Содержание
Правовые основы ведения реестра выданных лицензий на алкоголь
Деятельность, связанная с алкогольной продукцией, подлежит лицензированию в рамках закона «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ. В качестве лицензирующего органа, в компетенцию которого входит предоставление и отзыв специального разрешения, проверка и контроль деятельности лицензиата, выступают федеральные и региональные органы исполнительной власти (Росалкогольрегулирование и его региональные подразделения).
Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен
Соискатель должен соответствовать предъявляемым требованиям и в зависимости от направления деятельности (производство, продажа алкоголя и т. д.) предоставить пакет документов, установленный в ст. 19 закона 171-ФЗ.
Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней, при этом для проведения дополнительных проверок указанный срок может быть продлен на аналогичный период. В случае принятия положительного решения лицензирующим органом выносится соответствующий приказ о выдаче лицензии.
На лицензирующий орган п. 6 ст. 19 закона 171-ФЗ возложил обязанность по ведению сводного реестра лицензий на алкоголь и иную спиртосодержащую продукцию относительно выданных, аннулированных и приостановленных разрешений.
Ведение реестра осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О государственном сводном…» от 17.07.2012 № 723.
Сведения в реестре лицензий алкогольной продукции
Сводный перечень алкогольных лицензий в соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением 723, является информационной системой федерального значения. Правомочия по внесению, изменению информации, содержащейся в реестре, от имени РФ осуществляет Росалкогольрегулирование.
В соответствии с п. 6 Правил сводный реестр включает следующую информацию:
- сведения о лицензиате, включая наименование (полное и сокращенное), ИНН, КПП, адрес местонахождения (организации, обособленных подразделений) и электронной почты;
- код субъекта РФ в соответствии с местонахождением организации и обособленного подразделения (это важно, поскольку разрешение действует на осуществление деятельности в конкретном регионе);
- вид деятельности и продукции;
- сведения о ранее выданных лицензиях, в том числе номер, наименование лицензирующего органа, дата выдачи и окончания действия, номер записи при внесении в сводный реестр, дата внесения изменений;
- в случае выездного обслуживания при осуществлении розничной торговли на объектах общественного питания указывается дата, место и время выезда;
- значения координат в отношении границ земельного участка стационарных торговых объектов по месту осуществления деятельности заявителя.
Внесение и изменение сведений осуществляются на основании распорядительных документов лицензирующего органа (например, приказа, решения и пр.), решений судебных органов, уведомлений и заявлений лицензиатов, поступления информации из компетентных органов (например, из ФНС в случае ликвидации организации-лицензиата).
Этапы проверки
Фактически любая торговая точка или производственный цех проверяются постоянно с момента подачи заявления на лицензию, после начала деятельности и в любой момент во время деятельности по плану Росалкогольрегулирования либо жалобам потребителей. Можно выделить три основных этапа:
- Проверка пакета документов при подаче заявления на лицензию в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
- Выездная проверка документов.
- Требование лицензии гражданином, или проверка «действенности» этой лицензии по ИНН.
На первом этапе Росалкогольрегулирование проверяет комплектность всех документов, в том числе на соответствие площади здания заявленной лицензии — так, например, для розничной торговли площадь «точки» должна быть не менее 50 кв. м., для производства требуется большая площадь. Проверяется местонахождение помещения, расстояние до ближайших спортивных объектов, школ, больниц и т. п.
Подвергается проверке юридическая форма организации соискателя — он не может быть ИП, кроме исключения, например, для фермеров. Должна присутствовать справка из банка об уставном капитале требуемой величины, заключение Санэпиднадзора и пожарной службы, план помещения и даже копия договора с организацией, осуществляющей монтаж пожарной сигнализации, с копией лицензии этой организации. При отсутствии или неправильном оформлении любого из этих документов в выдаче лицензии откажут.
После того как организация получила разрешение и начала работу, допустим, розничную торговлю, следует выездная проверка сотрудников Росалкогольрегулирования. Контролю подвергаются сертификаты качества спиртосодержащей продукции, наличие акцизных марок, подключение к системе ЕГАИС, фактическое (а не на бумаге) состояние помещения и расстояние от него до объектов систем здравоохранения, спортивных сооружений и учебных заведений, наличие медико-санитарных книжек у персонала, наличие на видном месте книги жалоб и предложений (и записи в ней), а также организация вывоза отходов и охраны торговой точки.
Одним словом, объект, реализующий алкоголь (либо производящий его) проверяется на параметры соответствия лицензии.
Третий и последний этап (не считая отдельных выездных проверок сотрудников Пожарного Надзора, Санэпиднадзора и других контролирующих органов) — это проверка потребителем.
Любой потребитель (т.е. покупатель) при наличии у него сомнений имеет право потребовать у магазина лицензию на продажу алкоголя. Согласно Закону о защите прав потребителей, а именно п. 2 ст. 9, ему должны быть предоставлены сведения о номере лицензии, сроке ее действия, а также государственном органе, который ее выдал.
Если по каким-то причинам получить эту информацию не удалось, а в организации уверяют, что она есть, проверить ее наличие можно по ИНН фирмы через государственный сервис — реестр выданных лицензий. Такой же проверке через данный сервис можно подвергнуть номер самой лицензии, чтобы выяснить, например, не просрочена ли она.
Условия получения
Чтобы получить разрешение на производство или оборот алкоголя, организация должна соответствовать жестким требованиям. Некоторые из них различных в разных регионах России, другие — общие для всех.
Законодательно устанавливаются требования к форме — только юридическое лицо (исключение — фермеры, торгующие собственным вином), величина уставного капитала — в некоторых случаях, например, для права на оптовую торговлю он должен составлять не менее 10 миллионов рублей, обладать на праве собственности или аренды помещением не менее 50 кв. м. для розничной торговли и 150 кв. м. для производства, оборудованном с учетом всех санитарных и пожарных норм и расположенном не ближе 50/100 м (в зависимости от региона) от школ, больниц и спортплощадок.
Кроме того, к заявлению должна быть приложена оплаченная квитанция на пошлину (сумма зависит от вида лицензии), заверенный в ИФНС индивидуальный налоговый номер и т.д.
Кроме того, при получении лицензии на розничную реализацию следует учесть, что с 2017 года они выдаются для магазина и предприятия общепита отдельно.
Информационное сообщение о включении контроля лицензии для организаций, осуществляющих розничную продажу маркируемой алкогольной продукции
13.01.2017
Росалкогольрегулирование, в очередной раз напоминает, что начиная с версии УТМ 2.0.4, включается автоматический контроль наличия действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при фиксации розничной продажи маркируемой алкогольной продукции.
Проверка сведений будет осуществляться на основании сведений государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2012 № 723 «О государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В случае, обнаружения отсутствия сведений о наличии действующей лицензии для данного места деятельности, УТМ с версии 2.0.4 заблокирует возможность подписания чеков для фиксации сведений о розничной продаже маркируемой алкогольной продукции.
Реестр находится в открытом доступе и доступен по .
Росалкогольрегулирование настоятельно рекомендует участникам алкогольного рынка сверить сведения в отношении своих мест детальности с данными реестра, обратив особое внимание на реквизиты:
- ИНН организации(сельскохозяйственного товаропроизводителя);
- КПП обособленного подразделения организации(сельскохозяйственного товаропроизводителя), осуществляющего лицензируемый вид деятельности;
- Сведения о действии лицензии;
- Дата окончания действия лицензии.
В случае обнаружения несоответствий, необходимо обратиться в лицензирующий орган для корректировки сведений. Наименование органа доступно в реестре в реквизите наименование лицензирующего органа выдавшего лицензию.
Напоминаем, что Росалкогольрегулирование не лицензирует организации розничной торговли и не сможет внести никакие правки в реквизиты реестра в отношении таких организаций.
Напоминаем, что автоматическое обновление УТМ до версии 2.0.4 начнется в начале февраля 2017 года.