Мандат депутата

Характеристики

В некоторых языках, «мандат» может означать место в парламенте, полученное после победы на выборах, а не победу на выборах саму по себе. В таком случае мандат привязан к исполнению пожеланий электората, и он называется императивным мандатом; в противном случае он называется свободным или репрезентативным. Например, в Германии свобода мандата закреплена в статье 38 Конституции. Во Франции свобода мандата гарантирована статьёй 27 Конституции от 4 октября 1958 года (фр. «Tout mandat impératif est nul»). Избиратели не могут отозвать своих депутатов на основании того, что депутаты не выполнили наказы избирателей. Это значит, что депутаты обязаны руководствоваться только своей совестью при реализации обещаний, данных ими избирателям. Формально они не обязаны придерживаться и так называемой фракционной или партийной дисциплины, хотя на практике парламентские фракции голосуют консолидированно (по итогам внутрифракционных голосований, на которых выясняется точка зрения большинства фракции).

В современных демократиях мандат имеет всеобщий характер. Это означает, что, например, избранный депутат представляет не только свой избирательный округ, но и всю нацию в целом, хотя с точки зрения избирательной техники страна делится на округа. В качестве примера приводят ситуацию, когда после аннексии Германией трёх департаментов Франции (Эльзаса-Лотарингии) после Франко-прусской войны мандаты, выданные депутатам от этих департаментов, не были аннулированы.

Мандат ограничен во времени — он выдаётся на период до следующих выборов. Ограничение мандата во времени означает прежде всего, что избранное лицо не является собственником своего поста, но лишь занимает его на указанный промежуток времени, по истечении которого мандат должен быть вновь выдан по итогам выборов.

> См. также

  • Предвыборные обещания
  • Предвыборная программа
  • Референдум
  • Согласие управляемых
  • Общественный договор

49. Императивный и свободный депутатский мандат

МАНДАТ (от лат. «mandatum» — поручение) — 1) в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет; 2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей

Императивный мандат — ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. императивный мандат, назначением которого должна была явиться полная и жесткая ответственность и подконтрольность депутата перед избравшими его избирателями, оформился как бы в логически завершенном виде, соединив в себе все три элемента:

– обязанность депутата выполнять наказы избирателей, данные ему в период избирательной кампании;

– обязанность депутата с установленной законом периодичностью отчитываться перед своими избирателями о работе в представительном учреждении;

– право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего доверие избирателей.

Принципиальным отличием «свободного» мандата от «императивного» является независимость и не подконтрольность (во всяком случае, юридическая) депутата перед своими избирателями:

– депутат не связан в своей деятельности наказами избирателей. Более того, в законодательных актах некоторых странах содержится прямой запрет давать такие наказы. Так, например, п. 1 ст. 38 Основного Закона ФРГ гласит, что депутаты Бундестага «не связаны наказами или указаниями». Но чаще всего, в законах не употребляется термин «наказы», говорится о «поручениях» депутатам. Например, п. 1 ст. 56 Конституции Австрии гласит: «Члены Национального совета и члены Федерального совета при исполнении своих обязанностей не связаны никакими поручениями».

– депутат не обязан отчитываться перед избирателями;

– депутат не может быть отозван.

50Государственная дума: статус и полномочия

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

дача согласия Президенту Российской Федерациина назначениеПредседателя Правительства Российской Федерации;

заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерациии половины состава еёаудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законыбольшинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

СТАТУС

Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания- парламентаРоссийской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с референдумом о принятии новойКонституции.

Дума избирается на четыре года, но может быть досрочно распущена Президентомв случаях, предусмотренных Конституцией.

51Досрочное прекращение полномочий ГД Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей. Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях: 1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Порядок формирования совета федерации РФ

Согласно Конституции РФ (ч. Зет. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. 5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», * который предусматривает, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Поскольку в ряде субъектов законодательный (представительный) орган состоит из двух палат, то установлено, что представитель от этого органа в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат. Реформа СФ была призвана сделать его политически более близким исполнительной власти. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены СФ работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря 2001.

Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).

Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января 2002 на неограниченный срок и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января 2002. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года

Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации

При характеристике депутата как члена парламента важное значение

имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата

выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с

избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата

избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном

органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора

представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие

субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта

представительства.» Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями.

Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.

Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах, подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат уже не рассматривается как представитель исключительно того избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна сложность применения императивного мандата в условиях содержательной насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает чрезмерная зависимость от политической активности граждан и злоупотребление личным временем избирателей.

Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. Является реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийныйимперативный мандат характеризуется обязательностью для депутата указаний политической партии, от которой он избран; представительством интересов, в первую очередь, своей политической партии; подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества (политической партии), а не всего народа.

Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти (государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей, несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение свободного мандата в условиях современного государства заключается в ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы существующему в государстве политическому режиму, а следовательно, способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1) изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и переход к формированию нижней палаты российского парламента исключительно по избирательной системе пропорционального представительства, признание политических партий единственным субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы создают условия для превалирования интересов политической партии над интересами избирателей в деятельности депутата.

Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.

Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Государственной Думы

Лекция 11

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата

План:

Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата.

Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятель­ности.

Получая на выборах «представительский мандат», депутаты законодательных (представительных) органов должны выражать волю избирателей, те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение главной (законодательной) функции парламентов. Неумение и нежелание их уловить, понять и выразить, неспособ­ность правильно отражать интересы общества легко де­формируют содержание не только законодательной, но и иных парламентских функций.

Взаимоотношения между избирателями и депута­том могут строиться на принципах «императивного» и «свободного мандата». Каждый из них содержит опре­деленный режим ответственности депутата перед из­бирателями.

До выборов 1993 г. в России отношения между депу­татом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил в науке название «свободный мандат».

Свободный мандат. Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государ­ственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрица­ется право избирателей отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — преж­де всего полноправный член коллегии, обладающий вла­стью на всем пространстве страны.

Уже французская Конституция 1795 г. установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного манда­та включает в себя следующие положения:

· мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);

· мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение сво­их избирателей);

· мандат не подлежит отзыву;

· одобрение действий депутата не требуется, так как он считается выражением воли народа.

Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.

На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддерживающий его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избиратель­ную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учи­тывать потребности и интересы избирателей.

Императивный мандат.Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марк­систско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871г. Затем после 1917г. он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.

Понятие «императивный мандат» включает совокуп­ность трех элементов:

• обязательность наказов избирателей;

• обязательность отчетности депутата;

• право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказа­ми перед избирателями и несет ответственность за неис­полнение своих обязательств. Существо ответственнос­ти выражается в отказе избирателей поддержать депу­тата на очередных выборах или в его отзыве.

В современных государствах используется сочетание «свободного» и «императивного» мандата. Как прави­ло, на общегосударственном уровне применяется сво­бодный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, — императивный,

В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.

Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от име­ни всего российского народа. Статус депутата законода­тельного органы Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депута­та Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской федерации» от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (с измене­ниями на 25 июля 2006 г.).

Депутатами Государственной Думы могут быть толь­ко российские граждане, достигшие 21 года и обладаю­щие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы ра­ботают на постоянной профессиональной основе.

33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

Депутат — лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

Мандат — должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; — синоним «статуса депутата»; — один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

I. Индивидуальный депутатский мандат:

1) Императивный мандат — уполномоченный избирателями.

Структура:

-наказы избирателей

-отчет депутата перед избирателями

-возможность отзыва депутата избирателями.

2) Свободный мандат Структура:

Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

Структура: — нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства РФ

8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

9.1) призыва на военную службу;

Права и обязанности депутата представительного органа.

Самое важное – нормотворческая инициатива.

Права и обязанности, виды:

1. В представительном органе

а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

— организационные

— контрольные

— учредительные

б) в деятельности постоянных комиссий;

в) в деятельности депутатских объединений;

2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

— рассмотрение обращений

— решение вопросов содержащихся в обращении

— ведение приема граждан,

— проведение встреч с избирателями

— изучение общественного мнения

Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

-индивидуальные

-коллективные

-общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

Участие в работе представительного органа:

  • участие в заседании представительного органа;

  • обеспечение выполнения решений представительного органа;

  • участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

  • участие в выполнении поручений представительного органа;

  • участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

  • участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

  • обращение с депутатским запросом.

Депутат обязан:

  • соблюдать правила служебной этики

  • отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

  • выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии депутатской деятельности.

Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

Группы:

1) Общие гарантии — это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. — политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

2) Специальные гарантии — это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

депутатский индемнитет — невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

депутатский иммунитет — запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *