Концессионные соглашения примеры

История

Концессию можно рассмотреть как форму договора государственно-частного партнерства. При таком подходе её можно поставить в один ряд с «кормлением», сформировавшимся в XII веке и существовавшим вплоть до реформ Петра I и «откупом», который представлял собой передачу государством права сбора частным лицам (откупщикам) налогов и других государственных доходов за определённую плату.

Кормление

Основная статья: Кормление

Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей —тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Откуп

Основная статья: Откуп

Откуп — передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Система откупов — по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями.

Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.).

В средние века откупы стали одним из важных источников первоначального накопления капитала.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

Концессионные соглашения в России

Новая экономическая политика (1920-е годы)

Основная статья: Иностранные концессии в СССР

В эпоху НЭПа концессии получили широкое распространение в РСФСР. В апреле 1921 года в речи «О концессиях и о развитии капитализма» В. И. Ленин заявил:

Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остаётся в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определённый срок, но не становится собственником. Собственность остаётся за государством.

Перед Гаагской конференцией 1922 года Л. Б. Красин предложил вернуть иностранцам, бывшим владельцам предприятий, до 90 % национализированной собственности, но только в форме долгосрочных концессий. Многие иностранные концессионеры согласились, но идея встретила сильное сопротивление внутри страны.

В 1922—1927 гг. в страну поступило более 2000 концессионных предложений, из них было реализовано почти 10 %.

Законодательное регулирование

В соответствии с законом 2005 года «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.

Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, — вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора после ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества в управление (эксплуатацию на платной основе с целью возмещения инвестиций). Доход от эксплуатации объекта соглашения, в зависимости от договоренности сторон, получает либо концессионер, либо концедент. В первом случае инвестиции инвестора окупаются за счет эксплуатации объекта на платной основе, во втором — за счет платы концедента (бюджетных субсидий).

Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый тип — BOT («Строительство — управление — передача»). Фактически используется второй тип — BTO («Строительство- передача — управление»).

С 1 января 2014 года информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов — www.torgi.gov.ru .

Ст. 1027 ГК РФ Договора коммерческой концессии «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) гласит:

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Интересные факты

  • Ильф и Петров, авторы романа «Двенадцать стульев» (1928), часто именуют его главных героев «концессионерами». Перед женитьбой с Грицацуевой Остап Бендер произносит: «Чего не сделаешь для блага концессии!» Соответствующая терминология в то время имела очень широкое распространение.
  • Получив долгосрочную концессию на управление Южным контейнерным терминалом в порту Констанца (Румыния), дирекция «Джебель Али» из ОАЭ смогла добиться увеличения грузооборота более чем на 400 % и достичь отметки 500 000 TEU на 23 ноября 2005 года, тогда как в 2004 году этот показатель составлял 100 000 TEU.
  • Первое в России муниципальное концессионное соглашение заключено в 2016 году между городским поселением Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области и компанией-инвестором ООО «Наро-Фоминская платная дорога». Оно заключено сроком на 49 лет. В соответствии с условиям соглашения концессионер спроектирует и построит к 2019 году в г. Наро-Фоминске новую автомобильную дорогу с современным мостом и путепроводом без привлечения бюджетных средств, полностью за счет частного капитала. Объем инвестиций в проектирование, строительство и эксплуатацию дороги длиной 2,6 км, пролегающей от Кубинского шоссе до автодороги «Наро-Фоминск—Васильчиново», составит более 1 млрд рублей.

Бик Светлана

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам

В 2015 г. исполняется 10 лет со времени принятия в России федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». За прошедшие годы на базе этого закона было заключено порядка 300 концессионных соглашений, вложено около 100 млрд. руб. С учетом масштаба народного хозяйства страны и потребностей в инвестициях для обновления инфраструктуры это чрезвычайно скромный итог первого десятилетия.

В 2015 г. исполняется 10 лет со времени принятия в России федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот нормативный документ создал юридическую основу для проектов государственно-частного партнерства в четырех крупных секторах экономики: дорожном строительстве и транспортных коммуникациях, энергетике, коммунальном хозяйстве, а также в социальной сфере. За прошедшие годы на базе этого закона было заключено порядка 300 концессионных соглашений, на территории страны появились сотни километров новых дорог, реализованы десятки проектов по реконструкции и сооружению новых объектов в сфере водоснабжения, переработки твердых бытовых отходов, строительству спортивных, образовательных и медицинских учреждений. По разным оценкам, в российскую инфраструктуру через механизм концессий вложено около 100 млрд. руб. С учетом масштаба народного хозяйства страны и потребностей в инвестициях для обновления инфраструктуры это чрезвычайно скромный итог первого десятилетия.

Жалованные грамоты как акт верховной власти. «В России все меняется каждые 10 лет, а за 200 лет — ничего». Эта фраза, приписываемая Петру Столыпину, как нельзя лучше подходит для характеристики генезиса развития отношений государства и частного капитала.

Говоря о десятилетии современного Закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», стоит обратить внимание на то, что юридическая основа взаимодействия государства и частных ресурсов создавалась в России на протяжении 450 лет, практически с времен формирования единого государства. Когда верховная власть стремилась к развитию страны, она никогда не действовала в одиночку, опираясь лишь на институты регулирования, контроля или принуждения. Вне зависимости от форм взаимодействия и его масштабов партнерство для общего блага существовало всегда.

Первые ростки регулирования такого «сотрудничества» просматриваются еще в Судебнике Ивана Грозного 1550 г. Пройдет совсем немного времени, и царь выдаст первую «концессию» английским купцам, объединившимся в Московскую компанию, на исключительное право торговли в России.

Кстати, история этих первых российско-английских концессионных отношений косвенно связана с открытием Америки Христофором Колумбом в конце XV в. Совместный проект испанской короны и предприимчивого мореплавателя не давал покоя английским купцам, которые упорно снаряжали исследовательские экспедиции с целью отыскать новые морские маршруты в Индию. И так же как Колумб, английские мореплаватели «ошиблись» адресом: в результате одной из экспедиций Гуго Виллоуби и Ричарда Ченслера, отправившихся на поиски северного пути в Индию и Китай, примерно через полвека после испанцев, для Европы была открыта Россия.

Экспедиция англичан была организована британским обществом «купцов-искателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и доселе морским путем не посещаемых», которое вошло в историю с интригующим названием «Компания купцов-авантюристов».

По сути, это была корпорация, состоящая из большого числа богатых и опытных купцов, которые вели торговлю на внешних рынках. С давних пор они занимались мореплаванием и торговлей, вывозя из Англии сукно, шерсть и другие товары. Экспедиция Виллоуби и Ченслера, «прорубив» окно в Россию в районе Северной Двины и причалив у монастыря Святого Николая, открыла путь для прямой торговли Англии и России. «Авантюристы» инициировали создание Московской компании, устав которой был утвержден в 1569 г. сначала английской королевой Марией Стюарт, а затем и русским царем Иваном Грозным.

Переговоры с русским царем вел английский дипломат и составитель географических карт Московского государства Энтони Дженкинсон. В 1569 г. он получил позволение Ивана Грозного устроить английский железный завод на реке Вычегде (самый большой приток Северной Двины), который действовал в течение десяти лет. Так начинались первые «концессионные» проекты России.

Компания добилась высочайших привилегий с двух сторон. В Англии она получила от короны монополию на торговлю с Россией. В России она могла беспошлинно торговать на всей территории, а также провозить товар в Персию.

На Вычегде Московской компании было разрешено искать железную руду и строить для ее обработки завод. Полученное железо вывозили в Англию, уплачивая минимальную пошлину — по одной деньге за фунт. Также из России купцы-авантюристы могли вывозить «заповедный товар» — воск, реализация которого подпадала под жесткое государственное регулирование.

В свою очередь, в обмен за выданные англичанам привилегии русский царь определил себе право выбирать для покупки в царскую казну то, что ему понравится из привезенных товаров, а также приобретать для казны железо по заранее оговоренной цене.

Иностранные дипломаты, работающие в Московии в XVI—XVII вв., стремились донести до своих соотечественников, в том числе купцов и предпринимателей, впечатления и знания о стране, ее природных богатствах. Подробные карты стали для многих будущих иностранных партнеров лучшей рекламой инвестиционной привлекательности далекой страны (рис. 1).

Рисунок 1. Фрагмент карты Московии, А. Дженкинсон, 1562 г.
Изображение предоставлено Государственным историческим музеем.
Карта Московии, составленная группой английских дипломатов и картографов, демонстрировала европейским исследователям и торговцам несомненный приоритет британцев в сборе и оформлении картографических сведений о неизвестных северо-восточных и юго-восточных территориях материка, а также о развитии на этих территориях выгодных промыслов и торговли.

Взаимоотношения верховной российской власти с английскими партнерами продлились почти 250 лет, но они никогда не были простыми. Набор привилегий периодически менялся вплоть до полной приостановки деятельности компании, причем по причинам, не всегда связанным с деятельностью организации. Так случилось, например, после убийства английского короля Карла I. В результате сложного политического противостояния и гражданской войны 48-летний король Англии был предан суду и 30 января 1649 г. обезглавлен.

В ответ на это Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, Всея Руси Самодержец издал Указ «О высылке Английских купцов из России и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные для торговли Российской поступки, особенно ж за учиненное в Англии убийство Короля Карла I». Вот так английские концессионеры оказались в ответе за действия английских революционеров.

Появление первых российских концессионеров также связано с Иваном Грозным. Речь идет о знаменитой династии Строгановых, которым царь выдал Жалованную грамоту на обширные земельные владения в районе верхнего и среднего течения реки Камы, дикие леса и соляные промыслы.

Основы семейного бизнеса Строгановых заложил Аника Федорович, отец которого переселился из Новгорода в Сольвычегодск в конце XV столетия. Унаследовав от отца небольшой соляной промысел, Аника стал впоследствии одним из крупнейших предпринимателей своего времени. Он не только строил соляные варницы и добывал соль. По поручению царя он наблюдал за торговлей англичан, которые наладили путь через Белое море, приобретал у иноземных купцов нужные для двора товары. И сбывал им, в свою очередь, меха. В дальнейшем каждый новый царь подтверждал семье Строгановых свою верховную милость.

Строгановы при ведении бизнеса пользовались большими привилегиями. Они были неподсудны обыкновенным властям — подлежали только личному царскому суду, у них было право возводить города и крепости, содержать ратных людей, лить пушки, вести беспошлинную торговлю с азиатскими и иными инородцами, самим судить своих людей. В жалованных грамотах были закреплены освобождения от всяких постоев и многих податей. В административном и судебном отношениях вотчины Строгановых представляли собой нечто самостоятельное, это было частное государство в государстве, со своими законами, установлениями, распорядком и управлением. В обмен на это Строгановы финансировали покорение и освоение Урала и Сибири. То есть в широком смысле история взаимоотношений клана Строгановых с царской властью — это по тем временам ГЧП не только сугубо экономического, но и геополитического масштаба.

Российская верховная власть юридически оформляла свою волю в отношении конкретных лиц, сословий, территорий, предприятий и монастырей специальным публичным правовым актом — Жалованной грамотой. Жалованная грамота как тип документа имеет в России долгую историю и крепкую традицию, ее основная функция — закрепление тех или иных прав, льгот и привилегий, в том числе на осуществление какого-либо промысла с царскими преференциями (рис. 2).

Рисунок 2. Жалованная грамота императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову на рыбные ловли на реке Эмбе. 1800 г.
Пергамент, чернила, акварель, шелк, парча золотая. С вислой печатью в серебряной кустодии.
Изображение предоставлено Государственным историческим музеем. Публикуется впервые.
Передача рыбных и охотничьих угодий в частное владение в XVIII в. — первой половине XIX в. являлась фактически прообразом концессий.
И. П. Кутайсов — камердинер и фаворит Павла I. барон, с 1799 г. — граф.
Грамота — уникальный предмет высокой исторической и художественной ценности, иллюстрирует высокий статус Кутайсова и подчеркивает значение Эмбенского рыбного промысла (Каспийский регион).промыслов и торговли.

При рассмотрении процессов взаимодействия государства и частной инициативы в контексте большого исторического периода становится очевидным: меняются технологии (рис. 3), коммуникации, уклад жизни людей, а процесс взаимодействия государства и частных предпринимателей как объективная ценность, присутствуя во все времена, развивается циклично, по спирали, но при этом активное движение происходит лишь в зоне достижения компромисса. Определить оптимальные условия и эффективные формы ГЧП на современном этапе — чрезвычайно актуальная задача, поскольку принятие закона о концессионных соглашениях 10 лет назад и последовавшая за этим практика пока не привели к масштабному развитию государственно-частного партнерства в современной России.

Рисунок 3. Промывка руды. Иллюстрация к рукописи Георга де Генина «Описание Уральских и Сибирских заводов». 1735 г.
Бумага, акварель, чернила
Изображение предоставлено Государственным историческим музеем.
Иллюстрация показывает производственный процесс на российских металлургических заводах в первой четверти XVIII в.
К середине XVIII в. часть Уральских и Сибирских металлургических и железоделательных заводов была передана в частные руки.
Георг Вильгельмович де Генин — инженер, управляющий уральскими казенными заводами в 1722—1734 гг., соратник Петра I.

Лучшая практика пока не уходит в тираж. Конечно, в сложившихся условиях 2014 г. можно все свалить на кризис. Но за время действия закона о концессионных соглашениях кризисы приходили и уходили, а сегмент долгосрочного инвестирования в инфраструктуру через механизм ГЧП как часть финансового рынка так и не сложился. И тому — множество причин. Но перед тем как их обозначить, давайте посмотрим, что для этого рынка в России есть и какова лучшая практика.

Юридическая база. С принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях» в российском праве появился принципиально новый вид договора, совмещающий в себе признаки предпринимательского договора и акта наделения со стороны государства (концедента) своего частного партнера (концессионера) определенными правами по исполнению обязательств в сфере публичного интереса.

Очевидное присутствие публично-правовых мотивов и условий является главным отличием концессионного соглашения от других видов договора. По сути, концессионное соглашение позволяет государству перевести гуманитарную задачу по развитию социальной общности в статус совместного с частным партнером обязательства, подкрепленного финансовыми расчетами и гарантиями.

Важнейшие социальные услуги, в том числе коммунальное обслуживание населения, строительство и содержание объектов экономической и социальной инфраструктуры — дорог, мостов, больниц и стадионов, представляют сферу публичного интереса, или, как считали древние римляне, сферу вещей божественного права, которые не могут принадлежать никому и должны служить всем.

Потребности инфраструктуры. По оценкам экспертов, износ автомобильных дорог и фондов ЖКХ достиг 60%, в ближайшие 15 лет потребность России в расходах на инфраструктуру оценивается в 1,5 трлн долл. То есть для развития страны в инфраструктуру нужны немалые инвестиции. На это есть и спрос, и социальный заказ. Есть для этого и деньги.

Потенциальные инвесторы. Звучит по нынешним временам невероятно, но в России действительно есть возможность привлекать средства финансовых институтов и негосударственных пенсионных фондов в развитие экономической и социальной инфраструктуры. И строить дороги, мосты, аэропорты, полигоны по переработке твердых бытовых отходов. Правда, без дополнительных усилий, без дополнительной поддержки со стороны государства долгосрочные инфраструктурные инвестиции могут быть только штучным, почти эксклюзивным продуктом, а лучшая практика будет складываться по крупицам. Так, собственно, и происходит.

Лучшая практика. Существующая лучшая практика основана на выпуске облигаций концессионеров. Объем их суммарных выпусков составляет почти 60,7 млрд руб. Ведущими организаторами финансирования, а также консорциумов инвесторов концессионных проектов по облигационной модели являются Группа ВТБ и Управляющая компания «Лидер», запустившая год назад в эксплуатацию платный участок трассы М1 «Москва -Минск» в обход подмосковного Одинцово.

Среди концессионных объектов, которые реализуются с помощью облигаций, почти все уже находятся на стадии эксплуатации. Помимо платного участка трассы М1 (концессионер — ОАО «Главная дорога») в Нижнем Новгороде построены три физкультурно-оздоровительных комплекса, в Ульяновске открыт ледовый дворец «Волга-Спорт-Арена» (концессионер — ЗАО «Волга-спорт»). В Нижегородской и Саратовской областях функционируют три полигона по переработке ТБО (концессионеры — ЗАО «Управление отходами НН» и ЗАО «Управление отходами»). В Петербурге эксплуатируется внутригородская магистраль «ЗСД» (концессионер — ОАО «Западный скоростной диаметр»). Открыто движение на головном участке новой автострады М11 «Москва — С.-Петербург» от МКАД до Солнечногорска (концессионер — ООО «Северо-западная концессионная компания») (см. таблицу).

То есть через механизм концессионных облигаций в проекты удается привлечь реальные и масштабные инвестиции на долгосрочной основе. Но почему не тиражируется практика?

Формирующийся сегмент долгосрочного инвестирования не в состоянии конкурировать с краткосрочным спекулятивным рынком. Причем такова ситуация не только в России и не только в условиях галопирующих вверх ставок.

Долгосрочный рынок инвестиций в инфраструктуру везде развивается при поддержке государства. Формы такой поддержки могут быть разные, но цель — одна: «достроить» условия существования и развития проектов государственно — частного партнерства до уровня интереса институциональных инвесторов. И тогда процесс тиражирования проектов начинает выстраиваться в другом режиме.

Мнимые концессии: арендные и операторские. Если судить предельно строго, то реальных концессионных проектов, которые включали бы долгосрочные частные инвестиции в реконструкцию или создание инфраструктуры, совсем немного. А несколько сотен юридически оформленных соглашений, о которых было сказано в самом начале материала, — это во многом игра слов. Да, на соглашении есть слово «концессионное», а по своей сути это завуалированная аренда или продолжение эксплуатации объекта без первоначальных инвестиций — так называемые мнимые концессии. Инвестиции по ним «концессионер» предполагает направлять в объект…, но не из своих или привлеченных средств, а из будущего тарифа или будущей стоимости услуги.

Естественно, что при таком раскладе ни о каких серьезных вложениях речь не идет — лишь латание дыр по ходу дела. Но, к сожалению, так написан Закон «О концессионных соглашениях», и мнимые концессии продолжают вводить в заблуждение региональные власти. Концессионеры пришли, выиграли право эксплуатировать объект, а инвестиций — ноль при росте тарифов…

Конечно, региональные власти через некоторое время «прозревают» и инициируют через суд расторжение таких соглашений. В большинстве случаев суды принимают решения не в пользу частного партнера, и концессии без инвестиций прекращаются. Но «осадок» и обратная статистика остаются.

Поможет ли концессиям секьюритизация. В настоящее время параллельно используются три трактовки облигаций для финансирования инфраструктурных проектов. Инфраструктурные облигации — общее экономическое определение облигаций по целевому предназначению, законодательно не закреплено.

Концессионные облигации — общее экономическое название облигаций, эмитированных концессионером в рамках исполнения финансовой модели по концессионному соглашению. Ни в Законе «О концессионных соглашениях», ни в Законе «О рынке ценных бумаг» эти облигации не обособлены как отдельный класс, несмотря на то, что их природа объективно находится между государственными и корпоративными облигациями. То есть у концессионных облигаций должен быть специальный статус, основанный на государственно-частной природе соглашения. Единственная норма, где облигации концессионера присутствуют, — это Положение о листинге Московской Биржи, в соответствии с которым облигации эмитента-концессионеpa на особых условиях включаются в котировальный список А1. Только поэтому облигации концессионера могут быть включены в портфели негосударственных пенсионных фондов. И только поэтому в России с большим трудом и оговорками возможно вложение средств НПФов в инфраструктурные проекты.

Проектные облигации — законодательно существующий инструмент, который могут эмитировать специализированные общества проектного финансирования (СОПФ), введенный в Закон «О рынке ценных бумаг» поправками о секьюритизации в декабре 2013 г.

Таким образом, на зарождающемся рынке долгосрочного инфраструктурного финансирования сейчас есть возможность выпускать: 1) облигации концессионера, которые законодательно никак не определены и не выделены как класс, они эмитируются и регистрируются по обычным правилам корпоративных облигаций, но размещаются на бирже по особому порядку (единственная преференция!); 2) облигации СОПФ, которые прописаны в Законе «О рынке ценных бумаг», сами общества имеют налоговые и иные преференции, также установленные законодательно.

Однако при рассмотрении проблематики инвестиций в инфраструктуру важно не только создавать условия для выпуска облигаций, но и одновременно учитывать возможность инвестора покупать их и держать в своем портфеле. На сегодняшний день потенциально перспективными инвесторами в инфраструктуру могут стать только негосударственные пенсионные фонды. А они не смогут приобретать облигации СОПФ при нынешней нормативной базе.

Сточки зрения защиты интересов НПФов риски проектного финансирования нивелируются и балансируются исключительно в парадигме концессионного соглашения, поскольку по другую сторону сделки (и проекта) находится государство. Поэтому облигации СОПФ могут быть востребованы в портфелях НПФов, только если СОПФ будет концессионером. Однако такая возможность пока кажется маловероятной.

СОПФ не могут в настоящее время стать стороной концессионного соглашения по причине несостыковок и разночтений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в части поправок о секьюритизации).

Чрезвычайно ограниченной представляется формулировка предмета деятельности СОПФ, которая слабо коррелируется с обязательствами концессионера в соответствии с ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предметом деятельности СОПФ в соответствии с поправками о секьюритизации (ст. 5) являются: финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления проекта, приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) проекта, и эмиссия облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Формы поддержки частных инвестиций в проектах ГЧП со стороны государства: мировая практика
Денежные субсидии — государство обязуется предоставить субсидию в проект. Это может быть общая единовременная или фиксированная сумма, платежи могут быть либо в рассрочку или все сразу.
Гарантированная оплата — государство принимает обязательства покупателя (как правило, это госпредприятия) по отношению к частному лицу в случае отсутствия рыночного спроса на услугу или продукт.
Гарантия/субсидирование долга — государство гарантирует заимствования частного лица, т. е. выплату кредиторам в случае дефолта со стороны частного лица. Гарантия выручки — государство гарантирует минимальный доход для частного оператора.
Гарантия обменного курса — государство защищает частную организацию от колебаний курса национальной валюты.
Гарантия сметной стоимости строительства — государство защищает частного инвестора от потенциального превышения стоимости проекта на этапе строительства.
По данным Мирового Банка, http://ppi.worldbank.org/explore/Report.aspx

В свою очередь, в соответствии с Законом «О концессионных соглашениях» концессионер обязан за свой счет создать и (или) реконструировать определенное концессионным соглашением имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Наряду с этим у концессионера могут возникнуть и иные обязательства по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ст. 10, п. 2). Буквальное прочтение и обсуждение формулировок двух законов участниками рынка со стороны концедентов, частных инвесторов (концессионеров), юристов и иных консультантов не привело к пониманию того, что СОПФ может быть концессионером.

На экспертных профессиональных мероприятиях по проблемам секьюритизации уже высказывались мнения, что регулятор «смотрит» на проблематику СОПФ в контексте концессионных соглашений более оптимистично. Однако, для того чтобы концессионером смогло стать специализированное общество проектного финансирования, в эту особенную форму организации юридического лица должны поверить концеденты. А это — самые разные организации государственного сектора. Как федерального, так и регионального уровней. Разных отраслей. Все они имеют свои юридические службы, и законы они читают каждый по-своему. Словом, СОПФ еще предстоит непростой путь в сообщество концессионеров.

Безусловно, концессия — это частный случай проектного финансирования, но в настоящее время это работающий и проверенный механизм, благодаря которому складывается практика долгосрочного инвестирования с использованием практически единственного источника финансирования инфраструктуры — средств НПФов. По мнению экспертов по концессионным проектам, облигации концессионера надо выделить в законодательстве в отдельный класс ценных бумаг, также необходимо в подзаконных нормативных актах, методиках, разъяснениях прописать существование этого инструмента и, возможно, предоставить инвесторам налоговые льготы. Это необходимо для того, чтобы самые зарегулированные участники финансового рынка — негосударственные пенсионные фонды — могли вкладывать средства в инфраструктуру. Иначе все сконструированные новые финансовые инструменты будут существовать только в строках закона и не будут востребованы инвесторами. А в России у НПФов будут деньги, но не будет инфраструктуры.

В статье использованы иллюстрации книги «Концессии, изменившие Россию» (Автор — Светлана Бик. М.: Экспертное агентство «Открытые коммуникации», 2015), предоставленные Историческим музеем.
Журнал «Рынок ценных бумаг», № 1, 2015г.

Аналитика Публикации

Концессии – один из эффективных и наиболее применимых в международной практике механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Они применяются там и тогда, когда у государства не хватает финансовых, человеческих, управленческих и иных ресурсов для предоставления услуг населению.

Концессии как один из ГЧП-инструментов представляются довольно успешным механизмом, позволяющим в равной степени учитывать интересы государства и частного инвестора. В данной статье будет сделан обзор зарубежного и российского концессионного опыта.

Исследователи утверждают, что концессии в несколько измененной форме применялись еще в XVIII веке. Так, во Франции братья Перье в 1777 году на основе концессионного соглашения, заключенного на 15-летний срок, добывали и поставляли воду в некоторые районы Парижа. В Великобритании уже в 1820 году существовало 6 частных компаний, которые также вели деятельность по водоснабжению на основе концессий. В Бразилии, Китае и Мексике исторически электростанции принадлежали частному бизнесу. Однако из-за различных экономических и политических факторов эти сферы впоследствии перешли в монопольное ведение государства.

На сегодняшний день сферами традиционно государственных монополий признаются: вода, энергетика, газ, дороги, железнодорожная инфраструктура и т.д.

В последние десятилетия эти сферы претерпевают реструктуризацию. Пра­вительства многих стран, осознав по­требность в частных ресурсах, допуска­ют к ним инвесторов. Какие именно объекты сдаются в концессии в разных странах, показано в таблице 1.

Мировой опыт насчитывает 7-9 форм концессионных соглашений. Не­которые из них представляют собой не что иное, как одну из модификаций приватизации.

Изначально самой распространен­ной формой концессионных соглашений были договоры BOT, по которым за государством сохранялось право собственности на концессионный объ­ект. Тем не менее многие страны зако­нодательно закрепили возможность существования смешанных форм кон­цессионных соглашений, предусматри­вающих частичную или полную пере­дачу объекта частному инвестору.

Концессии дифференцируются по странам и по отраслям экономики (промышленности). Для некоторых стран больше подходит такая форма концессий, когда право собственности всегда сохраняется за государством (Франция). Для других же возможны варианты, когда право собственности может переходить к частному инвесто­ру (как в США).

Возможны и смешанные формы концессий, при которых право собст­венности сохраняется за частным ин­вестором до тех пор, пока он использу­ет объект по назначению. Как только инвестор перестает это делать, объект отчуждается в пользу государства (та­кая форма предусмотрена законом Филиппин.)

Среди самых удачных примеров концессий в мире следует назвать:

— реформу железнодорожного транспорта в Мексике,

— строительство аэропортов в Египте,

— управление учреждениями культу­ры в Японии,

— строительство систем водоснабже­ния в Аргентине,

— строительство электростанций в Индии, Турции и т.д.

Если говорить о дифференциации по отраслям экономики, то очевидно, что в таких стратегических отраслях, как оборонная промышленность или атомная энергетика, отдавать объекты концессионных соглашений в собст­венность частному инвестору не всегда целесообразно. С другой стороны, пе­редача в собственность инвестору не­которых объектов инфраструктуры представляется уместной.

Кому выгодны концессии

Для инвестора выгода концессии заклю­чается не только в доступе к традицион­но закрытым отраслям экономики и воз­можности возведения инфраструктуры, необходимой для укрупнения своего бизнеса (например, строительство дорог для интенсификации экспорта сырья). Выгода также заключается в разделении рисков, а также в достаточно высоких гарантиях возвратности средств. Кроме того, в будущем у инвестора появляется возможность получения регулярных прогнозируемых доходов.

Для государства концессии – это прежде всего инструмент экономичес­кого роста и повышения уровня рыноч­ной конкуренции, а следовательно, и уровня услуг, оказываемых населению.

Так, в Колумбии после передачи в 1993 году четырех государственных портов в концессии частным компани­ям за счет конкуренции улучшилось не только качество услуг, предоставляе­мых портами, но и условия работы в них. В Мексике сдача портов в концес­сию в середине 1990-х привела к тому, что тарифы в них стали равными или даже ниже тарифов портов США.

Кроме этого, концессии для госу­дарства – способ привлечения управ­ленческих ресурсов и технологий биз­неса для реализации приоритетных за­дач в масштабах всей страны, а также уменьшения бюджетных расходов.

Но тогда возникает резонный во­прос: чем отличаются концессии от трудовых договоров с управленцами из бизнеса или, например, от догово­ров подряда, которые можно заклю­чать на строительство или реконструк­цию конкретного объекта?

Ответ очевиден. Главное отличие в том, что работник по проекту не высту­пает инвестором и не берет на себя от­ветственность за реализацию проекта в целом.

Концессии в России

Государственные стратегии и програм­мы, основанные на использовании только бюджетных средств, не позво­ляют реализовывать масштабные стра­тегические проекты. Поэтому власти страны взяли курс на широкое привле­чение частных инвестиций и быстрое развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).

В России механизмы ГЧП закрепи­лись несколькими десятилетиями поз­же, чем в других странах. Необходи­мость принятия отдельного закона о концессиях активно обсуждалась еще в середине 1990-х. Сам Федеральный за­кон «О концессионных соглашениях».(№ 115-ФЗ) был принят лишь 21.07.2005, но до сегодняшнего дня не являлся эф­фективным ГЧП-механизмом.

Закон предусматривает лишь один вид договоров – традиционный кон­тракт BOT. Согласно ему концессионное согла­шение – это договор, по которому одна сторона (концессионер) обязана за свой счет создать и (или) реконструи­ровать недвижимое имущество, право собственности на которое принадле­жит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). При этом кон­цессионеру на определенный соглаше­нием срок предоставляются права вла­дения и пользования объектом кон­цессионного соглашения для его эксплуатации и использования (ст. 3 Закона).

К сожалению, за два с половиной года действия Закона ни одного кон­цессионного проекта реализовано не было. Причиной тому стали такие про­блемы, как непринятие в течение дли­тельного времени подзаконных нор­мативно-правовых актов, необходи­мых для реализации Закона, отсутствие налоговых льгот и префе­ренций для участников концессионных правоотношений и т.д.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Причины концессионных неудач

Главной препоной на пути реализации Закона стала длительность бюрократи­ческих процедур. Правительство РФ долгое время не могло принять необ­ходимый пакет подзаконных актов и типовых документов, призванных обеспечить действие Закона.

Одной из главных проблем стало затягивание утверждения федераль­ным правительством типовой формы для всех концессионных соглашений (обязательное условие об использова­нии такого типового положения зало­жено в Законе).

Сама по себе идея предусмотреть единый типовой договор концессии для столь разных отраслей, как, например, здравоохранение и транспорт, довольно сомнительна. На практике при попытках соотнести конкретный проект с типовой формой возникали серьезные проблемы – урегулировать весь массив потенциальных соглаше­ний в разных отраслях хозяйства с по­мощью единственного типового дого­вора в принципе невозможно.

Мешало прямому действию Закона и несоответствие его положений нор­мам российского законодательства.

Серьезные трудности были связаны с определением того, подлежит ли концессионная деятельность налого­обложению в принципе.

Инвесторы справедливо считали, что она однозначно относится к инвес­тиционной. Что касается имущества, передаваемого по договору концес­сии, то его передача в рамках догово­ра реализацией не является, а значит, не подлежит налогообложению.

Спорными были вопросы о целесо­образности освобождения от НДС средств бюджетов всех уровней, пере­даваемых инвестору (концессионеру), а также о вычете НДС при взаимодей­ствии концессионера с подрядчиками.

Как уже отмечалось, в Законе не были установлены ни однозначный на­логовый режим для осуществления концессионной деятельности, ни нало­говые льготы инвесторам.

Пути реформирования концессионного законодательства

Прислушавшись к мнению делового и экспертного сообщества, которое не­посредственно столкнулось с правовы­ми нестыковками Закона о концесси­ях, федеральные органы власти иници­ировали пакет поправок к Закону.

Некоторые из поправок были при­няты Госдумой во втором чтении 23 мая 2008 года. 6 июня поправки про­шли третье чтение и вступили в силу.

Очевидно, что поправки в Закон о концессиях – несомненно положитель­ный вектор развития российского кон­цессионного законодательства.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой

Частная инициатива при заключении концессии

Частная инициатива заключения концессионных соглашений – нововведение 2015 года. Она заключается в том, что с мая 2015 года любой потенциальный участник концессионного проекта может обратиться к потенциальному концеденту с инициативой о реализации концессионного проекта. При этом особенность как концессионного законодательства, так и предлагаемых поправок по частной инициативе заключается в том, что, с одной стороны, нормы концессионного законодательства носят специализированный характер и не доступны для понимания широкого круга инвесторов, не имеющих опыта реализации концессионных проектов. С другой стороны, не все вопросы, связанные с частной инициативой, урегулированы законодательно. Существующие пробелы законодательства оставляют возможность для их толкования как потенциальными инвесторами, так и потенциальным концедентом.

Постановлением от 31 марта 2015 года № 300 Правительство Российской Федерации утвердило форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее – Форма предложения). Принятие формы предусмотрено пунктом 4.3 статьи 37 новой редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях») и требовалось для практической реализации частной инициативы.

Частная инициатива: понятие, особенности применения

Благодаря поправкам, внесенным в ФЗ «О концессионных соглашениях» в июле 2014 года, с мая 2015 года частные инвесторы могут самостоятельно инициировать реализацию концессионного проекта в отношении интересующих их объектов концессионного соглашения, включенных в перечень части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Для этого инициатор готовит и представляет потенциальному концеденту пакет документов: заполненную Форму предложения, с приложением всех документов, подтверждающих указанные в форме сведения, а также проект концессионного соглашения, содержащий все существенные условия, перечисленные в статье 10 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Несмотря на возможность инициатора выступить с частной инициативой, заключение с ним концессионного соглашения без проведения конкурса возможно только при выполнении следующих ключевых условий:

· принятие уполномоченным публичным органом положительного решения в отношении инициативы;

· соблюдение конкурентных процедур путем размещения в сети Интернет запроса предложений о заключении соглашения на предложенных инициатором и согласованных концедентом условиях;

· отсутствие по итогам запроса предложений о заключении соглашения желающих заключить соглашение на предложенных условиях.

Наличие указанных выше ограничений не лишает механизм частной инициативы преимуществ над стандартной процедурой заключения концессионного соглашения, выражающихся в:

ü возможности инициатора самостоятельно проработать условия концессионного соглашения с учетом его коммерческих интересов;

ü более качественной проработке предпроектной документации за счет использования ресурсов потенциального концессионера (как финансовых, так и профессиональных);

ü сокращении сроков на запуск проекта (без проведения конкурса сроки сократятся примерно в полтора раза);

ü снижении стоимости подготовки проектов для государства (концедента) за счет отнесения расходов по предынвестиционной проработке проекта на инициатора.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой

Форма предложения частично дублирует положения статьи 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» в части требований к инициатору и инициативе (подпункты 4.3, 4.11), например:

— отсутствие решения о ликвидации юридического лица – инициатора;

— отсутствие решения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении инициатора;

— отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам;

— сведения о наличии источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и подтверждение возможности их получения в размере не менее 5 % от общей стоимости проекта.

Форма частично устанавливает новые требования к сведениям, указываемым инициатором в отношении инициативы, например, сведения о наличии/отсутствии проектной документации, сметная стоимость проекта, информация об использовании инновационных технологий.

Принятие единой Формы предложения позволит унифицировать предоставляемые инициаторами сведения в отношении инициативы, упрощая тем самым подготовку необходимого инициатору пакета документов. Вместе с тем при заполнении формы у инициатора может возникнуть ряд вопросов. Например:

Вопрос: Форма предложения предусматривает указание инициатором сведений о наличии у него средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения). Предоставление какого документа будет достаточно для подтверждения наличия доступа к средствам?

Ответ: для целей подтверждения наличия у инициатора средств или возможности их получения инициатор может предоставить:

предварительное соглашение или соглашение под условием, заключенное с кредитором;

письмо кредитной организации о готовности участия в проекте на предложенных инициатором условиях;

подтверждение их наличия у участников инициатора (акционеров) или участников простого товарищества и подтверждение обязательств по их предоставлению инициатору в случае заключения концессионного соглашения (например, письмо от участников либо корпоративный договор, в которых предусматривается обязательство участников инициатора предоставить финансирование в какой-либо форме, предусмотренной законодательством РФ, – внесение вклада в уставной капитал, заем).

Вместе с тем заключить, например, предварительное соглашение или получить письмо от кредитной организации в отсутствие зафиксированных договоренностей сторон на практике затруднительно. Еще более затруднительным это представляется в текущей рыночной ситуации. В таком случае оптимальным является подтверждение наличия собственных средств.

Вопрос: Форма предложения содержит раздел, в соответствии с которым инициатор указывает наименование лица, осуществляющего полномочия собственника в отношении объекта концессионного соглашения. Как понять, кто является собственником?

Ответ: Для того, чтобы понять, кто осуществляет полномочия собственника имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, для начала необходимо определить, к какому мандату относится заключение планируемого соглашения: муниципальному, региональному или федеральному (законодательство о разграничении полномочий). Затем необходимо проанализировать имущество с точки зрения отраслевой принадлежности: что за объект планируется к созданию? Это объект социальной инфраструктуры или транспортной? Далее необходимо посмотреть положение о соответствующем органе и выявить его полномочия на осуществление прав собственника в отношении такого вида имущества. Например, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения полномочия собственника будет осуществлять Федеральное дорожное агентство.

Вопрос: Пункт 5 Формы предложения предусматривает указание инициатором наименования органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении вида имущества, являющегося объектом концессионного соглашения. Однако орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении предполагаемого объекта соглашения, может не обладать полномочиями по заключению концессионного соглашения от имени концедента. Является ли препятствием для заключения концессионного соглашения отсутствие у органа прямого полномочия по заключению концессионных соглашений / осуществлению функций концедента?

Ответ: Идеальной является ситуация, когда в положении об органе, осуществляющем полномочия собственника в отношении имущества, которое будет являться объектом концессионного соглашения, предусмотрены также полномочия данного органа выступать концедентом. Однако практика реализации концессионных проектов в России показывает, что не все органы, осуществляющие полномочия собственника, напрямую наделены полномочиями выступать концедентом. В настоящее время, например, Министерство образования и науки РФ, в соответствии со своим положением, неправомочно в заключении концессионных соглашений, несмотря на наличие полномочий собственника. В пункте 4.6. статьи 37 новой редакции ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствие у органа прямого полномочия по заключению концессионных соглашений / осуществлению функций концедента не указано в качестве основания для отказа в заключении концессионного соглашения. В этой связи отсутствуют правовые основания для отказа в заключении концессионного соглашения по указанной причине. Поэтому инициатору может быть рекомендовано указание в форме лица, осуществляющего именно полномочия собственника, и обращение к нему.

Вопрос: Форма предложения предусматривает указание инициатором адреса (местонахождения) предлагаемого к созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Насколько точно необходимо указывать местонахождение объекта концессионного соглашения? Как заполняется пункт формы, если точное местонахождение создаваемого объекта соглашения инициатору неизвестно? Как заполняется пункт формы, если земельный участок не сформирован?

Ответ: Вопросы в отношении местонахождения земельного участка, как правило, возникают при создании объекта концессионного соглашения. В случае реконструкции объекта инициатор указывает адрес реконструируемого объекта недвижимости, например, на основании сведений, содержащихся в ЕГРП. Отмечаем, что ошибка в точности указания адреса не будет являться препятствием для рассмотрения потенциальным концедентом предложения.

Если объект концессионного соглашения планируется к созданию инициатором в соответствии с планами потенциального концедента, инициатор может и не обладать информацией в отношении местонахождения такого объекта, что особенно актуально для создания не единичных объектов, а группы, например, сети котельных, пунктов взимания платы, остановочных пунктов и т.д. В таком случае инициатору рекомендуется в указанной графе формы представить информацию по рекомендуемым им местам размещения объекта концессионного соглашения (например, конкретный адрес или координаты).

Для ряда проектов актуальным является вопрос заполнения указанного пункта формы, если земельный участок, на котором предполагается размещение объекта, не сформирован. В таком случае рекомендуется предоставить координаты земельного участка (широта, долгота, район, населенный пункт и т.д.).

Вопрос: Форма предложения содержит указание на срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и иного имущества. Как инициатор может сам просчитать данный срок? Можно ли срок передачи объекта определить не календарной датой, а указанием на наступление определенного события (например, в случае наличия необходимости снятия обременения с объекта)?

Рекомендация: Поскольку в данном случае речь идет об обязательствах потенциального концедента, которые будут заложены в дальнейшем в проект концессионного соглашения, рекомендуется ориентироваться на нормативно установленные сроки такой «передачи» в случае, когда речь идет о регистрации прав владения и пользования концессионера на данный объект. Если же речь идет об иномимуществе, то необходимо понимать, кто владеет таким имуществом и на каком праве, т.е. что будет означать «передача прав» – заключение договора аренды, безвозмездного пользования. Также при указании такого срока следует иметь в виду, оформлены ли надлежащим образом права на такое имущество, или необходимо внутри данного срока заложить время на их оформление.

Необходимо понимать, что некорректная оценка срока не является основанием для отказа в заключении концессионного соглашения. В то же время законодательно пока не установлены последствия неправильного заполнения Формы.

В случае реконструкции объекта соглашения срок его передачи определяется исходя из плановой даты начала реконструкции объекта с учетом срока на оформление концессионером прав владения и пользования объектом.

В случае создания объекта соглашения его передача осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию. В таком случае срок передачи рассчитывается инициатором исходя из планового срока ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать, если определить срок передачи объекта соглашения календарной датой невозможно? Можно ли такой срок установить путем указания на наступление определенного события? Данная ситуация может возникнуть, например, в случае наличия необходимости снятия обременения с объекта соглашения перед его передачей концессионеру, когда сроки проведения такой процедуры рассчитать невозможно. Также это актуально для проектов, в которых предполагается передача части объекта соглашения в эксплуатацию после проведенной реконструкции объекта в рамках государственного контракта (например, передача взлетно-посадочной полосы), когда невозможно точно установить дату завершения реконструкции объекта.

Статья 190 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующие критерии для определения срока: календарная дата, истечение периода времени, указание на событие, которое должно неизбежно наступить. Таким образом, определить срок передачи объекта указанием на событие возможно, только если наступление события неизбежно. Между тем неизбежность наступления определить достаточно сложно. В настоящее время судебная практика в отношении наиболее часто указываемых в договорах событий (ввод в эксплуатацию, завершение строительства) отрицательная. По мнению судов, такие события не отвечают признакам события, которое должно неизбежно наступить. При этом сами признаки такого события в судебной практике не определены. В этой связи рекомендуется указывать срок передачи объекта календарной датой, а не путем указания на наступление определенного события.

Вопрос: Формой предусмотрено указание инициатором технико-экономических характеристик объекта концессионного соглашения. Что указывать в данной графе?

Ответ: ФЗ «О концессионных соглашениях» не содержит определения понятия технико-экономических характеристик объекта концессионного соглашения, как и не содержит перечня основных технико-экономических показателей объекта соглашения. Как правило, такие характеристики для существующих объектов могут включать местоположение объекта, реквизиты правоустанавливающих документов, общую площадь, кадастровый и инвентарный номера, назначение объекта, год ввода в эксплуатацию, начальную (балансовую) и остаточную стоимость, состояние, оборудование в составе, срок службы и т.д.

В случае реконструкции объекта соглашения его технико-экономические характеристики могут быть определены только с учетом информации, полученной от публичного партнера(государства). В этой связи на стадии проведения переговоров до подачи предложения рекомендуется уточнить у потенциального концедента соответствующую информацию.

В случае создания объекта соглашения его технико-экономические характеристики определяются инициатором самостоятельно. Рекомендуется основывать их на технико-экономических показателях, утвержденных в действующих актах. Например, основные технико-экономические показатели федеральной автомобильной дороги утверждены распоряжением Минтранса РФ от 31.03.2003 № ИС-216-р, а основные технико-экономические показатели аэродрома содержатся в приказах и распоряжениях Росавиации в отношении проектной документации на реконструкцию/строительство аэродромов.

Также в обоих описанных выше случаях может быть рекомендовано в графе привести описание объекта по аналогии с существующей практикой описания, используемой в действующих распоряжениях Правительства РФ, например, «пропускная способность тоннеля должна составлять не менее 60 тыс. автомобилей в сутки в оба направления с распределением транспортных потоков по городским улицам…».

Вопрос: Что означает информация об использовании инновационных технологий при реализации проекта концессионного соглашения, в том числе при разработке проектной документации? Что указывать в данной графе?

Ответ: С одной стороны, ни в постановлении Правительства РФ, ни в концессионном законодательстве не раскрывается содержание данного требования. Это создает у инициатора соблазн указать на инновационный характер предлагаемого им проекта. С другой стороны, отмечаем, что инновации и инновационность – не полностью определенные законодателем понятия. Кроме того, указание на инновационный характер проекта не влечет получения потенциальным концессионером дополнительных преимуществ в процессе отбора. С учетом этого, рекомендуется указывать в форме на инновационность проекта, если тому имеются подтверждения. Например, зарегистрированные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагается использовать в проекте. Или же если в рамках проекта планируются к разработке новые решения. В любом случае, доказывая инновационность, рекомендуется ссылаться на нормы права.

Приложение.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 марта 2015 г. N 300

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ С ЛИЦОМ, ВЫСТУПАЮЩИМ С ИНИЦИАТИВОЙ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

В соответствии с частью 4.3 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2015 г.

ФОРМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ С ЛИЦОМ, ВЫСТУПАЮЩИМ С ИНИЦИАТИВОЙ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим

с инициативой заключения концессионного соглашения

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения (далее — заявитель) (полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование юридического лица, в том числе являющегося стороной по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, данные документа, удостоверяющего его личность, __________________________________________________________

Адрес (место нахождения), контактные данные (телефон, адрес электронной почты) заявителя __________________________________________________________

I. Сведения о соответствии заявителя установленным требованиям

1. Сведения об отсутствии решения о ликвидации юридического лица — заявителя или прекращении физическим лицом — заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

2. Сведения об отсутствии определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении заявителя

3. Сведения об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период 4. Сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения)

4. Сведения, подтверждающие соответствие инициативы заявителя программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях»

5. Наименование органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении вида имущества, являющегося объектом концессионного соглашения

6. Имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, которое планируется создать (реконструировать) в рамках концессионного соглашения, в том числе объекты движимого имущества, технологически связанного с объектами недвижимого имущества и предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и его существенные характеристики

7. Адрес (место нахождения) предлагаемого к созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения

8. Срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества или недвижимого и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением

9. Наличие либо отсутствие проектной документации

10. Технико-экономические характеристики объекта концессионного соглашения

11. Краткое описание актуальности, целей и задач предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения, включая проблемы, на решение которых он направлен

12. Сметная стоимость предлагаемого к реализации проекта концессионного соглашения на этапе создания и (или) реконструкции и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (расходы по проекту на каждом из указанных этапов с разбивкой на источники финансирования: собственные и заемные средства, финансирование из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с указанием бюджета, по годам реализации проекта)

13. Информация об использовании инновационных технологий при реализации проекта концессионного соглашения, в том числе при разработке проектной документации, на стадиях создания (реконструкции) и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 2897 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *