Влияние глобализации на функции государства

УДК 321.7 (045)

Партугимов Владимир Валерьевич Vladimir Partugimov

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE STATE FUNCTIONS

Дается представление о том, как глобализация влияет на важнейшие функции государства, в частности, анализируется ее влияние на внутренние и внешние функции государства. Приводится авторское понимание того, как политическая система должна реагировать на обусловленные влиянием глобализации видоизменения

Ключевые слова: глобализация, функции государства, интернационализация, политическая система, институты политической власти

Key words: globalization, state functions, internationalization, political system, institutions of political power

Влияние глобализации сказывается на внутренних и внешних функциях государства. Внутренние функции государства интернационализируются, т.е. за счет тесного взаимодействия государства с другими государствами они приобретают международный аспект, и соответственно, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. В результате можно сделать логический вывод, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Поскольку каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем. Следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности де-

мократического государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. Можно согласиться с мнениями многих ученых в том, что в наше время происходит глобализация демократических ценностей.

Глобализационные процессы современности существенным образом отражаются и на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств.

В мире за последнее время произошло существенное изменение правил игры. Наряду с традиционными субъектами международных экономических отношений — фирмами и национальными государствами — все большее значение приобретают транснациональные корпорации (ТНК).

В современной экономике (и не только

экономике) ТНК играют системообразующую роль. Их невидимая паутина, опутавшая земной шар, контролирует процессы в мировой экономике и политике, подчас оставляя государственной власти роль безучастного «фиксатора» и механического «штамиователя» уже имевших место событий. «Миру ТНК» нужны только финансовые средства и возможность незаметно, из-за кулис, управлять происходящим на мировой сцене ради получения новых прибылей. Число этих наднациональных образований сегодня колеблется (в зависимости от того, как считать) от нескольких сотен до тысяч. Но и сами ТНК не полностью независимы. Они управляются относительно узкими группами людей, связанных общими экономическими (прежде всего финансовыми) и идеологическими целями. Для этих структур в принципе неважно, в какой отрасли, в каком государстве или регионе действуют подконтрольные им ТНК. Главное, чтобы от них поступала устойчивая прибыль и чтобы поддерживались сложившиеся «правила игры» в мире. Какими средствами — значения не имеет.

В последние годы резко возрос объем международной торговли товарами, расширяется и охватывает все новые отрасли международная торговля услугами, увеличиваются международные потоки капиталов и информации . Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации уничтожают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение.

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение

новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

В то же время, несмотря на повышение влияния на государственную политику транснациональных корпораций, стабильное развитие национальных экономик по-прежнему остается одной из первостепенных задач государственной политики многих государств и заставляет их концентрировать максимальное количество ресурсов именно на этой задаче.

Следовательно, в условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее, с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация вымывает основу экономической функции государства.

Экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, усиливается; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, т.к. от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация мировых экономических процессов подвергла кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых

странах за последние 10…..12 лет вклад

частичной занятости в общее число работающих составил 50…52 % всего прироста, а в таких странах, как Австралия, Германия, Ирландия, Япония доля частично занятых

достигла 70…80 % всех вновь созданных рабочих мест. При этом на места с сокращенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10 %, то для женщин — на 32 % .

Представляется возможным выделить следующие особенности в организации рынка труда и занятости иод воздействием глобализации:

1) отсутствие гарантий стабильной занятости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологическими изменениями, например, перемещение трудовой деятельности в виртуальный мир (например, электронная торговля). Это требует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

3) снижение влияния профсоюзов.

Последняя из перечисленных тенденций может быть объяснена фундаментальными изменениями в характере труда и отношениях между работниками и предпринимателями. Снизился уровень социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений ит.д.

Однако исследователи отмечают, что роль профсоюзов остается положительной и необходимой для сохранения демократии в сфере занятости. Профсоюзы не потеряли статуса наиболее представительных органов работников, в том числе при проведении трехсторонних переговоров. Будущее профсоюзов в значительной степени зависит от организованности тех, кто работает на основе нетипичных форм занятости. Например, в Швеции такие работники объединены в профсоюзы в той же степени, что и занятые на постоянной работе .

Приведенные факторы заставляют государства пересматривать свою социальную политику и роль в обеспечении социальной защиты населения. В качестве отрицательных последствий глобализации

можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как известно, в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсным потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе проявление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к игнорированию правил рационального природопользования, сохранения и освоения лесов, растительного и животного мира. Все это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на качестве продуктов питания и, в конечном счете, на здоровье людей.

Необходимо отметить, что в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

Что касается функции государства по защите и охране прав и свобод личности, то она имеет не только чисто внутренний, но и глобальный аспект. Права человека являются общечеловеческой ценностью, которая признается всем международным

сообществом. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.

Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уважение которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообщества. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится иод его юрисдикцией

Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Произошла так называемая интернационализация национальных интересов государств. Так, например, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения ит.д.

Глобальный правопорядок может быть установлен, но только при условии сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищением автомашин, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой.

Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.

Каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности такого политического института, как государство.

С нашей точки зрения, политическая система для успешной работы должна быстро и эффективно реагировать на появления новых требований, особенно в условиях глобализации. Осуществить это возможно с помощью структурной систематизации и высокой специализации функций институтов политической власти. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) должна выполнять четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры должны быть тесно взаимосвязаны и составлять внутренне интегрированную структуру.

Литература

1. Ясин Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций. Кн. 2. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — С. 218-220.

2. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. — М.: Наука, 2006.-№ 6.-С. 101-107.

3. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. — СПб.: Питер, 2009. — С.221.

Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author

Партугимов B.B., канд. полит, наук, руководи- V. Partugimov, Candidate of Political Sciences, Head тель группы экономической информации Службы of Economic Information Service of a major release of главноговыпуска ИТАР-ТАСС, г. Москва ITAR-TASS, Moscow

17 мая 2019 г. 11:20

Началась трансляция дискуссионной сессии «Трансформация парадигмы права в условиях глобализации» на площадке IX Петербургского международного юридического форума

Глобализация как причина изменения ключевых параметров правопорядка: конвергенция семей континентального и общего права, широкое распространение «мягких» правовых регуляторов, не обеспеченных прямым принуждением, рост значения международных судебных органов; новые международно-правовые регуляторы, их источники и специфика применения: международное налоговое право, международное административное право; влияние глобализации на систему функций государства (появление новых функций, таких как экологическая; модернизация традиционных функций, таких как налогообложение, и пр.). Эти и многие другие вопросы планируется обсудить в рамках дискуссионной сессии.

Модератор мероприятия – директор Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН) Александр Савенков.

В сессии принимают участие министр юстиции РФ Александр Коновалов, судья Конституционного Суда РФ Николай Бондарь, судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев, ведущий научный сотрудник ИГП РАН Владимир Плигин, главный научный сотрудник ИГП РАН Андрей Габов, президент Ассоциации юридических вузов Сергей Бабурин.

Нарастает степень интеграции национальных правовых систем в единую систему юридических норм и институтов, положения международно-правовых договоров все чаще приобретают прямое действие в национальных правопорядках, внутригосударственное регулирование интернационализируется.

Особую роль начинают играть правила, разрабатываемые международными организациями (ОЭСР и др.), нормы корпоративного права транснациональных субъектов мировой экономики, наднациональные экономические и финансовые правила деятельности государств и макроэкономических структур, межгосударственных союзов. В связи со сказанным обсуждение векторов современного государственно-правового развития в ключе философии, социологии, психологии представляется насущно необходимым и в перспективе может способствовать совершенствованию юридической доктрины и практики.

Фото: Антон Ваганов / Фотохост-агентство ТАСС

Для того чтобы перейти к этой трансляции, необходимо из правого списка меню выбрать «4.5. Трансформация парадигмы права в условиях глобализации (философский взгляд)» и дождаться, когда произойдет запуск видео. По окончании трансляции вы сможете посмотреть видеозапись сессии. Для этого нужно нажать на значок календаря в правом верхнем углу и в открывшейся верхней панели выбрать дату трансляции, затем найти в открывшемся ниже списке трансляций ту, которая вас интересует с помощью скролла вниз и/или вправо, и выбрать ее, кликнув по названию левой клавишей мыши.

Влияние процессов глобализации на функции государства

Понятию «глобализация» придается разное значение. Но чаще всего под глобализацией понимается современный этап мировой интеграции народов, обществ и государств. Он ведет к утверждению нового миропорядка, основанного на гармонизации национальных интересов и интересов международного сообщества в целом. Процесс интеграции сопровождает всю историю человечества, но в XX столетии он приобрел новые черты с появлением мобильной связи и Интернета, что превратило мир в единое информационное пространство.

Глобализация проявляется в интернационализации материального производства, появлении транснациональных корпораций, в углублении международного разделения труда, активизации экономического, финансового и торгового сотрудничества государств, в интенсификации обмена культурными и социальными ценностями в масштабе всего земного шара. Глобализация также содействует единению государств перед лицом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество, например нехватка воды, источников энергии, полезных ископаемых, транснациональная организованная преступность, торговля людьми, рабство и т. д.

Глобализация — объективный процесс: его нельзя ни запретить, ни отменить. Но он вносит серьезные изменения во внутреннюю и внешнюю политику государств и, следовательно, в их внутренние и внешние функции.

Важная тенденция в развитии внутренних функций состоит в их интернационализации, т. е. в придании этим функциям значительного международного аспекта. Иначе говоря, внутренние функции не могут развиваться без интересов международного сообщества. Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции, поскольку любое государство обязано обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. В современный период демократия является принципом всеобщего значения. В ряде международных документов отмечается, что «демократия основывается на свободно выраженной воле народов определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».

В условиях глобализации важное значение приобретает такой аспект политической функции государства, как обеспечение государственного суверенитета. Некоторые ученые и политические деятели утверждают, что перед лицом глобальных проблем «отступает суверенитет отдельного государства». Однако отказ от государственного суверенитета равносилен отказу от принципа территориальной целостности государства, от верховенства государственной власти на своей территории. Каждый народ вправе жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий государственно-правовой режим. Недопустимо навязывать другим народам своего образа жизни, своих ценностей и восприятия мира. Если эти ценности действительно имеют общечеловеческое значение, то они будут добровольно восприняты всеми странами и народами.

Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация означает интернационализацию рынков, обостряет конкуренцию и углубляет международное разделение труда. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударственных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Однако это не означает, что экономическая функция в условиях глобализации утрачивает свои национальные масштабы, но она требует соответствующего уточнения и поиска новых форм экономической политики.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного влияния и контроля за развитием экономических процессов с общегосударственного уровня на региональный и отраслевой уровни, а также на уровень отдельного предприятия. Каждое государство заинтересовано в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач повышения эффективности внутреннего хозяйства. Вместе с тем возрастает роль экономической стратегии государства в согласовании национальных интересов общества с интересами международного сообщества, что позволяет адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивает благосостояние собственного народа.

Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. В связи с появлением новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи, уменьшается численность используемой рабочей силы, многие государства переходят на гибкие системы занятости, например частичной или временной занятости, работе по контракту и т. д.

В литературе отмечаются следующие особенности под воздействием глобализации рынка труда и занятости во всем мире:

а) отсутствие гарантий стабильности занятости;

б) изменение технологических условий труда требуют меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

в) снижение влияния профсоюзов из-за снижения уровня социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений и т. д.

Указанные особенности заставляют государства пересматривать свою социальную политику, в том числе в области социальной защиты населения. Все большее число стран возвращается к принципу индивидуализма в области социального обеспечения. Это означает, что работа и стабильный доход рассматриваются как достаточное основание накопить определенные сбережения для пенсии по старости и в других случаях утраты трудоспособности. Указанный принцип требует повышения личной ответственности гражданина за собственное достойное существование.

Глобализация в наибольшей мере затронула экологическую функцию государства. Известно, что в высоком качестве окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Но особая роль в решении экологических проблем принадлежит государствам с высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. Именно на долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, негативное воздействие на нее хозяйственной деятельности, изменение климата на планете.

Экологические проблемы не исчерпываются пределами одного государства, поэтому необходимо активное сотрудничество всех государств в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, в частности создание системы мониторинга (наблюдения) за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, оперативной информации в данной сфере, принятие согласованных экологических решений и т. д.

К числу функций, имеющих не только внутренний, но и глобальный характер, относится функция охраны и защиты прав и свобод личности. Права человека признаны международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в области соблюдения стандартов прав и свобод, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами этих стандартов (международной юрисдикции).

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения. Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в совместной обороне и коллективной безопасности. Новый миропорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, которая в условиях глобализации приобрела качества специализации, четкой организации, интеллектуализации и т. д. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ, обосновавшихся в одном государстве, а действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой, приносит им прибыль, превышающую размер дохода некоторых стран. Борьба с транснациональной преступностью с учетом ее глобальных масштабов должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.

Несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать. К ключевым национальным интересам государств относятся обеспечение правопорядка внутри страны, контроль за природными ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой и ценовой политики, стабильность внутреннего развития, наращивание собственной мощи и др. Эти интересы направлены на самосохранение государственно организованного общества и являются движущей силой государственной политики.

В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, но они усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и пределы своего существования.

И в заключение — о соотношении понятий «глобализация» и «интеграция». Они не тождественны. Понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, правовой, духовно-культурной систем нескольких государств и регионов в процессе традиционного межгосударственного сотрудничества.

Глобализация — это всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет более высокую ступень и глубину взаимопроникновения идей, норм, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения и согласования интересов. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед нарастающей угрозой его выживанию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Совершенно очевидно, что процессы глобализацииприобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку.Это проблемы: общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты обще­человеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека.

Процессы глобализациисодействуют единению государствперед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия:

  1. Резкий контраст между быстро растущими капиталами американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в странах «третьего мира», а также в посткоммунистических странах, послужил причиной мощного антиглобалистского движения

  2. Недостаточно эффективное управление экономикой во многих странах

  3. Неравномерное распределение ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти и т.д.

Все это отрицательно сказывается на развитии мировой экономической структуры и управлении международной финансовой системой, вселяет неверие народов развивающихся стран в благую роль глобализации и рациональность проводимых под ее влиянием реформ.

Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств сказывается в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом.

Рассмотрим влияние глобализации на экономическую сферу:

Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономикидали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымывают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они вы­водят «из-под сферы влияния государства значительный функциональный сектор».

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

В условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

Поэтому вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономической функции государства». На мой взгляд, экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация в экологической сфереоткрывает огромные возможности всем странам и народам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств. Именно в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия чело­века на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

Что касается внешних функций государства,то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядкапредполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения и т.д.

Мировой правопорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснаци­ональной преступностью, наркобизнесом, между­народным терроризмом, торговлей людьми, похищенными автомашинами, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализациисталгенезис1 транснациональной преступностис присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой2. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ приобрела глобальные масштабы и приносит транснациональным преступным группам прибыль, превышающую размер национального дохода некоторых стран. Анализ состояния преступности, в том числе транснациональной, позволил исследователям прийти к выводу о том, что в XXI в. будет преобладать ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая преступность.Это означает, что борьба с транснациональной преступностью должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.

Вывод:Глобализация предполагает всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. И дело не столько только в объеме, сколько в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет высокую степень и глубину взаимопроникновения норм, идей, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед лицом нарастающей угрозы его выживанию.

Вопрос № 41 Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

Нормативные регуляторыустанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.

Среди ненормативных регуляторов выделяютценностный, директивный и информационный.Ценностный регуляторвоздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

Директивный регуляторпредставляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регуляторозначает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ__________________________Ц

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

трансформация функций ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИзАЦИИ

Современный этап развития института государства связан с серьезными изменениями, происходящими во всех сферах социума под влиянием глобализационных процессов. Глобализация давно уже стала частью нашей повседневности, оказывающей мощное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Формирование единого экономического и информационного пространства — это всего лишь часть видимой реальности, не в меньшей степени эти изменения затронули и политическую сферу.

ВАСИЛЬЕВА Татьяна Алексеевна — председатель Комитета общественных связей правительства г. Москвы, к. и. н., зав. кафедрой общественных связей и социальнотрудовых отношений ГЭИТИ

Одной из наиболее активно обсуждаемых является проблема сокращения полномочий института государства, потерявшего значительную часть своих традиционных функций, часть из которых «перехвачена» транснациональными и международными структурами, часть передана местным властям и гражданскому обществу.

По мнению И. Валлерстайна, главная причина кризисного состояния современного общества — в утрате веры в государство как «проводника реформ и оплота личной безопасности». М. Кастельс считает, что кризис легитимности государства приводит к сужению суверенитета национальных государств. Теряют авторитет не только государственные институты, но и традиционные семейные ценности, что ведет к нарушению последовательности передачи культурных кодов от поколения к поколению. Уход государства из таких жизненно важных сфер для человека как социальная и сфера культуры, грозит потерей ценностных смыслов бытия.

По мнению профессора С. П. Перегудова «современное государство не сдало свои позиции глобализации, не исчезла и его способность управления экономикой. Но изменились формы этого управления, следовательно, и его стратегия, потому и «новая роль государства в глобализирующейся экономике не должна оцениваться как уменьшающаяся либо вообще исчезающая — просто она меняется». Возможность государства вносить позитивный вклад в экономическое развитие определяется отнюдь не его силой, а способностью создавать и поддерживать «сетевые структуры», в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ1.

Но несмотря на то, что существуют серьезные противоречия и разногласия в представлениях о роли государства в формирующемся глобальном пространстве, большинство исследователей отмечают уже проявившуюся тенденцию ослабления института национального государства, размывания его границ и разрушения традиционных политических связей под давлением новых политических акторов. Речь идет о транснациональных субъектах власти, которые вытесняют национальные институты и неподконтрольны международным политическим структурам.

1 Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства. «Полис», 1998, № 1

12 ВЛАСТЬ 10’2007

Глобально ориентированная экономика ослабляет механизмы регуляции внутренней политикой, делает государства контролируемыми со стороны мировых финансовых рынков, интересы которых входят в противоречие с национальными интересами. Экономическая глобализация не просто снижает значение национального государства — она подрывает основы национального суверенитета и независимости. Особенно важным для легитимности государства является его неспособность выполнять свои обязательства как гаранта национальной безопасности.

Большинство современных исследователей отмечают, что далеко не все государства могут успешно вписаться в новое экономическое пространство. Международные экономические процессы, прежде успешно регулирующиеся на двустороннем уровне, перерастают во внестрановые отношения, в связи с чем происходят размывание и обесценивание регулирующих функций государства. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю внутриполитической ситуации и управлению ею.

Усиливающие свои позиции транснациональные акторы, действующие по всему миру и не признающие границ, все в большей степени подрывает способность национального государства обеспечивать благосостояние граждан, во всяком случае частично лишает его традиционных структур и технологий управления и контроля. Таким образом ставится под сомнение ценность идеи «социального государства» и «гражданского общества», целью которых были контроль и взаимодействие с национальными государственными структурами. Государство теряет прежние механизмы воздействия на общество, но и общество сегодня не может в полной мере предъявлять требования к институту государства, так как оно не решает уже многих вопросов, которые ранее были в рамках его компетенции.

Развитие транснациональных компаний, крупнейшие из которых контролируют все больший объем производственного потенциала в мировом частном секторе, выводит их из поля национальной юрисдикции и обесценивает прежние

государственные рычаги воздействия на них. Внедряясь на национальные рынки, они разрушают там сложившееся соотношение сил и теснят местных производителей, используя свою «глобальность». Они с успехом уходят от национального налогообложения и антимонопольного законодательства.

ТНК воздействуют не только на национальную экономику, укрепляясь в регионе, они постепенно начинают регулировать внутренние политические процессы, лоббируя свои интересы в законодательных и исполнительных структурах, влияя на ход выборов и т. д.

Появление транснациональных акторов — разнородных, действующих по всему миру, не признающих границ и тем самым отвергающих принцип национального государства, ставит необходимость осмысления проблемы государственной безопасности. Подрывая способность государства обеспечивать благосостояние граждан, лишая его эффективных форм контроля экономики и социальной политики, глобализация ослабляет его позиции, делает его уязвимым со стороны как внутренних, так и внешних политических сил.

Особую роль с середины прошлого века играет глобальная финансовая система, масштаб и сила воздействия которой на национальную экономику стали беспрецедентными. Трансграничные финансовые потоки взаимосвязаны таким образом, что финансовые трудности, с которыми сталкивается одна или несколько национальных систем, могут прямо отразиться на остальных частях глобальной финансовой системы. Интенсификация мировых торговых связей имеет многообразные последствия не только в экономическом плане. Развитие региональных систем торговых соглашений, институционализация мировой системы меняют роль национального государства — его протекционистские функции существенно сокращаются и не только торговые тарифы и квоты, но и внутренняя экономическая политика находятся в центре международных институтов и организаций.

Структурой, регулирующей глобальные финансовые потоки, является МВФ, которая, формально являясь международной организацией, превратилась в инструмент реализации интересов наиболее развитых стран мира.

1 0’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________13

Важную роль в укреплении экономического пространства стран-лидеров играет ВТО. Для приема новых членов в эту организацию были установлены жесткие правила.

Политика ВТО противоречива по своим последствиям: с одной стороны

— она способствует вхождению в мировое экономическое пространство, с другой

— требование сбалансировать цены внутреннего рынка и мирового рынка приводит к дальнейшему разрушению национальных экономик.

В результате с одной стороны — МВФ, МБ, ВТО и другие глобальные финансовые институты укрепляют свой контроль над мировой экономикой, а с другой — последствия проводимой политики подрывают национальные экономики, а значит, ухудшают социальное положение населения стран, не входящих в так называемый золотой миллиард.

Система, основанная на бюрократической централизации, неизбежно предполагает авторитаризм. В соответствии с философией глобализации избранные народом органы должны отказаться от части своего суверенитета в пользу международных учреждений, неподотчетных избирателю. В этом, по мнению критиков глобализации, суть Маастрихского договора об углублении интеграции в Западной Европе.

Помимо ТНК, МВФ, ВТО, значительную роль в ослаблении института государства начинают играть регионы, которые получают некоторую самостоятельность в международных контактах в качестве дополнительного инструмента саморазвития в обмен на уменьшение поддержки со стороны государства. Привлекая для взаимодействия с государством внешние силы, политические субъекты (в том числе и местная администрация) зачастую становятся проводниками их интересов.

Этот естественный процесс создает определенную угрозу. Внешние силы оказывают поддержку тем или иным структурам в обмен на продвижение теми их интересов, и в большинстве случаев эти интересы не совпадают с национальными интересами.

Особое значение в современных политических процессах играет элита. Ценностные ориентации элиты всегда были важным фактором, определяющим политику государства. Если общество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

само формирует сознание своей элиты, оно сохраняет способность осознавать и выражать интересы своего государства, однако в современном мире сознание элиты формируется не самим обществом, а извне. М. Г. Делягин отмечает, что сознание элиты, которое формируется его стратегическими конкурентами, неизбежно становится неадекватным. Ценности, идеи, приоритеты, проводимые во внутренней политике национальной элитой, соответствуют интересам его стратегических конкурентов, а для самого общества являются разрушительными1.

Не менее важным фактором, воздействующим на возможности института государства в условиях глобализации, является культура как фактор, связывающий воедино все элементы общества, переводящий язык системных закономерностей на понятный людям язык их жизненного мира. Разрушение или резкое изменение этого языка иногда может повлечь за собой и паралич социальной системы. Институциональные и культурные контексты дискурсов в разных странах неодинаковы и поэтому для применения универсальных стандартов требуются процедуры опосредования собственной культурной традицией. Но в процессе опосредованного усвоения не всегда удается избежать таких явлений, как утрата культурной идентичности, разрушение культурных моделей.

Глобализация меняет пространство, в котором происходят производство и воспроизводство национальных культур, и чем более глубоко исследуются процессы глобализации, тем более рельефно выявляется их глубинное влияние на положение человека в социуме. Если прежде человек в большей или меньшей степени оставался частью локального общества, то с развитием глобальных коммуникаций, с включением в сеть множественных, безличных связей ослабляется его связь с определенной социокультурной средой. Постепенно происходит разрушение устоявшихся механизмов социализации, благодаря которым происходила передача от одного поколения к другому социальных и моральных ценностей, норм и традиций. В современном обществе увеличивается объем функциональ-

1 Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., «Инфра-М», 2003, стр. 340

14 ВЛАСТЬ 10’2007

ных социальных связей индивида, часто являющихся анонимными, быстро изменяющимися и ослабляющими значимость устойчивых, обладающих эмоционально ценностным содержанием отношений.

Многие страны к начальной фазе развития глобализации находились на той ступени исторического развития, для которой характерны внутреннее единство общества, преобладание коллективистских ценностей, умеренный уровень потребления, экономическая политика, ориентированная на модернизацию и развитие самостоятельного экономического комплекса. Но интеграция стран в мировое хозяйство влечет за собой смену социально-экономических ориентиров, сдвиги в функционировании хозяйственных механизмов, что затрудняет политику самостоятельного развития государства.

Глобализация вносит также во внутреннюю политику новые элементы наднационального характера, отражающих те проблемы, которые в государственных рамках решены быть не могут. Так, активность миграционных процессов порождает новые противоречия и дестабилизацию общества, что усиливает роль международных институтов и межгосударственных структур, которые объективно должны постепенно выполнять функции, утрачиваемые национальными государствами. Государство, оказавшись в ситуации обострившихся социальных, политических, этнических и т. д. противоречий, вынуждено учитывать при их разрешении мнение мирового сообщества, но которое отражает прежде всего мнение западноевропейских стран и США.

Противоречива по своим последствиям деятельность «транснационального гражданского общества» — сети неправительственных организаций, имеющих штаб-квартиры в развитых странах и пользующихся их финансовой и организационной поддержкой. Влияние так называемого транснационального гражданского общества на становление гражданского общества как в России, так и других странах, находящихся на этапе трансформации, далеко неоднозначно.

Идея «глобальной политики» меняет традиционные представления о различии между внутригосударственной и международной, внутренней и внешней политикой, которые свойственны укоренившимся в течение столетий воззрениям.

Несмотря на то, что государства еще остаются основными политическими акторами, они действуют на мировой арене с массой других властных институтов и организаций. Это международные правительственные и неправительственные организации, наднациональные органы региональных объединений, ТНК, транснациональные группы давления, межнациональные профессиональные ассоциации и т. д.

Транснационализация политического пространства наряду с приватизацией международными, экономическими и общественными структурами ряда государственных функций уменьшают и способность государств использовать организованное насилие. Наряду со снижением способности государственных институтов контролировать процессы внутри своих стран глобализация также уменьшает их готовность принимать на себя ответственность. Хотя государства и остаются суверенными, политическая элита зачастую предпочитают делегировать часть своих полномочий международным структурам, часть властных полномочий передается неправительственным корпорациям, круг которых достаточно широк — от корпораций до экологических организаций. Группы давления одной страны могут сотрудничать с подобным группами в других странах. В силу этого главными политическими акторами становятся глобальные политические сети, представляющие собой альянсы правительственных агентств, международных организаций, корпораций, неправительственных организаций и других общественных групп. Информационные технологии позволяют этим сетям расти и осуществлять влияние, которое непропорционально велико по сравнению с их размерами.

Эта проблема актуальна для современной России. Ослабление государственных структур, активное лоббирование олигархическими структурами своих узкогрупповых интересов предполагает как противодействие — усиление значения и роли гражданского общества. Однако гражданское общество в стране сегодня не готово эффективно противодействовать издержкам усиливающегося глобализационного процесса, что еще более усиливает опасность разрушения института национального государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *