Земельный надзор

Кто проводит земельный надзор

Такой надзор осуществляют три госоргана. Какой из них будет проводить надзор, зависит от того, какие требования земельного законодательства проверяются (п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1; далее — Положение о земельном надзоре):

  • Росреестр и его территориальные органы. Этот орган проверяет требования, перечисленные в п. 3 Положения о земельном надзоре. К ним относятся, в частности, требования:

— о недопущении самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим на него прав;

— переоформлении организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности;

— использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;

— обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях;

  • Россельхознадзор и его территориальные органы. Он осуществляет надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения (п. 4 Положения о земельном надзоре). Они проверяют соблюдение требований, которые перечислены в п. 4 Положения о земельном надзоре, например:

— о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными веществами и отходами производства и потребления;

— об обязательном использовании участков из земель сельхозназначения для ведения сельхозпроизводства или иной связанной с этим деятельности;

  • Росприроднадзор и его территориальные органы. Он проводит надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель, кроме тех, которые поднадзорны Россельхознадзору (п. 5 Положения о земельном надзоре). Он осуществляет надзор за соблюдением, в частности (п. 5 Положения о земельном надзоре):

— требований по рекультивации земель, например, при осуществлении строительных работ;

— предписаний, выданных должностными лицами Росприроднадзора по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений.

Как проводятся плановые проверки и в какой срок

Они осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения проверки. Такие проверки бывают документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Необходимость в выездной проверке возникает в случае, если при документарной проверке невозможно установить (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):

  • достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана;
  • соответствует ли деятельность организации требованиям земельного законодательства без проведения выездной проверки.

Срок проведения каждой из проверок — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). По земельным участкам, отнесенным к категории умеренного риска, Росреестр проводит проверки в течение 17 рабочих дней (п. 10(4) Положения о земельном надзоре).

Для чего при проведении земельного надзора применяется риск-ориентированный подход

Возможность применения риск-ориентированного подхода предусмотрена в ч. 1 — 1.1 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, а также следует из п. 10 Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

Это означает, что земельным участкам присваивают категорию риска. От этого будет зависеть периодичность проведения плановой проверки.

Росреестр использует одни критерии отнесения к определенной категории риска, аРоссельхознадзор — другие критерии. В результате земельному участку присваивается категория среднего, умеренного или низкого риска.

Если земельный участок можно отнести к разным категориям риска, он будет отнесен к более высокой категории. В случае когда участку категория риска не присвоена, он будет считаться отнесенным к самой низкой категории (п. п. 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (далее — Правила), п. п. 4(2), 10(3) Положения о земельном надзоре).

Росприроднадзор проводит земельный надзор в рамках экологического надзора. В этом случае категории риска присваиваются не земельным участкам, а объектам, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (п. 5(1) Положения о земельном надзоре, п. 17 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426; далее — Положение об экологическом надзоре). Росприроднадзор применяет свои критерии и присваивает указанным объектам категорию чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого риска.

Информацию о категории риска вашего земельного участка (объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду) вы можете получить в органе, который проводит надзор. Для этого нужно подать запрос. В течение 15 рабочих дней вам должны направить информацию о категории риска и сведения, которые были использованы при отнесении к этой категории (п. 13 Правил, п. 23 Положения об экологическом надзоре).

Отметим, что если вы не согласны с присвоенной категорией риска, то вы можете подать заявление о ее изменении (п. 17 Правил, п. 24 Положения об экологическом надзоре).

Как часто могут проводиться плановые проверки

Это зависит от органа, который проводит такие проверки, и категории риска, к которой отнесен ваш земельный участок:

  • Росреестр и Россельхознадзор проводят проверку земельных участков со следующей периодичностью (п. п. 4(3), 10(4) Положения о земельном надзоре):

— если присвоена категория среднего риска — не чаще одного раза в три года;

— умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;

— низкого риска — проверка не проводится;

  • Росприроднадзор осуществляет плановые проверки со следующей периодичностью (п. 18 Положения об экологическом надзоре):

— если объект отнесен к категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

— высокого риска — один раз в два года;

— значительного риска — один раз в три года;

— среднего риска — не чаще одного раза в четыре года;

— умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;

— низкого риска — проверки не проводятся.

Отметим, что Росреестр и Россельхознадзор проводят проверки по ежегодным планам, а Росприроднадзор — по ежегодным планам проведения экологического надзора. Эти планы они разрабатывают независимо друг от друга в отношении подконтрольной им территории субъекта РФ (п. п. 7, 8 Положения о земельном надзоре). Следовательно, в отношении конкретного земельного участка в один год могут быть проведены проверки разными органами.

Узнать, будет ли в отношении вас проводиться плановая проверка, можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/) (п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Кроме того, утвержденные ежегодные планы должны быть размещены на сайте того органа, который будет проводить проверку (ч. 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).

Нужно учитывать, что в установленных случаях в ежегодный план проведения проверки могут быть внесены изменения. Сведения о них должны быть размещены на сайте надзорного органа в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений (п. 8 названных Правил).

Отметим, что о проведении проверки вас должны уведомить не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого вам направят копию распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) о начале проведения проверки по почте либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, по электронной почте, если ее адрес известен надзорному органу или имеется в ЕГРЮЛ (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что если вам принадлежит несколько земельных участков, то проверять должны только тот, который указан в ежегодном плане (п. 10 названного Положения).

Что такое проверочные листы и как они используются при проведении плановой проверки

В этих листах указан перечень вопросов об обязательных требованиях земельного законодательства. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) в обязательном порядке должны использоваться при проведении плановой проверки (п. п. 7(1), 7(3) Положения о земельном надзоре).

Предмет плановой проверки исчерпывается только теми вопросами, которые имеются в проверочных листах (п. 7(4) названного Положения).

Для проведения проверки используются:

  • проверочный лист для органов Росреестра;
  • проверочный лист для органов Россельхознадзора;
  • проверочный лист для органов Росприроднадзора.

В приведенных листах для ответа на вопросы указывается «да», «нет» и «н/р» (не распространяется). Поэтому данные проверки будут однозначно свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении вами обязательных требований земельного законодательства.

Рекомендуем воспользоваться проверочными листами для того, чтобы заранее самостоятельно подготовиться к проведению проверки.

Как проводится документарная проверка

Она осуществляется по распоряжению (приказу) руководителя госоргана или его заместителя. В нем должны быть указаны должностные лица, которые будут ее проводить (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона 294-ФЗ). Организация должна быть уведомлена о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Для этого копию распоряжения (приказа), заверенную печатью, направят организации почтой с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо иным доступным способом (п. 43 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, п. 47 Административного регламента, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591, п. 37 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191).

Такая проверка проводится по месту нахождения госоргана (ч. 2 ст. 11 названного Закона).

На этом этапе проверяются, в частности (ч. 1, 3 ст. 11 Закона N 294-ФЗ):

  • документы организации;
  • документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением обязательных требований земельного законодательства;
  • акты предыдущих проверок;
  • материалы дел об административных правонарушениях.

В первую очередь госорган должен проверить документы, которые имеются в его распоряжении. Если при этом у должностных лиц госоргана возникают сомнения в достоверности сведений в документах либо они не позволяют оценить исполнение вами требований земельного законодательства, то вам направят запрос с требованием о представлении других необходимых документов. Такой запрос должен быть мотивированным, к нему должно быть приложено распоряжение (приказ) руководителя госоргана о проведении документарной проверки (ч. 3, 4 ст. 11 указанного Закона).

Вы обязаны представить необходимые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Документы нужно представить в виде копий, которые подписаны руководителем организации или другим должностным лицом и заверены печатью организации (если она имеется). Нотариально заверять их не нужно. Вы можете представить документы и в электронном виде, при этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 — 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Учитывайте, что госорганы не могут требовать у вас документы, которые не относятся к предмету проверки, и документы, которые они могут получить у других органов, осуществляющих надзор и контроль (ч. 11 ст. 11 названного Закона).

Если при проверке в представленных вами документах выявлены ошибки и (или) противоречия или сведения в них не соответствуют тем, которые имеются у госоргана, вам направят информацию об этом с требованием представить письменные пояснения в течение 10 рабочих дней. Вместе с пояснением вы можете представить документы, которые подтверждают достоверность документов, представленных вами ранее (ч. 8, 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Если пояснение не представлено или после рассмотрения пояснения и вновь представленных документов будут установлены признаки нарушений, то может быть проведена выездная проверка (ч. 10 ст. 11 названного Закона).

Как проводится выездная проверка

Прежде чем начать выездную проверку вашей организации, должностные лица обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение (приказ) руководителя госоргана (его заместителя) о назначении выездной проверки. Кроме того, вас должны ознакомить, в частности, с полномочиями проверяющих, целями и задачами проверки, а также сроками и условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 названного Закона).

При проверке вы обязаны обеспечить доступ проверяющих и экспертов (представителей экспертных организаций), если они привлечены к проведению проверки (ч. 5 ст. 12 указанного Закона).

Если выездную проверку провести не представляется возможным, то составляется соответствующий акт с указанием причин, по которым она не проведена. В течение трех месяцев со дня составления такого акта госорган может принять решение о проведении как плановой, так и внеплановой выездной проверки. При этом плановая выездная проверка будет осуществляться без ее внесения в ежегодный план. Учитывайте, что в этом случае предварительно уведомлять вас о проверке не будут (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Какие документы оформляются в результате плановой проверки

По итогам проведения обязательно составляется акт проверки. Кроме того, могут быть оформлены предписание и протокол об административном правонарушении, а также уведомление о выявлении самовольной постройки.

Как составляется акт проверки

В результате проведения проверки должностные лица должны составить такой акт в двух экземплярах. Он составляется непосредственно после завершения проверки либо в течение трех рабочих дней после ее завершения, если для его составления нужно получить заключения о проведенных исследованиях, экспертизах и т.д. (ч. 1, 4, 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Форма акта проверки приведена в Приложении 3 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. К нему должны быть приложены заполненный проверочный лист, протоколы проб обследования, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, предписания об устранении выявленных нарушений и все документы (их копии), которые связаны с результатами проверки (ч. 11.5 ст. 9, ч. 3 ст. 16 названного Закона).

Один экземпляр акта проверки вручается (направляется) проверяемой организации следующими способами (ч. 4, 5 ст. 16 указанного Закона):

  • лично руководителю организации (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) под расписку. При его получении ознакомьтесь с ним, после чего подтвердите ознакомление и получение. Для этого нужно указать Ф.И.О., должность и дату с проставлением подписи в соответствующей графе акта проверки;
  • по почте с уведомлением о вручении. Таким способом акт проверки направляется в том случае, если руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представить) организации отсутствует или откажется ознакомиться с ним или дать об этом расписку либо если акт составляется в течение трех дней после завершения проверки;
  • в форме электронного документа. Направить акт таким способом госорган может только при согласии проверяемого лица. В этом случае акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью того должностного лица, которое составило акт в бумажном виде.

Если ваша организация ведет журнал учета проверок, то проверяющие должны внести в него запись о проведенной проверке. Если такой журнал вы не ведете, то запись должна быть внесена в акт проверки (ч. 9, 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Если вы не согласны с результатом проверки или с действиями должностных лиц, которые ее проводили, то вы можете отразить это в акте проверки (п. 3 ст. 21 названного Закона). Кроме того, в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, указанными в акте проверки, в течение 15 дней подайте в госорган письменные возражения. Вы можете приложить к нему необходимые документы или их копии. Сделать это можно и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 16 указанного Закона).

В каких случаях выдается предписание об устранении нарушений

Если при проверке будут выявлены нарушения требований земельного законодательства, то организации выдадут предписание об их устранении. В нем приводится информация о сроке, в который должны быть устранены нарушения, и (или) о необходимости провести мероприятия по предотвращению причинения вреда (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

В случае невыполнения требований предписания в установленный срок организация может быть привлечена к административной ответственности (ч. 2 ст. 25 названного Закона).

Выданное предписание вы можете обжаловать в административном или судебном порядке (п. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 23 указанного Закона).

В каких случаях оформляется протокол об административных правонарушениях

Он составляется проверяющими должностными лицами, если при проверке обнаружены достаточные данные, которые указывают на наличие административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1, п. 29 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Как правило, протокол оформляют после акта проверки. Однако его могут составить и до акта проверки, если нужно принять обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности. Это возможно в том случае, когда наказанием за правонарушение является приостановление деятельности (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ). Порядок оформления протокола и ознакомления с ним приведен в ст. 28.2 КоАП РФ.

С момента составления протокола возбуждается дело об административном правонарушении. В результате его рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении наказания (п. 3 ч. 4 ст. 28.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Организации и должностные лица могут обжаловать эти постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ). При этом должностные лица обращаются в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Организации определяют суд в зависимости от того, связано ли правонарушение с предпринимательской (иной экономической) деятельностью. Если связано — обращаются в арбитражный суд (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ), если нет — в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Не считаются связанными с экономической деятельностью правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды и природопользования (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)). К ним можно отнести, например, порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) и использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Однако на практике арбитражный суд может принять такую жалобу к производству.

В каких случаях составляется уведомление о выявлении самовольной постройки

Проверяющий направит такое уведомление, если выявит, что объект капитального строительства размещен с нарушением разрешенного использования земельного участка и (или) ограничений его использования. К уведомлению прилагаются подтверждающие документы.

Срок направления уведомления в орган местного самоуправления по месту нахождения участка — пять рабочих дней со дня окончания проверки.

Вы можете обжаловать результаты такой проверки в судебном порядке (п. 10.1 ст. 71, п. 9 ст. 72 ЗК РФ).

Как проводятся внеплановые проверки

Как и плановые проверки, они проводятся в форме документарной и выездной проверки. При этом в некоторых случаях выездная проверка должна быть согласована с органами прокуратуры.

В каких случаях могут проводиться внеплановые проверки

В отношении организаций они проводятся только в следующих случаях (п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ):

  • указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Например, если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения. В этом случае госорганы должны проверить только исполнение такого предписания (п. 1 ч. 2, ч. 21 ст. 10 названного Закона);
  • если по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения тех требований земельного законодательства РФ, за которые установлена ответственность;
  • если в органы земельного надзора поступило обращение (заявление) организации, ИП, граждан либо информация от органов госвласти или местного самоуправления о нарушении прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и граждан;
  • если истек год после того, как вы приобрели на публичных торгах участок из земель сельхозназначения, при этом ранее такой участок (п. 16 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения):

— был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований земельного законодательства РФ;

— по информации Россельхознадзора не использовался по целевому назначению три года и более.

Как может проводиться внеплановая проверка

Такая проверка, как и плановая, проводится в форме документарной и (или) выездной проверки (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Отличия имеются при проведении выездной проверки:

  • она должна быть согласована с органами прокуратуры в следующих случаях (п. 7 ст. 71.1 ЗК РФ):

— при административном обследовании выявлены признаки нарушения таких требований земельного законодательства РФ, за которые предусмотрена ответственность;

— в орган земельного надзора поступило обращение (заявление) организации, ИП или граждан, информация от органов госвласти или местного самоуправления;

  • уведомить о проведении внеплановой выездной проверки вас могут не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

По результатам проведения внеплановой проверки составляются такие же документы, как и при плановой проверке. Внеплановые проверки проводятся в те же сроки, что и плановые.

Что такое административное обследование и как оно осуществляется

Такое обследование проводится госорганом без вашего участия в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (ст. 71.2 ЗК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, п. 15 Положения о земельном надзоре). Правила проведения такого обследования утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 (далее — Правила обследования).

При проведении обследования госорганы исследуют состояние земельных участков и то, как они используются. Исследования проводятся на основе, например, следующей информации (п. 2 Правил обследования):

  • содержащейся в реестрах;
  • содержащейся в открытых и общедоступных информационных ресурсах;
  • содержащейся в архивах;
  • информации, полученной в результате мониторинга земель;
  • документов по землеустройству;
  • информации, полученной по итогам визуального осмотра.

В результате административного обследования составляется заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства РФ либо акт, если выявлены нарушения (п. 8 названных Правил).

Все результаты административного обследования в течение 10 дней со дня утверждения акта (составления заключения) должны быть опубликованы на сайте госоргана, который его проводил. Они будут использоваться при составлении ежегодного плана проведения плановых проверок. Если нарушения не были выявлены, то такой участок не будет включаться в ежегодный план в течение трех лет со дня проведения обследования. Кроме того, следующее административное обследование будет проводиться не ранее чем через два года со дня утверждения заключения (п. п. 10, 12 Правил обследования).

Если по итогам обследования выявлены нарушения, за которые предусмотрена ответственность, но привлечь к ней может другой орган, то акт административного обследования в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направят в уполномоченный орган для проведения проверки (п. 14 названных Правил).

Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки;
  • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
  • анализ за исполнением норм земельного права;
  • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Управление Росреестра и полномочия его сотрудников

Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:

  • в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
  • в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
  • в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
  • в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
  • в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).

В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.

В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.

Служба по надзору природользования

Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:

  • выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
  • требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.

Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.

При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.

Фитосанитарный и ветеринарный надзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

  • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
  • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
  • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности

Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.

О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.

Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.

За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.

Земельный надзор и контроль (понятие, виды, органы)

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (ст. 71 ЗК России).

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ст. 72 ЗК России).

Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (ст. 72.1 ЗК России).

Как видно из понятий, данных ЗК, мы имеем:

1. Один вид земельного надзора– государственный.

2.Два вида земельного контроля – муниципальный и общественный.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»):

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Также отдельные их полномочия описаны в обозначенном Постановлении Правительства, но здесь их писать, я думаю, не нужно (вот ссылочка на постановление:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/)

Земельный надзор и контроль

Земельный контроль – важнейшая функция управления и традиционная правовая мера, предусмотренная земельным законодательством. Выделение в ходе административной реформы надзорной функции государственного управления и возложение ее исполнения на соответствующие федеральные органы исполнительной власти привело к разделению понятий надзора и контроля в различных сферах, включая область использования и охраны земель.

Согласно ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный земельный надзор осуществляют следующие специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения:

  • 1) Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
    • – порядка переуступки права пользования землей;
    • – выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • – выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
    • – порядка предоставления сведений о состоянии земель;
    • – исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
  • 2) Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
    • – выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
    • – выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
    • – режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • 3) Россельхознадзор осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
    • – выполнения в соответствии с Законом об обеспечении плодородия земель мероприятий но сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
    • – выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Названные специально уполномоченные органы осуществляют надзор выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

При проведении проверок должностные лица специально уполномоченных органов, являющиеся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны земель, имеют право:

  • • запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного надзора сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • • посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного надзора;
  • • давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
  • • составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Наряду с указанными правами главные государственные инспекторы по надзору в области использования и охраны земель имеют также право: в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК РФ; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В ЗК РФ установлены следующие виды земельного контроля: муниципальный, общественный, производственный.

Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено проведение муниципального и общественного земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Такой контроль проводится указанными органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, постановлением Городской Думы г. Калуги от 25.11.2003 № 279 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в г. Калуге», в котором предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, городских округов.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Общественный земельный контроль является одним из способов реализации принципа земельного законодательства, закрепленного в ст. 1 ЗК РФ: участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Одна из форм такого участия предусмотрена ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с которой при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

В целях привлечения широкой общественности к осуществлению земельного контроля приказом Роскомзема от 22.09.1994 № 66 «О порядке назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель» был определен порядок назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель. Их права и обязанности получили закрепление в Памятке, утвержденной письмом Роскомзема от 26.01.1995 № 3-14/166 «Об утверждении “Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель”».

Согласно ст. 73 ЗК РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Порядок его проведения определяется этими лицами самостоятельно. Проведение производственного земельного контроля является их обязанностью. Кроме того, они обязаны предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.04.2005 № П/0060 определен порядок получения сведений по проведению производственного земельного контроля. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» предусмотрено, что сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Росреестра и его территориальных органов не чаще одного раза в год.

Непредставление или несвоевременное представление собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков указанной информации влечет за собой привлечение этих лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *