Учет автомобильных шин в бухгалтерском учете

Особенности учета шин

Учитывают автошины в зависимости от условий их приобретения:

  • вместе с автомобилем (и тогда их стоимость включена в цену ОС);

  • или отдельно от него (в этом случае они выступают самостоятельными объектами учета ТМЦ).

Автошины – самые изнашивающиеся комплектующие ТС. Их замена необходима при износе, повреждении и смене сезона. В процессе работы автомобиля компания меняет покрышки, а при необходимости осуществляет полную замену изношенных шин. Нормы эксплуатационного пробега для шин устанавливает завод-изготовитель (письмо Минтранса РФ от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш).

Опираясь на параметры (марка, модель, размер), выстраивают раздельный учет шин в бухгалтерском учете: новых, сезонных, восстановленных.

Для обобщения сведений по ним применяют счет 10 субсчет «Запчасти», где генерируется складская информация о наличии и движении резервных и эксплуатируемых шин. Переданные под отчет ответственному лицу (обычно механику гаража) шины, учитываются также на сч. 10, но отдельно от складского наличия, а как актив, за который отвечает ответственный сотрудник.

Учет зимних шин в бухгалтерском учете

Смену сезонных шин рассматривают как мероприятие для поддержания нормальных рабочих характеристик ТС. Снятые с авто сезонные шины приходуют на склад. Они не являются ни бездействующими активами, поскольку периодически эксплуатируются, ни возвратными отходами, так как потребительских качеств не утратили.

Зимние шины приходуют на сч. 10, а учитывая, что в процессе работы они возвращаются на склад частично изношенными, то компания вправе восстановить не полную цену, а уменьшенную на долю износа. Обычно степень износа определяют в пропорции к имеющемуся пробегу, значения которого зафиксированы в учетной карточке. Стоимость возвращаемой сезонной шины (Свш) устанавливается по формуле:

Свш = (Нпр — Фпр) / Нпр х Сш,

где Нпр – норма пробега шины;

Фпр – фактический пробег;

Сш – стоимость шины.

Пример списания шин в бухгалтерском учете

Компания ООО «Лео» в ноябре 2018 приобрела комплект зимних автошин стоимостью 56 640 руб. (в т.ч. НДС 8640 руб.) и передала их в эксплуатацию на замену летних. Их норма рабочего пробега – 60 000 км.

С ноября по март пробег составил 15 000 км. При снятии зимних шин компания может учесть в расходах долю их стоимости, для чего необходимо рассчитать стоимость резины, по которой она приходуется на летний период:

Свш = (60 000 – 15 000) / 60 000 х 48 000 = 36 000 руб.

Комплект летних шин приходовался без стоимости на забалансовый счет, поскольку их стоимость входит в цену автомобиля.

В бухчете проводки будут такими:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Приобретены шины

56 640

Оприходованы на склад

10/Запчасти склад

48 000

НДС

НДС к вычету

Передача в эксплуатацию

10/З/ч в обороте

10/Запчасти склад

48 000

Списание части стоимости на затраты (48000 – 36000)

10/З/ч в обороте

12 000

Приходование зимних шин на лето

10/Запчасти склад

10/З/ч в обороте

36 000

Евгений Петров, аудитор

Транспортные средства имеются у многих организаций. И шины — их необходимая принадлежность. Учитываются шины по-разному, в зависимости от того, каким образом поступили они в организацию.

Кроме того, способ учета связан и с предназначением резины. Всесезонные шины эксплуатируются постоянно, до полного их износа или порчи. Зимняя и летняя резина устанавливается на транспортное средство исключительно на соответствующий временной отрезок календарного года.

Учет всесезонной резины

Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Напрашивается также обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Таким образом, для учета стоимости шин к счету 10-5 могут открываться субсчета второго порядка:

  • «Автомобильная резина в запасе»;
  • «Автомобильная резина в обороте»;
  • «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению».

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Ею же при приобретении шин за плату признается сумма фактических затрат организации, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). В бухгалтерском учете операция приобретения автомобильных шин отражается следующим образом:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 60

— оприходованы новые автомобильные шины;

Дебет 19 Кредит 60

— выделен НДС, со стоимости автомобильных шин;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— принят к вычету НДС, выставленный поставщиком автомобильных шин;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены денежные средства за шины.

При передаче шин в эксплуатацию происходит внутренняя переброска по субсчет 10-5:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— переданы шины в эксплуатацию.

Отметим, что в организациях, имеющих большое количество транспортных средств на субсчете «Автомобильная резина в обороте» помимо резины, непосредственно находящейся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас и находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, а также в отведенных местах их хранения.

На каждую покрышку организация заводит Карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма приведена в приложении 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.04 № АК-9-р).

Порядок её заполнения приведен в разделе 10 этих правил. Карточка заводится на каждую шину, в том числе и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля. В неё заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вносится ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка – в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию.

При направлении шины на восстановление, углубление протектора или утиль карточка учета подписывается членами комиссии. В этом случае она является актом списания шины. Подтвердит она и необходимость ввода в эксплуатацию новой резины.

Упомянутые правила не позволяют снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль или восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны для эксплуатации (п. 88 правил). Перечень же производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могут быть преждевременно сняты с эксплуатации, приводится в приложении 9 к правилам.

Срок эксплуатации автомобильных шин устанавливается руководителем организации. Для его определения можно воспользоваться данными, приведенными в руководящем документе «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)» (утв. Минтрансом России 04.04.02). Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1-3). Норма эксплуатационного пробега шин (Hi) определяется:

Hi = H х К1 х К2, где H — значение среднестатистического пробега шин для данного транспортного средства; К1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства; К2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (значения поправочных коэффициентов приводятся в таблицах 4 и 5).

При этом определено, что норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шин.

(При утверждении этого руководящего документа был установлен срок его действия — до 1 января 2004 года. Однако до настоящего времени этот документ пока не отменен).

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть следующим:

  • для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины;
  • для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю.

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.

Затраты по поддержанию в исправном состоянии объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходов организации»; утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). Расходы на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат (п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств; утв. 13.10.03 № 91н). В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производится следующие записи:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— переданы новые шины для замены изношенных;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— стоимость новых шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Пример 1 Организация в апреле 2006 года приобрела комплект шин для автомобиля. В этом же месяце шины были переданы в эксплуатацию взамен изношенных. За четыре покрышки было уплачено 13 452 руб., в том числе НДС — 2052 руб.

В бухучете приобретение шин и их установка отражается следующим образом:

Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 60

— 11 400 руб. — оприходованы шины на склад;

Дебет 19 Кредит 60

— 2052 руб. — выделен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

— 13 452 руб. – перечислены денежные средства за шины;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 2052 руб. — принят к вычету НДС по шинам;

Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации» Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— 11 400 руб. — переданы шины в эксплуатацию;

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»

— 11 400 руб. — учтена в расходах по обычным видам деятельности стоимость шин.

Конец примера

Учет сезонной резины

Несколько иначе учитывается передача сезонных шин. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 29.12.01 № 119н) предписывают при отпуске МПЗ со складов на рабочие места списать их стоимость со счетов учета материальных ценностей на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 методических указаний по учету МПЗ). При этом никаких ограничений, в том числе и при передаче автомобильных шин разработчики методических указаний не установили. То есть в бухгалтерском учете следовало бы осуществить две вышеприведенные проводки.

Однако, при обратной смене шин и передаче их на склад те же методические указания требуют отнести их стоимость на уменьшение соответствующих затрат (п. 112 Методических указаний). С учетом этого бухгалтерии необходимо будет совершить следующие проводки:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— уменьшены на стоимость сезонных шин расходы по обычным видам деятельности.

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— переданы на склад снятые сезонные шины.

Поэтому вполне понятной становится методика учета шин, прописанная в Инструкции к Плану счетов, рекомендующая осуществлять прямые и обратные «внутренные» проводки по счету 10 при установке и снятии сезонных шин. Так при установке зимних шин осуществляется запись:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— отражена стоимость переданных в эксплуатацию зимних шин.

По окончании же сезона происходит смена шин. Данная операция в бухгалтерском учете будет сопровождаться двумя записями — обратной по зимним шинам и прямой – по летним:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— отражена стоимость зимних шин, снятых в связи с окончанием сезона;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— отражена стоимость летней резины, используемой при эксплуатации автомобиля.

После износа сезонных шин или прихода их в негодность по иным причинам осуществляется проводка по переносу стоимости шин на счета учета затрат на производства (расходов на продажу):

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»

— стоимость сезонных шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Возможен также и вариант учета части стоимости сезонной резины по окончанию соответствующего сезона эксплуатации. Данная часть определяется исходя из фактической себестоимости и количества сезонов использования шин, устанавливаемого руководителем организации.

Выбранный вариант учета перенесения стоимости автомобильных шин в расходы желательно отразить в учетной политике организации.

Пример 2 Несколько изменим условия примера 1. В ноябре 2005 года организация приобрела зимние шины. В этом же месяце они были установлены на автомобиль. В конце марта зимние резина была заменена на летнюю. Стоимость последней на момент установки — 6612 руб.

Согласно учетной политике стоимость летних и зимних шин списывается частями после периода, в котором они эксплуатировались. При передаче шин в эксплуатацию для них установлена норма эксплуатационного пробега 35 000 км. С ноября по март автомобиль проехал 12 670 км.

При снятии зимних шин в марте организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины – 4126, 80 руб. (11 400 руб. : 35 000 км х 12 670 км).

В бухгалтерском учете операции по установке зимней резины и замене её на летнюю сопровождается следующими записями:

в ноябре

Дебет 10 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации» Кредит 10 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— 11 400 руб. — переданы зимние шины в эксплуатацию;

в марте

Дебет 26 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»

— 4126,80 руб. – часть стоимости зимних шин учтена в расходах по обычным видам деятельности;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте»

— 7273,20 руб. (11 400 – 4126,80) — отражена стоимость зимних шин, снятых в связи с окончанием сезона;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— 6612 руб. — отражена стоимость летней резины, используемой при эксплуатации автомобиля.

Конец примера

Учет изношенной резины

Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы автомобильной шины, которая подписывается комиссии.

Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтранса России от 24.06.03 № 153) предписывает включать затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (п. 43 инструкции № 153). Причем такой порядок учета рекомендуется указать в учетной политике организации.

Под нормами, утвержденными Минтрансом России, следует, скорее всего, понимать норму эксплуатационного пробега шин (см. выше). После достижения пробега автомобильных шин этой величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается. Поэтому разработчики упомянутой инструкции предлагают сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин относить к внереализационным расходам (п. 97 инструкции № 153).

Однако данное предложение несколько противоречит положениям ПБУ 10/99, требующим отражать в учете затраты в той сумме, в которой они произведены, то есть в полной сумме независимо от каких-либо установленных лимитов.

Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению». При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Данные шины учитываются обособленно. На этот же субсчет относится и стоимость договора по их восстановлению. Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление. Упомянутые хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» Кредит 91-1

— отражена стоимость шин, подлежащих восстановлению;

Дебет 10-7 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению»

— резина передана для восстановления;

Дебет 10-7 Кредит 60

— отражена стоимость договора по восстановлению шин;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе» Дебет 10-7

— восстановленные шины приняты на склад.

Снятые с транспортных средств автомобильные шины, признанные непригодными к восстановлению, приходуются по стоимости утильсырья.

Пример 3 В апреле 2006 года комиссия установила полную непригодность комплекта шин, установленных на автомобиле. Стоимость новых устанавливаемых шин – 10 400 руб., стоимость же снимаемых – 3460 руб. Изношенные шины списаны в утиль по стоимости 400 руб.

В бухгалтерском учете операция по смене изношенных шин отражается следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в эксплуатации»

— 3460 руб. – учтена в расходах по обычным видам деятельности стоимость изношенных шин;

Дебет 10 субсчет 6 «Прочие материалы» Кредит 91-1

— 400 руб. — приняты к учету непригодные к восстановлению шины;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 субсчет «Автомобильная резина в запасе»

— 10 400 руб. — отражена стоимость шин, установленных на автомобиль.

Нередко случается, что автомобиль после аварии не подлежит восстановлению. Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости в качестве операционных доходов (п. 79 методических указаний по учету основных средств). Среди таковых могут оказаться и шины. Пример 4
В марте 2006 года утвержден акт на списание автомобиля. Его первоначальная стоимость составляла 275 600 руб., сумма начисленной амортизации — 194 547 руб.

Запасные части, полученные при разборке автомобиля, оприходованы организацией. Среди них оказались и шины в количестве пяти штук. Они были оценены в 4250 руб. В апреле четыре из них установлены на другие автомобили.

В бухгалтерском учете в марте при выбытии автомобиля производятся следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— 275 600 руб. — списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 194 547 руб. — списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 70 053 руб. (275 600 — 194 547) — списана остаточная стоимость транспортного средства;

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина на складе» Кредит 91-1

— 4250 руб. — оприходованы шины, снятые со списываемого автомобиля.

В апреле при установке шин на другие автомобили осуществляется проводка:

Дебет 10-5 субсчет «Автомобильная резина в обороте» Кредит 10-5 «Автомобильная резина на складе»

— 3400 руб. (4250 руб. : 4 х 5) — отражена установка шин на другие автомобили.

Конец примера

Налоговый учет

В налоговом учете затраты на содержание служебного транспорта включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таковым можно отнести и затраты по приобретению автомобильных шин. Причем такие затраты учитываются в прочих расходах даже тогда, когда стоимость шины превышает 10 000 руб. Включение шины в этом случае в амортизируемое имущество не корректно, так как она не подпадает под определение основных средств, приведенное в пункте 1 статьи 257 НК РФ.

Прочие расходы относятся косвенным. Косвенные же расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме включаются в расходы текущего (налогового) периода (п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, в налоговом учете стоимость шин учитывается в расходах, уменьшающих полученные доходы, в момент ввода их в эксплуатацию. В бухгалтерском же учете такое происходит не всегда, пример — установка сезонных шин (см. выше).

Наличие разницы в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах, обязывает организацию обратиться к нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н). Возникающая разница в расходах в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, так как она приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетном или в последующих отчетных периодах. «Производной» же налогооблагаемой временной разницы является отложенное налоговое обязательство (п. 11 и 14 ПБУ 18/02).

Поэтому в примере 2 организация должна осуществить дополнительные проводки:

в ноябре

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

— 2736 руб. (11 400 руб. х 24%) – начислена сумма отложенного налогового актива;

в марте

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 990,43 руб. (4126,80 руб. х 24%) – уменьшена сумма начисленного отложенного налогового актива.

Некоторые организации, не имея своих транспортных средств, арендуют автомобили у физических лиц. Если договором аренды предусмотрено, что расходы по содержанию транспортного средства несет арендатор, то затраты на приобретение шин для автомобиля вполне уместно включить в прочие расходы, уменьшающие полученные доходы, при исчислении налога на прибыль.

Учет же в прочих расходах затрат на приобретение шин на автомобили работников, которым выплачивается компенсация за использование личного транспорта при служебных поездках, вызовет негативную реакцию налоговых органов. Чиновники неоднократно напоминают, что условия и порядок выплаты компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях установлены письмом Минфина России от 21.07.92 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок». И этим письмом определено, что в размерах компенсации уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат: износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт. Поэтому дополнительные затраты по эксплуатации автомобиля не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина России от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).

В постановлении Правительства РФ от 08.02.02 № 92, которым установлены норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, не раскрываются составляющие компенсации. ТК РФ же предусматривается при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного транспорта выплаты работнику компенсации за износ средства. Дополнительно к этому работодатель должен возместить и расходы, связанные с использованием автомобиля. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 НК РФ). Следование нормам ТК РФ, скорее всего, приведет организацию в арбитражный суд.

Обратим внимание на особенность учета в налогообложении имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. С начала текущего года при использовании таких материально-производственных запасов в расходах учитывается сумма налога, исчисленная с их рыночной стоимости, учтенной во внереализационных доходах при демонтаже или разборке (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Поэтому в примере 4 при установке снятой резины со списанной автомашины в расходах в налоговом учете будет учтено 816 руб. (3400 руб. х 24%). И это приводит к обязанности начислить отложенный налоговый актив:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

— 195,84 руб. (816 руб. х 24%) – начислена сумма отложенного налогового актива.

В момент же списания в бухгалтерском учете стоимости шин к обратной проводке, погашающей сумму отложенного налогового актива, добавляется ещё одна – по начислению постоянного налогового обязательства из-за возникающей постоянной разницы в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах – 2584 руб. (3400 – 816):

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 195,84 руб. – погашена сумма начисленного отложенного налогового актива;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 620,16 руб. (2584 руб. х 24%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

– Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

– нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы);

– Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее – Методическое руководство РД 37.009.015-98);

– Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее – Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее – Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

Пример 1

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин – летний и зимний (195/70R14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

Hi = H x K1 х К2, где:

H – среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике);

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

– наличие повреждений и дефектов;

– срок эксплуатации;

– высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

– если поврежден борт при монтаже – до 10%;

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей – 1,6 мм, для грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

Иш = (Вн — Вф) х 100 %.
(Вн — Вдоп)

Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм – для легковых автомобилей, 20 мм – для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины.

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Пример 2

Срок эксплуатации шины 195/70R14 автомобиля Toyota составляет 2 года. Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 — 4,3) / (8,6 — 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение – механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

Иакб = Дф х 100%
Дст

Срок службы аккумуляторной батареи (средний ресурс) получен при помощи математической обработки статистических данных и определен независимо от типа:

– в три года – при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;

– в четыре года – при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты ее изготовления.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа, марки аккумуляторной батареи.

Отражение операции по списанию в бухгалтерском учете

Согласно нормамп. 349 Инструкции № 157н назабалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. По нашему мнению, списание шин и аккумуляторов с забалансового учета должно осуществляться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), поскольку этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 173н).

В бухгалтерском учете установка запасный частей на автомобиль взамен изношенных и списание последних отражается следующим образом:

Дебет

Кредит

Документ-основание

Пункт

Инструкции № 157н

Отражены в учете шины, аккумулятор, установленные на автомобиль взамен изношенных

09

Требование-накладная (ф. 0315006), Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

349

Списаны использованные шины, аккумулятор

09

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), акт сдачи-приемки выполненных работ

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (AA170), относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации (Номенклатура отходов (в соответствии с резолюцией ОЭСР) «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV классов опасности. Основные требования» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Этим законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В силу п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I – IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 № А32-10488/2010-58/157-58).

Статьей 8.2 КОАПРФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, во избежание различных неприятных ситуаций рекомендуем сразу же передавать аккумуляторные батареи на утилизацию в специализированную организацию.

_____________________________

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств – тягачей.

Например, как это сделано в Приказе ФСИН РФ от 18.04.2005 № 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования».

В настоящее время эксплуатируются три типа аккумуляторной батареи:

1. Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (старая конструкция).

2. Моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками.

3. Моноблок (пластмассовый корпус) с общей крышкой – необслуживаемая АКБ.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены ли они вместе с транспортным средством или отдельно от него.

ВИКТОРИЯ ЖМУЛИНА, старший аудитор ООО » ВИТ-аудит»

Шина — один из основных элементов ходовой части транспортного средства. Шины, за исключением приобретенных вместе с основным средством, учитываются в составе материально-производственных запасов. Особенности данных материальных ценностей напрямую влияют на порядок их учета и документального оформления. Шины постоянно подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Кроме этого, изношенные шины могут быть как восстановлены, так и утилизированы, что имеет разные учетные последствия. Шины также обладают определенными сезонными свойствами, диктующими периодичность их использования в процессе эксплуатации автомобиля.

Приобретение шин отдельно от автомобиля

В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 №91н, единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Так как использование шины, приобретенной вместе с автомобилем, отдельно от него невозможно, то в первоначальную стоимость автомобиля включается, в том числе, стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой.

То есть шины, в том числе запасные, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе основного средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда стоимость автомобиля полностью сформирована, бухгалтером оформляется запись

Дт01 «Основные средства» — Кт08 «Вложения во внеоборотные активы».

Приобретение шин отдельно от автомобиля

Предприятия автомобильного транспорта располагают отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.03 №153. Согласно данной инструкции стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и стоимость автомобильных шин включаются в состав материальных расходов (п. 42). По этой же статье учитываются расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, но лишь в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что закрепляется в учетной политике организации (п. 43). Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно п. 42 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н, материалы являются видом запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля, необходимо учитывать в составе материалов. При этом цена шин не оказывает влияние на порядок их учета.

Документальное оформление

Для учета шин применяются межотраслевые формы первичной документации по учету МПЗ, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а. К таким формам относятся: приходный ордер (форма №М-4), лимитно-заборная карта (форма №М-8). Организация для учета работы шин может помимо унифицированных форм первичных документов самостоятельно разработать и применять в хозяйственной деятельности свою документацию, отвечающую требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (п. 100 Методических указаний по учету МПЗ). При этом формы документов, разработанные организацией самостоятельно, необходимо закрепить в учетной политике. Однако организации могут воспользоваться и существующим опытом. Например, Приказом Минсельхоза России от 16.05.03 №750 утверждены специализированные формы первичной учетной документации для предприятий АПК, в том числе карточка учета работы шин (форма №424-АПК), которая ведется с момента поступления шин и до момента их списания (утилизации). Также можно воспользоваться карточкой учета работы автомобильной шины, являющейся приложением к Приказу Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.08 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта». В приложении № 12 к ранее действовавшим Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденным Распоряжением Миктранса России от 21.01.04 №АК-9-р, также приведена форма карточки учета работы шины.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле, в том числе дефекты, характер и размер повреждений. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке. Ежемесячно в каждую карточку вносится фактический пробег.

При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить лицу, ответственному за учет работы шин, дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные также фиксируются в карточках.

Если шина снимается с эксплуатации, в карточке учета указываются дата демонтажа, полный пробег, причина снятия, определяемая комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), место, где будет производиться ремонт, восстановление или утилизация шины. При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета работы шины подписывается членами комиссии, которые производят осмотр шины. В данном случае карточка учета является актом списания шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

При утилизации шин (полный износ, неисправное повреждение) помимо стандартного оформления карточки учета работы шин составляется акт на их списание (утилизацию). Данный документ оформляется комиссией, назначенной руководителем предприятия. В акте на списание (утилизацию) указывается причина списания шины: недопустимая остаточная высота рисунка протектора; разрушение, не подлежащее ремонту (разрыв, продольный прорез и т. д.).

Списание стоимости шин в расходы организации

Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств:

• в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения;

• в момент установки на автомобиль;

• равномерно по мере использования.

В зависимости от выбранного способа отражения стоимости шин в составе затрат организации меняется и отражение в учете утилизации шин. Остановимся на каждом способе учета подробнее.

1. Списание стоимости шин в затраты в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов: на субсчете 10-5 учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсчета второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте». Тогда при приемке шин со склада в эксплуатацию оформляется бухгалтерская запись: Дт10-5-1 — Кт10-5-2, а при списании шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Дт20, 23, 25, 26 — Кт10-5-2.

Однако при использовании такого варианта нарушается методология бухгалтерского учета, и вот почему. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 №106н) учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). При списании шин вследствие их непригодности к эксплуатации данное требование не соблюдается.

Кроме этого, такой способ учета искажает себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной.

Таким образом, данный вариант учета шин не рекомендуется к применению. Для бухгалтеров, все-таки применяющих такой порядок списания стоимости шин, рассмотрим его отражение на примере.

2. Списание стоимости шин в затраты в момент их установки на автомобиль.

Согласно п. 93 Методических указаний по учету МПЗ по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (20, 23).

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расхода может быть определена;

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Кроме этого замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, на основании п. 27 ПБУ 6/01 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен.

На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.

Однако независимо от того, числятся автомобильные шины на балансовом учете или уже нет, бухгалтеру придется отслеживать их движение. Ведь в процессе эксплуатации шины может возникнуть необходимость ее ремонта, а после того, как ресурс шины выработан, руководству предприятия приходится решать вопрос о необходимости восстановления отработанной резины либо ее утилизации. И в том, и в другом случае шины передаются третьим лицам, специализирующихся на восстановлении (утилизации) шин. для этого организации необходимо наличие точных сведений об их количественной и стоимостной оценке. Также необходимо помнить, что при утилизации шин образуются отходы производства, и организации следует применять методики их учета, закрепленные в бухгалтерском и налоговом учете. При этом количество образовавшихся на предприятии отходов непосредственно влияет на размер экологических платежей.

Для того чтобы контролировать сохранность используемых шин, списанных с баланса, советуем организовать их забалансовый учет на дополнительно введенном счете, например на счете 012 «Шины, переданные в эксплуатацию». Данный забалансовый счет следует включить в рабочий план счетов организации.

3. Списание стоимости шин равномерно по мере их использования.

При выборе данного способа отражения стоимости шин в составе расходов организации соблюдается принцип соответствия доходов и расходов, закрепленный в п. 19 ПБУ 10/99, существует экономическая обоснованность при применении данного варианта учета (шины списываются в периоде их фактического использования).

Вариант равномерного списания шин также допускается нормативными актами по бухгалтерскому учету. В частности, в силу п. 94 Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.

Кроме этого, для бухгалтеров крупных транспортных компаний списание стоимости шин на затраты в момент их ввода в эксплуатацию может существенно повлиять на показатель прибыли.

Таким образом, применение данного варианта учета стоимости шин и их списания является наиболее оптимальным (см. пример 2).

Списанные шины, использование которых возможно в хозяйственных целях или которые подлежат сдаче в виде отходов (подлежат утилизации), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на

внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Указаний по учету материально-производственных запасов). Остающиеся от списания шин отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации. Согласно Плану счетов наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитываются на счете 10, субсчет 6 «Прочие материалы», как отходы.

В целях исчисления налога на прибыль под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Автомобильные шины, не подлежащие дальнейшему использованию, при налогообложении прибыли также являются возвратными отходами, и их оценка при реализации на сторону производится по цене реализации (подп. 2 п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин признаются прочими доходами, для учета которых Планом счетов предназначен счет 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Реализация возвратных отходов согласно 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогом на добавленную стоимость. Налоговая база по НДС определяется как стоимость таких отходов, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154).

В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации возвратных отходов учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 Налогового кодекса РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Ответ от 30.08.2017

Основанием для выбытия материальных ценностей из учреждения служит решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Такое решение оформляется актом.

Порядок списания автомобильных шин по причине износа завит от способа их учета. Возможны два варианта учета шин:

  • в составе транспортного средства, если они были приобретены вместе с автомобилем. В таком случае автомобильные шины обособленно не учитываются;
  • в составе материальных запасов на счете 105 36 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», если они были приобретены взамен изношенных или сезонных автомобильных шин (п. 118 Инструкции № 157н). При установке автомобильных шин на транспортное средство их стоимость списывается на расходы текущего финансового года с одновременным увеличением забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н).

Согласно п. 235 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании в связи с физическим износом, до момента его утилизации (уничтожения) необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Таким образом, в первом случае выбытие автомобильных шин вследствие физического износа отражается путем увеличения суммы на забалансовом счете 02. Шины учитываются на этом счете в условной оценке: один объект, один рубль до момента утилизации (уничтожения). По результатам утилизации шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

Во втором случае выбытие автомобильных шин отражается путем уменьшения суммы на забалансовом счете 09. Одновременно шины принимаются к учету на забалансовый счет 02 в условной оценке: один объект, один рубль, где учитываются до утилизации (уничтожения). После утилизации автомобильные шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

14 ноября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Согласно п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. Подробная информация о них может быть отражена в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В то же время в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н автомобильные шины и аккумуляторные батареи, приобретаемые учреждением взамен не пригодных для дальнейшей эксплуатации, подлежат учету в качестве запасных частей к транспортным средствам и по своим функциональным характеристикам соответствуют понятию «материальные запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Решение о списании указанных материальных запасов в соответствии с положениями п. 34 Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия). Указанное решение в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). Соответственно, решение о замене аккумулятора и (или) комплекта автомобильной резины, установленных на автомобиль на момент принятия к учету в качестве инвентарного объекта, но пришедших в состояние непригодности для дальнейшей эксплуатации, необходимо зафиксировать в Акте (ф. 0504230) при списании с балансового учета приобретенных для их замены аналогичных материальных ценностей.
Батареи свинцовых аккумуляторов и старые пневматические шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторные батареи в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основанием для принятия к учету на забалансовом счете 02 автомобильных шины и аккумуляторной батареи, которыми был укомплектован автомобиль при принятии к учету его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, может служить Акт (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.
В соответствии с п. 350 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
В то же время согласно абзацу третьему п. 332 Инструкции N 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Инструкции N 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

К сведению:
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Так, положениями п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин и аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, например от организации, привлекаемой для их утилизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

25 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 3 Приложения 4 к приказу Минюста РФ от 28.04.2006 N 137;
— п. 1 Приложения 1 к приказу Министра обороны РФ от 16.06.2016 N 350;
— распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р «Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *