Что такое гарантирующий поставщик электрической энергии

Разделы сайта

Что такое гарантирующий поставщик

Присвоение статуса гарантирующего поставщика

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Что такое гарантирующий поставщик

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее – гарантирующий поставщик) – коммерческая организация (участник оптового рынка электрической энергии), обязанная в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике») или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны деятельности такой организации.

Деятельность гарантирующих поставщиков регулируется законодательством Российской Федерации. Функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков осуществляют Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на территории Ульяновской области – Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ).

Присвоение статуса гарантирующего поставщика

К началу работы розничных рынков (01.09.2006 г.) статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:

  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний (АО-энерго);
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединённых к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова»).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что Открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.

В настоящее время этот статус можно получить по конкурсу.

К участнику конкурса (заявителю) предъявляются следующие требования (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442):

  • заявитель является участником оптового рынка;
  • собственный капитал заявителя составляет не менее 20 процентов среднемесячной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой потребителями (покупателями) на розничном рынке у заменяемого гарантирующего поставщика, или заявителем заключен договор банковской гарантии либо договор страхования предпринимательских рисков заявителя с суммой покрытия, аналогичной указанному размеру собственного капитала;
  • показатели финансового состояния заявителя соответствуют значениям показателей финансового состояния гарантирующего поставщика, предусмотренным приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 №442;
  • в течение 1 года до дня подачи заявки на участие в конкурсе в отношении претендента на участие в конкурсе не проводились процедуры, применяемые в деле о банкротстве, в том числе введение наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;
  • заявка участника соответствует требованиям, указанным в порядке проведения конкурса, а также требованиям настоящего документа;
  • заявитель не является сетевой организацией, организацией в границах одной ценовой зоны оптового рынка, имеющей одновременно на праве собственности или ином законном основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, либо аффилированным лицом такой организации;
  • заявитель на дату проведения конкурса и в течение 3 лет, предшествующих дате проведения конкурса, не был включен в реестр недобросовестных участников конкурсов;
  • общая сумма кредиторской задолженности заменяемого гарантирующего поставщика перед продавцами электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, коммерческим оператором оптового рынка и иными организациями, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры, и организациями технологической инфраструктуры, определенная в соответствии с реестром кредиторов с распределением по кредиторам суммы задолженности, сформированным уполномоченным федеральным органом в соответствии с пунктом 206 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Процедура смены гарантирующего поставщика публична. Информация о смене гарантирующего поставщика публикуется в местных печатных изданиях, размещается в пунктах приёма платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет.

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам необходимо заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком. Для населения при смене гарантирующего поставщика изменяются только платёжные реквизиты, информация о которых размещается во всех пунктах приёма платежей (в том числе в отделениях ОАО «Сбербанк России» и ФГУП «Почта России»).

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, – федеральным органом исполнительной власти).

При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.

В случае, если внеочередной конкурс не проведён или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика победителю по итогам внеочередного конкурса.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Зоны деятельности ПАО «Ульяновскэнерго», как гарантирующего поставщика, определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности Открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области №06-105 от 12.04.2011, №06-272 от 30.05.2011, №06-35 от 30.01.2015.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или публичным договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Особенность публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителями условия договоров определяются по усмотрению сторон.

Гражданам нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком. Подтверждением заключения договора считается документ об оплате гражданином потребленной им электрической энергии.

Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по договору в случае, если потребитель (покупатель) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом обязательства по оплате, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

Гарантирующий поставщик

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить информацию для других стран и регионов.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Гарантирующий поставщик (сокращенно ГП) электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Статус гарантирующего поставщика распространяется на определенную территорию, согласно реестру.

Деятельность Гарантирующего поставщика регулируется уполномоченным региональным органом власти и Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). В компетенции регуляторов входит: — утверждение тарифного меню и сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков; — контроль соблюдения Гарантирующими поставщиками установленных финансовых коэффициентов и условий осуществления деятельности.

Гарантирующие поставщики закупают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничном рынках, заключают договор на передачу электрической энергии и мощности с сетевыми компаниями в своей зоне деятельности и договор на оплату потерь сетевых компаний, реализуют электрическую энергию и мощность конечным потребителям на своей территории по договорам энергоснабжения, осуществляя расчет потребителя, выписку счетов (биллинг), сбор денежных средств, взыскание задолженности. Фактически, после разделения (реструктуризации) электроэнергетики России на генерирующие, сетевые, сбытовые компании и диспетчеризацию, Гарантирующие поставщики осуществляют функцию «единого окна» для потребителя.

Также многие гарантирующие поставщики занимаются дополнительными видами деятельности: продажей, установкой и обслуживанием приборов учёта, реализацией электротехнических товаров, приемом платежей иных организаций (сотовые операторы, интернет-провайдеры, коммунальные организации), проведением энергоаудита, оказанием услуг энергосервиса, выдачей технических условий, проектированием, обслуживанием внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов, работой в качестве управляющей компании для многоквартирных домов, производством, передачей и сбытом тепловой энергии, производством электрической энергии на локальных электроустановках.

Наиболее крупные и эффективные гарантирующие поставщики по данным журнала «Энерго Рынок» по состоянию на 31.12.2007г. (в порядке убывания): ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «Хакасэнергосбыт», ОАО «Пермская энергосбытовая компания», ООО «ЭСК Башкортостана», ОАО «Самараэнерго» и др..

Вред имуществу в результате перепада напряжения в электросети: кто виноват?

Несмотря на развитую инженерную инфраструктуру большинства городов, на практике распространены случаи перебоев электроэнергии, в результате чего нередко происходит поломка бытовой техники и электроники потребителей. Складывающаяся судебная практика, если они обращаются за возмещением вреда их имуществу в суд, достаточно противоречива.

Чаще всего рассматривая аналогичные споры суды отказывают потребителям в удовлетворении их требований в связи с тем, что ими не были представлены доказательства, подтверждающие, что имущество пришло в негодность именно по причине перепада напряжения в сети (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 3 декабря 2015 г. по делу № 33-4454/2015). По мнению судей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец должен представить доказательства о наличии причинно-следственной связи между возникшими последствиями в виде выхода из строя бытовой техники и действиями поставщика по поставке электроэнергии.

А некоторые суды полагают, что именно управляющая организация многоквартирного дома несет ответственность перед собственниками помещений за все оказываемые бытовые услуги, в том числе и за качество поставляемой жильцам электрической энергии (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 декабря 2015 г. по делу № 33-14117/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 24 декабря 2013 г. по делу № 33-1456). Эта позиция судов основана на положениях п. 5.6.2 и п. 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым управляющая компания обязана содержать в исправном состоянии внутреннюю систему электроснабжения жилого дома, а также устройства защитного отключения, предотвращающие повреждение бытовых электроприборов в результате перепадов напряжения.

Вместе с тем, на прошлой неделе был утвержден первый в текущем году обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, в котором даны разъяснения, в том числе, относительно спора о причинении вреда имуществу потребителя в результате перепада напряжения в электросети. Из Определения ВС РФ следует, что бремя доказывания непричастности энергоснабжающей организации к причиненному имуществу потребителя электроэнергии ущербу возлагается на самого поставщика электроэнергии (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. № 26-КГ16-12). Рассмотрим это дело подробнее.

Суть спора

В ночь с 28 на 29 августа 2014 года в результате аварии на линии электропередач, которая вызвала перепад напряжения в электросети, вышли из строя принадлежащие Ц.Р., Ц.А., Ц.Б. и А.Т. (далее – истцы) бытовые электроприборы. В сентябре того же года они направили в адрес сетевой компании »И» (далее – ответчик) заявление о возмещении вреда, причиненного в результате перепада напряжения в электросети. Энергоснабжающая организация оставила заявление без ответа.

Далее потребители обратились в суд с требованием взыскать с ответчика материальный ущерб за вышедшую из строя бытовую технику, расходы на проведение экспертизы, компенсацию морального вреда и штраф за неисполнение законных требований потребителя.

Суд первой инстанции, изучив акт сетевой компании, который свидетельствовал о том, что замыкание высоковольтных линий произошло в результате падения дерева на линии электропередач, акт проверки Роспотребнадзора и заключение мастерской по ремонту бытовой техники, подтверждающие причинение технике вреда из-за перенапряжения сети, пришел к выводу, что истцам был причинен ущерб вследствие поставки ответчиком электроэнергии ненадлежащего качества.

Не согласившись с решением городского суда ответчик подал апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции согласился с жалобой ответчика. Он указал, что пострадавшими в данном споре не было представлено доказательств того, что вышедшее из строя имущество принадлежало им на дату аварии и пришло в негодность по причине перепада напряжения именно 29 августа. Суд также отметил, что акт проведенной Роспотребнадзором проверки не может служить доказательством, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам, так как в нем отсутствуют подписи лиц, участвовавших в проверке. Отметим, что по результатам каждой проведенной Роспотребнадзором проверки должен быть составлен акт по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 (ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, п. 61 Регламента № 764). В акте проверки обязательны подпись проводивших проверку должностных лиц Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, п. 60 Регламента № 764) . По мнению суда, если проверку осуществляли несколько лиц, то подписи на акте лишь одного из них недостаточно.

Позиция ВС РФ

КРАТКО
Реквизиты решения: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. № 26-КГ16-12.
Требования заявителя: Отменить апелляционной определение, согласно которому суд отказался признать, что имущество потребителя электроэнергии пришло в негодность по причине перепада напряжения в сети, а потребовал от истца представить доказательства о наличии причинно-следственной связи между возникшими последствиями и действиями поставщика по поставке электроэнергии.
Суд решил: Энергоснабжающая организация должна доказывать, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в связи с перепадом напряжения в электрической сети, а вследствие иных причин.

ВС РФ, в который пострадавшие обратились с заявлением об отмене апелляционного определения, встал на сторону заявителей. Он отметил, что вред, причиненный имуществу гражданина вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 Гражданского кодекса). А за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество отвечают субъекты электроэнергетики, подчеркнули судьи (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). При этом Судебная коллегия напомнила, что в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (абз. 1 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Таким образом, энергоснабжающая организация должна была доказать, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в связи с перепадом напряжения в электрической сети, а вследствие иных причин. И это обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции, который возложил на истцов бремя доказывания отсутствия оснований для освобождения ответчика от ответственности, резюмировал Суд.

Помимо этого Судебная коллегия оставила без внимания обстоятельство, что ответчик не представил доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение своих обязанности по договору энергоснабжения. Также ответчик не доказал, что он принимал меры по предупреждению электрического перенапряжения в сети, отмечается в Определении ВС РФ. Что касается акта проверки Роспотребнадзора, то Суд посчитал, что, опровергнув акт, апелляционной инстанцией нарушены нормы процессуального права, так как отсутствуют ссылки на закон, требующий наличия нескольких подписей на таком акте.

В связи с этим Суд отменил решение нижестоящего суда и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

МНЕНИЕ

Андрей Некрасов, адвокат, председатель Правления Региональной общественной организации потребителей «Потребитель прав» (Москва), к. ю. н.:

«Потребитель, а в особенности потребитель электроэнергии, которую поставляют в основном субъекты естественных монополий, всегда выступает слабой стороной договора как с экономической, так и с юридической точки зрения: тарифы утверждены государством и не индивидуальны, сам договор – это договор присоединения, условия которого определяются только одной из сторон (ст. 428, ст. 539 ГК РФ), в данном случае – электроснабжающей организацией, потребитель только принимает эти условия, присоединившись к договору. Как это принято в отечественной и мировой судебной практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возлагать именно на более сильную сторону спора. Потребитель электроэнергии, как правило, не имеет даже технической возможности доказать в суде тот или иной факт в вопросах потребления электроэнергии, он имеет лишь простое принимающее оборудование, которое не фиксирует перепады напряжения и иное ненадлежащее исполнение договора поставщиком электроэнергии. Поэтому те, кто оказался в аналогичной ситуации должен руководствоваться следующим:

1 определить, насколько это возможно без специальных технических познаний, связан ли причиненный вред с действием или бездействием поставщика электроэнергии; 2 оценить размер причиненного вреда в виде расходов, которые потребуется произвести для восстановления положения, существовавшего до причинения вреда, в рыночных ценах, обратившись к оценщику; 3 обратиться к адвокату или в организации, защищающую права потребителей, для подготовки претензии с законными требованиями потребителя к поставщику электроэнергии; 4

провести досудебные переговоры с поставщиком электроэнергии по вопросу урегулирования сложившейся ситуации;

5 в случае недостижения желаемого результата — подготовить соответствующий иск и с ним обратиться в компетентный суд для привлечения причинителя вреда к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, штрафа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *