Налог самообложения

Процесс самообложения граждан налогами упростят

Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий механизм самообложения граждан. То есть вместо референдума для введения самообложения будет достаточно схода жителей. Что такое самообложение, для чего оно и кто облагается налогом?

Данная законодательная инициатива была внесена в нижнюю палату группой депутатов во главе с единороссом Александром Сидякиным. Парламентарии также предложили ввести обязательные разовые сборы с граждан для пополнения местного бюджета.

По закону, сегодня установить самообложение можно только на местном референдуме, но авторы документа хотят передать этот вопрос на уровень территориального местного самоуправления, тогда референдум уже не потребуется.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Что из общего имущества супругов можно разделить между наследниками. Разъяснение Верховного суда

«Решение вопросов введения и использования средств самообложения в границах территориального общественного самоуправления предлагается осуществлять на собрании граждан, осуществляющем территориальное общественное самоуправление», — сказано в пояснительной записке к закону.

Как напомнил депутат Госдумы Андрей Исаев, сегодня существует практика, что если люди решили построить дорогу или отремонтировать двор, они могут референдумом принять решение о самообложении.

Но референдум может проходить только в границах муниципального образования. Предположим, есть какой-то удаленный район, где нужно отремонтировать дорогу, референдум в этом случае нужно проводить во всем муниципальном образовании, а большинству жителей всё равно, что там с дорогой, в этом удалённом районе.

Благодаря законопроекту можно будет решать эти вопросы в конкретном населённом пункте.

Что такое самообложение

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)
Статья 56. Средства самообложения граждан
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Самообложение граждан и налогообложение являются составной частью финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Данные направления финансовой деятельности имеют различное правовое регулирование и, как думается, различную правовую природу.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Права владельца небольшой доли в квартире: разъяснение Верховного суда

Надо подчеркнуть, что целевой характер средств самообложения граждан выражен более ярко. В соответствии с положениями статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства самообложения граждан направляются на решение конкретных вопросов местного значения.

Налоги такого целевого значения, как правило, не имеют. Исключения на текущий период развития налоговой системы России составляют акцизы на топливо и транспортный налог, пополняющие дорожные фонды, имеющие целевой характер.

Налоги – это регулярные платежи, а средства самообложения граждан –разовые, призванные обеспечить решение конкретных задач местного значения.

В статье 56 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»установлено, что вопросы самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Можно выделить и иные различия в юридической конструкции рассматриваемых платежей. Однако есть и общие черты. Например, их объединяет поступление данных платежей в бюджетную систему и публичная цель взимания.

Несмотря на различия и некоторые сходства названных платежей, они уплачиваются за счет собственных средств граждан и направляются на финансирование выполнения публичных задач. Интересным представляется вопрос о соотношении права граждан на самообложение и налогового суверенитета государства.

Налоговый и государственный суверенитет

Налоговый суверенитет является частью более общего понятия — государственного суверенитета, в связи с чем государственный и налоговый суверенитет имеют единые истоки. Концепция государственного суверенитета воплощена в Конституции РФ, в части 1 статьи 3 которой указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. То есть основой государственного суверенитета России является народовластие.

В трудах по конституционному праву обращено внимание на то, что народ является единственным источником власти. Думается, что именно этим признаком обусловлена законодательная форма установления налога.

Таким образом, налогообложение и самообложение граждан по своей сути выражение народовластия, только налогообложение – представительной его формы, а самообложение – непосредственной.

Самообложение граждан не может нарушать налоговый суверенитет государства, так как оба элемента общественной жизни имеют общие истоки. Однако, по мнению экспертов, данные направления финансовой деятельности требуют координации друг с другом, а также с механизмами межбюджетных трансфертов и регулирующих доходы бюджетов.

Анализ бюджетов муниципальных образований позволяет сделать вывод о недостаточности налоговых доходов для финансирования вопросов местного значения.

Представляется, что данное обстоятельство не является недостатком существующей налоговой системы.

Недостаточность местных налогов для финансирования вопросов местного значения характерна для многих государств, в том числе и развитых. Думается, что самообложение граждан – более эффективный метод финансовой деятельности муниципальных образований.

Аргументами к данному доводу могут быть следующие положения.

Первое. Самообложение граждан более «эластичный» способ аккумулирования местных финансов, так как он направлен на финансирование «конкретных» задач.

Второе. Диспозитивный метод, лежащий в основе самообложения граждан, повышает ответственность муниципальной власти, так как использованию подлежат ресурсы, аккумулированные добровольно, а не принудительно, как налоги.

Третье. Общественный контроль за использованием ресурсов, собранных в результате самообложения граждан, представляется более эффективным.

Однако применение такого метода, как самообложение граждан, используется редко. Думается, что одной из причин этого обстоятельства является отсутствие правовых основ, достаточных для эффективной реализации данного метода финансовой деятельности.

Правовое регулирование процесса самообложения граждан

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Расчет размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что средства самообложения граждан являются неналоговыми доходами местных бюджетов.

По оценке правоведов, процесс самообложения граждан требует более детального правового регулирования. Представляется целесообразным закрепить обязательное проведение опроса граждан по вопросу финансирования дефицита местного бюджета: за счет средств, привлеченных в форме муниципальных заимствований, или через механизм самообложения граждан.

Самообложение граждан, в отличие от муниципальных заимствований, не влечет возникновение дополнительных обязательств в виде процентов за пользование займом.

Как замечают правоведы, требует дополнительного регулирования вопрос содержания решения о самообложении граждан, обеспечения его исполнения, последствий неисполнения отдельными гражданами такого решения.

Авторы законопроекта о самообложении стремились закрепить на законодательном уровне положение о том, что решение о самообложении граждан должно содержать:

1) предмет финансирования с подробным описанием его основных характеристик;

2) стоимость и срок реализации финансируемого мероприятия;

3) предельные сроки внесения гражданами денежных средств;

4) требование обособленного учета средств самообложения граждан;

5) обязательность осуществления муниципального финансового контроля за формированием и использованием средств самообложения;

6) обязательность утверждения отчета об использовании средств самообложения граждан.

Таким образом, самообложение граждан и налоговый суверенитет государства имеют общие истоки. Расширение применения такого метода финансовой деятельности муниципальных образований, как самообложение граждан, позволит более эффективно использовать муниципальные финансы.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Теги: налоги, права, обязанности

Статья 56. Средства самообложения граждан
 

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.

>Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ «город Грозный»

Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ ‘город Грозный’

ГРОЗНЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2018 года N 55
Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ «город Грозный»

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чеченской Республики от 24 мая 2010 года N 11-РЗ «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» и Уставом города Грозного, в целях повышения гражданской активности населения, вовлечения его в непосредственное осуществление местного самоуправления и пополнения доходной части бюджета муниципального образования для решения вопросов местного значения Грозненская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение «О порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ «город Грозный» согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на Комитет по экономике, бюджету и налоговой политике Грозненской городской Думы.

3. Настоящее Решение подлежит опубликованию в газете «Столица плюс» и размещению на официальном сайте Грозненской городской Думы.

4. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Грозного
З.Х.ХИЗРИЕВ

Приложение. Положение о порядке самообложения граждан в муниципальном образовании городской округ «город Грозный»

Приложение
к Решению Грозненской
городской Думы
от 26 июля 2018 г. N 55

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок введения, сбора и использования средств самообложения граждан Российской Федерации на территории муниципального образования городской округ «город Грозный».

1.2. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, которые закреплены в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.3. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются на местном референдуме. Местный референдум по вопросу самообложения граждан — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Чеченской Республики от 28 апреля 2007 года N 19-РЗ «О референдуме Чеченской Республики», Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет и зарегистрированных по месту жительства в границах города Грозного, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании по вопросу самообложения граждан.

1.4. Использование средств самообложения граждан осуществляется на мероприятия, направленные исключительно на решение вопросов местного значения, принятых на местном референдуме.

1.5. Участие граждан в местном референдуме является свободным и добровольным.

1.6. Администратором доходов бюджета и ведение бюджетного учета как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджет от средств самообложения, является ГУ Департамент финансов города Грозного.

1.7. Контроль за целевым и эффективным расходованием средств бюджета по самообложению осуществляется Контрольно-счетной палатой города Грозного.

1.8. Введение и использование средств самообложения граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Чеченской Республики, Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, настоящим Положением.

2. Порядок введения самообложения граждан

2.1. Местный референдум о проведении самообложения назначается и проводится в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, настоящим Положением.

2.2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования городской округ «город Грозный».

2.3. Инициатива проведения местного референдума по проведению самообложения принадлежит:

гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

Грозненской городской Думе и Мэрии города Грозного совместно;

избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на местном или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

2.4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории города Грозного в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В поддержку инициативы проведения местного референдума, выдвинутой совместно Грозненской городской Думой и Мэрией города Грозного, сбор подписей участников местного референдума не проводится.

2.5. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Грозненской городской Думе и Мэрии города Грозного, оформляется постановлением Мэрии города Грозного и решением Грозненской городской Думы.

2.6. Решение о назначении местного референдума принимает Грозненская городская Дума в 30-дневный срок со дня поступления документов, необходимых для назначения референдума:

постановление Мэрии города Грозного об инициативе проведения местного референдума;

решение Грозненской городской Думы об инициативе проведения местного референдума.

2.7. В решении Грозненской городской Думы о назначении местного референдума указываются:

— день голосования на местном референдуме по вопросу введения и использования самообложения граждан;

— конкретный вопрос местного значения, решаемый за счет средств самообложения граждан;

— равный размер разового платежа для каждого гражданина, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей города Грозного и для которых размер платежей может быть уменьшен;

— календарный год, в котором вводится самообложение граждан;

— срок внесения платежа в бюджет города Грозного;

— в случае уменьшении размера разового платежа для отдельных категорий граждан определяется перечень отдельных категорий граждан, для которых размер разового платежа предлагается уменьшить, а также размер льготного платежа для этих категорий граждан;

— обозначается, что расходы, связанные с проведением местного референдума, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный»;

— решение о назначении местного референдума подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

2.8. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

2.9. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в газете «Столица плюс», обнародованию на информационных стендах и размещению на официальных сайтах Грозненской городской Думы и Мэрии города Грозного не менее чем за 45 дней до дня голосования на местном референдуме.

2.10. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

2.11. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования городской округ «город Грозный» и является обязательным для исполнения всеми гражданами, проживающими на данной территории, со дня его официального опубликования.

2.12. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный».

2.13. Подготовку и проведение местного референдума обеспечивает избирательная комиссия города Грозного в соответствии с Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике» и Федеральным законом от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3. Порядок сбора средств самообложения граждан

3.1. Разовые платежи граждан вносятся в бюджет города Грозного в срок, установленный решением, принятым на местном референдуме.

3.2. Разовые платежи вносятся гражданами на основании извещения Мэрии города Грозного, включающего банковские реквизиты Мэрии города Грозного, а также информацию о сроке уплаты платежа.

3.3. Оплата платежей гражданами производится путем перечисления денежных средств через расчетные организации, имеющие право на осуществление расчетов по поручению физических лиц, на осуществление почтовых переводов, или иным законным способом.

3.4. Уплата платежей по самообложению граждан производится всеми гражданами, достигшими 18-летнего возраста, проживающими на территории города Грозного, независимо от их участия в референдуме и отношения, выраженного ими при голосовании.

3.5. Доходы бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный», полученные от самообложения граждан, являются, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, неналоговыми доходами.

3.6. Разовые платежи, не внесенные в установленный срок, подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством для взыскания невнесенных в срок неналоговых платежей.

3.7. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4. Порядок использования средств

4.1. Денежные средства, собранные в порядке самообложения, расходуются только на реализацию мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов (конкретного вопроса) местного значения, предусмотренных решением, принятым на местном референдуме. Перечень мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения, устанавливается решением Грозненской городской Думы и подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

4.2. Мэр города Грозного ежегодно отчитывается перед жителями муниципального образования о реализации мероприятий и использовании средств самообложения граждан по вопросу, принятому на местном референдуме.

4.3. Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет муниципального образования городской округ «город Грозный» и не израсходованные в текущем финансовом году, сохраняют свое целевое назначение и расходуются в следующем финансовом году.

Средства самообложения граждан

Смотреть что такое «Средства самообложения граждан» в других словарях:

  • Средства самообложения граждан — разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине, равной для всех жителей муниципального образования, за исключением… … Большой юридический словарь

  • Средства самообложения — в РФ разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения (ФЗ «О финансовых основах … Энциклопедия права

  • Средства самообложения — в РФ разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**).… … Большой юридический словарь

  • Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

  • Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… … Википедия

  • Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой… … Википедия

  • Неналоговые доходы бюджетов — 3. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и… … Официальная терминология

  • Собственные доходы местных бюджетов — 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона; … Официальная терминология

  • САМООБЛОЖЕНИЕ — форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально культурному строительству и благоустройству. В СССР на добровольных началах осуществлялось самообложение населения… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Призрение общественное — может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Самообложение — добровольный взнос или налоговая выплата? Что это?

Как всегда наше законодательство невозможно толковать однозначно:

  • Налоговый кодекс (далее НК) в ст.12 предоставляет право субъектам РФ, муниципальным образованиям вводить и устанавливать ставки налогов и сборов путем принятия отдельного нормативного акта. Перечень налогов и сборов конкретно приведен в ст.14, 15 НК и расширительному толкованию не подлежит. То есть кроме перечисленных, не могут устанавливаться какие-либо еще налоги и сборов.

Но есть еще Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления, в котором этот запрет очень исскустно обходится. Статья 56 этого закона предписывает возможность формирования средств самообложения граждан- разовых платежей граждан для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

То есть средства самообложения граждан — хоть и не предусмотрены НК РФ, но это вроде как и не налоги и не сборы, да и граждане сами на сходняке решили их платить.

В Федеральном законе О финансовых основах местного самоуправления (ст. 8) также говорит о процедуре формирования средств самообложения граждан.

Вот одно толкование понятия самообложение.

  • Другое толкование применимо к тем, которые занимаются частной практикой. Например нотариусы, частные адвокаты, некоторые индивидуальные предприниматели обязаны сами исчислять и уплачивать налоги. К ним также применяется понятие «самообложение»
  • И еще одно толкование, о котором только ведутся рассуждения. А именно: о возможности принятия норм, чтобы каждый гражданин РФ получил право, я подчеркиваю — не обязанность, а право — рассчитывать и платить налоги самостоятельно. Сейчас обязанность исчислять и платить подоходный налог лежит на бухгалтерии предприятия, в котором гражданин работает. Бухгалтер объективно или субъективно может ошибаться в соответствующих расчетах. Поэтому гражданам хотят предоставить право платить налоги самостоятельно.

Не имея конкретного представления о вашей ситуации, постарался ответить на вопрос как можно шире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *