Регистрация и учет исполнительных листов в организации
Вопрос регистрации и учет поступающих в организацию исполнительных листов, как самого распространенного вида исполнительных документов, традиционно считается прерогативой бухгалтерии предприятия. Это объясняется тем, что исполнительный лист фактически является первичным финансовым документом, на основании которого бухгалтер должен совершить определенные действия по распоряжению денежными средствами организации.
Поступающие в организацию исполнительные листы должны регистрироваться в книге учета исполнительных листов, образец которой должен быть утвержден внутренним распорядительным документов (приказом) по организации.
Форма (образец) журнала учета исполнительных листов законодательно не утверждены, однако, можно воспользоваться внутренней, разработанной и утвержденной в организации формой, которая может содержать следующие сведения:
- Реквизиты исполнительного листа – дата, номер, наименование
- Дата предъявления
- Выдавший судебный орган
- Должник
- Сумма взыскания
Порядок регистрации исполнительных листов законодательно не регламентирован
В основе рекомендованной формы лежит Приказ Минфина РФ от 15.05.2001 N 36н
«Об утверждении Правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета». Форма журнала регистрации исполнительных листов установлена именно этим приказом.
В настоящее время данный нормативный документ утратил свою силу.
Представляется, что юридический департамент также должен участвовать в учете и регистрации исполнительных листов, которые запрашиваются юристами в судах после вступлений решений судов в законную силу.
Исполнительные листы в работе юриста
Помимо бухгалтеров, в работе с исполнительными листами принимают участие юристы компании. Дело в том, что исполнительной лист – это первый шаг на пути взыскания денежных средств с должников в рамках исполнительного производства, ведение которого, включая взаимодействие со службой судебных приставов, является компетенцией юриста компании.
То есть, говоря об учете исполнительных листов как юридической функции, следует понимать, что эта деятельность должна осуществляться юристом исключительно в контексте правового сопровождения исполнительного производства.
И если для бухгалтера имеет значение отражение исполнительных листов в регламентированном либо управленческом учете, то для юриста важно:
- Своевременно затребовать и получить исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
- Проконтролировать предъявление исполнительного листа к исполнению должнику, в обслуживающие его банки, либо в службу судебных приставов.
-
Не все суды разрешают списывать безнадежные долги! (См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2005 № А56-4970/2005)
В случае предъявления листа судебным приставам, добиться скорейшего возбуждения исполнительного производства, а после его возбуждения – регулярно проводить мониторинг развития исполнительного производства, активно взаимодействовать с судебным приставом.
- Если никакое имущество у должника не было обнаружено – получить у судебного пристава исполнительный лист обратно, и вместе с ним — акт о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства. Данные документы должны быть переданы в бухгалтерию для списания долга как безнадежного и уменьшения на сумму долга базы по налогу на прибыль организации в рамках бухгалтерского и налогового учета. Хотя такое списание не бесспорно с точки зрения судебно-арбитражной практики.
Только 26,7 % дел ФССП РФ в 2014 г. были закончены фактическим исполнением
Активное взаимодействие юриста с судебным приставом в современных непростых экономических условиях приобретает особенно важное значение. Если должник не оплатил свою задолженность до возбуждения исполнительного производства, то велика вероятность, что и после возбуждения долг не будет погашен добровольно. Именно поэтому, задачей юриста становится скорейший поиск (совместно с приставом) оставшегося имущества должника в счет погашения его задолженности, либо документальное подтверждение отсутствия такого имущества и денежных средств для целей финансового учета предприятия.
А принимая по внимание, что судебные приставы чрезмерно загружены работой – на одного пристава, согласно данным ФССП РФ, может приходиться до нескольких тысяч дел, встает вопрос о его физической возможности провести все процедуры исполнительного производства в установленные законом сроки.
Поэтому вполне возможно, что для целей ускорения процесса исполнительного производства и повышения его качества, от корпоративного юриста может потребоваться помощь приставу в сборе информации о должнике и его имуществе из разнообразных источников, включая официальные. Возможно, потребуется поддержка и в документообороте вплоть до составления документов (запросов, постановлений) и их самостоятельной передачи в банки, органы государственной регистрации движимого (ГИБДД, ИФНС) и недвижимого (Росреестр) имущества, не дожидаясь их отправки Почтой России.
Таким образом, при взаимодействии с судебным приставом юрист должен:
- Регулярно встречаться с судебными приставами в приемные часы
- Оказывать содействие приставу в сборе информации и документообороте
- В крайнем случае — обжаловать действия/бездействия судебных приставов в судебном порядке.