Развитие самозанятости населения на современном этапе

В государственной программе предусматривается решение следующих задач:

— предотвращение роста напряженности на рынке труда Волгоградской области;

— оптимизация спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессиональном отношении, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов;

— содействие сохранению жизни и здоровья работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области;

— стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Волгоградскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

— создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов молодого возраста и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Срок реализации государственной программы 2018 — 2020 годы без деления на этапы реализации.

Мероприятия государственной программы направлены на выполнение поставленных задач и реализуются в рамках следующих основных мероприятий по подпрограммам:

по подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» — основные мероприятия «Содействие занятости населения» и «Социальная поддержка безработных граждан»;

по подпрограмме «Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области» — основное мероприятие «Обеспечение обучения и пропаганды в сфере охраны труда»;

по подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» — основное мероприятие «Оказание помощи соотечественникам в переселении в Волгоградскую область».

по подпрограмме «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» — основное мероприятие «Трудоустройство незанятых инвалидов молодого возраста».

Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»

Целью подпрограммы является обеспечение условий для реализации гражданами прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области.

Реализация указанной цели обеспечивается за счет решения ряда задач:

— содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

— повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности рабочей силы с учетом потребности рынка труда;

— обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

— обеспечение деятельности центров занятости населения по реализации полномочий Волгоградской области и переданного полномочия Российской Федерации в сфере занятости населения.

Подпрограмма реализуется в 2018 — 2020 годах в один этап.

Подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области»

Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы необходимо решение следующих задач:

— обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;

— реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанная задача включает в себя совершенствование лечебно-профилактического обслуживания, обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения, содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;

— обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

— совершенствование нормативной правовой базы Волгоградской области в сфере охраны труда;

— информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Подпрограмма реализуется в 2018 — 2020 годах в один этап.

Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

Целями подпрограммы являются:

— стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

— содействие социально-экономическому развитию и решению демографических проблем Волгоградской области.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

— обеспечение процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

— компенсация убыли населения за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Волгоградскую область;

— увеличение трудового потенциала Волгоградской области.

Подпрограмма реализуется в 2018 — 2020 годах в один этап.

Подпрограмма «Сопровождение инвалидов

молодого возраста при трудоустройстве»

Основной целью подпрограммы является интеграция инвалидов молодого возраста в общество путем вовлечения их в трудовую деятельность, адаптации к условиям современного рынка труда и повышения уровня их жизни.

Достижение поставленной цели обеспечивается за счет:

— повышения эффективности работы по трудоустройству инвалидов — выпускников профессиональных образовательных организаций;

— повышения конкурентоспособности незанятых инвалидов молодого возраста на рынке труда.

Подпрограмма реализуется в 2018 — 2020 годах в один этап.

Регистрация и снятие с регистрационного учета
физических лиц, добровольно вступающих
в правоотношения по обязательному пенсионному страхованиюСамозанятое население – это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также с 1 января 2019 года к данной категории отнесены лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (уплачивающие профессиональный налог).

Если Вы решили работать сами на себя, а не по найму, не забывайте, что только от Вас зависит Ваша будущая пенсия! Граждане из числа самозанятого населения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за себя самостоятельно!

ВАЖНО! Лица, уплачивающие профессиональный налог, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (статья 419 НК РФ). Пенсионные права данных лиц возникают только в случае вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 Федерального закона № 167-ФЗ.

В середине января 2019 года ИФНС Республики Крым объявила, что в регионе зафиксированы уже несколько десятков самозанятых лиц, – хотя соответствующий эксперимент на этот регион пока не распространяется. Тем не менее, здесь нет ничего странного. Правила эксперимента подобную возможность допускают.

Эксперимент уже не только для москвичей, калужан и жителей Татарстана.

Чтобы стать самозанятым лицом, не нужно регистрироваться в ИФНС ни по месту проведения эксперимента, ни в Республике Крым по месту проживания физического лица. Этого не предусматривает Федеральный закон от 27.11.2018 № 422‑ФЗ, в соответствии с которым проводится данный эксперимент в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного закона применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (да-
лее – НПД) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент.

Иначе говоря, любой крымчанин или севастополец может применять данный спецрежим, если он ведет предпринимательскую деятельность в Москве, в Московской и Калужской областях или в Республике Татарстан. Но только в части деятельности в одном из этих регионов.

Одновременное ведение деятельности в любом другом регионе, в том числе из числа участвующих в эксперименте, облагается налогами в обычном порядке. Но экспериментальный регион можно поменять.

Обратите внимание:

Полученный в рамках НПД доход подразумевает, что лицо работало самостоятельно (не имело работодателя) и не привлекало наемных работников. В данный доход можно включать также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 422‑ФЗ).

Так вот, зарегистрироваться в качестве самозанятого, как следует из ст. 3 Федерального закона № 422‑ФЗ, можно через приложение «Мой налог». Оно устанавливается на мобильный телефон физического лица.

Есть два альтернативных способа регистрации. Один из них – через кредитную организацию. Список таких организаций должен появиться в ближайшее время на специальной странице в Интернете для участников эксперимента. Другой способ – веб-кабинет «Мой налог». Он полностью идентичен приложению «Мой налог» для мобильных телефонов. Через него можно не только зарегистрироваться, но и формировать и отправлять чеки клиентам, а также следить за доходами и начислениями.

Обратите внимание:

Индивидуальные предприниматели в отношении НПД не применяют ККТ (п. 2.2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

Ограничения для применения данного спецрежима перечислены в ст. 4 Федерального закона № 422‑ФЗ. В частности, доход, который учитывается при определении налоговой базы, не должен превысить за календарный год 2,4 млн руб.

ИФНС поставит физическое лицо на учет в качестве самозанятого в день отправления заявления через приложение или веб-кабинет (в течение шести дней – при регистрации через кредитную организацию) (ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 422‑ФЗ).

Налогообложение.

Физические лица, уплачивающие НПД, освобождаются от обложения НДФЛ.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный спецрежим, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, не признаются также плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (ч. 9 и 10 ст. 2 Федерального закона № 422‑ФЗ).

Согласно ч. 11 ст. 2 Федерального закона № 422‑ФЗ предприниматели, уплачивающие НПД, на период применения соответствующего спецрежима освобождаются от уплаты фиксированных страховых взносов (за себя). Но любое самозанятое физическое лицо, в том числе ИП, может уплачивать страховые взносы в добровольном порядке (п. 5 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В базу, облагаемую НПД, включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 422‑ФЗ.

Датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата их поступления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств (ст. 7 Федерального закона № 422‑ФЗ).

Обратите внимание:

Согласно ст. 129.13 НК РФ нарушение налогоплательщиком порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом обложения НПД, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы такого расчета.

Если допустить такое нарушение повторно в течение шести месяцев, будет взыскан штраф в размере суммы такого расчета.

В соответствии со ст. 9 – 11 Федерального закона № 422‑ФЗ по истечении календарного месяца налоговый орган суммирует доход самозанятого лица за этот месяц и облагает его отдельно по ставке 4 % (по доходу от реализации физическим лицам) и 6 % (по доходу от реализации индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам).

Налог надо уплатить не позднее 25‑го числа месяца, следующего за тем, в котором получен доход. А о сумме, подлежащей уплате, налоговый орган информирует лицо через приложение или веб-кабинет не позднее 12‑го числа того же следующего месяца.

Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 руб., рассчитанную нарастающим итогом. Определение суммы вычета за месяц ведет налоговый орган при расчете налога (ст. 12 Федерального закона № 422‑ФЗ).

Подача декларации на этом спецрежиме не предусмотрена.

О переходе на уплату НПД с других спецрежимов.

В Письме ФНС России от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@ поясняется, что согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 422‑ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, уплачивающие ЕСХН или ЕНВД, при выполнении требований данного закона вправе отказаться от спецрежима и перейти на НПД.

Физическое лицо обязано в течение месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения указанных спецрежимов. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСНО, спецрежима в виде уплаты ЕСХН или подлежит снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 422‑ФЗ).

В указанных уведомлениях индивидуальные предприниматели отражают в поле, предусмотренном для даты, с которой прекращается предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСНО (уплачивался ЕСХН), дату постановки на учет в качестве плательщика НПД (Письмо ФНС России от 10.01.2019 № СД-4-3/101@).

В случае направления указанного уведомления с нарушением срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве плательщика НПД аннулируется (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 422‑ФЗ).

При утрате права на НПД можно вновь перейти на обычный спецрежим (не обязательно на тот, который применялся лицом до перехода на НПД) со дня утраты такого права (ч. 6 ст. 15).

Бухгалтер Крыма, №3, 2019 год

В соответствии с законом, для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа.

Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Однако читатели официального сайта Государственной Думы задают многочисленные вопросы о том, как будет работать и кого именно коснется новый закон. По их просьбе на наиболее часто поступающие в адрес Редакции вопросы отвечает Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров Макаров
Андрей Михайлович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – соавтор нового закона.

Кого именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды деятельности?

Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц).

Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?

Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом даем возможность самому легализоваться.

Подчеркну, это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.

Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов. Напомню, что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной. И данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы.

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?

Безусловно, может.

Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких‑то случаях она может уменьшаться до 1%.

Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы. Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

Да, конечно. Любой гражданин может обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.

В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?

В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.

И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.

В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.

Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что‑то в ФОМС, а что‑то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.

Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.

Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве: в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет.

Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *