Договор найма служебного помещения

Договор служебного найма жилого помещения – это оформление правоотношений между особыми категориями работников и государством (муниципалитетом) по найму жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Целью договора является обеспечение определенной категории работников предприятий и организаций служебным жильем.

Файлы в .DOC:Бланк договора служебного наймаОбразец договора служебного найма

Статус служебного жилья

К категории служебного жилья относятся жилые помещения, включенные в государственный или муниципальный жилой фонд как специализированные помещения, предназначенные для служебного найма.

К органам, полномочным решать вопросы о включении конкретного жилого помещения в категорию служебного жилья, относятся:

  • органы местного самоуправления, обладающие правомочиями определения статуса жилых помещений, входящих в муниципальный жилой фонд;
  • региональные органы, имеющие правомочия по определению статуса жилых помещений, входящих в государственный жилой фонд;
  • федеральные органы, осуществляющие руководство государственным жилым фондом.

Изменение статуса служебного жилого помещения возможно в двух случаях:

  1. статус изменен на основании решения муниципального, регионального или федерального органа. Это не значит, что нанимателя выселят. Это значит, что с ним будет заключен новый договор, в силу которого наниматель получит другое служебное жилье, либо с ним будет заключен договор социального найма без смены места проживания;
  2. статус изменен на неслужебный в силу того, что наниматель прожил в квартире более 10 лет и по закону имеет право получить служебную квартиру либо в собственность, либо заключить договор социального найма.

Служебное жилое помещение не может быть предметом спора о вселении, разделе либо об обмене.

Субъектный состав договора

Служебное жилье может быть предоставлено только особым категориям работников, имеющих право на служебное жилье и нуждающихся в улучшении жилищных условий в конкретном населенном пункте, в котором осуществляется их трудовая деятельность.

Предоставляется служебное жилье на срок, соответствующий сроку исполнения трудовых обязанностей, давших работнику право на получение служебного жилого помещения.

В качестве нанимателя по договору служебного найма могут выступать:

  • оперативные сотрудники правоохранительных органов;
  • лица, состоящие на действительной военной службе в рядах ВС РФ;
  • судейский корпус всех уровней;
  • депутаты Государственной Думы РФ и Совета Федерации;
  • почтальоны и другие работники почтовых служб для проживания в населенном пункте, в котором они осуществляют свою деятельность;
  • сотрудники газовых хозяйств для проживания в непосредственной близости к месту работы;
  • дворники, техники, лифтеры, сторожа для проживания в непосредственной близости к месту работы;
  • лесные егеря и смотрители заповедников и парков для проживания в непосредственной близости к месту работы;
  • педагогические сотрудники и обслуживающий персонал детских специализированных учреждений (интернатов, детских домов, приютов и т.д.), для проживания в непосредственной близости к месту работы.

В качестве наймодателя по договору найма служебного жилья могут выступать:

  • муниципальные органы власти;
  • органы власти на региональном уровне;
  • органы государственной власти на федеральном уровне.

Особенности служебного найма

Право пользования служебным жильем, помимо самого нанимателя, имеют и члены его семьи. Поэтому предоставление служебного жилого помещения осуществляется в соответствии с количеством членов семьи нанимателя, исходя из социальной нормы, принятой в конкретном населенном пункте, но не менее 6 м2 на каждого члена семьи с учетом разнополого проживания детей.

Степень благоустройства жилья обусловлена особенностями местности, в которой жилье расположено. То есть при отсутствии в населенном пункте канализации, централизованной подачи воды и т.д., за наймодателем не может быть закреплена обязанность обустройства жилого помещения этими благами.

Форма и условия договора

Для договоров рассматриваемого вида законом предусмотрена простая письменная форма договора, не нуждающаяся в нотариальном удостоверении.

Любые шаблоны, которые можно скачать в интернете, будут носить исключительно ознакомительный характер, потому что типовая форма договора найма служебного помещения утверждена на правительственном уровне и изменена быть не может. Это значит, что текст договора будет предоставлен нанимателю для подписи самим наймодателем, и никакие коррективы в текст внесены быть не могут.

Договор будет носить срочный характер, то есть будет ограничен теми временными рамками, в течение которых наниматель будет исполнять служебные обязанности, давшие ему право на получение служебного жилья.

Договор должен содержать в себе следующие существенные условия, разделы и пункты:

  1. сведения об основаниях предоставления служебного жилья. Основаниями могут быть решения государственных и муниципальных органов, министерств и ведомств, имеющих права принимать решения о выдаче служебного жилья;
  2. сведения об ограничении права нанимателя на распоряжение жильем, сдачи его в поднаем или аренду и т.д.
  3. сведения о самом жилье, включая его адрес, площадь, этаж, количество комнат и т.д.;
  4. сведения о нанимателе и наймодателе, включая сведения о служебных обязанностях нанимателя, дающих ему право на получение служебного жилья, с приложением к договору выписки из трудовой книжки;
  5. права и обязанности нанимателя и наймодателя.

Договорные права и обязанности

Еще раз напоминаем, что форма договора найма жилого помещений имеет предустановленную правительством форму. Все обязанности и права участников рассматриваемого договорного отношения, таким образом, регламентированы на государственном уровне, а значит никаких дополнений, изменений или несогласия по правам и обязанностям между сторонами быть не может. Наниматель либо принимает условия договора, либо отказывается от служебного жилья.

Так, по условиям договора наниматель имеет следующие основные права и обязанности:

  1. получить жилье, свободное от обременений либо прав третьих лиц;
  2. использовать жилье исключительно в целях собственного проживания и проживания членов его семьи;
  3. бережно относиться к жилью;
  4. осуществлять текущий ремонт;
  5. оплачивать коммунальные платежи и получать причитающиеся ему субсидии на оплату коммунальных платежей;
  6. освободить жилье в случае увольнения с должности, давшей ему право на получение жилья;
  7. прописывать в жилом помещении членов своей семьи, в том числе и новорожденных.

Собственник служебного жилья (орган муниципальной, региональной или федеральной власти) имеет следующие договорные права и обязанности:

  1. передать нанимателю жилье, свободное от обременения и прав третьих лиц;
  2. производить капитальный ремонт служебного жилья;
  3. поддерживать функциональность и благоустройство дома и придомовой территории;
  4. обеспечить подачу к служебному жилью коммунальных и хозяйственных коммуникаций;
  5. предоставить нанимателю сменное жилье в случае аварийного состояния первоначально предоставленного жилья;
  6. требовать уплаты коммунальных платежей, поддержания порядка и сохранности жилья, а также соблюдения нанимателем правил общежития.

Возможные варианты расторжения договора

Типовой договор найма социального жилья будет содержать весь перечень причин и возможностей для расторжения и прекращения действия договора. К основным причинам расторжения относятся:

  1. прекращение нанимателем трудовых отношений, в силу которых им было получено служебное жилье:
  2. неисполнение нанимателем своих договорных обязанностей;
  3. смена места жительства нанимателем либо приобретение или получение им другого жилья;
  4. порча нанимателем жилого помещения;
  5. нарушение правил пользования жильем, выразившееся в использовании его не по назначению.

Члены семьи нанимателя

Право на проживание в служебном жилье помимо нанимателя получают и члены его семьи. Права членов семьи на жилье неразрывно связаны с правами нанимателя, а это значит, что в случае расторжения договора с нанимателем право на жилье теряют и члены его семьи.

В право пользования включено и право получения прописки в служебном жилом помещении. Осуществление прописки несовершеннолетних детей нанимателя не требует согласия собственника жилья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *