Содержание
- Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля
- Комментарий к Ст. 90 Налогового кодекса
- Кого нельзя вызывать в налоговую по статье 90 НК РФ
- Права свидетеля при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса РФ
- Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ
- Уклонение от явки при вызове по статье 90 Налогового кодекса и ответственность за показания
- Когда протокол допроса по статье 90 Налогового кодекса считается недействительным
- Вызывают по статье 90 Налогового кодекса: что знать
- Опыт рядового сотрудника: что делать, если вызывают по 90 статье кодекса
- Комментарий к Ст. 90 НК РФ
Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля
СТ 90 НК РФ.
1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо,
которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических
недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для
осуществления налогового контроля;
2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля,
в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся
к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие
болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению
должностного лица налогового органа — и в других случаях.
5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает
свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо
ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Комментарий к Ст. 90 Налогового кодекса
Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств. Анализ части 1 статьи 69 ГПК РФ, части 3 статьи 56 АПК РФ, части 2 статьи 25.6 КоАП РФ и части 1 статьи 79 УПК РФ позволяет отметить, что в приведенных дефинициях о показаниях говорится либо как о сведениях об обстоятельствах дела, либо как о сообщении об этих обстоятельствах .
———————————
Молчанов В.В. Свидетели и свидетельские показания в гражданском судопроизводстве. М., 2010. С. 185.
Применительно к налоговому контролю «обстоятельства дела» необходимо понимать широко, а именно как деятельность должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль в формах: налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В процессуальной науке и правоприменительной практике институт свидетельских показаний имеет особую значимость, однако в нормах НК РФ по-прежнему находит лишь поверхностное отражение. Это подтверждается, в частности, отсутствием в статье 90 НК РФ указания на процедуру вызова свидетеля. Вместе с тем в письме ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России N АС-4-2/12837) указано, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Однако до сих пор не разрешен вопрос о том, кто из должностных лиц уполномочен на подписание такой повестки. В письме ФНС России N АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:
— о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
— о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
— о месте проведения допроса.
В соответствии с комментируемой статьей свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Первоочередным является определение понятия «информация». В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ N 149) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также отмечаем необходимость разграничения между собой понятий «свидетель» и «показания свидетеля» («свидетельские показания»).
Свидетель с доказательственной точки зрения является источником сведений о фактах, то есть источником доказательств. В то же время свидетель выступает в качестве личности, обладающей определенным правовым статусом, что позволяет признавать такового в качестве лица, участвующего в силу прямого указания НК РФ в мероприятиях налогового контроля. В свою очередь, показания свидетеля — это устное сообщение юридически незаинтересованным лицом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля, о которых оно осведомлено. В отличие от процессуальных кодексов НК РФ не устанавливает обязанность свидетеля указать источник своей осведомленности, что в полной мере соответствует легальному определению понятия «информация» из ФЗ N 149. Допрос свидетелей является единственным законным способом получения свидетельских показаний . НК РФ четко указывает на необходимость занесения показаний свидетеля в протокол, форма которого приведена в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.
———————————
Молчанов В.В. Свидетели и свидетельские показания… С. 221.
В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил две группы лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.
К первой группе относятся лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Такой подход является общеправовым и нашел свое отражение в судебной практике еще до принятия и введения в действие первой части НК РФ. Так, в приговоре Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 1997 года по уголовному делу Л.Д. Шмидт отмечается: «…Судебная коллегия отмечает, что показания малолетнего (пятилетнего. — Прим. автора) сына не могут быть использованы для обоснования виновности его матери по смыслу части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Даже если бы М.А. Пасько разъяснялось его право не свидетельствовать против Л.Д. Шмидт, чего в данном случае сделано не было, его малолетство лишило его возможности воспользоваться своим конституционным правом хранить молчание и даже осознать такое право. Таким образом, Судебная коллегия считает использование против близкого родственника показаний малолетнего свидетеля недопустимым с правовой точки зрения, что служит дополнительным аргументом для признания показаний М.А. Пасько не имеющими юридической силы «.
———————————
Пашин С.А. Состязательный уголовный процесс. М., 2006. С. 192.
Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям: 1) получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей; 2) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц. НК РФ выделяет в качестве таких лиц адвоката, аудитора, однако приведенный перечень не является закрытым, так как в соответствии с частью 5 статьи 9 ФЗ N 149 информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее законодательство относит режимы коммерческой (Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), врачебной (ст. 13, 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), банковской (ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ), нотариальной (ст. 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1) тайн, а также иные сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа. Дополнительной гарантией названного права выступает статья 82 НК РФ, которая не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении налогового контроля.
В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи иные физические лица могут отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным российским законодательством. К таким основаниям в первую очередь необходимо отнести часть 1 статьи 51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Таким законом является статья 14 Семейного кодекса РФ, которая в качестве близких родственников называет родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителей и детей, дедушку, бабушку и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер).
Применение пункта 3 комментируемой статьи формирует противоречивую судебную практику. Так, например, Арбитражный суд Краснодарского края в решении от 22 июня 2012 года по делу N А32-4042/2011 указал, что «закон разграничивает понятия «налогоплательщик» и «свидетель», наделяя их разными правами и обязанностями. Также закон прямо устанавливает, что налогоплательщики могут вызываться в налоговые органы для дачи пояснений, показаний в связи с уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой. В качестве же свидетеля могут вызываться любые лица, которым известны какие-либо обстоятельства в отношении проводимой налоговой проверки. При этом возможности вызова в качестве свидетеля налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, закон не предусматривает». По мнению суда, вызов налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, в качестве свидетеля для дачи показаний, имеющих значение для осуществления этой же самой налоговой проверки, неправомерен. Косвенно данную позицию подтверждает письмо ФНС России N АС-4-2/12837, где указывается, что если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), то протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса). С позицией Арбитражного суда Краснодарского края не согласились Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд (Постановление от 26 октября 2012 г. по делу N А32-4042/2011(15АП-9873/2012)) и ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2012 года (Постановление по делу N А32-4042/2011(Ф08-7656/2012)), которые указали, что протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине неразъяснения налогоплательщику-свидетелю положений ст. 51 Конституции РФ, так как ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 90 НК РФ, в том числе право отказа от дачи показаний, которым заявитель не воспользовался.
Отдельного внимания заслуживают нормы статьи 90 НК РФ о получении показаний свидетеля по месту пребывания последнего. Норма НК РФ в качестве основания допроса свидетелей по месту их пребывания выделяет: болезнь, старость, инвалидность. Открытый характер приведенного перечня оснований сохраняет широкую дискрецию для должностных лиц налоговых органов по получению показаний свидетелей по месту пребывания последних, так как ставит такие основания допроса в зависимость от усмотрения должностных лиц налогового органа. В соответствии с письмом ФНС России N АС-4-2/12837 получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с его согласия о допуске в жилое помещение, что должно быть отражено в протоколе допроса свидетеля и удостоверено подписью последнего, а также подписями не менее двух должностных лиц налогового органа, осуществляющих названное мероприятие налогового контроля. В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 года по делу N А82-6055/2011 отмечается, что НК РФ не содержит запрета на вызов налоговым органом свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, на получение должностными лицами налогового органа в ходе налоговой проверки доказательств (в частности, протоколов допросов свидетелей), полученных другими налоговыми органами в результате проведения налоговых проверок других лиц. При необходимости допроса свидетеля по месту жительства (пребывания) вне юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, может быть использован институт письменного поручения о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.
Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298 было утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. В соответствии с указанным Положением свидетелям, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган. К таким расходам относятся расходы на проезд, наем жилого помещения. Кроме того, свидетелям выплачиваются суточные.
Важным процедурным моментом при проведении такого мероприятия налогового контроля, как допрос свидетеля, является предупреждение свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Отметка об этом должна содержаться в протоколе, удостоверенном подписью свидетеля. Важно отметить, что в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, которыми предусматривается уголовная ответственность за названные выше действия (бездействие), НК РФ предусматривает только налоговую ответственность, которая предусмотрена в статье 128 НК РФ.
И снова приветствую вас в своем блоге, друзья! Недавно я был сильно озадачен – совершенно неожиданно мне принесли повестку о вызове свидетелем. В качестве основания указывалась статья 90 Налогового кодекса РФ, но больше содержательной информации в тексте не было. Зная работу наших органов, я насторожился: сегодня ты свидетель, а завтра окажешься обвиняемым в уклонении от налогов, еще и по предварительному сговору группы лиц. Начал готовиться, продумал нюансы, и в итоге процесс прошел без сложностей. Сегодня же я хочу поделиться опытом и рассказать, что делать, если вы получили подобную повестку. Давайте вместе разберемся, стоит ли идти в налоговую или предпочтительнее проигнорировать приглашение.
Кого нельзя вызывать в налоговую по статье 90 НК РФ
Хотя соответствующие органы вызывают все категории граждан, некоторые лица не могут выступать в качестве свидетелей. Вторая часть статьи уточняет, кто относится к их числу:
- От необходимости давать показания освобождаются лица, которые в силу возраста (дети) или особенностей здоровья не способны адекватно воспринимать и оценивать информацию, касающуюся налоговой деятельности. Подобный подход применяется во всей законодательной практике. Например, если свидетель страдает от ментальных расстройств, он не в состоянии осознать свое право сохранять молчание, не говоря о том, чтобы им воспользоваться.
- Если сведения о налоговой деятельности являются частью профессиональной тайны, вы можете отказаться от дачи показаний. В первую очередь этим правом пользуются адвокаты и аудиторы, сотрудничавшие с организацией или ИП.
На практике играют роль и особенности конкретных ситуаций: границы становятся особенно размытыми, если свидетель — лицо с физическими или ментальными особенностями. По этой причине каждый случай рассматривается индивидуально.
Права свидетеля при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса РФ
Кодекс предусматривает не только обязанности, но и права вызываемого гражданина:
- Вы можете не явиться, если вас пригласили в устной беседе.
- Вы вправе обратиться к юристу или налоговому консультанту, разобрать с ним ситуацию и подготовиться к прохождению допроса. Метод поможет тем, кто в курсе причин вызова и заинтересован в том, чтобы правильно преподнести информацию фискальной службе.
- Закон не обязывает давать показания, если они пойдут во вред вам или близким родственникам. Сотрудник, проводящий допрос, должен сказать об этом праве в начале беседы. Но пользоваться возможностью следует осторожно, иначе вы дадите дознавателю подсказки, в каком направлении вести расследование. Полностью отказываться свидетельствовать также не стоит, иначе вас обвинят в преднамеренном сокрытии информации.
- После допроса и составления протокола вы имеете право ознакомиться с текстом. Читайте вдумчиво, убедившись, что ответы зафиксированы правильно, обращайте внимание на формулировки. По необходимости попросите внести изменения, объяснив, что именно хотели сказать.
- При даче показаний вы имеете право пользоваться письменными заметками.
Существует мнение, что свидетелю должны выдавать на руки копию протокола, но оно не соответствует действительности. Этот документ предоставляется, если вы являетесь подозреваемым или обвиняемым. Выступаете свидетелем? Вам обязаны лишь дать бумагу для прочтения до того, как вы поставите подпись.
Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ
Давать показания могут все, кто располагает информацией, имеющей отношение к делу. Исключением станут категории лиц, перечисленные выше. В остальном все равны: вызывать разрешается любого сотрудника организации, от охранника до директора. Инспекторы даже больше полагаются на информацию, полученную от рядовых рабочих: те не заинтересованы в исходе дела и не посвящены в финансовые схемы, которые организует администрация предприятия.
Например, налоговая служба проверяет деятельность строительной фирмы. У той есть свои рабочие, но по бумагам для выполнения некоторых этапов привлекались субподрядчики. В подобных случаях есть смысл опрашивать не директора, а рядовых сотрудников. Ведь строители знают, были ли на объекте работники в другой фирменной одежде или просто незнакомый им персонал. Они не заинтересованы обманывать проверяющих; если же руководители проинструктируют рабочих, то заметить это будет легко.
Обязательно ли являться по вызову, если вы ничего не знаете о сути дела? Согласно законодательству, неинформированность не является поводом игнорировать повестку.
Как проходит допрос в налоговой службе, если вас вызвали по статье 90 Кодекса
Процедура допроса свидетеля по статье 90 Налогового кодекса осуществляется следующим образом:
- Вы приходите к назначенному времени и предъявляете паспорт. По закону вы не обязаны это делать, но на практике сотрудник попросит подтвердить вашу личность. Если вы не собираетесь сразу идти на конфронтацию, предъявите документ.
- Когда дознаватель проверит паспортные данные, он приступит к заполнению протокола. В документе указываются ваши ФИО, дата рождения, сведения о месте работы и т. д. Бумага будет содержать информацию о причине, по которой вас побеспокоили, и сведения о присутствующих при процедуре лицах. Если сотрудники соответствующих служб делают аудио- или видеозапись, они должны вас предупредить и поставить пометку в протоколе.
- До начала процедуры вам объяснят права и предупредят об ответственности.
- После подготовки начинается опрос свидетеля. Вам зададут вопросы в устной форме и зафиксируют ответы.
- В заключение вы прочитаете протокол и поставите подпись.
Сколько времени длится беседа, если вас вызвали по статье 90? Независимо от причин, по которым начали расследование, продолжительность допроса не регламентируется кодексом. На практике процедура в сложных случаях занимает 2—3 дня, но это не означает, что в ней не будет перерывов.
Вызывают в налоговую по статье 90? Причиной наверняка стала налоговая проверка другого лица.
Согласно законодательству, беседа с инспектором не должна занимать более 8 ч. в сутки. Предусмотрены и перерывы каждые 4 ч., после чего вы отдохнете и перекусите. Что касается времени суток, то ночные допросы разрешаются лишь в исключительных случаях. Инспектор не имеет права задерживать вас физически, принуждать к ответам или заставлять прийти угрозами.
Что учесть при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса: важные нюансы
Налоговая вызывает в качестве свидетеля? Приходить неподготовленным не рекомендуется, поэтому узнайте, как работать с протоколом. Дело в том, что просто прочитать его недостаточно. Я приведу два случая, произошедшие лично со мной:
- При составлении протокола инспектор намеренно искажал ответы и использовал двусмысленные формулировки. Когда я ознакомился с документом, то указал на неточности и потребовал исправить. Но сотрудник налоговой только притворился, будто внес коррективы, и дал на подпись тот же текст. Я перечитал документ и настойчивее попросил сделать исправления.
- Во втором случае инспектор не набирал текст на компьютере, а составлял протокол “от руки”. Когда он дал его на подпись, я обнаружил, что на бумаге осталось много свободного места, а значка Z, которым обычно перечеркивают строки, не стояло. Если бы я не проявил бдительность, инспектор мог бы добавить к показаниям любые детали. Но я сам перечеркнул лишние строки буквой Z и после этого расписался.
Если вы сомневаетесь, что учтете все этапы, приглашайте на допрос юриста: вы имеете на это право независимо от причин вызова. В ходе процедуры он будет разъяснять последствия ответа на любые вопросы, поэтому инспекторы нередко протестуют против его присутствия. Но утверждения, будто вы можете позвать только адвоката, не соответствуют действительности. Чтобы доказать правоту, ссылайтесь на письма ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@.
Уклонение от явки при вызове по статье 90 Налогового кодекса и ответственность за показания
За неявку предусмотрена ответственность, которая оговаривается в статье 128 соответствующего кодекса. Законодательство предусматривает следующие штрафы:
- 1 000 руб., если вы не пришли после вызова повесткой;
- 3 000 руб. при даче ложных показаний или неправомерном отказе предоставлять информацию.
Стоит ли приходить после вызова, если вы подозреваете, что дело коснется ваших интересов, или предпочтительнее заплатить штраф, решать вам.
Узнать причину вызова заранее не удастся
Отдельно следует рассмотреть вопрос с неправомерным отказом в даче показаний. Причины должны быть обоснованными с точки зрения законодательства, но грань остается спорной. Примером послужит случай, произошедший с акционером крупной организации, которого пригласили в налоговую. Он пришел к назначенному времени, но отказался отвечать на вопросы, считая, что они затрагивают его личные отношения. В результате он получил штраф в 3 000 руб., но не оплатил его, а подал в суд.
В ходе разбирательства было решено, что инспекция действовала правильно. Нежелание отвечать на любые вопросы расценили как попытку скрыть информацию. Согласно этой точке зрения, акционеру следовало рассказать ту часть сведений, которая не имеет отношения к его личным обстоятельствам. Но отказ отвечать на определенные вопросы дал бы инспекторам подсказки, на что обратить пристальное внимание. В подобных случаях приходится взвешивать риски и принимать решение в зависимости от нюансов. Если вы представляете, в чем заключаются причины вызова, и заинтересованы в определенном исходе дела, заранее проконсультируйтесь у юриста.
В некоторых случаях право не давать ответы на вопросы приходится отстаивать в рамках судебного разбирательства.
Когда протокол допроса по статье 90 Налогового кодекса считается недействительным
В некоторых случаях протокол допроса считается недействительным:
- Если в документе стоят не все подписи, которые должны быть согласно соответствующему кодексу.
- Признания протокола недействительным можно ждать, если в нем отсутствует дата.
- Если инспектор в процессе не информировал вас о причинах вызова и не рассказал о правах, вся процедура будет незаконной.
- Давление на свидетеля станет поводом для признания протокола недействительным. На практике доказать этот факт сложно: пользователи на форумах утверждают, что разговор на повышенных тонах стал едва ли не нормой. Избежать подобных ситуаций поможет присутствие юриста.
- Наличие исправлений в тексте считается грубым нарушением. Исключением становятся случаи, когда они заверены подписью должностного лица, а в бумаге есть приписка “Исправленному верить” или “Зачеркнутое не читать”.
Согласно кодексу недействительными считаются и протоколы, составленные после окончания проверки фискальными службами. Если же документ датирован числом, предшествующим началу разбирательства, показания будут иметь юридическую силу.
Вызывают по статье 90 Налогового кодекса: что знать
Если вам предстоит встреча с инспектором фискальных служб, учтите следующее:
- Представитель налоговой не имеет права являться к вам на работу или домой, если вас не предупредили повесткой. Смело отказывайтесь отвечать на вопросы: неприятных последствий не будет.
- Пришли в отделение налоговой к назначенному времени? Встреча с инспектором начнется с просьбы поставить подпись и подтвердить, что вас ознакомили с ответственностью за дачу ложных показаний. На практике проверяющие не утруждают себя выполнением надлежащих процедур. Вы имеете право написать “Не ознакомлен” и поставить подпись. На форуме для сотрудников налоговой инспектор жаловался, что не заметил разницы, и документ попал на судебное разбирательство, где был признан недействительным.
- Не отвечайте на вопросы подробно, надеясь расположить инспектора. Вариант “Не помню, надо уточнить” вполне приемлем.
Во время допроса в налоговой не стоит идти на конфронтацию, но и заискивать не следует. На откровенное противостояние решаются лишь крупные корпорации с профессиональными консультантами: доказать, что они компетентнее инспектора, для них становится вопросом чести и престижа. Если же дело касается небольшой фирмы или ИП, а вы заинтересованы в исходе, желательно помнить свои права и разбираться в целях налоговой. Разумное сотрудничество в рамках закона пойдет на пользу всем сторонам.
Опыт рядового сотрудника: что делать, если вызывают по 90 статье кодекса
Здравствуйте! Мне пришла повестка с уведомлением: необходимо явиться в фискальную службу. Причина вызова — проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, где я работал по найму с 2015 по 2017 гг. Сам я инженер, поэтому денежные вопросы и схемы меня не касались. Но сотрудничеством с организацией я недоволен: она трудоустраивала меня по разным договорам и выдавала часть зарплаты в конверте. Поэтому защищать интересы фирмы я не собираюсь, но боюсь навредить себе. По какой причине меня могут вызывать?
Фискальные службы проводят проверку касательно организации: предметом с большой вероятностью стало занижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Не следует врать насчет размера зарплаты, но твердо стойте на своем — вы не знали, что она неофициальная. На мой взгляд, для физического лица неприятных последствий не будет. Но остается вероятность, что инспектор захочет взыскать дополнительные налоги с полученной вами фактической прибыли. Также возможны претензии от бывшего работодателя, в том числе звонки с просьбой изменить показания.
Вызов по статье 90 Налогового кодекса связан с тем, что вас хотят опросить в качестве свидетеля. Если вы представляете, почему вас приглашают на беседу, и намереваетесь обойти скользкие места, заранее проконсультируйтесь с юристом. Вы имеете право и взять его на допрос, хотя это не означает, что компетентный человек будет подсказывать ответы. Но предотвратить давление со стороны фискальных органов все же удастся, и вы спокойно будете дозировать информацию.
Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн
Заполните форму что бы задать свой вопрос:
1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Комментарий к Ст. 90 НК РФ
Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:
а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;
б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);
в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:
— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);
— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;
г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;
д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:
— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;
— нотариусы;
— аудиторы;
— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.
Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:
1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;
3) о месте проведения допроса.
Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.
Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.
Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).
Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.
В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.
В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.
Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.
Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.
При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.
Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.
Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.
Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.
В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.
Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».
Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям: 1) получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей; 2) полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц. НК РФ выделяет в качестве таких лиц адвоката, аудитора, однако приведенный перечень не является закрытым, так как в соответствии с частью 5 статьи 9 ФЗ N 149 информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. К таким случаям действующее законодательство относит режимы коммерческой (Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), врачебной (ст. 13, 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), банковской (ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ), нотариальной (ст. 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1) тайн, а также иные сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа. Дополнительной гарантией названного права выступает статья 82 НК РФ, которая не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении налогового контроля.
В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи иные физические лица могут отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным российским законодательством. К таким основаниям в первую очередь необходимо отнести часть 1 статьи 51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Таким законом является статья 14 Семейного кодекса РФ, которая в качестве близких родственников называет родственников по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителей и детей, дедушку, бабушку и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер).
Применение пункта 3 комментируемой статьи формирует противоречивую судебную практику. Так, например, Арбитражный суд Краснодарского края в решении от 22 июня 2012 года по делу N А32-4042/2011 указал, что «закон разграничивает понятия «налогоплательщик» и «свидетель», наделяя их разными правами и обязанностями. Также закон прямо устанавливает, что налогоплательщики могут вызываться в налоговые органы для дачи пояснений, показаний в связи с уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой. В качестве же свидетеля могут вызываться любые лица, которым известны какие-либо обстоятельства в отношении проводимой налоговой проверки. При этом возможности вызова в качестве свидетеля налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, закон не предусматривает». По мнению суда, вызов налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, в качестве свидетеля для дачи показаний, имеющих значение для осуществления этой же самой налоговой проверки, неправомерен. Косвенно данную позицию подтверждает письмо ФНС России N АС-4-2/12837, где указывается, что если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), то протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса). С позицией Арбитражного суда Краснодарского края не согласились Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд (Постановление от 26 октября 2012 г. по делу N А32-4042/2011(15АП-9873/2012)) и ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2012 года (Постановление по делу N А32-4042/2011(Ф08-7656/2012)), которые указали, что протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине неразъяснения налогоплательщику-свидетелю положений ст. 51 Конституции РФ, так как ему были разъяснены права, предусмотренные статьей 90 НК РФ, в том числе право отказа от дачи показаний, которым заявитель не воспользовался.
Отдельного внимания заслуживают нормы статьи 90 НК РФ о получении показаний свидетеля по месту пребывания последнего. Норма НК РФ в качестве основания допроса свидетелей по месту их пребывания выделяет: болезнь, старость, инвалидность. Открытый характер приведенного перечня оснований сохраняет широкую дискрецию для должностных лиц налоговых органов по получению показаний свидетелей по месту пребывания последних, так как ставит такие основания допроса в зависимость от усмотрения должностных лиц налогового органа. В соответствии с письмом ФНС России N АС-4-2/12837 получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с его согласия о допуске в жилое помещение, что должно быть отражено в протоколе допроса свидетеля и удостоверено подписью последнего, а также подписями не менее двух должностных лиц налогового органа, осуществляющих названное мероприятие налогового контроля. В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 года по делу N А82-6055/2011 отмечается, что НК РФ не содержит запрета на вызов налоговым органом свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, на получение должностными лицами налогового органа в ходе налоговой проверки доказательств (в частности, протоколов допросов свидетелей), полученных другими налоговыми органами в результате проведения налоговых проверок других лиц. При необходимости допроса свидетеля по месту жительства (пребывания) вне юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, может быть использован институт письменного поручения о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.
Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298 было утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. В соответствии с указанным Положением свидетелям, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган. К таким расходам относятся расходы на проезд, наем жилого помещения. Кроме того, свидетелям выплачиваются суточные.
Важным процедурным моментом при проведении такого мероприятия налогового контроля, как допрос свидетеля, является предупреждение свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Отметка об этом должна содержаться в протоколе, удостоверенном подписью свидетеля. Важно отметить, что в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, которыми предусматривается уголовная ответственность за названные выше действия (бездействие), НК РФ предусматривает только налоговую ответственность, которая предусмотрена в статье 128 НК РФ.