Конфигурация участка

Содержание

Земельный участок. Понятие

Земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения (Большой юридический словарь. 2012).

Земельный участок является объектом земельных отношений в силу пп. 2 п. 1 статьи 6 ЗК РФ).

Земельные участки в силу статьи 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).

Госрегистрация прав на земельный участок. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 статьи 131 ГК РФ).

Распоряжение земельным участком. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 статьи 260 ГК РФ).

Земля. Понятие

В толковом словаре Ожегова содержатся следующие значения понятия «земля».

  • 1). Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
  • 2). Земля — суша в противоположность водному или воздушному пространству.
  • 3). Земля — почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
  • 4). Земля — рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.
  • 5). Земля — страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.
  • 6). Земля — территория с угодьями, находящаяся в чьём-нибудь владении, пользовании.
  • 7). Земля — в Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.

Юридического определения понятия «земля» в законодательстве РФ нет. Вместе с тем, представления о понятии «земля» содержатся, например, в подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ:

земля — природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

земля — недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

Земля как природный объект и природный ресурс является объектом земельных отношений (пп. 1 п. 1 статьи 6 ЗК РФ).

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9 Конституции РФ).

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 статьи 129 ГК РФ).

Земля не может быть предметом распоряжения и объектом регистрации. Несмотря на то что в п. 1 ст. 6 ЗК РФ в качестве объекта земельных отношений указана земля, объектом гражданских правоотношений является земельный участок — индивидуализированная в установленном законом порядке часть земной поверхности.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся только земельные участки и участки недр. «Земля» к недвижимым вещам не относится. Это означает, что зарегистрировать право на «землю» в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не получится. Заявитель получит отказ по той причине, что государственная регистрация прав осуществляется только в отношении земельного участка (ст. ст. 26, 27 Закона о госрегистрации недвижимости).

3. Соотношение понятий «земля» и «земельный участок»

Если конкретный участок земли не индивидуализирован, традиционно употребляется понятие «земля». Также понятие «земля» употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А в случае, если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик (границы, площадь и проч.), следует употреблять понятие «земельный участок».

Несмотря на то, что согласно статье 6 ЗК РФ и земля, и земельный участок являются объектами земельных отношений, только земельный участок может быть объектом права собственности.

Таким образом, понятия «земля» и «земельный участок» не признаются тождественными, термин «земля» шире понятия «земельный участок» на что обращалось внимание, например, в определении Верховного Суда РФ от 25.06.2008 N 67-Г08-5.

Понятие «земля» в значении совокупности земельных участков и как синоним земельного участка

Из анализа норм ЗК РФ следует, что понятие «земля» употребляется в двух значениях: 1). совокупность земельных участков; 2). синоним самого земельного участка.

1). Земля — совокупность земельных участков.

О понятии «земля» как совокупность земельных участков можно сделать вывод исходя из ряда норм Земельного кодекса РФ.

Так, в статьях 9, 10 и 11 ЗК РФ о полномочиях в области земельных отношений речь идет и о «резервировании земель», и об «изъятии земельных участков». Из п. 2 ст. 56.1 ЗК РФ следует, что под «резервированием земель» подразумевается «ограничение права собственности и иных вещных прав на земельные участки».

В п. 1 ст. 85 ЖК РФ указано, что «В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки…».

В статье 7 ЗК РФ перечислены категории земель, среди которых, например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда и т.д. Указанные «земли» являются частью «состава земель Российской Федерации» и, очевидно, представляют собой определенные участки земли, имеющие свои границы. В то же время в п. 3 ст. 3 ЗК РФ в качестве объекта имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению указывает на земельные участки. Из этого следует, что земли наделяются свойством оборотоспособности через земельные участки. По такой логике земли — это совокупность земельных участков.

Из приведенных норм права следует, что в приведенных случаях понятия «земля» и «земельный участок» не тождественны, и «земля» является совокупностью земельных участков.

2). Земля — синоним самого земельного участка.

В Конституции РФ, Гражданском и Земельном кодексах, других законодательных актах термины «земля» и «земельный участок» часто отождествляются, т.е. используются как синонимы.

В частности, в п. 3 ст. 129 ГК РФ указано, что «земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому…»

В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ указано, что «земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Нередко в нормах ЗК РФ, ГК РФ в названиях статей употребляется термин «земля», однако в самом тексте статей – термин «земельный участок». Например, статья 260 ГК РФ имеет название «общие положения о праве собственности на землю», тогда как содержит положения о распоряжении земельным участком. Или, например, статья 18 ЗК РФ называется «Собственность на землю субъектов Российской Федерации». Статья же содержит перечень земельных участков.

Категории земель по целевому назначению

В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».

Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).

Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:

1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Садовые и огородные земельные участки

Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Делимый и неделимый земельный участок

Неделимый земельный участок — это земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ). В отношении такого земельного участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом.

Делимый земельный участок — это участок, который может быть разделен на части и при разделе образует два или более самостоятельных земельных участка, разрешенное использование которых по целевому назначению возможно без осуществления перевода в состав земель иной категории.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.

  • Подробнее см. статью: «Делимый и неделимый земельный участок. Понятия, условия делимости»

Государственный кадастровый учет земельных участков. Межевание

Для признания земельного участка объектом гражданских прав необходимо определить его границы и площадь посредством межевания.

Проведение межевания не является обязательным в отношении ранее учтенных земельных участков. Сведения о них вносятся в ЕГРН и без проведения межевания. Это следует из ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости.

Ранее учтенными участки считаются в случаях, если (ч. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости):

  • 1) их учет проведен до 1 марта 2008 г.;
  • 2) учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.

Проведение межевания и внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости существенно упрощает защиту права собственности на ранее учтенные земельные участки. Например, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и его границы на местности не определены, можно столкнуться с трудностью в установлении пересечения границ данного земельного участка с другим земельным участком.

Кадастр недвижимости является составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (п. 2 ст. 7 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, … которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Сведения о земельном участке, вносимые в кадастр недвижимости

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (статья 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Так, в частности, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся:

  • вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение и проч.);
  • кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
  • описание местоположения объекта недвижимости;
  • ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре)..
  • площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
  • иные сведения, указанные в ч. 4 статьи 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Рекомендуем статью: «Межевание земельного участка. Кадастровые работы. Согласование границ. Обязательно ли межевание?»

Нормы ЗК РФ об особенностях права собственности на земельные участки и особенностях ограниченного пользования земельными участками

Особенности права собственности на земельные участки регламентированы главой III. ЗК РФ «Собственность на землю», которая содержит следующие статьи:

  • Статья 15 ЗК РФ. «Собственность на землю граждан и юридических лиц»
  • Статья 16 ЗК РФ. «Государственная собственность на землю»
  • Статья 17 ЗК РФ. «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю»
  • Статья 18 ЗК РФ. «Собственность на землю субъектов Российской Федерации»
  • Статья 19 ЗК РФ. «Муниципальная собственность на землю».

Особенности ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренды земельных участков, безвозмездного пользования регламентированы главой IV ЗК РФ, включающей статьи:

  • Статья 22 ЗК РФ. «Аренда земельных участков»
  • Статья 23 ЗК РФ. «Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)»
  • Статья 24 ЗК РФ. «Безвозмездное пользование земельными участками».

Изменение конфигурации земельного участка при уточнении границ

На основе информации, полученной в ходе геодезических работ, составляется план межевания. В конце данный проект предоставляется на рассмотрение в кадастровую палату, где специалисты его изучают.

Инженеры изучают исходные данные и сопоставляют их с полученными после съемки местности. Они анализируют и сопоставляют факты. При наличии ошибок и недочетов, выявляют их и вносят поправки в план.

Есть случаи, когда можно провести процедуру признания межевания недействительным. В судебной практике известно множество таких исков.

Например, если результат межевания не устраивает обоих соседей, то они могут устно урегулировать спор и составить новый проект.

Затем с бумагами нужно обратиться в Росреестр, чтобы установить новое местоположение границ.

Межевание и его возможности для изменения площади земельного участка

  • увеличение площади возможно только в отношении земельного участка, площадь которого не соответствует минимальным нормам для полноценной эксплуатации участка (для осуществления индивидуального жилищного строительства минимальный размер участка не должен быть меньше 6 соток, для организации ЛПХ – десяти и т.д.);
  • после увеличения площади земельного участка не будет превышен максимальный размер такого участка;
  • общее увеличение площади не составит более десяти процентов от ранее существовавшего (если участок больше минимально допустимых значений).

Межевание – это комплекс кадастровых процедур, главной целью которых является установление фактических границ земельного участка.

При осуществлении межевания площадь земельного участка может увеличиться. Однако для юридического подтверждения факта такого увеличения необходимо подтвердить проведенные мероприятия с юридической точки зрения.

Изменение площади земельного участка 2

Имею земельный участок, размер которого в соответствии с кадастровым паспортом составляет 1280 кв.м., а в соответствии со свидетельством о праве собственности — 1000 кв.м. Хочу внести изменения в ЕГРП и установить размер земельного участка в соответствии с кадастровой выпиской.

Касательно же ЕГРП, и доводов регистрирующего органа на предоставление документов в разнице (1280-1000) Вы, в первую очередь, должны пойти именно к кадастровому инженеру с требованием выяснить в чем вопрос (столь существенное расхождение при том, что ранее границы уже были определены на местности. ).

Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.……….. Статья 40. Акт согласования местоположения границ 1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.2.

Следует отметить, что исправлять такую ошибку довольно сложно.

А не исправлять — значит не иметь возможности таких «манипуляций» с земельным наделом, как раздел, объединение, перераспределение, выдел и образование.

Устранить кадастровый «недочет» можно либо путем проведения дополнительных кадастровых работ, либо в судебном порядке, что весьма дорого и долго.

Основания для изменения границ земельного участка

  • разделение одного надела на несколько. В таком случае каждый из образовавшихся участков считается отдельным объектом недвижимости и имеет свою площадь и уникальным номер в реестре;
  • объединение нескольких участков в один. В результате получается один ЗУ с новыми границами и площадью;
  • выдел доли из земельного участка. Надел из которого выделяют долю считается основным, а выделенная часть — второстепенным участком. Его необходимо поставить на учет, в последствии ему будет присвоен новый кадастровый номер
  • приобретение площади участка за счет наделов находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Изменение границ земельного участка заключается в изменении его конфигурации и/или размера за счет смежных территорий.

Регулирование данного процесса предоставляет собственнику ряд возможностей в сфере управления недвижимым имуществом, а также предотвращает возникновение конфликтов с владельцами смежных земельных участков.

Порядок изменения границ земельного участка

В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.02.

2008) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Рекомендуем прочесть: Как узнать по лицевому счету задолженность

Например, собственники, владельцы и пользователи земельного участка, в отношении которого проводятся мероприятия по землеустройству, и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, должны были извещаться о времени проведения межевых работ.

Уточнение границ земельного участка

Здесь есть одно «но». Вы сами должны быть заинтересованы в уточнении границ своего земельного участка. И для этого есть одна очень веская причина — это ваши соседи.

Нередки случаи, когда недобросовестные собственники захватывают чужие территории, не имеющие границ в государственном кадастре недвижимости. А потом люди судятся годами, чтобы вернуть все на свои места.

Но если вы заранее позаботитесь о безопасности своего земельного участка, установив его границы, то никто без вашего разрешения не сможет подвинуть вашу границу ни на сантиметр.

Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Уточнение местоположения границ и (или) площади земельного участка

Для уточнения местоположения границ земельного участка необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.

Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».

Пример межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.

Уточнение местоположения границ и (или) площади земельного участка — комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл.

Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть казалось бы все необходимые документы на землю (свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт), этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости (неприкосновенности) границ земельного участка.

Следует учитывать, что ранее в законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций.

Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии».

Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.

Как же определить, необходимо ли Вам заказывать подобную услугу или нет? Для этого потребуется заказать выписку из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и обратить внимание на графу № 16 «Особые отметки».

Если в данной графе выписки (кадастрового паспорта) Вы найдете запись «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» (как на примере справа), либо аналогичную ей (как на примере слева), то Ваши границы и площадь земельного участка являются декларированными и требуют уточнения.

Если же в этой графе нет особых отметок о границах и площади, либо указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания, то значит «граница на замке» и заказывать услугу уточнения Вам не требуется.

Какие же последствия влечет за собой отсутствие установленных в соответствии с законом границ земельного участка?

Во-первых — это определенные ограничения свободы распоряжения земельным участком, так как такой участок невозможно разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком (при необходимости);
Во-вторых — это сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков).

Особенно в случаях, когда Вы не разбираясь и не перепроверяя информацию, представленную Вам при согласовании границы смежного участка, подписали им акт согласования границы, и лишь потом обнаружили, что установленная ими граница участка не соответствует ее настоящему местоположению 1 ;
В третьих — это постоянная угроза того, что соседями могут быть заявлены требования о сносе тех построек, которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе.

Особенно внимательным стоит быть, если Вы решили возвести капитальный забор, поскольку в случае, если он будет установлен за границей (т.е. на смежном земельном участке), сосед в любой момент может обязать Вас (в судебном порядке) снести все, что Вы построили и шансов выиграть подобное дело в суде нет.
Если Вы решили оградить себя от всех этих проблем, то Вам необходимо уточнить местоположение границ Вашего земельного участка.

В этом случае, Вы неожиданно для себя можете получить и дополнительный бонус в виде увеличения площади земельного участка, а следовательно и его рыночной стоимости. В каких же случаях закреплена возможность уточнения местоположения границ земельного участка и (или) его площади?

Конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации

Вместе с тем правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 г. Поэтому Министерство полагает возможным до их утверждения применять предельные размеры земельных участков, предусмотренные законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, разъяснено, в каких случаях допускается уточнение местоположения границ земельного участка.

Минэкономразвития России считает, что при подтверждении их фактического местоположения можно использовать как картографическую основу госкадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Сообщается, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений его границ.

Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.

35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ. При этом частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.

2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении, которое определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при о образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е. Манылов

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Если в результате кадастрового учета площадь земельного участка окажется больше той, сведения о которой содержатся в госкадастре недвижимости, в осуществлении кадастрового учета может быть отказано в следующих случаях.

Не всегда земельный участок по факту и/или согласно правоустанавливающим документам имеет привычные строгие геометрические формы своих границ. В этом случае говорят об особой конфигурации участка.

Понятие

Минэкономразвития России отмечает, что действующее законодательство Российской Федерации не раскрывало и не раскрывает понятие «конфигурация земельного участка» или «участок сложной конфигурации».

Но говоря простыми словами, конфигурация земельного участка это – особое, часто нестандартное расположение его границ.

Вместе с тем, по мнению чиновников, конфигурацию земельного участка определяет местоположение его границ (письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 29478-ИМ/Д23).

Конфигурация земельного участка – это совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ участка.

(п.

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка, возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка.

В таком случае судья прав.

В сложившейся ситуации могу посоветовать следующее. Нужно выяснить, действительно ли прежний собственник Вашего участка подписывал соседке акт согласования границ. Мой опыт показывает, что примерно в половине подобных актов согласования границ подписи соседей фальсифицировались.

Если подпись не поддельная, то выясните у прежнего собственника Вашего участка, на какое местоположение смежной границы он соглашался, подписывая соседке акт согласования границ.
Если он подтверждает Вашу позицию, то вызовите его в суд в качестве свидетеля.

Кроме того, землеустроительные (межевые) дела начала и середины 2000-х годов действительно очень часто содержат ошибки в определении координат поворотных точек.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре). При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Правила и особенности уточнения границ земельного участка

Под уточнением границ земельного участка следует понимать проведение межевания на ранее учтенном наделе, зарегистрированном в едином государственном реестре недвижимости.

При проведении уточнения границ кадастровый инженер определяет межи надела непосредственно на местности.

Результатом является составление стандартного межевого плана.

Уточнение производится в следующих случаях:

  1. Границы надела не были точно определены. В таком случае в кадастровом паспорте в графе «Особые отметки» стоит пометка примерно следующего содержания «Границы надела не были определены в соответствии с законодательством». Такой участок можно продать, подарить, оставить в наследство и т.д. Однако чтобы построить здесь дом (любое другое капитальное строение) и зарегистрировать его, необходимо уточнить границы надела и зарегистрировать такое уточнение в ЕГРН.
  2. Границы надела были определены неверно. При проведении первоначального межевания кадастровый инженер мог ошибиться с установлением границ. Чтобы исправить ошибку, необходимо заказать уточнение межей.

Градостроительное межевание

При составлении градостроительного плана населенного пункта, власти проводят градостроительное межевание.

Имеющаяся земля делится сначала на кадастровые кварталы (каждый квартал объединен общим видом разрешенного использования земли), а кадастровые кварталы делятся на обособленные участки.

Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ № 218 от 2015 года именного градостроительное межевание является основной для проведения уточнения границ земельного участка.

Межевание (не уточнение границ) проводится при создании принципиально нового земельного участка с присвоением нового кадастрового номера.

Такая ситуация возможна в следующих случаях:

  1. При создании нового участка из земель государственной (муниципальной) собственности.
  2. При выделении одной доли из прежде целого участка.
  3. При объединении нескольких участков в один надел.
  4. При разделе участка на несколько обособленных наделов.

В любом из этих случаев заказывается не уточнение границ, а именно межевание. Также межевание заказывается при необходимости перераспределить ранее установленные границы нескольких наделов.

Сам процесс межевания включает в себя следующие этапы:

  1. Заключение договора с кадастровым инженером о проведении работ.
  2. Уведомление заинтересованных лиц о скором проведении работ по установлению границ. Уведомляются владельцы соседних участков, а также представители местной администрации.
  3. Проведение работ на местности. При этом используются высокоточные спутниковые технологии, что позволяет минимизировать риск кадастровой ошибки.
  4. Оформление результатов и выдача межевого плана. На основании межевого плана можно получить кадастровый паспорт участка.

Подробней о межевании читайте в статьях тематической категории.

Проведение уточнения границ возможно только по отношению к ранее учтенному участку, то есть, тому участку, который ранее был зарегистрирован в ЕГРН (ГКН).

Самый простой способ узнать, был ли участок ранее поставлен на учет – публичная кадастровая карта Росреестра, где есть сведения обо всех зарегистрированных участках РФ.

Можно проверить регистрацию земельного надела и через справочный онлайн сервис Росреестра.

Для этого необходимо знать хотя бы один из нижеприведенных пунктов:

  1. Кадастровый номер земельного участка.
  2. Условный номер ЗУ.
  3. Ранее присвоенный номер ЗУ.
  4. Точный адрес.

Если земля поставлена на кадастровый учет, сервис тут же выдаст всю информацию, имеющуюся по этому участку.

Сама процедура уточнения границ проводится по аналогии с полноценным межеванием: владелец ЗУ заключает договор с кадастровым инженером, тот оповещает всех заинтересованных лиц, проводит уточнение границ на местности и оформляет результаты через создание межевого плана.

Часто во время проведения уточнения, границы участка переносятся, так как установленный забор не соответствует реальным межам участка. Все это может привести к конфликту с соседями, которые будут не согласны с переносом забора.

Здесь есть 2 пути решения:

  1. Досудебное урегулирование. Если сосед не признает вновь установленных границ можно попробовать договориться за общие средства заказать землеустроительную экспертизу, которая установит точные смежные границы.
  2. Судебное урегулирование. Если сосед на контакт не идет и отказывается переносить свой забор, необходимо подавать иск в суд. При необходимости будет назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая и определит точные границы. При этом проигравшая сторона вынуждена будет погасить все судебные издержки, в том числе и оплатить расходы на проведение экспертизы.

До 2001 года при образовании новых земельных наделов процедура межевания не проводилась, а значит, площадь таких земельных участков указывалась примерно.

В свою очередь, главная задача уточнения границ заключается не в том, чтобы утвердить установленные на местности границы надела, а в том, чтобы определить реальные границы и конфигурацию земельного участка.

Это означает, что при уточнении границ изменение размера земельного участка может произойти изменение в обе стороны:

  • Подпункт 30 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может произойти уменьшение более чем на 10% от площади, указанной в документах. То есть, если в кадастровом паспорте было указано, что площадь ЗУ составляет 20 соток, то после проведения межевания она не может быть менее 18 соток.
  • Подпункт 32 пункта 1 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может быть увеличена более чем на одну минимальную площадь конкретного вида участка, принятую в регионе. То есть, если местным нормативно-правовым актом установлено, что площадь участка под ИЖС не может быть менее 3 соток, то межуемый участок ИЖС не может быть увеличен более чем на эти же 3 сотки.

Если местным НПА не установлена минимальная площадь конкретного вида участка, для межуемого надела увеличение не может быть более чем на 10% от своей прежней площади.

Судебные споры о смежных границах

При возникновении судебного спора о смежных границах между несколькими участками, расстоянии от границы до забора, проведение межевания (уточнения границ, землеустроительной экспертизы) – неизбежно.

Суд в обязательном порядке будет принимать в учет итоговое заключение кадастрового инженера. А в случае, если до обращения в суд уточнение границ не производилось, будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.

При этом суд не просто доверяет заключению кадастрового инженера, а проверяет правильность проведенного им межевания.

Так, по состоянию на 2018 год при уточнении границ кадастровому инженеру необходимо использовать высокоточное спутниковое оборудование.

Такое оборудование позволяет определить месторасположение границ и координат участка (поворотных точек) с точностью буквально до нескольких сантиметров.

В судебной практике известен случай, когда Верховный суд РФ отменил результаты проведенного межевания из-за того, что кадастровый инженер определил границы участка исходя из забора, который уже был установлен на местности.

Заключение

Уточнение границ земельного участка отличается от межевания лишь тем, что выполняется в отношении уже ранее учтенных (зарегистрированных) земельных наделов. В остальном же процедуры абсолютно идентичны. задача уточнения границ – определить реальные межи участка.

Это может понадобиться сразу в нескольких случаях:

  • В целях исправления кадастровой ошибки;
  • Для решения споров с соседями о смежных границах;
  • Для внесения сведений о границах участка в ЕГРН.

Однако владельцы зарегистрированных участков не обязаны проводить уточнение границ. По своему усмотрению они могут совершать с наделом любые операции: продавать, дарить, оставлять предметом залога и т.д.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции письмо по вопросу проведения комплексных кадастровых работ, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон о кадастровой деятельности) комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закона о кадастровой деятельности;

зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Земельный участок, которому при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование», является ранее учтенным земельным участком, государственный кадастровый учет которого был осуществлен по правилам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (утратил силу с 27.02.2010) (далее — Порядок).

Исходя из пунктов 6.2.5, 6.2.7 Порядка, единое землепользование — это составной земельный участок, состоящий из нескольких участков (обособленных и/или условных), права на который подлежат государственной регистрации, как на единый объект недвижимого имущества.

Действующим законодательством не запрещено осуществлять уточнение местоположения границ единого землепользования в части уточнения местоположения границ обособленного и/или условного земельного участка, входящего в состав этого единого землепользования (при этом кадастровые работы должны проводиться непосредственно в отношении единого землепользования).

Решение об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости при проведении комплексных кадастровых работ, приостановлении или отказе в их осуществлении принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных карт-планов территорий.

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, в случае, если обособленный и/или условный участок, входящий в состав единого землепользования, полностью расположен в кадастровом квартале, в котором проводятся комплексные кадастровые работы, уточнение местоположения такого обособленного земельного участка допускается в составе единого землепользования.

При этом если кадастровым инженером выявлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ других обособленных и/или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования, то кадастровые работы возможно провести в отношении нескольких обособленных и/или условных участков, входящих в состав единого землепользования. В данном случае осуществление государственного кадастрового учета не предусмотрено Законом о кадастровой деятельности в рамках проведения комплексных кадастровых работ.

В.А. Спиренков

Договор аренды земельного участка

См. Конструктор правовых документов (онлайн-сервис)

Отношения, связанные с арендой земельных участков, регулируются параграфом 1 «Общие положения об аренде» главы 34 ГК РФ, Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ), иными федеральными законами (например, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее — Закон N 101-ФЗ), а также подзаконными нормативными правовыми актами, например, Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее — Основные принципы).

Земельный участок как объект гражданских прав и, в частности, как предмет договора аренды представляет собой часть земной поверхности, которая обладает характеристиками, позволяющими определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ). На земельный участок как объект аренды (п. 1 ст. 607 ГК РФ) распространяется общее требование закона к определению предмета договора как его существенного условия (п. 1 ст. 432 ГК РФ): в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Учитывая, что земельный участок является недвижимым имуществом (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 3 ст. 6 ЗК РФ), он может быть передан во владение и пользование арендатору только в том случае, если этот участок сформирован в установленном порядке и прошел кадастровый учет. Иными словами, предметом договора аренды, предусматривающим переход к арендатору прав владения и пользования арендованным имуществом, может быть только земельный участок, о котором в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), внесены сведения, позволяющие индивидуализировать его в качестве объекта имущества, что подтверждается наличием в кадастре недвижимости описания местоположения и сведений о площади земельного участка, а также присвоением ему кадастрового номера (п.п. 2 — 4, 9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон N 218-ФЗ). Если договор аренды не позволяет установить существование земельного участка в качестве индивидуально-определенной вещи, условие о предмете такого договора считается несогласованным, а договор — незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2013 N Ф02-1853/13, ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-1347/13, Второго ААС от 21.03.2013 N 02АП-902/13).

В правоприменительной практике была сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой предметом договора аренды, предусматривающего переход к арендатору права пользования имуществом, может быть и часть земельного участка (прошедшего кадастровый учет), если стороны договора аренды индивидуализировали этот объект аренды путем составления документа, содержащего графическое и/или текстуальное описание той части земельного участка, которой будет пользоваться арендатор. Это соответствует правилу, согласно которому объектами земельных отношений являются, в том числе части земельных участков (пп. 3 п. 1 ст. 6 ЗК РФ).

Вместе с тем, в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, законодательство, регламентируя порядок их передачи в аренду, не предусматривает возможности заключить договор аренды части земельного участка. Из ряда положений ЗК РФ следует, что, если предметом такого договора аренды не является уже сформированный земельный участок, заключению договора предшествует проведение кадастровых работ и образование нового земельного участка, который и передается в аренду уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления (пп.пп. 2, 3 п. 3, пп. 4 п. 3 ст. 39.11, пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В то же время арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе передавать их в субаренду с условием о том, что субарендатор будет пользоваться только согласованной сторонами частью арендованного земельного участка; в этом случае кадастровый учет такой части участка не обязателен (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

Однако с 01.01.2017 вступил в силу Закон N 218-ФЗ, ч. 3 ст. 44 которого предусматривает, что государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Таким образом, государственная регистрация договора аренды части земельного участка возможна при условии, что эта часть участка будет поставлена на кадастровый учет (что подтверждается присвоением ей учетного номера — п. 8 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943).

В аренду могут быть переданы любые земельные участки за исключением участков, изъятых из оборота (кроме случаев, когда их предоставление в аренду допускается федеральными законами) в связи с расположением на них отдельных объектов, находящихся в федеральной собственности (заповедников, национальных парков, мест захоронений, сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных для защиты и охраны государственной границы и т.д.) (п.п. 1 — 3 ст. 129 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2013, п. 2 ст. 22, п. 4 ст. 27 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 Закона N 142-ФЗ).

Существенным условием договора аренды земельного участка является также размер арендной платы (п. 12 ст. 22 ЗК РФ). Без согласования сторонами условия о размере арендной платы договор аренды земельного участка не будет считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Внимание

Особое основание возникновения права на земельный участок предусмотрено законом для случая, когда в аренду передается здание или сооружение, расположенное на земельном участке. В этом случае одновременно с передачей прав владения и пользования недвижимостью арендатору передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

Документы, необходимые для изменения границ участка или его кадастрового номера:

• копия госакта, свидетельства или договора аренды на землю;

• копии паспорта и идентификационного номера или регистрационных документов юридического лица.

Как изменить конфигурацию земельного участка или кадастровый номер в Киеве и Киевской области?

Часто при установлении границ земельного участка в натуре (на местности) или при оформлении документов на соседний (смежный с Вашим) земельный участок выясняется, что конфигурация Вашего участка (размеры, площадь) или данные о нем (кадастровый номер, имя, фамилия владельца) указаны неверно. Или же на Публичной кадастровой карте видно, что Ваш участок расположен совсем не там, где должен быть. Подобного рода проблемы привыкли решать через суд.

Есть, однако, более простой выход из подобных ситуаций. В Государственном земельном кадастре (Национальной кадастрой системе) предусмотрен функционал, который позволяет изменить конфигурацию участка без обращения в суд.

При обнаружении собственниками смежных земель пересечения их участков или т.н. — «накладок» друг на друга выполняется геодезическая съёмка спорных и прилегающих к ним участков. После этого в камеральных (офисных) условиях обрабатываются геоданные, координаты земельных участков из Национальной кадастровой системы (т.е. те координаты, которые были внесены в базу при оформлении прав на землю) сопоставляются с реальными заборами, зданиями и другими видимыми границами участков на местности.

Таким образом обнаруживаются ошибки выполнения геодезии предыдущих лет и неточности внесения информации в кадастр. Становится понятно, чей участок лежит неправильно и какой участок на какой «залез», и кто чьим участком пользуется. Это будет отображено на сборном кадастровом плане с указанием площадей пересечений участков и размеров накладок. Такой план послужит основанием для дальнейших изменений в Государственном земельном кадастре и Публичной кадастровой карте.

Таким образом, для решения проблем с конфигурацией участка нужно заказать в землеустроительной организации изготовление Технической документации по установлению (восстановлению) границ земельного участка. Для разработки такой документации не нужно разрешений, а основанием для начала работ является ваш правоустанавливающий документ на землю — гос.акт.

ШАГ 1: РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Компания «Ингер-Град», имеет в своем штате сертифицированных инженеров-землеустроителей и необходимое геодезическое оборудование (GPS-технику и тахеометры) для разработки технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ участка и изменению его конфигурации.

Далее геодезисты выполняют кадастровую съемку границ земельного участка, изготавливают техническую документацию на землю и создают цифровой обменный XML-файл Вашего участка.

После разработки и согласования технической документации территориальным управлением Госземагентства ваш участок и информация из обменного XML-файла будет внесена в Национальную кадастровую систему. Таким образом изменения границ Вашего участка будут зарегистрированы в базе Государственного земельного кадастра, и эти изменения Вы увидите на Публичной кадастровой карте в интернете.

ШАГ 2: ПОЛУЧЕНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

Подтверждением государственной регистрации изменений границ и конфигурации Вашего земельного участка является «Выписка из Государственного земельного кадастра» («Витяг з ДЗК»). Для заказа извлечения из ГЗК необходимо подать в территориальное управление Госземагентства:

• заявление об определении кадастрового номера земельного участка;
• оригинал технической документации по установлению (восстановлению) границ земельного участка.

В 14-дневный срок Вы получите Выписку из ГЗК («Витяг з ДЗК»), которая будет содержать сведения о размере, площади, адресе, кадастровом номере земельного участка и информацию о ее владельце.

ШАГ 3: УТВЕРЖДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

Если после проведения геодезической съёмки и составления сборного кадастрового плана выяснилось, что площадь Вашего земельного участка изменяется в большую сторону, то на дополнительную площадь Вам потребуется разработать проект землеустройства по отводу земельного участка. Если площадь меняется в меньшую сторону, тогда дополнительно потребуется Ваше (нотариально заверенное) согласие на уменьшение площади, а саму техническую документацию нужно будет утвердить.

Для утверждения следует подать заявление «об утверждении технической документации по установлении границ земельного участка и передаче участка в собственность» вместе с выпиской из ГЗК и копией согласованной документации в городской (сельский, поселковый) совет, районную госадминистрацию или управление Госземагентства в зависимости от местоположения участка.

В 30-дневный срок соответствующий орган утверждает документацию на землю и выдает Вам решение (распоряжение, приказ). Данный документ не является окончательным. После получения решения об утверждении технической документации Вам необходимо будет зарегистрировать изменения по Вашему участку в Регистрационной службе.

ШАГ 4: ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ НА ЗЕМЛЮ

С начала 2013 года государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество (в т.ч. на земельные участки) выполняет Государственная регистрационная служба при Министерстве юстиции Украины (Укргосреестр или ГРСУ). Согласно Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», Вам следует подать в территориальное отделение ГРСУ (по месту нахождения земельного участка) пакет документов:

• заявление в ГРСУ о регистрации вещного права на земельный участок;
• копию паспорта и идентификационного номера или регистрационные документы для юридического лица;
• квитанцию об оплате государственной пошлины;
• квитанцию об оплате за получение извлечения из Единого реестра;
• выписку из Государственного земельного кадастра (оригинал);
• решение, распоряжение или приказ об утверждении документации по землеустройству (оригинал);
• оригинал и нотариально заверенную копию старого государственного акта или свидетельства на право собственности.

Государственная регистрация прав на земельный участок означает внесение данных о нем в Единый государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений. Результатом будет получение правоустанавливающих документов – Свидетельства о праве собственности (постоянного пользования, аренды) на земельный участок и Выписки из Единого государственного реестра. На сегодняшний день эти документы являются аналогом гос.акта на землю.

Стоимость выполнения таких работ, как правило, фиксированная, но может зависеть от количества неправильно лежащих земельных участков в спорном квартале, которые необходимо будет снимать при наведении порядка в земельном кадастре.

Разработка такой землеустроительной документации в Киеве стоит 10 000 грн с учётом нашего согласования, если у Вас есть время и возможность самостоятельно заниматься согласованием документации и регистрацией земли, то цена такой инвентаризации будет ниже – 5000 грн.

Изменение границ земельного участка в Киевской области составляет 5000 грн, при самостоятельном согласовании – цена за техническую документацию с учетом геодезии – всего 2000 грн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *