СанПИН родильных домов

Санитарно-эпидемиологический режим работы родильного стационара

Особенности санитарно-эпидемиологического режима родильного стационара:

  • выделение двух акушерских отделений — физиологического и обсервационного;
  • медицинский персонал родильных стационаров относится к декретированным контингентам населения, поэтому сотрудники родильных домов периодически проходят медицинские осмотры (флюорограмма, бак. исследование, осмотр стоматологом, гинекологом, оториноларингологом) с занесением их результатов в специальные документы (медицинские книжки) и при необходимости с отстранением от работы сотрудника;
  • родильный дом в течение года должен дважды закрываться для дезинфекции и текущего ремонта. В случае возникновения в родильном стационаре вспышки инфекционного заболевания он закрывается для дезинфекции внепланово;
  • послеродовые палаты и палаты для новорожденных должны заполняться циклически. В одну палату помещаются родильницы и новорожденные, родившие или родившиеся в один день. Родивших женщин или родившихся детей на следующий день помещают в другую палату, если даже в предыдущей палате остаются свободные койки.
  • влажную уборку в помещениях производят 2 раза в сутки. Генеральную уборку помещений производят 1 раз в неделю 6% раствором перекиси водорода с 0.5% раствором моющего средства или с 5% раствором хлорамина. Помещение и все оборудование протирают стерильной ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим раствором. После этого помещение закрывают на 4 часа, а затем моют водой, используя стерильную ветошь: медицинский персонал при этом надевает чистые халаты, обувь и маски. После окончания уборки включают бактерицидные лампы на 1,5-2 часа;
  • после выписки родильницы и новорожденного матрацы, одеяла обрабатывают в дезинфекционной камере, постельное белье сдается в прачечную. В освободившихся послеродовых палатах и палатах для новорожденных производят заключительную дезинфекцию (точно так же, как генеральную уборку). Перед включением бактерицидных ламп в палату вносят матрацы, подушки, одеяла, которые до того были обработаны в дезинфекционной камере:
  • медицинский персонал для работы в родильном стационаре должен иметь чистое сменное верхнее белье, в которое он переодевается перед началом работы;
  • для защиты воздушной среды от осеменения микроорганизмами необходимо соблюдать правила ношения медицинских масок. Марлевую маску в 4-5 слоев необходимо менять каждые 3 часа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА.

123

Практическое занятие № 1

Санитарно-эпидемиологический режим родильного дома

(приказ № 345 от 26 ноября 1997 года)

Одной из основных причин заболеваемости в роддомах является внутрибольничная инфекция (ВБИ).

ВБИ — любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое возникает в результате поступления пациента в больницу или обращения за лечебной помощью, а так же заболевание сотрудника, работающего в данном учреждении.

Для профилактики ВБИ предусматривается:

— централизованные стерилизационные отделения;

— дезокамеры,

— использование экологически безопасных средств дезинфекции,

— употребление изделий медицинского назначения однократного применения,

— микробиологический мониторинг и др.

Противоэпидемический режим акушерского стационара

Согласно приказа № 345 родильный дом не менее 1 раза в год должен закрываться для проведения плановой дезинфекции, в т.ч. для косметического ремонта. Открытие его допускается только после получения отрицательных результатов лабораторного контроля окружающей среды и разрешения центров госсанэпиднадзора.

В родзалах, операционных, при проведении инвазивных манипуляций в отделениях новорожденных персонал работает в масках.

Влажная и генеральная уборка осуществляется по отделениям следующим образом:

Приемно-смотровое отделение и предродовые палаты- влажная уборка осуществляется 2 раза в день с использованием моющего средства и 1 раз в сутки — с использованием дезинфицирующего средства. Затем ультрафиолетовое облучение воздуха и проветривание в течение 20 минут.

Родзал: при наличии 1 родзала — уборка с применением дезинфицирующих средств 1 раз в сутки; при наличии 2 и более родзалов — уборку проводят в каждом из них после приема родов, затем ультрафиолетовое облучение и проветривание помещения в течение 20 минут. Заключительная дезинфекция проводится 1 раз в 3 дня при наличии 1 родзала и поочередно — при наличии 2 и более родзалов.

Послеродовое физиологическое отделение: Влажная уборка осуществляется 2 раза в день с использованием моющего средства, а после 3-его кормления новорожденных — уборка с дезинфицирующим средством.

Обсервационное отделение обрабатывается 1 раз в день моющими средствами, а после 3-его и 5-ого кормления — с применением дезрастворов.

После каждой уборки и в физиологическом и в обсервационном отделении проводится обеззараживание воздуха ультрафиолетовым облучением, затем все предметы протираются ветошью, смоченной в проточной воде и снова УФ-облучение и проветривание в течение 20 минут.

Заключительная дезинфекция проводится после выписки родильницы и новорожденного или при переводе в обсервационное отделение с применением дезинфицирующего средства.

Сроки выписки из роддома определяются состоянием здоровья матери и ребенка. Предусматривается курс на раннюю выписку (2-4 сутки), что способствует снижению заболеваемости ВБИ. На 3 сутки всем женщинам проводится УЗИ матки.

Выписка после оперативного родоразрешения, в т.ч. кесарева сечения, проводится по клиническим показаниям.

Для персонала предусматривается отдельный вход, гардероб, 2 шкафчика (для сменной и санитарной одежды), душевые. Санитарная одежда меняется ежедневно.

Родовое отделение

При наличии нескольких предродовых палат соблюдается цикличность их заполнения. Используются матрацы и подушки в герметичных клеенчатых чехлах, которые обрабатываются дезинфицирующим раствором. Перед переводом в родзал роженицу переодевают в стерильное белье.

В родзале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все объекты обрабатываются дезраствором. Акушерка и врач перед родами готовятся как для хирургической операции. При приеме родов используется стерильный комплект разового использования. Первичный туалет новорожденного осуществляется в родильном зале сразу после его рождения. Ребенка вытирают теплой стерильной пеленкой и выкладывают на живот матери для контакта «кожа-к-коже» с последующим прикладыванием к груди. Ребенок на животе у матери укрывается стерильной (х/б) сухой теплой пеленкой и одеялом.

После родов отсасывание слизи у новорожденного проводится баллоном или катетером однократного применения. Для первичной обработки новорожденного используется стерильный индивидуальный комплект. Через 1 минуту после рождения производят пережатие и пересечение пуповины. Перед наложением пластиковой скобы (или лигатуры) персонал проводит гигиеническую обработку рук. Место наложение зажима обрабатывается 70% этиловым спиртом/ Первичная обработка кожных покровов новорожденного проводится только в случае загрязнения кожных покровов новорожденного меконием или кровью, которые смывают теплой водопроводной водой.

Профилактика инфекционных заболеваний глаз у новорожденного проводится после пребывания на животе у матери с использованием эритромициновой или тетрациклиновой мази, 20% раствора сульфацила натрия (альбуцид), 1% раствора нитрата серебра в индивидуальной упаковке.

Отделение новорожденных

Палаты новорожденных заполняются строго циклически и синхронно с палатами послеродового отделения в течение 3-х суток.

Рекомендуется грудное вскармливание по “требованию” ребенка. Перед обработкой и пеленанием персонал должен мыть руки с двукратным намыливанием. При уходе за новорожденным используется стерильное белье. Все изделия манипуляционного назначения, в т.ч. инструментарий, подлежат дезинфекции, а затем стерилизации.

Новорожденные с признаками инфекции должны быть вывезены из акушерского стационара в день установления диагноза.

Тесты для самоконтроля

Ранняя выписка из роддома

1) способствует снижению заболеваемости ВБИ

2) способствует повышению ВБИ

3) не меняет заболеваемость ВБИ

10. В послеродовом отделении палаты заполняются циклично в течение:

1) 3 суток

2) 5 суток

3) 6 суток

11. При случайном попадании крови и отделяемого родовых путей от ВИЧ_инфицированной родильницы необходимо:

1) обработать это место 70% спиртом

2) промыть проточной водой

3) использовать мыльный раствор для промывания

4) использовать 5 % раствор йода

Основная

1. Г.М. Савельева. Акушерство, Учебник. Москва, «Медицина», 2000.

Дополнительная

1. В.Н. Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин «Практическое акушерство», Москва, «Медицина», 1989 г.

2. Акушерство: национальное руководство / под ред. ЭК Айламазяна, В.И. Кулакова, В.Е, Радзинского, Г.М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -1200с.

Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от

«___» _____________ 20___ г. (протокол №___)

Заведующий кафедрой _______________________________Долгушина В.Ф.

Практическое занятие № 1

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА.

Цель занятия:Знакомство с организацией и работой акушерского стационара, оснащением его структурных подразделений, изучение санитарно-эпидемического режима родильного дома

Базисные знания:Особенности микробной флоры на современном этапе, чувствительность ее к факторам окружающей среды, понятие об асептике и антисептике (кафедра микробиологии, «Микробиология»- В.Д. Тималов, В.С. Левашов, Л.Б. Борисов, учебник, Москва, 1983 г.)

Продолжительность занятия:4 часа. Начало: 9 часов, окончание 12 часов 15 минут

Место проведения:клиническая база кафедры — городская клиническая больница № 8

Методическое и материально – техническое оснащение: для проведения занятия используются слайды, ситуационные задачи, тесты, медицинская документация.

Хронометраж практического занятия(пятиминутные перерывы между занятиями):

20 минут Вводное слово преподавателя. Преподаватель объясняет студентам актуальность темы, сообщает студентам цель и план занятия. Контроль исходного уровня знаний (тестирование)
45 минут Разбор темы занятия по плану: 1) Организация акушерского стационара, типы акушерских стационаров 2) Структура акушерского стационара 3) Профилактика гнойно-септических заболеваний в акушерском стационаре
60 минут Знакомство студентов со структурой акушерского стационара, оснащением, соблюдением санитарно-эпидемического режима в каждом отделении.
30 минут Обсуждение совместно с преподавателем показаний для госпитализации в обсервационные отделения, выделение групп риска по гнойно-септической инфекции среди женщин и новорожденных
25 минут Итоговый контроль знаний. Решение ситуационных задач. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *