Ротация гражданских служащих

Ротация государственных гражданских служащих

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

  • – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”»;
  • – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
  • – Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
  • – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.

Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

  • – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
  • – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
  • – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
  • – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
  • – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
  • – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации:

  • 1. По объекту перемещений:
    • – ротация руководителей;
    • – ротация специалистов.
  • 2. По масштабу перемещений:
    • – «внутренняя» ротация – в пределах одного государственного органа;
    • – «внешняя» ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
    • – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
  • 3. Исходя из принципа федерализма:
    • – ротация в федеральных органах государственной власти;
    • – ротация в органах государственной власти субъектов РФ.
  • 4. По времени проведения:
    • – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
    • – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
    • – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
  • 5. По целям ротации делятся на перемещения для:

подготовки руководящих кадров в государственных органах;

  • – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
  • – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
  • – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
  • – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
  • – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
  • – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
  • – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
  • 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:
    • – «кольцевую» ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
    • – «безвозвратную» ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность гражданской службы;
    • – «рокировку», при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.

Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.

Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.

Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации:

  • – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
  • – медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:

  • 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.

В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм «движения» гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Ротация гражданских служащих: что нового?

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018)»О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.

В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории «руководители» в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители», исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, — по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.

В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).

Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке — за три месяца.

Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия — 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).

Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).

Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *