Конкуренция это ФЗ

Содержание

Антимонопольное законодательство

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.И. МАРТЫНЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

Монополия исключает возможность создания необходимых условий для развития конкурентной среды, являющейся неотъемлемым элементом рынка.

В начале 1990-х гг. стратегия перехода России к рыночной экономике сосредоточилась на демонополизации производства и сбыта, стимулировании создания малого бизнеса, развитии и защите конкуренции.

Мировая конкурентная политика имеет богатую историю, например, еще в Древнем Риме существовала такая норма общественного поведения — «никого нельзя ставить в невыгодное положение в интересах другого лица»; в США — на родине антимонопольного законодательства, принятый в 1890 г. закон Шермана запрещает необоснованные ограничения в торговле посредством соглашений и тайных действий, монополизацию рынков и попытки монополизации одной компанией. Закон Клейтона (1914 г.) запрещает дискриминацию в ценах, а также слияние и приобретение компаний, приводящее к ослаблению конкуренции и монополизации рынков. В 1914 г. был принят закон о федеральной Торговой комиссии — новом органе антимонопольного регулирования, не зависимом от Департамента юстиции США. Регулирование конкурентных отношений в США считается одним из самых эффективных в мире. Целями антитрестовской политики США является достижение экономической эффективности и максимизации благосостояния потребителей (из доклада Департамента юстиции США, представленном в 1992 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития ОЭСР). За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответственность.

В Германии антимонопольный контроль считается одним из наиболее детальных и ограничительных в мире. Основу правовой базы в области конкурентной политики составляет закон против ограничения конкуренции, принятый в 1958 г. Главной задачей конкурентной политики в Германии является защита конкуренции как таковой. Антимонопольное законодательство страны, как и конкурентное законодательство Европейского Сообщества, включает контроль за соглашениями между предприятиями, запрет злоупотреблений господствующим положением на рынке, контроль экономической концентрации. Германское антимонопольное законодательство имеет специфику по сравнению с общеевропейским. Например, римский договор запрещает в целом соглашения, ограничивающие конкуренцию, немецкое законодательство однозначно запрещает лишь горизонтальные соглашения (между картелями). Интересным представляется такой факт, что Федеральная картельная служба входит формально в состав Министерства экономики Германии, однако является независимой в принятии своих решений. Федеральная картельная служба осуществляет взаимодействие с Европейской Комиссией и является ответственным органом за реализацию европейской конкурентной политики в Германии. Процедуры антимонопольного расследования не являются бюрократичными, решения принимаются оперативно.

В России Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 был принят 22 марта 1991 г.

Российское антимонопольное законодательство по духу и структуре похоже на антимонополь-

ДАЙДЖЕСТШННАНСЫ

ное законодательство Европейского экономического сообщества (ЕЭС), некоторые страны которого были социалистическими и тоже проводили приватизацию.

В закон несколько раз вносились поправки, последняя поправка внесена Федеральным законом от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ. С начала 2005 г. Федеральная антимонопольная служба готовит новый законопроект, который позволит эффективно бороться с любыми ограничениями конкуренции.

Быстроменяющиеся российские экономические реалии, накопленный опыт антимонопольного регулирования, глобализация экономики и грядущее вступление России во Всемирное торговое общество (ВТО) выявили объективную необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.

К источникам антимонопольного законодательства (АМЗ) относятся:

• Конституция Российской Федерации:

гкрантируется единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8);

не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34):

• Гражданский кодекс Российской Федерации:

не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах;

не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10).

• Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 19.5, 19.8, 23.48, 28.3, 28.7).

• Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 178).

• Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Закона РФ от 09.10.2002 № 122-ФЗ.)

• Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

• Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

• Указы Президента Российской Федерации.

• Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

• Нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности. Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства; обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности; создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за их выполнением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон о конкуренции)

Определяет организационные и правовые аспекты: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ; ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Настоящий Закон о конкуренции действует на всей территории РФ и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в РФ.

Структура Закона о конкуренции состоит: из основных понятий, запретов, контрольных функций, полномочий антимонопольного органа.

В ст. 4 Закона о конкуренции дано определение основных понятий: товарного рынка, конкуренции; монополистической деятельности, доминирующего положения, недобросовестной конкуренции и др.

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определя-

ДАЙДЖЕСТФИВАеСЫ

я

емой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Правильное определение границ и объема товарного рынка является неотъемлемым элементом правовой практики.

Конкуренция 4 это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция, способствующая развитию рынка, разрешена законом, в то время как монополистическая деятельность является противоправной и запрещена законом.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или ус-траненйе конкуренции.

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более (если хозяйствующий субъект не докажет обратного). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Закон не карает за высокую долю, занимаемую хозяйствующим субъектом на рынке, запрещено использование рыночной силы в ущерб конкурентам и потребителям.

Сфера действия Закона о конкуренции: 1. Ограничение монополистической деятельности на рынке — если положение хозяйствующего субъекта на рынке доминирующее, ему запрещается:

злоупотреблять этим положением (ст. 5), в том числе: изымать товар из обращения для поддержания дефицита, навязывать условия договора, не выгодные для контрагента или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, создавать препятствия доступу на рынок, нарушать установлен-

ный порядок ценообразования, устанавливать монопольно высокие цены; вступать в сговор; заключать горизонтальные и вертикальные соглашения (ст. 6). Для обеспечения практики выявления и пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, введена норма (ст. 19.1), которая позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.

2. Запрещение органам власти принимать решения, препятствующие развитию конкуренции:

в виде предоставления льгот или дискриминации хозяйствующих субъектов (ст. 7); в виде сговора с хозяйствующими субъектами (ст. 8). Новая редакция Закона о конкуренции устанавливает прямой запрет издания указанных актов, что восполнит пробел в борьбе с незаконными административными барьерами и позволит антимонопольным органам обращаться в судебные органы с исками о признании таких актов недействительными, а действия — незаконными.

3. Сформулированные в ст. 9 Закона о конкуренции требования к условиям конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления позволят правильно оценить и квалифицировать действия их организаторов по проведению конкурсов, и являются существенным дополнением в законодательство. Основная задача, которая решается этим нововведением, — недопущение при организации и проведении конкурсов предоставления льгот и преимуществ отдельным участникам, а также исключение проведения конкурсов «для определенной компании».

4. Пресечение недобросовестной конкуренции (ст. 10), в том числе таких ее видов: как распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара; некорректное сравнение одних товаров с другими; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

5. Контроль экономической концентрации осуществляется:

за созданием коммерческих структур и их объединений (ст. 17);

за покупкой крупных пакетов акций (ст. 18). Способом контроля экономической концентрации является механизм предварительного и пос-

ледующего согласования с антимонопольными органами действий по созданию, слиянию и присоединению организаций.

В целях государственного контроля экономической концентрации Закон о конкуренции установил пороговые значения активов коммерческих организаций.

Итак, согласие антимонопольных органов на слияние и присоединение коммерческих организаций обязательно, если балансовая стоимость активов последних превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Практика показывает, что для эффективной деятельности антимонопольных органов пороговая стоимость активов сильно занижена, и антимонопольному органу приходится довольно часто «стрелять из пушки по воробьям».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По инициативе Федеральной антимонопольной службы Государственная Дума увеличила пороговые значения стоимости активов хозяйствующих субъектов, чьи сделки требуют согласования с федеральным антимонопольным органом. В начале 2005 г. депутаты приняли в окончательном чтении поправки в Закон о конкуренции, в соответствии с которыми увеличиваются пороговые значения стоимости активов для хозяйствующих субъектов, чьи сделки проводятся с предварительного согласия антимонопольного органа, до 30 млн МРОТ; для хозяйствующих субъектов, о сделках которых антимонопольный орган должен быть уведомлен, до 2 млн МРОТ (в настоящее время 200 и 100 тыс. МРОТ).

Повышение пороговых значений в сфере контроля концентрации по сравнению с теми, которые действуют в настоящем законе, позволит избежать мелкотемья и сосредоточиться на сделках, существенно ограничивающих конкуренцию.

Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством РФ, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями или одним из учредителей в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

• о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций;

• о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций. Данные изменения не только сократят административные барьеры, но и позволят антимонопольным органам уделять более пристальное внимание действиям и сделкам, имеющих реальную возможность оказывать негативное влияние на конкуренцию.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (Закон о защите конкуренции)

Закон о защите конкуренции является одним из значимых инструментов оздоровления ситуации в этой сфере.

Предметом регулирования закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг, и связанных с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

Цель Закона о защите конкуренции — регулирование поведения участников рассматриваемых правоотношений на финансовом рынке, пресечение любых недобросовестных действий.

Нормы антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг выполняют триединую задачу: охрану интересов конкурентов, защиту интересов потребителей финансовых услуг и сохранение конкуренции в интересах общества в целом.

При определении круга участников, на которых распространяется действие закона, кроме перечисленных ранее источников, рекомендуется руководствоваться законодательными актами, регулирующими отношения в сфере финансовых услуг. Так, Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет круг профессиональных участников фондового рынка (гл. 2), Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» раскрывает понятия «кредитные организации», в том числе «банк», которые являются участниками рынка банковских услуг.

Законодательство о страховании, в том числе гл. 48 ГК РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в редакции закона № 172-ФЗ от 10.12.2003 регулирует деятельность страховщиков (страховых и перестраховочных организаций).

Кроме того, в целях определения субъектов рынка финансовый услуг рекомендуется использовать также следующие законодательные акты: Федеральный закон от 29.01.2002 № 10-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и др.

Наибольший интерес с точки зрения практического применения представляют статьи, запрещающие:

• действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг;

• недобросовестную конкуренцию на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями.

Недобросовестная конкуренция выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

• распространении ложных, неточных или иска-женных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

• некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями. Парижская конвенция по охране промышленной собственности признает право на защиту от недобросовестной конкуренции составной частью прав промышленной собственности (ст. 1).

Практика федерального антимонопольного органа по пресечению недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг показала, что защита от недобросовестной конкуренции в большинстве случаев сводится к защите такого нематериального блага, как деловая репутация.

Например, Липецкое территориальное управление МАП России рассматривало дело о недобросовестной конкуренции, из которого следовало, что руководитель региональной страховой организации допустил в СМИ следующее высказывание:

«…со страховой компанией Р, кому приходилось сталкиваться, теперь стараются дела больше не иметь…». Антимонопольный орган квалифицировал данные действия региональной страховой компаний, как недобросовестную конкуренцию, так как подобное заявление может сформировать ложные представления о деятельности компании Р у ее контрагентов.

В соответствии со ст. 3 и 15 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг являются действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота или в состоянии причинить убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг, либо наносящие ущерб их деловой репутации.

Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Закон о естественных монополиях).

Естественная монополия — это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Закон «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сферах:

• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• транспортировка газа по трубопроводам;

• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

• железнодорожные перевозки;

• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

• услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абз. 3 ч. 1 ст. 3).

Деятельность этих лиц регулируется не только на основе Закона о естественных монополиях. Если они осуществляют монополистическую деятельность (например, злоупотребляют своим доминирующим положением на товарном рынке, за ис-

ключением случаев установления монопольных цен в регулируемых сферах) или допускают иные нарушения антимонопольного законодательства, то их деяния следует квалифицировать и пресекать в соответствии с нормами Закона о конкуренции на товарных рынках.

Помимо этого, з рассматриваемой сфере применяются и другие законы:

о связи, о почтовой связи, о железнодорожном транспорте, о регулировании тарифов на электрическую энергию.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий следующие: ценовое регулирование; контроль инвестиционной составляющей затрат; выделение конкурентных сфер из организационной структуры.

Органы регулирования естественных монополий вправе:

• применять конкретные методы регулирования;

• направлять субъектам естественных монополий обязательные предписания прекратить нарушения Закона о естественных монополиях;

^ направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные предписания отменить или изменить принятые ими акты, не соответствующие Закону о естественных монополиях, и (или) прекратить нарушения закона;

• налагать штрафы на субъекты естественных монополий;

• использовать другие права, предусмотренные законодательством.

В настоящее время контроль за естественными монополиями осуществляют Федеральная антимонопольная служба России, Федеральная энергетическая комиссия РФ.

Первый российский антимонопольный орган был создан в 1990 г., на заре переходного периода.

Первоначально это был Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), впоследствии был переименован в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). В 1998 г. Комитет стал Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Проведение антимонопольной политики на товарных и финансовых рынках до 2004 г. осуществлялось МАП России и его территориальными органами.

Указом Президента России от 09.03.2004 № 314 министерство преобразовано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного МАПа.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю и надзору за соблюдением законодательства в указанных сферах.

Структурные составляющие антимонопольного законодательства: основные понятия, запреты, созидательные и контрольные функции необходимо дополнить полномочиями антимонопольного органа, определенными Положением о Федеральной антимонопольной службе, поскольку, по мнению автора, они позволят службе сосредоточиться на создании и защите конкуренции. Это объясняется тем, что задачи упраздненного МАПа были слишком широки и разнообразны, включая: поддержку предпринимательства; регулирование рекламной деятельности; контроль деятельности товарных бирж; защиту прав потребителей.

Это, безусловно, важные и нужные функции по контролю и надзору были весьма обременительны для небольшой по численности организации и отвлекали их от выполнения наиболее важных для развития конкуренции вопросов.

В соответствии с законодательно определенными полномочиями антимонопольная служба: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ; принимает порядок определения доминирующего положения — финансовых организаций на рынке банковских услуг, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов; правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства; положение о реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17, 18 Закона о конкуренции, о порядке выдачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций; осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий; выдает заклю-

чения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере; предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; проводит согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности; осуществляет в установленном порядке проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы.

В целях реализации полномочий служба имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам, заказывать проведение необходимых расследований, испытаний, анализов по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности, пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера.

Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства РФ; в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, международными договорами РФ, а также Положением, утверждаемым постановлением Правительства РФ.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие, некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

В заключение можно сказать, что решение проблем организационных (создание службы с определенными полномочиями) и юридических (подготовка новой редакции законов) позволит повысить эффективность реагирования антимонопольных органов на ограничение конкуренции.

Вместе с тем, расследование серьезных нарушений потребует усиления мер административного взыскания, в частности, ужесточения санкций против нарушителей антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство доработанный вариант законопроекта, который сможет эффективно бороться с ограничениями конкуренции, включая ценовые сговоры хозяйствующих субъектов.

Предлагается серьезно ужесточить наказание за нарушение антимонопольных правил, в частности, злоупотребление доминирующим положением будет стоить нарушителю до 2%, ценовой сговор — до 4% годового оборота.

По завершении законотворческого процесса деятельность Федеральной антимонопольной службы станет более напряженной, поскольку добавятся новые обязанности по правоприменению, а также по формированию доказательной базы, проведению экономического анализа и сбору информации.

И еще необходимо совершенствование системы широкого информирования деловых кругов, предпринимательского корпуса и населения о деятельности антимонопольных органов, особенно в регионах.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2020 года (ред 50). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ.

Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Предмет регулирования закона о конкуренции: организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

Цели закона о конкуренции: 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

26 июля 2006 года

№ 135-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Доминирующее положение
Статья 6. Монопольно высокая цена товара
Статья 7. Монопольно низкая цена товара
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
Статья 9. Группа лиц
Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Глава 2. Монополистическая деятельность

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
Статья 12. Допустимость соглашений
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
Статья 14. Утратила силу

Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция

Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
Статья 25.3. Осмотр
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
Статья 25.6. Оформление результатов проверки
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Заключительные положения
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
26 июля 2006 года
N 135-ФЗ

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Главой 2.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) введен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности: запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения; запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг и т.д.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо наличие следующих обстоятельств:

— действия совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;

— направленность действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

— противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

— причинение убытков или представление доказательств реальной возможности причинения убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения вреда его деловой репутации.

В соответствии с разъяснениями ФАС России для признания действий недобросовестной конкуренцией должны одновременно выполняться все вышеуказанные условия.

Важнейшим источником правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Правовыми основаниями для защиты антимонопольными органами интересов хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ, который устанавливает, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а также положения Закона о защите конкуренции, относящие пресечение недобросовестной конкуренции к задачам антимонопольных органов и предоставляющие антимонопольным органам соответствующие полномочия.

Предупреждая и пресекая недобросовестную конкуренцию, антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

— проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, физическими лицами и т.д., получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— направляет предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;

— выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

— возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

— выдает обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и т.д.;

— привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Закон является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции. Процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями Закона о защите конкуренции, а также административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05..2012 №339.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Статья 1. Цели настоящего Закона

Статья утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Статья 1.1. Антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Статья утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Статья утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Статья 3. Антимонопольные органы

Статья исключена согласно Федеральному закону от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ.

Статья 4. Определение основных понятий

В настоящем Законе используются следующие понятия:

аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Раздел II. Монополистическая деятельность

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел III. Недобросовестная конкуренция

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел IV. Антимонопольный орган

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел V. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел VI. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Раздел VII. Порядок принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом и их обжалования

Раздел утратил силу согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *