Привлечение внимания общественности к проблеме

Среди всех каналов массовой Коммуникации радиовещание обладает самой высокой проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов Общения.
Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее с его появлением качественно новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом факторов физического и психологического характера, присущих природе радио:
– во-первых, это свойство электромагнитных колебаний (волн), несущих сообщение, проникать в любую покрываемую передатчиком точку пространства, т.е. то, что можно назвать вездесущностью радиовещания;
– во-вторых, компактность и мобильность на современном уровне электроники приемных устройств, которые, обеспечивая стабильное и достаточно высокое качество приема, могут сопровождать человека в любых условиях его жизнедеятельности практически круглосуточно.
Характер контакта радиовещания и аудитории не был всегда одинаков, он исторически менялся. В нашей стране прослушивание радио первоначально происходило в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Оставшееся в наследство от тех времен слово «громкоговоритель» не случайное. Радио, действительно, было «вещанием» – громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов. Сейчас понятие «семейного СМК» более справедливо для телевидения, но уже не полностью отвечает ситуации в области радиовещания. Сегодня радиоприемник стал мобильным и компактным. Появление и количественный рост приемников (а иные из них теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, поставило радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя.
Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.
Радиовещание сегодня адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить на две категории. Первая – это потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы. Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей». С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.
Каковы же основные особенности контакта радиожурналиста и аудитории, обеспечивающие успех станции?
1. Аудитория радио рассредоточена в пространстве. Адресованная множеству людей, сотням тысяч, а иногда и миллионам, радиопередача воспринимается слушателем индивидуально или в малой группе из двух-трех человек. Поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля Общения: не пафосно-декламационного, не официально-делового, не панибратски-амикошонского, как это иногда бывает, а доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю.
2. Аудитория радио не просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются в поле действия передачи чаще всего без сложившейся предварительной установки на восприятие в той степени, какая бывает у телезрителей, начинающих смотреть выбранную передачу после ознакомления с программой. Если публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в дом» радиожурналиста сложнее: в своем сообщении ему предстоит каждый раз создавать и вызывать мотив заинтересованности у своих слушателей, чтобы привлечь и удержать их внимание.
3. В радиоаудитории слабо или не всегда работает фактор обратной связи, как это имеет место, например, в театре, на концерте или во время публичного выступления, где иногда с помощью умелого воздействия на часть слушателей можно активизировать и «захватить» сразу всю аудиторию. Слово радиожурналиста должно дойти до каждого в отдельности, кто находится у радиоприемника, и эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений слушателей.
Существенное значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ. К примеру, очень широкий программный тип «Радио-1» или «Радио России», который можно обозначить как «радио для всех и обо всем», предполагает в качестве слушателей практически все население страны. Несколько другая, более узкая направленность у «Маяка» – «информационно-музыкальная программа для взрослой аудитории», у «Молодежного канала» – «передачи широкого профиля для молодежи», московская станция «Авторадио» в соответствии со своим названием ведет передачи для слушателей-автомобилистов.
Восприятие радиопередачи – динамичный процесс, находящийся под влиянием многих психологических факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать».
Обычно выделяют следующие типы слушания радио
Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио нечто отвечающее в данный момент его духовной потребности и эмоциональному состоянию. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.
В зависимости от полноты удовлетворения интереса активизируются различные механизмы внимания человека, возникают другие типы слушания.
Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его.
Выборочное, или селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информацией, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.
Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в Общении аудитории с радио.
Названные типы слушания не всегда можно вычленить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные способы контакта аудитории с радиостанцией непрерывно взаимно переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному.
В приведенных характеристиках типов Общения радио и аудитории постоянно используется слово «внимание». Без этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о последнем звене коммуникационной цепи, которое обозначается как «получатель сообщения».
Редакционные разговоры о том, каким образом «привлечь, захватить и удержать внимание» слушателей, – предмет бесконечных раздумий, удач и ошибок, творческих поисков, которые сопровождают радиожурналиста всю его профессиональную жизнь. Действительно, от умения мобилизовать и оптимально использовать внимание – этот феномен человеческой психики, организующий весь процесс освоения сообщений (восприятие, понимание, осмысление, запоминание или отторжение) – во многом зависит эффективность работы радио.
В условиях огромного потока информацией, получаемой из внешнего мира, человеческое сознание во избежание перегрузки вынуждено прибегать к избирательному восприятию. Принцип экономии мышления заставляет целесообразно направлять психическую активность, или, что то же самое, сосредоточивать внимание на сведениях, субъективно значимых в данный момент для получателя, и опускать, не воспринимать то, что не представляет ценности. Поэтому путь к сознанию аудитории для радиожурналиста начинается с абсолютно необходимого условия – понимания, чем и как привлечь ее внимание.
Основное условие здесь – правильное определение своей аудиторной ниши, формирование категории слушателей с ориентацией на данную станцию.
Работа радиожурналиста над материалом для эфира связана с учетом возможностей человеческой памяти.
Запоминание – способность сознания закреплять, удерживать в течение какого-то отрезка времени фрагменты информацией. Это своеобразный аккумулятор жизненного опыта человека. Однако следует учитывать, что он имеет определенную, отнюдь не беспредельную емкость – физиология и здесь ставит свои границы в виде некоторых предохранителей от перегрузки.
Существует несколько видов памяти: оперативная – сохраняющая некую сумму фактов, единиц информацией в пределах лишь одного коммуникационного акта (например, чтобы понять смысл единичного сообщения в информационном радиовыпуске); кратковременная – фиксирующая информацию на время, пока она актуальна для данной жизненной ситуации; долговременная – входящая в базовую сферу сознания личности, где закреплены убеждения, установки отношения к действительности, критерии жизненных ценностей, стереотипы и т.д.
Хотя коммуникационный эффект журналистская практика связывает с закреплением материала именно в долговременной памяти, понятно, что из всего огромного массива поступающей каждый день информацией в ней оседает лишь ее незначительная часть. Этот вид памяти загружается методом постепенного, длительного накопления. В повседневной же работе радиожурналисту приходится ориентироваться на оперативную память. Этот фактор, это умение – один из критериев профессионализма в установлении надежного контакта с аудиторией. Темп подачи информацией в зависимости от ее сложности, приемы разъяснения и повторов, используемая лексика, звуковое качество материала – все эти параметры передачи должны обеспечить ее удобослушаемость, т.е. соответствовать психофизическим возможностям аудитории.
Журналистская практика показала, что человек плохо воспринимает такие трудно уловимые на слух детали, как цифры, имена, названия, термины, если они не используются предельно экономно и не разъясняются. Так, услышанное в новостях сенсационное заявление какого-нибудь видного деятеля будет сведено к нулю, если вниманием не зафиксировано, кто именно это заявление сделал. Во избежание этого при компоновке новости на радио применяют прием предварительной активизации интереса слушателя: сначала излагается ключевой момент заявления, потом следует имя его автора, а затем развитие темы с повторным упоминанием имени, если сообщение носит пространный характер.

ББК Ч600.0 + Ч600.2

УДК 070.15 + 004.738.5

Н. В. Малина

N. Malina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

METHODS TO ATTRACT THE ATTENTION OF THE AUDIENCE TO SOCIAL PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN MEDIA)

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «социальная проблема», а также освещаются наиболее популярные и результативные способы привлечения внимания аудитории к социальной проблематике в зарубежной практике.

Ключевые слова: зарубежная журналистика; социальные проблемы; зарубежные СМИ; современные каналы коммуникации; медиаперсоны; общество; персонализация; реклама; социальные акции.

В современном мире социальные проблемы активно освещаются всеми средствами массовой информации. Они не имеют одной точки зрения, рождают массу споров и обсуждений и вызывают огромный общественный резонанс. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Но исходя из уровня жизни населения или государственной политики, перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Термин «социальная проблема» появился на Западе в начале XIX века и первоначально использовался для определения одной конкретной проблемы ‒ неравномерного распределения богатства среди населения. Истолкование понятия как нежелательной или негативной ситуации, которая затрудняет жизнь общества и которую можно преодолеть только коллективными усилиями, появилось позже, при попытке осмыслить социальные последствия промышленной революции, такие как рост городских трущоб, классовое неравенство и разрушение традиционных укладов .

Социальные проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы как значительной части населения, так и отдельных групп или систем. Но несмотря на различные ответвления и ситуации, каждая проблема требует повышенного внимания общественности и дальнейшего разрешения.

Сегодня в журналистской практике существует множество способов привлечения внимания аудитории к социальной проблематике, среди которых можно выделить четыре наиболее результативных метода:

— освещение социальных проблем в СМИ;

— персонализация социальных проблем;

— социальная реклама;

— социальные акции.

Проанализируем каждый их них.

Средства массовой информации должны отображать социальные проблемы (с нацеленностью на их дальнейшее устранение), так как в задачи СМИ входит не только информирование аудитории, но и улучшение ее жизни. Оказавшись на передовых позициях и имея огромную значимость в жизни общества, эта тема стала постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ. Новости, разнообразные ролики, передачи о социальных проблемах составляют значительную долю зарубежного контента, активно заполняя его новостные, аналитические и развлекательные части .

Для того чтобы проблема была решена своевременно и результативно, средства массовой информации зачастую берут на себя роль исследователя, опирающегося на технологии мониторинга настроений, позиций, предпочтений населения и анализа собранной информации . Из этого следует, что СМИ являются одним из эффективных инструментов решения социальных проблем. Они не только показывают реальную картину происходящего, различные мнения и точки зрения, которые существуют в обществе, отношения между социальными группами и людьми, но и стремятся оказать позитивное влияние на отображаемую действительность и повлиять на социальные институты, управляющие различными сферами жизни.

С помощью определенных методов и современных технологий средства массовой информации возлагают на себя функцию организации решения социальных проблем. Их действия направлены на активизацию конструктивных сил общества — на побуждение населения к активным действиям для преодоления социальных проблем.

Активно используя все средства оповещения аудитории, СМИ призывают население «не проходить мимо» и участвовать в устранении негативных факторов, которые препятствуют развитию общества, приводят к дисбалансу общественных, коллективных и личных интересов, а также к разрушению ключевых социальных ценностей. Кроме того, СМИ заставляют население анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы и предотвращать дальнейшее появление схожих проблем.

Предметный потенциал социальной проблематики в СМИ огромен. Он включает в себя отдельные элементы социальной сферы и их постоянно меняющуюся актуальную проблематику, становление современных институтов, общественную экспертизу новых законов и решений, интересы социальных, национальных и прочих групп, неисчерпаемую проблематику отдельных личностей. Предметом могут стать факты, ситуации, события, процессы или явления ‒ то есть актуальная, достоверная, оперативная информация о структурном и функциональном состоянии общества или его отдельных групп, которая поддерживает баланс интересов о социальной динамике и характере ее протекания, а также это информация, которая позволяет своевременно устранить критические ситуации.

Однако несмотря на огромный предметный потенциал социальной проблематики и многообразные формы подачи этой информации в СМИ, не стоит забывать о других формах воздействия на аудиторию. Сегодня из-за огромных потоков информации, ежедневно обрушивающихся на общество, недостаточно «выводить в массы» социальные темы, ограничиваясь традиционными способами. Это связано с тем, что многочисленные материалы в СМИ на социальные темы постепенно «приедаются», и население спустя время игнорирует или «бегло просматривает» подобные новости, не обращая на них должного внимания. Поэтому, чтобы привлечь население и решить проблему результативно, в американской практике принято персонализировать социальные проблемы через призму личностей известных персон, присваивая конкретной проблеме «человеческое лицо», тем самым вызывая колоссальный интерес публики к социальной проблематике.

Персонализация ‒ процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности .

Данный метод появился в арсенале журналистов в конце прошлого столетия, когда знаменитости стали активнее выражать свое негативное отношение к росту проблем социального характера и их неконструктивному решению, объединяться и создавать общественные организации и благотворительные фонды, помогать нуждающимся. Этот тренд подхватили зарубежные СМИ, которые начали позиционировать себя в качестве активного участника социальных процессов, заняв нишу «… защитника основ гражданского общества, прав и свобод граждан, прав животных и окружающей среды» .

Показывая трудные жизненные ситуации через истории звезд, СМИ формируют образ сильного человека, который умеет преодолевать личные, коллективные или государственные проблемы. Такие материалы вызывают у аудитории интерес к человеку и его жизни, здоровью, правам, потребностям или безопасности. Появление подобных проблемных работ в СМИ провоцирует население на сопереживание и дальнейшее участие в разрешении негативных ситуаций.

Принимая участие в продвижении социальных проблем, звездная личность может играть различные роли, от которых зависит дальнейший исход ситуации:

1) личность как субъект конкретной деятельности;

2) личность-участник, которая находится в центре социальной проблемы, преломляя ее через себя.

3) личность, осуществляющая вклад для улучшения или разрешения социальных проблем.

Работая в тандеме с американскими средствами массовой информации, звезды способны не только максимально осветить социальную тематику, но и положительно повлиять на аудиторию, привлекая ее внимание к насущным социальным проблемам и заставляя население задумываться об их скорейшем решении и предотвращении дальнейшего появления схожих негативных аномалий в мире.

Работа над освещением и решением социальных проблем ‒ это важная и трудоемкая деятельность, которая требует большого количества времени и сил, а также креативной подачи материала. Одной из эффективных форм воздействия на общественность является социальная реклама, то есть вид коммуникации, который ориентируется на привлечение внимания аудитории к проблемам и нравственным ценностям общества.

Она представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. К задачам социальной рекламы можно отнести:

1. Привлечение внимания к злободневным проблемам общественной жизни и побуждение населения к их решению.

2. Формирование общественного мнения.

3. Создание позитивного отношения к государственным структурам.

4. Укрепление социально значимых институтов гражданского общества.

5. Изменение поведенческой модели общества.

6. Формирование жизненных ценностей и приоритетов.

Социальная реклама не только выполняет информационную и воспитательную функции, но и отстаивает интересы уязвимых групп населения (детей, пожилых людей, инвалидов) и общества в целом, а также является связующим звеном жизнеобеспечивающей системы (например, охрана окружающей среды и животных).

Социальная реклама в Америке ‒ это проявление доброй воли общества. Она несет в себе сообщение, которое пропагандирует какое-либо позитивное явление. Ее создатели хотят не просто освещать и решать социальные проблемы, но и выработать новую систему ценностей, с помощью которой можно достичь общественного согласия и изменить мир к лучшему .

Помимо рекламы к способам привлечения внимания населения к социальной проблематике можно отнести социальные акции, которые также являются одним из эффективных инструментов социальной журналистики. С их помощью журналисты не только освещают события, но и находят пути решения социально значимых проблем, а также воздействуют на органы власти, аккумулируют усилия организаций, фондов и общества.

Социальные акции ‒ это система организационных мероприятий, главная цель которых — заострить внимание общественности на существующих социальных проблемах, вызвать интерес публики и побудить ее к активному участию в преодолении данных негативных факторов.

С точки зрения используемых технологий социальные акции можно классифицировать как:

1. Медийные (для их реализации используются только СМИ).

2. Коммуникационные (для реализации используются не только СМИ, но и дополнительные коммуникационные ресурсы: листовки, средства наглядной агитации и т. д.).

3. Комплексные (для реализации целей используются специальные мероприятия: шествия, забастовки и т. д.).

В отличие от социальной рекламы, которая привлекает внимание населения и побуждает его к какому-либо действию в неопределенное время, социальные акции позволяют сделать «мгновенный выбор» между участием в решении социальной проблемы или игнорированием ее. С их помощью человек не откладывает решение негативных ситуаций «на завтра», а изменяет и улучшает жизнь общества в данный промежуток времени. Исходя из этого можно сделать вывод, что социальные акции ‒ это эффективный способ продвижения социальных проблем в массы и результативный вариант решения негативных аномалий.

Представленные способы продвижения социальных проблем активно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Они позволяют оперативно освещать негативные аномалии, знакомить общество с социальными проблемами, а также устранять или предотвращать их повторное появление, тем самым улучшая жизнь общества.

Библиографический список

1. Бове, К. Л. Современная реклама / К. Л. Бове, Ф. У. Аренс. ‒ М. : Догвань, 2010. ‒ 704 с.

2. Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики / С. Г. Корконосенко. ‒ СПб. : Знание, 2003. ‒ 272 с.

3. Михайлов, С. А. Современная зарубежная журналистика / С. А. Михайлов, А. Ю. Быков. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 366 с.

4. Осипов, Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М. : Норма, 2008. ‒ 608 с.

5. Прутцков, Г. В. Введение в мировую журналистику / Г. В. Прутцков. ‒ М. : Аспект Пресс, 2013. ‒ 432 с.

Аудитория обычно не ждет любого оратора с распростертыми объятиями. Ее, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее. Аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. В процессе выступления также может возникнуть ряд помех. Однако внимание и доверие любой аудитории можно завоевать. Вот несколько практических советов.
Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать написанный текст, чтобы слушатели ознакомились с вашими идеями, или выступить перед ними и устно изложить те же идеи. В каком случае вы достигнете большего эффекта? Конечно, при устном выступлении.

Сформулируем основные преимущества устной речи перед письменной:

  1. Устное выступление — наиболее древний и наиболее освоенный человечеством вид речи. Многим людям трудно изложить свои идеи письменно, но они легко могут рассказать о них. Устная речь — способ общения, которым в разной степени владеют все, включая детей; письменной же речью владеет не каждый.
  2. Устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Бернард Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
  3. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего.
  4. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность.
  5. В устной речи допускается многочисленное дублирование и повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
  6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями; он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
  7. Устное выступление часто легче понять слушателям — ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.
  8. Устное выступление оперативнее письменного; оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация часто занимает меньше времени.
  9. Устное выступление характеризуется простотой реализации — не нужны материальные затраты, специальные средства письма, копирование текста и т.д.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь — это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

  • нельзя прервать выступление, когда хочется;
  • нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
  • трудно понять отношение аудитории к себе;
  • слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору;
  • нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
  • по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.

Трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки.

«Борьба» слушателей с оратором

Ораторы знают, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее?

Во-первых, аудитория инертна. Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он(а) может нам рассказать?». Конечно, часть аудитории может быть заинтересована в получении информации, однако таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается: это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.Ф. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история». По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере.

Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

  • Стратегия избегания характеризуется следующими признаками: аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз. Избегание проявляется также в уклонении от восприятия гой или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30% курящих; остальные 70% курящих просто избегают их.
  • Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни), или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т.д. Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т.д.)
  • Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные. На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории.

Контрприемы оратора

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Помехи в поведении слушателей

В процессе выступления может возникнуть ряд помех.

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», — справедливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой. Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе — может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать — может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят. У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, — немного позже», и обязательно сдержите обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми? Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше…».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы… Но, простите, нам нужно идти дальше…».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос… (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться…». Не надо ставить провокатора на место — это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей — этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай…» — общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказали, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь — попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, — в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» — «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль…». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь — если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» (Как правило, второй раз грубость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-вашему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» — «Я понимаю ваши проблемы, — ответил лектор. — Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Иocиф Абpaмович Стepнин — доктор филологических наук, пpoфессор, заведующий кафeдpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской риторической ассоциации, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

ПЕТРОПАВЛОВСК. КАЗИНФОРМ — Толпа молодежи с игрушечным автоматом привлекла внимание полиции Петропавловска, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на Polisia.kz.

Детская забава в недетское время обернулась для молодых петропавловцев встречей с полицией. Игрушечный автомат, с которым горожане разгуливали в центре Петропавловска в вечернее время, насторожил сотрудников Центра оперативного управления городской полиции. Он привлек внимание не только полицейских, но и прохожих.

Как установлено из камер видеонаблюдения, молодой человек около 10 часов вечера, находясь в компании сверстников, размахивал им. Парковка по улице Конституции Казахстана-Алтынсарина всегда находится под пристальным вниманием инспекторов видеонаблюдения, так как здесь часто собирается молодежь, вызывая беспокойство жильцов близлежащих домов. Запечатлев картину с «автоматом», полицейским необходимо было убедиться в безопасности молодежных забав. Прибывшие сотрудники УП города Петропавловска, выяснив, что автомат игрушечный, что по видео сложно определить, провели профилактические беседы. Они напомнили, что несовершеннолетним находиться после 23 часов на улице без сопровождения родителей и других представителей, нельзя. Также напомнили о необходимости соблюдения карантинных мер.

«Камеры видеонаблюдения Центра оперативного управления играют большую роль в укреплении правопорядка. Они выведены на наиболее уязвимые участки как в вопросах дорожной безопасности, так и общественной. В практике встречаются разные и курьезные случаи, которые приходится проверять, направляя к месту событий экипажи. Мы должны проверять любые факты, вызывающие подозрения опасности», – отметил начальник Центра оперативного управления УП города Петропавловска Нурлан Мухамеджанов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *