Выпадающие расходы

31 июля 2013 г.

По ту сторону тарифа. Из чего складывается стоимость воды из-под крана?

«Российская газета. Неделя» № 162 25.07.2013

Прозрачность тарифов волнует людей не меньше, чем рост. «За что я плачу деньги?», – чаще всего спрашивает среднестатистический потребитель. Этот вопрос мы переадресовали директору МУП «Водоканал» г. Иркутска Сергею Винарскому.

— Давайте разберемся, что такое тариф? Есть определенный объем воды, который потребляет город, и есть некий объем расходов, чтобы обеспечить доставку воды до потребителя (зарплата, налоги, содержание и ремонт оборудования, электроэнергия и т.д). Делим расходы на объем – получаем стоимость кубометра воды.

За последние пять лет объем воды, который Иркутск потребляет за год, сократился со 120 миллионов до 106 миллионов кубометров. Но и затраты тоже сокращаются. Вот уже несколько лет фонд оплаты труда у нас остается на уровне 400 миллионов рублей – зарплату мы повышаем за счет сокращения персонала, а сокращаем за счет аутсорсинга, автоматизации производства, покупки более производительной техники. Сокращаем энергопотребление. Говорить, что мы неэффективно ведем хозяйство, а траты просто перекладываем на потребителя, как порой это представляют, нельзя.

К тому же на этот год нам необходимо было примерно 1,74 миллиарда рублей. Но тарифы нам утвердили так, что выручка не превысит 1,5 миллиарда. То есть, надо думать, где еще сэкономить.

— А какова инвестиционная программа «Водоканала»? Расходы на нее ведь тоже входят в состав тарифа?

— Инвестиционная программа у нас рассчитана до 2015 года. В этом году мы планируем потратить на нее 360 миллионов рублей. Сюда входит, прежде всего, подготовка проектно-сметной документации. Также в этом году мы планируем заменить канализационный коллектор на Воронежской улице, реконструировать КНС-12 с напорными трубопроводами, которая серьезно разгрузит центр города. Проложить под Иркутом новый подземный дюкер, по которому будут проходить стоки Свердловского района Иркутска. Мы прибрели технику для горизонтального бурения – потому что сегодня Иркутск настолько насыщен разными сетями, что в иных местах просто раскопать траншею уже невозможно. И, разумеется, будем подключать новые объекты. Хочется делать больше – у нас есть программа переоборудования насосных станций стоимостью 500 миллионов рублей. Это позволило бы сократить потребление электроэнергии на 40 процентов, сэкономить на персонале – станции работают в автоматическом режиме, словом, серьезно снизить издержки, но надо сначала найти эти 500 миллионов.

— Насколько я знаю, «Водоканал» как ресурсоснабжающая организация, в этом году обязан установить домовые счетчики воды там, где их не установили собственники. Входят ли эти расходы в инвестиционную программу?

— Нет, поскольку счетчик – собственность владельцев жилья. Однако государство обязало нас это сделать – поэтому надо изыскать примерно 200 миллионов рублей, поставить счетчики, а потом уже взыскивать эти средства с собственников помещения в течение пяти лет. Фактически мы сейчас ставим приборы учета за свой счет – договорились с управляющими компаниями и за счет взыскания задолженности за воду поставили около 2000 приборов (а нужно 4000). Теперь мы пытаемся выстроить отношения с собственниками, чтобы он возместили нам эти расходы. Причем, я пообещал: если жители рассчитаются за приборы в течение двух лет, то я даже инфляционный процент, предусмотренный законом, брать не буду. Сложнее ситуация в частном секторе, где в ходу летние водопроводы и где мы должны ставить приборы учета на точку подключения к магистральной трубе. Далеко не у всех жителей там есть договоры с нами – поэтому мы выявляем таких потребителей, заключаем с ними договоры на водопользование, ищем старшего по улице, заключаем с ним договор на установку прибора учета, и ставим его опять же за свой счет. Уже установили 320 таких счетчиков, а всего надо около 500.

— А сколько сетей меняете ежегодно?

— В прошлом году 12 километров – и водопроводных и для водоотведения. План на этот – 25-30 километров. А всего у нас на балансе примерно 1500 километров сетей. По-хорошему, нам нужно реконструировать по 80-90 километров ежегодно, чтобы не дожидаться, когда труба придет в аварийное состояние, а работать на опережение. Но на это нужны средства, а в тарифной политике, предприятие, как я уже сказал, ограничено. Экономические же механизмы, за счет которых мы могли бы получать дополнительные финансы, не повышая тарифы, – налоговые льготы, например, или бюджетные инвестиции – у нас пока не работают.

Вчера правительство Петербурга решило предоставить крупным инвесторам льготы по налогам на прибыль и на имущество. Красивый жест обойдется Смольному в 715 млн рублей выпадающих доходов по итогам 2005 года. Но власти рассчитывают, что именно благодарные инвесторы помогут им удвоить ВРП. О желании сделать Петербург инвестиционно привлекательным городом новая команда Смольного заявила сразу же после избрания Валентины Матвиенко губернатором. До сих пор чиновники существенных успехов на этом поприще не достигли: механизм «одного окна» в полную силу не заработал, активная подготовка промышленных зон начнется только со следующего года. Шаг, который Смольный предпринял вчера, — единственный реальный, но вынужденный. Как пояснил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) Владимир Бланк, в этом году в основной капитал городских предприятий будет инвестировано 112,5 млрд рублей, что недостаточно для удвоения ВРП и доходной части бюджета. Чтобы ускорить процесс, чиновники предложили понизить ставки сразу по двум налогам. Размер налога на прибыль уменьшится с 24% до 22% для инвесторов, которые в течение года вложат в экономику города не менее 150 млн рублей, и до 20% для компаний, чьи инвестиции составят не меньше 300 млн рублей. Ставка налога на имущество снизится с 2,2% до 1,1%. Обе льготы предоставляются сроком на три года.
По словам господина Бланка, на крупные компании выбор пал не случайно: их только 6% от общего числа инвесторов, но при этом они дают 85% всех инвестиций. Льготы получат и высокотехнологичные компании, реализующие инновационные проекты. Для них планка нижнего уровня инвестиций снижена до 50 млн рублей, однако при условии, что компания не менее 80% доходов получает именно от инновационной деятельности. Льготы, по расчетам чиновников, уже в следующем году опустошат бюджет Петербурга на 715 млн рублей, а к 2008 году сумма выпадающих доходов достигнет 1,8 млрд рублей. Однако уже с 2009 года налогооблагаемая база расширится, и превышение доходов бюджета, вызванных послаблениями, над расходами составит 200 млн рублей.
Вчерашний жест Смольного был положительно воспринят инвесторами. «Налоговые льготы — действительно важный фактор для компании, которая принимает решение, где инвестировать средства, — замечает исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации по Северо-Западу (СПИБА) Наталья Кудрявцева. — Наша организация, в которую входят 120 компаний, вела переговоры с чиновниками об этих льготах с прошлого года. Ряд членов ассоциации имеют планы по инвестированию средств в России, и принятое правительством решение будет ими обязательно учтено». Первый заместитель генерального директора ООО «Скания» Владимир Коробейников считает, что льготы важны для компаний, которые только начинают свой бизнес в Петербурге: «На первоначальном этапе, когда перспективы бизнеса еще не ясны, большую роль играют издержки, которые необходимо минимизировать, — говорит господин Коробейников. — Наличие льгот характеризует отношение властей к инвесторам».
Планку в 150 млн рублей бизнесмены считают вполне приемлемой. Ведь до сих пор именно такие инвесторы предпочитали затевать бизнес в соседней с Петербургом Ленобласти. Петербургу же ничем особенным, кроме разговоров о заводе Mercedes и перспективах развития котлована у Московского вокзала, похвастать было нечем.
ИВАН СТУПАЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *