Контракты жизненного цикла

Особенности контракта жизненного цикла

Когда речь идет о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель берет на себя обязательства по закупке товара или проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации, утилизации (при необходимости) объекта закупки (ч. 16 ст. 34 № 44-ФЗ), это и называется контракт жизненного цикла 44-ФЗ (КЖЦ). При этом в течение всего периода действия такой сделки заказчик осуществляет выплаты исполнителю на условиях, которые согласованы в договоре. Иногда этот срок составляет более 20 лет.

Выделяют ряд особенностей:

  1. В рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции.
  2. Все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик.
  3. Изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект. Финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определенного объема работ.
  4. Покупатель гарантирует поставщику поступление платежей в течение всего срока действия соглашения.

Стоит отметить, что размер выплат из бюджета (п. 3) зависит от качества созданного продукта и его соответствия договору.

Случаи заключения контракта жизненного цикла

Поскольку заключение контракта жизненного цикла в угоду качеству все-таки имеет признаки ограничения конкуренции, Закон N 44-ФЗ разрешает их заключать только в определенных Правительством РФ случаях (ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Вы можете заключить контракт жизненного цикла, если вам необходимо:

Спроектировать и построить:

  • автомобильную дорогу с технологическими сооружениями, дорожными объектами и элементами обустройства;
  • инфраструктуру морского или речного порта;
  • аэродром;
  • объект коммунального хозяйства, в том числе снабжения коммунальными ресурсами, водоотведения, очистки сточных вод, переработки, утилизации отходов;
  • объект инфраструктуры подземного, наземного электрического транспорта, а также ж/д транспорта общего пользования;
  • уникальный объект капитального строительства.

Закупить:

  • железнодорожный состав, транспорт метрополитена, монорельса, трамвай, троллейбус;
  • воздушное, морское или речное судно.

Спроектировать, построить и укомплектовать оборудованием объект капстроительства:

  • в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории);
  • тылового назначения (для проживания семей военнослужащих, для учебно-материальной базы боевой подготовки и др.);
  • для социального обслуживания граждан (интернаты, пансионаты, реабилитационные центры и т.д.);
  • в сфере культуры (театры, мемориалы, концертные залы и т.д.).

Спроектировать и реконструировать и укомплектовать оборудованием аварийный объект культурного наследия, памятник истории и культуры или его остатки.

Порядок заключения контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла заключается в общем порядке с учетом процедур и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В зависимости от НМЦК и предмета контракта вы сами принимаете решение о способе определения поставщика. Однако особенности у таких закупок все же имеются.

Включите в контракт условие о его банковском сопровождении, если заключаете его для федеральных нужд (п. 3 Постановления N 963).

В качестве критерия оценки заявок участников вы можете предусмотреть не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Не забудьте отразить информацию об этом в плане-графике (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

При формировании стоимости жизненного цикла используйте Методические рекомендации по определению НМЦК (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Рекомендуем также использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 27.202-2012.

Соблюдайте ограничения, установленные Бюджетным кодексом для долгосрочных контрактов, если срок вашего контракта жизненного цикла выходит за пределы финансового года (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Учтите особенности контрактов, которые помимо обслуживания и эксплуатации одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства — «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для заключения таких контрактов Правительством РФ установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований Закона N 44-ФЗ для заключения такого вида контракта жизненного цикла вам необходимо:

  • получить решение Правительства РФ или ГРБС для объектов федеральной собственности либо решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия.

>Утвердили новые правила заключения контрактов жизненного цикла

Изменили основания для заключения КЖЦ в строительстве

Чтобы расширить потенциальные случаи применения КЖЦ, проект корректирует Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017 о порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Предлагается включить в состав возможных работ по таким договорам, помимо строительства, еще и реконструкцию объектов капитального строительства.

Уточняют параметры решения о заключении контракта жизненного цикла, учитывая особенности срока таких договоров и порядка формирования их начальной (максимальной) цены.

ВАЖНО! Порядок принятия решений о заключении такого вида договоров будет регулировать один документ — Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017.

Изменяют и правила принятия решений о заключении госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, который превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Эти правила утверждены Постановлением Правительства № 1071 от 26.11.2013.

Изменили правила ремонта дорог

Изменения не обошли стороной и Постановление Правительства № 928 от 14.11.2009, которое утверждает правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения. Суть изменений в том, чтобы закрепить за Минтрансом полномочия по утверждению порядка определения стоимости содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

Договорной (юридический) отдел

При сегодняшнем острожном, а иногда и скептическом подходе руководителей к финансированию любых ИТ-проектов, задача управления договорами остается одной из самых востребованных и приоритетных. Проблема управления договорами привлекает всеобщее внимание, потому что ее эффективное решение может дать ощутимый, быстрый и измеряемый экономический результат, в отличие, скажем, от абстрактных требований по автоматизации всего документооборота.

Задача управления договорами находится на стыке интересов разных подразделений. В работу с договорами вовлечены многие подразделения организации, начиная от инициатора договора и обязательно включая юристов, экономистов, плановиков, финансистов, службу безопасности, логистиков, производственные подразделения и другие службы. У каждого из специалистов свой взгляд на договор и каждого интересуют свои детали. Поэтому система управления договорами должна уметь приспосабливаться к различным требованиям и выглядеть «родной» для каждого подразделения и при этом поддерживать сквозной бизнес-процесс.

Система управления договорами обязательно должна быть связана с другими бизнес-приложениями, чтобы не повиснуть без точек опоры. Поэтому не следует рассматривать управление договорами исключительно как частную задачу автоматизации обработки документов одного типа – договоров. На самом деле задача гораздо шире, поскольку договор это не только документ, подлежащий особому учету, но также и вся система договорных отношений между заказчиком и подрядчиком. Любого руководителя интересует именно комплексная система, которая поддерживает все стадии их жизненного цикла договора и дает общую картину состояния дел, в том числе в привязке к бюджету, ресурсам, срокам и т.д.

Жизненный цикл договора

  • Начальные переговоры
  • Разработка проекта договора
  • Согласование договора с контрагентом и внутри организации
  • Подписание договора
  • Исполнение договора
  • Хранение документации
  • Закрытие договора
  • Пролонгация договора

Любая договоренность есть результат переговорного процесса. Поэтому стоит рассматривать переговоры как своего рода «нулевой» этап жизненного цикла договора. На стадии переговоров возникают различные документы, например, тендерная документация и конкурсные предложения, которые потом используются при подготовке окончательной версии договора.

Затем готовится проект договора. Этот процесс может состоять из многих итераций, когда порождаются версии документов, проводятся встречи, обсуждения и т.д.

Согласование следует рассматривать в двух аспектах: внутреннее согласование каждой из сторон договора и согласование с контрагентом. Слово используется одно, но процессы разные.

После согласования происходит подписание договора, что переводит его в иной статус. Именно с этой фазы начинается официальный учет документов и всех действия по договору. Это своего рода «точка возврата».

Исполнение, несомненно, самый важный этап. И наиболее тесно связанный с другими системами на предприятии. Все остальные этапы жизненного цикла договора можно было бы поддержать при помощи специальной, изолированной от других бизнес-приложений системы. Но тогда снижается и ценность такой системы, она получается оторванной от реальности.

Договор прекращает действие после исполнения сторонами своих обязательств или по истечении установленного срока. Многие договора подразумевают автоматическое продление. Часто это происходит действительно автоматически, потому что редко кто просматривает старые договора. И часто – не на самых выгодных условиях. Поэтому в системе должен быть поддержан и процесс пролонгации, чтобы можно было осознанно решать вопросы продления договоров.

Подходы к решению задачи управления договорами

Существует два принципиально разных подхода к решению задачи управления договорами, и, как следствие, существует два класса решений.

  • Подход со стороны финансово-учетных систем, когда договор рассматривается как бизнес-транзакция. В этом случае в системе хранится вся содержательная информация, которая, как правило, заносится вручную в различные учетные формы. Текст договора и другой относящейся к нему документации обычно недоступен или хранится просто в виде файлов, но чаще всего – на бумаге.
  • Подход «от документа». Договор рассматривается как, в первую очередь, неструктурированный документ и к нему применяется весь арсенал современных систем управления документами и бизнес-процессами. При таком подходе можно легко автоматизировать процедуры согласования, но возникают трудности с обработкой уче тной информации.

Подход «от транзакции»

Преимущества

Недостатки

  • Наследует логику ERP-системы, тесная связь с другими учетными модулями (финансы, бюджетировние, логистика и др.)
  • Данные системы легко понимаются и интерпретируются руководством.
  • Система эффективна при большом потоке однотипных документов и стандартизуемых процедурах обработки.
  • Не учитывает ранние фазы работы по договору, начиная от переговоров.
  • Отсутствует (или недостаточна) функциональность по работе с текстами договоров и других документов.
  • Трудности с обработкой нестандартных договоров.

Подход «от документа»

Преимущества

Недостатки

  • Поддержка самых ранних фаз жизненного цикла договора – от черновика.
  • Поддержка любых процедур согласования, как с контрагентом, так и внутри организации.
  • Обработка договоров любых типов, в т.ч. работа с уникальными договорами.
  • Базовые понятия – документ, согласование, контроль исполнения легко воспринимаются всеми сотрудниками.
  • Слабая поддержка стадий исполнения договора (платежи, логистика, работы).
  • Работа со структурированной информацией (карточки, таблицы, справочники) организована не всегда удобно.

Готового сквозного интегрированного решения, которое учитывало бы все аспекты управления договорами, сегодня не существует. На практике оптимальным образом задача решается посредством интеграции системы электронного документооборота (ECM, Enterprise Content Management) и системы управления ресурсами предприятия (ERP, Enterprise Resource Planning).

Дополнительные сложности

Специфика организации значительным образом влияет на требования к системе управления договорами. Например, договорная работа в государственных организациях регламентируется Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 №97-ФЗ и любое предлагаемое решение должно это учитывать.

Также, значительно различается взгляд со стороны покупателя и продавца, что тоже влияет на требования к системе. Система для продавца должна обладать некоторыми функциями CRM-системы или быть с ней интегрирована. Система для покупателя больше ориентирована на учет и, скорее всего, здесь нужна интеграция с системой бюджетирования.

Не может быть единого унифицированного решения даже для договоров одного типа. Если взять хотя бы договора найма, то для рядовых сотрудников договора могут быть стандартными и легко поддаваться автоматизации. Но договор найма генерального директора и других руководителей, как правило, документ уникальный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *