Проверка обоснования закупки по 44 ФЗ

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2015 г. N Д28и-3282
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
По вопросу N 1.
Примечание.В нижеследующих абзацах ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ приведена в редакции, действовавшей до 30.12.2014.
В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения указанной части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36 части 1 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.
Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются, то есть расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, не отражаются в контракте и в отчете, предусмотренном частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2016 года вступает в силу статья 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика.
По вопросу N 2.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
— получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
— поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 указанной статьи предписания.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки контрольным органом в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Таким образом, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок материалы передаются контрольным органом субъекта Российской Федерации в ФАС России.
По вопросу N 3.
Согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — официальный сайт) планы-графики размещения заказов на 2014 — 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время планы-графики размещаются заказчиками на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее — приказ N 761/20н), с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее — приказ N 182/7н).
Согласно пункту 4 приказа N 182/7н план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со статьей 111 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в плане-графике должны содержаться все закупки, которые осуществляются указанными способами в соответствующем году. При этом согласно пункту 3 приказа N 182/7н при размещении плана-графика на официальном сайте сведения, составляющие государственную тайну, на официальном сайте не размещаются.
По вопросу N 4.
Отмечаем, что нормами Закона N 44-ФЗ срок направления заказчиком требований об уплате неустоек (штрафов и пеней) не регламентирован.
При этом отмечаем, что в целях совершенствования контрактной системы и разработки мер, направленных на ее развитие, формирование добросовестной конкуренции, прозрачности осуществления закупок, повышение эффективности расходования бюджетных средств, при Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям.
Одной из функций Экспертного совета является рассмотрение обращений граждан и общественных организаций о необходимости повышения эффективности закупок и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере, выработка предложений по повышению открытости, доступности информации в рамках контрактных отношений (ks.wikivote.ru).
Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Закона N 44-ФЗ, а также предложения по устранению недостатков и совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
30.10.2015

Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Комментарий к статье 6
В комментируемой статье перечислены принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Определение данных принципов является нововведением, поскольку Закон о размещении заказов принципы размещения заказов не называл. В то же время в названном Законе, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), были обозначены цели его регулирования, в том числе: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Данные положения по своему характеру близки к положениям, определявшим принципы размещения заказов.
Содержание перечисленных в данной статье принципов контрактной системы в сфере закупок раскрыто в следующих статьях комментируемого Закона, а именно: принципы открытости и прозрачности — в ст. 7; принцип обеспечения конкуренции — в ст. 8; принцип профессионализма заказчика — в ст. 9; принцип стимулирования инноваций — в ст. 10; принцип единства контрактной системы в сфере закупок — в ст. 11; принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок — в ст. 12 Закона.

Государственные закупки и их основное назначение

О государственных закупках мы слышали не раз – на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина — «Государственные закупки». И сегодня мало кто может сказать, что значит – государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить – что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.

Государственный заказ – это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти – от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.

Как правило, нужды могут быть самыми разными – начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.

Для чего необходим государственный заказ и что он обеспечивает

Во-первых, государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня:

  1. Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны.
  2. Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него.
  3. Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится.

В точности, как и с закупками – деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.

Приведем пример. Допустим, больница города Н может осуществить закупку партии перчаток за счет муниципальных средств, выделенных муниципалитетом, а также за счет федеральных средств – информация об этом указывается в извещении о торгах.

Иными словами государственные закупки – это «бензин», благодаря которому все движущие механизмы государства приводятся в действие. Но от качества этого так называемого «бензина» зависит огромная работа «организма» государства. Кроме того, ответственность за работу столь сложного и огромного «организма» напрямую зависит от качества и рациональности работы каждого механизма, в том числе и механизма, отвечающего за работу в сфере размещения государственных заказов.

Надеемся, что специалисты, занимающиеся размещением государственных закупок, максимально понимают всю важность работы, которая возложена на них государством.

Государственные закупки товаров и услуг

Госзакупки товаров и услуг – огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер – это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.

Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа – одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.

Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках госзакупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.

В нашей статье мы разберем основные и распространенные способы мошенничества, которые, к огромному сожалению, не учитываются в 44 Федеральном Законе о закупках. Эти способы позволяют мошенникам проводить различные серые схемы, при этом, не нарушая Федеральное Законодательство.

Первый и довольно обыкновенный способ — это шантаж. Допустим, для больницы следует закупить дорогое оборудование в короткий срок, больница объявляет торг на поставку такого оборудования. Мошенники видят торги, затем пишут письмо или звонят к главному врачу этой больницы, требуя перечислить на их счет определенную сумму. В обмен на это мошенники предлагают быстрое прохождение всего процесса торгов без каких-либо проволочек, но если средства не будут перечислены, они грозят затянуть торги на долгий срок, и оборудование не поступит в больницу в нужное время.

К сожалению, таких мошенников нельзя привлечь к какой-либо ответственности, так как они выбирают именно те средства для затягивания торгов, которые не нарушают законодательство, например, они могут зарегистрировать на торги большое количество компаний, затем начинают или подавать свои заявки на разъяснение документации от этих компаний, или же начинают забрасывать Федеральную антимонопольную службу различными жалобами на заказчика. Весь процесс рассмотрения жалобы и иных действий мошенников может занять длительное количество времени, тем самым постепенно срываются торги заказчика.

Некоторые заказчики при этом вынуждены пойти на уступки и все-таки перечислить необходимую сумму мошенникам, только для того, чтобы не сорвать торги.

Другой способ – это когда мошенники сами выигрывают торги, в частности, электронный аукцион и по самым высоким ценам. Допустим, заказчик объявляет государственную закупку на услуги и товары, при этом, вы хотите выиграть в настоящих торгах при минимально возможном понижении цены контракта. Для этого специальное подставное лицо регистрирует фирму-однодневку, она также подает заявку на участие в данных торгах. Во время проведения аукциона ваша компания совершает один шаг аукциона на снижении цены, а, в свою очередь, подставная компания понижает цену до самой низкой. Безусловно, тут подставная компания выигрывает в торгах, а вы, в свою очередь, занимаете лишь второе место, поле чего компания-однодневка моментально отказывается от заключения контракта, после чего заказчик заносит ее в специальный список недобросовестных поставщиков, и теперь контракт заключается с компанией, которая заняла второе место, а именно — с вами.

Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.

Государственные закупки, тендеры, новый закон – все перечисленные нововведения должны заметно улучшить работу всей государственной структуры в вопросе закупок. Государственные закупки РФ – это довольно сложная, многоуровневая структура, требующая глубокой внимательности и ответственности.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Найти закупки

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка.
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *