Сетевое обучение

В поисках форм и правил сетевого взаимодействия полезно было бы, прежде чем переоткрывать велосипед, обратиться к дидактике. А именно, к вопросу о методах обучения:
Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.
Сейчас стало модно отождествлять сетевое обучение с инновациями: с обучением равных (даже преподаватель или эксперт вынужден прикидываться равным), с отказом от авторитарной позиции преподавателя, с решением сугубо творческих задач (будто нетворческих не осталось) и т.п.
Ирония здесь состоит в том, что сетевое обучение это вовсе не обязательно конструктивизм, коннективизм, сMOOS и тому подобные самоорганизующиеся и смыслопорождающие прелести.
Сетовое обучение успешно может быть вполне себе и репродуктивным, традиционным как по форме, так и по содержанию (равно как и творческим). Например, мне известны две компании, где весьма широко используется следующий формат обучения равных рядовых сотрудников для решения повседневных и не очень задач:
человек, испытывающий те или иные затруднения в работе, столкнувшийся впервые с конкретной производственной проблемой, обращается за помощью к себе подобным и в большинстве случаев достаточно оперативно получает ответ на свой вопрос от равностатусных коллег.

В одной из этих компаний уже много лет работает круглосуточная справочная линия, в ряду задач которой стоит как раз разрешение подобных ситуаций. Спрашиваю у специалистов компании, зачем нужен такой форум, если у вас соответствующий колл-центр есть? В ответ получаю:

  • не на все вопросы в этом центре можно получить решения, форум для общения сотрудников здесь в разы эффективнее,
  • на линию трудно дозвониться,
  • оказание помощи является лишь одной из задач колл-центра, отнюдь не первостепенной.

А причем тут методы обучения, спросите?
Да при том, что принципы и правила взаимодействия тех, кто запросил знаний, и тех, кто их дал, здесь также работают. Вполне традиционные репродуктивные правила. Вряд ли эти принципы с точки зрения теории обучения (но не практики в компании) такие уж инновационные.
1. Знание методов обучения и 2. их реализация в ходе сетевого взаимодействия как раз и позволяет организовать и реализовать целесообразное и управляемое сетевое взаимодействие.
Иными словами: сетевое обучение и, следовательно, взаимодействие позволяет реализовывать самые разные методы обучения. например, такие:

  • объяснительно-иллюстративный (вполне приемлем для реализации обучения равных в приведенном выше примере, а также для работы в сети преподавателя или тренера),
  • репродуктивный (нет лучше способа для овладения технологическими процессами и порядком выполнения инструкций).

Кто сказал, что это несетевые методы? Что в сетях их невозможно, нельзя или нецелесообразно применять? Как именно организуется в рамках этих методов учебное взаимодействие достаточно погуглить, а лучше, почитать в книжках.
Однако, мы слишком креативны, чтобы снисходить до примитивных иллюстративных и репродуктивных методов в сетевом обучении. Нам креатива подавай! Пожалуйста, вот некоторые методы в рамках проблемного обучения:

  • диалогический,
  • эвристический,
  • исследовательский

Все эти методы роднит наличие ряда стадий:

  • обнаружение проблемной ситуации (включая проблему дефицита/отсутствия знаний для ее разрешения);
  • формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных или исследовательских (поисковых) задач;
  • решение задач(и) путем выдвижения гипотез и предположений;
  • проверка гипотез и предположений / верификация полученных данных;
  • проверка решения проблемы в целом.

В свою очередь, реализация этих стадий требует следования определенным правилам взаимодействия (будь то внешний и даже внутренний диалог). Эти то правила достаточно давно, многообразно и довольно подробно представлены в описаниях методов обучения.
Ну, а чтобы эти правила заработали в рамках сетевого обучения — формального или неформального, без разницы — его организаторы должны их элементарно знать, прежде чем пытаться применять, а тем более с полемической пеной у рта «переоткрывать велосипеды».
И вообще, стоит ли выдумывать новые классификации способов (правил) учебного взаимодействия в сети

  1. если они уже давно «выдуманы» и описаны в рамках методов обучения,
  2. прежде чем ранее «выдуманные» правила предварительно не изучены озабоченными инноваторами.

P.S. Изложенные в предыдущем посте правила никакого отношения к методам обучения не имеют, так как не являются дидактическими.

Сетевое обучение: «за» и «против»



Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем на этапе внедрения и первичной эксплуатации с точки зрения преподавателя и студента. Основными выводами проведённого исследования являются — на нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества.

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

В связи с массовой информатизацией и масштабным развитием информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности, образование никак не остается в стороне и принимает на себя различные новшества. Тема сетевого или электронного обучения актуальна, так как в современном мире, введение компьютерных технологий в образовательное пространство сказывается на состоянии системы образования; образование в РФ уверенными шагами уходит от обычного к электронному обучению .

Интернет-образование на данный момент является одной из самых динамически развивающихся областей образования, о чем свидетельствуют международные и национальные программы .

В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс формирования знаний, умений, навыков при интерактивном взаимодействии между преподавателем и обучающимся и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все свойственные учебному процессу составляющие, исполняемый в критериях реализации средств информационно-компьютерные технологии .

Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с использованием хранящейся в базах этих и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям взаимосвязи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей .

Реализация электронного обучения требует создания электронной среды или платформы данного вида обучения. В основном, платформы для электронного обучения представляют собой персональную страницу, позволяющую выходить на учебные материалы и осуществлять коммуникации на уровне группы.

Рассмотрим систему, исполняющую обучение в сети Интернет, это система дистанционного обучения Moodle (http://moodle.org), она относится к классу CMS (ContentManagementSystem), то есть к системам управления содержимым. Платформа начала набирать обороты сравнительно недавно, поэтому следует её совершенствовать и уделять ей должное внимание .

Создатель Moodle — Мартин Дугиамас. По окончании курса изучения в институте по специальности «Компьютерные науки и образование» подготовил и защитил диссертацию. Мысль о сотворении платформы помощи изучения с внедрением IT-технологий возникла у него в 1999 году после длительного эксперимента администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных институтов — Curtin University в Австралии. Moodle придумывался как инструментарий расширения способностей обучения, а никак не как безвозмездная подмена популярных платных WebCT и BlackBoard. Но, структура Moodle и заложенных в данную платформу взглядов оказались так успешными, что Moodle захватила признание по всему миру.

Основной целью Moodle считается создание учебного курса, включающего в себя материалы для справок и учебно-методический комплекс. Учебный курс формируется лично преподавателем, или администратором; неотъемлемым условием считается присутствие права на создание. Далее выбирается формат учебного курса. Формат описывает из каких составляющих будет состоять курс. Для учащихся очной формы целесообразнее всего создавать сегменты по календарным неделям, так как каждой неделе будет подходить собственный материал, который должен быть изучен в конкретные сроки. Система Moodle универсальна для учащихся заочной формы обучения. Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться знаниями в свободное для них время .

Примером успешного внедрения Moodle может служить создание системы электронного обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина. В результате эксплуатации данной системы в течении 5 лет в учебном процессе были выделены следующие преимущества :

1) Постоянный доступ к материалам курса. Все необходимые материалы располагаются в среде на странице курса. Могут быть выложены как лекции, так и дополнительные материалы, например, рекомендуемая литература, интерактивные презентации, ссылки на образовательные ресурсы и т. д. Также могут быть выложены и видеолекции, записанные как на обычном лекционном занятии в университете, так и специально для данного курса.

2) Интерактивные формы обучения. Применение различных интерактивных форм обучения и представления информации позволяет повысить интерес обучающихся, изучать сложные темы в более привлекательной форме.

3) Самостоятельная работа. Система электронного обучения Moodle предоставляет прекрасные возможности студенту для самостоятельной работы. В электронном курсе могут быть выложены все необходимые материалы для самостоятельной работы студента, доступ к которым открыт 24 часа в сутки. Также могут быть выложены тесты и задания для самостоятельной проверки знаний. Кроме того, по результатам прохождения тестов студенты могут получать рекомендации к повторению неусвоенных тем.

4) Промежуточная аттестация. Система Moodle предоставляет возможность проведения промежуточной аттестации в форме тестов и/или заданий. Это позволяет сократить время, затрачиваемое преподавателем на проведение промежуточной аттестации.

Из вышеперечисленного следует, что система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения:

– перцептивный;

– интерактивный;

– коммуникативный.

Вместе с тем, электронная форма обучения своеобразное новшество и значительно отличается от других форм образования. Внедрение электронного обучения как главный элемент учебного процесса влечет за собой некоторое модифицирование общей картины российского образования.

Как и любой инновационный продукт, электронное обучение имеет 2 нюанса: «за» и «против», рассмотрим основные аргументы, которые отражают позитивную сторону обучения в сети Интернет:

– если у вас имеется выход в Интернет, то вы без труда получите доступ к электронным ресурсам;

– обучение ведется при участии группы компетентных преподавателей;

– экономный вариант, так как обучение основывается на обмене информацией чрез современные средства телекоммуникации и гаджеты;

– обучающийся сам выбирает очередность исследования материала и его длительность;

– обучаемый экономит немало времени, также данный вариант комфортен, если вы в пути при наличии мобильного Интернета;

– одновременно можно проводить занятия, рассчитанные на большие группы;

– возможность получить дополнительное образование, усовершенствовать собственные навыки и знания в новой сфере;

– есть вариант сохранить материал для исследования и в свободное время повторно его проработать;

– преподаватели либо администраторы своевременно выкладывают и обновляют учебные материалы.

На настоящий момент электронное обучение обустроено комплексом средств:

– Основным средством электронного обучения считаются электронные учебники. Они представляют собой некий мультимедийный объект, который по своей форме и структуре отличается от обыденного учебника. Он обычно представлен в виде набора электронной страницы с большим количеством мультимедиа вставок перекрёстных ссылок;

– еще один важный элемент — электронные книги (аналог бумажной книжки), комфортны, когда издание недоступно в печатном виде;

– тестирующие системы помогают выполнить контроль знаний учащихся;

– проведение вебинаров на семинарах, применяются для обсуждения определенных тем.

Наряду с неоспоримыми достоинствами, электронное обучение обладает некоторыми недостатками Недостатки применения системы электронного обучения возможно разделить на 2 категории по критерию того, кто из субъектов образовательного процесса (преподаватель либо учащийся) встречается с той либо другой трудностью.

Вероятные проблемы для преподавателя:

  1. Финансовые издержки

На исходном шаге внедрение и первоначальное использование системы электронного обучения может требовать больших инвестиции.

  1. Научно-технические барьеры

Главную роль играют научно-технические причины. При исследовании курса (материала) нужно ответить на последующие вопросы: какие технические характеристики станут подходить решению установленных задач, станет ли неотъемлемым студенту постоянный доступ к Интернет, нужен ли обмен моментальными сообщениями, станет ли доступ к материалам в оффлайн режиме и пр.

Одной из самых актуальных проблем для педагога считается проблема определения содержания образовательного электронного курса (материала). В режиме классической системы изучения преподаватель немедленно откликается на реакцию учащегося, подстраивает курс, средства и способы работы в режиме «живого» общения. Модифицирование содержания электронного ресурса требует времени.

Вероятные проблемы для учащегося:

  1. Проблема мотивации

Электронное обучение во многом рассчитывает на самостоятельную мотивацию обучающегося, его умение сконцентрировать внимание и оперировать тайм-менеджментом. Если учащийся владеет недостаточно высокой степенью этих навыков, может появиться ряд проблем. Может быть еще больше отвлекающих причин по сравнению с классической формой обучения.

  1. Отсутствие живого взаимодействия

Принципиальной частью образовательного процесса считается взаимодействие между учащимися (дискуссия, дебаты, взаимная помощь и пр.) Данная составляющая может быть потеряна для системы электронного обучения. В предоставленном случае учащийся имеет возможность ощущать себя изолированным, как от остальных участников процесса обучения, так и от преподавателя. Все это имеет возможность негативно отразиться на мотивации к обучению.

Данная проблема может быть решена, если в процесс изучения будут вовлечены общественные технологии: форумы, сообщения, платформы социальных сетей .

  1. Зависимость от технического оборудования

Осуществление основ электронного обучения возможно лишь при условии, что учащийся имеет открытый доступ к определенным технологиям (доступ к Интернет, мобильное устройство, планшетный компьютер и т. п.) Также учащийся обязан владеть определенным уровнем компьютерной компетенции. Информация должна быть свободно доступна для слушателя, в противном случае отдача образовательного процесса равна нулю.

Также стоит отметить необходимость универсальности образовательных ресурсов. Курсы (материалы), созданные специально для одной операционной системы имеют все шансы быть непригодны для применения в иной системе (Apple OSX, Microsoft Windows и пр.) .

Одним из направлений развития университетов России являются внедрение смешанной и дистанционной форм обучения, направленных на расширение контингента студентов, повышение комфортности проведения учебного процесса без снижения его качества и увеличения трудоемкости. Для этого необходимы реорганизация учебного процесса, направленная на индивидуализацию образовательных траекторий студентов, разработка информационных систем, поддерживающих работу не только администрации вуза, но и студентов и преподавателей .

Для функционирования информационной системы в университете придется ввести элементы защищенного документооборота, включая цифровые подписи. Информационная система поддержки учебного процесса должна взаимодействовать с существующими информационными системами, иметь удобный пользовательский веб-интерфейс. Такая система должна создаваться последовательно при всемерном учете пожеланий пользователей.

На нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В исследованиях, посвященным проблемам электронного обучения, подчеркивается, что одним из самых серьезных недостатков является снижение роли личностной коммуникации. Создав положительную коммуникативную среду в электронном обучении (возможность комментировать, задавать вопросы, участвовать в обсуждениях и форумах), можно говорить о формировании коммуникативных навыков, поскольку это одна из компетенций, которой должен обладать выпускник высшего учебного заведения.

Современный вид улучшения образовательных технологий, направленный на максимальное внедрение достижений научно-технического прогресса, подразумевает обилие форм электронного обучения и их неизменное обновление. Это позволяет сделать уверенные в будущем прогнозы на формирование в РФ электронного обучения в сфере образования. Современное образование требует применения новых технологий обучения. Возникает потребность получения информации в любом месте и доступу в любое время. Учитывая уровень развития современных информационных технологий, именно электронное обучение может обеспечить постоянный доступ к информации.

Литература:

  1. Алексахина Н. В., Бойцова Е. Г., Чичев Е. М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования. — 2014. — № 3. — С. 58–67;
  2. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с. . Режим доступа: http://moodle.finec.ru/file.php/1/doc/ElearningPracticeUsingMoodle.pdf (дата обращения: 13.02.2016);
  3. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. — Изд-во: Казанский Государственный Университет, 2008. — 169 с;
  4. Леонтова Н. Как управлять системой электронного обучения? . Режим доступа: http://itua.info/business/11943.html (дата обращения: 20.01.2016);
  5. Новикова Т. Г., Гоглова М. Н. Историко-генетический анализ моделей развития дополнительного профессионального педагогического образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2015. — № 3. — С. 59–77;
  6. Наумова И. М., Поначугин А. В. Сравнительный анализ эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий. Сборник «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО / Под редакцией Н. М. Прусс, Ф.Г Мухаметзяновой. — 2014. — С. 97–101;
  7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). — М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с;
  8. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь понятийного аппарата информатизации образования — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 71 с;
  9. Сейдаметова З. С., Аблялимова Э. И., Меджитова Л. М., Сейтвелиева С. Н., Темненко В. А. Облачные технологии и образование. — Симферополь: «ДИАЙПИ», 2012. — 204 с;
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования — Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения: 27.02.2016);
  11. Шевцова Л. А., Кручинина Г. А. Подходы к формированию ИКТ-компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта. Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Кафедра прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Нижний Новгород. — Изд-во: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2015. — С. 117–122;
  12. Burov V., Patarakin E., Yarmakhov B. An innovate approach to collaborative document improvement. Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities and Social Media, 2012. — p. 191–194.

Сетевая форма обучения

Перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Неизбежная реорганизация производства, связанная с развитием науки и внедрением инновационных технологий, ставит новые задачи перед образовательными организациями, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В том числе, эти изменения требуют совершенного нового подхода в обучении молодых специалистов.

Отметим, что стратегия развития науки и образования уже закреплена законодательно, Указом Президента России № 559 и Постановлением Правительства №211. В данных документах 2020 год обозначен, как дата, когда не менее пяти ВУЗов России должны войти в список лучших мировых университетов.

Согласно утвержденной стратегии, ключевым направлением развития российских ВУЗов должна стать:

  • реализация взаимодействия образовательных программ с зарубежной высшей школой,
  • мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов, обеспечивающая возможность обучения самым прогрессивным мировым технологиям,
  • привлечение специалистов из западных стран для обучения студентов и обмена опытом.

Специалисты уверены, что такие задачи могут быть реализованы только при условии внедрения новых форм обучения. Именно поэтому перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Что такое сетевая форма обучения?

Сетевая форма обучения – метод реализации образовательных программ с использованием ресурсов самых разных организаций (образовательных (в том числе иностранных), производственных, медицинских, научных и т.д.), обладающих возможностями для проведения учебной/производственной практики или других видов учебной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы.

Хорошо известно, что прогресс в науке невозможен без тесного взаимодействия ученых всего мира. Вместе с тем, учитывая, что все продукты научной деятельности используются, прежде всего, в ведущих отраслях экономики и бизнеса, возникла необходимость внедрения сетевой формы обучения, которая предполагает практическую деятельность молодых специалистов в условиях прямого сотрудничества с производством и бизнесом.

Нельзя не отметить, что сетевая форма обучения также направлена на мотивирование руководителей предприятий, которые могут оказать содействие в практическом обучении студентов, проявлять заинтересованность к привлечению молодых квалифицированных кадров. При этом главный вклад предприятий в процесс подготовки квалифицированных кадров – предоставление материально-технической базы, позволяющей студентам закрепить теоретические знания на практике, а ученым – создавать новые технологии, основываясь на реальных потребностях производства.

Сетевое обучение, как форма, предполагающая вовлечение в ход подготовки специалистов всех сфер производства, материальных и кадровых ресурсов, должна иметь четкую структуру с определением круга обязанностей и ответственности всех участников процесса.

Кстати, именно разработкой четкого плана регулирования межсетевого взаимодействия различных организаций и занимается Минобрнауки, поскольку в сфере компетенции ведомства как раз и находится создание единого плана обучения и выдача лицензий на тот или другой вид образовательной деятельности.

Преимущества сетевой формы обучения

Построение сетевой формы обучения существенно расширяет возможности всех участников обучающей программы. Но хочется отметить, в первую очередь, преимущества, открывающиеся для будущих специалистов. Благодаря сетевой форме обучения они имеют возможность:

  • одновременно обучаться в основном ВУЗе и осваивать смежные дисциплины во втором ВУЗе или в Центре ДПО,
  • заниматься научной деятельностью и одновременно проходить стажировку на предприятии, что практически полностью позволяет решить проблему трудоустройства молодого выпускника.

Подчеркнем, что параллельное обучение в разных образовательных организациях осуществляется по единой учебной программе. Например, студент изучает симметрично программы двух ВУЗов, имеющих согласованный учебный план, но при этом молодой специалист получает два диплома по смежным специальностям.

Кроме такого варианта обучения, сотрудниками Минобрнауки разработаны программы, включающие любое из направлений:

  • теоретического обучения;
  • обучения и стажировки;
  • научно-исследовательской работы;
  • производственной практики.

Все эти составляющие по выбору студента могут быть включены в учебный план, и на каждом этапе обучения он получает диплом, сертификат или удостоверение о прохождении обучения и присвоении квалификации.

Дополнительным бонусом сетевого обучения является признание дипломов ВУЗами-партнерами, что существенно расширяет возможности студентов, в том числе – на международном уровне.

Сетевая форма обучения (Лунина О.)

Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена ст. 15 Закона об образовании <1>. С ее помощью обеспечивается освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с применением сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
———————————
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сетевое обучение осуществляется на основании договора между образовательными и иными организациями, участвующими в его реализации. Эти организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Как мы уже сказали, сетевое обучение наиболее применимо в дополнительном образовании. В этой связи Минобрнауки разработало Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (далее — Методические рекомендации). Они доведены Письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06. Полагаем, что данные Рекомендации могут быть применены и иными образовательными учреждениями, реализующими обучение в сетевой форме.
Правовые основы сетевого обучения
Сетевая форма реализации образовательных программ — это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в процессе обучения в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования.
При реализации образовательных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Законом об образовании.
Такая форма обучения обеспечивает учащимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.
Сетевые структуры могут формироваться под влиянием заинтересованности образовательных организаций — участников сети в объединении ресурсов с целью наилучшего соответствия запросам обучающегося и требованиям к обеспечению реализации конкретной образовательной программы.
Сетевое обучение может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. При формировании сетевой структуры заключается договор между ее участниками о совместной деятельности. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона об образовании в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
— вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
— статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
— условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями — участниками сети, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
— выдаваемый документ или документы о квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
— срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими соответствующими для реализации образовательной деятельности возможностями, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.
В случае решения органов управления организациями, участвующими в реализации образовательных программ, о создании интегрированной структуры (консорциума, центра, комплекса, лаборатории) между организацией — исполнителем по договору об образовании и организацией, предоставляющей ресурсы для реализации образовательной деятельности, могут заключаться иные по своему содержанию договоры (договор безвозмездной ссуды, договор консорциума, рамочный договор о сотрудничестве и т.д.), создающие условия для дальнейшей совместной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в этих договорах отсутствует. Для фактического осуществления деятельности по реализации сетевого обучения необходимо заключение дополнительных договоров, которые по своему экономическому содержанию также будут договорами возмездного оказания услуг.
Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп. Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Сетевая форма обучения предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей образовательную программу, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.
В целях разработки различных по своему содержанию образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.
Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.
Качество образования в сетевой форме определяется:
— созданием интегрированных структур, обеспечивающих воспроизводство самих образовательных программ;
— технологическим, информационным обеспечением системы образования, которое соответствует потребностям самих обучающихся и потребностям рынка труда;
— расширением использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых сервисов в практике профессиональной деятельности педагогических работников;
— развитием образовательных сетей;
— изучением и внедрением передового зарубежного и международного опыта в части разработки форм и методов реализации образовательных программ.
Условия применения сетевой формы обучения
Условиями применения сетевой формы организации образования являются:
— наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации, осуществляющей обучение, как субъекта образовательных отношений (образовательной организации) в процессе реализации образовательных программ;
— наличие договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организацией, осуществляющей обучение, и иной организацией, ресурсы которой используются в процессе обучения (организацией-партнером);
— наличие согласованной образовательной программы, разработанной образовательной организацией совместно с организацией-партнером, ресурсы которой используются в процессе обучения.
Инициаторами применения сетевых форм обучения могут выступать:
— органы государственной власти, органы местного самоуправления, определяющие общую политику в сфере образования на различных уровнях управления образованием;
— организации, осуществляющие образовательную деятельность, в лице своих руководителей (ректор, директор, заведующий, начальник и др.), коллегиальных органов управления (общее собрание, конференция, ученый совет, управляющий совет и др.);
— учредители организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
— заказчики образовательных услуг, обучающиеся, реализующие образовательные потребности при участии образовательной организации;
— иные заинтересованные лица (работодатели, общественные организации и т.п.).
Организация образовательного процесса в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.
Управление ресурсами и совместной деятельностью осуществляется на основе:
а) договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием);
б) положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).
Особенности заключения договора и ответственность за его реализацию
Договор об образовании в сетевой форме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность, и лицом, оплачивающим образовательные услуги (заказчиком), в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее — Правила N 706).
Заказчиком может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.
Образовательная программа, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.
Разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия образовательная программа является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.
Образовательная организация до заключения договора и в период его действия предоставляет заказчику достоверную информацию о себе, об организациях — партнерах по сетевому взаимодействию и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная информация предоставляется на территории фактического осуществления образовательной деятельности, а также через сайт организации-исполнителя в Интернете, через сайты организаций — партнеров по сетевому взаимодействию.
Договор об образовании в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения (разд. 3.2 Методических рекомендаций):
— полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;
— место нахождения или место жительства исполнителя;
— наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
— место нахождения или место жительства заказчика;
— фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
— фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
— права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
— полную стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
— сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);
— вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
— форму обучения;
— сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
— вид документа о квалификации, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
— порядок изменения и расторжения договора;
— другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.
При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе при нарушении сроков, изменении объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, обнаружении иных недостатков, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами N 706, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.
Иные организации — партнеры по сетевому взаимодействию, ресурсы которых используются в целях образования педагогических работников в сетевой форме, несут ответственность перед организацией-исполнителем в рамках заключенных между этими организациями и организацией-исполнителем договоров или соглашений.
Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.
Особенности организации образовательного процесса в сетевой форме
Договор об образовании является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы в сетевой форме.
Образовательная программа разрабатывается совместно организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сетевой форме, либо образовательной организацией самостоятельно при участии специалистов организаций — партнеров по сетевому взаимодействию.
При разработке образовательной программы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации учитываются требования профессиональных стандартов, квалификационные и иные требования.
Образовательная программа согласовывается образовательной организацией с другими организациями, участвующими в ее разработке, а также при необходимости с заказчиком и утверждается образовательной организацией. В случае если договором о сетевом взаимодействии предусмотрено получение обучаемым при успешном завершении обучения документов об образовании (квалификации) нескольких организаций, участвующих в реализации образовательной программы, программа утверждается всеми организациями, участвующими в ее реализации при организации непрерывного образования взрослых в сетевой форме.
Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевом взаимодействии.
Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обучающиеся принимаются (зачисляются) на обучение в образовательную организацию, заключившую договор об образовании, в установленном порядке — независимо от места фактической реализации образовательной деятельности.
Организация образовательного процесса регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые должны предусматривать возможность реализации образовательной программы в сетевой форме.
Место проведения обучения, характер используемых материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями.
При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.
Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.
По окончании обучения обучающиеся, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о квалификации, форму которого устанавливает организация самостоятельно. По соглашению между организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.
Учет рабочего времени и оплата труда преподавателей, в том числе профессорско-преподавательского состава, осуществляются на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера. При участии в сетевом обучении преподавателей из нескольких организаций оплата труда осуществляется каждой из них самостоятельно, если договором о сетевом взаимодействии не предусмотрено иное.
* * *
Обобщим основные моменты. Сетевое обучение — одна из форм организации образования. При ее применении обучающиеся могут пользоваться ресурсами нескольких образовательных учреждений и производственных баз. Взаимодействие между учреждениями и организациями происходит в рамках договора между участниками образовательного процесса. Сетевая образовательная организация разрабатывает совместный учебный план. С обучающимися заключается договор на обучение. По окончании обучения выдается документ или несколько документов о полученном образовании. Сетевое обучение относится к платным образовательным услугам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *