Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Содержание

Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, в целях их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности.

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения. Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

Ч. 2 ст. 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ч. 2 ст. 90 УК.

Рассмотрим принудительные меры воспитательного воздействия.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Оно должно содержать нравственную и юридическую оценку содеянного. Как правило, предупреждение объявляется судьей в помещении суда. Однако с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, общественного резонанса и других моментов оно может быть объявлено: на собрании учебного или трудового коллектива, по месту жительства несовершеннолетнего и т.д.

Содержание предупреждения и форма его доведения до сведения должны преследовать цель как воспитательного, так и правового воздействия на подростка.

Об объявлении предупреждения делается запись в уголовном деле.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю его поведения.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ; она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усилить контроль свободного времени ребенка.

Эта мера целесообразна в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, т.к. иначе теряется смысл этой меры.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 по этому поводу указано: «При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено» (п. 16).

Когда данные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Строго говоря, законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить — значит смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему. Закон не определяет и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным.

Однако содержащееся в ч. 3 ст. 91 указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки свидетельствует о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток достиг 15-летнего возраста; имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т.д.) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.). Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет (возмещение деньгами, замена испорченного предмета качественной вещью, установка демонтированного оборудования и т.д.). Возмещение ущерба осуществляется добровольно через судебного исполнителя.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в т.ч. связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Закон содержит примерный перечень возможных ограничений. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т.д.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних (п. п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90) предусматривается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет — при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90).

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия является условной мерой.

Федеральный закон от 21.05.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5). В указанную систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости, органы внутренних дел.

> Принудительные меры воспитательного воздействия

Виды принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. В ч. 1 ст. 90 УК РФ говорится: “Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия”. Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности закон связывает с рядом обстоятельств:

  • 1. Преступление должно быть совершено впервые.
  • 2. Деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести.
  • 3. Положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия. Такая убеждённость должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния, размер вреда причинённого именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести; в целом положительно характеризуется педагогами; преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств; не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих; не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).

При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК РФ. На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделённых специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего было известно и УК РСФСР. Однако, новый УК РФ, кроме некоторого терминологического различия в наименованиях этих мер, содержит и более существенные отличия. Прежде всего, принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться теперь не только при совершении преступлений небольшой тяжести (ранее — преступлений, не представляющих большой общественной опасности), но и преступлений средней тяжести. На мой взгляд необходимо отметить то обстоятельство что, в УК РФ не указывается, кем (каким органом) несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия и кем (каким органом) могут быть назначены эти меры. Следовательно, не исключается освобождение от уголовной ответственности органом дознания, следователем с согласия прокурора или прокурором, а также судом, но назначение этих мер с учётом их принудительного характера исполнения возможно только судом.

Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия.

Так, например, могут быть одновременно назначены предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причинён-

Согласно ч. 4 ст. 90 УК РФ в случае систематического неисполнения лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Тем самым в законе подчёркивается фактически условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Надо отметить, что рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности распространяется не только на несовершеннолетних. В соответствии со ст.96 УК РФ в исключительных случаях, с учетом характера совершенного деяния и личности, положения главы 14 УК РФ могут быть применены и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.

Однако законодатель для этой категории лиц установил ряд ограничений. В частности они выражаются в следующем:

Во-первых, решение об освобождении от уголовной ответственности этой категории лиц может принимать только суд.

Во-вторых, при освобождении от уголовной ответственности лиц в возрасте от 18 до 20 лет на основании ст.90 УК РФ суд не вправе применять такие принудительные меры воспитательного воздействия, как: помещение в специальное воспитательное учреждение для несовершеннолетних; помещение в специальное лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних; передача под надзор родителей и возложение на родителей обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением детей. Последнее

ограничение обусловлено тем, что в соответствии с ч.2 ст.61 Семейного кодекса РФ родительские права и обязанности прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет.

За исключением перечисленных, все остальные виды принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренные ч.2 ст.90 УК РФ, могут быть применены судом к лицам, совершившим преступление в возрасте от 18 до 20 лет.

У анализируемой нормы есть недостатки. Во-первых, в ней не установлена продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п.п. «б» и «г» ч.2 ст.90 УК РФ.

Вместо четкого определения нижнего и верхнего предела продолжительности этих мер законодатель ограничился лишь указанием на то, что срок устанавливается органом, назначающим эти меры.

В этой связи следует согласиться с мнением, что оптимальный срок для названных мер — один или максимум два года, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетнего либо его стремлении уклониться от исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.

Второй недостаток видится в том, что в рассматриваемой норме не дан исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним по ограничению досуга и установлению особых требований к их поведению.

Законодатель, отказавшись от исчерпывающего перечня особых требований, предъявляемых к поведению освобожденного от уголовной ответственности несовершеннолетнего, тем самым создал реальные условия для расширительного толкования ч.4 ст.91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего.

Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего. Третий недостаток ст.90 УК РФ заключается в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер, как и тех нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение. В частности, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка мер и за какой отрезок времени следует считать систематическим? Надо ли считать неисполнением возложенных мер совершение подростком того или иного проступка по неосторожности? Наконец, в-четвертых, недостаток анализируемой нормы видится в том, что законодатель не раскрывает понятие «специализированные государственные органы», на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия. Это понятие достаточно расплывчатое. В частности, каждый государственный орган имеет специфические задачи, в силу чего, по большому счету, каждый из них можно отнести к категории «специализированный» .

Представляется, что до решения этой проблемы на законодательном уровне под специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, целесообразно считать:

комиссии по делам несовершеннолетних; отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения (школы, техникумы и т.д.).

Вместе с тем было бы целесообразно законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение лицом совершеннолетия исключает их применение. Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • а) предупреждение;
  • б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • в) возложение обязанности загладить причинённый вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия, которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п. “в” и “г” ч.2 ст. 90 УК), в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо только судом.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК РФ.

>Принудительные меры воспитательного воздействия назначаемые несовершеннолетним

Что же включают в себя данные меры, и в каких случаях их применение является оправданным?

Меры воспитательного воздействия

Выбор применяемых в отношении несовершеннолетнего мер обуславливается тяжестью совершенного преступления, мотивами подростка, его отношением к произошедшему и последующим поведением.

Стоит отметить, что одновременно могут быть применены несколько мер принудительного воздействия к несовершеннолетним.

Срок действия подобных мер, наложенных в отношении несовершеннолетнего, может колебаться от 1 месяца до 3-х лет в зависимости от тяжести причиненного ущерба.

В случаях совершения тяжких преступлений рассматривается такая мера, как помещение в специализированное учреждение закрытого типа.

В иных случаях возможно применение таких мер, как предупреждение, передача ребенка опекунам или родителям или ограничение досуга.

В Российском законодательстве предусмотрено применение следующих мер воспитательного воздействия согласно статье 90 Уголовного Кодекса РФ:

  • предупреждение несовершеннолетнего и его родителей;
  • меры, принятые в отношении досуга несовершеннолетнего;
  • возложение обязанности возместить причиненный ущерб;
  • передача подростка под надзор: родителей, опекунов или специальных органов;
  • помещение в учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, совершивших тяжкое преступление.

Содержание принудительных мер

Предупреждение несовершеннолетнего — это пояснение подростку последствий его правонарушения, а так же последующих мер в случае повторного нарушения закона.

После проведения беседы малолетнему нарушителю выдается копия постановления о применении предупредительных мер, где более подробно описывается причиненный ущерб, последствия и указания о недопустимости повторного нарушения.

Меры, принятые в отношении досуга несовершеннолетнего – это ограничение нахождения подростка вне дома.

Сюда относятся: запрет посещения тех или иных мест, запрет выезда за границы определенной территории; запрет управления механическими транспортными средствами, а так же введение комендантского часа.

Возложение обязанности возместить причиненный ущерб.

Сюда можно отнести возможность восстановления поломанного имущества собственными силами или передача потерпевшему собственного имущества взамен разрушенному.

Если же имущество было уничтожено полностью, то полагается возместить его стоимость в денежном эквиваленте.

Однако данная мера имеет свои нюансы и не должна становиться для подростка обременительной, практически не возможной.

Для этого учитывается его финансовое положение, а в случае с восстановлением имущества своими силами, у подростка должны иметься навыки подходящей работы.

Передача подростка под надзор заключается в возложении ответственности и обязанности за контролем поведения подростка на его родителей, опекунов или соответствующие органы опеки.

Перед назначением данной меры органы суда должны убедиться в том, что указанные лица готовы и имеют возможность осуществлять данную меру воздействия.

Возлагаемые требования оформляются документально и подробно разъясняются.

Срок действия нахождения подростка под надзором зависит от тяжести совершенного преступления и колеблется от 1 месяца до 3-х лет.

Принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием и применяются в качестве мер перевоспитания и искоренения неподобающего поведения у лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Применение тех или иных мер является сугубо личным и возможно только после рассмотрения всех нюансов, в том числе и личного отношения подростка к произошедшему.

Главной целью воспитательных мер является предупреждение повторных правонарушений лицами, в отношении которых они применяются.

Природа мер воспитательного воздействия

По своему юридическому характеру данные меры трактуются неоднозначно. Обычно они выступают одной из форм реализации уголовной ответственности, помимо наказания, однако в некоторых странах (страны СНГ, кроме Казахстана, Литва) они выступают также альтернативой уголовной ответственности: законодательство этих государств допускает освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Такое освобождение допускается при совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) или средней тяжести (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Россия), если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может произойти и без применения мер уголовной ответственности. В Албании, Алжире, Болгарии, Казахстане, Латвии, Монголии, Франции, Эстонии применение мер воспитательного характера допускается лишь в качестве альтернативы уголовному наказанию.

Законодательство ряда государств предусматривает применение этих мер вместо наказания для определённых возрастных категорий преступников. Так, только воспитательные меры могут быть применены к лицам в возрасте от 14 до 16 лет в Македонии, Федерации Боснии и Герцеговины, Хорватии; в возрасте от 14 до 18 лет в Испании; от 7 до 15 лет — в Египте, Кувейте, Ливане, Сирии; от 7 до 14 лет — в Таиланде. В последнем государстве суд может применить следующие меры к данной возрастной категории лиц: предупреждение и передача под надзор родителя или опекуна на срок не более 3 лет.

Законодательство Мали предусматривает применение данных мер в рамках процедуры посредничества при примирении несовершеннолетнего преступника и потерпевшего.

Принудительные меры воспитательного воздействия имеют сходство с условным осуждением, так как зачастую при злостном их неисполнении они подлежат отмене с применением к осуждённому реальных мер ответственности (страны СНГ).

Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве стран мира

Институт принудительных мер воспитательного воздействия присутствует в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии, бывших республик Югославии, Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кирибати, Нидерландов, Румынии, Филиппин, Швеции, Эфиопии. В специальных законах о статусе несовершеннолетних данные меры регламентируется в Германии, Египте, Испании, Кении, Кувейте, Мали, Португалии, Франции, Швейцарии. И в специальном, и в уголовном законодательстве они предусмотрены в Болгарии, Сербии и Эстонии.

Данные меры в различных странах носят различные наименования: «принудительные меры воспитательного воздействия» (страны СНГ, Латвия, Монголия), «принудительные меры» (Узбекистан), «меры воспитательного воздействия) (Литва), «воспитательные меры» (страны бывшей Югославии), «меры воспитания, лечения или исправления» (Польша), «меры защиты, помощи, надзора и воспитания» (Франция), «меры защиты» (Япония) и др. Законодательство Судана рассматривает данную категорию мер наряду с иными «мерами по надзору и исправлению», которые могут применяться также к престарелым и страдающим психическими расстройствами. В некоторых странах данные меры рассматриваются в более общем институте мер безопасности (Молдова, Турция и др.). УК Грузии рассматривает данные меры наряду с наказанием в рамках формулировки «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних».

Виды мер воспитательного воздействия

Законодательством стран мира могут предусматриваться следующие меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение или выговор (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Германия, Египет, Испания, Кувейт, Литва, Португалия, Румыния, Судан, Таиланд, Чили, Эстония);
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа (страны СНГ и Балтии, бывшие республики Югославии, Англия, Германия, Египет, Кувейт, Марокко, Монголия, Португалия, Сирия, Судан, Таиланд, Франция, Чили, Эстония);
  • наложение обязанности возместить ущерб, причинённый преступлением, или иным образом загладить причиненный вред (страны СНГ, Англия, Федерация Боснии и Герцеговины, Латвия, Литва, Мали, Монголия, Нидерланды, Швейцария);
  • наложение ограничений, связанных с проведением досуга, или установление иных требований к поведению несовершеннолетнего (страны СНГ, Англия, Египет, Испания, Македония, Марокко, Португалия, Швейцария); во Франции данная мера носит название «контролируемой свободы» (фр. la liberte surveillee);
  • передача в семью, подходящую для воспитания (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Македония, Португалия, Швейцария);
  • помещение в режим помощи (Португалия, Швейцария);
  • общественные работы (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Литва, Мали, Нидерланды, Эстония);
  • возложение обязанности извиниться перед потерпевшим (публично или в иной форме на усмотрение суда) (Белоруссия, Федерация Боснии и Герцеговины, Мали).
  • помещение в учебно-воспитательное учреждение (страны СНГ и Балтии, бывшие югославские республики, Албания, Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Зимбабве, Испания, Кения, Кувейт, Марокко, Португалия, Румыния, Сирия, Судан, Франция, Чили, Швейцария, Швеция, Япония).

Часть данных мер имеет лишь формальные отличия от уголовных наказаний (например, общественные работы).

Помещение в учебно-воспитательное учреждение

Помещение в учебно-воспитательное учреждение рассматривается как наиболее суровая мера воспитательного воздействия. В различных странах существует множество видов подобных учреждений, отличающихся как названием, так и режимом содержания.

Законодательство Армении, Беларуси, Молдовы использует для именования данных учреждений термин «учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение», Болгарии — «воспитательное училище-интернат», России — «специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». В Эстонии различаются помещение несовершеннолетних в воспитательный дом для молодёжи, школу-интернат и школу для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В Федерации Боснии и Герцеговины и Македонии проводится различие между воспитательными и воспитательно исправительными учреждениями (в Македонии последние называются «дом образования и исправления»): исправительные учреждения характеризуются более строгими требованиями режима. УК Черногории предусматривает помещение несовершеннолетних в воспитательные, воспитательно-исправительные учреждения, а также в учреждения для лечения и профессиональной подготовки. В Испании выделяются учреждения с закрытым, полуоткрытым и открытым режимом, а также лечебные учреждения.

Во Франции возможно направление несовершеннолетних в воспитательные учреждения, учреждения профессионального обучения, в медицинское или медико-педагогическое учреждение, а также в интернат для несовершеннолетних правонарушителей («учреждение надзираемого или исправительного воспитания»). Законодательство Марокко предусматривает помещение несовершеннолетних в воспитательное или образовательное государственное или частное учреждение, приспособленное для этого; в лечебное либо в лечебно-воспитательнос учреждение; в интернат для юных правонарушителей школьного возраста.

Содержание иных мер воспитательного воздействия

Конкретное содержание мер воспитательного воздействия раскрывается лишь в законодательстве некоторых стран (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Литва и др.).

Так, УК РФ и других государств СНГ раскрывают содержание следующих мер:

  • предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;
  • передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа, а также иные требования на усмотрение суда.

Принудительные меры воспитательного воздействия в праве России

Российское законодательство не рассматривает принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность наказания. Они представляют собой разновидность иных мер уголовно-правового характера, направленную на перевоспитание лица, совершившего преступление. Данные меры могут входить в содержание уголовной ответственности или не охватываться ею. УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ):

  • предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа — возложение на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред (с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков);
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа; требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа; иные меры по усмотрению суда;
  • помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Все эти меры, кроме последней, могут применяться как в порядке освобождения от уголовной ответственности, так и в порядке освобождения от уголовного наказания, и применяются при совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Помещение в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа допускается только в рамках освобождения от уголовного наказания, и применяется также при совершении тяжких преступлений, за исключением перечисленных в ч. 5 ст. 92.

При применении данных мер суд должен учитывать различные обстоятельства. В частности, решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним, а также согласны на передачу им несовершеннолетнего под надзор. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей, лиц их заменяющих или специализированного государственного органа, а также ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается следующей продолжительностью:

  • от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести;
  • от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является наиболее строгой принудительной мерой воспитательного воздействия, сходной по своему содержанию с лишением свободы. В то же время, в отличие от наказания, применение данной меры не влечёт судимости. Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть прекращено до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении. Срок пребывания в учреждении может также восстанавливаться судом в случае уклонения несовершеннолетнего от пребывания в нём, а также продляться судом, если будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. Однако общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать 3 лет.

Кроме того, продление срока пребывания в учебно-воспитательном учреждении допускается по ходатайству несовершеннолетнего при необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут отменяться в случае их систематического неисполнения. Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия, которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка. В таком случае несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности. Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими.

Примечания

  1. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 415. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  2. 1 2 3 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 416. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  3. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 418. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  4. 1 2 3 4 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 417. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте не всегда может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, далеко не всегда отдают себе отчет в своем поведении. Именно поэтому законодательством предусмотрена альтернатива обычного уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.

Эта альтернатива носит название – принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних (ст. 90 УК РФ).

Когда суд признает факт, что подросток не представляет опасности для общества, и его девиантное поведение может быть скорректировано воспитательным воздействием, в отношении него может быть применен данный способ уголовно-правового характера.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Освобождение от наказания подростка может предполагать любой набор воспитательных мер: от одной до четырех вместе. Их расшифровка представлена в ст. 91 УК РФ.

Предупреждение

Предупреждение предполагает разъяснение подростку вреда, причиненного преступлением, и возможных последствий рецидива.

Вынесение предупреждения оформляется постановлением суда, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:

  • О совершенном деянии;
  • О привлекаемом к ответственности подростке;
  • Отрицательная нравственная и правовая характеристика преступного деяния;
  • Предупреждение о недопустимости повторного совершения преступления;
  • Разъяснение последствий рецидива.

Копия постановления о вынесении предупреждения вручается несовершеннолетнему и его законным представителям.

Передача под надзор

Несовершеннолетний передается под надзор следующих лиц:

  • Родителей;
  • Опекунов или усыновителей;
  • Специализированных государственных органов.

Передача под надзор имеет срочный характер. В рамках данной уголовно-правовой меры воздействия происходит регулярное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Перед тем, как передать под надзор несовершеннолетнего преступника конкретным лицам, суд должен убедиться в добропорядочности их самих.

Если родители или опекуны ведут асоциальный образ жизни и не могут должным образом воспитывать подростка, на них не может быть возложена ответственность за его перевоспитание.

Обязанности родителей или опекунов должны быть доходчиво разъяснены им и прописаны в постановлении.

Подросток передается под надзор за преступления небольшой тяжести на срок от месяца до 2 лет, за преступление средней тяжести – от 6 месяцев до 3 лет.

Обязанность загладить причиненный вред

Данный вид воспитательной меры применяется только с учетом двух факторов:

  • Имущественного или материального положения несовершеннолетнего;
  • Имеющихся у него трудовых навыков.

Обязанность загладить причиненный вред должна предполагать либо выплату денежной компенсации за поврежденное имущество, либо передачу в счет поврежденного имущества другого, либо восстановление имущества с помощью собственных трудовых навыков.

Трудовые или материальные обязательства не должны являться непосильным бременем для несовершеннолетнего.

Если подросток работает и получает денежное вознаграждение, скорее всего, возмещение ущерба будет осуществляться в денежном эквиваленте.

Это обусловлено тем, что на собственноручное восстановление поврежденного имущества у подростка просто нет времени ввиду другой занятости.

Ограничение досуга и поведения

Чаще всего данная воспитательная мера применяется в совокупности с другими. Она предполагает контроль за поведением несовершеннолетнего, которое должно быть безупречным.

Поведенческие и досуговые ограничения могут осуществляться в виде следующих мер:

  • Запрет на использование определенных форм досуга;
  • Запрет на управление механическими транспортными средствами;
  • Комендантский час;
  • Ограничения на пребывание несовершеннолетнего вне дома;
  • Ограничения на выезд за пределы населенного пункт и др.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Суд по своему усмотрению может предписывать различные виды ограничений.

Суд также может предъявить требования несовершеннолетнему трудоустроиться или восстановиться в образовательном учреждении.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа

В ст. 90 УК РФ не указана еще одна мера принудительно-воспитательного характера, применяемая в 2019 году, – помещение несовершеннолетнего в закрытого типа учебно-воспитательные учреждения.

Она применяется в качестве воспитательной меры только за преступления средней тяжести или тяжкие. Закреплена данная воспитательная мера в ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа допускается максимум на 3 года до того момента, когда подросток достигнет возраста в 18 лет.

Если до истечения установленного судом срока подросток исправится или в силу состояния здоровья не сможет более находиться в закрытом учебном учреждении, его пребывание там может быть прекращено.

Для того, чтобы принудительные меры воспитательного характера были отменены, и подросток был привлечен к уголовной ответственности, необходимо, чтобы систематические нарушения были зарегистрированы специальными органами контроля.

Нарушения несовершеннолетнего будут признаны систематическими, если их количество за весь срок, установленный судом, будет более 2 раз.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних создано законодателем для защиты молодого поколения от уголовной ответственности.

Данные меры призваны перевоспитать девиантных подростков, наставить их на путь социального развития и помочь найти им место в мире не преступном, а цивилизованном.

>Принудительные меры воспитательного воздействия

Под принудительными мерами воспитательного воздействия понимаются такие предусмотренные уголовным законом и обеспеченные государственным принуждением специальные меры, которые предназначены для уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в целях их исправления и предупреждения с их стороны новых преступлений без привлечения таких лиц к уголовной ответственности и (или) без применения уголовного наказания.

Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК (п. 31 постановления ПВС РФ от 1 февраля 2011 г. No 1).

Применение принудительных мер воспитательного воздействия представляет собой специфическую форму реакции государства на преступления несовершеннолетних, которая в одних случаях предполагает полное освобождение указанных лиц как от уголовной ответственности, так и от наказания (ст. 90 УК), в других — осуждение несовершеннолетнего и возложение на него ответственности, но с освобождением от наказания (ст. 92 УК).

Статья 90 УК предусматривает четыре меры воспитательного воздействия: предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В ст. 91 УК раскрывается содержание этих мер и содержится указание на последствия их неисполнения.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 91 УК). В постановлении (определении) о применении предупреждения должна содержаться отрицательная нравственная и правовая оценка содеянного, собственно предупреждение о недопустимости подобного поведения и указания о последствиях совершения новых преступлений и иных правонарушений. Копию соответствующего акта целесообразно вручить самому несовершеннолетнему, а при необходимости также и его законным представителям, присутствие которых при применении предупреждения является необходимым.

Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны), либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК). В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК эта мера может быть установлена на срок от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести, т.е. она имеет срочный характер и предполагает постоянный контроль и осуществление воспитательного воздействия на несовершеннолетнего со стороны указанных в ч. 2 ст. 91 УК лиц и органов. Обязанности, которые возлагаются на соответствующих лиц и органы, должны быть внятно, доходчиво и обстоятельно им разъяснены и соответствующим образом официально оформлены. Перед назначением этой меры необходимо убедиться в способности, возможности и готовности указанных лиц осуществлять постоянный контроль и воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК). Такая обязанность может заключаться в восстановлении поврежденного имущества собственным трудом несовершеннолетнего, в передаче потерпевшему имущества или определенных предметов в порядке компенсации за имущество, уничтоженное или поврежденное при совершении преступления, либо в денежной компенсации причиненного вреда. Возложение на несовершеннолетнего обязанности загладить причиненный вред не должно превращаться в непосильное бремя для него, поэтому закон требует учитывать при назначении данной меры имущественное положение несовершеннолетнего, которое определяется наличием у него имущества или самостоятельного дохода. Возлагая на несовершеннолетнего обязанность лично, своим трудом изготовить или восстановить уничтоженное или поврежденное им имущество, необходимо учитывать наличие у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков, предполагающих фактическую способность его собственным трудом выполнить ту или иную работу.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ог раничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда к другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим (ч. 4 ст. 91 УК).

Согласно ч. 3 ст. 90 УК несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер из числа указанных в данной статье. Реальное их воспитательное и предупредительное значение зависит от того, насколько правильно, обоснованно и справедливо они назначены и применяются, как они воспринимаются несовершеннолетним, которому соответствующая мера назначена, и его ближайшим окружением, и от других обстоятельств.

В качестве принудительной меры воспитательного воздействия уголовным законом (ч. 2 ст. 92 УК) предусмотрена еще одна — специфическая, не указанная в ст. 90 УК, мера в виде помещения несовершеннолетнего, осужденного за преступление средней тяжести, а также тяжкое преступление (кроме перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК), в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *