Унитарные предприятия

Унитарным (unitas, лат. — единство) предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. (слайд)

Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (до­лям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно на­водится в государственной или муниципальной собственности. (слайд)

Имущество, находящееся в государственной собственности, может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество, на­ходящееся в муниципальной собственности, принадлежит унитарному предприятию только на праве хозяйственного ведения. (слайд)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем предприятия. (слайд)

Устав должен со­держать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирова­ния, другие сведения, установленные законодательством.

Органом управления унитарного предприятия является руко­водитель, который назначается собственником либо уполномо­ченным собственником органом и им подотчетен. (слайд)

Все унитарные предприятия имеют право распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, передавать в уставный капитал других коммерческих организаций и др) только с согласия собственника. Движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, унитарное предприятие может распоряжаться самостоятельно.

В зависимости от вида собственника (государство, государственный орган, муниципальный орган) и наличия того или иного вещного права (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на имущество унитарные сельскохозяйственные предприятия подразделяются:

— государственные предприятия на праве хозяйственного ведения;

— государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);

— муниципальные предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам этого предприятия, за исключением случаев, когда его несостоятельность вызвана самим собственником имущества или другими органами, имеющими право давать обязательные для исполнения указания либо иным образом определять его действия.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества во всех случаях.

Государственные сельскохозяйственные предприятия.

Государственные сельскохозяйственные предприятия на праве хо­зяйственного ведения создаются по решению уполномоченного фе­дерального государственного органа или органа субъекта РФ.

Собственник имущества (слайд)

К федеральным государственным сельскохозяйственным предприя­тиям относятся (слайд) научно-производственные, учебно-опытные, пле­менные, семеноводческие хозяйства, хозяйства на мелиорирован­ных землях, крупные животноводческие комплексы, птицефабри­ки, овощеводческие комбинаты, другие специализированные сель­скохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению Правительства Российской Федерации приватизации и разделу.

К государственным сельскохозяйственным предприятиям субъектов РФ относятся (слайд): учебно-производственные хозяйства технику­мов, колледжей, лицеев, племенные хозяйства по разведению местных пород скота и птицы, селекционные хозяйства по выведению и совершенствованию местных сортов сельскохозяйственных культур, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, хозяйства, выращивающие сельскохозяйственные культуры с содержанием наркотических и ядовитых веществ, другие сельскохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению субъекта Российской Федерации приватизации и разделу.

Имущество передается предприятию на праве хозяйственного ведения, а земля — в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. (слайд)

Имущество предприятия формируется также за счет полу­ченных доходов, вкладов других государственных предприятий, федеральных бюджетных ассигнований, заемных и иных средств. (слайд)

Размер уставного фонда государственного федерального пред­приятия не может быть меньше суммы, определенной действую­щим законодательством. До государственной регистрации пред­приятия уставный фонд должен быть полностью оплачен соб­ственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых акти­вов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный федеральный государственный орган обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фон­да и известить об этом всех своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обяза­тельств предприятия и возмещения возникших убытков. Если сто­имость чистых активов окажется меньше минимального размера фонда, установленного законом, предприятие ликвидируется.

Федеральное государственное предприятие планирует свою деятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнктуры рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся финансовых и иных ресурсов.

Трудовые отношения на федеральном государственном пред­приятии регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и уставом. Трудовой коллектив предприятия включает всех работников, участвующих в его деятельности на основе трудового договора (контракта).

Основу экономической деятельности составляют договоры (контракты) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для Федеральных нужд по ценам государственных контрактов, а также договорным (рыночным) ценам.

Федеральное государственное предприятие вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные предприятия) путем передачи им в установленном порядке зе­мельного участка и части другого имущества в хозяйственное ведение.

Казенные сельскохозяйственные предприятия создаются по ре­шению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или по решению ад­министрации субъекта Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Федерации.

К казенным (на праве оперативного управления) предприятиям относятся (слайд): предприятия, которые не возмещают издержки денежной выручкой и специализируют­ся на выведении новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных общефедерального значения; опытно-произ­водственные хозяйства научно-исследовательских институтов федерального значения; сельскохозяйственные предприятия, поставляющие продукцию непосредственно закрытым админис­тративно-территориальным образованиям, воинским частям; предприятия, работающие на мелиорированных землях федераль­ного значения, и др.

Казенные предприятия могут создаваться двумя способами (слайд): пу­тем ликвидации федеральных государственных предприятий и со­здания на их базе казенных предприятий и путем учреждения но­вых казенных предприятий.

Основаниями для принятия решения о ликвидации федераль­ного государственного предприятия и создания на его базе феде­рального казенного предприятия являются:

нецелевое использование выделенных федеральных средств;

отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих положений.

Созданное федеральное казенное предприятие является право­преемником ликвидируемого предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, землепользованию, природопользова­нию, использованию полезных ископаемых, предоставленных квот и лицензий.

Новое федеральное казенное предприятие создается, как пра­вило, при условии, если преобладающим (более 50 %) потребите­лем производимой продукции (работ, услуг) является государство, которое предоставляет предприятию имущество на праве опера­ции управления.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении: (слайд)

Планирование и финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляются через план-заказ и план развития предприятия. Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, если она разрешена уполномоченным федеральным органом. В частности, это касается распоряжения имуществом (сдачи в пользование, в том числе в аренду, залог и пр.), а также создания дочерних предприятий, выступления в качестве учредителя других организаций и др.

Утверждение и доведение до казенного предприятия плана-заказа осуществляются уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации. В плане-заказе указывают следующие основные показатели:

объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры, ассортимента, требований к качеству, срока поставок, цен и условий их изменения;

фонд оплаты труда и нормативы его возможного увеличения;

лимит численности работников;

обьем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условиях их предоставления.

Финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой продукции (работ, услуг). При их недостатке казенному предприятию могут быть выделены средства из федерального бюджета на следующие цели:

реализацию плана развития предприятия;

содержание объектов социальной инфраструктуры;

компенсацию убытков при выполнении плана-заказа.

Средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в бюджете отдельной строкой. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования воз­вращаются в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование развития производства и социальной сферы по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным фе­деральным органом. Свободный остаток прибыли изымается в фе­деральный бюджет.

Государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Региональное информационное агентство «Оренбуржье» объединяет 38 государственных районных и городских газет Оренбургской области, областную газету «Оренбуржье» и информационный интернет-портал RIA56.

ГУП «Региональное информационное агентство «Оренбуржье»
Генеральный директор — Виолетта Александровна Григорьева
Заместитель генерального директора-главный редактор — Булат Абдулович Калмантаев

Районные и городские газеты – мощный инструмент доведения информации до жителей того или иного района. Каждая газета имеет высокий (и что немаловажно – реальный) тираж и в полной мере охватывает население территории, на которой выпускается и распространяется.

Наличие в структуре медиа-холдинга 38 районных и городских газет позволяет рекламодателям точечно обращаться к населению интересующих его районов. А размещение информации одновременно во всех этих изданиях по масштабности не сравнится ни с одним другим СМИ Оренбургской области.

Суммарный тираж изданий – около 126 000 экземпляров, а общая аудитория – более 500 000 человек. «Районку» читают практически в каждой семье.

Преимущества размещения рекламы в районных изданиях:

— Максимальный охват потенциальных клиентов
— Выгодные цены
— Экономия времени
— Четкое исполнение

До 90% тиражей газет распространяется по подписке – это показатель стабильности, востребованности, а также гарантия того, что не останется непроданных газет и каждый экземпляр с вашей информацией дойдет до потребителя.

В числе подписчиков – руководители государственных и муниципальных учреждений, местные предприниматели, что предоставляет возможность значительно расширить круг деловых связей.

Газеты РИА «Оренбуржье» являются достойными площадками для публикации информации о деятельности, товарах и услугах вашей компании. Сотрудничество будет для вас эффективным и выгодным. О вас узнает вся Оренбургская область.

ГУП «Региональное информационное агентство «Оренбуржье».

Адрес: 460004, Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, 4
Телефон приемной: (3532) 30-57-44
E-mail: gupria2012@yandex.ru.

1 Абдулинский ГО «Абдулинские просторы»
2 Адамовский р-н «Целина»
3 Акбулакский р-н «Степные зори»
4 Александровский р-н «Звезда»
5 Асекеевский р-н «Родные просторы»
6 Беляевский р-н «Вестник труда»
7 Бугуруслан и Бугурусланский р-н «Бугурусланская правда»
8 Бузулук и Бузулукский р-н «Российская провинция»
9 Гайский ГО «Гайская новь»
10 Грачевский р-н «Призыв»
11 Домбаровский р-н «Восход»
12 Илекский р-н «Урал»
13 Кваркенский р-н «Степной маяк»
14 Красногвардейский р-н «Красногвардеец»
15 Кувандыкский ГО «Новый путь»
16 Курманаевский р-н «Знамя труда»
17 Матвеевский р-н «Новая жизнь»
18 Медногорск «Медногорский рабочий»
19 Новоорский р-н «Новоорская газета»
20 Новосергеевский р-н «Голос глубинки»
21 Новотроицк «Гвардеец труда»
22 Октябрьский р-н «Заря»
23 Оренбургский район «Сельские вести»
24 Орск «Орская газета»
25 Первомайский р-н «Причаганье»
26 Переволоцкий р-н «Светлый путь»
27 Пономаревский р-н «Демские зори»
28 Сакмарский р-н «Сакмарские вести»
29 Саракташский р-н «Пульс дня»
30 Светленский р-н «Степные огни»
31 Северный р-н «Северная звезда»
32 Соль-Илецкий ГО «Илецкая защита»
33 Сорочинский ГО «Сорочинский вестник»
34 Ташлинский р-н «Маяк»
35 Тоцкий р-н «Авангард»
36 Тюльганский р-н «Прогресс»
37 Шарлыкский р-н «На новые рубежи»
38 Ясненский ГО «Ясненский вестник»

Унитарное предприятие — что это такое?

Это одна из организационно-правовых форм, в которой могут существовать юридические лица в РФ. Рассмотрим подробнее.

Признаки унитарного предприятия

Главными признаками и особенностями унитарного предприятия являются следующие в совокупности (ст. 113 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ, ст. 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ, далее — закон № 161-ФЗ):

  • Унитарное предприятие — это коммерческая организация.
  • Не является собственником имущества, закрепленного за таким юрлицом. Имущество предоставляется ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Собственником вышеупомянутого имущества выступает РФ, субъект РФ или муниципалитет.
  • Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может распределяться по частям, в т. ч. между работниками этой организации. Именно поэтому юрлицо такого типа и называется унитарным.

Вывод! Итак, что такое унитарное предприятие простыми словами? Это коммерческая фирма, созданная госорганами и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Последнее при этом не может быть разделено на отдельные составляющие (паи, акции, доли и т. д.).

Зачем они создаются

Целью создания такой организации является:

  • предоставление населению государственных или муниципальных услуг;
  • получение прибыли для собственника имущества;
  • покрытие расходов собственника на содержание имущества.

Обратите внимание! Унитарные предприятия, созданные до 08.01.2020, осуществляющие свою деятельность на конкурентных рынках, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 01.01.2025 по решению учредителя (ч. 1 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 27.12.2019 № 485-ФЗ).

Виды унитарных предприятий

Обратите внимание! Понятия частного унитарного предприятия (не путать с частным унитарным учреждением!) в российском юридическом глоссарии на данный момент не существует. Более того, частные коммерческие фирмы создаются в корпоративных формах, т. е. только на основе членства (ООО, АО, ЗАО, ПАО и др.). Если необходимо частное юрлицо унитарного типа, доступны только некоммерческие варианты: учреждения, фонды, АНО.

В зависимости от права, на котором предоставлено имущество, можно выделить следующие виды предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие: ФГУП, ГУП и МУП;
  • основанные на праве оперативного управления: казенные предприятия (федеральные, региональные, муниципальные).

Они отличаются степенью контроля собственника над переданным предприятию имуществом. Подробнее читайте в статье «Право хозяйственного ведения и право оперативного управления».

Особенности правового статуса

Создание унитарного предприятия

Необходимо оформить решение о создании. Его выносят:

  • Правительство РФ — для федерального государственного муниципального предприятия (ФГУП), высшие органы исполнительной власти субъекта РФ — для государственного унитарного предприятия (ГУП) регионального уровня.
  • Глава муниципального образования, глава законодательного органа (например, городской думы) для муниципального унитарного предприятия (МУП).

Примеры:

  • в городском округе Зарайске МУП создаются постановлением главы округа по его собственной инициативе или по представлению замглавы, совета депутатов (см. положение «О порядке создания, реорганизации…» утв. решением совета депутатов городского округа Зарайска МО от 29.08.2019 № 44/3);

  • в городе Улан-Удэ МУП создаются распоряжением администрации города (см. Порядок принятия решений о создании…, утв. решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 23.06.2016 № 223-23);

  • В Московской области ГУП создаются решением правительства МО (ст. 4 закона Московской области «О порядке управления государственными унитарными предприятиями…» от 22.02.2008 № 14/2008-ОЗ).

Таким образом, в рамках федеральных законов региональные и муниципальные органы сами решают, кто управомочен создавать ГУП и МУП на их территории.

Учредительным документом является устав, требования к содержанию которого установлены чч. 3–6 ст. 9 закона № 161-ФЗ. Устав нужно утвердить сразу в решении о создании. Некоторые предприятия могут функционировать без собственного устава, если при учреждении было определено, что они работают по примерному уставу (см., например, примерный устав для ФГУП, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205).

Уставный фонд должен составлять (ст. 12 закона № 161-ФЗ):

  • для ФГУП и ГУП — минимум 5 тыс. МРОТ;
  • для МУП — минимум 1 тыс. МРОТ.

Обратите внимание! У предприятия должна быть своя круглая печать. Такое юрлицо имеет самостоятельный баланс.

Ответственность унитарного предприятия и его учредителя

Здесь можно отметить следующие ключевые моменты:

  • унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • данное предприятие не отвечает по долгам учредителя (ч. 1 ст. 7 закона № 161-ФЗ);
  • собственник имущества выступает субсидиарным должником по обязательствам казенного предприятия (если имущества последнего недостаточно для покрытия задолженности).

Рекомендуем! О субсидиарной ответственности мы подробно говорим в статье «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?».

Имущество унитарного предприятия

Отметим и другие специфические характеристики унитарного предприятия, касающиеся его имущественного статуса:

  • имущество предприятия может формироваться за счет имущества, переданного юрлицу собственниками (на праве оперуправления или хозведения), доходов от деятельности юрлица и прочих не запрещенных законом источников;
  • способы использования имущества, полученного от учредителя, — только оперативное управление или хозяйственное ведение;
  • если меняется собственник имущества, то предприятие все равно сохраняет право оперуправления или хозведения в отношении этого имущества (ч. 3 ст. 11 закона № 161-ФЗ);
  • предприятие не имеет права без согласования с собственником предоставлять заемные средства и выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ч. 4 ст. 18 закона № 161-ФЗ).

Учредитель передает имущество унитарному предприятию своим распоряжением или приказом. Что нужно предусмотреть в таком приказе, читайте в статье от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, воспользуйтесь бесплатным доступом на 2 дня по .

Полномочия собственника и руководителя

Собственник имущества унитарного предприятия определяет все основные вехи жизненного цикла унитарного предприятия, в т. ч. (ст. 20 закона № 161-ФЗ):

  • принимает решение о его создании;
  • устанавливает основные направления деятельности;
  • утверждает устав и вносит в него изменения;
  • назначает на должность руководителя и согласовывает кандидатуру главного бухгалтера и др.

Руководитель унитарного предприятия (ст. 21 закона № 161-ФЗ) действует от имени юрлица без доверенности, подотчетен собственнику имущества предприятия, выполняет организационный функционал внутри предприятия (совершает сделки, решает кадровые вопросы, выдает доверенности и т. д.).

Важно! Сделки с заинтересованностью и крупные сделки от лица унитарного предприятия совершаются только при согласии собственника (ст. 22, 23 закона № 161-ФЗ).

***

Итак, мы разобрались, что значит унитарное предприятие. Создать его могут только госорганы или местные органы власти, которым такое полномочие дано нормативным актом. Унитарное предприятие не обладает такой самостоятельностью, как другие юрлица, и серьезно контролируется учредителем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

• федеральное государственное предприятие;

• государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

• муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

• федеральное казенное предприятие,

• казенное предприятие субъекта РФ,

• муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Новая редакция Ст. 113 ГК РФ

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

Унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой коммерческой организации, которая призвана обеспечить участие государства и иных публично-правовых образований в коммерческом обороте.

В силу указанной специфики унитарные предприятия обладают рядом особенных черт по сравнению с остальными коммерческими организациями.

1. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником такого имущества остается соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Тем не менее унитарным предприятиям, как и иным юридическим лицам, присущ признак имущественной обособленности — он реализуется через конструкции ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления).

2. Термин «унитарный» подчеркивает невозможность разделения имущества предприятия по вкладам (паям, долям). У имущества предприятия только один собственник — публично-правовое образование.

3. Унитарные предприятия обладают не общей, как остальные коммерческие организации, а специальной правоспособностью. Это означает, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие не вправе осуществлять деятельность, выходящую за пределы его правоспособности.

4. Управление в унитарном предприятии осуществляется единоличным исполнительным органом — руководителем предприятия, назначаемым собственником имущества. Иных органов в унитарном предприятии не образуется.

Специальный закон.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий помимо ГК определяется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Другой комментарий к Ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности. Правовой формой обособления имущества унитарного предприятия, используемого в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, является производное от права собственности вещное право — хозяйственного ведения или оперативного управления (о вещных правах лиц, не являющихся собственниками, см. комментарий к ст. 216). В организационно-правовой форме «предприятие» создаются только государственные и муниципальные предприятия следующих видов:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие, предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие) (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). До принятия указанного Закона ГК предусматривал создание только федеральных казенных предприятий.

Действовавший до вступления в силу главы 4 ГК РФ (она вступила в силу со дня опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г., а часть первая ГК в целом — с 1 января 1995 г.) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) признавал предприятием любое юридическое лицо (предприятием признавалось также полное товарищество, которое юридическим лицом не являлось), создаваемое для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Соответственно, хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные предприятия рассматривались в качестве организационно-правовой формы предприятий. В настоящее время в организационно-правовой форме предприятия создаются и действуют только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Другие же коммерческие организации возникают в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.

Предприятие как субъект (в качестве такового выступает в настоящее время только унитарное предприятие) нельзя отождествлять с предприятием — объектом, имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). По смыслу ст. 132 предприятием как имущественным комплексом обладают все коммерческие организации, включая унитарные предприятия. Предприятие — имущественный комплекс принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и одновременно унитарному предприятию как субъекту на основе производного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления).

Термин «унитарное» подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли (вклады, паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей, участников организации), включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ. Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам (из-за отсутствия таковых). В случае ликвидации предприятия оставшееся после расчетов с кредиторами имущество передается собственнику.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В нем содержится информация, предусмотренная в п. 2 ст. 52 ГК, в комментируемой статье, а также в Законе об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью, поэтому в уставе должны быть сведения о предмете и цели его деятельности. Информация о размере уставного фонда содержится только в уставах предприятий с правом хозяйственного ведения, так как у казенных предприятий уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

2. В уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование) и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). Отсюда следует, что на составные части имущественного комплекса унитарному предприятию принадлежат не только вещные права, но также исключительные права и права требования. На весь имущественный комплекс (предприятие) ему принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а государству, муниципальному образованию — право собственности.

3. Устав содержит полное и сокращенное фирменное наименование предприятия на русском языке, оно может быть также указано на языках народов РФ и (или) на иностранном языке. Полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие». В фирменном наименовании предприятия, основанного на праве оперативного управления, должны быть слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное предприятие».

4. Руководитель унитарного предприятия (устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель федерального унитарного предприятия назначается на должность на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986) утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель любого унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником его имущества (п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Названным Постановлением Правительства РФ утверждено также Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником (п. 3 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).

Отчетность федеральных предприятий, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации (сохраняются в составе федеральной собственности), представляется в федеральные агентства (отраслевые, а также те, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ). Отчетность иных федеральных предприятий представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом, в составе и сроки, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, руководитель отчитывается также по установленной форме о выполнении показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

Показатели экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий утверждаются федеральными агентствами (отраслевыми и агентствами, руководство которыми осуществляют Президент РФ или Правительство РФ). Они же рассматривают и утверждают отчет руководителя предприятия о выполнении этих показателей. Утвержденный отчет далее в трехдневный срок направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Унитарное предприятие, хотя и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не подлежит (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Унитарное предприятие по обязательствам собственника его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых образований перед кредиторами.

6. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Законом об унитарных предприятиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *