Временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей

После отмены Положения о службе в ОВД вступил в действие Федеральный закон РФ ФЗ — 342 от 30.11.11г.» О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в ст. 73 указаны случаи временного отстранения сотрудника.

Сам порядок определен приказом МВД России № 630 от 25.06.12г. » Об утверждении порядка временного отстранения сотрудника органов внутренних дел РФ от выполнения служебных обязанностей».

Приказом прописана процедура временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей. Такое отстранение обязательно, если сотрудник заключен под стражу или находится под домашним арестом, лишен допуска к гос.тайне, вынесено соответствующее постановление суда. Временное отстранение возможно в случаях уголовного преследования сотрудника (без ареста), проведение служебной проверки по факту грубого нарушения им служебной дисциплины, возникновение конфликта интересов.

Также отстраняются от службы лица, находящиеся в состоянии опьянения или не прошедшие проверку на профпригодность к действиям в условиях применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

Нетрезвый сотрудник немедленно отстраняется от службы его непосредственным руководителем. Вышестоящему начальнику подается рапорт об этом для назначения служебной проверки. Отстраненного уведомляют о временном освобождении от обязанностей устно. В ряде случаев отстраненных сотрудников можно привлекать к выполнению служебных обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

На период временного отстранения принимаются меры по исключению доступа сотрудника к табельному оружию, спецсредствам, служебным документам и материалам.

Если основания отпали, издается приказ о допуске лица к выполнению служебных обязанностей.

XV. Временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей

315. Решение о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей принимается:

Далее — «временное отстранение от обязанностей».

315.1. Министром в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Закона о службе, — в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, сотрудников, назначаемых им на должность, и иных сотрудников — по решению Министра. В случае временного отстранения от должности Министром сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, ДГСК МВД России одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется Министру проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

315.2. Заместителями Министра, в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Закона о службе, — в отношении сотрудников:

315.2.1. Назначаемых ими на должность.

315.2.2. Органов, организаций, подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут соответствующие заместители Министра, и сотрудников, выполняющих служебные обязанности по отдельным направлениям деятельности, руководство которыми организуют соответствующие заместители Министра (за исключением сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава и сотрудников, назначаемых на должность Министром).

315.3. Руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России, структурных подразделений территориальных органов МВД России в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Закона о службе, — в отношении подчиненных сотрудников (за исключением сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава и сотрудников, назначаемых на должность Министром или заместителями Министра).

315.4. Непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Закона о службе, — в отношении подчиненных ему сотрудников.

316. Основания для временного отстранения сотрудника:

316.1. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частью 2 статьи 73 Закона о службе, — рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника.

316.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Закона о службе, — постановление судьи.

316.3. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона о службе, — оформленное решение руководителя (начальника) о прекращении допуска к государственной тайне.

316.4. В случае, предусмотренном частью 7 статьи 73 Закона о службе, — факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

317. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 73 Закона о службе, оформляется приказом.

318. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника в данном случае отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в устной форме.

319. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в течение суток с его составления передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника.

320. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

320.1. С момента непрохождения сотрудником проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Закона о службе.

320.2. Со дня поступления в орган, организацию, подразделение МВД России постановления судьи — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Закона о службе.

320.3. С момента оформления решения руководителя (начальника) о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, — в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона о службе.

320.4. С момента принятия руководителем, указанным в пункте 315 настоящего Порядка, решения о временном отстранении — в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Закона о службе.

321. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

321.1. Основание для временного отстранения сотрудника и указание на норму Закона о службе, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

321.2. Дату, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей.

322. В случае если сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 73 Закона о службе, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

322.1. Указание на должность, к выполнению обязанностей по которой привлекается сотрудник, или на содержание отдельных служебных поручений.

322.2. Указание на служебное место сотрудника.

322.3. Дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

322.4. Срок привлечения к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений.

323. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

323.1. Факты, подтверждающие основание для временного отстранения сотрудника.

323.2. Указание на норму Закона о службе, в соответствии с которой предполагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

323.3. Дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей.

324. При временном отстранении сотрудника:

324.1. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Закона о службе, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

324.2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Закона о службе, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей с даты, указанной в постановлении судьи.

325. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам, а также к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

326. В случае прекращения оснований для временного отстранения сотрудника руководителями, указанными в пункте 315 настоящего Порядка, издается приказ о допуске сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

Комментарий к статье Юлии Сорокиной «Процедура отстранения от должности директора в случае предполагаемого, но недоказанного воровства» (текст статьи ищите в №10 журнала)

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
Необходимо отметить, что данная статья содержит так называемый законодательный пробел, который проявляется в отсутствии обозначенных временных рамок в содержании самой статьи. Само по себе название содержит ссылку на временный характер данной меры, однако четкого правового регулирования в статье не усматривается. Временное отстранение от занимаемой должности является длящейся мерой процессуального принуждения, не устанавливается на конкретный срок и не требует своего продления, как, например, срок содержания под стражей при расследовании преступлений, который согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 109 УПК РФ не может превышать 2 месяцев.

Временный характер отстранения от занимаемой должности означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость.

Однако правоприменительная практика показывает, что мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, как правило, остается не только на срок предварительного расследования, но и на период рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Как отмечает Ф.Н. Багаутдинов, в законе не указано, на какой период возможно отстранение обвиняемого от должности. Очевидно, что речь идет о периоде следствия и суда, до вынесения приговора. По крайней мере на практике вопрос решается именно так {Багаутдинов Ф. Временное отстранение обвиняемого от должности // Законность. 2003. N 4.}

По мнению некоторых правоведов, временное отстранение от занимаемой должности как мера процессуального принуждения должно применяться только на период предварительного расследования (предварительного следствия либо дознания) и в силу своей специфики не должно распространяться на период судебного разрешения уголовного дела, ибо изначально цель отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности заключается в том, чтобы вышеуказанное лицо:

1) не воспрепятствовало процедуре производства предварительного расследования и в силу занимаемой должности не воздействовало на потерпевших и свидетелей;

2) не изъяло и не уничтожило предметы и документы, носящие на себе следы расследуемого преступления.

Считается, что когда в ходе предварительного расследования потерпевшие и свидетели допрошены, собраны все доказательства обвинения, и дело для рассмотрения по существу с обвинительным заключением направлено в суд, нет необходимости в дальнейшем отстранении лица от занимаемой должности. Следовательно ст. 114 УПК РФ необходимо уточнить, указав, что «временное отстранение от должности применяется только на период предварительного расследования уголовного дела».

Примечательным в судебной практике является случай рассмотрения жалобы Конституционным Судом Российской Федерации по требованию граждан А.А. Барановского, Н.Н. Сенина и Н.Н. Сениной.

Так, Постановлением Куйбышевского районного суда города Омска от 4 февраля 2008 года гражданин Н.Н. Сенин, подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 201 УК Российской Федерации, на основании статьи 114 УПК Российской Федерации был временно отстранен от должности генерального директора ОАО «Дом Мод».

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 27 марта 2008 года и постановлением президиума Омского областного суда от 23 сентября 2008 года жалоба Н.Н. Сенина на постановление суда первой инстанции была оставлена без удовлетворения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.А. Барановский, Н.Н. Сенин и Н.Н. Сенина оспаривают конституционность частей первой и второй статьи 114 УПК Российской Федерации. По мнению заявителей, эти законоположения не соответствуют статьям 8 (часть 1), 18, 29 (часть 1), 31, 34 (часть 1) и 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность применения меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности генерального директора акционерного общества по решению суда, в то время как в силу положений статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» досрочное прекращение полномочий генерального директора осуществляется только с соответствующего решения коллегиального органа управления акционерного общества. Кроме того, заявители утверждают, что часть четвертая статьи 114 УПК Российской Федерации не соответствует статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не регламентирует срок применения названной меры принуждения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П указал, что в случае коллизии законов приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации действует, если речь идет о правовом регулировании уголовно-процессуальных отношений.

Статья 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» не регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с привлечением генерального директора акционерного общества в качестве подозреваемого по уголовному делу и применением к нему меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. Следовательно, постановка вопроса о коллизии между положениями частей первой и второй статьи 114 УПК Российской Федерации и положениями статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» не имеет под собой правовой основы. Сама же по себе регламентированная статьей 114 УПК Российской Федерации мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности не может рассматриваться как нарушающая конституционные права Н.Н. Сенина, поскольку, как направленная на обеспечение установленного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора (часть первая статьи 111 УПК Российской Федерации), она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый), оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Кроме того, статья 114 УПК Российской Федерации не ограничивает право на обжалование постановления суда о временном отстранении подозреваемого от должности, что, как следует из представленных материалов, было реализовано Н.Н. Сениным в кассационном и надзорном порядках.

Не свидетельствует о нарушении конституционных прав Н.Н. Сенина и отсутствие в части четвертой статьи 114 УПК Российской Федерации указания на срок применения меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности — данная мера применяется в рамках предварительного следствия, срок которого регламентирован статьей 162 УПК Российской Федерации и составляет по общему правилу два месяца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *