Двойное налогообложение в России

Двойное налогообложение

Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избежания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).

У каждого государства при конструировании системы налогов существует два принципиальных подхода: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности).

Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух подходов, основываясь на одних и тех же критериях определения источников дохода и места деятельности, проблем бы не возникало. Но так как в разных странах различаются уровень развития и тяжесть налогообложения, большинство государств пользуется и тем и другим принципами одновременно. Это приводит к международному двойному налогообложению — взиманию сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, возникающему вследствие коллизии налогового законодательства двух и более стран.

Проблема решается двумя путями. Первый — зачет в инициативном порядке своим резидентам налогов, уплаченных за рубежом. Второй — разработка правил, по которым будут разделены юрисдикции между страной, где компания является резидентом, и страной, откуда она этот доход получает.

Договор об устранении двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения представляют собой международные межправительственные соглашения, призванные не допустить неограниченное налогообложение одного и того же дохода в нескольких государствах. Договоры, как правило, заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между разными странами.

При этом надо понимать, что подобные договоры распространяются на ограниченный круг лиц (резидентов договаривающихся сторон) и действуют в отношении чётко определённых видов налогов. На компании, работающие в офшорном секторе или пользующиеся льготными налоговыми режимами, действие договоров об устранении двойного налогообложения обычно не распространяется. Таким образом, воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения могут только компании, зарегистрированные в офшорах (например, на Кипре, в Великобритании, Нидерландах и так далее), и только в отношении так называемых «прямых» налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правила обложения «косвенными» налогами, например НДС, договоры не регулируют.

Чтобы воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения, офшорная компания должна получить по месту своей регистрации свидетельство из налогового органа, подтверждающее, что она действительно считается налоговым резидентом этой страны.

Устранение двойного налогообложения в России

В России достаточно много собственников недвижимости, которые:

  • являются иностранными гражданами, постоянно проживающих за пределами России;
  • граждане России, которые уехали за рубеж на ПМЖ и постоянно проживают за границей;
  • являются иностранными гражданами (бывшие граждане России и сменившие фамилию).

Все эти лица по законам РФ являются налоговыми нерезидентами.

Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облагаются все доходы, полученные налоговыми нерезидентами от источников в РФ, в том числе от реализации недвижимого имущества. НДФЛ для налоговых резидентов составляет 13 %, в то время как для нерезидентов — 30 % (за исключением случаев получения дивидендов — 15 %, за работу по патенту или являясь высококвалифицированными специалистами, беженцами, моряками и пр. — 13 %).

При этом на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

  • о налоговых льготах, предусмотренных пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса (правило об освобождении от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от продажи недвижимости, которая находилась в собственности налогоплательщика — продавца три года (пять лет) и более);
  • об имущественных вычетах при продаже имущества и покупке жилой недвижимости, предусмотренных статьей 220 НК.

Надо учитывать и то, что доходы, полученные иностранцем (нерезидентом или резидентом) в России, являются также объектом налогообложения и в стране его проживания, т.е. налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз по законам РФ, во второй — по законам страны проживания иностранца (где, как правило, уплачивается налог на всемирный доход).

Для того чтобы не платить налоги дважды, государства заключают друг с другом международные соглашения об избежании двойного налогообложения, так как международные договоры и соглашения имеют приоритет над национальными нормами любой страны. Список стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ .

Правовое регулирование осуществляется в соответствии со статьёй 232 НК РФ: «Устранение двойного налогообложения».

Избежание двойного налогообложения на Украине

Резиденты Украины, имея дело с контрагентами из других стран, должны помнить о возможности оптимизации налоговой нагрузки с помощью механизма избежания двойного налогообложения. Для реализации этого механизма достаточно получить справку от компетентного органа, которую даже не во всех случаях необходимо легализировать. Аналогичная ситуация и с доходами нерезидентов, полученными из Украины.

Основным документом для реализации резидентами своего права на избежание уплаты двойного налогообложения является Приказ ГНА Украины № 173 от 12.04.2002 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины».

К странам Европы с которыми действуют соглашения об избежании двойного налогообложения относятся: Австрия, Бельгия, Беларусь, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Эстония, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Сербия, Республика Черногория, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Венгрия, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Среди других стран мира следует выделить следующие: Азербайджан, Алжир, Бразилия, Вьетнам, Грузия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Канада, Китай, Республика Корея, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Сирия, Сингапур , США, Туркменистан, Япония и др.

Применения международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, который подтверждает статус налогового резидента. Основанием для освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является предоставление нерезидентом лицу (налоговому агенту), которое выплачивает ему доходы, справки (или её нотариально заверенной копии), которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.

> См. также

  • Двоеданство
  • Резидент

Ссылки

  • Как избежать двойного налогообложения?
  • Избежание двойного налогообложения: зачем платить больше? ЮК «Правовая помощь», статья опубликована на сайте pravdop.com от 26 декабря 2012 года
  • Двойное налогообложение
  • Перечень действующих двусторонних международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения
  • Минчичова В. С. Регулирование иностранных инвестиций в международном бизнесе, 2016.

1. Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Комментарий к Ст. 232 НК РФ

Комментируемая ст. 232 НК РФ посвящена вопросам устранения двойного налогообложения по НДФЛ.

Двойное налогообложение возникает в тех случаях, когда лицо — резидент одной страны получает доходы (владеет имуществом) из источников, расположенных в другой стране, или же осуществляет деятельность, приносящую доходы в другой стране. В таких ситуациях одно и то же лицо одновременно рассматривается налоговым законодательством разных стран в качестве налогоплательщика.

Например, доходы, полученные иностранным гражданином в России, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти же доходы являются также объектом налогообложения, но уже в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз — в соответствии с нормами налогового законодательства государства — источника дохода, второй — согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Такая ситуация складывается, когда одно и то же лицо является резидентом нескольких государств. Во избежание двойного налогообложения государства заключают международные договоры, где стороны устанавливают свои взаимные права и обязанности в налоговых отношениях, свои полномочия по налогообложению тех или иных видов доходов, получаемых резидентами договаривающихся государств. Россия не стала исключением и заключила уже несколько десятков подобных налоговых соглашений со множеством стран (полный список стран см. в комментарии к ст. 214 НК РФ). Все они призваны устранить возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать в отношениях между странами-партнерами.

Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведение зачета, получение налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Указанное подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Таким образом, если физическое лицо — резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией — налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 232 НК РФ дополняется п. 3, согласно которому при исчислении суммы налога в отношении доходов контролируемой иностранной компании применяется порядок зачета суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный п. 11 ст. 309.1 НК РФ.

Анализ проблем двойного налогообложения



Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью устранения двойного налогообложения. Статья направлена на поиск методов по решению данной проблемы. С помощью комплексного подхода была выявлена сущность понятия «двойное налогообложение», определен момент наступления на предприятии и рассмотрены возможные способы решения. Материалы статьи могут быть полезными для российских предприятий при столкновении с двойным налогообложением.

Ключевые слова: внутреннее двойное налогообложение, момент наступления двойного налогообложения, способы избежания двойного налогообложения, подоходный налог, интеграция, корпорации

Двойное налогообложение является одной из проблем, с которой приходится сталкиваться многим организациям. Оно оказывает отрицательное влияние на внутреннюю экономику государства, а именно вызывает снижение доходов бюджета государства, приводит к увеличению налоговых правонарушений, росту «теневой экономики» и повышению налоговой нагрузки на предприятия. К основным методам устранения двойного налогообложения в России относят: Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) и международные договоры . Международные соглашения играют существенную роль при устранении двойного налогообложения, однако проблема остается актуальной в данное время. Одной из причин является то, что не все страны отдают безоговорочный приоритет положениям международных соглашений, так как они могут идти в разрез с внутренним законодательством. Вторая причина — международные соглашения остаются в стороне от правового регулирования ряда доходов. При этом международно-правовое регулирование может устранить только двойное налогообложение, возникающее на международном уровне. Внутреннее двойное налогообложение возможно регулировать только при помощи нормативных актов национального законодательства. В законодательстве Российской Федерации данная проблема рассмотрена незначительно.

Анализ последних исследований ипубликаций. Реализация двойного налогообложения в различных формах превращает ее в проблему международного характера. В связи с чем уже в 1921 году было поручено Лигой Наций ее изучение, выработка рекомендаций и способов устранения. В группу ученых, которая занималась данным исследованием, входили Ж. Селигмен, Л. Эйнауди, В. Брюинс и сэрДжозиа Стамп.

Двойное налогообложение возникает по причине различного законодательного регулирования источника дохода и плательщика различными юрисдикциями. Неоднозначное правовое толкование налоговых норм и составляющих элементов налогообложения также является дополняющим фактором. В изучении данных вопросов важное место занимают труды А. В. Брызгалина , М. В. Емельянцевой , В. Г. Климентьевой , А. Н. Козырина , Н. П. Кучерявенко , И. Н. Насырова , В. А. Павловой , C. С. Поповой , А. А. Шахмаметьева и других.

Нерешенные ранее части общей проблемы. Несмотря на закрепление отдельных новшеств в нормативных актах, проблема двойного налогообложения имеет много неразрешенных вопросов, изучением которых занимается как Россия, так и страны за рубежом. Ухудшает ситуацию международная обстановка и введение санкций между государствами, в связи с чем становится актуальным поиск резервных условий для роста конкурентоспособности российских предприятий.

На сегодняшний день мало исследованы такие вопросы, как:

  1. Действующее понятие двойного налогообложения в налоговом законодательстве России;
  2. Определение двойственности при двойном налогообложении;
  3. Момент наступления двойного налогообложения на предприятиях;
  4. Способы избежания двойного налогообложения.

Решение указанных вопросов играет важную роль при анализе проблем двойного налогообложения, а также определения способов их решения. Однако, научная литература ограничивается анализом двойного налогообложения в общем, уделив особое внимание предотвращению международного двойного налогообложения. В то время как ситуация внутри страны остается за рамками изучения.

Формулировка целей статьи. Цель исследования состоит в определении основных проблем, связанных с двойным налогообложением, моменте наступления двойного налогообложения на предприятии и способов избежания данной проблемы.

Изложение основного материала исследования. Двойное налогообложение — достаточно сложное понятие, которое имеет множество неоднозначных толкований (таблица 1).

Таблица 1

Подходы копределению сущности «двойное налогообложение»

Автор

Определение понятия «двойное налогообложение»

Новая экономическая энциклопедия

одновременное удержание различных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта

А. В. Толкушкин

ситуация, когда одновременно в двух или более странах одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения

А. А. Шакирьянов

ситуация, когда один и тот же налог взимается на уровне различных административно-территориальных единиц

А. А. Шахмаметьев

разграничивает понятия двойного налогообложения в юридическом и экономическом смыслах: первое возникает, когда в силу формальных (установленных налоговым законодательством) оснований у одного и того же лица в отношении одного и того же объекта налогообложения возникает обязанность по уплате сопоставимых налогов более одного раза за один и тот же период. Под экономическим двойным налогообложением понимается последовательное налогообложение одного и того же (с экономической точки зрения) объекта у разных налогоплательщиков.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР)

двойное юридическое налогообложение происходит в том случае, если один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта обложения в двух или более государствах за один и тот же период. Термин «международное двойное налогообложение» чаще всего применяется именно к двойному юридическому налогообложению.

Таким образом, экономическое двойное налогообложения является более широким понятием, при котором основное внимание сосредоточено на фактической стороне проблемы аккумуляции налоговой нагрузки и ее последствий.

Рассматриваемые понятия двойного налогообложения отражают суть данного явления, но нуждаются в некотором уточнении. Авторы считают, что двойное налогообложение является в первую очередь избыточным налогообложением. Юридическое возникает при неоднократном обложении разными налогами одного и того же объекта. При экономическом налогами облагается один и тот же доход или объект собственности, но в более чем одной стране.

В налоговом законодательстве России понятие двойного налогообложения не раскрывается. А. А. Шахмаметьев выделяет однократность как главный признак принципа недопустимости многократного взимания налога. Сегодня подобный принцип в законодательстве о налогах и сборах не упоминается .

Теперь необходимо определить понятие двойного налогообложения в отношении принятой структуры налогового правоотношения. Налоговые структуры и налогоплательщики относятся к субъектам налогового правоотношения. В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объекты налогообложения, а именно доходы, расходы, имущество, явления, являются объектами налогового правоотношения. Налоговая база является важной характеристикой при налогообложении, имеет счетное выражение и участвует в расчете налога. Необходимый и последний элемент — правовая норма — правило, в соответствии с которым уплачивается налог .

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо разобраться в чем именно заключается двойственность при двойном налогообложении. Ранее было выявлено, что происходит дважды обложение налогом одного и того же объекта за один налоговый период. При этом элементы налогового правоотношения не изменяются (субъект, объект, налоговая база и правовая норма). При несоответствии хотя бы одного из них речь относится уже к другому налоговому правоотношению. Рассмотрим структуру налогового правоотношения при двойном налогообложении на рисунке 1 .

Принцип однократности в области теории налогообложения считают общепринятым и основополагающим . Так как прямой запрет на двойное налогообложение в законодательстве России отсутствует, арбитражные суды принимают решения на основании только упоминания о недопустимости двойного налогообложения, не указывая конкретной нормы действующего законодательства .

Рис. 1. Структура налогового правоотношения при двойном налогообложении

Перейдем к моменту наступления двойного налогообложения на предприятиях.

Различные виды налогов на доходы можно рассмотреть в качестве системы глобального подоходного налога. Гражданину Российской Федерации необходимо ежегодно подавать налоговую декларацию, которая содержит сведения о всех доходах (заработная плата, проценты, дивиденды, прибыль от прироста капитала). Данные доходы являются налоговой базой для подоходного налога с физического лица.

Предприятия с корпоративной формой собственности облагаются налогом дважды, если не приняты специальные меры. Так налогообложению подлежит сам доход, заработанный фирмами, и доход, который был начислен индивидуумам, относящихся к владельцам данного предприятия. Также это возможно и в случае с предприятиями, не относящихся к корпорациям.

Двойное налогообложение корпоративного дохода можно избежать с помощью различных систем интегрирования (рисунок 2). Они предусматривают возмещение доли уплаченного предприятием налога при налогообложении физических лиц .

Полная интеграция — система, которая относит доходы всех лиц на счет индивидуумов, являющихся конечными получателями. Налог уплачивается по ставкам, которые зависят от всего дохода их владельцев.

Данный способ включает в себя следующие этапы:

  1. Определяется, а затем уплачивается сумма налога на доход корпорации.
  2. Исходя из доли в собственности предприятия, прибыль, подлежащая налогообложению, относится на счет акционера.
  3. Происходит расчет подоходного налога индивидуума от всего его дохода (включая прибыль, отнесенную на его счет).
  4. Определяется индивидуальный подоходный налог (разность между величиной налога от полного дохода и величиной подоходного налога, начисленной без учета прибыли).
  5. Рассчитывается чистый подоходный налог на акционера, который также рассматривают как налог на доход акционера, удержанный у источника (разница между величиной налога и долей налога, уплаченного на доход корпораций) .

Рис. 2. Способы избежания двойного налогообложения

Данная система требует большого количества отчетной информации, с чем связана ее сложность и неосуществимость. Так для определения конечных владельцев могут потребоваться значительные издержки, либо может возникнуть проблема ликвидности, если обложение налогом дохода акционеров происходило вне зависимости от его распределения.

Частичная интеграция — система, которая обеспечивает различную степень интеграции по отношению к распределенной прибыли. Дивиденды могут освобождаться от двойного налогообложения как на корпоративном уровне, так и на уровне акционеров.

На уровне корпораций различают систему вычетов дивидендов и систему разделения ставок.

− Система вычета дивидендов.

Из базы налога на доход корпораций вычитается часть распределяемой прибыли корпорации (например, дивиденды). Далее происходит обложение подоходным налогом распределенных дивидендов на уровне акционеров.

− Система разделения ставок.

Данная система предполагает более низкую ставку для дивидендов при налогообложении дохода корпораций, чем распределенная прибыль.

На уровне акционеров выделяют систему вменения и шедулярные методы.

− Система вменения.

Предполагается, что выплачиваемый в качестве дивидендов доход уже был подвержен налогообложению на уровне корпорации. От двойного налогообложения происходит освобождение на уровне акционеров относительно персонального подоходного налога.

Так, база персонального подоходного налога включает в себя вмененную валовую величину дивидендов, то есть сумму дивидендов и налогового кредита, являющегося вмененным налогом на доход корпораций. К вмененной валовой величине дивидендов затем применяется предельная ставка персонального подоходного налога. На сумму вмененного корпоративного налога затем кредитуются налоговые обязательства акционера. Предоставляемая акционерам степень налогового освобождения называется нормой вменения.

−Шедулярные методы.

К данным методам можно отнести следующие примеры.

При раздельном налогообложении в первую очередь облагается налогом доход корпораций. Затем часть дивидендов подлежит вычету из налогооблагаемой базы, а часть обложению на персональном уровне. При этом применяется плоская ставка налогообложения дивидендов. Такая система применяется в Австрии.

В Турции также применяют раздельную систему налогообложения, но изъятие дивидендов из базы подоходного налога происходит полностью.

Существует система налогового кредита, используемая в Канаде и Испании. Она похожа на систему вменения. В данном случае обязательства акционеров кредитуются по подоходному налогу лишь на некоторую часть полученных дивидендов.

Отличия от системы вменения:

  1. Налоговый кредит предоставляется в любом случае, независимо от того, облагались ли дивиденды на самом деле налогом на доход корпорации.
  2. Нет необходимости определять вмененную валовую величину дивидендов.
  3. При превышении налоговым кредитом валовых обязательств по подоходному налогу возмещения не производятся .

Применяя систему вменения на практике следует открыть специальный налоговый счет, уменьшающийся при распределении дивидендов. Налогообложение дивидендов не происходит, пока у счета положительное сальдо. Удержание налога у источника происходит при равенстве счета нулю. Благодаря этому компенсирующему налогу дивиденды могут распределяться лишь после полной уплаты налога.

Так, в Новой Зеландии с действующей системой налогообложения доходов от капитала, основанной на счетах дивидендов, данная система предполагает выплату распределенных дивидендов физическим лицам только после их налогообложения. При этом налоговый счет позволяет разделить сумму уплаченного налога на часть, являющуюся налогом с корпораций (база налога — нераспределенная прибыль) и часть, являющуюся подоходным налогом, удержанным у источника (взятая с дивидендов). Рассчитывая подоходный налог на уровне физических лиц (обеспечивая взимание налога с дивиденда по необходимой ставке), применяют систему исчисления валовой величины дохода (доход из других источников суммируется с валовой суммой дивидендов) и систему зачетов (удержанный налог с дивидендов кредитует подоходный налог).

Подводя итог, необходимо отметить следующие выводы:

  1. Двойное налогообложение требует комплексного изучения как на международном уровне, так и внутри страны.
  2. Корпорации дважды облагаются налогом при отсутствии специально принятых мер. Так налогообложению подлежит сам доход, полученный предприятиями, и доход, начисленный владельцам данного предприятия.
  3. К основным способам избежания двойного налогообложения на предприятии относят полную и частичную интеграцию. Частичная, в свою очередь, подразделяется на интеграцию на уровне корпораций и интеграцию на уровне акционеров.
  4. Двойное налогообложение приводит к снижению стимулов образования новых корпораций, уменьшению инвестирования, росту налоговой нагрузки. Применяя рассмотренные выше методы можно избежать возникновения на предприятии данной проблемы.

Литература:

  1. Борзунова О. А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования / О. А. Борзунова. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010. — 296 с.
  2. Брызгалин А. В. К вопросу об однократности налогообложения / А. В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. — 2010. — № 8. — С. 27–34.
  3. Емельянцева М. В. О двойном налогообложении в российском законодательстве / М. В. Емельянцева // Законодательство. — 2011. — № 9. — С. 14–19.
  4. Иванова Е. Н. Принцип однократности налогообложения и проблемы его реализации / Е. Н. Иванова // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 5. — С. 59–60.
  5. Климентьева В. Г. Проблема прямого применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения / В. Г. Климентьева // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 11. — С.1–10.
  6. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А. Н. Козырин. — М.: Манускрипт, 1993. — 112 с.
  7. Косолапов А. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А. И. Косолапов. — М.: Дашков и К, 2005. — 872 с.
  8. Кучерявенко Н. П. Курс налогового права / Н. П. Кучерявенко. — Х.: Право, 2007. — 536 с.
  9. Насыров И. Н. Необходимость отмены двойного налогообложения дивидендов / И. Н. Насыров, Е. В. Штырляева // Финансы и кредит. — 2015. — № 17 (641). — С. 46–52.
  10. Павлова В. А. Проблемы совершенствования законодательства России и зарубежных стран в области двойного налогообложения / В. А. Павлова // Территория науки. — 2015. — № 3. — С. 174–178.
  11. Попова С. С. Принцип недопустимости двойного налогообложения в решениях Конституционного Суда РФ / С. С. Попова // Право и политика. — 2005. — № 4 — С. 4–14.
  12. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы / под ред. М. В. Алексеева, С. А. Синельникова. — М.: ИЭПП, 2000. — 512 с.
  13. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.: Инфра-М, 2005. — 343 с.
  14. Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения / А. В. Толкушкин. — М.: Юристъ, 2003. — 432 с.
  15. Шакирьянов А. А. Становление и развитие института международного двойного налогообложения / А. А. Шакирьянов // Законодательство и экономика. — 2006. — № 3 — С. 82–88.
  16. Шахмаметьев А. А. Режим налогообложения нерезидентов: правовая основа регулирования / А. А. Шахмаметьев. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 248 с.

> Налогообложение доходов физических и юридических лиц

Налогообложение доходов физических лиц

Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние — по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства — пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используются следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и т.д.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам — как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении неграждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую ответственность.

Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включаются наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности другие выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды.

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране, исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному налогу.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права па эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет па предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.

В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты подоходного налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется система совместного налогообложения дохода семьи, при определении налоговых обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.

Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.

Практически во всех странах налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем:

  • — расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;
  • — состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, по и па региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;
  • — имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;
  • — наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;
  • — отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок;
  • — значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.

Схема определения налоговых обязательств по подоходному налогу с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.

Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. В ряде стран при исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат по системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц (участникам военных действий, семьям погибших, инвалидам и т.д.).

В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок подоходного налога.

Приведенная общая схема расчета обязательств по подоходному налогу имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки. Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по подоходному налогу может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения подоходным налогом и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения подоходным налогом обычно включаются все основные доходы работающих по найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной платы, не имеющие компенсационного характера.

Для последних десятилетий характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других.

В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих его доход, прибавить разницу между обычной (рыночной) ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.

Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы практически во всех странах имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогов законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по подоходному налогу с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.

Во всех странах в совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.

Пассивные доходы, такие, как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты но государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут как включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо па основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц, либо па основании отдельных специальных законов.

Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.

Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.

В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.

Тема двойного налогообложения была случайно затронута в одном из моих постов и то, уже в комментах, с легкой руки неизвестного мне Сергея (за что ему отдельное спасибо). Тогда я указал на еще одно дополнительное преимущество замены ныне действующего транспортного налога на топливный акциз, а именно устранение явной несправедливости в отношении юридических лиц, которые обладая а/т вынуждены исчислять с каждой единицы как налог на имущество, так и транспортный налог. Представьте, если бы для граждан такую «радость» вдруг бы придумали за один автомобиль — «две денежки», вот было бы шума.
Кстати, в 2004 году именно Свердловская области в лице Палаты Представителей нашего регионального Законодательного Собрания была инициатором обращения в Конституционный Суд РФ с просьбой разобраться с этой проблемой и устранить двойное налогообложение (тогда даже планировалось, что я буду представителем в КС РФ от Свердловской области, но не суждено). Аргументы у нас были, как мне кажется — очень убедительными.
Конечно же мы указывали на очевидность того факта, что транспортные средства, как имущество, принадлежащие организации, подлежат налогообложению за один и тот же налоговый период налогом на имущество и транспортным налогом. Как здесь можно сказать, что здесь нет двойного налогообложения я просто не представляю.
Кроме того, мы указывали, что предпринимателя налог на имущество не платят, что ставит юрлица в равное положение плательщиков в зависимости от организационно-правовой формы ведения бизнеса.
Так же мы указывали, что налог на имущество и транспортный налог формально разные, но по своей экономической суть одинаковы, т.к. хотя объекты обложения сформулированы и разным способом, фактически под налогообложение попадает одно и то же имущество — транспортные средства.
Были и еще аргументы.
Однако, к сожаления КС ничего менять не стал, а сказал примерно так: «двойного налогообложения здесь нет, т.к. способ определения налоговой базы у налога на имущество организаций и транспортного налога разный, в первом случае — это стоимость, во втором мощность» (См. Определение КС РФ от 14 декабря 2004 года № 451-О).
Если этот подход использовать, то обойти этот принцип законодателю очень и очень легко, что вообще ставит под сомнение применимость этого принципа как такового.
Вообще же, принцип однократности объекта налогообложения (или другими словами принцип запрета на двойное налогообложение внутри страны) означает, что у каждого налога должен быть свой самостоятельный объект налогообложения. Иными словами один и тот же объект налогообложения не может облагаться разными налогами. Данный принцип имеет достаточно существенное значение, поскольку он запрещает устанавливать налоги с одинаковыми объектами налогообложения. В настоящее время этот принцип закреплен в абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ: «Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения…».
До принятия же НК РФ в ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» этот принцип формулировался несколько иначе, это был принцип – однократности налогообложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период). Данную норму следовало понимать буквально: одним и тем же налогом дважды облагать один и тот же объект нельзя.
Однако как это часто бывает длительное время этот принцип не соблюдался. Так, например, по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы был установлен один и тот же объект налогообложения — выручка налогоплательщика.
Проявляется этот принцип во многих сферах.
Также этот принцип проявляется в запрете на повторное выставление требования об уплате налога (см., постановление ФАС СЗО от 24.06.2005 № А66-4427-04). Кроме того, согласно этому принципу один объект налогообложения может облагаться единожды в отношении всех налогоплательщиков. Другими словами, обложение того же объекта сначала через одного налогоплательщика, потом через другого следует считать повторным обложением, что также нарушает принцип однократности налогообложения (см. постановление ФАС ДО от 27.12.1999 № Ф03-А73/99-2/1926). Можно только добавить, что этот принцип вообще характерен в первую очередь для поимущественных налогов, когда налог на имущество даже при смене собственника не уплачивается дважды за один и тот же период (старым собственником и новым владельцем).
Вообще тема эта очень интересна, и я даже думаю к ней вернуться в самое ближайшее время, наверное пропишу в журнале в своей рубрике «Философия налогов».
Поэтому я считаю, что если бы власти пошли на отмену транспортного налога — было бы устранено двойное налогообложение а/т средств, которые принадлежат организациям.
Может кто-то из читателей моего блога сталкивался с ситуациями двойного налогообложения, были бы интересно обсудить. Может у кого будут примеры из отечественного или зарубежного налогообложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *