Оспаривание кадастровой стоимости 2018

81808.doc 53 Kb

Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете размера земельного налога, арендной платы или платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость возможно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обязанность использовать внесудебный порядок урегулирования данного спора законом не предусмотрена, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд, минуя комиссию. Однако первоначально рекомендуется обратиться именно в нее (ч. 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

На территории Нижегородской области создана комиссия при Управлении Росреестра по Нижегородской области и находится по адресу: город Нижний Новгород, улица Ванеева, д.205, каб. 513 и 610, тел/факс 417-59-24.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможно воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1.1. Обратитесь с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в срок не позднее пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Для обращения в комиссию составляется заявление, в котором необходимо указать Ф.И.О., адрес места жительства, причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 16 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ):

— кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. В целях выявления данного основания для пересмотра кадастровой стоимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (ими могут являться министерства имущественных отношений либо управления государственного имущества в субъектах РФ, иные органы власти субъектов РФ, а в некоторых случаях органы местного самоуправления) и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения должны быть предоставлены в течение семи дней с даты поступления запроса;

— отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;

— положительное экспертное заключение в бумажном и электронном виде в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.

Заявление не принимается к рассмотрению в случаях:

— отсутствия вышеперечисленных документов;

— нарушения срока подачи заявления;

— если величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости (п. 15 Порядка).

Шаг 1.2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (п. п. 16, 17 Порядка).

По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом, о чем в течение пяти дней уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления. Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то оно также представляется в территориальное управление Росреестра и кадастровую палату субъекта (ст. 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; п. 21 Порядка).

При отказе комиссии в пересмотре кадастровой стоимости (если заявитель предварительно обращался в комиссию), а также при отсутствии данного обращения можно обратиться непосредственно в суд.

Для этого рекомендуем придерживаться следующего порядка действий.

Шаг 2.1. Составьте исковое заявление и подготовьте необходимые документы.

Для обращения в суд необходимо подготовить исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и (или) об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров.

В качестве ответчика следует указывать кадастровую палату субъекта, в котором находится ваш земельный участок, комиссия указывается в качестве третьего лица.

В заявлении следует указать, по какой причине вы не согласны с кадастровой стоимостью и (или) с решением комиссии, какие права и интересы нарушает ее спорный размер, почему она является неверной и какими документами и сведениями это подтверждается (ст. 131ГПК РФ).

К исковому заявлению следует приложить (ст. 132 ГПК РФ):

— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

— кадастровый паспорт земельного участка;

— правоустанавливающий документ на земельный участок;

— документы, подтверждающие доводы о нарушении прав и обязанностей заявителя;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет оценщика в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

— копию решения комиссии по рассмотрению споров об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (при наличии);

— иные документы, а также копии всех документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц;

— документ, подтверждающий уплату госпошлины, размер которой составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

С исковым заявлением и документами необходимо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

Поскольку предметом данного спора по существу будет изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, данные требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11).

Шаг 2.2. Примите участие в судебном заседании.

Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (ст. 154 ГПК РФ).

Следует иметь в виду, что ответчик может не согласиться с предлагаемой вами оценкой земельного участка и попросить суд назначить дополнительную рыночную оценку.

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Обратите внимание!

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, стоимость которой в зависимости от сложности дела и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).

Получить информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно в Росреестре несколькими способами.

На портале Росреестра c помощью сервиса «Получение сведений из ГКН».

Сведения о кадастровой стоимости можно получить на портале Росреестра, заказав выписку из ГКН. Для этого можно воспользоваться сервисом на портале Росреестра. С главной страницы перейти в раздел «Физическим лицам» или «Юридическим лицам». Выбрать сервис «Получение сведений из ГКН», заполнить форму и сформировать заявку. Поля, отмеченные восклицательным знаком, обязательны для заполнения. Убедиться, что заявка принята, запомнить ее номер (по нему можно будет отслеживать статус заявки). Сведения из ГКН будут предоставлены не позднее 5 рабочих дней с момента приема документов.

На портале Росреестра с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».

Публичная кадастровая карта содержит сведения ГКН. Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.

На портале Росреестра с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Чтобы получить справочную информацию по объекту недвижимости в режиме online, можно использовать специальный сервис в разделе «Электронные услуги и сервисы». По кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости можно получить справочную информацию об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

На портале Росреестра с помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».

С помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» можно ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки, которую проводят органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. Для этого надо зайти в раздел «Физическим лицам» или «Юридическим лицам», выбрать «Получить сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки». Для получения сведений об объекте недвижимости достаточно ввести кадастровый номер интересующего объекта в поле поиска и нажать на кнопку «Найти». Откроется ссылка на вкладку с информацией о запрашиваемом объекте недвижимости или надпись об отсутствии таких данных (в случае их отсутствия в фонде данных государственной кадастровой оценки). Можно также скачать отчет об определении кадастровой стоимости, в котором содержатся сведения об интересующем объекте недвижимости. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на портале Росреестра, можно запросить кадастровую справку о кадастровой стоимости из ГКН. Для этого надо обратиться в филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ) лично, либо направить запрос по почте. Если в ГКН есть сведения о кадастровой стоимости объекта, кадастровая справка будет предоставлена бесплатно не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения запроса. При подаче запроса надо указать способ получения готового документа: при личном посещении филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра, в МФЦ или по почте.

Главная / Кадастровая оценка / Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

· Раздел «Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости»

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены:

физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отдельных случаях – в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Пересмотр кадастровой стоимости в суде

Пересмотр кадастровой стоимости в суде в целях установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для пересмотра физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в суде возможен только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (заявление), поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.

В соответствии с порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.11.2011 № П/453/11 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю (далее – Комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в комиссии

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии заявителю необходимо подать заявление.

С заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости – агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в Управление Росреестра по Красноярскому краю, если стоимость определена в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

Уточнить, каким образом определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (в ходе государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости), можно в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.

К заявлению необходимо приложить:

выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,
в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в Управление Росреестра по Красноярскому краю и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю копию указанного решения.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

отчет об оценке рыночной стоимости, составленный в форме электронного документа, на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, в Управление Росреестра по Красноярскому краю;

сведения о кадастровой стоимости в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Красноярскому краю.

Порядок применения кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Полный переход к рыночным отношениям породил большое число проблем для собственников недвижимости встречаться с которыми раньше не доводилось. Одной из таких новелл Российского законодательства является институт оценки объектов, привязанных к земле, который называется кадастровой стоимостью. Раньше под ней понималась цена, отражавшая затраты на строительство объекта с учетом амортизационного износа. В настоящее время кадастровая стоимость отражает больше параметров, влияющих на формирование ценности дома, квартиры или другого объекта недвижимости. Кадастровая стоимость вплотную приблизилась к рыночной, формирующейся на основе спроса и предложения. У собственников появилась возможность оспаривать кадастровую стоимость и влиять на её увеличение или уменьшение.

Для чего нужно оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости?

В конце 2017 года были приняты изменения, позволяющие собственнику снизить этот показатель. Механизм задействуется при несогласии с установленной органами муниципальной власти оценкой. Раньше она проводилась без участия собственника. Не отражала его мнения. Справедливая кадастровая стоимость имеет значение в следующих случаях:

  • На основании неё устанавливается арендная плата за земельный участок;
  • Соответственно ей формируется бюджет на выкупаемые для государственных или муниципальных нужд земли;
  • Формируется цена на объекты при заключении договоров купли-продажи. Отныне она не может быть ниже его кадастровой оценки;
  • Играет роль в наследственных правоотношениях, поскольку позволяет более справедливо оценить наследственную массу и распределить её между наследниками.

Кто определяет кадастровую стоимость недвижимости?

Полномочия по определению стоимости земли и привязанных к ней объектов переданы муниципальным органам власти. Масштабные работы по инвентаризации объектов и земельных угодий начаты в 2000-х годах. К январю 2014 года все находящиеся в ведении муниципалитетов объекты были оценены и внесены в единый реестр. Полномочия муниципалитетов по определению цены объекта были делегированы ими независимым экспертам в области недвижимости на основании договоров. В ходе инвентаризации выявилось большое количество недостатков. Они зависели от:

  • уровня квалификации работников экспертных организаций;
  • колебания рыночных цен на валюту в период оценки;
  • несовершенства методик оценки, которые использовали оценщики при определении цен на разнородные объекты (земли различного назначения, жилые, хозяйственные промышленные объекты и пр.).

Эти недоработки привели к многочисленным жалобам на завышение стоимости объектов. Возник поток жалоб и исковых заявлений в суды с требованием об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Это вызвало необходимость внесения поправок в механизм её определения и создания специализированных комиссий. До 2018 года обращение в комиссию с заявлением об изменении размера кадастровой стоимости являлось обязательным. С начала 2018 года оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости упростился. Сейчас собственник или заинтересованное лицо, вправе обжаловать несправедливую, с его точки зрения оценку.

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости. Механизм обжалования

До 2018 года несогласный с результатами оценки собственник был вынужден подавать заявление в комиссию, создаваемую на обслуживаемой территории решением органа Росреестра. Нормативным документом, регламентирующим деятельность этих комиссий, является Приказ Минэкономразвития РФ № 263 от 04.05.2012 года. Комиссии являются постоянно действующими.

Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости состоит из:

  • представителя муниципальной власти (органа местной исполнительной власти);
  • представителя Росреестра (местного управления);
  • сотрудника департамента имущественных отношений;
  • представителя СРО независимых оценщиков в области недвижимости.

При подаче заявления технический работник обязан разъяснить заявителю:

  • порядок подачи заявления;
  • снабдить его полным перечнем документов, которые прилагаются к заявлению;
  • разъяснить нюансы по оценке объекта в отношении которого возникли разногласия;
  • информировать о размере государственной пошлины за рассмотрение заявления;
  • рассказать о механизме обжалования решения комиссии при несогласии с ее выводами.

Все решения, принятые по заявлениям об оспаривании кадастровой стоимости, публикуются в свободном доступе на электронном ресурсе администрации региона в разделе, касающемся имущественных отношений.

Судебный порядок обжалования

Судебный порядок подразумевает, что истец выражает несогласие с деятельностью органа исполнительной власти. Иными словами, оспаривая кадастровую стоимость на недвижимость заявитель выражает сомнение в компетентности лиц, уполномоченных на проведение оценки. Для этого у него должны быть веские основания. Поэтому, в Постановлении ПСВ РФ от 30.06.2015 г. № 28 предусмотрено, что суды принимают такие заявления только в случаях:

  • Когда установлена на основании недостоверных данных об объекте недвижимости;
  • Если на момент её определения уже была установлена рыночная цена объекта.

Соблюдение этого порядка оспаривания кадастровой стоимости недвижимости является обязательным для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов муниципальной и государственной власти. Для физических лиц сделано исключение. Согласно Закону «Об оценочной деятельности (абз.3 ст.24.18) обращение в комиссию для них не обязательно.

Установлен предельный срок, чтобы оспорить кадастровую стоимость на недвижимость в суде. Он равен 5 годам. Но пропуск установленного срока не является основанием для отказа в приеме заявления, если данные об оценке объекта не внесены в ЕГРН. В этом случае пропущенный срок может быть восстановлен.

Содержание заявления об оспаривании

По содержанию заявления об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости, подаваемые в комиссию и суд принципиально не отличаются друг от друга в мотивировочной части. Образец заявления подаваемого в комиссию:

Чтобы заявление было рассмотрено максимально быстро, а у рассматривающего его органа не было оснований для отказа в рассмотрении или задержек к заявлению прикладываются следующие документы:

  • Кадастровый паспорт на объект, являющийся предметом спора (дома, квартиры, здания, земли);
  • Документ на право владения/распоряжения объектом недвижимости;
  • Документальное подтверждение неточности, допущенной при расчете стоимости объекта (неправильной методики, счетной ошибки, использования документов относящихся с к другому объекту и пр.);
  • Заключение независимого эксперта-оценщика, имеющего членство в СРО.
  • Квитанция оплаты государственной пошлины (для физических лиц – 300 рублей, для иных заинтересованных лиц – 4 500 рублей — подп.6 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Правовые последствия обжалования

Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости может нести различные правовые последствия в случае рассмотрения в комиссии и в суде. В первом случае основаниями для отказа решением комиссии являются:

  • Недостоверность;
  • Неточность;
  • Неправильная аргументация.

Изложенные в заявлении или выявленные в ходе рассмотрения представленных документов.

Возможны два варианта:

  • Отклонение заявления с указанием на достоверные источники, которые использовались комиссией при оценке объекта;
  • Изменение в сторону уменьшения, при выявлении недостоверных данных.

О принятом решении комиссия обязана уведомить заявителя не позднее 5 рабочих дней с момента рассмотрения заявления.

Этот порядок обязателен для всех заявителей, за исключением физических лиц.

В суде используются все те же документы, которые предоставлялись заявителем при обжаловании в комиссию с приложением решения комиссии, с которым не согласен податель заявления. Принятое судом первой инстанции так же может быть обжаловано, в случае несогласия в вышестоящем суде, вплоть до ВС РФ. Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости и пересмотр в судебном порядке решения может инициировать прокурор в порядке надзора.

Специалисты компании Law&Trust предоставляют услуги по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью. Мы поможем Вам добиться необходимого результата и уменьшить Ваши расходы на налоги в кратчайшие сроки. Наша компания имеет на сегодняшний день имеет 7-ми летний опыт работы в данной сфере. Портфолио наших профессиональных юристов насчитывает более 100 успешно закрытых дел по оспариванию кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости интересует заявителей в основном в связи с налогообложением. Кроме того, она применяется в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей. При этом у заявителей может возникнуть потребность как в снижении кадастровой стоимости, так и в ее увеличении. О том, как заявители могут установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, в установленном законом порядке, рассказывает заместитель начальника отдела определения кадастровой стоимости Тюменского филиала Кадастровой палаты Ирина Тебенева.

— Ирина Николаевна, в отношении каких объектов недвижимого имущества устанавливается кадастровая стоимость?

— В государственный кадастр недвижимости вносится кадастровая стоимость земельных участков и объектов капитального строительства.

— Кто вправе изменить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества и в каких случаях?

— Кадастровую стоимость объекта недвижимости могут оспорить граждане и организации, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. Например, кадастровая стоимость земельного участка, по мнению заявителя, значительно выше рыночной, и это ведет к увеличению затрат по статье «налоги».

— Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества, если правообладатель не согласен с её величиной?

— Кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена равной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Для этого граждане и организации вправе обратиться с заявлением или иском* в соответствующую комиссию или в суд. Причем, для организаций досудебное урегулирование споров о кадастровой оценке обязательно. Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (такая комиссия на территории региона действует при Управлении Росреестра по Тюменской области). Граждане могут выбирать: либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд. При этом с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в комиссию или в суд следует предоставить отчёт об оценке объекта недвижимости, подготовленный оценщиком.**

*Подается в комиссию заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости или в суд административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

**Перечень документов, необходимых при обращении в комиссию, размещен на интернет-сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Полезная информация – Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости».

— С какого времени применяется кадастровая стоимость, установленная по решению комиссии или суда?

— В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о новой кадастровой стоимости можно использовать в установленном законом порядке с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Например: если заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано гражданином или организацией 27 ноября 2015 года, кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или суда, внесена в государственный кадастр недвижимости 12 января 2016 года, то данная кадастровая стоимость будет применяться для целей налогообложения и иных целей с 1 января 2015 года.

— И в какие сроки вносится в ГКН новая кадастровая стоимость?

— Комиссия принимает решение об оспаривании кадастровой стоимости в достаточно короткие сроки – не более 30 дней с момента подачи заявления. В течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения оно направляется в Филиал. В течение 10 рабочих дней с даты получения такого решения Филиал осуществляет внесение в ГКН сведений об установленной кадастровой стоимости.

Что касается решений суда: при поступлении в Филиал судебного решения, вступившего в законную силу, оно исполняется в срок, указанный судом в резолютивной части решения. В случае, если в решении суда не установлен срок его исполнения, Филиал исполняет данное решение в разумный срок (как правило, в течение двух рабочих дней со дня поступления решения в Филиал).

— Планируется ли пересчет кадастровой стоимости, если – да, то когда и каких объектов недвижимости?

— Филиалом в соответствии с запросом Департамента имущественных отношений Тюменской области для проведения очередной государственной кадастровой оценки сформированы и предоставлены перечни земельных участков в составе категории земель населенных пунктов и категории земель сельскохозяйственного назначения, а также объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года. При утверждении результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости до 1 декабря 2016 года данные результаты (в соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ) будут применяться для целей налогообложения с 1 января 2017 года.

Справочная информация: Для обращения в комиссию заявление с приложением необходимых документов заявитель может представить по адресу: г.Тюмень, ул. Максима Горького, 74, каб. 206, либо направить через организацию почтовой связи по месту нахождения Управления Росреестра по Тюменской области (625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 42). Консультирование заявителей осуществляется по адресу: г.Тюмень, ул. Максима Горького, 74, каб. 305, тел. 8(3452) 39-68-84.

Информация о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости размещена на интернет-сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Кадастровая оценка — Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области

Тебенева Ирина

Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного суда, отмечает замминистра экономического развития Николай Подгузов, он предписал правительству разработать такую поправку. У муниципального образования может быть законный интерес оспорить решение комиссии, принятое по инициативе собственника участка, решил Конституционный суд в июле 2016 г. (см. врез). Кадастровая стоимость влияет на налоги и заинтересованность муниципальных образований налицо, согласен с Конституционным судом член Общественной палаты Тахир Мамедов.

За 11 месяцев 2016 г. комиссии рассмотрели почти 42 000 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, и почти половина была удовлетворена (см. график). От кадастровой стоимости рассчитываются имущественный и земельный налоги.

Все изменения в регулировании кадастровой оценки ради увеличения налоговой базы регионов и новое предложение не исключение, говорит вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко. Уже отменен мораторий на кадастровую переоценку: регионам дано право самим решить, оставят они стоимость неизменной на уровне 2014 г. до 2020 г. или смогут ее повысить. Большинство регионов воспользовались правом на пересмотр, сообщал «Ведомостям» в 2016 г. Росреестр. Одной из первых это сделала Москва: стоимость земельных участков выросла на 1,5%, недвижимости – на 2,5%. Бюджет Москвы получит дополнительные 5,7 млрд руб. в год, говорил ранее представитель департамента финансов столицы.

Земельный вопрос

Оказавшееся в Конституционном суде дело было связано со снижением стоимости земельного участка группы «Илим», оцененного в 7 млрд руб. (на 1 января 2012 г.). Комиссия установила, что рыночная стоимость – 452 млн руб. Но администрация Братска оспорила решение в Иркутском областном суде – по ее оценке, стоимость земельного участка составила 1,6 млрд руб. Спор дошел до Конституционного суда, куда обратилась администрация Братска с просьбой признать неконституционной норму закона об оценке, позволяющую органам местного самоуправления оспаривать стоимость только принадлежащих им объектов.

Другой принятый в прошлом году закон ввел государственную монополию на кадастровую оценку – с 2018 г. ее будут проводить государственные бюджетные учреждения.

В Москве земля в основном принадлежит городу, но в регионах многие интересные участки перешли в частные руки, замечает президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский. Оспаривать по законопроекту предлагается не кадастровую стоимость, а решение комиссии, обращает внимание Каминский, для этого достаточно признать отчет об оценке, представленный собственником, не соответствующим требованиям законодательства. Это проще, чем оспорить стоимость, указывает Каминский. Есть принципиальная разница между оспариванием стоимости и решения комиссии, согласен Мамедов.

Если все, что решают комиссии, может быть оспорено городом в суде, то какой в них смысл, рассуждает Каминский, это лишает регионы стимулов создавать комиссии, в которые входят не только чиновники, но и представители оценщиков. Тогда оспорить кадастровую оценку можно будет только в суде.

Можно было бы дать местным властям право оспаривать не решение комиссий, а стоимость, предоставляя собственный отчет и доказывая, что вариант муниципалитета ближе к рынку, предлагает Каминский.

Если не определить, какое снижение стоимости считается существенным, то пересматривать смогут любое, говорит Радченко. Там, где нет точных цифр, есть простор для коррупции, замечает она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *