263 УК РФ комментарий

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ статья 263 дополнена примечанием

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

2. Предметом преступления являются транспортные средства.

Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.

10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Комментарий к статье 263 УК РФ

1. Статья предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

2. Непосредственным объектом преступления является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

3. Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта.

Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

К морскому и внутреннему водному транспорту относятся все самоходные суда, независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах.

Метрополитен, метро (дословно «столичная железная дорога») — рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землей.

Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут выступать предметом рассматриваемого преступления. Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством. Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения безопасности самоходного судна.

Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного рассматриваемой нормой. Нарушение правил безопасности движения или нарушение правил эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. ст. 351 или 352 УК.

4. Объективная сторона преступления включает в себя:

а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

б) отказ от исполнения обязанностей, связанных с соблюдением указанных правил;

в) причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба;

г) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.

Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает в себя нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.

5. Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ в ст. 263 внесено дополнение, согласно которому не подпадает под признаки рассматриваемого преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).

6. Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Статья 20.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за «самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом». Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции или служебные обязанности того или иного работника транспорта.

Данное административное правонарушение отличается от рассматриваемого преступления конструкцией состава: деликт сконструирован по типу формального, считается оконченным с момента совершения деяния; преступление — по типу материального, для признания его оконченным требуется наступление указанных в законе последствий.

Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.

Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.

В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.

Другой комментарий к статье 263 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена.

Дополнительным объектом преступления по ч. 1 выступает здоровье или собственность, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь человека.

2. Объективная сторона по конструкции представлена материальным составом. Она характеризуется наличием трех обязательных признаков: общественно опасным деянием, вредными последствиями и причинной связью между ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, необходимо посмотреть, в частности, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012), Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (в ред. от 19.07.2011), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (в ред. от 28.07.2012), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (в ред. от 25.06.2012).

Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта — железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи.

Воздушный транспорт — совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного транспорта квалифицируется по ст. 351 УК.

Водный транспорт может быть морским и речным. Морской и речной транспорт включают в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом. По смыслу ст. 263 УК не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения, так как преступления по поводу их квалифицируются по ст. 352 УК. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает в себя несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта либо отказом такого лица от исполнения обязанностей, если такой отказ законодательно запрещен, и наступившим тяжким вредом здоровью или крупным ущербом (который согласно примечанию к статье должен превышать один миллион руб.). Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению указанных в законе последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью по отношению к наступившим последствиям в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта либо метрополитена, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает, что последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека не наступит, либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий нарушения правил, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступления такого вреда. По отношению к нарушению правил вина может быть и умышленной, и неосторожной. Умышленные действия по вождению и эксплуатации могут образовывать составы иных преступлений. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК).

5. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.) или выполнять свои трудовые обязанности.

6. Квалифицированный состав характеризуется совершением указанного деяния, влекущего по неосторожности смерть человека.

7. Особо квалифицированный состав предполагает ответственность за причинение смерти двум или более лицам.

8. Ответственность за указанные действия исключается при обстоятельствах, указанных в ст. 271.1 УК.

Комментарий к Статье 263 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Дополнительные объекты — здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект — чужая собственность.

1.1. Железнодорожный транспорт — это рельсовый вид транспорта общего пользования, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также метрополитен, подъездные пути производственных предприятий, узкоколейные рельсовые пути специального назначения. Отсутствие связи с общей системой железных дорог РФ не позволяет отнести к железнодорожному транспорту рельсовый транспорт, необходимый для обеспечения внутренних технологических процессов на производственных предприятиях (узкоколейки в шахтах, на заводах, рельсовые краны и т.п.).

1.2. Воздушный транспорт составляют средства воздухоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. К ним относятся не только воздушные суда (летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды), но и планеры, дельтапланы, воздушные шары, механизм воздухоплавания которых основан на воздушных потоках. В коммент. статье идет речь только о гражданских средствах воздухоплавания. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов при условии причинения деянием по неосторожности смерти человека либо иных тяжких последствий влечет УО по ст. 351.

1.3. Морской или речной транспорт — это морские, речные и озерные суда различной (государственной, муниципальной, личной и иной) принадлежности, в том числе и маломерные. В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам РФ к маломерным судам относят: самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистрационных тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, а также несамоходные суда (гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки — 150 и более килограммов и надувные суда — 225 и более килограммов). В коммент. статье имеются в виду только самоходные суда, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные суда (баржи, плашкоуты, гребные лодки и катамараны) сюда не относятся, как не относятся и военные корабли (см. коммент. к ст. 352).

2. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия и характеризуется: а) нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта; б) наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишения жизни (ч. 2, 3) человека; в) причинной связью между нарушениями правил и указанными последствиями.

3. Диспозиция статьи является бланкетной, т.е. отсылает к иным (как правило, ведомственным) нормативным актам. Среди всей совокупности такого нормативно-правового материала выделяют четыре их разновидности: а) регламентирующие безопасность движения названных видов транспорта; б) регламентирующие безопасность их эксплуатации; в) регламентирующие безопасность движения и эксплуатации; г) регламентирующие допуск соответствующих лиц к работе.

4. Нарушение правил безопасности движения в большей степени характеризует деяние лица, управляющего железнодорожным, воздушным, морским или речным транспортным средством (превышение скорости, выход за пределы воздушного коридора, фарватера и т.п.).

5. Нарушения безопасности эксплуатации транспорта — более емкое понятие. Они могут быть связаны с движением железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (нарушение правил эксплуатации оборудования со стороны лиц, обеспечивающих движение транспорта, — помощников машиниста, штурманов, лоцманов, радистов — во время движения), а могут характеризовать выполнение работ по его подготовке к движению (размещение грузов, обслуживание узлов и агрегатов, заправку и т.п.).

6. Нарушение правил эксплуатации транспорта, если оно не связано с безопасностью его движения или эксплуатации (безаварийной работой), не образует коммент. состав преступления, а может быть квалифицировано как преступление против собственности (например, ст. 166 — 168).

7. Последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью определяются в ч. 1 ст. 111. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не охватывается коммент. статьей.

8. Между виновным нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступлением последствий необходимо установить причинную связь. Наступление указанных в законе последствий в большинстве случаев является следствием не одного, а нескольких нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В этой связи необходимо выяснять, какой именно факт нарушения (нарушений) явился основной причиной причинения тяжкого вреда здоровью или лишения жизни человека. Если нарушений несколько и они допущены различными лицами, нужно решать вопрос об УО относительно каждого из них индивидуально.

9. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Характер объективной стороны коммент. составов преступления позволяет вести речь о субъектах двоякого рода: а) лицах, обязанных обеспечивать безопасность самого движения транспорта, и б) лицах, обязанных обеспечивать безопасность его эксплуатации, в том числе во время движения. К первым следует относить машиниста, его помощника, пилота летательного аппарата, штурмана, радиста, капитана корабля, лоцмана, механика и т.п., ко вторым — диспетчеров службы движения, руководителя полетов, капитана порта и т.п.

Субъектом посягательства может быть лицо, на которое в данный момент возложены функции по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта (зачисленные в штат системы железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Неисполнение функционально-служебных обязанностей в нерабочее время не влечет УО (например, несообщение о поломке железнодорожного пути лицом, работающим обходчиком, во время его отпуска).

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

11. Квалифицированный состав преступления образуют последствия в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный — в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

12. В ч. 1 коммент. статьи описано преступление, относящееся к категории небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают указанные в статье виды транспорта — как сами транспортные средства, так и транспортная инфраструктура. При этом не являются предметом преступления внутришахтные и внутрицеховые вагонетки, выполняющие сугубо технологические функции; маломерные суда (катера, моторные лодки и проч.), регистрируемые государственными инспекциями по маломерным судам. Все предметы должны иметь гражданское назначение, поскольку ненадлежащее использование и управление военными объектами (например, фронтовым истребителем) преследуются по специальным нормам о воинских преступлениях.

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) деяние, представляющее собой нарушение правил движения или эксплуатации указанных видов транспорта либо отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»); б) общественно опасные последствия в виде крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью по (ч. 2 — смерти одного, а по ч. 3 — двух и более лиц); в) причинная связь между нарушением и указанными тяжкими последствиями.

3. Конкретное проявление нарушения правил движения или эксплуатации зависит от специфики нарушенных виновным предписаний тех правовых актов, в которых соответствующие правила содержатся. Нарушение правил может выражаться, например, в самовольном занятии перегона, нарушении скоростного режима, несоблюдении техники пилотирования, позднем принятии мер к уклонению от столкновения, неправильной подготовке самолета к полету.

4. Если нарушение правил не повлекло указанных в законе последствий, оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл. 11 КоАП РФ.

5. Причинная связь во всех транспортных преступлениях носит сложный характер, и наступление последствий обычно бывает обусловлено виновными и невиновными действиями разных лиц (например, нескольких судоводителей).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Осознанное нарушение самих правил движения или эксплуатации не превращает рассматриваемое преступление в деяние с двумя формами вины.

7. Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать соответствующие правила; эти же субъекты подлежат уголовной ответственности в случае отказа от исполнения трудовых обязанностей, запрещенного законом. Такими лицами являются работники транспорта (пилот, штурман, помощник капитана, машинист, диспетчер и проч.). Частные владельцы различных судов, допустившие нарушение соответствующих правил, отвечают за неосторожные преступления против личности.

8. Специальной нормой по отношению к данной статье выступает ст. 271.1 УК РФ.

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по обеспечению транспортной безопасности в части охраны безопасности движения и эксплуатации (функционирования) железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде нарушения правил движения или эксплуатации соответствующего транспорта (действие или бездействие) либо отказа лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать данные правила, от исполнения обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (бездействие), общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека и/или ущерба на сумму свыше 1 млн рублей, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать рассматриваемые правила. Это лица, обеспечивающие безопасное функционирование транспорта (диспетчер, лоцман и др.) либо управляющие им или эксплуатирующие его (пилот, машинист, капитан и др.) при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Следует обратить внимание, что военные воздушные и водные суда не образуют предмет преступления комментируемой статьи, и нарушение правил их движения или эксплуатации квалифицируется по специальным нормам о воинских преступлениях (ст. 351, 352 УК). Не относится к составу данного преступления транспорт, выполняющий исключительно технологические функции в рамках какого-либо производственного процесса (внутришахтные или внутрицеховые вагонетки, подъездные пути, не связанные с общей сетью железных дорог и предназначенные исключительно для обслуживания данного предприятия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим — смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О транспортной безопасности» (ст. 1 и др.);
2) ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 2 и др.);
3) ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2, 6, 26 и др.);
4) КВВТ РФ (ст. 3; глава 6 и др.);
5) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
6) ВК РФ (ст. 32, 52, 83 и др.);
7) ТК РФ (ст. 413);
8) КоАП РФ (ст. 20.26);
9) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»;
— ГОСТ Р 52220-2004 «Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 04.02.2004 N 52-ст);
________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

— ГОСТ 30487-97 «Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 17.09.97 N 309) и др.

________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

3. Судебная практика. Приговором Химкинского городского суда Московской области от 24.08.2012 гр.М. осужден по ч.1 ст. 263 УК РФ за то, что, являясь помощником машиниста электропоезда и находясь на работе, допустил нарушения должностной инструкции и установленных обязанностей по контролю за высадкой и посадкой в вагоны электропоезда пассажиров, в результате чего при автоматическом закрывании дверей вагона, правая нога гр.Т. оказалась зажатой дверьми, а после начала движения электропоезда, гр.Т. была протащена по платформе и получила тяжкий вред здоровью.

________________
URL:http://oblsud.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc& number=2084677&delo_id=4&text_number=1.

Консультации и комментарии юристов по ст 263 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 263 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *