Правила закупок товаров работ и услуг

Проведение конкурентных закупочных процедур – один из самых эффективных способов заключения сделки. Товары и услуги, необходимые для удовлетворения нужд государственных учреждений и предприятия, в обязательном порядке закупаются при помощи электронных торгов. Правильное ведение бухгалтерии госзакупок на всех стадиях проведения мероприятия – от объявления торгов до исполнения заключенного с победителем контракта – требование российского законодательства. Оно обязательно для исполнения обеим сторонам сделки, включая заказчиков и поставщиков.

Что такое госзакупки

Государственная закупка – это поставка услуги, товара или работ для государственных или муниципальных нужд. Правила ее проведения регламентируются несколькими законодательными актами федерального уровня. Базовые документы в этой сфере — №44-ФЗ, принятый 05.04.2013 года (в ред. от 28.12.2019 года), и №223-ФЗ, утвержденный 28.07.2011 года (в ред. от 02.08.2019 года).

Положения Федеральных законов жестко регламентируют правила отражения госзакупок в бухгалтерском учете. Важной особенностью отечественной правовой базы по этому вопросу является частое внесение изменений. Поэтому специалист, занимающийся бухучетом госзакупок на предприятии или в учреждении, должен постоянно отслеживать вносимые в законодательство корректировки.

Главное требование к госзакупкам – проведение торгов в конкурентной форме. Цель введения такой процедуры – оптимизация расходов на нужды государственных и муниципальных учреждений, предприятий и органов власти. Большая часть госзакупок проходит в форме электронного аукциона, реже используются другие виды торгов – конкурс, запрос котировок или предложений, в строго определенных условиях и еще реже – закупка у единственного поставщика.

Другие важные особенности госзакупок:

  • обязательное размещение информации о торгах на официальном интернет-портале ЕИС;
  • проведение на определенных электронных торговых площадках (ЭТП). Закупки по №44-ФЗ разрешается размещать только на 8 специально отобранных ЭТП;
  • для участия в госзакупке от поставщика требуется предоставить финансовое обеспечение заявки (до 5% от начальной цены закупки), а в случае выигрыша аукциона — исполнения контракта (до 30% или в размере аванса по договору).

В последние годы расходы бюджетной сферы не только постоянно растут, но и остаются стабильным источником финансирования. Поэтому участие в госзакупках – эффективный и доступный для большей части участников рынка способ получить портфель заказов на относительно выгодных условиях.

Госзакупки в бухгалтерском учете

Главная особенность учета госзакупок в бухучете касается отражения расходов на участие в конкурентных торгах. Основные правовые аспекты этой процедуры:

  • общий принцип включения затрат в расчет налога на прибыль – предоставление документального обоснования и подтверждение экономической целесообразности расходов;
  • допускается уменьшение налогооблагаемой базы на следующие виды затрат – плата за получение конкурсной документации, обеспечение заявки участника, обеспечение исполнения госконтракта в любой форме (залог, страховка или банковская гарантия);
  • расходы не учитываются, если организация или ИП в конечном итоге отказались от участия в госзакупке;
  • при участии в аукционе, но проигрыше торгов, разрешается учесть при налогообложении все расходы, связанные с выполнением требований организаторов госзакупки и документально подтвержденные.

Важные юридические нюансы ведения бухгалтерии госзакупок на различных налоговых режимах:

  • для поставщиков, использующих УСН по схеме «разница между доходами и расходами», затраты на участие в торгах в себестоимость не включаются;
  • для плательщиков ЕСХН ситуация прямо противоположна – расходы уменьшают налогооблагаемую базу, независимо от результатов аукциона;
  • НДС с затрат на участие в госзакупках ставится к учету, если предмет торгов относится к деятельности, подпадающей под этот вид налога.

Еще одна особенность бухучета госзакупок – расходы классифицируются только после объявления итогов аукциона. При победе в торгах затраты отражаются по счету 20 или других счетов, которые организация используется для калькуляции себестоимости. При проигрыше аукциона расходы относятся на счет 91-2, а отчетным периодом становится месяц объявления результатов госзакупки.

Отчетность в госзакупках

Законодательство предъявляет к организаторам госзакупок несколько дополнительных требований по оформлению отчетности:

  • о количестве и объеме закупок, произведенных у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО;
  • о закупках, совершенных у единственного поставщика, с указанием основания для выбора такой формы торгов;
  • об исполнении заключенных по итогам торгов государственных или муниципальных контрактов.

Сложность правового регулирования деятельности по организации и участию в госзакупках – основная причина популярности услуг аутсорсинга бухгалтерии в этой сфере. Компания «БАЛИОТ» предлагает комплексное бухгалтерское сопровождение госзакупок. Услуги предоставляются квалифицированными специалистами, по доступной цене и в точном соответствии с требованиями законодательства.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят

Государственной Думой

22 марта 2013 года

Одобрен

Советом Федерации

27 марта 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок

Статья 7. Принципы открытости и прозрачности

Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

Статья 10. Принцип стимулирования инноваций

Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Глава 2. Планирование

Статья 16. Планирование закупок

Статья 17. Утратила силу

Статья 18. Обоснование закупок

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок

Статья 21. Утратила силу

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги

Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Глава 3. Осуществление закупок

§ 1. Общие положения

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур

Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

Статья 26. Централизованные закупки

Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках

Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок

Статья 31. Требования к участникам закупки

Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Статья 34. Контракт

Статья 35. Банковское сопровождение контрактов

Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Статья 38. Контрактная служба

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

Статья 40. Специализированная организация

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

Статья 42. Извещение об осуществлении закупки

Статья 43. Изменение и отзыв заявок

Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки

Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы

§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов

Статья 48. Проведение открытого конкурса

Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса

Статья 50. Конкурсная документация

Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

Статья 54.1. Открытый конкурс в электронной форме

Статья 54.2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме

Статья 54.3. Конкурсная документация

Статья 54.4. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 54.5. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 54.6. Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта

Статья 54.7. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Статья 55.1. Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся

Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

Статья 57.1. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме

Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Статья 60. Утратила силу

Статья 61. Утратила силу

Статья 62. Утратила силу

Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона

Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе

Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений

Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона

Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 70. Утратила силу

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

Статья 72. Проведение запроса котировок

Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок

Статья 74. Порядок проведения запроса котировок

Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства

Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан

Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок

Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок

Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся

Статья 80, статья 81, статья 82. Утратили силу

§ 3.1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме

Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме

Статья 82.2. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме

Статья 82.3. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме

Статья 82.4. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок в электронной форме

Статья 82.5. Заключение контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме

Статья 82.6. Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся

§ 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений

Статья 83. Проведение запроса предложений

Статья 83.1. Проведение запроса предложений в электронной форме

§ 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме

Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса

Статья 86. Закрытый аукцион

Статья 87. Документация о закрытом аукционе

Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе

Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе

Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона

Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона

Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся

§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Статья 94. Особенности исполнения контракта

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

Статья 97. Мониторинг закупок

Статья 98. Аудит в сфере закупок

Глава 5. Контроль в сфере закупок

Статья 99. Контроль в сфере закупок

Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок

Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки

Статья 105. Порядок подачи жалобы

Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу

Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

Статья 109. Особенности заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем

Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв

Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства

Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства

Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства

Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита

Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации

Глава 8. Заключительные положения

Статья 112. Заключительные положения

Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2017 N 169 (ред. от 17.08.2020) «О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации»)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

<Письмо> Минтруда России от 10.03.2017 N 11-3/10/П-1850 <Рекомендуемые подходы к определению структуры и состава общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования>

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 N 372 (ред. от 28.02.2020) «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи»

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Приказ Росрезерва от 27.02.2017 N 35 Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <2> (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <3> (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

Приказ Управления делами Президента РФ от 11.05.2017 N 180 (ред. от 04.04.2018) Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>

Приказ МВД России от 27.03.2017 N 151 Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<Письмо> ФАС России от 01.04.2016 N АК/21351/16 «По вопросу правомерности установления заказчиками в описании объекта закупки торговых наименований лекарственных препаратов»

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Приказ Росимущества от 15.05.2017 N 136 «Об утверждении регламента размещения и актуализации информации на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

<Письмо> ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Как известно, основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. А для того, чтобы получать прибыль необходимо продавать. Не важно, что именно производит Ваша компания — товары, работы, услуги. Главное — это поддержание уровня продаж, позволяющего покрывать затраты и получать прибыль. Низкие продажи способны похоронить любую, даже очень успешную ранее компанию.

Рано или поздно, любая компания или индивидуальный предприниматель сталкиваются с необходимостью расширения рынка сбыта, увеличения объемов продаж, привлечения новых клиентов и партнеров. Для этого существует множество различных способов. Мы рассмотрим только один из них – участие в государственных закупках.

Государственные закупки это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия). Такое определение государственным закупкам дается в Современном экономическом словаре.

Основным законодательным актом, регулирующим государственные закупки в Российской федерации, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 3 указанного Федерального закона определяет понятие заказчика при проведении государственных закупок:

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Попробуем сформулировать то же самое простым понятным языком.

Государственным или Муниципальным заказчиком является юридическое лицо, которое в процессе осуществления закупочной деятельности действует от лица государства или конкретного муниципалитета. К ним относят государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения. Кроме того, при в отдельных случаях размещать госзаказ могут бюджетные учреждения и иные юридические лица, напрямую с государственными и муниципальными органами не связанные. Но при этом, средства на проведение закупочной деятельности должны выделяться напрямую из бюджетного фонда.

Другой стороной при проведении государственных закупок является участник закупки. Обратимся все к той же статье 3 Закона № 44-ФЗ.

Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Коротко и ясно. Думаю, что никаких комментариев здесь не требуется. Хочу только обратить внимание читателей на то, что данное в Законе № 44-ФЗ определение участника закупки допускает возможность участия в качестве исполнителя государственных или муниципальных контрактов физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Чем определяется важность государственных закупок для экономики страны? В первую очередь, масштабами рынка. Государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. При этом речь идет как о глобальных поставках, например, для нужд обороны, или строительстве крупнейших инфраструктурных объектов, стоимость которых исчисляется десятками и сотнями миллиардов рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка игрушек для детских садов или прокладка водовода в небольшом сельском поселении.

Услуги для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг и страхование,

По данным Единой информационной системы в сфере закупок в 2018 году объем государственных и муниципальных закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» составил 8, 381 трлн. рублей. А если принять во внимание закупки государственных корпораций, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (16,928 трлн. рублей), общий объем госзакупок в 2018 году превысил 25,3 трлн. рублей.

Получается, что при общем объеме ВВП России в 2018г. в 103,6 трлн. рублей более 24,4 % произведенных в стране товаров, работ и услуг закупается государством или государственными корпорациями. Впечатляет, не правда ли?

Но привлекательность рынка государственных закупок не только в его гигантских размерах. Любой предприниматель знает, что мало выполнить работу, продать товар или услугу. Надо еще и получить за них оплату. А сделать это не всегда просто. Часто приходится сталкиваться с недобросовестными партнерами и откровенными мошенниками. В условиях тяжелейшего экономического кризиса даже проверенные партнеры не всегда могут рассчитаться за поставленную продукцию из-за финансовых проблем. И наличие судебного решения о взыскании долга в Вашу пользу не гарантирует Вам получение причитающейся оплаты.

Для исполнителей государственных и муниципальных контрактов такие проблемы не являются актуальными. Да, за каждой из государственных закупок стоят конкретные должностные лица, а значит, в отдельных случаях имеют место и личная заинтересованность, и коррупция, и некомпетентность, и многие другие негативные моменты. Но при этом, государство всегда платит по своим долгам. Часто неохотно, не всегда своевременно, но все же платит. И шансы получить оплату с заказчика за добросовестно выполненный государственный или муниципальный контракт всегда намного выше, чем шансы взыскать задолженность с коммерческой организации.
Итак, подведем итоги. В условиях финансового кризиса в стране функционирует огромный платежеспособный рынок по закупке работ, товаров и услуг для нужд государства и государственных корпораций. Рынок не стихийный, а упорядоченный, работающий в соответствии с федеральным законодательством и контролируемый государством, которое взяло на себя обязательство обеспечить равные права всех участников.

Хотите ли Вы расширить свои возможности, приняв участие в государственных закупках, решать Вам. Но даже если эта статья не убедила Вас до конца, почему бы не попробовать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *