности понятия классности для водителя

Особенность тарификации профессии водителя автомобиля в отличие от большинства других профессий заключается в том, что она не тарифицируется по разрядам, но по ней предусмотрено 3 квалификационных класса (соответственно 3-й, 2-й, 1-й).

Таким образом, вначале водителю автомобиля присваивается квалификационный класс, а затем наниматель может (но не обязан) поручить такому работнику в порядке перевода работу по присвоенному квалификационному классу.

В отличие от квалификационного разряда квалификационный класс по профессии «водитель автомобиля» не отражает тарификацию выполняемых работ.

Например, в организациях, в которых система оплаты труда построена на Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, квалификационный разряд соответствует тарифному разряду и непосредственно влияет на формирование тарифной части заработной платы.

У водителей автомобилей тарифная часть заработной платы в такой ситуации зависит в первую очередь от характеристики автомобиля, управление которым поручено водителю.

А классность вообще может никак не влиять на оплату труда, так как за нее выплачивается надбавка, которая является выплатой стимулирующего характера (т.е. она выплачивается по усмотрению нанимателя).

Еще одной особенностью квалификационного класса является то, что он в отличие от квалификационного разряда присваивается только нанимателем, у которого работает водитель автомобиля.

Есть различие: присвоение водителю нового класса и поручение работы по другому классу

Присвоение квалификационного класса и поручение работнику работы по другой квалификации (другому квалификационному классу) – это два различных действия: одно оформляет результат успешного профессионального обучения работника, а второе является изменением трудовой функции работника по сравнению с обусловленной в трудовом договоре.

Присвоение квалификационного класса происходит в соответствии с Общими положениями на основании приказа руководителя организации с учетом заключения квалификационной комиссии.

При присвоении работнику квалификационного разряда, класса, категории по его профессии, специальности, должности (впервые либо нового, более высокого) делается запись о присвоении разряда (класса, категории) (заметим, не о переводе).

Поручение работнику работы по другой квалификации само по себе не влечет изменения присвоенного работнику ранее квалификационного класса.

Например, водителю автомобиля, имеющему 2-й класс, может быть поручена работа по 3-му классу. В этой ситуации присвоенная работнику квалификация не изменяется (что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении ему 2-го класса и т.п.).

Выбор кадровой политики в части присвоения классов водителям автомобилей

Наниматель самостоятельно в зависимости от ситуации в организации выбирает необходимую кадровую политику, в частности:

– необходимость и возможность организации обучения работников организации на получение права управления транспортными средствами высшей категории. В данной ситуации организация принимает решения о подготовке необходимых ей водителей автомобилей из числа имеющихся работников или посредством их привлечения;

– необходимость и возможность установления надбавки за классность и (или) иных мер стимулирования профессионального роста водителей автомобиля;

– необходимость и возможность создания в организации квалификационной комиссии (или обращение при необходимости за услугами к сторонним квалификационным комиссиям) и т.п.

При этом важным является закрепление в локальных нормативных правовых актах выбранной кадровой политики в области классности водителей.

ЭТО ВАЖНО! Организация самостоятельно определяет порядок присвоения квалификационных классов водителей автомобилей.

В локальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок присвоения классов водителям автомобилей, желательно также предусмотреть порядок понижения класса (на срок не более
3 месяцев) в случае систематических нарушений
правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия, лишение водителя прав на управление транспортным средством, нарушение трудовой дисциплины и т.п.

При необходимости возможна разработка и утверждение локальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок направления на профессиональное обучение по профессии «водитель автомобиля», повышение квалификации, переобучение водителей автомобилей.

Так, в организации может быть разработано и утверждено, например, положение об обучении в организации. В данном положении, в частности, может быть предусмотрен порядок определения потребности организации в обучении своего персонала (организация подачи заявок на обучение, их согласование, составление смет на обучение, составление и утверждение годового плана на обучение и т.п.).

Общие требования для присвоения классности водителю

Вопрос присвоения (повышения) класса рассматривается квалификационной комиссией организации на основании заявления водителя автомобиля и по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения. Проверка теоретических знаний и практических навыков производится на основе требований, предусмотренных в квалификационных характеристиках водителей, содержащихся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147.

Общими условиями присвоения классов водителям являются:

– прохождение подготовки или переподготовки в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия;

– сдача квалификационных экзаменов и получение в органах ГАИ МВД водительского удостоверения и талона к нему установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями механических транспортных средств;

– соблюдение требований по стажу работы в качестве водителя;

– знание водителем слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда.

Подтверждение квалификации
и стажа работы

Присвоение классов водителям автомобилей осуществляется в порядке, предусмотренном нанимателем, а в трудовой книжке работника производится соответствующая запись.

Заметим, что Общие положения и иные акты законодательства не требуют подтверждения в дальнейшем присвоенного ранее водителю автомобиля в установленном порядке класса.

Таким образом, квалификация и опыт работы подтверждаются трудовой книжкой. Водительским удостоверением подтверждается стаж управления автомобилем.

Условия присвоения классов водителям

Для присвоения 3-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» или «С»;

– требования по стажу не предъявляются;

– для управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее 2 лет;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда.

Для присвоения 2-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В» и «Е» или «С» и «Е»; автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е»;

– непрерывный стаж работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда.

Для присвоения 1-го класса:

– наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям «В», «С», «Д» и «Е»;

– непрерывный стаж работы не менее одного года в качестве водителя автомобиля 2-го класса;

– знание слесарного дела в объеме работ слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда.

Инициализация присвоения класса

Вопрос о присвоении (повышении) квалификационного класса водителю автомобиля рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.).

Кроме того, право на повышение квалификационного класса в установленном порядке имеют рабочие, успешно выполняющие работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года.

Также более высокий квалификационный разряд рабочему наниматель вправе присваивать с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов (п. 13 Общих положений).

Таким образом, действующее законодательство выделяет 3 основания для присвоения в т.ч. квалификационного класса:

– прохождение работником обучения;

– успешное выполнение работником работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года;

– разработка и реализация эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Инициировать присвоение водителю автомобиля более высокого класса может как сам работник, так и руководитель соответствующего подразделения. Ниже приведены различные варианты оформления заявлений работников о присвоении им более высокого квалификационного класса.

Порядок присвоения классности водителю

Поскольку обязательные требования к проведению процесса присвоения классности ТК и другими нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены, то для проведения процедуры присвоения классов водителям автомобиля в организации необходимо разработать ряд локальных нормативных правовых актов.

На основании требований Общих положений для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) в организации создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации.

Для рассмотрения вопроса о присвоении класса водитель автомобиля пишет заявление, его непосредственный руководитель оформляет представление. В представлении даются оценка деятельности работника, его деловых качеств, информация о стаже работы и предложение о присвоении квалификационного класса.

Образец заявления на прохождение квалификационного экзамена смотрите в рубрике «Полезная документация» на
с. 26 журнала.

Образец представления на присвоение квалификационного класса водителю автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.

Проведение квалификационного экзамена

Для присвоения водителю автомобиля класса квалификационной комиссией проводится квалификационный экзамен, который может состоять из 2 частей:

– проверки теоретических знаний;

– проверки практических знаний (выполнения пробной работы).

Оформление результатов квалификационного экзамена в форме заключения квалификационной комиссии

Заключение квалификационной комиссии о присвоении квалификационного класса водителю автомобиля оформляется протоколом.

Образец протокола заседания квалификационной комиссии смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.

Затем необходимо издать приказ о присвоении класса и снести соответствующую запись в трудовую книжку.

При присвоении водителю автомобиля квалификационного класса (впервые либо нового, более высокого) производится соответствующая запись: «Присвоен такой-то квалификационный класс» (часть четвертая п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).

Кроме того, сведения вносятся в личную карточку водителя о присвоении класса.

Сведения о повышении класса могут быть внесены в личную карточку, если они в ней предусмотрены.

Анна Якушева, экономист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *