Контрактной службы

Содержание

Законодательство о госзакупках продолжает развиваться и совершенствоваться. Принимают поправки в сам закон 44-ФЗ, выходят постановления и распоряжения, уточняющие правоприменение норм закона, накапливается арбитражный опыт. Еще вчера вы были правы, а сегодня, сделав все то же самое, уже нарушили закон…

Разобраться самостоятельно в законодательных тонкостях достаточно сложно. Значит, надо идти учиться. Конечно, всем участникам госзакупок следовало бы пройти обучение по контрактной системе, но есть граждане, которых закон не спрашивает, а напрямую обязывает повышать квалификацию.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Профессиональная подготовка и обучение заказчика по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе представители государственного заказчика обязаны все знать и уметь. Закон № 44-ФЗ предъявляет следующие требования:

  1. Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
  2. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
  3. Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220).

Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Минэкономразвития определяет точный перечень профессиональной деятельности лиц, которым рекомендовано обязательное обучение по контрактной системе:

  1. Специалисты заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего.
  2. Специалисты органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, органа аудита в сфере закупок.
  3. Сотрудники специализированной организации, привлекаемой для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя); по участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  4. Специалисты других видов деятельности в сфере закупок.

Получается, что если вы нашли себя в этом списке, то повышать уровень квалификации и профессионального образования вам необходимо, даже если вы и так неплохо справляетесь со своими обязанностями.

Требования к обучению госзакупкам по Закону № 44-ФЗ

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что:

  • минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов,
  • срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Обратите внимание на совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 г. «О направлении методических рекомендаций».

  • Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).
  • Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: 40 часов, 144 часа или 120 часов. Профессиональная переподготовка заказчиков по 44-ФЗ с выдачей удостоверения.

Профстандарты в сфере закупок

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н. А Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок”.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. «Эксперт в сфере закупок») обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Вопрос: обязан ли заказчик по закону № 44-ФЗ применять профстандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок?

Обязанность применять профессиональные стандарты предусмотрена в двух случаях:

  • Во-первых, она возникает, если в связи с выполнением работ по определенной должности, профессии или специальности (далее — профессия) федеральными законами установлены компенсации, льготы либо ограничения. В этом случае наименование профессии и квалификационные требования в трудовом договоре должны соответствовать профстандартам (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Поскольку таких компенсаций (льгот, ограничений) для профессий, названных в стандартах для специалиста и эксперта в сфере закупок, нет, заказчик может их не применять.
  • Во-вторых, с 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ). Применение иных положений профстандартов в отношении квалификации носит добровольный характер. Следовательно, заказчикам достаточно соблюдать требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, установленные Законом № 44-ФЗ.

Аналогичные выводы можно сделать из разъяснений, приведенных в п. п. 6, 8 Письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. То есть, заказчик не обязан применять профстандарты. Они могут служить, например, для разработки должностных инструкций сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего).

Обучение по 44-ФЗ для поставщиков. Для чего это нужно?

В отличие от заказчиков, закон не обязывает поставщиков проходить обучение. Но жизнь предъявляет к ним не менее жесткие требования, чем к заказчикам.

Поставщик рискует и деньгами, и репутацией. Деньги придется потратить на обеспечение заявки, на получение банковской гарантии, а затем и на штрафы и пени в случае нарушений при исполнении контракта. А репутация может серьезно пострадать, если поставщик попадет в РНП. Значит, нужно серьезно готовиться к участию в госзакупках, знать все сроки и регламенты, понимать, на что следует обращать внимание при чтении закупочной документации.

А если поставщик участвует в электронных аукционах, ко всем прочим заботам добавляются обязанности по аккредитации на электронной площадке, правила и регламенты, о которых молчит 44-ФЗ, но нарушение которых грозит отклонением заявки по 2-м частям.

Простор для ошибок начинающих участников торгов практически ничем не ограничен. Ваш выбор – ваша ответственность.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Вы можете не тратить время и силы на мониторинг законодательства, пользоваться текстом Закона № 44-ФЗ, совершать свои собственные ошибки или повторять чужие. Да и просто руководствоваться принципами «авось, пронесет», «а вдруг, не заметят» и «ну конечно, они все сговорились». Но тогда готовьтесь достойно проигрывать тендеры, которые просто сами плыли к вам в руки. Не огорчаться, выплачивая штрафы и пени. И наконец, отметить «вступление» в реестр недобросовестных поставщиков грандиозным банкетом.

А можете взять уровень своей квалификации под контроль. Если грамотно спланировать свое обучение, подобрать информационные ресурсы, которые заслуживают доверия, сформировать круг общения в сфере госзакупок – можно будет уверенно участвовать в торгах и заключать выгодные контракты.

Как проходят курсы обучения по Закону № 44-ФЗ?

Организации, заинтересованные в участии в госзакупках, должны иметь специалистов, которые разбираются в этом вопросе «на отлично». Онлайн-курсы в Школе электронных торгов обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года. Получить необходимые знания на наших курсах и подтвердить их документом об обучении могут как поставщики, так и заказчики.

1. Контрактная служба по 44-ФЗ — это
2. Положение о контрактной службы по 44-ФЗ
3. Порядок создания контрактной службы по 44-ФЗ
4. Полномочия и обязанности контрактной службы по 44-ФЗ
5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель
6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика
7. Видео-инструкция создание контрактной службы 44-ФЗ

1. Контрактная служба по 44-ФЗ — это

Контрактная служба — это больше функция, чем подразделение, которое осуществляет закупки на нужду государства и муниципалов. Действует такая служба по Положению о контрактной службе, которое основывается на Типовом положении о контрактной службы и было принято Минэкономразвитием в приказе под номером 631 от 29.10.13. Заказчик может создать такую службу в том случае, если годичный закупочный объем в согласии с планом-графиком составляет более, чем 100 млн.р, то регламентируется 1 частью 38 статьи в 44 Федеральном Законе. В случае, если Заказчик не создаст контрактную службу и годичный объем закупок составляет более, чем 100 млн.р, то он должен назначить контрактного управляющего — это регламентировано 2 частью в 38 статье по 44 Федеральному Закону. Заказчика не обязывают создавать спецподразделение, поскольку контрактная служба имеет права существовать и без такового, что регламентируется 1 частью в статье 38 Закона под номером 44. Но в таком случае, Заказчик обязуется утвердить штат на постоянной основе, который будет выполнять функции данной службы, в свою очередь это регламентируется 2 подпунктом в 6 пункте Типового положения.

2. Положение о контрактной службы по 44-ФЗ

Контрактная служба работает и регулируется основным положение, которое было составляется по образцу утвержденного Типового положения.
В этом положении компания должна прописать функции и права данной службы. А также указать порядок в котором будет сформирована служба и как она будет работать, то есть прописываются:

  • Правила выбора поставщиков и подрядчиков;
  • Методы в согласии с которыми будет планироваться и обосновываться закупка;
  • Порядок подписания контракта;
  • Прочие моменты из числе деятельности закупок.

Скачатьположение о контрактной службе по 44-ФЗ

3. Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ

При создании контрактной службы, Заказчик самостоятельно должен определить и утвердить численность и структуру. Тут имеется одно правило, данная служба не может состоять менее, чем из 2 человек.

Способы создания контрактной службы

Чтобы создать контрактную службу, нужно выбрать один из двух способов: 1. Создать отдельное структурное подразделение ( либо на базе уже имеющегося, либо создать ное такое подразделение)
2. Утвердить постоянный состав работников, которые будут исполнять функции контрактной службы, при этом создавать отдельное подразделение не требуется.
При создании контрактной службы требуется подготовить данные документы:

  • Приказ о создании таковой службы (см ниже)
  • Положение о контрактной службы (см выше)

В тех случаях, если годичный объем закупок не превысил 100 млн.р и Заказчик не имеет контрактной службы, то он ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего.
Контрактный управляющий — это лицо, которое занимает соответствующую должность и несет ответственность за выполнение одной или нескольких закупок, а также выполнение договоров — это регламентирует 2 часть в 38 статье.

Этапы создания контрактной службы

Для того, чтобы создать контрактную службу, нужно выполнить следующие подготовительные этапы: Этап 1. Изучение правовых актов по ФКС;
Этап 2. Непосредственное создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего;
Этап 3. Отправить назначенных работников на обучение;
Этап 4. Произвести разработку и утверждение нового положения о комиссиях.

Модели контрактной службы

Итак, обобщим выше-указанные сведения. В рамках 44 Федерального закона предлагается всего 3 модели контрактной службы: 1. Служба со спец структурным подразделением;
2. Служба без спец структурного подразделения;
3. Назначение управляющего.

4. Полномочия и обязанности контрактной службы по 44-ФЗ

Исходя из 4 части в 38 статье, перечень полномочий контрактной службы состоит из:

Кроме вышеуказанных полномочий, в 38 статье также прописываются и обязанности работников, такие как:

Закон предусматривает такую возможность, как централизовать закупки, создав спец-орган, который будет определять Поставщиков и Заказчиков — что регламентируется 1 частью в 26 статье 44-ФЗ. Но все остальные действия, которые осуществляются в процессе закупки, должны быть выполнены Заказчиком и его контрактной службой. Но служба все же несет ответственность только в рамках ее полномочий — что регламентирует 5 часть в 38 статье 44-ФЗ.

5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель.

Мы уже говорили ранее о том, что Заказчик самостоятельно утверждает структуру и численность работников контрактной службы, не забывая о том, что их должно быть не менее, чем 2. Не важно какую из форм выберет Заказчик, он обязуется назначить руководителя. Если это контрактная служба создана в форме отдельного структурного подразделения, то ее должен возглавить руководитель данного подразделения. В случае, если контрактная служба создана не на базе какого-либо подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель Заказчика, либо его заместитель.

Обратите внимание, при включении отдельно взятых работников в состав службы в связи с изменением или же расширением их функций, вследствие чего изменения и трудового договора, то это может происходить только при получении согласия от этих работников, при этом изменения следует внести и в их должностные инструкции.

Правила для контрактной службы устанавливаются Минэкономразвития и регламентируются в 3 части 38 статье 44 Федерального закона. Этот документ содержит в себе дополнения к основному постановлению в следующей информации:

  • Общее положение: цель и условие создания, законодательная база, принцип действия, структура, численность и обязанность;
  • Полномочия при выполнении должностных обязанностей и функций;
  • Ответственность которую несут работники.

6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика

Когда Заказчик создает контрактную службу, он нацеливается на эффективное проведение закупок для государства или муниципальных компаний. Чтобы создать такую службу, нужно создать отдельное подразделение, которое будет функционировать внутри компании или оформить официальный состав работников, которые и будут выполнять права и обязанности службы вне структурного подразделения.
Образец приказа о создании контрактной служб:
Скачатьобразец приказа о создании контрактной службы

7. Видео-инструкция создание контрактной службы 44-ФЗ

Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте). Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения. Этот документ определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок. Подробнее о том, чем занимается контрактная служба — мы писали в статье «Создание контрактной службы по 44-ФЗ».

Положение о контрактной службе разрабатывает заказчик на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года (далее — Типовое положение).

В п. 9 Типового положения указано, что в контрактной службе всегда должен быть руководитель. Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность «руководитель контрактной службы». Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Может ли главный бухгалтер быть руководителем контрактной службы, без образования отдельного подразделения?

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика. Таким образом, если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).

Утвердить документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, необходимо к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их. Документ может быть оформлен в произвольной, письменной форме на бумажном носителе, где должно быть указано:

  1. наименование должности;
  2. информация о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
  3. непосредственный руководитель (порядок подчинения);
  4. требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
  5. требования к знанию законодательства;
  6. конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
  7. права и обязанности;
  8. ответственность.

Составляет такой документ сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо, а утверждает его руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска. Такой вывод следует из ст. 38, 112 Закона № 44-ФЗ и Типового положения. У руководителя контрактной службы может быть заместитель, который в случае временного отсутствия руководителя контрактной службы или по его поручению исполняют его функции.

Что входит в основные обязанности

Руководитель контрактной службы:

  • распределяет функциональные обязанности между работниками контрактной службы (п. 10 и п. 17 Типового положения).
  • представляет на рассмотрение главному лицу заказчика предложения о структуре и численности КС, о назначении и освобождении от должности.
  • формирует план работы КС и представляет его на рассмотрение заказчику. Ему же он должен давать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты, а при необходимости информацию о закупке на любой стадии.
  • организует в случае необходимости консультаций с поставщиками и участвует в таких мероприятиях. Это делается, чтобы определить состояние конкурентной среды на соответствующих рынках.
  • организует обязательное общественное обсуждение закупки и при необходимости готовит по его результатам изменения для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечение отмены закупки.
  • участвует в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе к их предельным ценам) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика, а также организация их размещения в ЕИС.
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в частности обжаловании результатов определения поставщика.
  • разрабатывает проекты контрактов заказчика.
  • курирует все вопросы, связанные с банковской гарантией, а также организацию возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявки или контракта.

Заказчик вправе возложить на руководителя контактной службы не только обязанности по организации и координации работы по планированию и проведению закупок, но и реализацию функций и полномочий службы. То есть за результат любого действия сотрудников контрактной службы отвечать будет руководитель.

Для эффективного решения задач стоит разработать детальный регламент. Он регулирует отношения при проведении закупок, определяет порядок действий работников контрактной службы и порядок взаимодействия службы с другими подразделениями заказчика.

Какой квалификацией должен обладать руководитель контрактной службы

Как следует из письма Минэкономразвития от 17.04.2017 № Д28и-1636, с 01.07.2016 установлены требования к квалификации работника и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями. Требования профессиональных стандартов следует учитывать при составлении должностных регламентов работников контрактной службы, в том числе ее руководителя.

Руководитель контрактной службы должен обладать определенной квалификацией. В профессиональном стандарте он указан только в обобщенной трудовой функции «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Эта трудовая функция предусматривает 8-й, высший, уровень квалификации (всего 4 уровня — от 5-го до 8-го).

Для ее исполнения необходимо соответствие требованиям к образованию и обучению:

  • высшее образование — специалист или магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Например, это могут быть Онлайн-курсы в Школе электронных торгов, которые обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы — не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе не менее 3 лет на руководящих должностях.

Ответственность руководителя контрактной службы

Руководитель контрактной службы — такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения). При нарушении законодательства он несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Необходимо повысить квалификацию? Онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Андреева Любовь Васильевна, профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Организация деятельности и функции контрактной службы

Закон о контрактной системе предусматривает создание контрактной службы заказчиком, если годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей (ч. 1 ст. 38). Если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо – контрактного управляющего, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38). Данная формулировка закона позволяет утверждать, что в отсутствие контрактной службы контрактный управляющий не рассматривается в качестве лица, постоянно осуществляющего функции по закупкам.

Согласно ч. 3 ст. 38 закона о контрактной системе, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, которым является Минэкономразвития России.

Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013г. №63.

Впервые предусмотренное в законодательстве о государственных и муниципальных закупках требование о создании контрактной службы влечет за собой необходимость решения ряда организационных и правовых вопросов.

Так, в соответствии с типовым положением (регламентом), контрактная служба создается государственным и муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, осуществляющим закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, в соответствии с требованиями закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 15 (далее – заказчик). Речь идет о следующих исключениях:

1) закупки, осуществляемые за счет передаваемых гражданами, юридическими лицами, в том числе иностранными, международными организациями грантов, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в случае привлечения бюджетным учреждением на основании договора в ходе исполнения контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) осуществление закупок за счет средств, полученных в результате иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В указанных случаях бюджетное учреждение вправе самостоятельно решить, распространяется ли на такие закупки действие закона о контрактной системе или федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вместе с тем условием выбора бюджетным учреждением действия закона №223-ФЗ является обязанность бюджетного учреждения разработать положение о закупках в соответствии с правилами, установленными законом №223-ФЗ, и разместить данный документ до начала года в единой информационной системе. Принятое решение не может быть изменено в текущем году.

Заказчик вправе создать контрактную службу и в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн рублей.

Таким образом, если годовой объем закупок не превышает 100 млн рублей, создание контрактной службы возможно в соответствии с одним из следующих вариантов: путем создания структурного подразделения либо без создания отдельного структурного подразделения путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы.

В соответствии с типовым положением (регламентом) о контрактной службе, заказчик утверждает положение (регламент) о контрактной службе, в котором определяет структуру и численность контрактной службы, которая не может составлять менее двух человек.

Положением (регламентом) о контрактной службе заказчика может быть установлено, что работники контрактной службы заказчика не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок заказчика.

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные положением (регламентом) о контрактной службе функциональные обязанности между работниками.

Создание контрактной службы, работники которой, в соответствии с требованием закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 38), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, обусловлено тем, что государственные и муниципальные заказчики, которыми выступают государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные казенные учреждения, помимо основной деятельности стали осуществлять новую – закупочную, которую по ее правовой природе можно рассматривать как хозяйственно-управленческую. Данный вид деятельности не направлен на систематическое извлечение прибыли, как предпринимательская деятельность. Целью закупочной деятельности является обеспечение федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (ст. 13 закона о контрактной системе).

В своей деятельности работники контрактной службы руководствуются Конституцией Российской Федерацией, а также гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами о контрактной системе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика.

Основные положения о функциях и полномочиях контрактной службы содержатся в законе о контрактной системе и детализируются в типовом положении (регламенте) о контрактной службе. Контрактная служба, контрактный управляющий планирует закупки, осуществляет выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и управление контрактами на всем протяжении их действия, начиная с заключения и заканчивая исполнением.

Вне зависимости от варианта создания контрактной службы ее руководитель определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные положением (регламентом) о контрактной службе функциональные обязанности между работниками. В соответствии с ч. 2 ст. 12 закона о контрактной системе, должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством и иными нормативными правовыми о контрактной системе. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном федеральным законом, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) должностных лиц контрактной службы, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (п.18 типового положения (регламента) о контрактной службе).

В типовом положении (регламенте) установлены принципы создания и функционирования контрактной службы, которые в основном совпадают с принципами контрактной системы, установленными ст.7 закона о контрактной системе.

В соответствии с п.7 типового положения (регламента), такими принципами являются:

1) привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок;

2) свободный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах;

3) заключение контрактов на условиях, позволяющих наиболее эффективно достичь заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) достижение заказчиком заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Функции и полномочия контрактной службы подробно определены в типовом положении (регламенте) и распределены по стадиям закупок: полномочия на стадии планирования (подп. 1 п. 13, вступает в силу с 1 января 2015 года); полномочия определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей — подп. 2 п. 13); полномочия при исполнении, изменении и расторжении контракта (подп. 3 п.13) и иные, как сказано в п.14 типового положения (регламента), полномочия.

При планировании закупок контрактная служба разрабатывает план закупок, осуществляет подготовку изменений в него, размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; обеспечивает подготовку обоснования закупки при формировании плана закупок;

разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; организует утверждение плана закупок, плана-графика; определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок и др.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) наиболее важными функциями и полномочиями контрактной службы являются выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); осуществление подготовки извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов; подготовка описания объекта закупки в документации о закупке; проверка соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; привлечение экспертов, экспертных организаций; обеспечение согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленном порядке; обеспечение заключения контрактов; организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, и др.

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба обеспечивает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; организует проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, привлекает экспертов, экспертные организации; в случае необходимости обеспечивает создание приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта; подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги; размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и др.

К иным полномочиям контрактной службы, согласно п. 14 типового положения (регламента), относятся:

— организация в случае необходимости консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги, по результатам которого в случае необходимости готовятсяизменения для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечение отмены закупки;

— участие в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика и размещение их в единой информационной системе;

— участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в том числе обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и подготовка материалов для осуществления претензионной работы;

— разработка проектов контрактов, в том числе типовых контрактов заказчика, типовых условий контрактов заказчика;

— проверка банковских гарантий, поступивших в качестве обеспечения исполнения контрактов, на соответствие требованиям закона;

— информирование в случае отказа заказчика в принятии банковской гарантии об этом лица, предоставившего банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа;

— организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии в случаях, предусмотренных законом;

— организация возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.

В целом можно сказать, что контрактная служба выполняет почти все возложенные на заказчика обязанности и при этом наделена правами заказчика при осуществлении закупочной деятельности. Так, на контрактную службу, согласно типовому положению (регламенту), не возложена обязанность заказчика следить за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (ст. 101 закона о контрактной системе).

Вместе с тем необходимо отметить, что, в соответствии со ст. 40 закона о контрактной системе, заказчик вправе привлечь для выполнения отдельных функций специализированную организацию, но только по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона. В ст. 40 определяется примерный перечень передаваемых заказчиком функций специализированной организации: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, в том числе для разработки размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако наиболее важные вопросы — создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Кроме того, необходимо отметить, что в законе о контрактной системе предусмотрены различные варианты централизации закупок, т.е. передача части или всех функций и полномочий контрактной службы уполномоченному органу (органам), уполномоченному учреждению или учреждениям (ст. 26). В таких случаях контрактная служба осуществляет только функции и полномочия, не переданные соответствующему уполномоченному органу, уполномоченному учреждению. При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Наделив контрактную службу полномочиями по планированию и осуществлению закупок, типовое положение вместе с тем возложило на работников контрактной службы обязанности, в том числе:

— не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме установленных случаев;

— привлекать в случаях, в порядке и с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, к своей работе экспертов, экспертные организации.

Четкое определение функций и полномочий контрактной службы, установление требований к квалификации ее работников, будем надеяться, позволит обеспечить реализацию установленных типовым положением (регламентом) о контрактной службе принципов создания и функционирования контрактной службы.

Российская газета от 4 декабря 2013г. №2013 №273 (6249). С.20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *