Содержание
Белый дом дал отрицательные отзывы на пакет законопроектов Верховного суда, который предложил ввести отдельный вид госслужбы — государственной судебной службы. Правительство решило, что ВС не обосновал специфику деятельности сотрудников, которые обеспечивают работу судей. Специфика есть в работе сотрудников каждого ведомства, но регулировать ее можно внутренними регламентами, считает эксперт.
Верховный суд (ВС) внес в Госдуму законопроект «О государственной судебной службе РФ» и два проекта, которые вносят поправки в другие акты в связи с его принятием. ВС предлагает установить, что судебная служба — это специальный вид государственной службы на должностях судебной службы в аппаратах ВС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Сейчас в конституционном законе о судебной системе говорится, что «работники аппарата суда являются государственными служащими» (ст. 32).
Общая численность судей и сотрудников аппаратов судов устанавливается законом о федеральном бюджете. Бюджет на 2017 год предусматривает численность сотрудников аппарата судов общей юрисдикции в 68,8 тыс. человек, сотрудников аппаратов арбитражных судов — в 11,86 тыс. человек, а также 522 сотрудника центрального аппарата Судебного департамента при ВС и 1392 работника аппарата Верховного суда РФ. Предложения ВС не касаются Конституционного суда и уставных судов российских регионов.
В пояснительной записке к законопроекту ВС говорится, что аппарат суда «обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства». На служащих аппаратов судов возложены и функции по материально-техническому обеспечению деятельности судей. В проекте хотят отдельно прописать обязанности судебных служащих: запрет быть в суде представителем граждан, заниматься предпринимательством.
При этом предложены особые условия работы служащих, в том числе защита чиновника и членов его семьи «от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей», «обеспечение форменной одеждой». Применение форменной одежды чиновниками «повысит статус судебного служащего, позволит выделить его», говорится в пояснительной записке. Комплекс мер должен повысить престиж судебной службы, сохранить «имеющийся кадровый потенциал».
Правительство не поддержало идею выделения отдельной категории госслужащих. Проект и пояснительная записка не содержат «достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах», говорится в отзыве главы аппарата Белого дома Сергея Приходько. К тому же, как считает правительство, поправки приведут к увеличению расходов, поскольку законопроект позволит ввести ряд должностей, которых сейчас в аппаратах судов нет. Большинство же положений по части поступления на госслужбу и увольнения с нее «дублируют положения закона “О государственной гражданской службе РФ” либо схожи с ним».
Специфика работы есть в любом министерстве и ведомстве, говорит глава экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. Но «большая часть вопросов, связанная со спецификой работы госслужащих в отдельной сфере, может быть решена с помощью внутренних регламентов», считает он. Специфику работы судейского аппарата можно учесть и в действующем законодательстве, полагает господин Калмыков.
Максим Иванов, Ольга Дорохина
Глава ВС внес в Госдуму законопроект о реформе аппаратов судов
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев 14 февраля внес в Госдуму пакет законопроектов (см. , и ) о создании государственной судебной службы Российской Федерации, в которую будут выделены сотрудники аппаратов судов. Документы, предусматривающие создание нового вида госслужбы, были утверждены пленумом ВС 15 ноября 2016 года.
К судебной службе предлагается отнести сотрудников аппаратов всех судов, кроме Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов (это объясняют их особым местом в судебной системе: в частности, КС РФ, согласно законодательству, является судебным органом конституционного контроля).
Госслужащие аппаратов ВС РФ, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а в аппаратах мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ.
Вводятся специальные классные чины судебной системы и одновременно сохраняются классные чины юстиции для служащих на должностях, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.
Устанавливается обязательное ношение форменной одежды сотрудниками аппарата суда при участии в судебном заседании, что призвано выделить их среди других участников процесса.
Судебным служащим будет запрещено быть в суде представителем граждан; выполнять функции по осуществлению правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.
Предусматривается также, что помощники судей будут работать без закрепления за определенным судьей. Это даст возможность «оптимально перераспределять» помощников судей между судьями в случае возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и т. д.
Кроме того, должности администраторов судов областного уровня и арбитражей выводятся из системы Суддепартамента. Администраторов решено сделать одновременно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли целиком сосредоточиться на своей основной функции – отправлении правосудия.
Принять ФЗ «О судебной службе»
Судебный департамент при Верховном суде РФ (далее — СД при ВС РФ) разработал законопроект, который должен изменить представление о работе в аппаратах судов. Денежное содержание работников аппаратов судов, которое длительное время остается на низком уровне, планировалось повысить в разы, чтобы уменьшить текучку кадров и привлечь настоящих профессионалов. Однако принятие данного закона откладывается на неопределенный срок, что недопустимо, поскольку на фоне сложившейся экономической обстановки в стране и высокого уровня инфляции сотрудники аппаратов судов становятся нищими.
На подготовку документа ушло почти два года – еще в декабре 2012 года на VIII Всероссийском съезде судей было решено подготовить предложения по изменению системы оплаты труда работников аппаратов судов. Позже, в августе 2013 года, и Президиум Совета судей РФ настаивал на необходимости выделения из государственной службы особого вида – судебной службы.
О службе.
Судебная служба, которую хочет ввести СД при ВС РФ, подразделяется на федеральную и субъектов Российской Федерации. Должности судебной службы будут подразделяться на категории и группы; последние, например, на высшую, главную и ведущую. Кроме того, выделяются 15 классных чинов, среди которых: секретарь судебной службы РФ (1-3 класс), референт (1-3 класс), советник (1-3 класс), государственный советник (1-3 класс), действительный государственный советник (1-3 класс).
Настоящий законопроект во многом дублирует ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», по которому сегодня работают сотрудники аппаратов судов. Копируются, в частности, ограничения, связанные со службой. Работникам аппаратов судов будет запрещено, как и сейчас, иметь гражданство другого государства, придется отчитываться о доходах своей семьи. Не смогут они попасть на службу, если являются близким родственником со служащим судебной системы, которому будут подчиняться. А при выявлении нарушений в этой сфере им будет грозить увольнение со службы.
На судебную службу будут набирать претендентов по конкурсу, кроме набора кадров на младшие должности. «Преимущественное право» будет у тех, кто имеет «более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа судебной службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности».
О зарплате
Причина большой текучести кадров в аппаратах судов связана с возрастающей нагрузкой и низким уровнем заработной платы. Заработная плата таких же специалистов, работающих в других государственных органах, а также в коммерческих структурах, значительно выше. Данное обстоятельство приводит к тому, что выпускники юридических ВУЗов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов.
СД при ВС РФ предлагает исчислять размер оплаты труда аппаратам судов от оклада главы Конституционного суда РФ. Как и прежде, зарплата будет состоять из должностного оклада и выплат за классный чин (вместе они будут составлять «оклад месячного денежного содержания») и ежемесячных, а также иных дополнительных перечислений.
Кроме этого, судебные служащие приблизятся к судьям и в другом отношении: у них также появится фонд оплаты труда, из которого будут выплачиваться премии. Размеры окладов работников аппаратов судов будут индексироваться одновременно с увеличением размеров должностных окладов судей.
Настоящий законопроект предлагает решение давно назревшей проблемы – достойной оплаты труда работников аппаратов судов, выполняющих огромный объем работы, без которой отправление правосудия было бы просто невозможным, но при этом они получают мизерную зарплату.
Об особом статусе
Законопроект предусматривает и другие льготы работникам аппаратов судов. Во-первых, «дополнительные гарантии от необоснованного уголовного преследования и уголовного обвинения». Дела в отношении них будут возбуждаться руководителем подразделения Следственного комитета в субъекте РФ с согласия местного прокурора. Во-вторых, предоставление для их детей во внеочередном порядке мест в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат.
Первоначальный проект предусматривал введение у судебных служащих собственной формы одежды, которая должна была иметь «официальные символы в виде нашивок, указывающих на принадлежность к судебной службе РФ, а также знаки отличия в виде погон, которые соответствуют присвоенным чинам судебной службы». Однако данный пункт был исключен из официального текста законопроекта.
На основании изложенного просим принять ФЗ «О судебной службе РФ».
Лебедев внес в Госдуму законопроект о государственной судебной службе
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сегодня внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, которые предусматривают учреждение в России государственной судебной службы, следует из материалов ГД.
Идею создать новый вид госслужбы Пленум ВС поддержал 15 ноября 2016 года (см. «Верховный суд: сотрудники аппарата судов должны стать госслужащими»). Лебедев не раз отмечал в своих выступлениях, что текучка кадров в рядах помощников и секретарей судей в отдельных регионах достигает 400%. Причиной тому, по мнению главы ВС, является низкий уровень заработка.
Согласно законопроектам ВС, к госслужащим предлагается отнести сотрудников аппаратов всех судов, за исключением Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов. Это связано с тем, что они занимают отдельную нишу в судебной системе страны: так, например, КС считается судебным органом конституционного контроля. Сотрудники аппаратов ВС, федеральных СОЮ и арбитражей будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а работники аппаратов мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ.
Кроме того, предусматривается присвоение всем сотрудникам аппаратов классных чинов судебной системы – от них будет зависеть размер жалования. При этом классные чины юстиции сохранят для служащих, занимающих должности, которые требуют наличия высшего юробразования. Сотрудники аппарата суда при участии в судебном заседании должны будут носить форменную одежду, чтобы их можно было отличить от других участников процесса.
Законопроектами также предусматривается, что помощников не будут закреплять за конкретным служителем Фемиды: это позволит «оптимально перераспределять» их между судьями, если, например, временно возрастет нагрузка или поступит сложное дело. При этом должности администраторов судов областного уровня и арбитражей предлагается вывести из системы Суддепа. Администраторы будут параллельно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли полностью сосредоточиться на отправлении правосудия.
В начале февраля правительственная комиссия по законопроектной деятельности дала отрицательный отзыв на законопроект о государственной судебной службе. В Кабмине сочли, что прописанной в документе специфики работы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид госслужбы. Кроме того, по мнению правительства, судебным чиновникам придется платить за выслугу лет больше, чем госслужащим. Для первых предусмотрена ежемесячная надбавка за выслугу лет в виде процента от оклада месячного содержания, а для вторых – в виде процента от месячного оклада (меньшая сумма) (см. «Правительство против появления «судебных чиновников»).
С текстом законопроектов № 102341-7 «О государственной судебной службе РФ» можно ознакомиться , № 102332-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы РФ» – , а № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением государственной судебной службы РФ» – .