Нормативы численности персонала

Содержание

Рабочие на предприятии заняты выполнением и обслуживанием производственного процесса. В российской практике менеджмента их принято делить на основных и вспомогательных: основные рабочие заняты выпуском основной продукции, вспомогательные обеспечивают деятельность основных. Характер труда у рабочих преимущественно физический, причем у основных рабочих он более детерминированный, определенный, у вспомогательных рабочих – менее детерминированный, неопределенный. Вследствие этого отличаются нормирование труда и методы расчета численности основных и вспомогательных рабочих.

Наиболее применяемыми методами являются расчеты:

1) по трудоемкости производственной программы и выполняемых работ;

2) по нормам обслуживания и численности.

По трудоемкости производственной программы определяется численность основных рабочих в производствах, имеющих дискретный характер (машиностроение, строительство, легкая промышленность).

По трудоемкости выполняемых работ определяется численность вспомогательных рабочих, труд которых нормируется. К ним относятся ремонтные рабочие всех направлений: механики, электрики, теплотехники, слесари КИП и т.п. К этой группе относятся также работники вспомогательных цехов: станочники ремонтных цехов, транспортные рабочие – грузчики, водители грузового транспорта, погрузочной техники и другие.

По нормам обслуживания и нормам времени обслуживания рассчитывается численность основных рабочих в непрерывных производствах (химическая промышленность, нефтедобыча и нефтепереработка, черная и цветная металлургия, электроэнергетика).

По нормам обслуживания и численности рассчитывается численность вспомогательных рабочих, выполняющих дежурное обслуживание, – дежурные ремонтники-механики, электрики, слесари КИП, теплотехники.

По укрупненным нормативам численности рассчитывается численность основных и вспомогательных рабочих. Для расчетов используются, как указывалось в предыдущей статье (см. «ЭЖ» № 38), укрупненные трудовые нормативы (обслуживания, численности, управляемости).

По фактическим затратам времени рассчитывается численность основных и вспомогательных рабочих. Для этого проводятся фотографии рабочего времени работников. Нередко фотографии рабочего времени используются для корректировки нормативной или фактической численности рабочих.

Самым распространенным методом расчета численности рабочих является расчет по трудоемкости производственной программы. Для этого применяется стандартная формула:

Чр = (Тi х Вi : Фрв х Квн) х Кс,

где: Чр – списочная (штатная) численность рабочих i-й профессии;

Тi – трудоемкость (время) i-й операции;

Вi – количество i-х операций за определенный календарный период;

Фрв – фонд рабочего времени 1 рабочего за определенный календарный период;

Квн – коэффициент выполнения норм;

Кс – коэффициент списочного состава.

Примеры расчетов имеются в любом учебнике или справочнике по организации труда на предприятии.

Расчет численности вспомогательных рабочих производится по той же формуле. Только трудоемкость операции в формуле заменяется на трудоемкость выполнения определенной работы. Примером такой работы для слесарей-ремонтников технологического оборудования может быть мелкий ремонт станка. Количество ремонтов оборудования за определенный период времени определяется с помощью системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Как отмечалось в предыдущей статье, область применения нормативных материалов по труду в последние годы существенно снизилась и на первый план вышли методы расчета численности по фактическим затратам времени. Таким способом устанавливаются местные нормы времени, численности, обслуживания. После утверждения этих норм дирекцией предприятия они имеют законный характер.

Пример расчета необходимой численности ремонтных рабочих реального российского предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.

На предприятии функционирует традиционно сложившаяся централизованно-децентрализованная система ремонтного обслуживания оборудования.

Рабочие-ремонтники входят в штат основных и вспомогательных цехов предприятия. Ремонтный персонал, входящий в штат основных цехов, выполняет дежурное обслуживание оборудования, а также часть плановых и аварийных ремонтов. Ремонтный персонал, входящий в штат вспомогательных цехов, выполняет средний и капитальный ремонт оборудования основных цехов в своих (на стационарных рабочих местах) и в основных цехах. Также он выполняет часть плановых и аварийных ремонтов в моменты регламентного останова оборудования. Численность ремонтников по видам ремонтов представлена в таблице 1.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что большая часть ремонтных работ выполняется на передвижных рабочих местах ремонтных рабочих в основных цехах предприятия. Для эффективного выполнения таких работ требуется их четкое планирование и регламентация.

Трудоемкость ремонтных работ и соответственно занятость ремонтных рабочих непостоянна и меняется в зависимости от использования оборудования. При этом возможны несколько режимов занятости ремонтных рабочих:

  • минимальная трудоемкость и численность работников – при обычной работе оборудования;
  • средняя трудоемкость и численность работников – при плановом останове одной из бумагоделательных машин;
  • максимальная трудоемкость и численность работников – при плановом останове всего комбината.

На предприятии были проведены массовые исследования затрат и потерь рабочего времени рабочих-ремонтников при обычной работе, при плановом останове отдельных бумагоделательных машин и всего комбината. В качестве основного метода исследования были выбраны групповые бригадные ФРВ, дающие охват 2–5 человек. Для массовых исследований привлекались студенты местного университета, для которых эта работа стала производственной практикой по предмету «Организация и нормирование труда».

Фотографии проводились в течение календарного месяца. Всего было проведено 423 групповые фотографии с общим охватом 340 094 мин., что составило 709 рабочих смен продолжительностью 8 часов. Были исследованы затраты и потери 227 человек, что позволяет говорить о массовости исследования и достаточной достоверности результатов.

Общие потери по цехам составили 15–20% рабочего времени с разбросом по отдельным службам от 4,2 до 29,5%. Основными причинами прямых потерь рабочего времени явились отсутствие фронта работ, задания, инструктажа, мастера, а также выполнение несвойственной работы (монтаж лесов, погрузка, покраска).

Для определения необходимой численности работников был проведен расчет численности рабочих-ремонтников на момент годового планового останова предприятия и в период плановой работы основного технологического оборудования. Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Штатная численность рабочих (колонка 4) получена из штатных расписаний цехов.

Явочная численность рабочих (колонка 5) рассчитана по формуле:

Чяв = Чшт : Кс,

где: Чяв – явочная численность рабочих;

Чшт – штатная численность рабочих;

Кс – коэффициент списочного состава (пересчета штатной численности в явочную по нормативам Кс = 1,1).

Фактическая численность рабочих (колонка 6) получена из «Списков выполненных работ по цехам предприятия во время планового останова» (данные ОТиЗ предприятия).

Норматив численности по заводской трудоемкости (колонка 7) рассчитан по формуле:

Нч = Ксм х Тр : Вост,

где: Нч – норматив численности рабочих;

Тр – фактическая трудоемкость выполненных ремонтных работ (данные ОТиЗ предприятия);

Вост – время останова цеха (по заводским данным – от 30 до 108 часов для разных цехов);

Ксм – коэффициент сменности для ремонтных работ (в период останова Ксм = 2).

Норматив численности с учетом потерь по ФРВ (колонка 8) рассчитан по формуле:

Нчп = Нч х Впр,

где: Впр – время полезной работы.

Время полезной работы определяется как время рабочей смены минус время прямых и сверхнормативных потерь. Его величина определяется по результатам фотографий рабочего времени.

Резерв сокращения численности рабочих (колонка 9) определяется как разница между нормативной (колонка 8) и явочной численностью (колонка 5) и представляет собой излишнюю численность ремонтных рабочих по определенным службам и цехам по формуле:

Р = Чяв – Нчп,

где: Чяв – явочная численность рабочих;

Нчп – норматив численности рабочих.

Норматив численности с учетом потерь по ФРВ (колонка 8) представляет собой необходимую численность рабочих, выполняющих ремонтные работы, в период годового планового останова по службам и цехам (т. е. максимально необходимую численность рабочих).

Норматив численности на период плановой работы основного технологического оборудования определяется аналогичным способом. При определении необходимой численности ремонтных рабочих целесообразно учитывать плановую (фактическую) трудоемкость выполненных работ. Однако учет плановой (фактической) трудоемкости ремонтных работ на предприятии отсутствует, поэтому расчет численности ремонтных рабочих на период плановой работы основного технологического оборудования был произведен с учетом явочной численности и потерь по ФРВ.

Подобные расчеты были проведены по всем цехам предприятия.

По результатам расчетов получен резерв численности:

  • в период останова – 172 человека, или 16,6% ремонтных рабочих;
  • в период работы – 245 человек, или 23,6% ремонтных рабочих.

Годовой экономический эффект, включающий экономию по ФОТ и единый социальный налог (ЕСН), при высвобождении 172 человек составит 24 063 тыс. руб., при высвобождении 245 человек – 33 387 тыс. руб.

Как разобраться, почему сотрудники не справляются с работой? Может они перегружены, и требуется дополнительный персонал, или же они недостаточно эффективно работают? При грамотной оптимизации процесса возможно сократить штат, не снижая при этом эффективности работы.

Сколько человек должен считать расчетный бухгалтер, как рассчитать загруженность бухгалтера, коэффициент главного бухгалтера и оптимальная численность бухгалтерии на предприятии — обсудим в этой статье.

Любой руководитель постоянно сталкивается с необходимостью оценить загруженность персонала. И если перед некоторыми специалистами не составит труда поставить конкретные задачи и сроки их решения, и оценить количество сделанной ими работы . Например, журналисты получают гонорары за определенный объем текстов или их количество. То понять, каков КПД работы других работников, бывает довольно сложно.

Кроме того, зачастую руководителям нужно обосновать увеличение или уменьшение штата для генерального директора или акционеров компании. Каковы же могут быть наглядные аргументы, свидетельствующие о нехватке или переизбытке сотрудников, и как подсчитать оптимальное количество человек для того или иного отдела? Рассмотрим этот вопрос на примере работы бухгалтерии.

Одним из инструментов оценки эффективности работы отдела, является нормирование.

Для начала попробуем разобраться, может ли бухгалтерия являться объектом нормирования. Процесс бухучета не является уникальным и состоит из нескольких основных компонентов, которыми обладает любой стандартный процесс:

  • исполнители;
  • входящая информация (то есть первичная документация);
  • правила и регламенты (положения по бухгалтерскому учету, Налоговый кодекс);
  • сложившаяся практика;
  • результат (отчетность).

Если мы знаем количество входящих данных и количество человеко-часов, необходимое для обработки единицы таких данных, то, перемножив эти показатели, мы получим нормативные трудозатраты. Сравнив их с реальными, можно понять, требуется ли увеличение или сокращение штата бухгалтеров в компании.

Количество человеко-часов, необходимое для получения единицы результата работы, называется нормативами трудозатрат. Такие нормативы могут быть фактическими и оптимальными. Первые отражают текущую ситуацию в компании на момент измерения, вторые рассчитываются в среднем по отрасли и показывают, к чему надо стремиться.

Способы расчета трудозатрат

Существует несколько основных способов расчета нормативов трудозатрат для компании:

  • бенчмаркинг;
  • факторное нормирование;
  • фотография рабочего дня;
  • микроэлементное нормирование.

Рассмотрим каждый из них в отдельности и остановимся на наиболее оптимальном с точки зрения трудоемкости и точности методе.

Бенчмаркинг – это оценка и сравнение того, как те или иные процессы выполняются на других предприятиях вашей отрасли. Обычно рассматривают наиболее успешные компании на рынке, и для каждой отрасли рассчитывают собственный норматив. Для расчета таких нормативов необходимо собрать небольшие объемы информации только по лидерам рынка, но и точность таких нормативов будет невысокой, потому что не учитываются объемы бизнеса, специфика каждой конкретной компании и т.д.

Метод фотографии рабочего дня заключается в том, что аудитор или сотрудник отдела по работе с персоналом фиксирует каждое действие сотрудника в течение всего рабочего дня и замеряет длительность его выполнения. Такой способ очень трудозатратен и более эффективен на производстве. Для расчета бухгалтерских нормативов он подходит не всегда.

Микроэлементное нормирование – один из наиболее точных способов определения нормативов. При этом каждый процесс разделяют на элементарные составляющие, а затем измеряют время, затрачиваемое на выполнение этих элементов. Но при своих преимуществах в точности этот метод требует больших трудозатрат.

Метод факторного нормирования дает наиболее точные результаты и не слишком сложен в использовании. В этом случае для расчета необходимого числа сотрудников учитывают различные факторы, влияющие на трудозатраты и результат процесса. Для этого деятельность подразделения разбивают на участки, по каждому из которых оцениваются трудозатраты. Затем для каждого из процессов (задач) выявляются факторы, которые наиболее сильно влияют на сроки и сложность их выполнения. Перемножая полученные данные, получаем нормативы.

Деятельность бухгалтерского отдела можно разделить на следующие участки:

  • учет кассовых операций;
  • учет расчетов по банковским операциям;
  • учет расчетов с подотчетными лицами;
  • учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • учет реализации;
  • управленческая и корпоративная отчетность;
  • учет долгосрочных инвестиций, основных средств и нематериальных активов;
  • учет товарно-материальных запасов;
  • учет финансовых вложений;
  • учет финансирования и займов;
  • подготовка налоговой отчетности;
  • расчет заработной платы.

Компании необходимо определить, какие из этих участков обслуживает бухгалтерия, и далее произвести оценку трудозатрат по каждому процессу. При этом необходимо учесть уровень квалификации задействованных бухгалтеров. Следующим шагом будет выявление факторов, которые наиболее влияют на трудозатраты. Например, в случае с расчетом заработной платы такими факторами являются:

  • количество начислений и удержаний;
  • количество межрасчетов;
  • количество сотрудников, для которых проводится расчет зарплаты (расчетных листков).

А в учете расчетов с поставщиками к таким факторам мы отнесем:

  • число накладных;
  • среднее количество номенклатурных позиций в накладной.

После того, как мы определились с процессами, трудозатратами и факторами, рассчитываем для каждого процесса норматив трудозатрат для бухгалтеров. Например, нормативом для расчета заработной платы будет считаться количество расчетных листков в месяц на одного бухгалтера. А нормативом учета расчетов с поставщиками и подрядчиками может стать количество накладных в час на одного бухгалтера.

Пример

Компания занимается оптовой торговлей. В ней работает 100 сотрудников, при этом она имеет 50 поставщиков, 10 поставок от каждого ежемесячно на каждый из 2 имеющихся складов. Платежи каждому поставщику производят 2 раза в месяц. Компания имеет 1000 клиентов, каждый из которых делает в среднем 10 покупок ежемесячно. При этом из исследований рынка мы знаем следующие нормативы:

  • норматив учета расчетов с поставщиками: 36 накладных в час на одного бухгалтера;
  • норматив учета расчетов с покупателями: 40 накладных покупателям в час на одного бухгалтера;
  • норматив учета расчетов по банковским операциям: 15 платежным поручений в час на одного бухгалтера;
  • норматив расчета заработной платы: 1500 расчетных листков в месяц на одного бухгалтера.

Сколько бухгалтеров необходимо такой компании?

Учет расчетов с поставщиками:

50 поставщиков х 10 поставок х 2 склада = 1000 накладных от поставщиков в месяц.

Производительность:

36 × 21 день × 8 часов = 6048 накладных от поставщиков в месяц.

Необходимые ресурсы:

1000 : 6048 = 0,17 бухгалтера

Учет расчетов с покупателями:

1 000 клиентов × 10 покупок = 10 000 заказов от покупателей в месяц

Производительность:

40 × 21 × 8 = 6720 накладных покупателям в месяц

Необходимые ресурсы:

10 000 ÷ 6720 = 1,48 бухгалтера

Работа с банком:

50 поставщиков × 2 раза в месяц = 100 платежных поручений в месяц

Производительность:

15 × 21 × 8 = 2520 платежных поручений в месяц

Необходимые ресурсы:

100 ÷ 2520 = 0,04 бухгалтера

Расчет заработной платы:

Необходимые ресурсы = 100 ÷ 1500 = 0,06 бухгалтера

Итого: 0,17 + 1,48 + 0,04 + 0,06 = 1,75 бухгалтера

Следовательно, такой компании будет достаточно двух бухгалтеров.

Метод нормирования можно применить и к одному конкретному специалисту, чтобы определить степень его загрузки. Если задач у сотрудника слишком много, необходимо снять часть их и перераспределить между другими работниками, если это возможно, либо нанять дополнительных людей для выполнения этой работы. Если после всех расчетов выяснилось, что сотрудники загружены не полностью, можно занять их на каких-то новых участках работы или же сократить штат и распределить общую нагрузку равномерно по оставшимся сотрудникам. Как вариант – передать неравномерно распределяющиеся во времени задачи на аутсорсинг. В этом случае платить нужно только за реальный объем работы, и у вас не будет необходимости содержать работника, услуги которого не нужны вам все пять дней в неделю.

Для того, чтобы сделать работу сотрудников более результативной, можно установить для них определенные показатели эффективности (так называемые KPI), достижение которых влияет на размер премии. Показатели эффективности помогут учитывать разный КПД сотрудников, ведь при одинаковом окладе и одной и той же должности люди будут получать разную премию, которая зависит напрямую от качества их работы.

Выбор показателей KPI зависит от должности и определяется руководством компании или отдела. Для бухгалтерии это может быть количество ошибок в проводимых операциях и отчетности, соблюдение сроков ее сдачи и т.д. Установить KPI можно практически для любой должности, для этого подойдут любые показатели, которые можно измерить и подсчитать и которые влияют на общий результат работы.

ФГУП «Научно-исследовательский институт
труда и социального страхования»
Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию

Рекомендации
по определению штатной численности работников
бюджетных организаций на основе нормативов по труду

Москва 2006

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.

В рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.

Рекомендации разработаны коллективом авторов:

к.э.н., заслуженный экономист России Софинский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).

Управлением нормативов по труду «НИИ ТСС» Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.

В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.

Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.

В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.

Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.

Актуальность разработки рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ.

1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.

Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно-обоснованных режимов труда и отдыха.

1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).

1.3. Для установления штатной численности работников организации применяются следующие виды нормативных материалов — норма времени, выработки (нагрузки), управляемости, норма времени обслуживания, численности, типовые штаты.

Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки (нагрузки) — это установленный объем работы единиц, который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости — численность работников, которая находится в подчинении у одного руководителя.

Норма времени обслуживания — это величина затрат времени на обслуживание единицы объема работы.

Норматив численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени, обслуживания, нагрузки.

1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.

Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий типичных для организаций нескольких ведомств.

В приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.

Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.

Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.

1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.

1.6. Нормативные материалы по труду должны быть доступными для применения — простота восприятия, применения нормативов, нормативных формул, удобство применения нормативных таблиц, четкость значения факторов.

1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.

1.8. Наименование должностей руководителей, специалистов и других служащих должны соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по общеотраслевым должностям служащих, а профессий рабочих — единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать Положения, отражающие задачи, основное содержание функций на них возложенных и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.

1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.

1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ШТАТОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:

, где

То — общие затраты на объем работы за год, ч.;

Фп — нормативный фонд рабочего времени 1-го работника за год (условно принимается 2000 ч.);

Кн — коэффициент учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

.

Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемых работниками, определяется по формуле:

, где

Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, охваченные нормативами;

n — количество видов выполняемых работ;

К — коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер и не охваченные нормативами.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитывается по формуле:

, где

Нвр — норма времени, ч,

VI — объем работы 1-го вида, выполняемый в течение года.

Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).

Пример расчета штатной численности работников бухгалтерии по учету основных средств.

Таблица 1

№ пп

Состав работы

Номер позиции

Норма времени в мин.

Объемы работ в единицах измерения

Трудозатраты в ч.

гр. 4 ´ гр. 5

Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной описи и сличительной ведомости по инвентаризации основных средств.

Отражение движения основных средств в оборотной ведомости по учету движения основных средств. Анализ полученных результатов. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Начисление амортизационных отчислений за месяц с учетом ввода и выбытия основных средств. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере книге «Журнал-главная»

Итого То:

Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемых подразделением (группой), равнялся 3540 ч.:

2.2. Методика расчета штатной численности на основе норм нагрузки.

Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:

, где

N — общее количество выполненных работ в единицах измерения за год;

Нн — среднегодовые нормы нагрузки в единицах измерения за год на одного исполнителя.

Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:

, где

Фп — нормативный фонд рабочего времени одного работника за год, час;

Тср — средние нормативные трудозатраты на выполнение одной работы в единицах измерения.

, где

То — общие трудозатраты на объем работы за год, выполненный исполнителем (или исполнителями).

Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.

Расчет общих трудозатрат работ, выполненных судьями арбитражного суда

Таблица 2

№ пп

Наименование работ

Трудозатраты по видам работ, ч

Рассмотрение дел

21925,6

Непроцессуальная деятельность.

Действия судьи, связанные с непосредственным рассмотрением дела.

1569,0

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу.

140,0

Действия судьи, связанные с исполнением судебных актов

2672,0

Действия судьи, связанные с исполнением требований законов

1034,1

Всего, То:

27340,7

Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:

, где

N — количество дел, рассмотренных в первой инстанции за год, — 2370.

Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:

,

Фп — нормативный фонд рабочего времени судьи в год 2000 ч.

Штатная численность судей составит:

2.3. Методика расчета штатной численности рабочих на основе норм времени обслуживания.

Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:

, где

То — общая трудоемкость выполнения работ (за год, месяц, смену), по заданной зоне обслуживания.

Но — норма времени обслуживания единицы объема работ (кв. м, количество посетителей и т.д.)

Кн — планируемый коэффициент невыходов.

Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:

, где

Фп — нормативный фонд рабочего времени (сменный, месячный, годовой);

Тно — сумма норм времени обслуживания.

Сумма норм времени обслуживания (∑Тно) определяется по формуле:

Тно = (Тн1 + Тн2 + … + Тнп)×К,

где Tн1, Тн2, …, Тнп — время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, которое определяется по формуле:

Tн1 = t×V×q, где

t — норматив оперативного времени на единицу объема работ;

V — объем работ;

q — средняя повторяемость работ (в смену, за месяц, год);

К — коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные потребности. Коэффициент К определяется по формуле:

где

а1 — время на дополнительные функции в % ко времени основных функций;

а2 — время на отдых и личные потребности в % ко времени основных функций.

Пример расчета штатной численности уборщиков помещений на основе норм времени обслуживания. Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений.

Таблица 3

№№ пп

Наименование объектов уборки

Нормы

Обслуживания (м2)

Времени обслуживания на 1 м2 (час)

Служебные помещения

100,0

0,08

Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта

114,0

0,07

Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом

267,0

0,03

Лестничная клетка в здании свыше 5-ти этажей с лифтом

730,0

0,01

Санитарный узел общего пользования

890,0

0,009

Душевая общего пользования

1000,0

0,008

Примечания:

1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта К = 1,6;

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом К = 1,7;

— лестничные клетки в здании выше 5-ти этажей с лифтом К = 1,75.

Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.

Общая площадь служебных помещений составляет 2000 м2, в том числе: служебные помещения 1602 м2; лестничные клетки в здании до 5 этажей с лифтом — 248 м2. Здание до 5 этажей с лифтом, К = 1,7. Санитарных узлов — 10, общая их площадь 100 м2; душевые — 2 по 25 м2.

Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы № 3.

tн1 = 0,08 ´ 1602 ´ 1 = 128,16 ч.

tн2 = 0,03 ´ 248 ´ 1,7 = 12,65 ч.

tн3 = 0,009 ´ 100 ´ 1 = 0,9 ч.

tн4 = 0,008 ´ 50 ´ 2 = 0,84 ч.

a1 = 0,1 а2 = 0,1

Тно = (128,16 + 12,65 + 0,9 + 0,8)´ 1,002 = 142,51 ´ 1,002 = 142,79 чел.-ч.

Штатная численность работников по уборке служебных помещений:

2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения.

Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:

— предельной наполняемости групп детьми;

— продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);

— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);

— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:

в возрасте до одного года — 10 детей;

в возрасте от одного года до трех лет — 15 детей;

в возрасте свыше трех лет — 20 детей.

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

— в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

— в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

— в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену, в течение всего режима работы учреждения.

Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:

6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:

— в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) — 25 часов;

— в остальных случаях — 36 часов.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

— для детей с туберкулезной интоксикацией — 36 часов;

— для умственно отсталых детей и детей с пораженной центральной нервной системы и нарушением психики — 36 часов;

— в остальных случаях — 40 часов.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:

где

Чяв — численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс — продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т — количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн — нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чш = Чяв ´ Кн, где

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

, где

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел.

Режим работы дошкольного учреждения — 6 дней в неделю, с 9 часовым пребыванием детей, 10 % — планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года — 10 человек, 10 % — планируемые невыходы.

Режим работы дошкольного учреждения — 5-дневная рабочая неделя с 24 часовым пребыванием детей.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше 3-х лет — 20 человек.

Режим работы дошкольного учреждения — 5-дневная рабочая неделя с 5-часовым пребыванием детей (прогулочная), 10 % — планируемые невыходы.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

2.5. Методика расчета штатной численности работников на основе нормативов численности.

Методика расчета штатной численности работников с помощью нормативов численности зависит от вида этих нормативов — разработанных по функциям управления, отдельным должностям или видам работ.

Наиболее часто встречаются нормативы численности работников разработанные по функциям управления в виде нормативных степенных или линейных уравнений регрессии, например:

a1 a2

Н = К ´ Ф1 ´ Ф2 или Н = К + a1Ф1 + а2Ф2, где

Н- норматив численности по функции управления, чел.;

К — постоянный коэффициент уравнения регрессии;

a1, a2 — показатели степени регрессии при соответствующих факторах;

Ф1, Ф2 — числовые значения факторов.

Общая нормативная численность инженерно-технических работников и служащих подразделения (организации) определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:

Нн = Н1 + Н2 + … + Нn, где

Нн — нормативная численность по подразделению (организации), чел.;

Н1, Н2, …, Нn — нормативная численность инженерно-технических работников и служащих по каждой функции, чел.

Примером может служить расчет численности работников по функции «Организация труда и заработной платы» в соответствии с «Типовыми межотраслевыми нормативами численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах» по формуле:

Н4 = 0,12 + 0,0051×Рпп + 0,0009Р,

где: Рпп — общая численность работников — 100 чел.;

Р — численность рабочих — 12 чел.

Н4 = 0,12 + 0,0051 ´ 100 + 0,0009 ´ 12 = 0,64 чел.

Численность работников может быть установлена также по отдельным нормативам по должности.

Например, службе хозяйственного и материально-технического снабжения положен 1 кладовщик при стоимости сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в год.

3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШТАТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Контроль в организации ведется по следующим направлениям:

— охват нормативными материалами всей численности работающих;

— качество всей действующей совокупности нормативных материалов;

— качество конкретного действующего нормативного документа.

По первым двум направлениям объектами анализа и контроля могут быть организация в целом или ее подразделения.

Охват нормативными материалами характеризует удельный вес работников, численность которых установлена по нормативам.

Соотношение штатной, фактической и нормативной численности руководителей, специалистов и служащих определяется по форме, приведенной ниже:

Таблица 4

№ пп

Функциональное подразделение

Численность

Отклонения, ±чел.

Причина отклонения

штатная

фактическая

нормативная

гр. 3 — гр. 5

гр. 4 — гр. 5

Бухгалтерия

Одна вакансия

Итого по подразделению (организации):

Экономическая эффективность (Э), получаемая в результате создания и использования нормативной базы по труду, при составлении штатного расписания, может быть определена по следующей формуле:

Э = Эв — З, где

Эв — экономия, полученная, соответственно, за счет высвобождения работников (Эв);

З — сумма средств, затраченных на реализацию мероприятий по расчету нормативной численности, руб.

Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении численности работников в бюджетных организациях.

1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, 1991.

2. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения). — М. «Экономика», 1987

3. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации, 1993

4. Нормативы времени на патентные исследования. — М. «Экономика», 1987

5. Межотраслевые нормативы времени на работы по научно-технической информации, 1990

6. Нормативы времени на работы в автоматизированных системах научно-технической информации. — М. НИИ труда, 1988

7. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов. — М. «Экономика», 1990

8. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, 2001

9. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. — М. «Экономика», 1988

10. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ. — М. «Экономика», 1989

11. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерском учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, 1995

12. Нормативы численности работников юридической службы, 1990

13. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, 1991

14. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях. — М. НИИ труда, 1990

15. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц. — М. НИИ труда, 1985

16. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. — М. «Экономика», 1988

17. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, 1994

18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий, 1993

19. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, 1993

20. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, 1992

21. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1996

22. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек. Москва, 1994

23. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений, 1991

24. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, 1995

25. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости, 1995

26. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, 1996

27. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских и районных отделов социального обеспечения. М. 1990

28. Нормы нагрузки судей системы арбитражных судов Российской Федерации, 1997

29. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств. М. 1998

30. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

31. Нормы времени на работы по дополнительному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

32. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, 1996

33. Укрупненные норм времени на полотерные и стеклопротирочные работы, 1991

34. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, 1990

Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности ООО «Умный дом»

Расчет основывается на нормировании труда с учетом плановых невыходов сотрудников на работу. Для этого применяется следующая формула:

Ш = Н х Кн,

где

Ш — требуемая штатная численность персонала (без учета технического персонала, например, уборщиц и грузчиков),

Н — нормативная численность работников,

Кн — плановый коэффициент невыхода сотрудников на работу.

Определение Кн. Данный коэффициент вычисляется по формуле:

Кн = 1 + Дн,

где

Дн — доля нерабочего времени в общем фонде рабочего времени по производственному календарю. Она рассчитывается как сумма часов невыхода сотрудника на работу, деленная на общее количество рабочих часов в указанный период.

Определим Кн в период с января по ноябрь. Количество нерабочих дней составит 49 (28 дней плановых отпусков в соответствии с ТК РФ + 7 дней (норматив отпусков без сохранения заработной платы) +14 (норматив больничных)) или 392 часа при 8-часовой рабочей неделе.

Доля нерабочих часов в общем количестве рабочего времени составит:

часа: 1 803 часа (по производственному календарю) = 0,22.

Таким образом, Кн в периоде январь — ноябрь равно 1+ 0,22 = 1,22.

Кн в декабре определяется аналогично. Количество нерабочих часов составит: 7 дней (больничные) х 8 часов = 56. Дн = 56 часов: 183 часа (по производственному календарю) = 0,31.

Таким образом, Кн в декабре = 1 + 0,31 = 1,31.

Нормативная численность (Н) определяется по формуле:

Н = V / (Фрв х Hвыр х Квн),

где- плановый объем работ в принятых единицах измерения;

Фрв — фонд рабочего времени на планируемый период, в часах;

Нвыр — норма выручки;

Квн — плановый коэффициент выполнения норм, который определяется как отношение плановой выручки соответствующего периода 2012 года к фактической выручке аналогичного периода 2011 года.

Расчеты численности персонала по предприятию приведены в Таблицах 11 и 12.

Таблица 11 — Расчет штатной численности на период с января по ноябрь 2012 года

Фактическая выручка за период январь-ноябрь 2011 г., руб.

Среднесписочная численность в январе-ноябре 2011 г.

Кн

Фактическая ежемесячная Нвыр на сотрудника в период с января по ноябрь 2011 г.

Фрв в период с января по ноябрь 2011г. по произв. календарю часов

План по выручке на период январь-ноябрь 2011г., руб.

Плановая ежемесячная Нвыр в период с января по ноябрь 2012 г. на сотрудника. руб.

Квн

Нвыр в час на сотрудника за период с января по ноябрь 2012 г.

Н в период с января по ноябрь 2012 г., человек

Штатная численность в период с января по ноябрь 2012 г., человек

4 Гр.1: 11 мес.: гр.2

8 Гр.7: гр.4

9 Гр.7: гр.5*11 мес.

10 Гр.6: (гр.5*гр.9*гр.8)

11 Гр.10*гр.3

1,22

1,29

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Больше по теме …

Планирование доходов и расходов предприятия
Эффективность работы предприятия немыслима без качественного планирования доходов и расходов. Важное значение планирования доходов и расходов предприятия обусловлено тем, что план: содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать; служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприяти …

Организация эксплуатации электровозов постоянного тока
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России. Он должен своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в грузовых и пассажирских перевозках и транспортных услугах, а также обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей экономики страны и безопасности государства. Железнодорожный транспорт играет большую роль в формировании рынка транспортных …

Численность работников планово-экономического отдела

Таблица 4 — Численность работников планово-экономического отдела

Наименование штатных единиц планово-экономического отдела.

Численность работников.

экономист

Из таблицы видно, что планово-экономический отдел ООО «Заря» представлен главным экономистом.

Основными задачами планово-экономического отдела являются:

организация рациональной хозяйственной деятельности;

выявление и использование резервов производства;

организация экономического анализа деятельности хозяйства;

разработка мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов;

разработка проектов оптовых и розничных цен на реализацию продукции и утверждение планово-расчетных цен;

разработка планов хозяйственной деятельности и т.д.

Управление планово-экономическим отделом

Рисунок — 4 Структура управления планово-экономического отделом.

Из рисунка видно, что главный экономист предприятия находится в линейной зависимости от исполнительного директора. Кроме того, плановый отдел предприятия в ходе своей деятельности взаимодействует с бухгалтерией. От которой он получает отчёты по выпуску продукции( в номенклатуре и денежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа; финансовый план; отчёты о выполнении финансового плана; расчёт амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотной средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием), а представляет план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объёму товарной продукции по цехам. Также планово-экономический отдел взаимодействует с производственно-коммерческой службой. Получает: рекомендации для планирования номенклатуры(ассортимента) на основе прогноза, выданного службой маркетинга; информацию о выборе каналов распределения продукции с учётом минимизации издержек обращения; программу товародвижения на основе плана сбыта продукции; программу маркетинга в соответствии с целями и стратегией предприятия. Представляет: формирование политики предприятия в области плановой работы; анализ информации, поступающей от цехов основного производства; сведения о планировании производства определённой продукции для удовлетворения выявленных потребностей с учётом производственных возможностей.

Таким образом, в процессе своей деятельности планово-экономический отдел непосредственно подчиняется исполнительному директору, но при этом находится в функциональной зависимости и от других служб, т.к. обращается в эти службы с различными вопросами, находящимися в их компетенции. Например, при составлении прогнозов или при анализе хозяйственной деятельности экономической службе потребуются данные, находящиеся и собираемые другими службами, такими как зооветеринарный отдел, бухгалтерия, отдел растениеводства, отдел механизации и т.д.

Необходимо также отметить, что в процессе своей деятельности планово-экономический отдел должен добиться эффективного выполнения основных его функций. Выделяют следующие основные функции управления экономической службы:

1. Организации и общее руководство, разработка проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с прямыми заказами потребителей продукции.

2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб на основе утверждённого плана предприятия.

3. Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии

4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

5. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.

6. Организация статистической отчётности предприятия.

Методы управления планово-экономической службы

Экономический метод управления выражается в создании таких экономических условий, которые побуждают работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Содержание данного метода предполагает использование таких рычагов, как оплата труда и премирование работников, планирование, страхование и т.д.

Важнейшим инструментом управления производственной деятельностью являются организационно-распорядительные (административные) методы воздействия.. Эти методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций. Административные методы включают: методы воздействия организационного регламентирования (положения об отделах и подразделениях, устав, должностные инструкции и др.) и организационного нормирования (нормативы рационов кормления животных, нормативы высева семян и т.д.). Также применяется метод организационного воздействия (приказы, распоряжения в устной или письменной форме).

Социально-психологические методы — это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работниками. Социально-психологические методы необходимы для того, чтобы умело управлять настроением подчиненных и основаны на использовании соответствующих инструментах: обмен опытом, обучение кадров, моральное стимулирование, проведение мероприятий по улучшению климата в коллективе и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *