Кадастр отходов 71

Главная » Специалисту » Информация о региональном кадастре отходов в Нижегородской области

На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 3 статьи 19 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 года N 226-З «Об отходах производства и потребления», в целях развития и совершенствования системы учета и обращения с отходами на территории Нижегородской области ведется база данных Региональный кадастр отходов.

Уполномоченной организацией по ведению базы данных является подведомственное Минэкологии Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона».

В региональный кадастр отходов осуществляется сбор информации об отходах производства и потребления, условиях и объектах их размещения, технологиях использования и обезвреживания.

Сведения, имеющиеся в региональном кадастре отходов, например, данные об объектах размещения отходов, о планируемых и фактических объемах образующихся отходов в различных районах, используют в своей работе (в целях планирования деятельности и обновления статистических данных) МЧС, МПР, Роспотребнадзор, администрации муниципальных образований и городских округов и др.

Накопленные данные по образующимся объемам отходов, видовому составу, территориальной плотности образования дают возможность привлечения инвесторов, получающих доход от реализации вторичных ресурсов.

База данных объектов использования/обезвреживания отходов позволяет определить наличие технологий переработки определенного вида отхода и выбрать наиболее оптимальный объект (место размещения, объемы возможной переработки).

Анализ собранной информации позволяет выявлять несоответствие объемов приема (передачи) отходов между отходообразователями, перевозчиками и объектами по использованию (обезвреживанию) и размещению отходов и, таким образом, предотвращать образование несанкционированных свалок в процессе неконтролируемого движения отходов.

Для более качественной работы по наполнению и поддержанию в актуальном состоянии информации, содержащейся в региональном кадастре отходов, постановлением Правительства Нижегородской области от 25.08.08г. №306 «О региональном кадастре отходов …» закреплена ответственность по предоставлению сведений по обращению с отходами для всех индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, независимо от форм собственности. Информация должна быть направлена в уполномоченную организацию по ведению кадастра ГБУ НО «Экология региона» ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 5.17 КОАП Нижегородской области «Непредставление, представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области, а равно нарушение сроков представления указанных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»

В настоящее время сформирован реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Нижегородской области. Реестр включает 272 объекта.

Также сформирован региональный классификационный каталог отходов. В реестр внесены 1056 наименований отходов, из них:

  • 1-го класса опасности – 9,
  • 2-го класса опасности – 31,
  • 3-го класса опасности – 190,
  • 4-го класса опасности – 492,
  • 5-го класса опасности – 334.

В базу данных регионального кадастра отходов внесены данные о 500 технологиях по использованию/обезвреживанию отходов и 377 лицензиях по обращению с отходами. Данные ежегодно актуализируются.

В целях соблюдения природоохранного законодательства природопользователям, не предоставившим сведения в региональный кадастр отходов за 2017 год, необходимо заполнить формы по обращению с отходами и направить их на e-mail: kadastr-nn@yandex.ru. Отчеты за 2017 отчетный год принимаются до 31.12 2018 года.

Чтобы облегчить задачу сохранения окружающей среды, государство ведет учет использования природных ресурсов. С этой целью создаются кадастры (например, земельный, водный, лесной и т.п.) – реестры данных о природных объектах и природопользователях. Особая статья госучета – всевозможный мусор, а также отходы человеческой жизнедеятельности и производства, которые могут быть потенциальным источником загрязнения экосистемы. Данные о них заносятся в государственный кадастр отходов.

Какими бывают кадастры отходов

В РФ ведутся региональные, а также федеральный кадастры отходов (или ультсырья). Государственный кадастр отходов включает в себя три раздела:

  1. ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов (полный их перечень с указанием уровня токсичности от I до IV класса опасности).
  2. Список всех объектов, где размещают ультсырье.
  3. Справочную систему, касающуюся отходов: разновидности, способы вторичной переработки, обеззараживания, захоронения и т.п.

Для удобства и более детальной обработки сведений существуют также региональные или сводные кадастры отходов, куда включаются следующие сведения:

  1. Требования и правила внесения данных в общую информационную систему.
  2. Полный реестр отходов для каждого отдельного региона, а также перечень мест их складирования и полигонов для захоронения.
  3. Банк данных производств, предлагающих услуги вторпереработки, а также описания новых технологий и способов утилизации мусора.

Соответственно, юридические лица сдают отчетность по установленному образцу в региональные представительства Минприроды и экологии РФ, откуда сведения затем поступают в единую базу данных.

В основном это предприятия, занимающиеся всевозможными операциями с ультсырьем:

  • сбор и складирование любых видов мусора — от промышленного до ТБО;
  • перевозка, обеззараживание, захоронение отходов;
  • сбор с целью вторичной переработки и т.п.

На основании таких сведений может быть ограничена или даже остановлена деятельность производств, чьи отходы наносят вред природе; принимаются решения о закрытии полигонов захоронения мусора в одних местах и увеличения их вместимости в других; использованы новые разработки и т.п.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения

Контролировать на государственном уровне любой мусор, выбросы, образующиеся в результате производственно-хозяйственной деятельности людей, сегодня абсолютно необходимо. Конечно, их возникновение неизбежно, но зачастую они содержат вещества и химические соединения, опасные для живых существ, а также для всей природной среды.

Попадая в воздух, воду и землю, токсичные элементы отравляют все вокруг, что в итоге неизбежно приводит к ухудшению экологической обстановки и состояния здоровья людей.

Для принятия оптимальных решений в этой сфере необходима полная информация об отходах производств: какие они, сколько их и что именно с ними можно сделать. Данные задачи по сбору и систематизации информации и выполняют кадастры отходов.

Во-первых, это актуальная «мусорная» статистика по всем регионам страны. Во-вторых, свод научных разработок и технологий в сфере охраны природной среды. И, в-третьих, анализ существующих методов утилизации и вторпереработки с целью их дальнейшего совершенствования.

Таким образом, кадастр отходов – это следующая информация:

  • способы обезвреживания, обеззараживания токсичных веществ, содержащихся в отходах деятельности различных производств, а также банк данных современных технологий вторпереработки ультсырья;

  • полный классификатор отходов России (с присвоением каждому виду персонального кода и класса опасности от мало- до чрезвычайно опасных);
  • список полигонов захоронения, реестр хранилищ мусора (сюда входят и отвалы перерабатывающих предприятий, сельскохозяйственные помето- и навозохранилища и т.п.);
  • реестр предприятий и индивидуальных предпринимателей, отходы которых подлежат учету в соответствии с законом РФ, а также осуществляющих их перевозку, хранение, переработку и утилизацию;
  • объем, вид, свойства, уровень опасности образуемого ультсырья по каждому участнику информационной базы;
  • документы, устанавливающие нормы и лимиты по всем видам мусора, лицензии предприятий, дающие право на работу с отходами и т.п.

За формирование общероссийского кадастра отвечают Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Министерство природных ресурсов и экологии (Минэкологии). Каждому хозяйственнику–природопользователю присваивается свой регистрационный номер.

Для удобства пользователей разработаны специальные бесплатные электронные программы и подробные инструкции по ведению отчетности в режиме online.

Дополнительная информация: бесплатная видеоинструкция по использованию программы на сайте московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды

Формы отчета по кадастру

Такие формы отчета в каждом субъекте России утверждаются региональным представительством Минэкологии. Обычно отчет имеет следующую структуру:

  1. Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых к нему частей отчета.
  2. Документ об утверждении норм и лимитов для юридического лица: какое количество отходов допускается, сколько можно хранить и т.п. Уведомление об объемах образовавшегося ультсырья.
  3. Документ, подтверждающий, что в отчетном периоде предприятие не изменяло производственный процесс ни в используемых технологиях, ни в объемах производства.
  4. Расчет стоимости размещения отходов.
  5. Отчет по форме 2-ТП (отходы): статистика, сколько образуется, как обрабатываются, транспортируются и утилизируются остатки рабочей деятельности юрлица.

Каждый документ заверяется юрлицом и сопровождается отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о его принятии.

Подробные сведения о форме отчета, сроках, а также возможности его подачи нужно узнавать в территориальных представительствах Минэкологии, а также на их официальных online-ресурсах.

Например, для Москвы эти функции выполняет Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) города Москвы, для Московской области (50 регион) — это Министерство экологии и природопользования МО, для Тульской области (71 регион) – Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и т.п.

Дополнительная информация на видео: учет отходов и контроль природопользователей Подмосковья

Сроки подачи сведений за прошедший период, а также особые требования, также могут отличаться в разных субъектах РФ. К примеру, в некоторых регионах подобные сведения сдаются ежеквартально, а в других – ежегодно, в части субъектов федерации от сдачи сведений в сводный кадастр отходов освобождены предприятия мелкого и среднего бизнеса и т.п.

Поэтому природопользователям нужно ориентироваться на постановления местных законодательных органов, которые устанавливают, каким именно образом сведения должны подаваться в контролирующие органы: например, для Башкортостана это Постановление «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления», для Тюмени – Постановление «О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области» и т.д.

Статистические и информационные данные федерального и региональных кадастров отходов используются для принятия необходимых стратегических и управленческих решений в сфере охраны окружающей среды. Контроль со стороны властей помогает сберечь полезные ресурсы и защитить биосферу, сохранив ее для будущих поколений и дальнейшего экономического использования.

В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 10.02.2010 № 21 «О кадастре отходов Удмуртской Республики» при определении необходимости подавать сведения в сводный кадастр отходов сбивает с толку привязка к отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Неопределенность поставщиков информации.

Размытость определения, кто должен подавать информацию в региональный кадастр отходов, приводит к позиции хозяйствующего субъекта под названием «я не обязан». Иногда направитель информации вовсе не определен, как, например, в НПА Калужской области и Республики Карелия, а иногда игнорируются ИП, например в Тульской, Астраханской областях, Республиках Дагестан и Мордовия, хотя ИП также ведут деятельность в сфере обращения с отходами и их немало.

В частности, встречается следующая схема: в НПА уточняется, на кого он распространяется (например, «юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы»), а в самом утвержденном порядке идет уточнение по видам деятельности, и оказывается, что не все хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы, должны представлять сведения в сводный кадастр в обязательном порядке.

На мой взгляд, самое универсальное определение для хозяйствующих субъектов должно выглядеть следующим образом — «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления», но, к сожалению, такая формулировка присутствует только в 32% НПА. Под приведенное определение подпадают все, кто образует, накапливает отходы, занимается сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением (хранением, захоронением) отходов всех классов опасности (то есть включая лицензиатов), соответственно, подпадают и те, у кого в собственности, владении, пользовании находятся объекты размещения, обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

3. Неопределенность по срокам.

Путаницу вызывает множественность сроков, как, например, в Астраханской области и Пермском крае, где для разных видов деятельности установлены разные даты и периодичность предоставления сведений, что усиливает нагрузку на хозяйствующих субъектов.

Также усиливает нагрузку установление сроков в самый разгар отчетного периода.

В НПА Калужской и Липецкой областей не определены сроки предоставления информации, но при этом установлено, кто обязан это делать, и не указано, как — на добровольной основе или по запросу уполномоченного органа.

4. Установление требований в нескольких НПА.

Издание нескольких НПА, в которых утверждаются по отдельности порядок ведения кадастра отходов, формы для представления сведений и инструкция по заполнению этих форм, усиливает нагрузку на ИП и юрлиц. По такому пути пошли Республика Карелия, Ставропольский край, Нижегородская область и др.

5. Уникальный случай — сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы.

Этот кадастр противоречит федеральному ФККО и путает московских хозяйствующих субъектов. Так, в нем наименования отходов и уникальные коды не соответствуют кодам федерального ФККО и противоречат разработанным паспортам. Более того, программное обеспечение, которым необходимо пользоваться в обязательном порядке, не отражает обновленных кодов статистики, наименований объектов размещения отходов и пр.

Какие можно дать рекомендации хозяйствующим субъектам по подаче сведений в сводный кадастр отходов своего региона?

Рассмотрим действия на примере порядка, установленного в Московской области.

Прочитать статью полностью.

В соответствии с Порядком ведения кадастра отходов Московской области, утвержденным распоряжением Министерства экологии
и природопользования Московской области от 25.01.2016 № 41-РМ, сведения
в кадастр предоставляются юридическими лицами всех форм собственности
и индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, кроме радиоактивных, биологических и медицинских отходов.

Согласно указанному Порядку сведения об образуемых отходах предоставляются организациями ежегодно в срок до 20 апреля 2018 года. Сведения предоставляются в электронном виде на официальном сайте Системы учета отходов Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://esvr.mosreg.ru.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют прямые договоры на вывоз отходов, доступна упрощенная форма подачи сведений в кадастр отходов http://rsoo.ru.

В случае отсутствия образования отходов в результате хозяйственной
и (или) иной деятельности в отчетном году необходимо уведомить Министерство экологии и природопользования Московской области заявлением в свободной форме с приложением копий подтверждающих документов.

Кодексом об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за не предоставление и несвоевременное предоставление сведений об отходах. Административные штрафы за нарушение порядка предоставлений сведений об отходах составляют до 200 тысяч рублей.

Контактные телефоны:

Управление по обращению с отходами

Отдел мониторинга и анализа в сфере обращения с отходами

Немнова Кристина Вячеславовна

Государственный кадастр отходов производства и потребления представляет собой систематизированный, на основе геоинформационных систем, периодически пополняемый и уточняемый свод унифицированных сведений по каждому объекту размещения отходов (с указанием их пространственного положения), а также видов отходов, их происхождения и физико-химических свойств (с учетом опасности для населения и окружающей среды), компонентного состава, количественных и качественных показателей, технических, гидрогеологических и экологических условий хранения, захоронения и сброса, технологий их использования и обезвреживания.

Ведение государственного кадастра отходов производства и потребления осуществляется подведомственной организацией Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан – РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды».

В соответствии со статьями 152-155, 293-1 Экологического кодекса РК, государственный кадастр отходов производства и потребления реализован в Единой информационной системе охраны окружающей среды (далее – ЕИС ООС) и размещен на портале http://oos.energo.gov.kz.

Назначением ЕИС ООС является возможность упростить и облегчить процесс сбора и обработки сведений об отходах производства и потребления для государственной экологической инспекции, государственных органов, заинтересованных физических и юридических лиц.

Данный систематизированный свод отходов на основе геоинформационных систем включает:

— размещение отходов по каждому объекту производства и потребления;

— виды отхода, их происхождение и свойства;

— компонентный состав, количественные и качественные показатели.

Государственный кадастр отходов производства и потребления включает документы:

— паспорта опасных отходов;

— отчеты по инвентаризации отходов;

— кадастровые дела по объектам размещения отходов (включает решение МИО об отводе земельного участка на складирование и удаление отходов; справку об установлении границ земельного участка и правоустанавливающие документы; технико-экономическое обоснование создания объектов размещения отходов; положительные заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологической экспертизы).

Также содержится информация по стойким органическим загрязнителям и медицинским отходам.

Возможности ЕИС ООС позволяют на примере одной области отобразить информацию об объемах образованных, переработанных и размещенных отходов, с возможностью детализации наиболее крупных природопользователей по заданной области.

Кроме этого, в ЕИС ООС предусмотрена картография объектов размещения отходов с возможностью получения географического месторасположения и необходимой информации по полигонам производства и потребления и объектам размещения отходов.

Введение в действие государственного кадастра отходов производства и потребления по итогам проводимой работы позволяет заинтересованным государственным органам, физическим и юридическим лицам:

— получить доступ к официальным данным для государственных органов, физических и юридических лиц;

— отслеживать движение отходов на стадиях возникновения, переработки и до захоронения;

— использовать аналитическую информацию для более эффективного ведения государственной политики управления отходами.

По результатам ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления ежегодно разрабатывается Информационный обзор.

Информационный обзор за 2016 год
Информационный обзор за 2017 год
Информационный обзор за 2018 год
Информационный обзор за 2019 год
–Карта за 2019 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *