Сколько всего МСФО

2020-05-06 27430

В предыдущей статье мы уже рассмотрели элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также разобрались в ее основных принципах и способах подготовки. Этот материал посвящен непосредственно главным вопросам работы над отчетностью, а также требованиям, которые предъявляют к ней. Основная идея, которую воплощают международные стандарты финансовой отчетности и которая отразилась на финансовой отчетности компаний — свобода в составлении, стандартность и доступность информации для любого пользователя. Как именно это выражено в финансовой отчетности по МСФО мы и разбираемся в материале, представленном ниже.

Состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Напомним, что подготовку отчетности по МСФО выполняют несколькими способами: первичный учет и трансформация отчетности. Предприятия, имеющие дочерние фирмы, обязаны выполнять консолидацию финансовой отчетности.

Основным стандартом, который регулирует порядок формирования финансовой отчетности по МСФО выступает МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности”. В нем определены критерии ее соответствия правилам МСФО, а также установлены требования относительно существенности, непрерывности деятельности, указаны обязательные компоненты финансовой отчетности, а также последовательности представления. Стандарт содержит рекомендации по составлению каждой из основных отчетных форм и устанавливает общие требования к признанию и оценке отчетности субъектов операций.

В пункте 8 МСФО (IAS) 1 указан состав полного комплекта финансовой отчетности, в который входят:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами);
  • отчет о движении денежных средств;
  • примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

Кроме вышеперечисленных документов в состав финансовой отчетности могут входить отчеты по охране окружающей среды, отчеты о добавленной стоимости и другие дополнительные отчеты, которые облегчают работу пользователям в принятии экономических решений.
Периодичность финансовой отчетности по МСФО указана в пункте 37 МСФО (IAS) 1, где говорится, что компаниям разрешено составлять отчетность за период в 52 недели (364 дня). Это меньше, чем календарный год (примерно 52,14 недели), но удобнее для компаний, составляющих отчетность за этот период.
Финансовую отчетность возможно формировать также за более короткие периоды. По МСФО этот период составляет 6 месяцев. Однако нередко такую отчетность составляют и за более короткий срок, что повышает полезность финотчетности. Независимо от сложности операций, проведенных в компании, важно, чтобы в финансовой отчетности информация о них была полезной.

Требования к отчетности по МСФО

В таблице ниже приведены основные требования к отчетности по МСФО, которая существенно отличается от отчетности по национальным стандартам. Подробнее эта тема рассмотрена в статье «РСБУ и МСФО: сходства и различия”.

Название Общие требования к финансовой отчетности МСФО
Требование полноты Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование своевременности Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование осмотрительности Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности.
Требование приоритета содержания перед формой Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование непротиворечивости Требование непротиворечивости в МСФО не определено.
Требование рациональности Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено. В то же время в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор.

Представление отчетности

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО должно осуществляться согласно требований МСФО (IAS) 1. А именно: такая отчетность должна быть полезной для пользователей, должна обеспечивать сопоставимость, как с отчетностью за другие периоды, так и с отчетностью других предприятий.
Подразумевается, что финансовую отчетность составляют на основе непрерывной деятельности предприятия. Исключением являются случаи, когда руководство планирует прекратить торговую деятельность предприятия либо ликвидировать его, если не существует альтернативных вариантов решения ситуации. Руководство составляет финансовую отчетность на основе принципа начисления, за исключением информации о движении денежных средств.
Не существует единого установленного формата для финансовой отчетности, но МСФО (IAS) 1 содержит их примеры, и требования к примечаниям к отчетности — они должны раскрывать минимальный объем информации.
Финансовая отчетность раскрывает соответствующую информацию за предыдущий период, за исключением случаев, когда МСФО или разъяснения допускают или требуют иного.
Составление финансовой отчетности по МСФО ответственный процесс, который требует от специалистов обстоятельных знаний и навыков. Множество компаний пользуются более простым способом составления отчетности по МСФО — трансформацией.

Пройдите комплексный курс «ДипИФР. Гарантия», чтобы изучить теорию и практику работы с МСФО и превратиться в востребованного специалиста. Зарегистрируйтесь и пройдите 1-й модуль курса бесплатно!

Курс ДипИФР онлайн

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учёта) — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с МСФО, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики.

РСБУ обязательны к применению на территории Российской Федерации, и распространяются на небанковские коммерческие организации. Учёт банковской деятельности ведётся в соответствии с правилами, издаваемыми Центральным Банком России. Тем не менее, при разработке соответствующих нормативных актов Центральный банк ориентируется на ПБУ, выпущенные Министерством финансов РФ.

Федеральный закон о бухгалтерском учёте № 129-ФЗ подписан 21 ноября 1996 года. Последние изменения внесены 03.11.2006 года федеральным законом № 183-ФЗ.

Одним из принципиальных отличий российского бухгалтерского учёта от МСФО является жёсткая регламентация действий бухгалтера. В связи с этим российские бухгалтеры, не привыкшие к относительной свободе действий, сталкиваются со значительными трудностями при трансформации отчётности по МСФО.

В РСБУ существует единый план счетов, обязательный для применения.

РСБУ традиционно ориентируются на запросы регулирующих органов, в первую очередь, налоговых, в то время как МСФО ориентированы главным образом на пользователей, имеющих действительный или потенциальный финансовый интерес в субъекте отчётности: акционеров, инвесторов и контрагентов.

РСБУ не предусматривает консолидацию отчётности для холдинговых компаний, что существенно затрудняет их анализ, так как в отчёте отображена деятельность лишь головной компании и не отображена деятельность её дочек.

Другие термины на букву Р:
Разрешенное использование
Расходы будущих периодов
Расходы внепроизводственные
Расходы косвенные (накладные)
Расходы на замещение
Расходы переменные
Расходы постоянные
Расходы прямые
Реальная процентная ставка
Реверсия
Регистр недвижимости (property register)
Регистр поземельный (land register)
Регистрация недвижимости (property registration)
Реконструированный (гипотетический) отчет о доходах
Рента
Рентабельность
Реституция (от лат. restitutio)
Риск
Риэлтер (realtor) (США)
Роялти
Рынок недвижимости (market)
Рыночная арендная плата
Рыночная премия за риск
Рыночная стоимость
Рыночная цена
Рыночная экстракция

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке. Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, — это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него. Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

Стандарты МСФО

Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

Концептуальные основы финансовой отчетности
МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов
МСФО для малых и средних предприятий

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.

Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Принципы МСФО

Основополагающие Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

Отчет о финансовом положении: он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

Отчет о совокупном доходе: это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

Отчет об изменениях капитала: также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

Отчет о движении денежных средств: в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

История МСФО

МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру. Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт». Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) — «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • Разработка учетной политики;
  • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
  • Расчет начальных балансов;
  • Разработка модели трансформации;
  • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
  • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
  • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Автоматизация МСФО

Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист». В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности. Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:

Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».

Виталий Семенихин,
Руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Переход Российской Федерации от плановой экономики к рынку помимо всего прочего потребовал кардинальных реформ в национальной системе бухгалтерского учета. Основным инструментом реформирования стали признанные во всем мире Международные стандарты финансовой отчетности. О них и пойдет речь в настоящем материале.

Как известно, система бухгалтерского учета в условиях плановой экономики России была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем бухгалтерской информации выступало само государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и финансовых органов.

Переход к рынку, изменивший саму систему общественных отношений, а значит и состав внешних пользователей бухгалтерской информации, потребовал приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рынка и международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО), которые с 1973 года издаются независимым Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Иными словами, встраивание МСФО в российскую систему бухгалтерского учета было направлено на то, чтобы пользователи бухгалтерской информации во всем мире могли однозначно читать и понимать отчетность, подготовленную российской компанией.

Движение учета в сторону МСФО началось еще в 1992 году, когда Верховный Совет РФ своим Постановлением от 23.10.1992 № 3708-1 утвердил Государственную программу перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Впервые необходимость перехода российского учета на международные стандарты бухгалтерского учета была озвучена в Указе Президента РФ от 03.04.1997 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)».

Во исполнение данного Указа Правительство РФ разработало и своим Постановлением от 06.03.1998 № 283 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее — Программа).

Программой было намечено, что реформа национальной системы бухгалтерского учета будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях;
  • взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

При этом за основу реформирования российского учета были выбраны Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности, получившие мировое признание, как эффективный инструмент составления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Для справки: международные стандарты финансовой отчетности представляют собой набор стандартов и интерпретаций, определяющих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении хозяйствующего субъекта.

Причем предполагалось, что переход на МСФО будет происходить не сразу, а постепенно — в течение ряда лет.

Следующим шагом реформы бухгалтерского учета стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

Согласно указанной Концепции переход на МСФО должен был осуществляться поэтапно.

В первую очередь перейти на составление отчетности в соответствии с МСФО должны были общественно значимые хозяйствующие субъекты, за исключением тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют финансовую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Согласно Концепции к общественно значимым должны быть отнесены те хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Причем обязательный переход на МСФО для указанной категории субъектов был запланирован к 2007 году.

К 2010 году планировалось осуществить обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Однако в реальности сроки, установленные Концепцией, оказались нарушенными, так как в первую очередь отсутствовало необходимое правовое поле для применения МСФО в РФ.

Между тем, в 2010—2011 годах были, наконец, приняты соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие говорить о том, что в РФ начала создаваться инфраструктура применения МСФО.

В частности, в июле 2010 года был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), который установил общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности российскими организациями.

Для справки: под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа. В силу ст. 3 Закона № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. При этом составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не отменяет обязанности составления «обычной» бухгалтерской отчетности, на что прямо указывает п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ.

Составлять такую отчетность должны только те организации, на которых распространяется сфера применения Закона № 208-ФЗ, а именно:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
  • организации, для которых составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрено другими федеральными законами;
  • организации, у которых обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности предусмотрена учредительными документами.

Пунктом 3 ст. 3 Закона № 208-ФЗ установлено, что на территории России применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее — Фонд) и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Порядок признания МСФО для применения на территории РФ, установлен «Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (далее — Положение), утвержденным Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107.

Согласно Положению процедура признания МСФО для применения на территории РФ состоит из нескольких этапов:

  • официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
  • экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ;
  • принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ;
  • опубликование документа международных стандартов.

При этом получение от Фонда перевода на русский язык каждого документа международных стандартов обеспечивает Министерство финансов РФ.

Для справки: с 16.02.2012 официальным опубликованием документов МСФО считается первая публикация их текстов в журнале «Бухгалтерский учет» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Министерства финансов РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На это указывает п. 26 Положения и Приказ Минфина России от 22.11.2011 № 156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности».

В соответствии с указанным Положением в России действуют и постоянно обновляются те МСФО, которые необходимы для составления консолидированной финансовой отчетности.

Для справки: с 09.02.2016 на территории РФ введены в действие 40 МСФО и 26 Разъяснений МСФО, на что указывает Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов РФ».

Итогом принятия вышеперечисленных нормативных документов стала реальная возможность применения МСФО в РФ. Причем, если до принятия Закона № 208-ФЗ российские фирмы в основном составляли бухгалтерскую отчетность по международным стандартам добровольно, например с целью привлечения иностранных инвестиций, то сегодня у части организаций это является уже обязанностью.

В настоящее время согласно Приказу Минфина России № 217н на территории РФ подлежат применению сорок МСФО и двадцать шесть разъяснений МСФО, например:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (приложение № 1); Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» (приложение № 2);
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (приложение № 3);
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (приложение № 4) и т. д

Заметим, что перечень МСФО постоянно обновляется.

Благодаря Приказу Минфина России от 27.06.2016 № 98н «О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» с 18.07.2016 для добровольного применения вступили в силу некоторые документы МСФО, в том числе:

  • документ МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2010 года;
  • документ МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39);
  • документы МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2014 года;
  • документ МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»;
  • документ МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» и т. д.

Кроме того, с 06.10.2016 вступил в силу для добровольного применения документ МСФО «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», на что указывает Приказ Минфина России от 14.09.2016 № 156н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».

А с 01.01.2018 названный документ организации применяют уже в обязательном порядке.

С 03.06.2017 на территории России для добровольного применения вступил в силу документ МСФО «Применение Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» вместе с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 4)», на что указывает Приказ Минфина России от 30.03.2017 № 50н.

В обязательном порядке применять указанный документ страховщики начнут в отношении годовых периодов, начинающихся 01.01.2021 или после этой даты.

Помимо указанных стандартов, при составлении консолидированной отчетности применяются:

1) Разъяснения, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) (ранее — Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР)):

  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах» (приложение № 41);
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты» (приложение № 42);
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков аренды» (приложение № 43);
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации» (приложение № 44);
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработавшее электрическое и электронное оборудование» (приложение № 5) и т. д.

2) Разъяснения, подготовленные Постоянным комитетом по разъяснениям:

  • Разъяснение ПКР (SIC) 7 «Введение евро» (приложение № 59);
  • Разъяснение ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью» (приложение № 60);
  • Разъяснение ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы» (приложение № 61);
  • Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса организации или ее акционеров» (приложение № 62) и так далее.

Для справки: в соответствии с Приказом Минфина России от 11.07.2016 № 111н часть этих документов с 01.01.2019 утратила силу.

В то же время заметим, что перечень лиц, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, ограничен, а значит, большинство российских компаний не обязано применять МСФО.

Тем не менее и их бухгалтерская (финансовая) отчетность в перспективе также будет учитывать требования МСФО, что подтверждает План Минфина России на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее — План), утвержденный Приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440.

Одной из задач названного Плана является утверждение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета на основе МСФО, что нашло свое отражение в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), действующем в России с 01.01.2013.

Для справки: из ст. 20 Закона № 402-ФЗ следует, что регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с принципами применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов. На это указывает и Минфин России в Письме от 18.12.2018 № 02-06-05/92424.

Согласно Закону № 402-ФЗ основными нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета выступают федеральные стандарты, разработанные на основании МСФО.

В силу ст. 21 Закона № 402-ФЗ федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
  • требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

Утверждение программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также самих ФСБУ отнесено Законом № 402-ФЗ к компетенции Минфина России, на что указывает пп. 2 п. 1 ст. 23 Закона № 402-ФЗ. Между тем, пока Минфин России активно утверждает ФСБУ только для организаций государственного сектора.

На сегодняшний день для указанной категории организаций уже утверждено 16 ФСБУ — «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Основные средства», «Обесценение активов», «Аренда» и «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Отчет о движении денежных средств», «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», «Информация о связанных сторонах», «События после отчетной даты», «Доходы», «Непроизведенные активы», «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», «Влияние изменений курсов иностранных валют», «Концессионные соглашения», «Долгосрочные договоры».

В части обычных организаций (нефинансовых организаций негосударственного сектора) Минфин России пока утвердил только один стандарт — ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н), обязательное применение которого начнется с 2022 года.

Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019—2021 годы, утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н, находятся на этапе разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.

В то же время п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным банком РФ до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов Минфин России и ЦБ РФ вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства России, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до 01.01.2013. При этом с 19.07.2017 действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны для целей Закона № 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета, на что указывает п. 1.1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ.

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 № ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Иными словами, при ведении учета обычные компании пока вместо ФСБУ применяют действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

Напомним, что согласно Закону № 402-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Следовательно, в отсутствие ФСБУ большинство российских фирм по-прежнему формирует свою отчетность в соответствии с прежними правилами. Но федеральные стандарты обязательно появятся, ведь МСФО не могут их заменить (они лежат в их основе, а не заменяют!).

Причем появление ФСБУ, по мнению автора, будет означать новый этап реформирования национальной системы бухгалтерского учета, а значит, и отчетность обычных российских фирм будет максимально приближена к требованиям МСФО. Между тем ничто не мешает организации наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью составлять дополнительно свою отчетность по МСФО.

Понятно, что это требует повышенных трудозатрат, но необходимость применения МСФО может возникнуть, например, если компания планирует выход на международный рынок или намерена кредитоваться в зарубежном банке.

Кстати, затребовать отчетность фирмы, составленную в соответствии с МСФО, могут и российские банки, которые сами отчитываются по МСФО и представляют все преимущества такой отчетности для реальной оценки положения дел в организации.

Не стоит забывать о том, что затребовать составления отчетности по МСФО могут и собственники фирмы, ведь в отличие от отчетности, составленной по национальным стандартам, отчетность, составленная по правилам МСФО, более достоверна, а значит, на ее основе можно выстроить более эффективную систему управленческого учета, который сегодня приобретает все большее значение.

Издательство «Бухгалтерский учет», 2006
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ
Р.Г.Каспина
ВВЕДЕНИЕ
Главным инструментарием реформирования бухгалтерского учета в России являются международные стандарты финансовой отчетности. Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определен свод положений и направлений этого движения, ориентированных на преобразование российской системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО. Международные стандарты финансовой отчетности не нуждаются в законодательном закреплении и применяются добровольно во всем мире. В нашей стране в настоящее время есть компании, которые заинтересованы применять МСФО для того, чтобы улучшить свою инвестиционную привлекательность и прозрачность. Вместе с тем готовится ряд законодательных актов, связанных с составлением консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Целью издания является формирование у читателей адекватного восприятия основных принципов международных стандартов финансовой отчетности в сравнении с российскими правилами учета, подходов к представлению бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО.
В написании разд. 1.1 книги принимала участие Л.А. Плотникова.
Изучение материалов этой книги позволит читателю сформировать:
представление об основных национальных системах учета, умение их анализировать и выделить направления конвергенции с МСФО;
знания о назначении международных стандартов учета и отчетности, основных принципах, качественных характеристиках, элементах финансовой отчетности, их признании и оценке;
умение сопоставлять международные стандарты финансовой отчетности с американскими общепринятыми учетными принципами и российскими положениями по бухгалтерскому учету;
навыки подготовки и представления баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств по международным стандартам, определения взаимосвязи финансовых отчетов;
знание методов и порядка раскрытия информации в финансовой отчетности;
знание приемов формирования финансовой отчетности российских организаций по международным стандартам финансовой отчетности путем трансформации либо ведения параллельного учета.
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ (МСФО) — ГЛОБАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1. Различные системы управления и правила учета
в разных странах. Причины и условия возникновения МСФО
На организацию бухгалтерского учета в отдельных странах влияют следующие факторы:
а) основные пользователи учетной информации (правительство, банки, физические лица);
б) число предприятий, вовлеченных в процесс инвестирования;
в) степень развития рынка и бирж ценных бумаг;
г) степень участия инвесторов в международном бизнесе.
Бухгалтерский учет является не только языком бизнеса, но и одним из средств международного общения. Большинство крупнейших корпораций сегодня — это транснациональные корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по своей деятельности, осуществляемой за рубежом.
Основные модели бухгалтерского учета, выделяемые в международной практике, приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Модели бухгалтерского учета
——————T—————T——————T—————¬
¦ Модель ¦ Страна- ¦ Идея модели ¦ Применяющие ¦
¦ бухгалтерского ¦ разработчик ¦ ¦ данную модель ¦
¦ учета ¦ ¦ ¦ страны ¦
+——————+—————+——————+—————+
¦Англосаксонская ¦Великобритания,¦Ориентация ¦Австралия, ¦
¦ ¦США, Голландия ¦бухгалтерского ¦Багамы, ¦
¦ ¦ ¦учета на нужды ¦Барбадос, ¦
¦ ¦ ¦инвесторов и ¦Бермуды, ¦
¦ ¦ ¦кредиторов, ¦Великобритания,¦
¦ ¦ ¦развитые рынки ¦Венесуэла, ¦
¦ ¦ ¦ценных бумаг ¦Гана, Израиль, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Индия, Канада, ¦
¦ ¦ ¦ ¦США, Филиппины,¦
¦ ¦ ¦ ¦Ямайка и др. ¦
+——————+—————+——————+—————+
¦Континентальная ¦Страны ¦Ориентация на ¦Австрия, Алжир,¦
¦ ¦континентальной¦требования ¦Бельгия, ¦
¦ ¦Европы и Япония¦правительства, в ¦Гвинея, Греция,¦
¦ ¦ ¦частности в ¦Норвегия, ¦
¦ ¦ ¦области ¦Португалия, ¦
¦ ¦ ¦налогового ¦Франция, ФРГ, ¦
¦ ¦ ¦законодательства;¦Швейцария, ¦
¦ ¦ ¦бизнес имеет ¦Швеция, Япония ¦
¦ ¦ ¦тесные связи с ¦ ¦
¦ ¦ ¦банками, ¦ ¦
¦ ¦ ¦бухгалтерский ¦ ¦
¦ ¦ ¦учет ¦ ¦
¦ ¦ ¦регламентирован ¦ ¦
+——————+—————+——————+—————+
¦Южно- ¦Аргентина, ¦Ориентация на ¦Аргентина, ¦
¦американская ¦Бразилия и др. ¦потребности ¦Боливия, ¦
¦ ¦ ¦государственных ¦Бразилия, ¦
¦ ¦ ¦плановых ¦Гайана, Перу, ¦
¦ ¦ ¦органов, в том ¦Чили, Эквадор ¦
¦ ¦ ¦числе на контроль¦ ¦
¦ ¦ ¦за исполнением ¦ ¦
¦ ¦ ¦налоговой ¦ ¦
¦ ¦ ¦политики и на ¦ ¦
¦ ¦ ¦корректировку ¦ ¦
¦ ¦ ¦бухгалтерской ¦ ¦
¦ ¦ ¦отчетности в ¦ ¦
¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦
¦ ¦ ¦темпами инфляции ¦ ¦
+——————+—————+——————+—————+
¦Исламская ¦Мусульманские ¦Использование ¦Мусульманские ¦
¦ ¦страны ¦рыночных цен для ¦страны ¦
¦ ¦ ¦оценки статей ¦ ¦
¦ ¦ ¦баланса; в ¦ ¦
¦ ¦ ¦основе модели ¦ ¦
¦ ¦ ¦заложены ¦ ¦
¦ ¦ ¦религиозные ¦ ¦
¦ ¦ ¦принципы, которые¦ ¦
¦ ¦ ¦гласят, что ¦ ¦
¦ ¦ ¦деятельность ¦ ¦
¦ ¦ ¦компании должна ¦ ¦
¦ ¦ ¦быть организована¦ ¦
¦ ¦ ¦не ради наживы, ¦ ¦
¦ ¦ ¦дивиденды должны ¦ ¦
¦ ¦ ¦быть получены не ¦ ¦
¦ ¦ ¦ради дивидендов ¦ ¦
+——————+—————+——————+—————+
¦Интернациональная¦Страны, в ¦Предполагает ¦В будущем все ¦
¦ ¦которых ¦составление ¦страны мира ¦
¦ ¦находятся ¦годовых ¦ ¦
¦ ¦крупные ¦бухгалтерских ¦ ¦
¦ ¦фондовые биржи:¦отчетов по МСФО ¦ ¦
¦ ¦Лондонская, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Нью-Йоркская, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Токийская и ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.д. ¦ ¦ ¦
L——————+—————+——————+—————-
На историческом этапе развития учета выделялось несколько альтернативных систем формирования финансовой отчетности, претендующих на роль глобальных стандартов:
общепринятые учетные принципы США (ГААП США);
директивы ЕС;
международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Способы оценки объектов бухгалтерского учета и объем информации, подлежащий раскрытию в отчетности, зависят от требований пользователей отчетности.
Основными внешними пользователями информации, предоставляемой на основе данных финансовой отчетности, являются настоящие и потенциальные инвесторы. Для того чтобы внешние пользователи могли принимать эффективные решения, финансовая отчетность должна составляться на основе принципов, единых для всех экономических субъектов. Создание таких принципов и контроль за их исполнением — основная задача нормативного регулирования финансового учета. Проведенный сравнительный анализ принципов составления финансовой отчетности (Приложение 1) позволил выделить основные различия в моделях формирования финансовой отчетности американских и российских компаний.
Основными специфическими чертами регулирования финансового учета в США являются независимость организаций, регулирующих финансовый и налоговый учет, что закрепляет полное разделение финансового и налогового учета, и четкая ориентация регулирующих организаций на информационные потребности пользователей — настоящих и будущих инвесторов и кредиторов, и тем самым на содействие стабильному развитию рынка ценных бумаг.
Центральным звеном в системе нормативного регулирования финансового учета и отчетности в США является Комиссия по ценным бумагам и биржам. Комиссия была создана в 1934 г. после мирового экономического кризиса и представляет собой государственную службу, главной задачей которой является контроль за соблюдением законов, регулирующих эмиссию и торговлю ценными бумагами, направленных на защиту инвесторов.
Включение ценных бумаг эмитента в котировочные листы любой биржи США возможно только при одобрении финансовой отчетности компании (в форме регистрационного отчета при эмиссии ценных бумаг и ежеквартальных отчетов) Комиссией по ценным бумагам и биржам. Комиссия проверяет выполнение требований по объему подлежащей раскрытию финансовой информации и публикует финансовые отчеты компаний. Несмотря на статус государственной службы, Комиссия является учреждением, независимым от исполнительных органов власти. Важно отметить, что практически с момента образования Комиссия передала свои полномочия по разработке и принятию стандартов финансового учета профессиональным организациям и занимается преимущественно разработкой формальных требований к финансовой отчетности, осуществляя контроль за их соблюдением, и лишь в исключительных случаях включается в процесс регулирования учета отдельных активов и пассивов, доходов и расходов.
Аудит является механизмом проверки достоверности финансовой отчетности, его эффективность обеспечивается профессионализмом, независимостью и имущественной ответственностью аудитора. В связи с этим важную роль в регулировании финансового учета в США играет Ассоциация профессиональных бухгалтеров США. Сертификат профессионального бухгалтера, который выдается Ассоциацией на основании результатов проводимых ею экзаменов, дает исключительное право на подписание аудиторского заключения на предмет соответствия финансовой отчетности ГААП США.
Ассоциация профессиональных бухгалтеров США разрабатывает стандарты аудита, определяет требования к аудиторам и аудиторским организациям, проводит обучение и устанавливает квалификацию аудиторов. Хотя по своему статусу Ассоциация лишена полномочий по разработке и принятию стандартов финансового учета, она формирует профессиональные кадры, которые участвуют в подготовке стандартов и контролируют их соблюдение.
Организацией, разрабатывающей и принимающей стандарты финансового учета, является Совет по стандартам финансового учета — независимая негосударственная организация, финансируемая за счет публикаций и спонсоров. Стандарт принимается при согласии пяти из семи голосующих членов, которые для обеспечения независимости не должны вести любую иную профессиональную и коммерческую деятельность. Процесс разработки и принятия стандартов четко формализован, обеспечивает их качество и учет мнений всех заинтересованных сторон, для чего включает такие стадии, как образование группы экспертов, специализирующихся на данной учетной проблеме, публикацию проекта стандарта и его открытое обсуждение. При Совете по стандартам существует Комитет разработки проблем финансового учета, главными задачами которого являются своевременное выявление проблем финансового учета и разработка вариантов их возможного решения.
Анализ системы нормативного регулирования финансового учета в США показывает, насколько высоко общественность и государственные органы оценивают значение финансового учета для экономики страны, а также наличие системы, сочетающей государственное и профессиональное регулирование финансового учета, в которой независимые профессиональные организации осуществляют разработку стандартов, регулирующих финансовый учет и аудит отчетности, а государственная Комиссия по ценным бумагам — разработку формальных требований к отчетности и контроль за их соблюдением, а также контроль за соблюдением законодательства. Таким образом, система нормативного регулирования финансового учета в США способна обеспечить профессиональный и объективный подход при разработке стандартов и эффективный двухуровневый контроль за их исполнением.
Между тем сформулирован целый ряд критических замечаний к 150 ГААП США. Первое из них касается отсутствия системного подхода и концептуальных основ финансового учета в США. Действительно, ГААП США представляют совокупность регламентирующих финансовый учет документов, принятых различными регулирующими организациями, причем требования по учету одного объекта могут содержаться во многих документах. Кроме того, сам Совет по стандартам признает сугубо практическую ориентацию регулирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *