Публикации в ЕФРСБ сроки

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 рублей, а в отношении должника — физического лица — не менее 500 000 рублей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсный кредитор, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Существует два условия для возникновения права кредитора на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:

1. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п.2 ст.7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве));

2. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.2.1 ст.7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве));

При этом, стоит отметить что, частичное исполнение требований конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем установлено ФЗ о несостоятельности (банкротстве).

Заявление конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника о признании должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме с соблюдением требований, установленных ст.39-40 О несостоятельности (банкротстве).

В случае, если обязанность по публикации уведомления не соблюдена кредитором, суд вправе оставить заявление кредитора без движения, а в последующем вернуть его.

При этом, если суд принял заявление кредитора к производству без соответствующей публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц или с нарушением сроков, установленных п. 2.1. ст. 7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве), должник вправе обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так как право на обращение в арбитражный суд у кредитора не возникло или возникло позже, чем было вынесено определение.

С 1 января 2018 года в статью 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года (далее – Закон о банкротстве) был внесен пункт 2.1, согласно которому: «Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, установленном пунктом 2 статьи 7, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – Федресурс)».

Указанная норма стала эффективным инструментом в рамках защиты интересов кредиторов, как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц. Публичное уведомление через федеральный ресурс о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом стало способом досудебного и законного давления на должника (банкрота).

На сегодняшний день важно понимать, что задолженность по обязательствам в размере более 300 000 рублей и сроком более чем в 3 месяца не является прямым указанием на то, что должник является банкротом. С точки зрения законодательства, это является основанием для подачи такого заявления в арбитражный суд, однако фактически должник может быть просто недобросовестным плательщиком или не желать исполнять свои обязательства, хотя его финансовое состояние позволяет ему это сделать. Собственник такого «недобросовестного» предприятия не желает терять имущество в процессе его реализации для погашения долга перед кредиторами и, тем более, не хочет допустить исключения его из ЕГРЮЛ. Поэтому подача публичного уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с целью признать такого должника банкротом является законной «угрозой» или последним предупреждением для должника перед тем, как законодательная машина заставит его исполнить взятые на себя обязательства, но при этом и заставит потерять ряд активов и, возможно, компанию целиком. Эта процедура является рычагом скорейшего урегулирования спора между сторонами.

Аналогичная норма раннее была введена для должников. Она закреплена в пункте 4 статьи 37 Закона о банкротстве и обязует должника не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Данную обязанность можно также рассматривать как инструмент защиты интересов кредиторов, поскольку она дает возможность вовремя присоединиться к реестру требований кредиторов в рамках рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде или в рамках уже самой процедуры банкротства.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 25.02.2020 № 309-ЭС19-15908 по делу № А60-65747/2018

Истец

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Свердловской области

Ответчики

Арбитражный управляющий С.

Арбитражный управляющий не обязан публиковать в ЕФРСБ сведения о поданных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенных определениях о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

Суть дела

В процессе банкротства физического лица арбитражный управляющий не опубликовал в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) сообщения о поданных и рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенном судом определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника. В частности, он должен был не позднее следующего рабочего дня после подачи заявления о признании сделки недействительной (15.03.2017) включить сведения о подаче заявления в ЕФРСБ. Вместе с тем фактически сведения были включены лишь 12.04.2018, то есть с нарушением срока.

Кроме того, арбитражный управляющий не внес в ЕФРСБ сведения о вынесении судом определения от 12.10.2017 о признании недействительной сделки между должником и другим лицом, которое было опубликовано в картотеке арбитражных дел 13.10.2017 в 22:18:16, а также сведения о вынесении судом определения от 13.11.2017 о признании недействительной еще одной сделки, которое было опубликовано в картотеке арбитражных дел 14.11.2017 в 18:36:09.

По фактам допущенных арбитражным управляющим нарушений законодательства о банкротстве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее — Управление) составило протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, а также обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.

В части 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния. Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 руб., на юридических лиц — от 200 000 до 250 000 руб. Повторное нарушение (ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ) влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 350 000 до 1 млн руб.

Позиция судов

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Он пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего элементов составов административных правонарушений, содержащихся в ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, однако привлек арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. По деянию, образующему состав правонарушения, предусмотренный ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, суд первой инстанции применил ст. 2.9 КоАП РФ, посчитав возможным освободить арбитражного управляющего от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данными выводами.

Они указали, что арбитражный управляющий допустил нарушение, поскольку абз. 5 п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника. Такие сведения подлежат внесению в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта (п. 3.1 ч. 3 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).

При этом суды не приняли довод о том, что арбитражный управляющий внес сведения о вынесенных судом определениях сразу, как только узнал о них. Они сослались на то, что эти судебные акты были опубликованы в картотеке арбитражных дел. А поскольку управляющий является профессиональным участником дела о банкротстве, он обязан был принять меры к своевременному получению сведений по делу о банкротстве.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих судов и отказала полностью в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. Она решила, что финансовый управляющий не обязан публиковать в ЕФРСБ сообщения о поданных и рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенном судом определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

В соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

  • о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;
  • о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;
  • о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;
  • о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;
  • об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;
  • об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
  • о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;
  • о проведении собрания кредиторов;
  • о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;
  • о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;
  • о завершении реструктуризации долгов гражданина;
  • о завершении реализации имущества гражданина;
  • о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии).

При этом параграф 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» главы X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве прямо не устанавливает обязанности арбитражного управляющего по публикации в ЕФРСБ сообщений о поданных и рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенном судом определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

Статья 213.7 Закона о банкротстве является специальной по отношению к ст. 28 Закона о банкротстве. Таким образом, норм, обязывающих финансового управляющего при проведении процедур банкротства физического лица публиковать в ЕФРСБ подобные сведения, Закон о банкротстве не содержит. В связи с отсутствием события административного правонарушения арбитражного управляющего нельзя было привлечь к административной ответственности.

Действующий для регламентации проведения процедуры признания несостоятельным физических и юридических лиц Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет обязанность некоторых участников данного процесса публиковать сведения, которые в обязательном порядке должны размещаться в общедоступных источниках.

Такими источниками на сегодняшний день считаются газета «Коммерсантъ», которая была выбрана для публикации сведений о процедуре банкротства в 2008 году на основании специально проведенного конкурса среди средств массовой информации, а также специально созданный сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Последний ведется Интерфаксом и созданным им ресурсом «Федресурс».

Перечень сведений, подлежащих обязательной публикации

На основании требований указанного выше федерального нормативного акта в перечисленных средствах массовой информации, в первую очередь, на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, должны размещаться следующие сведения:

  • сведения о наименовании компании, проходящей процедуру банкротства, а также иные данные, которые позволят его идентифицировать при изучении сформированного банкротного дела;
  • данные о наименовании того арбитражного суда, который ведет конкретное банкротное дело, а также сведения о вынесенном судебном акте по факту проводимой процедуры банкротства (дата, номер самого акта и того дела, по которому он издан);
  • сведения об арбитражном управляющем, который проводит процедуру банкротства компании, включая указание на то, какой саморегулирующейся организации он принадлежит;
  • дата следующего судебного заседания по рассмотрению вопросов по конкретному банкротному делу;
  • сведения о заявлениях, которые направлены на признание совершенных должником сделок недействительными, если такое признание осуществляется в соответствии с положениями указанного федерального закона. К числу сведений о таких заявлениях относятся не только данные о том, в отношении какого юридического лица-должника они поданы, но также и даты их рассмотрения, а также сведения о том, какие судебные акты были изданы по итогам такого рассмотрения, и было ли обжалование этих актов;
  • сведения о направлении жалоб на совершаемые арбитражным управляющим действия с указанием краткого содержания такой жалобы;
  • стоимостные сведения относительно выявленного при проведении инвентаризации имущества, а также относительно реализуемого имущества;
  • данные о стоимости балансовых активов компании, проходящей процедуру признания финансово несостоятельной;
  • выводы, подготовленные арбитражным управляющим, о наличии признаков фиктивного банкротства компании или об отсутствии таких признаков;
  • даты и сведения о тех судебных актах, которыми были введены или прекращены те или иные стадии банкротной процедуры;
  • сроки оформления реестра требований кредиторов и закрытия такого реестра;
  • сроки удовлетворения тех требований, которые были заявлены в рамках формирования реестра требований кредиторами;
  • сведения о проводимых собраниях кредиторов и данные о тех решениях, которые были приняты на этих собраниях;
  • отчеты о проведенных оценочных мероприятиях в отношении имеющегося у должника имущества;
  • данные о том, какие результаты были получены по итогам проведенной инвентаризации;
  • данные о проводимых торгах и их победителях при продаже имущества компании-должника для того, чтобы набрать объем денежных средств для расчетов с кредиторами;
  • данные о контролирующих должника лицах, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности;
  • в случае проведения собраний работников, в том числе бывших, а также иных лиц, которые получали от компании-должника какие-либо отчисления, в том числе авторского типа, сведения о таких собраниях также должны быть опубликованы в ЕФРСБ;
  • данные об участии в процессе залогового кредитора, а также об имеющихся предметах залога и их продаже с торгов для включения вырученных средств в конкурсную массу с последующим наделением такого кредитора правом голоса на собрании.

Порядок публикации. Стоимость публикации

Публикация сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется назначенным судом арбитражным управляющим.

Для того чтобы обязанность считалась полностью исполненной, арбитражный управляющий должен не только подготовить сведения к публикации и оплатить необходимую пошлину (в 2019 году стоимость одной публикации составляет 402 рубля 50 копеек вне зависимости от того, каков объем такой публикации), но также и разместить такие сведения в данном реестре.

Если сведения не будут размещены по различным причинам, то суд может вынести акт о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.

Все средства, которые арбитражный управляющий потратит на размещение сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, должны быть ему возвращены в рамках выплаты вознаграждения после того, как будет реализовано имущество должника. При этом такие расходы будут считаться первоочередными и подлежат погашению до момента начала расчета с кредиторами.

Сроки размещения информации

Что касается сроков, которые отводятся на публикацию тех или иных сведений в рамках указанного выше реестра, то они все сформулированы в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» в тех его положениях, в которых указаны требования о необходимости публикации таких сведений.

Минимальный срок, который отводится на размещение в указанном реестре любых видов сведений, составляет три рабочих дня с того момента, как арбитражному управляющему становится известно о фактах, которые подлежат обязательному освещению в общедоступных средствах массовой информации.

Если речь идет о публикации сведений о собрании кредиторов, то информация должна быть размещена в срок не менее четырнадцати дней до даты проведения такого собрания.

В случае с публикацией остальных видов сведений предельный срок составляет не более десяти дней с даты произошедшего события (например, окончание определенной стадии банкротного процесса).

Если говорить о публикации отчетов о проведении оценки, то они должны быть размещены в реестре в срок не более двух дней с даты получения электронной версии такого отчета.

Информация о торгах публикуется не менее, чем за тридцать дней до даты проведения такого мероприятия для продажи имущества юридического лица, а данные о победителе – в течение пятнадцати дней с даты подписания протоколов об определении победителя. Если торги были признаны несостоявшимися, то информация об этом размещается в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение пятнадцати дней с даты подписания протокола о признании торгов несостоявшимися.

О собрании работников компании-должника сведения должны размещаться в реестре по аналогии с собранием кредиторов за четырнадцать дней до даты проведения. Такой срок сформирован на основе практики правоприменения, так как в законе исчерпывающей информации не содержится.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *