Страховые взносы 2012

Ю.Е. Кривонос
Финансы и кредит
Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006 г.

Предыдущая

3.5. Государственные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды – представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевые назначения. В зависимости от целевого назначения они делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления государственные и региональные.

К социальным фондам относят: пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим – дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Эти фонды создаются двумя путями:

— выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

— определение собственных источников дохода.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

— специальные целевые налоги и сборы;

— отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

— средства бюджета;

— прибыль от коммерческой деятельности учрежденных фондом предприятий;

— займы.

Через внебюджетные фонды осуществляется обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование – часть государственной формы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

— страховые взносы;

— дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— штрафные санкции и пеня;

— денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

— доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

— иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

В состав государственных внебюджетных фондов входят:

— пенсионный фонд РФ;

— фонд социального страхования РФ;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд (28% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Средства ПФР направляются на:

— выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

— оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

— финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

— другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Виды пенсий:

1. Трудовая пенсия, начисляется при выполнении двух условий – возраст (м – 60 лет, ж – 55 лет) и стаж (м – 25 лет, ж – 20 лет). За каждый год работы свыше пенсионного стажа – начисляется 1%, но не более 20% дополнительно.

2. Социальная пенсия – выплачивается при достижении пенсионного возраста, размер социальной пенсии равен минимальной пенсии.

Руководство фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ. В городах и районах имеются уполномоченные отделения фонда.

Фонд социального страхования (4% с ФОТ входит в состав единого социального налога; по категориям взносы «от несчастных случаев»)

Основными задачами Фонда являются:

— обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

— санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

— участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

— осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

— разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

— организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

— сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Руководство деятельностью Фонда социального страхования осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности создается центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (терр. 3,4%; федер. 0,2% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Основными задачами Федерального фонда являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд:

1) аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;

2) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее – страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;

3) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

4) выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

5) предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

6) накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

7) разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;

8) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

9) согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

10) вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

11) согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими организациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

12) осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

13) предоставляет Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;

14) проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;

15) осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Дорожный фонд:

На территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых в дорожных фондах субъектов РФ (далее – территориальные дорожные фонды).

Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

— налога на пользователей автомобильных дорог (1%);

— налога с владельцев транспортных средств (в зависимости от вида транспортного средства);

— акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджетов РФ).

Предыдущая

ВЗЫСКАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ С ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В.В.АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Индивидуальные предприниматели, как и организации, признаются плательщиками страховых взносов на обязательные виды социального страхования. Причем в отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели обычно уплачивают указанные взносы по двум основаниям — как собственно индивидуальные предприниматели, уплачивающие взносы за себя, и как лица, производящие выплаты в пользу наемных работников. Если страховые взносы уплачены не вовремя или в неполном объеме, то у индивидуального предпринимателя образуется недоимка по страховым взносам. Рассмотрим, в каком порядке она взыскивается с индивидуального предпринимателя.

Следует напомнить, что с 01.01.2010 уплата единого социального налога (ЕСН) на территории РФ отменена, так как гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (НК РФ) утратила силу. Между тем это привело к снижению налоговой нагрузки на бизнес лишь формально. Ведь уплату ЕСН фактически заменили собой страховые взносы на обязательные виды социального страхования, а именно:

— на обязательное пенсионное страхование;

— на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— на обязательное медицинское страхование.

Порядок исчисления и уплаты указанных страховых взносов определен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Причем из его положений следует, что размер уплачиваемых страховых взносов сохранен на уровне уплаты ЕСН лишь в текущем году, начиная с 2011 г. размеры страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, будут увеличены.

Из статьи 5 Закона № 212-ФЗ вытекает, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не только за себя, но и с выплат, осуществляемых в пользу работников. Естественно, что во втором случае речь идет об индивидуальных предпринимателях, имеющих наемных работников или осуществляющих выплаты физическим лицам по некоторым видам гражданско-правовых соглашений. При этом обязанность по уплате страховых взносов у индивидуальных предпринимателей не зависит от применяемой ими системы уплаты налогов, их платят даже те, кто находится на упрощенной системе налогообложения, уплачивает единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог.

Следует иметь в виду, что к индивидуальным предпринимателям в соответствии со ст. 11 НК РФ относятся и главы крестьянских фермерских хозяйств. Следовательно, правила уплаты страховых взносов, установленные для индивидуальных предпринимателей, в полной мере распространяются и на указанные категории субъектов хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. При этом в части выплат, произведенных в пользу физических лиц, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают страховые взносы в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона № 212-ФЗ. В части страховых взносов, уплачиваемых за себя, индивидуальные предприниматели руководствуются положениями ст. 16 указанного закона. Если индивидуальный предприниматель уплатил взносы не в полном объеме или же нарушил сроки их уплаты, то у него образуется недоимка, которую органы контроля вправе взыскать с индивидуального предпринимателя. Контрольные функции в сфере исчисления и уплаты страховых взносов осуществляют Пенсионный фонд РФ

и Фонд социального страхования РФ. Причем взыскание недоимки по пенсионным взносам и страховым взносам на обязательное медицинское страхование производится Пенсионным фондом Российской Федерации, а по взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством — органами ФСС РФ.

По общему правилу, взыскание страховых взносов с индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном ст. 19 и 20 Закона № 212-ФЗ. Исключение касается лишь случая, если обязанность уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем основана на изменении органом контроля юридической квалификации сделки, совершенной коммерсантом, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов. В такой ситуации недоимка взыскивается исключительно в судебном порядке, на что указывает п. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 19 Закона№ 212-ФЗ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства индивидуального предпринимателя, находящиеся на счетах в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором индивидуальным предпринимателем открыт расчетный счет, поручения на списание с его счета и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств. Причем до принятия решения о взыскании недоимки орган контроля должен в течение трех месяцев со дня ее выявления направить коммерсанту требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Следует заметить, что ст. 22 Закона № 212-ФЗ под требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов понимает письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить их в установленный срок. Требование направляется контролирующим органом по форме, утвержденной приказом Минз-дравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее — Приказ № 957н).

Обратите внимание! Если недоимка выявлена в результате проверки, то требование об уплате недоимки должно быть направлено индивидуальному предпринимателю в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Следует иметь в виду, что в случае недоимки по пенсионным взносам и взносам на обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) Пенсионный фонд направляет требование по форме 5-ПФР, утвержденной Приказом № 957н, если же имеет место недоимка по взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то требование направляется ФСС РФ по форме 5-ФСС РФ, утвержденной Приказом № 957н.

В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются сведения о:

— сумме задолженности индивидуального предпринимателя;

— размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования;

— сроке уплаты причитающейся суммы;

— сроке исполнения этого требования;

— мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов; подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Кроме того, требование должно содержать ссылки на положения Закона № 212-ФЗ, устанавливающие обязанность индивидуального предпринимателя уплатить страховой взнос.

Согласно п. бет. 19 Закона№ 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после его истечения.

Решение о взыскании, принятое органом контроля после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля, чтобы произвести взыскание страховых взносов, должен обратиться в суд, причем подать иск в арбитраж контролеры вправе в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Срок подачи иска, пропущенный органом контроля по уважительной причине, может быть восстановлен арбитрами.

Решение о взыскании страховых взносов должно быть доведено до сведения индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. Как и в случае требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, Приказом № 957н утверждены две соответствующие формы решения:

— в части пенсионных взносов и взносов на ОМС — применяется формарешения 1-ПФР;

— в части страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством — применяется форма решения 1-ФСС РФ.

Решение о взыскании страховых взносов должно быть вручено индивидуальному предпринимателю органом контроля под расписку с указанием даты получения. Если у органа контроля такой возможности нет, то решение о взыскании направляется индивидуальному предпринимателю по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение органа контроля на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов должны быть направлены в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя. Причем на эти действия органу контроля Законом № 212-ФЗ отводится месяц со дня принятия решения о взыскании. На основании п. 10 ст. 19 Закона № 212-ФЗ решение органа контроля о взыскании страховых взносов подлежит безусловному исполнению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По общему правилу, взыскание страховых взносов должно производиться с расчетных (текущих) рублевых счетов индивидуального предпринимателя, если же средств в валюте РФ недостаточно, то деньги могут быть сняты и с валютного счета бизнесмена.

Взыскание страховых взносов со счетов индивидуального предпринимателя в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату продажи иностранной валюты. Следует иметь в виду, что осуществление операций по продаже валюты банком производится за счет индивидуального предпринимателя.

Если в день получения банком поручения на перечисление страховых взносов на рублевых или валютных счетах коммерсанта денежных средств недостаточно, то кредитная организация исполняет данное поручение по мере поступления денежных средств на указанные счета. Причем, если деньги поступили в российской валюте, то провести операцию по взысканию банк обязан не позднее одного операционного дня, следующего за днем поступления рублевых средств, при поступлении иностранной валюты срок несколько больше и составляет два операционных дня.

При исполнении данного поручения банк обязан руководствоваться очередностью платежей, установленной ст. 855 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), на это указывает п. 13 ст. 19 Закона № 212-ФЗ.

Обратите внимание! Пунктом Ист. 19 Закона № 212-ФЗ определено, что не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора.

В этом случае орган контроля вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный счет индивидуального предпринимателя, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение органа контроля на перечисление страховых взносов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя либо при отсутствии у органа контроля информации о наличии счетов в банках страховые взносы взыскиваются за счет иного имущества индивидуального предпринимателя, в том числе за счет его наличных денежных средств, в порядке, установленном ст. 20 Закона№ 212-ФЗ.

Обратите внимание! В целях установления факта недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя органам контроля необходимо вынести решение о взыскании недоимки по страховым взносам, атакже пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, руководствуясь положениями ст. 19 Закона№ 212-ФЗ.

Если денежных средств недостаточно, то орган контроля обращает взыскание на имущество индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается органом контроля в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Такое решение принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Следует заметить, что аналогичная норма предусмотрена и ст. 47 НК РФ в отношении решения о взыскании налога за счет имущества индивидуального предпринимателя — налогоплательщика (налогового агента).

В постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя должны быть указаны:

— фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование органа контроля за уплатой страховых взносов, выдавшего указанное постановление;

— дата принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за

уплатой страховых взносов о взыскании страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя;

— фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

— резолютивная часть решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя;

— дата вступления в силу решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя;

— дата выдачи постановления.

Следует иметь в виду, что постановление о взыскании страховых взносов должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов и заверено печатью этого органа, на это указано в п. 5 ст. 20 Закона № 212-ФЗ.

Формы соответствующих постановлений (2-ПФР и 2-ФСС РФ) о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов утверждены Приказом № 957н. Причем в самих формах постановления на взыскание не предусмотрены графы для проставления подписи должностного лица органа контроля, в них предусмотрено только место для заверения печатью органа контроля. Следует иметь в виду, что отсутствие в форме постановления места проставления подписи не является основанием для несоблюдения требований Закона № 212-ФЗ, поэтому неподписанное постановление о взыскании страховых взносов не может иметь юридической силы!

Требования, содержащиеся в постановлении, исполняются судебными приставами-исполнителями в двухмесячный срок со дня поступления к ним указанного постановления.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона № 212-ФЗ взыскание страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

— наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 19 Закона № 212-ФЗ;

— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводс-

твенных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

— другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

В случае взыскания страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя (не являющегося денежными средствами) обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм. При этом ст. 20 Закона№ 212-ФЗ определено, что должностные лица органов контроля не вправе приобретать имущество индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании страховых взносов за счет имущества указанного плательщика страховых взносов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

4. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

5. Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов: приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н.

С 2012 года тарифы страховых взносов снижены. Специалисты ПФР прокомментировали основные изменения (информация от 8 декабря 2011 года).

Что изменилось

С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ . Они внесены Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ. Как разъяснили специалисты ПФР, изменения коснулись в первую очередь ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф взносов. В 2011 году общая ставка страховых взносов составляла 34 процента (26% – взносы в ПФР, 2,9% – взносы в ФСС, 3,1% – взносы в ФФОМС, 2% – взносы в ТФОМС). Предельная величина базы для начисления страховых взносов составляла 463 тыс. руб.
С 2012 года общая ставка страховых взносов уменьшилась и составляет 30 процентов, которые по фондам распределяются так:
– 22 процента – взносы в ПФР;
– 2,9 процента – взносы в ФСС России;
– 5,1 процента – взносы в ФФОМС.
Причем в отношении взносов в Пенсионный фонд РФ предусмотрено разделение не только на страховую и накопительную части (16% и 6% соответственно для лиц 1967 года рождения и моложе, а для тех, кто родился в 1966 году и ранее, – 22% на страховую часть). Теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную части тарифов страховых взносов (ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). Для лиц, родившихся в 1966 году и ранее, из 22 процентов 6 процентов идет на солидарную часть, а 16 процентов – на индивидуальную часть тарифа. Для «молодой» категории работников накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части страхового тарифа (6%), а страховая (16%) делится на солидарную (6%) и индивидуальную (10%) части.
Что касается предельной величины базы для начисления взносов, то она возросла и составляет в текущем году 512 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974). И это еще не все. Для 2012 и 2013 годов предусмотрен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов, он составляет 10 процентов (ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ, ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Независимо от возраста работника эта ставка идет на финансирование страховой части пенсии (полностью – солидарная часть страхового тарифа).
Кроме того, расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. К застрахованным лицам теперь относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ. С их доходов нужно будет начислять взносы на страховую часть пенсии по тарифам, предусмотренным для граждан Российской Федерации (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). >|Взносы с доходов иностранцев, временно пребывающих в России, уплачиваются в ПФР, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).|<

📌 Реклама Представление отчетности В 2012 году плательщики страховых взносов будут по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд РФ и ФСС России. Как и в прошлом году, отчетность в ПФР необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, последние даты сдачи отчетности в 2012 году – 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально надо будет сдавать не только расчеты РСВ-1, но и сведения по персонифицированному учету.
Как и в 2011 году, работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.
Важно запомнить С доходов в пределах 512 тыс. руб. максимальный тариф страховых взносов в 2012 году составляет 30 процентов. С сумм, превысивших данный предел, начисляются страховые взносы в ПФР в размере 10 процентов. Статья напечатана в журнале «Учет в торговле» №1, январь 2012 г.

Ответ:

Перечень прямых расходов организация определяет и закрепляет в учетной политике самостоятельно. В декларации по налогу на прибыль по строке:

  • 041 – отражаются только взносы на ОПС, ОМС, ВНИиМ с заработной платы административно-управленческого персонала;
  • 010 – страховые взносы с зарплаты производственных рабочих.

Косвенные расходы — это затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), которые можно учесть в расходах в том периоде, когда они понесены. Все затраты, которые не отнесены в учетной политике к прямым расходам и не являются внереализационными расходами, признаются косвенными (письмо Минфина РФ от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785).

В декларации по налогу на прибыль общая сумма косвенных расходов указывается по строке 040 Приложения № 2 к листу 02 (п. 7.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). Частично такие расходы расшифровываются по строкам 041-055 Приложения № 2 к листу 02.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентируется законодательством РФ о налогах и сборах с 01.01.2017 (ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). В этой связи суммы страховых взносов включаются при формировании показателя по строке 041 Приложения № 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль начиная с отчетности за первый отчетный период 2017 года (письмо ФНС РФ от 11.04.2017 № СД-4-3/6877@).

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль в Приложении № 2 к листу 02 «По строке 041 указываются суммы налогов и сборов, страховых взносов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ» (п. 7.1). То есть по этой строке отражаются налоги (авансовые платежи по ним), сборы и страховые взносы, учитываемые в прочих расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 7.1 Порядка заполнения декларации, письмо ФНС РФ от 11.04.2017 № СД-4-3/6877@). Это:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество (как исходя из балансовой, так и из кадастровой стоимости);
  • земельный налог;
  • восстановленный НДС, который по НК учитывается в прочих расходах (например, налог, восстановленный при получении освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ (пп. 2, 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • госпошлина;
  • взносы на ОПС;
  • взносы на ОМС;
  • взносы на ВНиМ.

Заполняя строку 041 декларации за отчетный (налоговый) период, организация указывает в ней сумму всех начисленных в этом периоде налогов (авансовых платежей по ним), сборов и страховых взносов нарастающим итогом независимо от даты их уплаты в бюджет (письма Минфина РФ от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53182, от 21.09.2015 № 03-03-06/53920).

Обращаем внимание, что по строке 041 Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль не отражаются:

1) налоги (авансовые платежи по ним) и другие обязательные платежи, которые нельзя учесть в налоговых расходах:

  • налог на прибыль;
  • ЕНВД;
  • НДС, предъявленный покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг);
  • платежи за выбросы загрязняющих веществ с превышением нормативов;
  • торговый сбор;

2) взносы на травматизм.

Вся сумма, указанная по строке 041, затем включается в строку 040 Приложения № 2 к листу 02 декларации (то есть в общую сумму косвенных расходов).

Прямые расходы — это затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), которые можно учесть в расходах только в периоде реализации продукции (работ, услуг) (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Перечень прямых расходов организация определяет и закрепляет в учетной политике самостоятельно (письмо Минфина РФ от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785).

Так, в состав прямых расходов при производстве продукции (работ, услуг) включаются как минимум следующие виды затрат (п. 1 ст. 318 НК РФ):

  • сырье и материалы, составляющие основу продукции;
  • зарплата работников, непосредственно занятых в производстве, а также начисленные на нее обязательные страховые взносы;
  • амортизация, начисленная по основным средствам, непосредственно используемым при производстве продукции (работ, услуг).

При производстве продукции (работ, услуг) общая сумма прямых расходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в отчетном (налоговом) периоде, отражается в декларации по налогу на прибыль по строке 010 Приложения № 2 к листу 02 нарастающим итогом с начала года (пп. 2.1, 7.1 Порядка заполнения декларации).

Отражая все расходы по строке 010, организации необходимо иметь в виду, что она должна будет предоставить всю документацию в качестве доказательств необходимости понесенных видов расходов.

Таким образом, по строке декларации по налогу на прибыль:

  • 041 – отражаются только взносы на ОПС, ОМС, ВНИиМ с заработной платы административно-управленческого персонала;
  • 010 – страховые взносы с зарплаты производственных рабочих.

Показатели строк 010, 020 и 040 Приложения № 2 к листу 02 включаются в показатель строки 130 Приложения № 2 к листу 02, в которой отражаются расходы, признанные организацией для целей налогообложения прибыли. Значение строки 130 Приложения № 2 к листу 02 переносится в строку 030 листа 02 налоговой декларации (п. 5.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

М. А. КЛИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению

В 2009 г. и в плановый период 2010 и 2011гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по прежним тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Это определено Федеральным законом от25.11.2008 № 217-ФЗ.

База для начисления взносов. Базой для исчисления страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 (ред. отИ.04.2005).

Сумма оплаты труда (дохода), получаемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ надень получения.

Интерес представляют несколько определений ВАС РФ, следуя которым начислять взносы нужно только с выплат, составляющих фонд оплаты труда

Пример. Общество выплатило работникам премии за счет прибыли, в частности к праздникам и юбилейным датам, ко дню энергетика, к 8 Марта и производило другие выплаты, носящие разовый, единовременный характер. Эти выплаты не были предусмотрены системой оплаты труда организации (положением об оплате труда, о премировании,

трудовыми договорами) и производились на основании приказовруководства.

Фонд социального страхования РФ доначислил взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с этих сумм и наложил на ОАО штраф, посчитав, что эти выплаты являются объектом начисления взносов, так как они не названы в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765, как не включаемые в базу для исчисления взносов.

Считая решение ФСС РФ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды различных инстанций исходили из несоответствия решения Фонда требованиям действующего законодательства, поскольку выплаты производились обществом не из фонда оплаты труда, а из прибыли общества и, соответственно, страховые взносы на такие выплаты начисляться не должны.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Согласно п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02,03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях — на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

При этом согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Суды пришли к выводу о том, что основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, исчисленные работнику за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные физическим лицом. Соответственно, выплаты, не включенные в фонд оплаты труда работников, не подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов. При этом суды отметили, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что, по существу, все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда (по материалам определения ВАС РФ от 04.09.2008№ 10972/08, ФАС Уральского округа № Ф09-3614/08-С122.05.2008по делу № А60-27054/07).

Выплаты, с которых взнос не начисляется. Страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.10.2006 № ГКПИ06-967) (далее — Перечень).

В силу названного документа взносы не начисляются с целого ряда выплат, из числа которых для предприятий отрасли книгоиздания могут быть актуальны:

1. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемая в соответствии с законодательством РФ средняя заработная плата на период трудоустройства работникам, высвобождаемым в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата или ликвидацией организации.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что размер выходного пособия и основания для его выплаты определяются сторонами трудового договора. Кодекс устанавливает только обязательные случаи выплаты и минимальные размеры выходных пособий, но трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий (ст. 178 ТК РФ). Какой бы ни были сумма такой выплаты и основание увольнения, с выходного пособия взносы не начисляются.

При увольнении работника в связи с сокращением численности или штата или при ликвидации организации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой

договор до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении, предусмотренного ст. 180 ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Эта компенсация не является частью выходного пособия или выплаты на период трудоустройства, однако облагать ее взносами не следует, но не на основании данного пункта, а в силу п. 10 Перечня, как компенсацию, выплачиваемую в пределах норм, установленных законодательством РФ.

2. Государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством РФ за счет средств ФСС РФ, Пенсионного фонда РФ, а также бюджетов всех уровней.

К государственным пособиям гражданам, имеющим детей, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» относит:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

К числу детских пособий не принадлежит ежемесячная компенсация за период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, предусмотренная Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 (50 руб. в месяц), однако эта выплата также не облагается взносами на основании п. 5 Перечня.

При решении вопроса о начислении взносов на суммы пособий по временной нетрудоспособности необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ работодатель оплачивает пособие по нетрудоспособности за счет своих средств за первые два дня болезни работника или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением

экстракорпорального оплодотворения. Эти расходы как вид страхового обеспечения независимо от источников его выплаты не является заработной платой (доходом) застрахованного, следовательно, не облагаются взносами (см. п. 6 письма ФСС от 15.02.2005 № 02-18/07-1243).

По мнению ФСС РФ, с сумм доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности, которые работодатель производит за свой счет сверх максимального размера пособия, финансируемого ФСС РФ, взносы начислять необходимо, так как такие выплаты уже не относятся к категории государственных пособий.

Однако, например, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа признано, что доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности сверх установленного размера не включаются в расходную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если не составляют фонд оплаты труда (постановление от 03.10.2007 № Ф04-6909/2007(38935-А70-14) по делу № А70-120-14/2007).

3. Компенсации и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исключая доплаты до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам», не облагается взносами на основании решения ВС РФ от 05.10.2006 № ГКПИ06-967.

4. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

5. Компенсация, выплачиваемая работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством РФ в отпуске по уходу за ребенком.

Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 (в ред. указов Президента РФ от 08.02.2001 № 136, от 17.04.2003 № 444) «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» определено, что матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения

им 3-летнего возраста, производятся ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Порядок назначения и выплаты компенсации установлен постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.08.2006 № 472).

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. Потраченные суммы можно включать в расходы на оплату труда не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете (письмо МинфинаРоссии от 16.05.2006 № 03-03-04/1/451).

Организации, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.

Для лиц, работающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

6. Суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ в возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Материальная помощь, оказываемая работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ.

8. Материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

Фонд социального страхования РФ обращает внимание страхователей на то, что виды материальной помощи, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, указаны в пп. 7 и 8 Перечня, а на все другие виды материальной помощи (например, к отпуску), на единовременные разовые премии, по случаю юбилея сотрудника, на стоимость подарков, выдаваемых сотрудникам (в частности, например, на стоимость букета цветов, подаренного сотруднику), в том числе из прибыли, поскольку они, хотя и не связаны с результатами трудовой деятельности,

но составляют доход застрахованных лиц и прямо не указаны в названном Перечне, страховые взносы должны начисляться (письмо ФСС от 18.10.2007 № 02-13/07-10008).

Однако судебные решения последних лет свидетельствуют о том, что с подобных выплат, в том числе единовременной материальной помощи, не связанной с возмещением работнику вреда или смертью родственника, взносы начислять не нужно — эти выплаты не являются частью заработной платы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2007 № Ф04-5924/2007(37613-А27-14) по делу № А27-1872/2007-5, Западно-Сибирского округа от 12.04.2007 № Ф04-2111/2007(33294-А27-6) поделу № А27-13800/2006-5).

9. Единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию.

10. Суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством РФ, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством РФ; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

По этим основаниям не начисляются взносы, в частности:

— на суммы суточных в размерах, установленных локальными нормативными актами, коллективным договором организации (ст. 167 ТК РФ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на суммы компенсаций (включая суточные) работникам, имеющим подвижной или разъездной характер работ в размерах, определяемых коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТКРФ);

— на расходы по найму жилого помещения в командировках, служебных поездках, при переводе на работу в другую местность — в размерах, предусмотренных локальными нормативными актами, и при наличии документального подтверждения затрат;

— на расходы по проезду к месту командировки, служебной поездки, при переводе на работу в другую местность — в размерах, предусмотренных локальными нормативными актами, и при наличии документального подтверждения затрат;

— на фактические расходы по переезду членов семьи работника и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) к новому месту работы при переводе на работу в другую местность, а также расходы по обустройству на новом месте жительства (ст. 169 ТК РФ);

— на компенсации иных командировочных расходов (оплата такси, провоза и упаковки багажа, оформления виз и заграничных паспортов ит. д.);

— на компенсации расходов, связанных с переездом для работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, а также компенсации на переезд в случае увольнения из таких организаций (ст. 326 ТК РФ);

— на компенсации за использование личного имущества работников в служебных целях (выплачиваются на основании ст. 188 ТК РФ), компенсации расходов работника на подписку на производственные издания, произведенную на его домашний адрес, компенсации за услуги телефонной связи за звонки по работе, совершенные с домашнего телефона ит. п.;

— на расходы на повышение профессионального уровня работников.

11. Стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.

Статья 221 ТК РФ предусматривает выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами. Отраслевые Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты работникам полиграфического производства и книжной торговли, утверждены приложением № 6 к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 16.12.1997 № 63.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа

работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

На стоимость средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в пределах норм, установленных Министерством труда и социального развития РФ или работодателем, взносы не начисляются.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания работникам на работах с вредными и особо вредными условиями труда регламентирована ст. 222 ТК РФ. Выдача производится по установленным нормам и рационам. По письменным заявлениям работников выдача продуктов питания и молока может быть заменена эквивалентной компенсационной выплатой, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

На стоимость молока, лечебно-профилактического питания или указанной компенсации взносы не начисляются.

12. Стоимость проезда работников к месту использования отпускай обратно, оплачиваемого работодателем в соответствии с законодательством РФ.

Одним из примеров применения данного пункта может служить оплата работникам, занятым в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и членам их семей), стоимости проезда к месту отдыха и обратно (ст. 325 ТК РФ, письмо ФСС РФ от 19.10.1999 № 02-10/05-5389).

Условием исключения из налоговой базы по ЕСН рассматриваемой компенсации является проживание, а не только работа сотрудника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

13. Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей.

14. Стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работодателями учащимся (студентам, аспирантам) в период обучения с отрывом от производства.

Работодатель также в силу ст. 204 ТК РФ выплачивает стипендии по заключенным им ученическим договорам. Такой договор организация вправе заключить с лицом, ищущим работу (ученический договор на профессиональное обучение), или с работником данной организации (ученический договор на профессиональное обучение

или переобучение без отрыва или с отрывом от работы). Выплачиваемая стипендия не является элементом оплаты труда, и взносы с нее не начисляются (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123)

15. Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т. д.).

16. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по обязательному страхованию работников.

17. Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.

18. Суммы страховых платежей (взносов), не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии.

Начиная с 01.01.2009 федеральный минимум оплаты труда составляет 4 330 руб., однако эта величина применяется только для регулирования

оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение указанной величины для других целей не допускается (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 20.04.2007) «О минимальном размере оплаты труда»).

Для целей настоящего пункта МРОТ составляет 100 руб., следовательно, упоминаемая величина 24-кратного минимального размера оплаты труда составит 2 400 руб. в год.

19. Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо учитывать, что штатным авторам редакций газет, журналов, издательств, радио, телевидения и других средств массовой информации страховые взносы в ФСС РФ начисляются, если авторское вознаграждение выплачивается им не на основании авторского, а на основании трудового договора и рассматривается как элемент оплаты труда (письмо ФСС РФ от24.12.1999 № 02-10/05-6887).

Список литературы

1. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

2. Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Постановление Правительства РФ от02.03.2000 № 184 (ред. от 11.04.2005).

3. О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 14.07.2008).

4. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2008 по делу № А65-26017/07.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *