Содержание
27 ноября 1992 года N 4015-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Статья 2. Страхование и страховая деятельность (страховое дело)
Статья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования
Статья 4. Объекты страхования
Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
Статья 5. Страхователи
Статья 6. Страховщики
Статья 6.1. Особенности обмена информацией в электронной форме между страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) и страховщиком
Статья 7. Порядок регулирования деятельности общества взаимного страхования
Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры
Статья 8.1. Утратила силу
Статья 9. Страховой риск, страховой случай
Статья 10. Страховая сумма, страховая выплата, франшиза
Статья 11. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф
Статья 12. Сострахование
Статья 13. Перестрахование
Статья 13.1. Национальная перестраховочная компания
Статья 13.2. Перестрахование рисков страховой выплаты по договорам страхования, заключенным для защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц
Статья 13.3. Передача национальной перестраховочной компании части обязательств по страховой выплате
Статья 14. Объединения субъектов страхового дела, страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей
Статья 14.1. Страховые (перестраховочные) пулы
Статья 14.2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка
Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков
Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика
Статья 26. Страховые резервы
Статья 26.1. Передача страхового портфеля
Статья 26.2. Учет и хранение ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Контроль за активами страховщика
Статья 27. Утратила силу
Статья 28. Учет и отчетность
Статья 28.1. Внутренний контроль
Статья 28.2. Внутренний аудит
Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика
Статья 29.1. Обеспечение хранения информации о деятельности страховщика
Глава IV. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела
Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела
Статья 31. Утратила силу
Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Статья 32.1. Квалификационные и иные требования
Статья 32.2. Утратила силу
Статья 32.3. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии
Статья 32.4. Утратила силу
Статья 32.5. Действие лицензии
Статья 32.5-1. Меры, применяемые органом страхового надзора
Статья 32.5-2. Ограничение и (или) запрет на совершение отдельных сделок
Статья 32.6. Ограничение или приостановление действия лицензии
Статья 32.7. Возобновление действия лицензии
Статья 32.8. Отзыв лицензии. Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии
Статья 32.9. Виды страхования
Статья 32.10. Особенности совершения сделок с акциями (долями) страховой организации
Статья 33. Соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны должностными лицами органа страхового надзора
Глава V. Заключительные положения
Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
Статья 35. Рассмотрение споров
Статья 36. Международные договоры
Среди русского народа, частенько полагающегося на «авось», мало пользуется спросом добровольное страхование объектов недвижимости, равно как жизни и здоровья, в отличие от того же Запада, где культура страхования развита.
Много обсуждений было в ходе принятия Федерального закона от 03.08.2018 г. № 320-ФЗ (далее – Закон № 320-ФЗ), направленного на внесение изменений в законодательство о страховании жилья, который вступит в силу 04 августа 2019 года, за исключением некоторых положений.
Выдвигались даже версии об обязательном порядке страхования жилья. Ведь оно и понятно…
К сожалению, периодически случаются трагедии обрушения домов, оставляющие без крыши над головой сотни семей. Причинами могут являться как взрыв бытового газа, недобросовестность застройщиков, так и стихийные бедствия. И в большинстве своем властям на местах приходиться решать вопросы обеспечения пострадавших семей новым жильем либо выплачивать компенсацию.
Но государственная казна не резиновая и вполне разумным, с данной точки зрения, выглядит страхование жилья, поскольку при наступлении страхового случая часть бремени по компенсации ущерба будет находиться в зоне ответственности страховщика.
Однако принятые Законом № 320-ФЗ поправки не предполагают обязательного страхования жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, страхование жилья по-прежнему остается добровольной услугой, хотя и нельзя исключать вероятность того, что в недалеком будущем подует ветер перемен и страхование квартир станет такой же обязанностью граждан, как и взносы на капитальный ремонт.
Останавливаться подробно на всех изменениях, внесенных Законом № 320-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не будем, отметим лишь основные моменты:
-
пунктом 1 статьи 1 введена норма о создании единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию;
-
пунктом 2 статьи 2 расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций. Субъекты вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
При этом возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется как страховщиком, так и за счет бюджетных региональных средств в денежной форме либо путем предоставления другого жилого помещения при условии уступки страхователем выплат в пользу субъекта Российской Федерации.
К слову сказать, на основании ст. 24 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» и Положения о системе страхования жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 01.10.2002 г. № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве» в столице уже несколько лет реализуется добровольное страхование жилых помещений с использованием механизма уплаты страховых взносов при помощи платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
К недостаткам такого страхования, пожалуй, можно отнести следующие факторы. Невозможность выбора страховщика, допустим в Москве, за каждым округом закрепляются определенные страховые компании, выбранные по результатам открытого конкурса.
При наступлении страхового случая возмещение ущерба осуществляется частично страховыми компаниями, частично – Правительством Москвы. Страховыми случаями признаются повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения в результате пожара, взрыва по любой причине (за исключением теракта), аварий систем отопления канализации, водоснабжения, теплоснабжения.
Не приходится и рассчитывать на то, что сумма страховки сможет покрыть все убытки. Ведь расчет суммы страхового возмещения по такой программе осуществляется по очень усредненной стоимости, не учитывающей такие факторы, как престижность района, категорию дома, качество отделочных материалов, используемых при ремонте.
Правда, и сумма такой страховки совсем не кусается, для квартиры общей площадью 50 кв.м. ежемесячный взнос за страховку не превышает 100 рублей.
На сегодняшний день каждому предоставляется свобода выбора в вопросе страхования жилья, но гарантировать что так будет всегда, никто не может.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация о сервисе .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Федеральный закон принят Государственной Думой 12 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносятся изменения, в соответствии с которыми уточняются:
требования к страховщикам и перестраховочным организациям, в частности устанавливается запрет на осуществление ими предпринимательской деятельности, не связанной со страховым делом;
порядок выдачи лицензий на право осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера, а также перечень необходимых документов для их получения, в том числе документов, которые должны представить соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах;
процедура принятия Банком России решения о выдаче лицензии (об отказе в её выдаче), порядок и сроки уведомления соискателя;
состав сведений, содержащихся в едином государственном реестре субъектов страхового дела.
Кроме того, изменяются требования к условиям обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, а именно:
страховые организации, созданные до дня вступления в силу Федерального закона и осуществляющие страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование имущества и страхование финансовых рисков, обязаны увеличить свои уставные капиталы к 1 января 2020 года – до 180 миллионов рублей, к 1 января 2021 года – до 240 миллионов рублей, к 1 января 2022 года – до 300 миллионов рублей;
страховые организации, созданные до дня вступления в силу Федерального закона и осуществляющие страхование имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определёённых возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью (страхование жизни), обязаны увеличить свои уставные капиталы к 1 января 2020 года – до 310 миллионов рублей, к 1 января 2021 года – до 380 миллионов рублей, к 1 января 2022 года – до 450 миллионов рублей;
страховые организации, созданные до дня вступления в силу Федерального закона и осуществляющие перестрахование или страхование в сочетании с перестрахованием, обязаны увеличить свои уставные капиталы к 1 января 2020 года – до 520 миллионов рублей, к 1 января 2021 года – до 560 миллионов рублей, к 1 января 2022 года – до 600 миллионов рублей;
с июля 2019 года минимальный размер уставного капитала новых страховых организаций должен составлять 300 миллионов рублей (за исключением страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, для которых размер уставного капитала остается прежним – 120 миллионов рублей);
страховые организации (за исключением осуществляющих обязательное медицинское страхование) должны утверждать положение об оценке страховых рисков и управлении ими, а организации, созданные до дня вступления в силу Федерального закона, до июля 2019 г. должны также представить в орган страхового надзора бизнес-план, утверждённый собранием учредителей (акционеров, участников) соискателя лицензии на осуществление страховой деятельности.