Содержание
Как сделать запись в трудовой книжке генерального директора?
Нужно подготовить кадровые документы для руководителя? Основные правила регулируются ТК РФ. Разъяснения по применению положений Кодекса на практике можно найти в актах структур исполнительной власти.
Нередко вопросы возникают из-за двойственного статуса директора. Например, в ситуации когда он как работник организации зачисляется в штат или выбывает на основании собственного приказа.
Чем книжка директора отличается от остальных?
Форма, а также нормы ведения и хранения документа, подтверждающего стаж и характер занятости работника, зафиксированы законодательством.
Порядок внесения записей регламентируется Инструкцией Минтруда России:
- сначала нужно обозначить название организации;
- затем проставить номер отметки и дату;
- теперь можно вписать сведения о работе по существу;
- в последней графе необходимо указать реквизиты документа-основания.
Если речь идёт о рядовом сотруднике, то в качестве базы обычно выступает приказ директора.
А вот с управленцем не всё так однозначно:
- для приёма на должность потребуется общее решение участников, единственного учредителя ООО, или совета, собрания акционеров АО;
- после того как кандидатура будет утверждена, издаётся приказ о приёме на работу, который новоиспечённый директор подписывает как руководитель и как сотрудник, ознакомившийся с документом;
- при оформлении книжки в графу 4 можно внести атрибуты распоряжения, упомянутого в предыдущем пункте, или постановления об избрании на должность.
Согласно Инструкции, при увольнении все записи, произведённые работодателем, должны быть завизированы ответственным лицом.
Если кроме генерального директора (учредителя) в организации нет других служащих, то, в соответствии с п. 45 Правил ведения трудовых книжек, он обязан заполнить документ самостоятельно и заверить внесённые данные своей подписью.
В ст. 81 ТК РФ предусмотрены основания для прекращения отношений, подходящие только для руководителей. В связи с этим существуют особые формулировки, которые могут быть внесены в книгу о стаже, принадлежащую управленцу.
К ним относят несколько определений.
Например, трудовой договор может быть расторгнут в связи:
- с принятием необоснованного решения, повлёкшего за собой неправомерное использование имущества организации;
- с однократным грубым нарушением своих обязанностей;
- наличием по вине директора более чем трёхмесячной задолженности по заработной плате;
- со сменой собственника имущества компании.
При этом необходимо указать не только основание и причину, но и ссылку на соответствующую статью ТК РФ.
Какими нормативными актами руководствоваться?
Правила оформления и содержания книжки регламентируются несколькими официальными документами.
Трудовой кодекс закладывает основу механизма обращения с этим свидетельством.
Например, статья 66:
- устанавливает само понятие трудовой книжки;
- определяет Правительство РФ уполномоченным органом исполнительной власти, который, в свою очередь, утверждает порядок использования документа, способ изготовления бланков и снабжения ими;
- вменяет работодателям, исключая физлиц, не относящихся к группе ИП, вести трудовые книжки подчинённых;
- регулирует характер записей;
- разрешает добавлять информацию о совместительстве на усмотрение работника.
Трудовую книжку упоминают несколько статей Кодекса:
- 65, включает её в пакет документов, необходимых для заключения договора;
- 84.1 определяет порядок выдачи в процессе увольнения;
- 62 устанавливает правила предоставления дубликата;
- 165, 234, 394 позволяют рассчитывать на компенсацию за нарушения, допущенные работодателем.
Чтобы регламентировать практические вопросы обращения с трудовыми книжками, официальными органами изданы следующие постановления:
- 225 от 16.04.2003 Правительства РФ о порядке ведения, хранения, изготовления и распространения;
- 69 от 10.10.2003 Минтруда о правилах оформления;
- 117Н от 22.12.2003 Минфина РФ о способах обеспечения бланками.
Кроме этого, стоит обязательно обратить внимание на Письмо Роструда от 22.09.2010 № 2894-6-1 о базе для оформления графы 4.
Скачать указанные документы можно здесь:
Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225
Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69
Приказ Минфина РФ от 22.12.2003 N 117н
Письмо Роструда от 22.09.2010 № 2894-6-1
Нужно ли ставить ? Читайте об этом в нашей статье.
Округляются ли дни компенсации за неиспользованный отпуск? Узнайте .
Делаем запись в трудовой книжке генерального директора
Любая информация, которую планируется внести, должна соответствовать нормам ТК РФ и подтверждаться распоряжением работодателя или иными официальными документами.
Основные правила
Для заполнения трудовой книжки разработаны специальные алгоритмы.
Необходимо учитывать нормы, приведённые ниже:
- используются только перьевые, гелевые либо шариковые ручки с чёрной, синей или фиолетовой пастой;
- все даты вносятся арабскими цифрами, при этом число и месяц всегда имеют два знака, а год – четыре;
- запрещается сокращение слов;
- в каждом разделе устанавливается сквозная нумерация;
- заполнение осуществляется на государственном языке РФ или республики, присутствующей в её составе, в зависимости от территории, на которой находится организация;
- не допускаются зачёркивания, сначала признаётся недействительной неверная информация, затем добавляются новые данные.
Документы-основания
Все сведения, которые разрешается вносить в трудовую книжку, должны быть аргументированы. Для этого в графе 4 проставляют реквизиты официальной бумаги.
Когда речь идёт об оформлении нового генерального директора, возможно несколько вариантов подтверждения:
- если он является наёмным сотрудником – это может быть решение собрания участников общества, приказ о приёме на работу либо о вступлении в должность;
- единственный учредитель возлагает на себя полномочия директора собственным решением, на основании которого должен быть подготовлен распорядительный документ.
В зависимости от ситуации в четвёртый столбец трудовой книжки вписывают атрибуты:
- удостоверения личности, аттестата, диплома, бумаги, подтверждающей квалификацию в определённой области (заполнение раздела о работнике);
- штатного расписания для внесения наименования должности либо специальности;
- квалификационного справочника, если федеральным законодательством в отношении конкретных профессий установлены какие-либо льготы или ограничения;
- приказа руководителя, чтобы добавить данные о смене названия организации;
- документа о награждении, для внесения информации о поощрении.
Кем вносится?
В общем режиме трудовую книжку заполняет специалист, назначенный распоряжением директора и действующий согласно правилам ведения и хранения, установленным нормативными актами РФ.
Бывают ситуации, когда в штате нет кадрового сотрудника. Тогда учредители определяют порядок заполнения свидетельства о стаже и характере занятости главы компании на своё усмотрение.
Если этого не произошло, то в процессе увольнения директора участник общества, наделённый полномочиями для подписания трудового соглашения, добавляет необходимую запись в книжку и собственноручно заверяет её.
Пошаговая инструкция, образцы и примеры
Чтобы принять на работу руководителя, придерживаются следующего алгоритма:
- требуют необходимые документы (паспорт, свидетельство о стаже, СНИЛС, заявление, диплом об образовании);
- оформляют договор;
- готовят кадровые бумаги (личная карточка, приказ, лицевой счёт, налоговый регистр, бланк учёта страховых взносов);
- заполняют трудовую книжку.
Запись о приёме на работу (назначении)
Отметка ставится на основании приказа о зачислении в штат или решения об избрании.
Последовательность заполнения раздела «Сведения о работе» включает несколько шагов:
- в графе 3 пишут полное и сокращённое наименование компании (можно поставить штамп), структурное подразделение указывают только в том случае, когда это соответствует договору;
- переходят на следующую строку;
- в графе 1 проставляют порядковый номер отметки;
- во вторую заносят дату начала работы;
- в третью добавляют название должности;
- четвёртая предназначена для реквизитов документа-основания.
Образец записи в трудовой книжке генерального директора выглядит так:
Расторжение трудового договора
Отметка об увольнении в книжке руководителя имеет свои особенности:
- в третьем столбце должна быть обозначена причина, сформулированная в соответствии с распоряжением, и ссылка на конкретную часть ТК РФ;
- в четвёртом указывают реквизиты приказа либо другого документа, содержащего решение собственников.
Пример заполнения графы 3:
Увольнение переводом
Расторгнуть отношения с директором таким способом можно в связи с обстоятельствами, перечисленными ниже:
- имеется письменное согласие старого работодателя, приглашающей стороны и самого служащего;
- руководитель решил уволиться и представил соответствующее заявление.
В этом случае при заполнении трудовой книжки нужно отразить какая из сторон выступила инициатором процедуры.
По собственному желанию
Согласно ст. 280 Кодекса генеральный директор вправе досрочно расторгнуть отношения с работодателем, которым является собственник имущества компании или его представитель, уведомив о намерении за месяц.
В трудовую книжку нужно сделать запись с новой строки и добавить в графу 3, что договор расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если работал по совместительству
По правилам хранения трудовых книжек, документ находится по основному месте занятости. Внесение информации о дополнительной регулярной работе производится по воле сотрудника. Он вправе потребовать заверенные дубликаты всех необходимых бумаг и представить их для совершения соответствующих записей.
При этом в третий столбец последовательно заносят две отметки:
- о принятии на работу по совместительству с указанием названия компании и должности;
- о прекращении договора с причиной и соответствующим разделом Кодекса.
Повод для увольнения совместителя зависит от типа соглашения:
- если бессрочное, то основанием может стать принятие на работу сотрудника, для которого она будет считаться базовой;
- расторжение контракта с ограниченным периодом действия возможно только по общим правилам, предусмотренным ТК РФ.
Пример:
При совмещении должностей
Руководитель может осуществлять дополнительную деятельность в той же организации.
Сроки, содержание и объём определяются работодателем. При этом директор вправе сам отказаться от лишних функций либо они будут отменены раньше установленной даты письменным уведомлением.
Запись о совмещении должностей в трудовую книжку не вносится.
Как считать дни отпуска в мае 2019? Узнайте из нашей статьи.
Кому предоставляется учебный отпуск? Смотрите .
Как правильно оформляется отмена записи в трудовой книжке? Информация — .
Кто подписывает?
При увольнении сотрудника, в том числе и руководителя компании, все данные, добавленные в свидетельство, подтверждающее стаж и порядок работы, заверяются подписью лица, ответственного за оформление кадровых документов.
Если в организации нет такого специалиста, его функции выполняет директор.
Когда кроме управляющего в компании не числятся другие сотрудники, возникает вопрос о том, кто завизирует его книжку.
Так как по Инструкции эта обязанность возлагается именно на работодателя, остаётся определить его применительно к сложившейся ситуации. Например, по трудовому договору в правоотношения вступили юридическое лицо – организация и физическое – её директор.
Тогда, в зависимости от формы собственности и состава участников структуры, книжку подписывают разные субъекты.
В ООО визу может поставить:
- председатель собрания;
- уполномоченный участник общества;
- глава совета директоров.
Если уволиться необходимо единственному владельцу фирмы, в которой нет других сотрудников, то он сам вносит соответствующую отметку в книжку и заверят своей подписью.