Учетная политика ООО

Содержание

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Вот и подошло время для написания главного документа любой организации — учетной политики. Предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по ее составлению для целей бухгалтерского и налогового учета. Требисова Ксения Александровна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Общие положения

Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику «самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности»1.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя2.

Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ4.

В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.

В учетной политике организации обязательно утверждаются:

  • «рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета»5.

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Далее организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета6.

1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

2. Бухгалтерский учет основных средств Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств;
  • другие существенные моменты учета основных средств8.

3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции9.

Например, по материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
  • оценка поступающих материалов;
  • учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
  • оценка отпускаемых в производство материалов;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.

Оценка материалов при отпуске их в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов10:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (МПЗ) — способ ФИФО;
  • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов — способ ЛИФО.

Действующее бухгалтерское законодательство РФ предусматривает возможность создания организацией резерва под снижение стоимости МПЗ11. Соответствующие операции отражаются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»12.

Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.

Что касается учета готовой продукции, то в учетной политике нужно прописать порядок ее оценки13:

  • либо по фактической себестоимости с отражением на счете 43 «Готовая продукция»;
  • либо по нормативной (плановой) себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции».

Как правило, вышесказанное находит свое отражение в учетной политике организаций, которые занимаются промышленной, сельскохозяйственной и другой производственной деятельностью.

Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.

Здесь необходимо предусмотреть:

  • порядок оценки покупных товаров;
  • способ списания товаров при их выбытии.

Товары как часть МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости14.

Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.

4. Бухгалтерский учет нематериальных активов В этом разделе учетной политики организации необходимо указать:

  • порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов;
  • порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам;
  • порядок отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо через уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов (в этом случае амортизация начисляется непосредственно по кредиту счета 04 «Нематериальные активы»)15.

5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)В первую очередь организации целесообразно предусмотреть следующее деление затрат:

  • на затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг) с их подразделением по элементам16 и отражаемые на счетах 20 «Основное производство» и (или) 23 «Вспомогательные производства»;
  • на затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом и отражаемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы».

К элементам учетной политики также относятся: а) Порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Организации имеют право формировать в бухгалтерском учете:

  • полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг);
  • сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть по методу «директ-костинг».

б) Оценка незавершенного производства (НЗП).

Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия17.

Остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость НЗП18.

Поэтому в учетной политике следует указать один из способов оценки НЗП19:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

6. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию Как правило, организации имеют долговые обязательства. Поэтому в учетной политике должны быть отражены:

  • порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
  • порядок списания дополнительных затрат по займам;
  • порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.

При написании вышеуказанных элементов учетной политики организациям следует руководствоваться ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н.

7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В учетной политике нужно указать порядок списания данных расходов (например, равномерно, пропорционально объему продукции и др.)20, а также элементы по учету:

  • финансовых вложений (при осуществлении таких операций)21;
  • расходов на продажу22;
  • специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды23;
  • а также по созданию резервов по сомнительным долгам и резервов предстоящих расходов.

Не забудьте: в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный год необходимо раскрыть существенные способы ведения организацией бухгалтерского учета24.

Учетная политика для целей налогового учета

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

  • изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
  • налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности25.

Система налогового учета включает в себя:

  • сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
  • аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
  • первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.

Следует отметить, что регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения26.

Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.

Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.

1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • метод начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ27.

Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства28.

В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ29.

Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.

В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств30. Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.

2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам31.

3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство

Налогоплательщику необходимо указать:

  • — порядок формирования стоимости МПЗ;
  • — выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.

Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик может применять один из следующих методов оценки:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)32.

4. Метод оценки покупных товаров при их реализации При реализации покупных товаров налогоплательщик может использовать применять один из нижеперечисленных методов оценки покупных товаров33:

  • — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • — по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • — по средней стоимости;
  • — по стоимости единицы товара.

5. Налоговый учет доходов Немаловажный элемент учетной политики — метод признания доходов.

Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу35.

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.

Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

6. Налоговый учет расходов

В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу36, а если — по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.

Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов37.

Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).

Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Обратите внимание! Дальнейшая процедура оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится одинаково всеми налогоплательщиками в порядке, установленном п. 2 ст. 319 НК РФ.

В свою очередь, оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 319 НК РФ.

7. Порядок формирования стоимости приобретения товаров Данный раздел учетной политики интересен, как правило, для налогоплательщиков — торговых организаций. Исходя из требований ст. 320 НК РФ им следует привести здесь перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.

8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.

В целях налогообложения прибыли «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией»39.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

9. Проценты по долговым обязательствам Этот раздел учетной политики будет иметь место при наличии у налогоплательщика каких-либо долговых обязательств.

Налогоплательщик признает расходом:

  • проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
  • или предельную величину процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимаемую: а) равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях; б) равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте40.

10. Налоговый учет ценных бумаг При написании данного раздела учетной политики следует руководствоваться ст. 280, 328 и 329 НК РФ.

Помните: при составлении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета каждая организация должна учитывать специфику своей деятельности.

1) п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2) п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ; п. 5, 9 ПБУ 1/98

3) п. 6 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

4) п. 16 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

5) п. 5 ПБУ 1/98; п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ

6) п. 12 ПБУ 1/98

7) п. 1 Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н

8) ПБУ 6/01; Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н

9) ПБУ 5/01; Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н

10) п. 16 ПБУ 5/01; п. 73 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

11) п. 25 ПБУ 5/01; п. 20 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

12) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

13) п. 203-205 Методических указаний по учету материально-производственных запасов

14) п. 5 ПБУ 5/01

15) ПБУ 14/2000

16) п. 8 ПБУ 10/99

17) п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

18) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

19) п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

20) п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

21) ПБУ 19/02

22) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению

23) Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н

Нормативная база

При разработке и осуществления внутренней политики, касающейся бухгалтерского учета, следует ориентироваться на акты четырех уровней:

  • Законы и иные акты федеральных органов власти нашей страны, включая президентские указы, документы, изданные различными ведомствами.
  • Стандарты. Прежде всего те, которые регулируют процессы бухгалтерского учета.
  • Постановления и инструкции, рекомендательные материалы Минфина и различных иных ведомств.
  • Внутренние правила самой организации.

Прежде всего, следует исходить из положений следующих НПА:

Учетные стандарты считаются сводами основополагающих правил, которые устанавливают процедуры действий по учету и оценке одного или нескольких определенных объектов, а также содержат требования к составу сведений бухгалтерских отчетных документов. Они находятся на втором уровне законодательства.

Виды учетной политики

Обычно выделяют три вида данной политики предприятий:

  • по бухучету;
  • по налогообложению;
  • для отчетности, предусмотренной международными стандартами.

Последний вид применяется в международных организациях или на предприятиях с иностранными партнерами. Это распространенная практика, но она касается не всех. Поэтому будут описаны только первые два типа.

Для целей бухучета

В этом направлении политики освещаются организационные вопросы функционирования бухгалтерского дела на предприятии.

Бухгалтерам следует исходить из таких основных правил:

  • Полноценное отображение каждой деловой операции. Это позволяет оценить все факторы экономической активности и детально проанализировать их.
    Учет текущей хозяйственной активности. Он должен быть своевременным.
  • Приоритетное внимание на экономические основы деятельности, отражаемой в отчетности, по сравнению с их правовой формой.

Такой документ обычно содержит следующие разделы:

  • учет операций, связанных с внеоборотными активами и строительством;
  • учет материально-производственных запасов;
  • учет нематериальных активов;
  • бухгалтерское отражение ситуации с основными средствами;
  • принципы осуществления учета финансовых вложений;
  • правила отражения затрат, связанных с полученными займами и кредитами;
  • общие нормы учета, классификации доходов и распространения сведений о них;
  • нормы, особенности учета текущих и будущих затрат, правила определения их типов;
  • учет налогообложения прибыли — касается признания налоговых обязательств, учета налога на прибыль, правил раскрытия информации о нем в финансовой отчетности;
  • специфика составления отчетности;
  • различные приложения.

Для целей налогообложения

Налоговая учетная политика ведется для правильного определения налоговой базы и общих расходов по уплате налогов. Её применяют в любых ситуациях, когда допускается применение различных способов учета или законодательство не дает четких указаний на этот счет.

Структура рассматриваемого документа зависит от особенностей уплачиваемого налога.

Если речь идет о налоге на прибыль, то предусматривают следующее:

  • принципы и пути расчета доходов и расходов;
  • применяемые на предприятии методы начисления амортизации и ситуации, в которых используется амортизационная премия;
  • процедуры списания отработанных материалов и товаров, а также определения стоимости их приобретения;
  • способ оценивания стоимости незавершенного производства;
  • правила и процедуры отражения факта создания налоговых резервов.

Каково влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Результаты изучения финансового положения основаны на данных балансовых статей и строк отчета о прибылях и убытках. Особенности учетной политики разных фирм затрудняют сравнение их показателей, фиксируемых в отчетной документации.

Кроме того, аналитик, готовящий окончательный документ для иных пользователей, должен делать пояснения о важных аспектах. В некоторых случаях учетную политику изучают банки и другие кредиторы.

Пример влияния методов рассматриваемой политики на показатели приводится в таблице.

Учетное правило Допустимые способы Специфика отражения в бухгалтерском балансе Отражение в отчетности о прибылях и убытках
Раздел расчета амортизации для основных средств
  • Линейный.
  • Расчет уменьшаемого остатка.
  • Списание стоимости в зависимости от срока полезного использования.
  • Пропорциональное списание по объему продукции.

При нелинейных расчетах суммы начисленной амортизации в начале эксплуатации будет выявлена меньшая остаточная стоимость на балансе.

Это приведет к снижению отражаемой стоимости внеоборотных активов.

Суммы будут больше, чем при других методах в начале эксплуатационного периода.

Это найдет отражение в увеличенной стоимости затрат за отчетный период и снижения величины прибыли без учета налогов (до налогообложения)

Подробную информацию про пособие по уходу за ребенком до полутора лет вы найдете в нашей статье.

Можно ли перечислять зарплату на кредитную карту? Узнайте .

Учетная политика организации в 2019 году

Бухгалтера и иные ответственные работники обычно знают её принципы и положения. Однако в 2019 г. был внесен ряд изменений, касающийся применения международных стандартов финансовой отчетности, приведения ПБУ в соответствие с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402.

Кем, как часто и как разрабатывается

За разработку учетной политики отвечает человек, в обязанности которого согласно распоряжениям руководства предприятием входит контроль за ведением бухгалтерского учета. Обычно это главбух.

Закон не указывает периодичность изменения УП. Но он определяет сроки её разработки и обстоятельства её изменения.

Ст. 8 упомянутого ФЗ о бухучете гласит, что её следует применять последовательно из года в год. В п. 9 ПБУ 1/2008 сказано, что её нужно принять не более чем за 90 дней с момента регистрации новой организации.

Методы, способы и процедуры, отдельные положения учетной деятельности, которые указаны в УП, вступают в силу с 1 января года, который наступает за годом её принятия. Дополнения вступают в действие сразу же.

УП меняется в следующих обстоятельствах:

  • При изменении требований законодательства России, федеральных или отраслевых стандартов.
  • При создании или переходе на новый метод учета, использование которого повышает качество информации об объекте, подлежащем данному учету.
  • При принципиальных изменениях среды функционирования субъекта хозяйственной деятельности.

Способ составления учетной политики не регламентируется правовыми нормами.

Но при её формировании обычно рассматриваются следующие ключевые вопросы:

  • методика учетных действий с товарами, применяемая в торговых организациях;
  • рабочий план счетов;
  • разработанные и применяемые в организации формы первичной документации — сегодня они необязательны, но в случае применения их нужно утвердить в рамках УП;
  • применяемые способы и методика учета ТМЦ;
  • методика расчета выручки от выполненных работ или оказанных услуг;
  • метод ведения учета и дальнейшего распределения полученных доходов и осуществленных расходов;
  • методы амортизационных расчетов.

Что входит в состав

В тексте УП фирмы должны быть отражены её правила по примерно такому кругу вопросов:

  • Список нормативных актов, которые она применяет для организации и ведения учетной деятельности. Обычно указывают закон о бухучете, различные стандарты, ПБУ, ведомственные распоряжения.
  • Положения о рабочем плане счетов. Он должен входить в УП как дополнение или приложение.
  • Формы «первички». То есть, первичной документации. Это же касается и форм регистров, применяемых для бухгалтерии и налогообложения. Организация может применять как стандартные шаблоны документов, так и разработанные самостоятельно.
  • Амортизационные проблемы. В УП указывают, периодичность амортизации и способы расчета.
  • Распределение функциональных обязанностей. Указываются должности людей, ответственных за различные действия по организации и ведению корпоративного учета.
  • Правила и нормы по стоимостным лимитам для основных средств, процедура их переоценки.
  • Учетные действия, касающиеся доходов и расходов организации.
  • Порядок и критерии выявления и исправления ошибок.
  • Правила учета сырья, готовой продукции и товаров.
  • Иное.

Структура чисто бухгалтерских разделов УП обычно примерно одинакова для всех субъектов хозяйствования. Но разделы, касающиеся налогообложения зависят от используемого режима.

Выделим общие позиции:

  • Сведения о налоговой системе. Если применяются несколько систем, то регламентируется порядок раздельного учета.
  • Описание способов уплаты налогов в подразделениях, размещенных вне основного офиса.
  • Перечень имеющихся льгот по налогам и ситуации их действия.

Методические аспекты

Есть два взгляда на методологическую сторону УП:

  • Согласно одной позиции методы сводятся к способам бухучета. Их выбор и широкое использование влияет на отражение ситуации с имуществом и финансового положения корпорации или фирмы.
  • Другая позиция более широкая. Согласно ей к методологии относят все моменты, влияющие на формирование оценки результатов функционирования организации с финансовой точки зрения и на анализ её имущества.

В любом случае при выборе или разработке методов следует учитывать следующие принципы учетной политики:

  • четкое выделение имущества организации;
  • постоянство её деятельности;
  • последовательная реализация УП, оптимальный выбор учетных методов и приемов;
  • четкое определение периода, к которому относятся хозяйственные операции.

Общие требования к составлению

Как уже упоминалось, законодательство не регулирует способы и пути формирования УП. Однако, есть общие принципы, которых следует придерживаться.

Некоторые из них уже упоминались:

  • постоянство деятельности;
  • полнота отражения всех фактов хозяйствования;
  • своевременность;
  • непротиворечивость — определяется как тождество информации аналитического учета сведениям об остаткам на счетах синтетического учета. Должно соблюдаться в последний календарный день месяца;
  • рациональность;
  • существенность — рациональное ведение хозяйства обеспечивается на основе имеющихся условий и размера организации;
  • выделение имущества организации из имущества собственников и других организаций;
  • осмотрительность — означает приоритетность признания расходов и обязательств над признанием доходов и активов, формирование скрытых резервов не допускается;
  • формирование оснований и источников, которые следует применять при создании УП — выбирается метод, разрешенный законодательством, допускаемый стандартами МСФО или предусмотренный ПБУ, если нет указаний в иных нормативных документах; при использовании МСФО могут применяться национальные нормы, не противоречащие им;
  • последовательность применения учетной политики;
  • приоритет содержания перед формой — следует отдавать приоритет не правовой форме факторов хозяйствования, а их экономическому содержанию и обстановке осуществления хозяйственной деятельности;
  • соблюдение организационной части УП — её оформляют в виде приказов и иной документации согласно правилам организации;
  • временная определенность фиксируемых событий хозяйственной деятельности.

Нужно ли сшивать документ?

УП не относится к документам, которые нужно обязательно сшивать. Но если она сшивается, то скрепляется печатью и подписями руководителей организации.

Ставится ли печать?

УП считается внутренним документом фирмы.

Поэтому на ней не ставят печать за исключением ряда случаев:

  • Например, её нужно ставить, если документ закрепляется грифом «Утверждено» с датой и подписью утверждающего. Тогда печать ставят на графе.
  • Если документ предоставляют сторонним пользователям, то делают копию и на ней ставят печать с записью «Копия верна».

Порядок и сроки утверждения

Напомним некоторые положения касательно процедуры и сроков утверждения. Закон не регулирует вопросы порядка, но есть положения, касающиеся сроков.

Кем утверждается

УП предприятия продумывается и создается главбухом или иным лицом, отвечающим за ведение бухучета. Но утверждает её руководитель организации.

Приказ об утверждении учетной политики

Ежегодно или нет

Есть мнение, что учетную политику нужно обязательно менять каждый год. Оно ошибочное. Политику достаточно принять один раз.

Она корректируется при таких обстоятельствах:

  • изменения в законодательстве, регулирующем правила организации бухгалтерского и налогового учета, стандартов;
  • разработке и реализации более качественных методов учета;
  • значительные изменения обстановки хозяйствования — например, при смене владельцев, реорганизации, отказе от некоторых направлений бизнеса, освоении видов деятельности.

Образец заполнения расчетно-платежной ведомости — в нашей статье.

Зачем нужен зарплатный проект? Читайте .

Что отражает порог рентабельности? Узнайте .

Каков срок для вновь созданной организации

Новые организации создают учетную политику за 90 дней с момента её создания и занесения сведений в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено ст. 313 НК РФ, а также п.9. гл.2 ПБУ 1/2008.

Нужна ли регистрация в ФНС

В ФНС сдается бухгалтерская отчетность. Стало быть, необходимость предоставления документа зависит от его включения в неё.

Перечень документов регламентируется п. 5 ПБУ 4/99. УП организации в нем не упоминается.

Однако в соответствии с п. 17, 24 ПБУ 1/2008 организация должна подавать пояснительную записку, в которой указываются принятые в рамках учетной политики способы бухгалтерского учета. С этой целью иногда организации прилагают свою УП в нарушение законных требований, касающихся полноты раскрытия информации в упомянутой записке.

Как происходит ознакомление?

Определенного порядка ознакомления с учетной политикой нет. Информация о ней публикуется в отчетности.

Срок действия

Период действия УП предприятия неограничен. В приказе устанавливается только начальная дата её функционирования. Выше указаны обстоятельства возможного изменения.

Как часто надо менять?

Менять учетную политику надо в зависимости от потребности в изменениях. Основания приводились выше.

Приказ на продление УП

Раскрытие информации

Организация обязана раскрывать выбранные способы бухучета, которые оказывают значительное влияние на анализ и решения пользователей отчетности. К таким относят способы, информация о применении которых необходима для точной оценки финансового состояния. Сведения об УП указываются в отчетности предприятия.

В отчетности раскрывают способы амортизации различных активов, оценки запасов и продукции, расчета прибыли. В целом, структура и конкретные сведения об учетной политике, которые подаются в отчетности, устанавливаются правовыми актами РФ.

Если в отчетности дается не вся информация, касающаяся учетной политики, то раскрывать нужно, как минимум, в аспектах, которые имеют прямое отношение к публикуемым сведениям. Допущения, применяемые согласно ПБУ 1/98, не подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерских отчетных документах.

Необязательно подавать информацию об УП в промежуточной отчетности, если не было изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда сведения были опубликованы. Изменения в УП, которые оказали или могут оказать серьезное влияние на финансовое состояние, движение наличности, подлежат публикации. Информация о них подается отдельно в отчетных документах.

Изменения, которые будут реализованы в следующем отчетном году, описываются в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности.

Анализ и аудит

Учетную политику анализируют и подвергают аудиту в таких ситуациях:

  • независимая аудиторская проверка;
  • решение собственных задач фирмы — например, планирование, расчет налогов, ценовая политика;
    иные ситуации.

Анализ позволяет сделать следующее:

  • установить различия в базе расчета прибыли для учета и для выплаты налогов — изучают стоимостную оценку активов и доходов, расходов и обязательств;
  • выявить регулярных и периодических отличий в определении прибыли;
  • определить основных рисков в элементах учетной политики;
  • сформированть мнения об УП.

Что считается нарушением?

Нарушений учетной политики много. Поэтому нарушениями считаются многие действия.

Перечислим наиболее распространенные:

  • нет приказа об утверждении УП;
  • несоответствие приказа положениям правовых норм о бухучете;
  • недостаточное отражение сведений об учетной политике для её полноценной реализации;
  • отсутствие или неполнота данных об учетной политике в отчетных документах организации;
  • наличие необоснованных изменений учетной политики;
  • применение устаревших правовых норм и ссылки на них;
  • отсутствие определенной законодательной базы при разработке корпоративной УП;
  • осуществление учетной деятельности по старым нормам, которое может привести к наложению различных штрафов.

Как исправить?

Метод исправления обусловлен выявленными нарушениями.

Если нет приказа, то он принимается, устраняются нестыковки с законодательством, происходит отказ от изменений УП, осуществляется переквалификация или повышение квалификации персонала. Принимаются и иные меры.

Порядок внесения изменений

Согласно ПБУ 1/2008, учетная политика меняется также, как и принимается. Её меняют с помощью приказа по фирме.

Изменения начинают действовать с начала отчетного года, если его причины не обуславливают иную дату. Если они вызваны переменами в законодательстве, то они отражаются в отчетных документах по правилам, установленным измененным законодательством.

В иных случаях или при отсутствии правил, они отражаются ретроспективно. Фирмы, использующие упрощенную систему бухучета, имеют право на перспективную фиксацию движения денег, за исключенным обстоятельств, предусмотренных законом.

Во всех указанных ситуациях идет речь об изменениях, которые оказывают или могут оказать значительное влияние на результаты оценки финансового положения компании.

Приказ об изменении учетной политики

Особенности и примеры

Для кредитных организаций

Учетная политика кредитных учреждений имеет свои особенности, связанные с данным бизнесом.

Учетная политика Юникредитбанка

На примере от Юникредитбанка видно, что она может включать:

  • правила учета уставного капитала;
  • методологию оценки ценных бумаг;
  • учет операций с валютами других государств;
  • учет действий по размещению имеющихся средств и привлечению новых.

? Об этом читайте в нашей статье.

Как отметить отгул в табеле учета рабочего времени? Подробности — .

Для торговой фирмы

Торговой организации нужно учитывать следующие нюансы:

  • установление правил и процедур по учету товаров и торговой наценке;
  • методы списания себестоимости реализованных товаров;
  • учетные операции с тарой и упаковкой;
  • правила учетной деятельности по отношению к транспортным затратам;
  • учет продажных расходов;
  • регламентация особенностей учета НДС;
  • освещение важных или проблемных аспектов инвентаризации.

Примерная политика торговой фирмы прилагается.

Учетная политика для торговли на ОСНО

Учетная политика для торговой организации

Для некоммерческой организации

Ключевым принципом отнесения организации к некоммерческой служит отсутствие прибыли как цели деятельности.

Получение прибыли не считается самоцелью. Это учитывают и ПБУ.

Согласно закону, есть ряд ПБУ, которые не применимы к НКО:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 10/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Также есть ПБУ, от использования которых НКО могут отказаться:

  • 17/02 «Учет расходов на Ниокр»;
  • 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • 16/02 «Информация по прекращенной деятельности»;
  • 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;
  • 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;
  • 7/98 «События после отчетной даты».
  • 12/2010 «Информация по сегментам».

В учетной политике НКО учитывают, что они должны формировать такие виды отчетности:

  • бухгалтерская;
  • отчетность, которая сдается во внебюджетные фонды;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность для статистических органов;
  • специальные типы отчетности.

Образец 2019 для учетной политики НКО приложен.

Учетная политика для целей бухучета для НКО

Учетная политика для целей налогообложения для НКО

Для фирм на УСН

ИП и юрлица, находящиеся на упрощенной схеме налогообложения «Доходы 6%», рассчитывают единый налог исходя из полученных доходов без учета понесенных расходов. То есть, нужно детально описать механизм учета дохода и расчета суммы налога.

Основные элементы УП должны быть такими:

  • утверждение схемы налогообложения , соответствующей системе «Доходы 6%»;
  • описание процедуры и порядка учета налогооблагаемых доходов;
  • указание правил и способа учета доходов, появившихся вследствие переоценки валютных ценностей;
  • описание специфики учета денег, которые вносятся во внебюджетные фонды;
  • утвердить детально описанный порядок расчета авансовых выплат и налога;
  • включить в состав УП график уплаты налогов и сборов.

Образец УП на УСН

При схеме «Доходы минус расходы 15%»

При данной системе налог рассчитывается с учетом понесенных расходов. В таком случае в УП рассматриваются не только вопросы определения доходов и пути признания элементов расходной части. В УП такого предприятия особое внимание должно уделяться учету основных средств, затрат связанных с реализацией, товарно-материальных ценностей.

Составители УП понимают, что амортизационные отчисления учитываются как расходы, то есть они уменьшают налоги. Поэтому регламентируется порядок определения начальной стоимости основных средств в момент их постановки на учет. Также указывается способ начисления амортизации, определения срока полезного использования, необходимые формулы.

В положениях о бухгалтерском учете для учетной политики организации, касающихся ТМЦ, пишут о составе различных материальных расходов, стоимости продукции, подлежащей реализации, заготовительных работ и определяют порядок списания проданного.

В рамках затрат на реализацию определяют перечень реализационных расходов, периодичность контроля за соответствием суммы расходов установленному лимиту. Учитывая убытки, указывая права на списание убытков предыдущих периодов и порядок уплаты минимального налога.

Про сроки выплаты заработной платы вы можете узнать из нашей статьи.

Что показывает коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами? Подробности — .

Что показывает коэффициент оборачиваемости оборотных средств? Узнайте .

Для компаний на ОСНО

Компании и предприниматели выбирают ОСНО, если они реализуют продукцию крупным хозяйственным субъектам, которые работают и платят НДС, нуждаясь в вычетах по налогам.

Когда ОСНО становится основным налоговым режимом, предусматриваются разнообразные нюансы расчета доходов, налогов выплат, отражения сведений. Они могут быть прописаны в УП. УП для ОСНО по своей структуре намного проще.

Она формируется на основе таких правил:

  • составление в произвольной форме;
  • содержание ключевых аспектов процесса учета и отчетности, различных организационно-технических особенностей;
  • специфика налогового учета;
  • обозначение способов бухгалтерского учета. Их не описывают, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, который его не ведет;
  • соответствие нормам НК РФ;
  • самостоятельное определение структуры;
  • зависимость объема УП от детализации информации.

Пример учетной политики смотрите ниже.

УП на ОСНО

Для ООО

При создании учетной политики ООО руководствуются такими правилами:

  • обозначают методы учета, которые не подлежат изменению за год;
  • отображаются только моменты, выбор которых предусмотрен законодательством;
  • описываются возможности учета реализуемых операций или тех, которые планируется реализовать;
  • максимально возможное сближение методов бухгалтерского и налогового учета;
  • внесение дополнений по мере изменения хозяйственной деятельности.

Пример политики приложен.

Учетная-политика-ООО-ЕНВД-образец

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

для БУ

для НУ

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Учетная политика организации

Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бух­галтерского учета – первичного наблюдения, стоимо­стного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятель­ности». К способам ведения бухгалтерского учета от­носятся методы группировки и оценки фактов хозяй­ственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентариза­ции, способы применения счетов бухгалтерского уче­та, системы учетных регистров, обработки информа­ции и др.

Выбор учетной политики зависит от специфики пред­приятия, особенностей организации управления, особен­ностей коммерческой деятельности, текущих и долго­срочных целей. На учетную политику влияют налого­вые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалифика­ция персонала и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

­ постоянство учетной политики в течение длитель­ного периода;

­ регламентация принципов учетной политики дей­ствующей нормативной базой;

­ извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Основой для разработки учетной политики на каж­дый отчетный год является ПБУ 1/2008 «Учетная по­литика организации», в котором указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером предпри­ятия и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.

Учетная политика действует с 1 января года, следу­ющего за годом ее утверждения. Вновь созданные орга­низации должны разработать и утвердить учетную по­литику в течение 90 дней с момента государственной регистрации.

Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:

­ полноту отражения в бухгалтерском учете всех хо­зяйственных операций за отчетный период;

­ большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;

­ отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйствен­ной деятельности исходя из правовой нормы и эко­номического содержания фактов и условий хозяй­ствования;

­ равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;

­ рациональное ведение бухгалтерского учета с уче­том хозяйственной деятельности и величины пред­приятия.

Изменения в учетной политике организации допус­каются при: реорганизации предприятия (слиянии, раз­делении, присоединении), смене собственников, измене­нии законодательства Российской Федерации и норма­тивного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета. Результаты изменений оценивают в стоимостном вы­ражении и сообщают пользователям финансовой от­четности.

Основные направления учетной политики, которую утверждают руководители предприятия, указаны в Фе­деральном законе «О бухгалтерском учете»:

­ рабочий план счетов бухгалтерского учета;

­ формы первичных документов, которые применяют­ся в организации;

­ правила документооборота и технология обработки учетной информации;

­ порядок осуществления контроля за хозяйственны­ ми операциями, а также другие решения, необходи­мые для организации бухгалтерского учета.

Особое место в учетной политике занимают ее мето­дические и организационные аспекты.

1. Порядок начисления амортизации по основным сред­ствам и нематериальным активам.

2. Порядок отражения на счетах операций приобрете­ния и заготовления материальных ценностей.

3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4. Варианты учета затрат на производство и калькули­рование себестоимости продукции.

5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

6. Перечень резервов предстоящих расходов.

7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.

8. Сроки погашения расходов будущих периодов.

9. Варианты учета выпуска продукции.

10. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

11. Варианты определения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг).

12. Сроки списания доходов будущих периодов.

13. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

14. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

15. Порядок оценки кредиторской задолженности.

16. Формирование резервного капитала.

17. Метод распределения расходов на продажу.

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы в бухгалтерии.

3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетнос­ти и контроля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. 5 План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.

Таким образом, при разработке учетной политики предприятия следует учитывать, что поскольку она ут­верждается приказом руководителя предприятия, то при­обретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приве­денный перечень является примерным, количество пун­ктов может изменяться в сторону увеличения или в сто­рону уменьшения в зависимости от направления хозяй­ственной деятельности и величины предприятия.

В последние годы произошли значительные измене­ния, дополнения и уточнения в системе ведения бух­галтерского учета в России. Поэтому при разработке учетной политики предприятие обязано исходить из Фе­дерального закона «О бухгалтерском учете», иных феде­ральных законов, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писем Министерства финансов Российской Федерации и других нормативных документов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под организацией бухгалтерского учета?

2. Какие отделы включает структура аппарата бухгал­терии?

3. Каковы права и обязанности главного бухгалтера?

4. Основные аспекты учетной политики организации.

Главная Документы 1.3. Организация учетной политики предприятия

При применении следует учитывать, что в Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты, на основе которых издан данный документ, внесены многочисленные изменения, в связи с чем рекомендуем применять данный документ с учетом действующего законодательства.

«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях» (утв. Минсельхозом)

1.3. Организация учетной политики предприятия

В Российской Федерации термин «учетная политика предприятия» <*> впервые был закреплен в 1992 году в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а широкое применение получил после выхода первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (28.07.94 N 100).

<*> Вариант перевода с английского словосочетания «accountig policies», применяемого в документах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Учетная политика организации — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающих первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Учетная политика должна обеспечивать:

— полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности (требование своевременности);

— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

— отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— методы оценки активов и обязательств;

— порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Например, налогоплательщики признают расходы для целей налогообложения либо по методу начисления, либо по кассовому методу. Порядок признания расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли. В случае если налогоплательщик не утвердил в учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов и расходов, должен применяться общеустановленный метод — метод начисления. Один из методов признания доходов и расходов, принятый налогоплательщиками, применяется как к доходам, так и к расходам организации. Также необходимо иметь в виду, что кассовый метод могут применять не все налогоплательщики. Порядок и условия применения данных методов признания доходов и расходов установлен ст. 271 — 273 Налогового кодекса РФ ( Приложения 5 и 6 ).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны не реже одного раза в три года проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризации подлежит все имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

Периодичность проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев обязательной инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

— при смене материально-ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные в результате инвентаризации излишки приходуются, а неоправданные недостачи возмещаются в установленном порядке виновными лицами.

В Приложении 7 приведен общий порядок проведения инвентаризации на предприятии.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в соответствующем порядке. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении; указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

Содержание приказа об учетной политике предприятия, а также требования и критерии ее формирования приведены в Приложении 8.

Открыть полный текст документа

Содержание и направление учетной политики должны максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности предприятия и позволять избегать разногласий с налоговыми органами.

Требования к учетной политике в области бухгалтерского учета и отчетности регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Раскрытие учетной политики

Вопрос раскрытия (придания гласности) учетной политики рассматривается в главе 3 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

• способы амортизации основных средств;

• способы амортизации нематериальных и иных активов;

• способы оценки производственных запасов;

• способы оценки товаров;

• способы оценки незавершенного производства;

• способы оценки готовой продукции;

• способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

• другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности согласно законодательству Российской Федерации (Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ). НК РФ (Налоговый кодекс ) ), в частности, относятся:

• учредители (участники) организации или собственники ее имущества;

• территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации; налоговые органы;

• вышестоящий орган (для бюджетных организаций);

• орган, уполномоченный управлять государственным имуществом (для государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Обязанность по раскрытию (приданию гласности) учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично. Такая публикация может быть произведена:

• в соответствии с законодательством РФ (открытые акционерные общества, страховые организации, банки, биржи, инвестиционные фонды);

• в соответствии с учредительными документами;

• по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной политики не предусматривается.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной политики для целей бухгалтерского учета, осуществляется следующими нормативными документами:

• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н) (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н ) ;

• Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н) (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Пунктом 2 ПБУ 1/98 закреплено понятие учетной политики организации. В соответствии с этим пунктом под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Данное положение распространяется на все российские организации, независимо от их организационно- правовых форм.

Под формированием учетной политики понимается совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающаяся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятии и утверждении.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

• допущение имущественной обособленности;

• допущение непрерывности деятельности;

• допущение последовательности применения учетной политики;

• допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

В статье использованы документы:

• Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». В ред. от 18.09.06 (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н ).

• Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.96). В ред. от 03.11.06 (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ ).

• Приказ Минфина РФ от 09.12.98 №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″. В ред. от 30.12.99 (Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н ).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где удобно. Будьте всегда в курсе главного!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

  • Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673)
    Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, утвердившего новое Положение.
  • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» Документ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

PPT.RU — Власть. Право. Налоги. Бизнес

© 1997 — 2017 PPT.RU
Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *