Определение транспортного средства

Содержание

Что является транспортным средством по закону

Механическое транспортное средство

Механическое транспортное средство — более узкое понятие, чем. Оно входит в состав общей группы всех ТС и включает в себя: легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, троллейбусы, трамваи, автобусы, тракторы, самоходные машины и т.п.

Главный отличительный признак механических ТС — наличие двигателя, причём не важно электрический это двигатель или двигатель внутреннего сгорания. Лишь мопеды не относятся к данной группе, хотя они и оборудованы двигателем. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия выпускались подвесные моторы, предназначенные для крепления на велорамах обыкновенных велосипедов.

От появления на велосипеде такого мотора велосипед велосипедом быть не переставал, и в разряд механических транспортных средств его переносить резона не было — так, во всяком случае, в то время считали авторы ПДД. Слово «мопед» впервые появилось в ПДД в 1973 году, но и эта редакция Правил относила все с объемом двигателя менее 49,8 см3 к велосипедам.

На право управления механическими транспортными средствами необходим соответствующий документ (водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста и др.). Кроме того, согласно действующему законодательству водители механических транспортных средств несут повышенную ответственность по сравнению с другими участниками дорожного движения за допущенные нарушения Правил (см.

комментарии к пункту 1.6 ПДД и к термину «Водитель»).

Примечание: к немеханическим относятся любые ТС, не имеющие собственной моторной установки, которая приводила бы их в движение (прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски), а также мопеды и приравненные к ним ТС с аналогичными характеристиками (скутеры, мокики, велосипеды с подвесным двигателем).

«Вынужденная остановка» — прекращение движения из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Гибридный автомобиль» -, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

» дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1.

Транспортные средства, их виды и характеристики

В иных случаях, например, при движении автобуса на заправочную станцию либо в автобусный парк, троллейбуса или трамвая в депо, эти транспортные средства не будут считаться маршрутными. Маршрутные такси Правила не относят к маршрутным транспортным средствам.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Общие положения

Федеральным законом от 28 марта 2018 г.

N 49-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ.

И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.

При этом, не является владельцем управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец» не тождественно понятию «водитель» . Водитель, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила ) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.

1 (здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1 ) и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Транспортное средство в гражданском законодательстве

Если вещь найдена в помещении или на транспорте . она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.

В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства .

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

24 декабря 2002 г.

23 июня 2003 г. 29 декабря 2004 г.

21 июля 2005 г. 25 ноября, 30 декабря 2006 г.

1 декабря 2007 г. 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г. 28 февраля, 27 декабря 2009 г. 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г.

7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г.

14 июня, 28 июля 2012 г. 7 мая 2013 г.

21 июля, 4 ноября 2014 г. 28 ноября 2015 г.

23 мая, 23 июня, 3 июля 2018 г. 28 марта, 26 июля 2018 г.

Пдд для чайников

Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1.

Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно. Транспортное средство (ТС). Устройство, предназначенное для первеозки по дорогам людей, грузов или оборудования.

Обратите внимание, что к транспортным средствам относятся не только механический транспорт, но и не механический (без двигателя). Механическое транспортное средство .

Право на мопед

Нужны ли права на управление мопедом?

Относится ли он к механическим транспортным средствам?

И с какого возраста можно садиться за руль мопеда? На вопросы читателей еженедельника «Караван» отвечает старший инспектор по агитации и пропаганде Управления ГАИ МВД ПМР Михаил Алексеевич Берназ.

— Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

— 22 октября 2009 года Указом президента № 744 были приняты новые Правила дорожного движения.

Гибдд о правилах езды на мотоцикле и мопеде

«Живем в деревне, до ближайшего магазина три километра, до остановки общественного транспорта столько же, – обратился в редакцию «ДДД» читатель Василий Н. из Курского района. Хочу знать, когда дети смогут законно пользоваться транспортом с каким-нибудь двигателем, чтобы их хоть в магазин можно было отправить.

Направляю вам актуальные вопросы.

Надеюсь, что представители ГИБДД дадут на них подробные ответы в вашей рубрике «Автосалон».

Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения.

Мало того – даже не хотят знать о них. Весьма простое и исчерпывающее определение.

Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство.

колесный трактор – механическое транспортное средство для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий, а также для привода стационарных машин или движения в составе с прицепом м аршрутное транспортное средство — механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

Особенности ПДД для грузовиков

20:03, 15 октября 2016 14 0 7786

В каждой стране установлены свои правила дорожного движения (ПДД), согласно которым осуществляется проезд как дорогам, так и по автомагистралям. Грузовые автомобили чаще всего выполняют перевозку грузов по стране и за ее пределами. Именно с этой техникой мы познакомимся поближе и рассмотрим правила движения с учетом различных масс и ответственность за нарушение этих правил.

Что такое грузовик согласно ПДД?

Грузовой автомобиль — понятие обширное. Сюда нельзя относить только тягачи и самосвалы, например. Но многие сталкиваются с проблемой определения типа авто согласно ПДД. На самом деле, сложностей в этом вопросе быть не должно:

  • легковым автомобилем считается тот, который достигает, но не превышает разрешенную массу в 3,5 тонны с числом сидячих мест не более восьми (исключая водительское);
  • грузовым автомобилем считается тот, разрешенная масса которого превышает 3,5 тонны (автобусы в это число не входят).

Правила дорожного движения четко эти категории не разделяют, в них фигурируют три типа грузовых автомобилей:

  1. До 2,5 тонн.
  2. От 2,5 до 3,5 тонн.
  3. Свыше 3,5 тонн.

В зависимости от того, относится автомобиль к категории грузовых или нет, могут устанавливаться определенные нормы движения, а также запреты на передвижение.

Расположение на проезжей части

Залог безопасности на дорогах — это соблюдение норм и правил, прописанных в ПДД. Они определяют для грузового транспорта особые требования при выборе полос для движения по дорогам различной категории.

Пункт «Расположение транспортных средств на проезжей части» — это пункт 9 в ПДД, с ним можно самостоятельно ознакомиться.

В населенных пунктах

согласно п. 9.4 существуют ограничения по движению всех грузовиков массой более 2500 килограмм. водителям таких транспортных средств можно занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос) только в двух случаях:

  • при развороте;
  • при повороте налево.

стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что под данную категорию попадает ряд автомобилей, которые многими определяются как легковые (условно относящиеся к категории «в») — это пикапы и «газели».

иных требований в городе к грузовым авто не предъявляют. они приравнены ко всем транспортным средствам. ограничения по движению могут быть введены только при помощи знаков. например, проезд по центру на грузовиках большой массы часто невозможен.

вне населенных пунктов

предыдущее правило распространено и при движении по населенным пунктам, где расположена основная дорога. здесь действует следующее правило: «держаться как можно правее». если правая полоса занята, можно двигаться по той, что расположена левее, но при этом, как только правая сторона освободится, необходимо будет занять ее.

вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. водителям грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 2500 килограмм не стоит забывать о пункте 9.4, описанном выше.

по автомагистралям и дорогам для автомобилей

автомагистрали и дороги для автомобилей обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). движение по ним осуществляется с применением определенных правил. они общие и распространяются на оба варианта дороги (смотрите п. 16.3).

определим общие правила движения для всех транспортных средств этой категории:

  • грузовой транспорт массой от 2500 до 3500 килограмм может двигаться по любым полосам (при наличии трех и более), но крайнюю левую занимать имеет право только для разворота или левого поворота;
  • все грузовики разрешенной массы от 3500 килограмм имеют право движения на таких дорогах только по двум крайним правым полосам (в соответствии с правилом пункта 16.1 выезд на любую другую полосу категорически запрещен);
  • легкие грузовики массой не более 2500 килограмм могут занимать любую полосу на таких дорогах, для них ограничений нет.

при нарушении пдд водителю грозит привлечение к ответственности, о чем мы обязательно поговорим ниже.

запрещающие знаки для грузовиков

Помимо описанных выше правил движения существует и другой тип ограничений в виде дорожных знаков. Их гораздо больше, и каждый водитель должен знать, что они означают. Дело в том, что они разделены на восемь категорий.

Все обозначения запрета в ПДД описаны в приложении №1 и в группе 3. Суть их действия заключается как в введении запрета, так и в его отмене через какой-либо промежуток. Возросшие штрафы сегодня побуждают все больше водителей следовать этим знакам безоговорочно, и это правильно. Рассмотрим только знаки запрета для грузового транспорта.

Знак запрета Пояснение
1. Запрет движения грузовых автомобилей Значок может быть как с определенной массой, так и без нее:

  • если масса указана (как в примере), то запрет действует на автомобили, превышающие ее;
  • если она не указана, то запрет действует на грузовики массой свыше 3500 килограмм.
2. Запрет движения грузовых автомобилей с прицепом В этом правиле много нюансов. Так, полностью запрещено под него проезжать:

  • любому транспорту с буксировкой;
  • тракторам с прицепами;
  • грузовым авто от 3,5 тонн и выше с прицепной техникой.

Исключение: все авто массой до 3,5 тонн с прицепом имеют право проезда (кроме буксировки).

3. Запрет на движение любого транспорта выше указанной массы Если авто имеет большую массу, чем та, что обозначена на знаке, проезд запрещен.
4. Ограничение давление массы на ось О давлении на ось знают все водители грузовиков, при этом, разрешен проезд только тем, у кого масса на ось менее указанной.
5. Ограничение по высоте ТС Под габариты попадает высота как с грузом, так и без него.
6. Ограничение по ширине ТС Под габариты попадает ширина как с грузом, так и без него
7. Ограничение по длине ТС Под габариты попадает длина как с грузом, так и без него
8. Обгон запрещен для грузовых авто Запрет действует до отмены знака (он будет серым и перечеркнутым). Пока знак действует, грузовые автомобили не имеют право совершать обгон.
9. Запрет проезда авто с опасным грузом Автомобили, занимающиеся такими перевозками, должны маркироваться специальными знаками.

Ответственность за правонарушения

На сегодняшний день штрафы за правонарушения на дорогах ужесточены. За водителями ведется повсеместный контроль со стороны инспекторов и камер видеофиксации. Конечно, каждый вид должен рассматриваться отдельно, но мы рассмотрим несколько штрафов в качестве примера:

  • если водитель грузового автомобиля будет двигаться по автомагистрали дальше второй правой полосы, ему грозит штраф в 1500 рублей;
  • в некоторых населенных пунктах проезд под знак «Запрет на проезд грузовых авто» может оказаться дорогим удовольствием: в Москве и Санкт-Петербурге за это придется заплатить 5000 рублей.

Для проезда под некоторые знаки в случае необходимости нужно оформить специальное разрешение. В целом, проезд по дорогам страны для грузовых авто мало чем отличается от движения автобусов и легкового транспорта. Все нюансы, описанные выше, водитель обязан знать.

Закон о прицепах в России

В этой статье мы хотели бы рассказать Вам о том, какие существуют требования к легковым прицепам и правила их эксплуатации, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

1. Техническое состояние прицепа.

Техническое состояние легкового прицепа регламентирует такой документ как «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (ТРоБКТС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720.

Этот регламент содержит требования к безопасности колесных транспортных средств, в том числелегковых прицепов, при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления. Например, в нём Вы найдёте информацию о требованиях к:

  • эффективности тормозных систем прицепов;
  • управляемости и устойчивости прицепов (в т.ч. к колёсам, замковым устройствам, тягово-сцепным устройствам):
  • количестве, месторасположении, характеристиках и действии светотехнических устройств;
  • габаритным и весовым ограничениям прицепов.

При эксплуатации следует следить, чтобы техническое состояние Вашего прицепа соответствовало «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённым Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. В этом документе приведен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

2. Регистрация прицепа в ГИБДД.

Поскольку прицеп является транспортным средством, то он должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД в течение 10 суток после приобретения (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г № 938).

Госпошлина за регистрацию легкового прицепа взимается в размере 2350 рублей (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Штраф за нарушение сроков государственной регистрации прицепа от 1500 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

3. Страховка на прицеп. Техосмотр на прицеп.

Делать страховку ОСАГО на прицеп и проходить технический осмотр не нужно. Это правило касается только физических лиц и в отношении прицепов с разрешенной максимальной массой до 3500 кг (п. 4 ст. 32 Федерального закона РФ от 01 июля 2011 года №170-ФЗ и пп. «д» п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 №40-ФЗ).

4. Налог на прицеп транспортный.

Прицепы не облагаются транспортным налогом (ст. 358 НК РФ).

5. ПДД на прицеп.

Приведем выдержки из ПДД касаемо прицепов.

Пункт ПДД 1.2. Общие положения

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Пункт ПДД 2.3. Общие обязанности водителей

Водитель транспортного средства обязан:

— Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Пункт ПДД 10.2. Скорость движения

В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. Это правило касается и автопоезда.

Пункт ПДД 10.3. Скорость движения

Вне населенных пунктов разрешается движение:

— другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч.

Пункт ПДД 19.1. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.

Пункт ПДД 22.8. Запрещается перевозить людей:

— вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.

Пункт ПДД 23.1. Перевозка грузов

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

Пункт ПДД 23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Пункт ПДД 23.4. Крупногабаритный груз

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

Пункт ПДД 23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

6. Категория на прицеп. Какая нужна категория: В, ВЕ, СЕ, ДЕ ?

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. «Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Все это означает лишь одно — управление транспортного.

Добрый день. К сожалению в законе не содержится такого определения, как управление ТС.

Но исходя из логики, я бы утверждал что управление это не только изменение траектории, но и управление в связи с этим агрегатами и системами ТС.

Именно это является при передвижении по дорогам опасным, если это осуществляется лицом, не имеющим права. Повторюсь — определения в законе нет. Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями (комментарии КоАП).

инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. 4. В ст.

510 Гражданского кодекса РФ понятие транспорта используется в связи с обязанностью доставки продавцом товаров, которая может быть реализована путем отгрузки их (товаров) транспортом, предусмотренным договором поставки. 7. § 3 гл.

34 Гражданского кодекса РФ, который специально призван урегулировать отношения, связанные с арендой транспортных, при этом выделяются два вида договора аренды: с экипажем и без такового.

средства транспорта и другое имущество, предоставленное государственным или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Тематики автотранспортная… … Справочник технического переводчика средство — 2.1 транспортное: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов.

Допускается использование транспортного более чем в одном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации Транспортное средство — Любой вид воздушного судна, корабля, поезда, автомобиля или другое транспортное средство, которое может быть использовано для транспортировки человека в страну или из страны.

Транспортные средства — Словарь финансовых и юридических терминов

» «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред.

История транспортных средств

  • Старейшие лодки, найденные в ходе археологических раскопок, были построены 7000—9000 лет назад.
  • Старейшее морское судно, построенное 7000 лет назад, было найдено в Кувейте.
  • Лодки использовались в 4000—3000 гг. до н. э. в Шумере, Древнем Египте и Индийском Океане.
  • Первые повозки, приводимые в движение тягловой силой животного (осла), появились около 3000—4000 лет до н. э.
  • Самые первые транспортные средства, которые передвигались по направляющим элементам, использовались на древнегреческом диолке (предшественник железной дороги). Он имел протяженность от 6 до 8,5 км и проходил через Коринфский перешеек. Повозки, которые тащили люди и животные, двигались в пазах, сделанных в известняке, которые создавали подобие рельсового пути и не давали повозкам отклоняться от необходимой траектории движения.
  • В 200 г. до н. э. Ма Цзюн построил колесницу, указывающую на юг, которая являлась первым транспортным средством, имевшим систему навигации.
  • В Повести временных лет описывается, как русский князь Вещий Олег изобретает первое самодвижущееся колесное транспортное средство, движущиеся по земле и приводимое в движение силой ветра, что было невиданным чудом в те времена: В год 6415 (907) Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
  • Железные дороги стали появляться в Европе после Темных веков. Самым первым упоминанием о железной дороге является витраж в окне Фрайбургского мюнстера, датируемый примерно 1350 г.
  • В 1515 г. кардинал Маттеус Ланг составил описание Райзцуга — тайного фуникулера, использующегося в замке Хоэнзальцбург в Австрии. Вагоны фуникулера передвигались по деревянным рельсам, которые при помощи конопляных веревок и топчака тянули люди и животные.
  • В 1769 г. Николя-Жозеф Куньо построил паровой автомобиль для Французской армии. Считается, что Куньо был первым, кто использовал механический двигатель для приведения в движение самоходного транспортного средства (артиллерийского тягача). Однако в настоящее время существует теория, что Фернан Вербьес, член Иезуитской миссии в Китае, построил автомобиль раньше Куньо — в 1762 г.
  • В 80-е гг. XVIII в. Иван Кулибин создал трехколесный механический экипаж с педальным приводом. В нем впервые были использованы узлы, используемые и по сегодняшний день: маховик, механический тормоз, коробка передач и подшипники. К сожалению, дальнейшее развитие этот экипаж не получил.
  • В 1783 г. братья Монгольфье запустили первый аэростат.
  • В 1801 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз и кольцевую железную дорогу, для демонстрации его работы. Однако паровоз не мог поддерживать необходимое давление пара в течение длительного времени, и поэтому имел мало практической пользы.
  • В 1801 г. немецкий барон Карл Дрез создал первый самокат, который он прозвал «машиной для ходьбы». Это транспортное средство считается прародителем велосипедов и мотоциклов.
  • В 1885 г. Карл-Вильгельм Отто Лилиенталь начал проводить аэродинамические эксперименты с первыми летательными аппаратами — самодельными планерами.
  • В 1903 г. Братья Райт запустили первый оснащённый двигателем управляемый самолёт.
  • В 1907 г. состоялся первый управляемый полёт вертолёта с пилотом Полем Корню.
  • В 1928 г. был запущен первый автомобиль с реактивным двигателем Opel-RAK. 1
  • В 1929 г. был запущен первый планер с реактивным двигателем Opel RAK.1
  • В 1961 г. космический корабль Восток-1 осуществил доставку первого человека (Юрия Гагарина) в космос.
  • В 1969 г. Программа Аполлон произвела посадку первого управляемого космического корабля на Луне.
  • В 2010 г. количество эксплуатируемых транспортных средств во всем мире превышает 1 млрд. Примерно по 1 на каждых 7 человек.

Передвижение

Источник энергии

Для приведения транспортного средства в движение необходим источник энергии. Необходимая энергия может быть получена различными способами, например, из окружающей среды: сила ветра для парусников, солнечная энергия для электромобилей или трамваев. Энергия может также храниться в различных формах, откуда она может быть получена при необходимости, в этом случае важными критериями являются объем, заряд и мощность используемого средства хранения энергии.

Широко распространённым видом источника энергии является топливо. Двигатели внешнего сгорания могут использовать в качестве топлива практически все горючие вещества, в то время как двигатели внутреннего сгорания и реактивные двигатели конструируются под конкретный тип топлива: бензин, керосин, дизельное топливо или этанол.

Другим распространённым видом источника энергии является батарея. Аккумуляторы имеют преимущество в том, что могут иметь различный объем и мощность, являются экологически чистыми, просты в установке и обслуживании. Батареи также способствовали распространению электродвигателей, которые имеют свои преимущества. С другой стороны, аккумуляторы имеют низкую плотность энергии, короткий срок службы, низкую производительность при экстремальных температурах, долгое время зарядки и трудности с утилизацией (хотя обычно их перерабатывают). Как и топливо, аккумуляторы накапливают энергию химическим способом и при несчастном случае могут вызвать ожоги и отравление. Батареи также теряют свою эффективность с течением времени. Для экономии времени, затрачиваемой на зарядку, разряженные батареи возможно заменять на заряженные, однако это влечёт за собой дополнительные затраты на оборудование и может быть непрактичным при использовании больших батарей. Кроме того, аккумуляторы должны быть стандартизированы для того, чтобы было просто произвести быструю замену. С батареями схожи топливные элементы, поскольку получение электрической энергии из них происходит также путём преобразования химической энергии. Они имеют свои преимущества и недостатки.

Контактные рельс и сеть являются источником электрической энергии для поездов метро, электропоездов на железной дороге, трамваев и троллейбусов.

Сфера применения солнечной энергии в транспортных средствах в настоящее время развивается. Первые транспортные средства на фотоэлементах были построены и успешно испытаны, в том числе NASA Pathfinder — питающийся от солнечных батарей самолёт.

Атомная энергия является особой формой хранения энергии, и в настоящее время используется только в больших судах и подводных лодках, в основном военных. Ядерная энергия может быть высвобождена при помощи ядерного реактора, ядерной батареи, либо многократной детонации ядерных бомб. Сферу применения ядерной энергии на транспортных средствах в течение длительного времени пытаются расширить, например, проводились эксперименты с атомными самолётами Ту-119 и Convair X-6.

Моторы и двигатели

Основная статья: Двигатель

Необходимая для приведения транспортного средства в движение энергия берется из источника энергии и потребляется одним или несколькими моторами (двигателями).

Большинство транспортных средств оснащены двигателями внутреннего сгорания, поскольку они достаточно дешевы, просты в обслуживании, надежны, безопасны и имеют небольшие размеры. Так как двигатели внутреннего сгорания сжигают топливо постепенно, то они позволяют преодолевать большие расстояния, но при этом непрерывно загрязняют окружающую среду. С двигателями внутреннего сгорания связаны двигатели внешнего сгорания. Примером последних могут служить паровые двигатели. Помимо топлива, паровые двигатели также нуждаются в воде, что делает их непрактичными для ряда целей. Паровым двигателям также необходимо определённое время, чтобы набрать необходимую для начала движения температуру, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, которых могут начать приводить транспортное средство в движение сразу после подачи топлива и его воспламенения, хотя это не рекомендуется производить в холодных условиях. Так же паровые двигатели при сжигании угля выбрасывают в атмосферу соединения серы, которые приводят к вредным кислотным дождям.

Обычные двигатели внутреннего сгорания имеют прерывистый принцип работы, поэтому в авиации они были заменены реактивными двигателями и газовыми турбинами, которые также относятся к разряду двигателей внутреннего сгорания, но имеют непрерывный принцип работы. Реактивные двигатели легче и, в частности, при использовании на самолётах, эффективнее. С другой стороны, они стоят дороже и требуют более тщательного ухода. Они также получают повреждения от попадания посторонних предметов внутрь и выбрасывают выхлопы с очень большой температурой. Железнодорожные локомотивы, использующие в качестве двигателя турбины, называют газотурбовозами. Примерами наземных транспортных средств, использующих газотурбинные двигатели, могут служить танки Абрамс и Т-80, мотоцикл MTT Turbine Superbike и лайнер Celebrity Millenium. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель во многом похож на газотурбинный двигатель, но он почти не имеет движущихся частей. По этой причине он был очень привлекательным для дизайнеров автомобилей в прошлом, однако издаваемый им шум, тепло, и неэффективность привели к отказу от его использования. Историческим примером применения пульсирующего двигателя были крылатые ракеты Фау-1. Детонационные пульсирующие воздушно-реактивные двигатели до сих пор иногда используется в любительских экспериментах. С появлением современных технологий детонационные импульсные двигатели были применены на практике, примером можно считать успешное испытание самолёта Rutan VariEze. Несмотря на то, что двигатель с импульсной детонаций является гораздо эффективнее реактивных и газотурбинных двигателей, он всё ещё имеет недостатки из-за экстремальных уровней шума и вибрации. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели тоже имеют мало подвижных частей, но они хорошо функционируют только при высоких скоростях, поэтому их использование ограничено несущими винтами вертолётов и сверхзвуковыми самолётами, такими как Lockheed SR-71.

Ракетные двигатели используются в основном на ракета-носителях, ракетных санях и экспериментальных самолётах. Ракетные двигатели являются самыми мощными. Самое тяжелое транспортное средство, из поднимавшихся когда-либо с поверхности Земли: ракета Сатурн-5 была оснащена пятью ракетными двигателями F-1 общей мощностью в 180 000 000 лошадиных сил (134 МВт). Ракетные двигатели имеют достаточно простую конструкцию и используют для работы только топливо и катализатор, например перекись водорода. Это делает их привлекательными для использования в необычных транспортных средствах, таких как реактивные ранцы. Несмотря на свою простоту, ракетные двигатели зачастую опасны и подвержены взрывам. Используемые в настоящее время разновидности ракетного топлива огнеопасны, ядовиты, едки и криогенны. Данный вид двигателей страдает от низкой эффективности. Перечисленные недостатки ракетных двигателей привели к тому, что их используют только в случае крайней необходимости.

Электродвигатели используются в электромобилях, электрических велосипедах , электрических скутерах, маломерных судах, метро, поездах, троллейбусах, трамваях и экспериментальных самолётах. Электродвигатели очень эффективны, их КПД может составлять более 90 %. Производимые в настоящее время электродвигатели достаточно мощные, надежные и имеют низкие эксплуатационные расходы, так же могут иметь различные размеры. Электродвигатели способны работать в большом диапазоне скоростей и моментов без наличия коробки передач (хотя для осуществления этого требуется больше, чем один двигатель). Использование электродвигателей для приведения транспортных средств в движение ограничивается главным образом трудностью получения постоянного источника электроэнергии необходимой величины.

Пневматические двигатели используются на транспортных средствах экспериментально (например, в воздухомобилях). Они простые, эффективные, безопасные, дешевые, надежные и работают в различных условиях. Одна из трудностей, возникающая при работе пневматических двигателей, — это охлаждающий эффект расширения газа, что приводит к замерзанию двигателя, а использовать подогрев проблематично. Охлаждающий эффект, однако, возможно использовать как систему кондиционирования. Эффективность пневматического двигателя падает при уменьшении давления газа.

Ионные двигатели используются на некоторых спутниках и космических аппаратах. Они эффективны только в вакууме, что ограничивает их использование только космическим пространством. Ионные двигатели работают от электроэнергии, но они также нуждаются в топливе, таком как цезий или ксенон. Ионные двигатели позволяют разогнать космический аппарат до очень высоких скоростей, используя относительно мало топлива. Большинство ионных двигателей, эксплуатируемых сегодня, имеют небольшое ускорение.

Преобразование энергии для функционирования

Механическая энергия, которую производят двигатели для приведения транспортного средства в движение, должна быть преобразована в механическую работу, что производится посредством колёс, винтов, сопел и аналогичных средств.

Помимо преобразования механической энергии в движение, колеса позволяют транспортному средству катиться по поверхности, за исключением транспортных средств, которые передвигаются, удерживаясь за рельсы. Колесо — это очень древнее изобретение, обнаруженные его образцы созданы более чем 5000 лет назад. Колеса используются во множестве транспортных средств: автомобилях, бронетранспортерах, вездеходах, самолётах, поездах, скейтбордах, тачках и др.

Сопла используются в сочетании с практически всеми используемыми реактивными двигателями. Примерами транспортных средств, имеющих сопла, являются реактивные самолёты, ракеты и гидроциклы. Большинство сопел имеют форму конуса или колокола, некоторые необычные проекты имеют вид клина. Существуют нематериальные конструкции сопел, к ним можно отнести сопло, представляющее собой электромагнитное поле ионного двигателя.

Примечания

  1. Характеристика автотранспорта дается в международном стандарте ISO 3833:1977 Road vehicles — Types — Terms and definitions = Дорожные транспортные средства. Типы, термины и определения Webstore.anis.org
  2. Oldest Boat Unearthed. China.org.cn. Дата обращения 5 мая 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  3. McGrail, Sean. Boats of the World. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2001. — P. 431. — ISBN 0-19-814468-7.
  4. Africa’s Oldest Known Boat. wysinger.homestead.com. Дата обращения 17 августа 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  5. 8,000-year-old dug out canoe on show in Italy. Stone Pages Archeo News. Дата обращения 17 августа 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  6. Lawler, Andrew (June 7, 2002). “Report of Oldest Boat Hints at Early Trade Routes”. Science. AAAS. 296 (5574): 1791—1792. DOI:10.1126/science.296.5574.1791. PMID 12052936. Дата обращения 2008-05-05.
  7. 1 2 Denemark 2000, page 208
  8. McGrail, Sean. Boats of the World. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2001. — P. 17–18. — ISBN 0-19-814468-7.
  9. DSC.discovery.com
  10. Verdelis, Nikolaos: «Le diolkos de L’Isthme», Bulletin de Correspondance Hellénique, Vol. 81 (1957), pp. 526—529 (526)
  11. Cook, R. M.: «Archaic Greek Trade: Three Conjectures 1. The Diolkos», The Journal of Hellenic Studies, Vol. 99 (1979), pp. 152—155 (152)
  12. Drijvers, J.W.: «Strabo VIII 2,1 (C335): Porthmeia and the Diolkos», Mnemosyne, Vol. 45 (1992), pp. 75-76 (75)
  13. Raepsaet, G. & Tolley, M.: «Le Diolkos de l’Isthme à Corinthe: son tracé, son fonctionnement», Bulletin de Correspondance Hellénique, Vol. 117 (1993), pp. 233—261 (256)
  14. 1 2 Lewis, M. J. T., «Railways in the Greek and Roman world» Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine, in Guy, A. / Rees, J. (eds), Early Railways. A Selection of Papers from the First International Early Railways Conference (2001), pp. 8-19 (11)
  15. 200 AD — MA JUN. B4 Network. Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  16. преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет.
  17. Hylton, Stuart. The Grand Experiment: The Birth of the Railway Age 1820–1845. — Ian Allan Publishing, 2007.
  18. Kriechbaum, Reinhard. Die große Reise auf den Berg (нем.), der Tagespost (15 мая 2004). Дата обращения 22 апреля 2009.
  19. Der Reiszug – Part 1 – Presentation. Funimag. Дата обращения 22 апреля 2009. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  20. Automobile Invention. Aboutmycar.com. Дата обращения 27 октября 2008. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  21. Canada Science and Technology Museum: Baron von Drais’ Bicycle (2006). Дата обращения 23 декабря 2006. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  22. Munson 1968
  23. World Vehicle Population Tops 1 Billion Units. Архивировано 30 мая 2012 года.
  24. 1 2 Сравнение аккумуляторов с другими источниками энергии (англ.). Battery University. Isidor Buchmann. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  25. Безопасность аккумуляторов (англ.). Electropaedia. Woodbank Communications Ltd. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  26. Кристофер Ламптон. Жизненный цикл аккумуляторной батареи в автомобиле (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  27. Кристофер Ламптон. Преимущества и недостатки электромобилей (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 10 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  28. Как работают двигатели в дизельных подводных лодках? (англ.). HowStuffWorks. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  29. Какое влияние на окружающую среду приносит сжигание угля (англ.) (PDF). National Energy Foundation (British). Kentucky Coal Education. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  30. Авиация: к нам прибыл летающий дымоход (англ.). TIME (26 November 1965). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  31. Philippe Ricco. Сердце SR-71 «Чёрного дрозда»: двигатель J-58 (англ.). Aerostories. Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  32. Хронология истории (англ.). Kennedy Space Center. NASA. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  33. Можно ли сделать ракетный двигатель, используя перекись водорода и серебро? (англ.). HowStuffWorks. Discovery Communications. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  34. Эффективность электродвигателей (подсчёт мощности электрических машин) (англ.). Resources, Tools and Basic Information for Engineering and Design of Technical Applications. National Electrical Manufacturers Association (USA). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  35. Пневматические двигатели (англ.). Engine Types. Quasiturbine. Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  36. Инновационные двигатели (англ.). Glenn Research Center. NASA. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  37. Часто задаваемые вопросы об ионных исследованиях (англ.) (недоступная ссылка). Deep Space 1. DS1 Education & Public Outreach,. Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 23 октября 2004 года.
  38. Как автомобиль приводится в движение (англ.). HowStuffWorks. Discovery Company. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  39. Aleksander Gasser. Старейшие в мире колеса найдены в Словении (англ.). Culture of Slovenia. Government Communication Office (March 2003). Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  40. 1 2 Сопла (англ.). Glenn Research Center. NASA. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  41. Динамика полёта LTI-20 (англ.). The Lightcraft Project (Rensselaer Polytechnic Institute). Lightcraft Technologies International. Дата обращения 23 февраля 2012. Архивировано 30 мая 2012 года.
  42. Halsey, William D. (Editorial Director): MacMillan Contemporary Dictionary, page 1106. MacMillan Publishing, 1979. ISBN 0-02-080780-5

Порядок допуска к управлению самоходными ТС

Под самоходной машиной понимается наземное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для выполнения механической работы по определенному трудовому профилю, оснащенное двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем (объемом свыше 50 см3 или мощностью более 4 кВт).

Функции техники, движущейся под действием собственной тяги:

  • выполнение трудовых задач в отраслях промышленности, строительства, коммунального хозяйства;
  • механизация и автоматизация труда в сельском хозяйстве (при обработке земли, заготовке кормов и др.);
  • решения задач в Вооруженных силах РФ (оборона и безопасность).

ВАЖНО! К управлению такими машинами допускаются только специально подготовленные водители, имеющие подтверждающие документы органов Гостехнадзора. При этом устанавливается допуск в зависимости от того, к какой категории прав относятся ТС.

Вопросы допуска к процедуре управления самоходными ТС регламентированы законодательно в нормативном акте правительства РФ – постановлении № 796 от 12.07.1999 г. и в последующих изменениях от 06.05.2006 г. (постановлении № 351). Правилами устанавливаются требования к водителям по каждой категории ТС.

Классификация самоходных машин

Для управления машиной, движущейся под действием собственной тяги, необходимо получать специальные права по соответствующему разряду. Подтверждающий документ в текущем году называется правами тракториста (тракториста-машиниста), т.е. его наименование не изменилось. В самом документе указывается отметка об определенной группе самоходных ТС.

Разряды самоходных машин

Права тракториста выдаются по группам допуска на основе специальной классификации техники. Всего выделяется 6 категорий и 4 подкатегории, в соответствии с которыми и оформляются водительские права.

Рассмотрим их основные характеристики:

  1. Безрельсовые ТС с установленными конструктивными ограничениями скорости (в пределах 50 км/ч), которые не предназначены к перемещению на дорогах для неограниченного круга лиц (категория «А»).
  2. Самодвижущийся транспорт на основе гусеничного механизма (вездеходы, транспортеры, трактора, тягачи), колесная техника (категория «В»).
  3. Колесные ТС (тягачи, бронетранспортеры, тракторы) (категория «С»).
  4. ТС с колесным движителем (категория «D»).
  5. ТС на гусеничном ходу с повышенной проходимостью (категория «Е»).
  6. ТС для проведения сельскохозяйственных работ (категория «F»).

Категории отличаются мощностью движителя, которая находится в интервале от 25,7 до 110,3 кВт.

Новые подкатегории

В рамках категории «А» выделяют 4 подкатегории:

  • А 1 (мототранспортные внедорожники – мотовездеходы);
  • А 2 (мотовездеходы массой не более 3,5 т, с 8 посадочными местами, помимо водителя);
  • А 3 (внедорожный мототранспорт массой более 3,5 т, кроме входящих в подкатегорию А 4);
  • А 4 (внедорожный автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров численностью 8 человек, не считая водителя).

ВАЖНО! Новые документы на право управления самоходным транспортом включают раздел об особых отметках, где указываются сведения разрешающего и ограничительного характера, в том числе информация об общем стаже вождения, использовании очков, линз, группы крови водителя. Устанавливаются возрастные ограничения по категориям.

На видео о получении водительских прав

Обучение ведется на основе государственных программ с последующим подтверждением знаний в Гостехнадзоре. Самостоятельная подготовка на право управления ТС не допускается с 2015 года. Если стандартное водительское удостоверение можно получить в любом субъекте РФ, то для прав тракториста существуют ограничения: их выдача производится только по месту регистрации водителя или по месту профессионального обучения.

Классификация транспортных средств

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через се- дельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:

  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;

категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

категория О — прицепы (включая полуприцепы):

  • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг; М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Категория транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль М1
Автобус

М2

При максимальной массе не более 5 т

М3

При максимальной массе более 5 т
Микроавтобус

М2

При пассажировместимости до 17 мест
Грузовой автомобиль При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т
При максимальной массе более 12 т
Тягач и седельный тягач Согласно классификации категории N
Грузопассажир­ский автомобиль Согласно классификации категории N
Прицеп и полуприцеп При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т

О3

При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т

О4

При максимальной массе более 10 т
Мотоцикл При отсутствии коляски
При наличии коляски
Мотороллер

L3

При наличии двух колес
При наличии трех колес
Мотоколяска При максимальной массе до 400 кг
М1 При максимальной массе более 400 кг

1.5. Общие положения. Транспортное средство. Виды транспортных средств

26 Июль 2013 Администратор Просмотров:

Помните самое начало «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».

Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.

Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.

Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.

Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.

Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.

Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Транспортные средства, не относящиеся к механическим.

Это наиболее распространенная классификация.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).

Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…

Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.

В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Однако существует еще одна категория транспортных средств, которая снабжена двигателем, но механическим транспортным средством не считается. Это – мопеды (или скутеры).

Спросите, почему? Все просто.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:

  1. Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
  2. Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.

Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ. И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.

Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).

Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.

А теперь — давайте вернемся к понятию «Транспортное средство» и отметим еще ряд принципиальных моментов.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.

«Максимальная» масса – это предельно допустимая масса транспортного средства – с водителем, пассажирами и грузом. Превышения данной массы недопустимо. Почему? Да потому что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.

Итак, «максимальная» масса означает предел допустимой массы транспортного средства.

А кто устанавливает этот предел? Конечно же, завод-изготовитель. А это уже объяснение термина «разрешенная» масса. Именно производитель обусловливает – разрешает – эту самую максимальную массу.

И еще. Разрешенная максимальная масса – это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Эту массу не стоит путать с фактической («сейчашной»), то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля – это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса – это клеймо на всю жизнь.

Еще один важный момент. Разрешенная максимальная масса – это и критерий разграничения категорий транспортных средств. Дело в том, что грузовые автомобили различаются по данному показателю на 2 вида:

  1. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (категория В) – например, грузовая «ГАЗель»;
  2. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория С) – например, «КамАЗ».

Показатель в 3,5 т – это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

А теперь давайте вспомним вторую часть понятия «Разрешенная максимальная масса».

«За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям – автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает так, что механическое транспортное средство двигается с прицепом (который, кстати, тоже требует регистрации). И вот в этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с дугой стороны, прицепа.

Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.

И последний термин, который следует рассмотреть в данном блоке понятий.

МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Данное транспортное средство относится к особой категории. Его критериями являются:

  1. Принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  2. Движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  3. Осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию.

Иными словами, маршрутное транспортное средство – это тот самый общественный транспорт, который двигается по дорогам и целыми днями (а иногда – и ночами) перевозит людей.

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме). Например, пассажирская «ГАЗель», направляющаяся после трудового дня в гараж или к месту парковки, уже не считается маршрутным транспортным средством.

А та же самая «ГАЗель», выдвигающаяся утром к месту посадки пассажиров, пока еще не является таковым.

Почему мы об этом так подробно? Дело в том, что водитель маршрутного транспортного средства вправе проигнорировать действия некоторых дорожных знаков – запрещающих, предписывающих знаков, знаков особых предписаний.

Более того, для маршрутного транспортного средства предназначается и специально выделенная полоса, обозначаемая соответствующими знаками и разметкой.

Наконец, текстом Правил предусмотрены и иные послабления и привилегии, действующие в отношении маршрутных транспортных средств. Об этом мы говорили в разделах «Дорожные знаки» и «Дорожная разметка».

Рядовой водитель должен помнить о данных обстоятельствах и не копировать слепо действия своего коллеги из маршрутного транспортного средства. В противном случае, он может грубо нарушить Правила.

Давайте вершить четвертый блок понятий. Мы убедились в том, что транспортные средства представлены в своем многообразии и великолепии. Однако если Вы мечтаете стать настоящим водителем, то механическое транспортное средство – это Ваш выбор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *