Курортный сбор 2018

Одним из «старожилов» среди налоговых платежей, действующих сегодня в Беларуси, является сбор с довольно колоритным для нашей республики названием — «курортный», говорится в статье в журнале Минфина «Финансы, Учёт, Аудит». Это своего рода аналог туристического налога, действующего в ряде стран мира, пользующихся популярностью среди туристов, но со своей спецификой: взимается с отдыхающих белорусских здравниц. Для бюджета страны платеж не играет существенной роли, что отражает вклад данной сферы в экономику. Но если для одних районов полученные суммы носят символический характер, то для некоторых (имеющих ограниченные источники доходов) являются ощутимым подспорьем для местной казны.

Фото: Reuters

«Налог на отдыхающих»

В Беларуси курортный сбор, который относится к числу местных налогов и зачисляется в бюджеты районов, сохранился еще со времен Советского Союза. Он взимается с отдыхающих в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц. При этом сначала физлица, приезжавшие на отдых в здравницы, уплачивали наличными определенную фиксированную сумму дополнительно к стоимости путевки. Впоследствии размер курортного сбора включили в стоимость путевки и отрегулировали порядок его уплаты санаторно-курортными учреждениями.

При этом на протяжении длительного периода времени максимальная ставка сбора, которую могли устанавливать местные власти, составляла 3%. А с 2016 года ее предельный размер, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс Беларуси, был увеличен до 5% от стоимости путевки. В случае же ее отсутствия налоговой базой для данного сбора является стоимость проживания и питания, медицинских и оздоровительных услуг.

От уплаты «налога на отдыхающих» освобождаются белорусы, которые направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно. Районные власти, наряду со ставкой сбора на своей территории, устанавливают также льготные категории граждан, с которых платеж не взимается либо взимается частично (как правило, это дети, пенсионеры, ветераны, инвалиды и другие категории населения). При этом данный сбор не является целевым, то есть власти вправе использовать полученные средства по своему усмотрению.

Интересно, что в России курортный сбор действовал с 1991 по 2004 год, а его предельный размер составлял 5% от минимальной месячной заработной платы. При этом в следующем году власти соседней страны вновь вводят данный налог. В качестве эксперимента он будет действовать в четырех регионах РФ — Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Эксперимент продлится почти пять лет — с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Размер сбора для отдыхающих (за исключением льготных категорий) составит не более 50 RUR (0,8 USD в эквиваленте) в сутки в первый год эксперимента и не более 100 RUR (1,7 USD) — в последующие. При этом данный налог не войдет в стоимость проживания туриста, а будет оплачиваться отдельно. Взимать сбор и отвечать за его своевременное перечисление в местный бюджет будут объекты размещения (гостиницы, кемпинги, индивидуальные предприниматели, сдающие квартиры внаем, и т.д.). Доходы от выплат пойдут на содержание курортной инфраструктуры в этих регионах.

Региональные особенности

Из 118 районов Беларуси доходы от курортного сбора имеют менее половины (в 2016 году их было 51). За минувший год объем поступлений увеличился в текущих ценах в полтора раза и составил 4,7 миллиона рублей. Столь значительный прирост произошел во многом за счет увеличения предельной ставки курортного сбора почти в 1,7 раза — с 3% до 5%. При этом за семь месяцев текущего года было получено около 3,2 миллиона рублей, что сопоставимо с величиной данного сбора за 2015 год.

Среди местных налогов курортный сбор лидирует по объему поступлений. Например, от сбора с заготовителей в 2016 году в казну было получено 2,4 миллиона рублей (рост в текущих ценах в 2,1 раза к уровню 2015-го), от налога за владение собаками — 1,3 миллиона рублей (+33,1%).

В свою очередь, показатели в долларовом эквиваленте за последние годы существенно не изменились. Например, в 2010 году поступления от курортного сбора составили чуть более 2 миллионов долларов, а по итогам минувшего года — около 2,4 миллиона долларов. При этом самым урожайным для бюджета стал 2014 год, когда доходы от данного источника достигли 3,2 миллиона долларов в эквиваленте.

Топ-10 районов Беларуси по объему поступлений в бюджет от курортного сбора в 2016 году, тыс. рублей

Дятловский

Минский Гродненский Брестский Витебский

585,6

576,7 275,1 250,1 222,3

Жабинковский

Лепельский Рогачевский Пружанский Докшицкий

215,5

196,9 175,6 173,6 159,5

В целом курортный сбор играет весьма скромную роль для белорусской казны. По итогам минувшего года поступления составили 0,016% в общем объеме доходов консолидированного бюджета Беларуси (для сравнения: в 2010 году показатель равнялся 0,012%).

Однако в разрезе отдельных местных бюджетов «налог на отдыхающих» довольно значим. Например, удельный вес этого платежа в объеме собственных доходов бюджета Дятловского района по итогам минувшего года составил 3,7%. К слову, данный регион является лидером по величине поступлений от курортного сбора — в минувшем году было получено 585,6 тысячи рублей (около 290 тысяч долларов в эквиваленте). Основной объем средств «обеспечивают» расположенные на территории района санатории «Радон» и «Альфа Радон». К слову, ставка курортного сбора для посетителей местных здравниц составляет 5% от стоимости путевки.

В число передовиков по величине собранных средств входит и Минский район, на территории которого, в границах зоны отдыха «Минское море», расположен ряд оздоровительных учреждений (среди них, в частности, санатории «Белорусочка», «Криница», «Пралеска», «Юность»). При этом ставка курортного сбора для посетителей здесь ниже — 3%. Однако, в отличие от Дятловского района, для пристоличного региона эти поступления практически незаметны. Они занимают всего 0,2% в объеме доходов районного бюджета, который, к слову, является бездотационным.

Наименьшую сумму от курортного сбора в минувшем году получил Городокский район Витебской области (36,4 BYN).

В текущем году темпы поступлений от «налога на отдыхающих» существенно повысились при сохранении предельной ставки на прежнем уровне, что свидетельствует о росте объемов санаторно-оздоровительных услуг. На 1 августа от курортного сбора было привлечено 3,2 миллиона рублей, что составляет почти 70% от уровня 2016 года. При этом сохраняющий за собой лидерство Дятловский район за семь месяцев «заработал» почти столько же, сколько за весь предыдущий год.

Интересно, что среди регионов, имеющих доходы от курортного сбора, отсутствует Мядельский район, который считается главной «здравницей» страны. Он является одним из лидеров в Беларуси по числу санаторно-курортных и оздоровительных организаций и других специализированных средств размещения. Здесь функционирует единственная в республике курортная зона Нарочанского края, занимающая около половины от общей площади района.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Дополнительного доходного источника для бюджета Мядельский район лишился еще 17 лет назад. С 2000 года, в соответствии с указом президента, с посетителей санаториев, туристско-оздоровительных комплексов и зон отдыха, расположенных на территории Национального парка «Нарочанский» (создан в 1999 году), вместо курортного сбора взимаются компенсационные выплаты (фактически — тот же налог). Но поступают эти средства не в бюджет Мядельского района, а на счет нацпарка «для проведения природоохранных мероприятий».

В свою очередь, размер этих платежей привязан к базовой величине, а не к стоимости путевки, как на остальной территории республики. Так, за каждый день пребывания в здравнице с белорусов возьмут 1/24 базовой величины (в настоящее время — 0,96 рубля), а отдыхающим на территории Нарочанского парка самостоятельно (т.е. без путевок и курсовок) придется уплатить 1/10 базовой величины (2,3 рубля). Для иностранцев установлен фиксированный «тариф» в размере 1 доллар в день.

При стоимости летней путевки в санатории на 12 дней в размере 756 долларов курортный сбор для иностранного туриста в «обычном» белорусском санатории составит около 40 долларов в эквиваленте (при ставке сбора на уровне 5%). В свою очередь, для зарубежных гостей, отдыхающих в санаториях на территории Нарочанской курортной зоны, сбор (при аналогичных стоимости путевки и количестве дней отдыха) составит 12 долларов.

В условиях довольно ограниченных собственных доходов «курортные» поступления могли бы стать подспорьем для бюджета Мядельского района. Его ключевым источником является подоходный налог, на долю которого приходится более половины в общем объеме поступлений (по данным за 2016 год — 51,4%). При этом его основными плательщиками являются работники бюджетного сектора.

В свою очередь, достаточно низкий вклад от налога на прибыль и доходы (около 7%) свидетельствует о скромном развитии экономики Мядельского района (на его территории нет развитой промышленности, а основной специализацией является сельское хозяйство и переработка).

К слову, собственные доходы покрывают лишь около 40% от потребностей района. Как следствие почти 60% в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет составляют дотации из областной казны. При этом более половины расходов направляется на социальную сферу (в том числе на образование — почти треть, на здравоохранение — 21%).

Зона комфорта

В последние годы особое внимание государства в развитии санаторно-курортной сферы было направлено на Нарочанский регион, единственный, кто в республике имеет статус курортной зоны. Для этого была принята соответствующая государственная программа на 2011−2015 годы. В ходе ее реализации были реконструированы (за счет бюджетных средств и собственных средств предприятий, а также частных инвесторов) местные здравницы, обновлена курортная инфраструктура, которая была сформирована несколько десятилетий назад и уже не соответствовала современным реалиям, проведено благоустройство территории здравниц и пляжных зон на побережье озера Нарочь, а также населенных пунктов Мядельского района.

К слову, помимо курортной зоны Нарочанского региона, в Беларуси в настоящее время официально утверждены четыре курорта республиканского значения, семь — местного. При этом состав данных территорий периодически меняется.

Всего в Нарочанском регионе расположено порядка десяти аттестованных санаторно-курортных и оздоровительных организаций с возможностью круглогодичного приема отдыхающих. Одной из крупнейших здравниц курортной зоны (и в республике) является санаторий «Приозерный», принадлежащий Управлению делами президента. В 2016 году по результатам проведенной государственной аттестации ему была присвоена высшая категория. Всего же такой статус в Беларуси имеют 16 санаториев, а для его получения необходимо иметь широкий перечень медицинских услуг, высокий уровень сервиса и материально-технической базы.
Как рассказал директор санатория «Приозерный» Алексей Шапетько, в 2016 году здесь отдохнули 12,8 тысяч человек, из них более половины (55%) — иностранцы (к слову, здравница входит в тройку наиболее популярных и посещаемых зарубежными туристами). И хотя география посетителей достаточно широкая (страны Балтии, Азербайджан, США, Германия, Греция, Туркменистан и т.д.), основной контингент среди зарубежных гостей составляют граждане России.

В летний период санаторий работает на полную мощность и дефицита клиентов, как правило, не испытывает. Например, в минувшем году, несмотря на кризисные явления в экономиках Беларуси и России, «Приозерный» не смог полностью удовлетворить высокий спрос: число желающих отдохнуть было порядка 500 человек, тогда как количество мест составляет 450.

Однако в межсезонье и зимой (кроме периода новогодних каникул) поток отдыхающих традиционно снижается. Как и стоимость путевок. Например, отдых осенью обойдется на 20−30% дешевле по сравнению с летним сезоном.
Снижение покупательской способности граждан (как белорусов, так и россиян) в целом сказалось на посещаемости санатория.

— Мы об этом судим по нашим постоянным клиентам. Кто-то сократил продолжительность отдыха, кто-то перенес сроки с летних месяцев на другой период. Ведь если хочется отдохнуть, всегда можно найти оптимальный по цене период, — отметил Алексей Шапетько.

Директор санатория убежден, что 12−13 тысяч человек, готовых заплатить за качественный отдых, найти вполне реально. При этом основной объем путевок санаторий реализует самостоятельно, без помощи турагентств (через кол-центр и Интернет). А главным средством продвижения услуг являются отзывы посетителей, отметил руководитель здравницы. Постоянным клиентам (а их около 6 тысяч) санаторий выдает карту гостя. Некоторые из них, по словам директора, приезжали около 15 раз.

Пока санаторий работает в основном со странами постсоветского пространства и на русскоязычном рынке, но рассчитывает расширить географию клиентов из дальнего зарубежья. Правда, пятидневный безвизовый режим для иностранных граждан никак не сказался на «Приозерном». Этого крайне мало для отдыха: день приезда, день отъезда, остается всего три дня. Более действенной мерой, считает А. Шапетько, было бы расширение «безвиза» до 12 дней.

Белорусский санаторно-курортный рынок интересен для иностранцев в первую очередь своей медицинской составляющей: наличием большого количества лечебных процедур, недорогой современной диагностикой. В европейских санаториях аналогичные по качеству медицинские услуги и консультации у врачей узкой специализации будут стоить дороже, отмечают специалисты. При этом лечебная база у большинства белорусских санаториев находится на высоком уровне. В ее модернизацию вкладываются значительные средства.

Важным фактором является ценовая политика. По словам Алексея Шапетько, в диапазоне до 50 долларов в сутки белорусские санатории довольно привлекательны по соотношению «цена — качество» для иностранцев, прежде всего россиян. В свою очередь, в сегменте выше 50 долларов нашим здравницам в борьбе за клиента оказывают серьезную конкуренцию курорты Чехии и Германии. А потому стратегия белорусских санаториев, направленная на увеличение цены в последние годы, сегодня уже себя не оправдывает, учитывая рост конкуренции на рынке Беларуси и в ближнем зарубежье.

Стоимость путевки с лечением в санатории «Приозерный» для белорусов нынешним летом составляла в зависимости от типа гостиничного номера от 85 до 142 рублей в сутки на человека, для иностранцев — от 63 до 117 долларов (т.е. выше на 30−50%). Цена проживания в коттеджном домике санатория в летний период составляла от 115 рублей в сутки на человека (для иностранцев — около 100 долларов). В стоимость путевки, помимо проживания, входят несколько медицинских процедур в день по показаниям врача, ежедневное посещение бассейна, питание (шведский стол).

По мнению директора «Приозерного», сегодня в Беларуси «добрый десяток» санаториев может конкурировать с зарубежными здравницами не только по цене, но и по высокому сервису, развитой инфраструктуре. А остальные за ними подтягиваются.

— Если улучшить уровень сервиса (комфортность номеров для проживания), инфраструктуру, обеспечить удобную доставку туристов из аэропорта в санаторий, то у белорусских здравниц будут очень хорошие перспективы для привлечения посетителей из дальнего зарубежья. Нужна грамотная маркетинговая политика, активное продвижение своих услуг на рынках дальнего зарубежья, — считает Алексей Шапетько.

Правда, слабым местом санаториев является иностранный язык. Например, персонал «Приозерного» (за исключением специалистов отдела маркетинга), по словам его директора, английским «в большинстве своем» не владеет, «но над этим работает». Тем не менее, убежден руководитель здравницы, языковой барьер не является сдерживающим фактором для притока туристов.

— Будет спрос — будут и соответствующие курсы для работников, появятся таблички на нескольких языках.

Цифры и факты о санаторно-курортной сфере Беларуси

— На начало 2017 года в Беларуси насчитывалось 113 санаторно-курортных организаций (на 28,9 тыс. мест), из них 76 санаториев (на 20,4 тыс. мест).

— Наибольшее число санаториев (29) размещено в Минской области, из них на территории Мядельского района — 8. На втором месте по числу здравниц располагается Брестчина — 11, в остальных областях — по 9. В столице санаториев нет.

— Средняя заполняемость санаторно-курортных организаций в 2016 году составила, по данным Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, около 80%.

— Доля иностранных граждан в общем количестве посетителей белорусских санаторно-курортных организаций составляет около 40%, из них 80% граждан России.

— На долю жителей стран, не входящих в СНГ, в 2016 году приходилось 1,5% от общего числа лиц, размещенных в санаторно-курортных, оздоровительных организациях и других специализированных средствах размещения. По сравнению с 2015 годом показатель вырос в 1,5 раза.

— Стоимость путевки в белорусских санаториях для отдыхающих в 2016 году составила (без учета дополнительных платных услуг) в среднем 292 доллара в эквиваленте (для сравнения: в 2014 году — 444 доллара).

— За 2016 год цены на санаторно-оздоровительные услуги в Беларуси, по данным Белстата, увеличились на 7,1%. При этом за январь — июнь 2017 года данные услуги подорожали на 11,7% (при росте потребительских цен за этот же период в среднем по республике на 3,4%).

— В 2016 году на укрепление материально-технической базы санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси направили 48,5 миллиона рублей (около 25 миллионов долларов в эквиваленте).

Белорусские здравницы являются лидерами по объему полученной выручки на рынке туристической индустрии Беларуси. Так, в 2016 году они оказали санаторно-курортных и оздоровительных услуг на сумму около 320 миллионов рублей (порядка 160 миллионов долларов в эквиваленте), а также дополнительных платных услуг (не входящих в стоимость путевки) — на 57,6 миллиона рублей (из них основной объем приходится на медицинские).

Для сравнения: выручка гостиниц и аналогичных средств размещения за минувший год составила 182,7 миллиона рублей (около 90 миллиона долларов), субъектов агроэкотуризма (агроусадьбы) — 14,6 миллиона рублей (7,4 миллиона. долларов), индивидуальных средств размещения (квартиры, комнаты в квартирах, дома, сельские усадьбы, коттеджи, сдаваемые внаем) — 47,7 миллиона рублей (около 24 миллионов долларов).

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

К такому выводу приходят туроператоры, анализируя поведение туристов. Несмотря на незначительную величину самого сбора, факт его наличия сказывается на притягательности частного «теневого» сектора для определенной категории туристов.

СКОЛЬКО СОБРАЛИ СРЕДСТВ КУРОРТНОГО СБОРА ЗА ГОД

Краснодарский край запустил эксперимент по курортному сбору с 16 июля 2018 года. Из-за ЧМ-2018 власти региона сместили сроки внедрения налога в сезоне-2018 с 1 мая на 2,5 месяца.

Курортный сбор в размере 10 рублей за сутки проживания сейчас взимают в Сочи, Анапе, Геленджике, Горячем Ключе и четырех поселениях Туапсинского района. Сбор платят только совершеннолетние туристы и только в официально зарегистрированных объектах размещения. По закону от уплаты освобождаются граждане 19 льготных категорий, а также жители края.

По данным краевой администрации, за год эксперимента с курортным сбором в бюджет поступило более 195 млн рублей, в том числе с начала 2019 года – свыше 86 млн рублей. Как подчеркнул глава региона Вениамин Кондратьев, отдыхающие относятся к курортному сбору «с пониманием», и в крае видят «рост поступлений» по этому налогу.

По планам властей, средства от курортного сбора будут направлены на улучшение объектов курортной инфраструктуры в Геленджике, Горячем Ключе, Джубге, Небуге и Сочи.

ПОЧЕМУ ТУРИСТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПЛАТИТЬ ТУРНАЛОГ

По информации ряда туроператоров, несмотря на всю информационную кампанию, в том числе, и уведомления со стороны самих участников туристического рынка, на курортах Юга России все же находятся отдыхающие, которые не знают, что им надо платить курортный сбор.

Как говорят эксперты, причин такого неведения несколько. Во-первых, действительно находятся люди, которые про сбор ничего не слышали и которые уже на месте начинают возмущаться «поборами».

Во-вторых, как поясняют эксперты национального туроператора АЛЕАН, некоторые организованные туристы думают, что оплата сбора должна идти от туроператора, у которого они приобрели тур, или же сбор уже включен в стоимость путевки.

Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин обращает внимание на большое количество льготных категорий туристов, которые освобождены от уплаты курортного сбора на краснодарских курортах. Нередко это обстоятельство становится причиной конфликтных ситуаций.

«Люди, которые заявляют, что имеют право не платить курортный сбор, нередко не могут подтвердить это документально. Возникает конфликт интересов, туристы просят поверить им «на слово» или проверить по «базе». Или, например, инвалиды третьей группы. По закону о курортном сборе в Краснодарском крае они, в отличие от инвалидов 1 и 2 групп, обязаны заплатить курортный сбор. Многие об этом не знают, и также возмущаются, когда им приходится оплачивать туристический налог при заселении в отель», – рассказывает г-н Ромашкин.

Однако, по отзывам экспертов, «идеологических» противников оплаты курортного сбора крайне мало. «Туристы, отдыхающие в Краснодарском крае, спокойно относятся к туристическому сбору. Жалоб от туристов «Библио-Глобус» не поступало», – проинформировали в пресс-службе туроператора » Библио-Глобус»..

Как считает г-н Ромашкин из «Дельфина», за год действия сбора как туристы, так и краснодарские объекты размещения «притерлись» к налогу. Например, во многих отелях сбор можно оплатить безналом или наличными и при необходимости можно вернуть разницу в деньгах, если пришлось выехать из гостиницы досрочно.

В основном туристы отказываются платить налог именно в спорных ситуациях, считая, что имеют право на льготу. По оценке участников рынка, в целом доля «отказников» курортного сбора среди организованных туристов не превышает нескольких процентов.

«ПИСЬМО СЧАСТЬЯ» НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМ КУРОРТНОГО СБОРА

По словам экспертов, те туристы, которые все-таки отказываются от уплаты курортного сбора, весьма наивно полагают, что им за это ничего не грозит. Как показывает реальная практика этого сезона, «письма счастья» с административным штрафом в размере вплоть до 5000 рублей (например, на семью) «отказникам» приходят.

«Туристы недооценивают отели и санатории, у которых есть все паспортные данные отдыхающих и адрес проживания. Конечно, найдутся гостиницы, которые и не будут жаловаться на «уклонистов». Но если туристы слишком демонстративно отказывались платить, велика вероятность, что их внесут в «черный список» неплательщиков для оформления штрафа», – рассказывают представители турбизнеса.

«ЭФФЕКТ ЧАСТНОГО СЕКТОРА»

Туроператоры по-прежнему говорят о том, что экономическая целесообразность курортного сбора в размере 10 рублей в Краснодарском крае вызывает вопросы, особенно с учетом высокой востребованности частного сектора в регионе.

Как отмечают эксперты туроператора «Мультитур», туристы, суммируя все необходимые доплаты на месте, учитывают все траты.

«В некоторых случаях и сумма в 10 рублей курортного сбора имеет значение при выборе окончательного места отдыха. Особенно, если туристы хотят поехать на курорт на длительный период и большой семьей. В этом случае они нередко склоняются к проживанию в частном секторе – где не взимается туристический налог, да и цена размещения ниже», – резюмируют представители «Мультитур».

С тем, что курортный сбор не «на пользу» организованному потоку в регион, а идет в плюс именно частникам на Юге, говорят и другие участники рынка.

«Если посчитать сумму поступлений от турналога за год, она составит где-то 0,001% от краевого бюджета Краснодарского края. Курортный сбор как инструмент больше экономически полезен, скорее, Алтайскому краю, где туристы, кроме как в санаториях и отелях, и не останавливаются. В Краснодарском же крае иная картина, там в частном секторе проживает около половины всех туристов. Фактически, сейчас «теневые» объекты лишают Краснодарский край не только поступлений от курортного сбора, но и основных налогов, так как они работают нелегально. Так что, если говорить о большем экономическом эффекте от туризма на Кубани, региону надо быстрее найти способ перевести на «официальные рельсы» объекты частного сектора», – отмечает Сергей Ромашкин из «Дельфина».

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

Вернуться назад

Размер курортного сбора в Краснодарском крае — это сумма ежедневной платы, которую собирают с туристов; устанавливается региональным законом. Кому и сколько придется платить за отдых — рассмотрим в статье.

В нескольких пилотных регионах с 2018 года введен курортный сбор в России — в 2020 Краснодарский край по-прежнему входит в число таких пилотных регионов.

В связи началом сезона отпусков граждане все чаще ищут информацию о том, как уплачивается курортный сбор в Краснодарском крае (2020). Сумма взносов интересует граждан не меньше и каков его размер. Расскажем, как новый закон о курортном сборе применяется на практике, каковы сроки, порядок уплаты и сумма.

Нужно учитывать и то, что требование оплачивать курортный сбор касается не всех: разберемся, кто платит курортный сбор в Краснодарском крае, а кто освобожден от такой повинности. При выборе места отдыха стоит выяснить, отличается ли по сумме курортный сбор в Сочи в 2020 году от, например, аналогичного взноса в Анапе. Это все обсудим ниже.

История вопроса и законодательное регулирование

Налог на отдых был введен в России в 1991 году и просуществовал до 2004-го, а затем был отменен в связи с неэффективностью. Однако на протяжении последних 15 лет неоднократно поднимался вопрос о повторном введении курортного сбора. Вопрос состоял в разработке единого порядка и, главное, в обеспечении пресечения злоупотреблений на местах. Принятый 214-ФЗ вводит жесткие нормы контроля за отчетностью по туристическому сбору: в каждом регионе-участнике образуется отдельный Фонд, ведутся учет таких взносов и составление отчетности по нему.

214-ФЗ регламентирует общие вопросы применения налога на отдых в Российской Федерации во время туристического сезона:

  • территория применения: помимо Крыма, в нее входят Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края;
  • срок: с 01.05.2018 до 31.12.2022;
  • налог не должен превышать: 50 руб. — в 2018 году, 100 рублей — в последующие годы;
  • указаны порядок расчета и уплаты;
  • перечислены обязанности сторон, участвующих во взаимоотношениях.

На местах законы приняты до 01.01.2018. Закон Краснодарского края о курортном сборе № 3690-КЗ принят 27.11.2017. Местные власти получили право определять конкретные территории, участвующие в эксперименте, и конкретный размер обязательного взноса.

Взносы будут направлены на развитие инфраструктуры регионов. Уже собрано достаточно средств, остается дождаться отчетов об их применении. Предполагается, что строгий учет взносов приведет к более тщательному контролю за расходованием, чем это было в первый период взимания взносов на отдых.

Налог на отдых в Краснодарском крае

Первое, что интересует отдыхающих, — какие размеры сбора установлены на местном уровне. Ставка налога на отдых вводится единая для всех территорий региона, участвующего в эксперименте. Таким образом, курортный сбор в Анапе (2020) такой же, как и курортный сбор Сочи (2020), сумма не отличается.

Какова же ставка? Сумма курортного сбора в Анапе 2020 составляет 10 рублей в сутки. Это означает, что для других областей края она такая же. Курортный сбор в 2020 году введен на следующих курортах:

  • Анапа;
  • Сочи;
  • Геленджик;
  • Горячий Ключ;
  • Туапсинский район, Новомихайловское городское поселение;
  • Туапсинский район, Джубгское ГП;
  • Туапсинский р-н, Небугское сельское поселение;
  • Туапсинский р-н, Шепсинское СП.

А с 2020 года список пополнят города Тупсе и Ейск, станицы Должанская и Тенгинская.

Кстати, курортный сбор в Краснодарском крае 2020 закон устанавливает в единственном значении. Между тем 214-ФЗ позволяет его увеличивать в будущем, а также дифференцировать в зависимости от сезона (в том числе уменьшать до нуля, как сделали власти Крыма). Размер курортного сбора в Краснодарском крае 2020 г. составляет 10 рублей.

Порядок расчета и уплаты курортного сбора

Механизм сбора, или то, как будет взиматься курортный сбор в Краснодарском крае, определено в федеральном нормативном акте. Каждый совершеннолетний турист (взносы платят только физические лица), пробывший на объекте размещения (не важно — по путевке, в отеле или частном секторе), уплачивает сумму администрации курортной организации (оператору курортного сбора) исходя их произведения проведенных дней и размера налога. День приезда в расчет не входит! Оплата производится не позднее дня выезда и учитывается отдельно от оплаты проживания. Администрация должна подтвердить факт получения наличных денег, выписав приходный кассовый ордер и выдав квитанцию на руки плательщику, что будет являться документом строгой отчетности.

Для расчета суммы курортного сбора применяется формула:

(количество дней – 1) * 10 рублей = сумма сбора

Льготы по уплате курортного сбора

Платить дополнительно придется не всем. Некоторые категории граждан освобождены от обязанности уплачивать курортный сбор в Краснодарском крае 2020 (льготы предоставляются в соответствии со ст. 7 закона 214-ФЗ):

  • лица, имеющие заслуги перед обществом (и отмеченные соответствующими наградами);
  • участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, ветераны тыла и войны, члены семей умерших ветеранов ВОВ;
  • чернобыльцы и подвергшиеся воздействию радиации при ликвидации аварии в Семипалатинске;
  • инвалиды 1 и 2 групп, их сопровождающие и дети-инвалиды с сопровождающими;
  • больные туберкулезом;
  • прибывшие для специализированного, высокотехнологичного лечения или в целях реабилитации;
  • обучающиеся в местных учебных заведениях (до 24 лет);
  • спортсмены, тренеры и т. п., прибывшие в связи с основным занятием;
  • проживающие постоянно либо имеющие собственность на территории, постоянно трудящиеся в регионе.

Эти категории граждан Российской Федерации наименее защищены или имеют устойчивую связь с регионом, поэтому предоставление им льгот вполне оправданно.

Ответственность за неуплату

Отвечать за неуплату сбора будут как и граждане, так и администрация мест проживания, но на федеральном уровне она не установлена. При этом установить штрафы могут органы местной власти. Так, законом Краснодарского края установлены размеры штрафа за неуплату сбора:

  • для граждан — от 500 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц и ИП — от 5000 до 15 000 рублей.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Налоговая база курортного сбора определяется как стоимость путевки в санаторно-курортную или оздоровительную организацию, а если путевка не оформляется — как стоимость услуг по проживанию, а также оказываемых услуг по питанию, медицинских и оздоровительных услуг.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 5 процентов.

Курортный сбор в филиалах ОАО «Белагроздравница»:

1. «Санаторий «Радон» 3%
(решение Дятловского районного Совета Депутатов от 02.12.2016 г. № 117 в ред. от 26.10.2018 №34)

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • физические лица в возрасте до 18 лет;
  • ветераны Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий на территории других государств, в том числе инвалиды боевых действий на территории других государств;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • лица, сопровождающие инвалидов первой группы, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

2. «Санаторий «Рассвет-Любань» — 5 %.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • несовершеннолетние дети;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;
  • ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • физические лица в возрасте до 18 лет;
  • ветераны Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий на территории других государств, в том числе инвалиды боевых действий на территории других государств;· бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • лица, сопровождающие инвалидов первой группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
  • граждане, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов, граждане, проживающих в зонах первоочередного и последующего отселения.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • несовершеннолетние дети;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, – на 50 процентов.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • несовершеннолетние лица в возрасте до 18 лет.

С 01.01.2020 — 3%

(решение Миорского районного Совета депутатов 30.12.2015 г. №84 в ред. от 04.11.2019 №134)

pravo.by/document/?guid=12551&p0=D919v0098557&p1=1

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • несовершеннолетние лица в возрасте до 18 лет;
  • лица, сопровождающие инвалида первой группы, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица;
  • ветераны боевых действий на территории других государств, в том числе инвалиды боевых действий на территории других государств;
  • граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

  • несовершеннолетние дети;
  • лица, достигшие пенсионного возраста.

7. «Детский санаторий «Солнышко» — не установлен.

8. «Детский санаторий «Случь» — не установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *