Нормы дефиниции примеры из конституции

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • • знать понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм Российской Федерации; институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; источники конституционного права Российской Федерации;
  • • уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;
  • • владеть навыками определения элементов системы, анализа содержания и установления иерархии источников конституционного права Российской Федерации.

Конституционно-правовые нормы Российской Федерации: понятие, виды и особенности

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется исходя из традиций правовой культуры, особенностей и уровня конституционного развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

Конституционное право, являясь частью правовой системы конкретного государства, имеет в свою очередь характер сложно организованной отрасли, обладающей всеми признаками системы и структурируемой на элементы.

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Конституционное право состоит из значительного числа правовых норм, разнообразных по содержанию, субъектам правоотношений и объекту праворегулирования. По сравнению с другими отраслями нормы конституционного права сложнее структурировать, так как наряду с традиционными встречаются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, нормы-задачи и другие нетипичные нормы.

В отрасли конституционного права как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие, функциональные и формальные.

Структурообразующие элементы отражают собственно архитектонику отрасли. Их композиция складывается из трех уровней: нормы права – институты – подотрасли. Первичными элементами структуры отрасли права являются правовые нормы, которые, группируясь по определенному признаку, обусловленному видом регулируемых отношений, объединяются в комплексы, называемые институтами, а последние в свою очередь могут группироваться в подотрасли.

Функциональные элементы характеризуют систему в действии. Основной выразитель этих начат системы и первый ее элемент – конституционно-правовые отношения, формирующиеся под воздействием правовых норм, институтов и подотраслей. Второй элемент – формы реализации норм конституционного права: акты, действия (бездействие), свидетельствующие об исполнении, соблюдении, использовании, правоприменении норм конституционного права.

Формальная сторона системы выражается в источниках конституционного права, содержащих нормы права и в определенных видах актов целостные институты и подотрасли.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Конституционно-правовыми нормами называют общеобязательные правила поведения, определяющие границы возможного и дозволенного у субъектов конституционных правоотношений и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Признаки и виды конституционно-правовых норм. У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли.

Для норм конституционного права характерны псе признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права; к ним относятся:

  • – общеобязательность;
  • – установление государством;
  • – обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;
  • – защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, определяемых характером предмета конституционного права.

  • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
  • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
  • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные, особенности развития страны. Для сравнения с зарубежной практикой в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др.

Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения), с помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права. Так, ст. 94 Конституции РФ содержит норму-дефиницию – определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ. В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации.

Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы. Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность – нормы-символы. В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями. В качестве примера можно привести федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» определено: «Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона…» Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями.

Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

  • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
  • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами», а в соответствии со ст. 40 государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения ими Федерального закона «Об общественных объединениях», а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.

Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

Примером санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права, являются, например, положения Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации», устанавливающие институт отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции); досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109 Конституции); конституционно-правовую ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ: приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции), досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Федерации (ст. 19 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), В качестве примера разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционности актов, подпадающих под конституционный контроль.

9. В отношении норм конституционного права действует особый механизм реализации. Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе Российской Федерации).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.

Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.

К примеру, «чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку», а в соответствии с ч. 1 ст. 39 «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах, например в гл. 3 Конституции, регулирующей федеративное устройство: в частности, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом», а в соответствии с ч. 4 этой же статьи «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе».

Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. Например, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

  • 10. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
  • 11. В качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности. Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ. Содержание Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями». В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Нравственная категория «достоинство» получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита нашего Отечества называется не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации.

Классификация норм конституционного права Российской Федерации. Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через осуществление их классификации.

Все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями, выражающими совокупность родственных признаков, в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных можно привести в пример нормы, закрепляющие права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностями (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать?

Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ; их можно увидеть, например, в целом ряде статей, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25, 26, 33; ч. 3 ст. 35; ч. 3 ст. 40; ч. 3 ст. 43; ч. 2 ст. 45 и др.). Процессуальный характер присущ некоторым конституционным нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65; ч. 2–5 ст. 66; ч. 2–3 ст. 67 и др.). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие порядок осуществления Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.), порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст. 100, 101, 104-109) и др.

В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

3. По методу правового регулирования, т.е. по способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, согласно Конституции РФ каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27) и т.п.

Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав народа, субъектов РФ, местного самоуправления и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

Обязывающие нормы принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия; например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например к государству, народу, нации, территории. Например, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Запрещающие (запретительные) нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права. В частности, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закон}'». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» нередко используется напрямую. Так, согласно ч . 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

  • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, не ограниченные сроком действия, и временные, действующие только в определенные периоды (например, во время чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов Федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные, или местные.

Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия, т.е. распространяющиеся на субъектов правоотношений вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Наиболее разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже упоминалось ранее, наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном нраве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

10.4. Виды норм права

Современная система права складывается из огромного количества правовых норм, что вполне понятно, так как в обществе действуют многочисленные общественные отношения, в которых и зарождаются нормы права, в конечном счете отражая все многообразие жизненных ситуаций. Если нормы права не классифицировать, то их невозможно будет осмыслить, увидеть тенденции развития норм и целенаправленно работать над их совершенствованием.

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям. На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы: исходные (учредительные, отправные) нормы и нормы правила поведения.

Исходные (учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак — наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования. Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие норм-правил поведения, а также законодательную и правоприменительную деятельность. Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права. Основное отличие норм-правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер.

Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды:

  • нормы-начала;
  • нормы-принципы;
  • нормы-задачи;
  • нормы-цели;
  • нормы-дефиниции.

Нормы-начала — отражают отправные моменты правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека в государстве, пределов действия государства, закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации.

Нормы-принципы — содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение.

Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения. Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д. Тот или иной принцип можно выводить из совокупности статей, т.е. когда содержание одного принципа излагается в нескольких статьях нормативного акта. Например, принцип ответственности за виновно совершенное деяние в налоговых отношениях вытекает из содержания ст. 106, п. 2 ст. 109, ст. 110, пп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ. И, наконец, тот или иной принцип может следовать (вытекать) из смысла всего нормативно-правового акта.

В нормах-принципах могут закрепляться общеправовые принципы, отраслевые и межотраслевые принципы, а также принципы отдельных правовых институтов.

Нормы-цели — это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которых стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом. В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами. В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст. 43 УК РФ закреплены цели института наказания.

Нормы-задачи — это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений. В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно-правового акта или задачи государственных органов. Так, в Законе «О милиции» определяются задачи милиции (ст. 2), а в другой статье этого Закона указаны задачи криминальной милиции.

Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее важное значение. Такова, например, норма, определяющая понятие наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица» (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные. Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения. Объем правового регулирования предопределяет отраслевое или межотраслевое значение общих норм. Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором — имеют значение для нескольких отраслей права.

Так, закрепленное в ст. 51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.

Специальные нормы регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в специальной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.

Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования. В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они делятся на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д. В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а процессуальные — на вопрос «как регулируют?».

Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды:

  • императивные,
  • диспозитивные,
  • поощрительные,
  • рекомендательные.

Императивные нормы — это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения. В императивных нормах в категоричной форме указывается единственный возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному», «налоговый инспектор обязан принять налоговую декларацию от налогоплательщика» и т.п. Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными.

Диспозитивные нормы — это разновидность правовых норм, оставляющие субъектам возможность усмотрения в выборе варианта поведения. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, распределить, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения, установить гарантии исполнения обязательств и т.д. Диспозитивные нормы широко представлены в гражданском, семейном и трудовом праве, но это не означает, что в конституционном, уголовном, финансовом и других названных выше отраслях права нет диспозитивных норм. И наоборот, вышесказанное не предполагает полного отсутствия императивных норм в гражданском, семейном и трудовом праве.

Поощрительные нормы — это разновидность правовых норм, содержащих модель заслуженного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы. В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращение объема обязанностей). Широко поощрительные нормы представлены в трудовом, административном и уголовно-исполнительном праве. Более того, принципом уголовно-исполнительного права выступает рациональное применение мер поощрения (ст. 8 УИК РФ).

Рекомендательные нормы — устанавливают варианты наиболее приемлемого для государства и общества поведения. Они в «мягкой» форме указывают на желательное развитие общественных отношений.

В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность для субъекта правоотношения совершать определенные действия и требуют активного поведения. Например, из положений ст. 124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются. Например, «право на необходимую оборону имеют в равной степени…» (ч. 3 ст. 33 УК РФ). Разновидностью управомочивающих можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих. Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер. Между обязанностями и запретами существует тесная логикогенетическая взаимосвязь. Так, обязанность совершать определенное действие эквивалентна запрету не бездействовать при указанных в норме условиях, а любому правомочию всегда сопутствует правовая обязанность. В приведенном выше примере это будет обязанность (запрет) не превышать пределов необходимой обороны.

Нормы права можно классифицировать и по иным основаниям: времени действия и юридической силе. По времени действия они могут быть постоянными и нормами временного действия. В зависимости от юридической силы они подразделяются на федеральные и региональные нормы права. В качестве особой разновидности можно выделить нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления. Федеральные и региональные нормы, в свою очередь, можно подразделить на содержащиеся в законах и подзаконных актах.

С. Н. Болдырев

ДЕФИНИЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

В статье представлен анализ понятия «дефиниция», позволяющего систематизировать многообразие различных явлений, в том числе правовых. Автор отмечает, что именно в юридической практике формируются правоположения как предпосылки правовых норм, выраженные в форме правовых определений.

Ключевые слова: дефиниция, юридическая техника, государственная власть, законодательство, определение.

Господствующая в юридической науке точка мым рассмотреть такой прием юридической

зрения состоит в том, что дефиниции находят техники, как дефиниция . Отметим,

отражение именно в нормативно-правовых актах. что в российском законодательстве юридиче-

Однако законодательные акты не всегда содер- ская терминология разъясняется различными

жат определения тех или иных понятий, поэто- способами: либо через использование отдель-

му органы государственной власти и местного ной дефиниции в статье нормативного право-

самоуправления вполне смогут воспользоваться вого акта или части статьи нормативного пра-

данным приемом юридической техники. вового акта, либо через помещение одной или

При этом, по мнению Н. А. Власенко, в повсе- нескольких дефиниций в примечании к статье

дневной жизни в процессе познания различных нормативного правового акта. В различных от-

объектов, социальных и правовых явлений часто раслях российского законодательства практику-

необходимо отвечать на вопросы о том, что они ются разнообразные формы закрепления дефи-

собой представляют, какова их природа, как они ниций, например, через обособление их в спе-

связаны с другими правовыми объектами и пр. Для циальной статье или главе соответствующего

этого используется такой логический прием, как нормативно-правового акта. В специальной

определение, который завершает процесс позна- юридической литературе справедливо указыва-

ния, является его итогом (дефинирование) . ется, что «оптимальным способом определения

Полезно вспомнить, что еще М. В. Ломоносов, понятия в законодательном акте является его

отличавшийся широтой своих научных воззрений, дефинирование при первом упоминании в тек-

рассуждая о русском праве, отмечал, что основная сте закона». Представляется целесообразным

задача юристов — составление точно определенных использование данного способа разъяснения

терминов, «ибо употребление слов неограничен- значения юридических терминов и в действую-

ных, сомнительных и двузнаменательных приво- щем законодательстве .

дит к великим беспорядкам и отдаляет от правды к В то же время следует отметить, что дефини-

заблуждению и ябедам» . С этим мнени- ция является общенаучной категорией. Однако в

ем трудно не согласиться, поскольку факты, пред- юриспруденции она не имеет строгих термино-лагаемые историей, свидетельствуют о том, что тер- логических рамок и используется в качестве од-

минология права и закона всегда была в центре ного из средств законодательной техники, без

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пристального внимания отечественных и зарубеж- которого было бы затруднительно систематизи-

ных ученых — юристов и практиков (М. Унковский, ровать многообразие правовых явлений .

К. Ильберт, Н. Ивакина, М. Б. Кострова, Н. И. Пи- С точки зрения методологии такое средство

куров и другие). В настоящее время данная теоре- законодательной техники, как дефиниция-приме-тико-правовая проблема продолжает занимать умы чание, не получило необходимого изучения, что,

ученых, но, к сожалению, многие вопросы, преж- учитывая его практическую и теоретическую

де всего касающиеся механизма взаимосвязи раз- важность, обусловливает актуальность решения

ноотраслевых терминологических полей, остают- данной задачи. Так, предваряя анализ дефини-

ся нерешенными . ций в нормативных правовых актах, представ-

В связи с этим в рамках нашего научно-тео- ляется методологически оправданным исследо-

ретического исследования считаем необходи- вание самого понятия «дефиниция».

Термин «дефиниция» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «определение границ, пограничный столб». В латинском языке оно ^ейпйю) также означало границу или конец чего-нибудь.

В русском языке данное понятие трактуется как определение и этимологически восходит к словам «делать», «устанавливать», «ограничивать» . Справочная литература раскрывает значение этого термина как «.. .краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления» либо как «.определение точное, указание; логическое определение; требование и предписание» . В содержательном аспекте под термином «дефиниция» понимается «.определение, истолкование понятия» либо более широко — «.объяснение, толкование, истолкование, определение слова, понятия или предмета» . С точки зрения логики дефиниция — это «.операция, раскрывающая содержание понятия либо устанавливающая значение термина, краткое логическое определение какого-либо понятия, содержащее наиболее существенные его признаки» .

Таким образом, можно констатировать, что в русском языке довольно часто вместо термина «дефиниция» употребляется слово «определение», которое является синонимом данного понятия.

Важное место в исследовании проблемы дефиниции занимает философия, которая вскрывает разнообразные стороны этого феномена, отражающие его многоаспектность.

В качестве логического приема дефиниция представляет собой формулирование совокупности отличительных признаков объекта, его цели и значения . В Логическом словаре Н. И. Кондакова дефиниция толкуется как «.предложение, описывающее существенные признаки предмета или раскрывающее его значение» . Краткая философская энциклопедия предлагает рассматривать дефиницию как «.определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков, то есть путем указания на его содержание» . В Логическом словаре ДЕФОРТ дефиниция трактуется как «.установление смысла вновь вводимого символа или уточнение смысла» . Согласно Малому толковому словарю дефиниция — это «.формулировка, раскрывающая содержание», а дефини-рование (логическая операция) есть «.прием, раскрывающий содержание» .

Обобщая определения, которые предлагает справочная литература, можно сказать, что да-

вать дефиницию — значит описывать предмет, явление, раскрывать содержание понятий, терминов посредством отражения совокупности наиболее существенных признаков, качеств, свойств, черт предмета, явления или понятия. Как полагает целый ряд ученых, в качестве итога мыслительной деятельности дефиниция «.описывает признаки объекта или предмета; по утверждению других исследователей, — содержание объекта, по утверждению третьей группы ученых, — смысл» , она «.аккумулирует в себе основные характеристики содержания предмета или явления (в номинативных дефинициях — понятия или термина)» .

Таким образом, очевидно, что дефиниция представляет собой логическую операцию, которая раскрывает содержание понятий, отражающих объекты, явления, процессы объективной действительности. В качестве результата логической операции она имеет вербальную форму, выражающуюся в грамматической форме (предложении или предложениях).

Среди видового разнообразия дефиниций выделяются социальные дефиниции как определения понятий, отражающих социальные объекты, в ряду которых нас интересуют правовые дефиниции.

Определяя научную дефиницию, следует отметить, что она служат средством познания и уяснения сущности того или иного правового явления, включая и общественную жизнь; она призвана дать ясное представление о правовом явлении.

При этом И. В. Москаленко полагает, что технико-юридические основания классификации правовых дефиниций, наряду с социальными, играют важную познавательную роль в механизме правового регулирования и его совершенствовании .

Так, в структуре правовой системы правовые дефиниции принимают форму доктринальных, обыденных, нормативно-правовых, практических.

Доктринальные дефиниции — это дефиниции, основанные на теоретических выводах, умозаключениях, выражающих наиболее существенные признаки понятий, называющих правовую действительность. Такие дефиниции включены в структуру теоретического уровня правового сознания и, по замечанию В. К. Карташова, «.выражены текстуально, необязательны для субъектов права» .

Вполне понятным и объяснимым является разнообразие доктринальных дефиниций при отсутствии законодательного определения того или

иного понятия. Это связано с тем, что идет процесс исследования и выявления значимых с правовой точки зрения признаков с целью последующего создания правовой дефиниции. Однако сохранение различий в подходах к определению правового понятия при его законодательном закреплении может, во-первых, отражать то, что законодателю не удалось найти наиболее адекватное выражение категории, во-вторых, свидетельствовать о нежелании авторов пересматривать свои заявленные ранее научные позиции. В данном случае, как представляется, они должны каким-то образом обосновать свою точку зрения, так как конечный этап выработки правового категориального аппарата — это его практическое применение. При этом доктринальные дефиниции могут привести к смешению правовых терминов и созданию трудностей в понимании как научных текстов, так и текстов нормативных правовых актов, не проясняя правовой сущности рассматриваемой правовой категории. Как следствие, доктринальные дефиниции могут затруднять понимание изучаемого правового явления .

Обыденные правовые дефиниции появляются в ходе непрофессиональных суждений о праве, встречающихся в литературном, публицистическом творчестве, и характеризуются поверхностностью, противоречивостью и эмоциональной окраской.

Нормативно-правовые (легальные) дефиниции устанавливаются или закрепляются нормативным правовым актом. Это основная группа правовых дефиниций. В отличие от первых двух типов дефиниций легальные дефиниции менее изменчивы, что объясняется их нормативным закреплением. Именно поэтому легальные дефиниции являются основой правового регулирования.

Практические дефиниции представляют собой обобщение практики применения права, которая включена в правовую систему в качестве важнейшего элемента. Так, достаточно давно советские правоведы заметили, что свойства правовой системы «.. .проявляются в юридической политике и юридической практике, поскольку в них реализуется и аккумулируется единство экономического и социального развития» . Таким образом, именно в юридической практике формируются правоположения как предпосылки правовых норм, выражаемые в форме правовых определений. Так развиваются правовые понятия, оказывающие существенное влияние как на правосознание и правовую культуру, так и в целом на правовую систему. Юридическая практика включает

много различных форм и направлений, но важнейшее значение имеет судебная практика, в рамках которой вырабатываются дефиниции, обладающие легальным статусом .

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Власенко Н. А. Судебные правовые дефиниции: природа, функции, основания деления и виды// Журнал российского права. 2009. № 12.

2. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М., 1957. Т. 10.

3. Жилейкин В. А. Корректная дефиниция правового термина как форма защиты граждан от неправомерных действий органов власти// Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10.

5. Денисова А. В. О приемах законодательной техники, используемых в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации// Общество и право. 2010. № 2.

6. Многополярность и полифункциональность законодательной дефиниции. Вместо предисловия // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы Международного круглого стола (Черновцы, 21-23 сентября 2006 года) / под ред. В. М. Баранова, П. С. Пацуркивского, Г. О. Ма-тюшкина. Н. Новгород, 2007.

7. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М., 2001.

8. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987.

9. Латинско-русский словарь. М., 1976.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990.

11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002. Т. 1.

12. Ивин А. А. Логика для юристов: учебное пособие. М., 2005.

13. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1983.

14. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1976.

15. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского. М., 1994.

16. Логический словарь ДЕФОРТ / под ред. А. А. Ивина. М., 1994.

17. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь. М., 1993.

18. Кнапп В., Терлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987.

19. Москаленко И. В. Технико-юридические основания классификации гражданско-правовых дефиниций // Современное право. 2005. № 1.

20. Карташов В. К. Теория правовой системы общества. Ярославль, 2007. Т. 1.

21. Журавлева О. О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах»// Журнал российского права. 2009. № 7.

22. Правовая система социализма: в 2 т. Т. 2: Функционирование и развитие / под ред. А. М. Васильева. М., 1987.

Д. Е. Михель

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы становления и развития примирительных процедур в России. Иллюстрируется организация, деятельность и правовое регулирование таких примирительных процедур, как третейский суд и посредничество. Определяются закономерности развития примирительных процедур и их связи с судебными (государственными) способами разрешения споров.

Ключевые слова: посредничество, примирительные процедуры, альтернативное разрешение споров, третейский суд.

Применение примирительных процедур в России — посредничества, третейского суда и их наиболее типичного результата — мирового соглашения является неотъемлемой частью русской деловой и правовой культуры . Первые сведения об их использовании при разрешении споров славянских народов относятся к VI веку . Основным источником обычного права в это время были мировые решения, принимаемые посредниками, в роли которых выступали, как правило, старейшины.

В Древней Руси с участием посредников предпринимались попытки закончить миром княжеские ссоры и междоусобицы.

Впервые о мировом соглашении упоминается в Новгородской берестяной грамоте (12811313), содержащей ссылку о заключении мировой сделки в присутствии свидетелей . Сохранился текст мировой записи, составленной в 1538 году, в которой закреплены условия урегулирования имущественного (земельного) спора между монастырем в лице игумена Нафанаила и боярским сыном Нечаем Харламовым . В договорной грамоте 1362 года великого князя Дмитрия Ивановича Донского с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым речь идет о «суде перед третьим» .

Следует признать, что договорная форма разрешения споров была на Руси наиболее распространенной. Е. М. Цыганова отмечает, что до пришествия варягов конфликты на Руси урегулировались посредством третейского суда .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее широко институт третейского суда использовался в республиканских городах — Новгороде и Пскове. Новгородская судная грамота содержит самые яркие примеры разрешения споров с участием третейского судьи . В Московском государстве форма третейского суда также была известна, но не получила такого распространения, как в Новгороде и Пскове. Это объясняется тем, что «во-первых, воеводы не терпели подле себя самостоятельной деятельности общин, а во-вторых, усилением законодательства в XVII веке» .

Первоначально форма договора была устная, но со временем она стала письменной. Этот акт назывался записью. Решение третейских судей должно было быть единогласным и окончательным.

В Уложении 1649 года решение третейского суда впервые законодательно приравнивалось к решению государственного суда, и каждому гражданину предоставлялось право по обоюдному соглашению «с противной стороной» сформировать третейский суд, за которым стороны признавали право «судить и всякие сыски сыскивать, по душам допрашивать» и обязывались добровольно подчиниться его решениям . Позже статья Соборного уложения «О третейском суду» легла в основу Положения о третейском суде 1831 года .

С 1734 по 1831 год в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров по справедливости и согласно обычаям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *