Содержание
Главная » Специалисту » Информация о региональном кадастре отходов в Нижегородской области
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 3 статьи 19 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 года N 226-З «Об отходах производства и потребления», в целях развития и совершенствования системы учета и обращения с отходами на территории Нижегородской области ведется база данных Региональный кадастр отходов.
Уполномоченной организацией по ведению базы данных является подведомственное Минэкологии Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона».
В региональный кадастр отходов осуществляется сбор информации об отходах производства и потребления, условиях и объектах их размещения, технологиях использования и обезвреживания.
Сведения, имеющиеся в региональном кадастре отходов, например, данные об объектах размещения отходов, о планируемых и фактических объемах образующихся отходов в различных районах, используют в своей работе (в целях планирования деятельности и обновления статистических данных) МЧС, МПР, Роспотребнадзор, администрации муниципальных образований и городских округов и др.
Накопленные данные по образующимся объемам отходов, видовому составу, территориальной плотности образования дают возможность привлечения инвесторов, получающих доход от реализации вторичных ресурсов.
База данных объектов использования/обезвреживания отходов позволяет определить наличие технологий переработки определенного вида отхода и выбрать наиболее оптимальный объект (место размещения, объемы возможной переработки).
Анализ собранной информации позволяет выявлять несоответствие объемов приема (передачи) отходов между отходообразователями, перевозчиками и объектами по использованию (обезвреживанию) и размещению отходов и, таким образом, предотвращать образование несанкционированных свалок в процессе неконтролируемого движения отходов.
Для более качественной работы по наполнению и поддержанию в актуальном состоянии информации, содержащейся в региональном кадастре отходов, постановлением Правительства Нижегородской области от 25.08.08г. №306 «О региональном кадастре отходов …» закреплена ответственность по предоставлению сведений по обращению с отходами для всех индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, независимо от форм собственности. Информация должна быть направлена в уполномоченную организацию по ведению кадастра ГБУ НО «Экология региона» ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
В соответствии со ст. 5.17 КОАП Нижегородской области «Непредставление, представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области, а равно нарушение сроков представления указанных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»
В настоящее время сформирован реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Нижегородской области. Реестр включает 272 объекта.
Также сформирован региональный классификационный каталог отходов. В реестр внесены 1056 наименований отходов, из них:
- 1-го класса опасности – 9,
- 2-го класса опасности – 31,
- 3-го класса опасности – 190,
- 4-го класса опасности – 492,
- 5-го класса опасности – 334.
В базу данных регионального кадастра отходов внесены данные о 500 технологиях по использованию/обезвреживанию отходов и 377 лицензиях по обращению с отходами. Данные ежегодно актуализируются.
В целях соблюдения природоохранного законодательства природопользователям, не предоставившим сведения в региональный кадастр отходов за 2017 год, необходимо заполнить формы по обращению с отходами и направить их на e-mail: kadastr-nn@yandex.ru. Отчеты за 2017 отчетный год принимаются до 31.12 2018 года.
Чтобы облегчить задачу сохранения окружающей среды, государство ведет учет использования природных ресурсов. С этой целью создаются кадастры (например, земельный, водный, лесной и т.п.) – реестры данных о природных объектах и природопользователях. Особая статья госучета – всевозможный мусор, а также отходы человеческой жизнедеятельности и производства, которые могут быть потенциальным источником загрязнения экосистемы. Данные о них заносятся в государственный кадастр отходов.
Какими бывают кадастры отходов
В РФ ведутся региональные, а также федеральный кадастры отходов (или ультсырья). Государственный кадастр отходов включает в себя три раздела:
- ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов (полный их перечень с указанием уровня токсичности от I до IV класса опасности).
- Список всех объектов, где размещают ультсырье.
- Справочную систему, касающуюся отходов: разновидности, способы вторичной переработки, обеззараживания, захоронения и т.п.
Для удобства и более детальной обработки сведений существуют также региональные или сводные кадастры отходов, куда включаются следующие сведения:
- Требования и правила внесения данных в общую информационную систему.
- Полный реестр отходов для каждого отдельного региона, а также перечень мест их складирования и полигонов для захоронения.
- Банк данных производств, предлагающих услуги вторпереработки, а также описания новых технологий и способов утилизации мусора.
Соответственно, юридические лица сдают отчетность по установленному образцу в региональные представительства Минприроды и экологии РФ, откуда сведения затем поступают в единую базу данных.
В основном это предприятия, занимающиеся всевозможными операциями с ультсырьем:
- сбор и складирование любых видов мусора — от промышленного до ТБО;
- перевозка, обеззараживание, захоронение отходов;
- сбор с целью вторичной переработки и т.п.
На основании таких сведений может быть ограничена или даже остановлена деятельность производств, чьи отходы наносят вред природе; принимаются решения о закрытии полигонов захоронения мусора в одних местах и увеличения их вместимости в других; использованы новые разработки и т.п.
Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения
Контролировать на государственном уровне любой мусор, выбросы, образующиеся в результате производственно-хозяйственной деятельности людей, сегодня абсолютно необходимо. Конечно, их возникновение неизбежно, но зачастую они содержат вещества и химические соединения, опасные для живых существ, а также для всей природной среды.
Попадая в воздух, воду и землю, токсичные элементы отравляют все вокруг, что в итоге неизбежно приводит к ухудшению экологической обстановки и состояния здоровья людей.
Для принятия оптимальных решений в этой сфере необходима полная информация об отходах производств: какие они, сколько их и что именно с ними можно сделать. Данные задачи по сбору и систематизации информации и выполняют кадастры отходов.
Во-первых, это актуальная «мусорная» статистика по всем регионам страны. Во-вторых, свод научных разработок и технологий в сфере охраны природной среды. И, в-третьих, анализ существующих методов утилизации и вторпереработки с целью их дальнейшего совершенствования.
Таким образом, кадастр отходов – это следующая информация:
- способы обезвреживания, обеззараживания токсичных веществ, содержащихся в отходах деятельности различных производств, а также банк данных современных технологий вторпереработки ультсырья;
- полный классификатор отходов России (с присвоением каждому виду персонального кода и класса опасности от мало- до чрезвычайно опасных);
- список полигонов захоронения, реестр хранилищ мусора (сюда входят и отвалы перерабатывающих предприятий, сельскохозяйственные помето- и навозохранилища и т.п.);
- реестр предприятий и индивидуальных предпринимателей, отходы которых подлежат учету в соответствии с законом РФ, а также осуществляющих их перевозку, хранение, переработку и утилизацию;
- объем, вид, свойства, уровень опасности образуемого ультсырья по каждому участнику информационной базы;
- документы, устанавливающие нормы и лимиты по всем видам мусора, лицензии предприятий, дающие право на работу с отходами и т.п.
За формирование общероссийского кадастра отвечают Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Министерство природных ресурсов и экологии (Минэкологии). Каждому хозяйственнику–природопользователю присваивается свой регистрационный номер.
Для удобства пользователей разработаны специальные бесплатные электронные программы и подробные инструкции по ведению отчетности в режиме online.
Дополнительная информация: бесплатная видеоинструкция по использованию программы на сайте московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Формы отчета по кадастру
Такие формы отчета в каждом субъекте России утверждаются региональным представительством Минэкологии. Обычно отчет имеет следующую структуру:
- Сопроводительное письмо с указанием всех прилагаемых к нему частей отчета.
- Документ об утверждении норм и лимитов для юридического лица: какое количество отходов допускается, сколько можно хранить и т.п. Уведомление об объемах образовавшегося ультсырья.
- Документ, подтверждающий, что в отчетном периоде предприятие не изменяло производственный процесс ни в используемых технологиях, ни в объемах производства.
- Расчет стоимости размещения отходов.
- Отчет по форме 2-ТП (отходы): статистика, сколько образуется, как обрабатываются, транспортируются и утилизируются остатки рабочей деятельности юрлица.
Каждый документ заверяется юрлицом и сопровождается отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о его принятии.
Подробные сведения о форме отчета, сроках, а также возможности его подачи нужно узнавать в территориальных представительствах Минэкологии, а также на их официальных online-ресурсах.
Например, для Москвы эти функции выполняет Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) города Москвы, для Московской области (50 регион) — это Министерство экологии и природопользования МО, для Тульской области (71 регион) – Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и т.п.
Дополнительная информация на видео: учет отходов и контроль природопользователей Подмосковья
Сроки подачи сведений за прошедший период, а также особые требования, также могут отличаться в разных субъектах РФ. К примеру, в некоторых регионах подобные сведения сдаются ежеквартально, а в других – ежегодно, в части субъектов федерации от сдачи сведений в сводный кадастр отходов освобождены предприятия мелкого и среднего бизнеса и т.п.
Поэтому природопользователям нужно ориентироваться на постановления местных законодательных органов, которые устанавливают, каким именно образом сведения должны подаваться в контролирующие органы: например, для Башкортостана это Постановление «О порядке ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления», для Тюмени – Постановление «О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области» и т.д.
Статистические и информационные данные федерального и региональных кадастров отходов используются для принятия необходимых стратегических и управленческих решений в сфере охраны окружающей среды. Контроль со стороны властей помогает сберечь полезные ресурсы и защитить биосферу, сохранив ее для будущих поколений и дальнейшего экономического использования.
В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 10.02.2010 № 21 «О кадастре отходов Удмуртской Республики» при определении необходимости подавать сведения в сводный кадастр отходов сбивает с толку привязка к отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Неопределенность поставщиков информации.
Размытость определения, кто должен подавать информацию в региональный кадастр отходов, приводит к позиции хозяйствующего субъекта под названием «я не обязан». Иногда направитель информации вовсе не определен, как, например, в НПА Калужской области и Республики Карелия, а иногда игнорируются ИП, например в Тульской, Астраханской областях, Республиках Дагестан и Мордовия, хотя ИП также ведут деятельность в сфере обращения с отходами и их немало.
В частности, встречается следующая схема: в НПА уточняется, на кого он распространяется (например, «юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы»), а в самом утвержденном порядке идет уточнение по видам деятельности, и оказывается, что не все хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы, должны представлять сведения в сводный кадастр в обязательном порядке.
На мой взгляд, самое универсальное определение для хозяйствующих субъектов должно выглядеть следующим образом — «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления», но, к сожалению, такая формулировка присутствует только в 32% НПА. Под приведенное определение подпадают все, кто образует, накапливает отходы, занимается сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением (хранением, захоронением) отходов всех классов опасности (то есть включая лицензиатов), соответственно, подпадают и те, у кого в собственности, владении, пользовании находятся объекты размещения, обработки, утилизации, обезвреживания отходов.
3. Неопределенность по срокам.
Путаницу вызывает множественность сроков, как, например, в Астраханской области и Пермском крае, где для разных видов деятельности установлены разные даты и периодичность предоставления сведений, что усиливает нагрузку на хозяйствующих субъектов.
Также усиливает нагрузку установление сроков в самый разгар отчетного периода.
В НПА Калужской и Липецкой областей не определены сроки предоставления информации, но при этом установлено, кто обязан это делать, и не указано, как — на добровольной основе или по запросу уполномоченного органа.
4. Установление требований в нескольких НПА.
Издание нескольких НПА, в которых утверждаются по отдельности порядок ведения кадастра отходов, формы для представления сведений и инструкция по заполнению этих форм, усиливает нагрузку на ИП и юрлиц. По такому пути пошли Республика Карелия, Ставропольский край, Нижегородская область и др.
5. Уникальный случай — сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы.
Этот кадастр противоречит федеральному ФККО и путает московских хозяйствующих субъектов. Так, в нем наименования отходов и уникальные коды не соответствуют кодам федерального ФККО и противоречат разработанным паспортам. Более того, программное обеспечение, которым необходимо пользоваться в обязательном порядке, не отражает обновленных кодов статистики, наименований объектов размещения отходов и пр.
Какие можно дать рекомендации хозяйствующим субъектам по подаче сведений в сводный кадастр отходов своего региона?
Рассмотрим действия на примере порядка, установленного в Московской области.
В соответствии с Порядком ведения кадастра отходов Московской области, утвержденным распоряжением Министерства экологии
и природопользования Московской области от 25.01.2016 № 41-РМ, сведения
в кадастр предоставляются юридическими лицами всех форм собственности
и индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, кроме радиоактивных, биологических и медицинских отходов.
Согласно указанному Порядку сведения об образуемых отходах предоставляются организациями ежегодно в срок до 20 апреля 2018 года. Сведения предоставляются в электронном виде на официальном сайте Системы учета отходов Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://esvr.mosreg.ru.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют прямые договоры на вывоз отходов, доступна упрощенная форма подачи сведений в кадастр отходов http://rsoo.ru.
В случае отсутствия образования отходов в результате хозяйственной
и (или) иной деятельности в отчетном году необходимо уведомить Министерство экологии и природопользования Московской области заявлением в свободной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Кодексом об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за не предоставление и несвоевременное предоставление сведений об отходах. Административные штрафы за нарушение порядка предоставлений сведений об отходах составляют до 200 тысяч рублей.
Контактные телефоны:
Управление по обращению с отходами
Отдел мониторинга и анализа в сфере обращения с отходами
Немнова Кристина Вячеславовна
Государственный кадастр отходов производства и потребления представляет собой систематизированный, на основе геоинформационных систем, периодически пополняемый и уточняемый свод унифицированных сведений по каждому объекту размещения отходов (с указанием их пространственного положения), а также видов отходов, их происхождения и физико-химических свойств (с учетом опасности для населения и окружающей среды), компонентного состава, количественных и качественных показателей, технических, гидрогеологических и экологических условий хранения, захоронения и сброса, технологий их использования и обезвреживания.
Ведение государственного кадастра отходов производства и потребления осуществляется подведомственной организацией Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан – РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды».
В соответствии со статьями 152-155, 293-1 Экологического кодекса РК, государственный кадастр отходов производства и потребления реализован в Единой информационной системе охраны окружающей среды (далее – ЕИС ООС) и размещен на портале http://oos.energo.gov.kz.
Назначением ЕИС ООС является возможность упростить и облегчить процесс сбора и обработки сведений об отходах производства и потребления для государственной экологической инспекции, государственных органов, заинтересованных физических и юридических лиц.
Данный систематизированный свод отходов на основе геоинформационных систем включает:
— размещение отходов по каждому объекту производства и потребления;
— виды отхода, их происхождение и свойства;
— компонентный состав, количественные и качественные показатели.
Государственный кадастр отходов производства и потребления включает документы:
— паспорта опасных отходов;
— отчеты по инвентаризации отходов;
— кадастровые дела по объектам размещения отходов (включает решение МИО об отводе земельного участка на складирование и удаление отходов; справку об установлении границ земельного участка и правоустанавливающие документы; технико-экономическое обоснование создания объектов размещения отходов; положительные заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологической экспертизы).
Также содержится информация по стойким органическим загрязнителям и медицинским отходам.
Возможности ЕИС ООС позволяют на примере одной области отобразить информацию об объемах образованных, переработанных и размещенных отходов, с возможностью детализации наиболее крупных природопользователей по заданной области.
Кроме этого, в ЕИС ООС предусмотрена картография объектов размещения отходов с возможностью получения географического месторасположения и необходимой информации по полигонам производства и потребления и объектам размещения отходов.
Введение в действие государственного кадастра отходов производства и потребления по итогам проводимой работы позволяет заинтересованным государственным органам, физическим и юридическим лицам:
— получить доступ к официальным данным для государственных органов, физических и юридических лиц;
— отслеживать движение отходов на стадиях возникновения, переработки и до захоронения;
— использовать аналитическую информацию для более эффективного ведения государственной политики управления отходами.
По результатам ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления ежегодно разрабатывается Информационный обзор.
Информационный обзор за 2016 год
Информационный обзор за 2017 год
Информационный обзор за 2018 год
Информационный обзор за 2019 год
–Карта за 2019 год