Административные акты и сделки

Основания возникновения гражданско-правовых отношений. Классификация юридических фактов.

Основаниявозникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ):

§ сделки, не противоречащие закону;

§ административные акты, предусмотренные законом, в том числе государственная регистрация прав на имущество;

§ судебные решения, устанавливающие правоотношения;

§ создание продукта интеллектуальной деятельности;

§ приобретение имущества на законном основании;

§ неосновательное обогащение;

§ причинение вреда другому лицу;

§ иные действия граждан и юридических лиц;

§ предусмотренные законодательством события.

Основаниями возникновения гражданских правоотношений могут быть и иные юридические факты, которые прямо не предусмотрены законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.

Юридические факты в зависимости от наличия или отсутствия воли субъектов делятся на события и действия.

События — обстоятельства, протекающие независимо от воли человека (в том числе и обстоятельства, возникшие по его воле, но вышедшие из-под его контроля — авария, пожар и т.п.).

События, в свою очередь, подразделяются наабсолютные иотносительные.

Действия — это обстоятельства, которые совершаются по воле человека.

В зависимости от соответствия закону действия делятся направомерные инеправомерные.

Правомерные действия подразделяются наюридические акты(сделки, административные акты, решения суда) и юридические поступки (находка, клад).

Юридические акты — правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Юридические акты подразделяются на гражданско-правовые и административно-правовые.

Юридические поступки — правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения того или иного правового результата.

В зависимости от характера последствий, порождаемых юридическими фактами, они делятся направопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

Под гражданскими юридическими фактами следует понимать обстоятельства, с которыми гражданское законодательство связывает такие юридические последствия, как возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений.

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие — прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты— события и действия.

События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки — это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты:

достижение определенного возраста;

трудовой стаж;

решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составызавершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) исложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

Административные акты и сделки

К числу оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений действующим гражданским законодательством отнесены сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления. Данные юридические факты названы в различных подпунктах пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ. Такая структура статьи 8 ГК РФ, а также общепринятые в науке представления о системе юридических фактов позволяют многим юристам утверждать, что сделки и акты государственных органов и органов местного самоуправления являются различными, а точнее — противоположными по своей правовой природе основаниями гражданских правоотношений. Акты указанных органов являются актами публичной власти, а сделки лишены такого свойства: публичная власть в них не проявляется. С таким подходом можно было бы полностью согласиться, если бы не два обстоятельства.

Во-первых, долгое время в научной и учебной литературе предлагалось несколько иное противопоставление юридических фактов: сделки противопоставлялись административным актам. С принятием ГК РФ место административных актов в предлагаемой учеными системе юридических фактов стали занимать акты государственных органов и органов местного самоуправления. Такое изменение в классификации оснований возникновения гражданских правоотношений вводится авторами без каких-либо пояснений. В некоторых работах последних лет одновременно используются термины «административный акт» и «акт государственного органа и органа местного самоуправления». Причем в исходной классификации юридических фактов вслед за сделками по традиции называют все же административные акты, а не акты государственных органов и органов местного самоуправления Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. I. — М., 1996. — С. 84.. Эти обстоятельства позволяют задать один важный для правоприменительной практики вопрос: всякий ли акт государственного органа (органа местного самоуправления) является административным актом?

Во-вторых, противопоставление актов государственных органов и органов местного самоуправления сделкам приводит к абсурдному выводу: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не могут совершать сделки, несмотря на то что они являются субъектами гражданского права. Дело в том, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования действуют, участвуют в правоотношениях, как правило, посредством актов уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет задать другой немаловажный вопрос: не являются ли сделками некоторые акты государственных органов и органов местного самоуправления?

В настоящее время практическое значение такой постановки вопроса велико. В связи с тем что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются крупнейшими собственниками, очень часто среди оснований имущественных правоотношений можно обнаружить распоряжения, постановления, указы, приказы и другие акты уполномоченных государственных органов (органов местного самоуправления). Применимы ли к ним нормы о сделках, в том числе об оферте и акцепте? От ответа на поставленные выше вопросы зависит и вывод о юридической природе тех отношений, в рамках которых уполномоченными органами принимаются решения. Если придерживаться мнения, что акт уполномоченного органа не сделка и не может ею быть, то значительное количество имущественных отношений по такому формальному основанию останется за пределами действия гражданского права. Такова логика рассуждений многих правоведов при анализе общественных отношений, возникающих в процессе предоставления государственных и муниципальных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность гражданам и юридическим лицам. Пятков Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений. /Д.В. Пятков. // Государство и право. — 2004. — №8. — С. 55

Так, например, О.И. Крассов пишет: «Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли — продажи земельного участка или на основании административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность» Крассов О.И. Право частной собственности на землю./О.И. Крассов. — М., 2000. — С. 65.. Из этого утверждения можно сделать вывод, что отношения с одним и тем же субъектным составом и по поводу одной и той же разновидности объектов гражданских прав имеют различную отраслевую принадлежность. С договором как основанием возникновения права частной собственности на земельный участок О.И. Крассов связывает приобретение земельного участка в собственность на торгах и приватизацию земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Надо полагать, что во всех остальных случаях основанием приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки является административный акт — решение уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Вот как О.И. Крассов описывает процедуру предоставления земельного участка на основании административного акта: «Для приобретения права собственности на земельный участок необходимо, чтобы, во-первых, было принято решение о предоставлении земельного участка соответствующим органом, во-вторых, осуществлен отвод земли в натуре (на местности) и, в-третьих, произведено правовое оформление предоставления земельного участка» Крассов О.И. Право частной собственности на землю./О.И. Крассов. — М., 2000. — С. 80.. Забытым оказалось только одно действие: заявление потенциального собственника, адресата властного решения государственного органа или органа местного самоуправления. Однако если волеизъявлению будущего собственника придать значение обязательного элемента в юридическом составе возникновения права частной собственности на земельный участок, то под сомнением окажется административно — правовая природа решения уполномоченного органа. Это решение перестанет быть властным и займет место среди примеров оферты или акцепта, влекущих заключение договора путем обмена документами. Инициатором изменения отношений по поводу земельного участка может быть не только лицо, владеющее земельным участком на каком-либо ограниченном вещном праве, но и уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Но от того, кто будет инициатором, ровным счетом ничего не зависит, поскольку стать собственником земельного участка — это право, а не обязанность гражданина или юридического лица. Когда об этом забывают, на практике случается, что одним решением местной администрации все жители населенного пункта могут быть объявлены собственниками принадлежащих им земельных участков. Причем у жителей не только не спросят на это согласия, но даже не известят их о состоявшихся изменениях Пятков Д.В. Отчуждение публичной собственности: вопросы правового регулирования /Д.В. Пятков.// Хозяйство и право. — 1998. -N 6. — С. 98..

По мнению Н.И. Клейн, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации является административным актом, который порождает право требовать заключения договора купли — продажи приватизируемого объекта Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации. — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997. — С. 355.. Автор не уточняет, какому подвластному лицу адресован такой административный акт, на кого возлагается обязанность продать или купить имущество. Комитет по управлению имуществом является органом соответствующего собственника, например субъекта Российской Федерации, действует от его имени. В конечном счете правосубъектность именно республик, краев или областей, действующих через различные свои органы, проявляется и при утверждении плана приватизации, и при создании акционерного общества, и при заключении договора купли — продажи. Каковы основания считать, что правосубъектность эта не гражданская, а публичная, например административная? Почему потенциальный покупатель должен рассматривать план приватизации как административный акт, а не как сделку субъекта Российской Федерации, направленную на достижение тех же последствий, что и заключаемый в дальнейшем договор купли — продажи государственного или муниципального имущества? Объявление о предстоящей продаже имущества, приглашение к заключению договоров часто используется в обычной хозяйственной деятельности и при этом не является административным актом (ст. 437 ГК РФ).

В юридической литературе нередко встречаются и другие вызывающие сомнение выводы о юридической природе решений, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления. Причина, по которой подобные точки зрения получили распространение, возможно, заключается в том, что постановления, распоряжения и им подобные акты уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований часто совершаются при осуществлении ими публично — властных функций. Действительно, например, постановление или распоряжение главы администрации субъекта Российской Федерации в большинстве случаев окажется формой публично — властного волеизъявления (нормативным или административным актом). Пятков Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений./Д.В. Пятков. // Государство и право. — 2004. — №8. — С. 59.

Все же форма акта государственного органа или органа местного самоуправления не может считаться сколько-нибудь надежным критерием для решения вопроса о юридической природе этого акта. Форму решений уполномоченных органов и само по себе наличие таких решений нельзя воспринимать в качестве критерия для определения существа правоотношений, сопутствующих этим решениям. Наличие в основе гражданского правоотношения акта государственного органа или органа местного самоуправления не означает непременно, что такое правоотношение возникло на основании административного акта, что гражданскому правоотношению предшествовало административное или иное публичное правоотношение. Будет ли признано то или иное решение уполномоченного органа административным актом или его следует считать сделкой — зависит не от формы решения, а от характера отношений, в рамках которых это решение принимается. Допустимо ли вести речь об административном акте в том случае, когда государственным органом или органом местного самоуправления принято решение об удовлетворении имущественных притязаний гражданина или организации, адресованных, соответственно, Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, или в тех случаях, когда актом уполномоченного органа гражданину или организации предлагается вступить в какие-либо имущественные правоотношения, вовсе необязательные для этих субъектов? Если структура конкретной правовой связи не соответствует нашим представлениям о власти и подчинении, основанным на государственном принуждении, нет оснований утверждать, что какое-либо решение, принятое участником этого правоотношения, является административным (властным) актом. Пятков Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений. /Д.В. Пятков.// Государство и право. — 2004. — №8. — С. 57.

В статье 4 ГК РСФСР 1964 г., статье 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. среди оснований возникновения гражданских прав были упомянуты административные акты, то есть властные акты уполномоченных государственных органов. В ГК РФ такой юридический факт не назван, но предусмотрено, что гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8). На первый взгляд, ничего не изменилось, если учесть, что административные акты, известные прежнему гражданскому законодательству, также исходили от уполномоченных государственных органов. Но зачем потребовалось менять достаточно краткий и емкий термин «административный акт» на сочетание «акт государственного органа и органа местного самоуправления»? Органы местного самоуправления не лишены властной компетенции: местное самоуправление — это способ выражения власти народа. При прежнем подходе законодателя к основаниям возникновения гражданских правоотношений не потребовалось бы вносить изменения в привычную терминологию. (В крайнем случае — чтобы подчеркнуть роль органов местного самоуправления — можно было написать «административный акт государственного органа и органа местного самоуправления».) Гражданское процессуальное право России. / Под ред. М.С. Шакарян. — М., 1996. — С.210

Изменение терминологии произошло не случайно и объясняется существующей классификацией субъектов гражданского права. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования признаются субъектами гражданского права, участвующими в имущественных отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами, а следовательно, способными заключать гражданско-правовые договоры и совершать односторонние сделки (гл. 5 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования известны и публичному праву: они являются носителями публичной власти. Во все эти разноотраслевые отношения они вступают через одни и те же государственные органы или органы местного самоуправления: Правительство РФ, глав администраций, комитеты и т.п. Решениями одних и тех же органов реализуется как публично — правовая, так и гражданская правоспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Потому акты государственных органов и органов местного самоуправления могут быть как публично — властными (административными) актами, так и сделками (сделка с точки зрения классификации юридических фактов — тоже акт). Данное обстоятельство и было учтено законодателем при замене термина «административный акт» на более широкое по значению понятие «акт государственного органа и органа местного самоуправления». Форма акта не имеет особого значения — важным является его содержание. Например, постановление Правительства РФ — это форма не только нормативного или административного акта, это еще и форма решения одного из органов Российской Федерации. Является ли такое решение актом нормативным, административным или сделкой — зависит от его содержания. В законодательстве форма решений уполномоченных органов не дифференцирована в зависимости от того, участниками каких правоотношений становятся Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, действуя через эти органы. Нужно всегда быть готовым к тому, что указ Президента РФ, распоряжение министерства или акт какого-либо иного органа окажется по своему содержанию офертой, акцептом или иной односторонней сделкой, то есть действием, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (в соответствии со ст. 153 «Понятие сделки» ГК РФ).

Приведем два примера анализа с использованием идеи неоднородности актов государственных органов и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 утверждено Положение «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» (далее — Положение), которым предусмотрено, что безвозмездная передача данным организациям имущества в собственность осуществляется Министерством имущественных отношений РФ на основании решения Правительства РФ после письменного обращения религиозной организации. Имущество религиозного назначения передается религиозным организациям в собственность «для использования его в функциональных целях». Гражданское право. В 2 т. Т. I. Учебник. / Отв. ред. Е. А. Суханов. — М.: БЕК, 2006. — С. 324. Другими словами, право собственности религиозных организаций на полученное таким образом имущество в некоторой степени ограничено: имущество не может быть использовано в иных, нефункциональных целях. Кроме того, полученное имущество религиозная организация вправе использовать только в соответствии с целями деятельности, которые определены уставом. Очевидно, что в данном случае о каких-либо отношениях власти и подчинения говорить не приходится. Религиозная организация свободна в решении вопроса: обращаться с просьбой о передаче имущества или не обращаться; Российская Федерация же как собственник свободна в решении вопроса: передавать или не передавать религиозной организации имущество, указанное в обращении. Хотело того Правительство РФ или нет, но в Положении оказалась воспроизведенной модель отношений дарения, причем той их разновидности, которая именуется пожертвованием (ст. 582 ГК РФ). Обращение религиозной организации — это, несомненно, оферта, а решение Правительства РФ (например, постановление) — акцепт. В итоге заключается договор дарения путем обмена документами. В таком случае Российская Федерация может требовать отмены пожертвования и возврата имущества в федеральную собственность, если оно используется не в функциональных целях или не в соответствии с целями деятельности религиозной организации или если обращение одаряемого с подаренной вещью создает угрозу ее безвозвратной утраты. Заметим, что в самом Положении вопрос об отмене состоявшейся передачи имущества не решен, что делает весьма важным вывод о гражданско-правовой природе отношений, о применении к ним норм глава 32 «Дарение» ГК РФ.

Административные акты не часто становятся основанием гражданских правоотношений. С учетом вышеизложенного следует признать, что сфера их применения в таком качестве еще уже. При этом значительная часть актов государственных органов и органов местного самоуправления допускает применение к ним гражданско-правовых норм, в частности — норм о сделках. Из числа последних научных работ по данной теме следует отметить диссертацию Д.В. Петрова, одно из положений которой сформулировано следующим образом: «Различные действия собственников имущества учреждений, унитарных предприятий в отношении имущественных комплексов данных лиц являются односторонними сделками. К последним следует отнести в том числе действия по закреплению имущества на праве хозяйственного ведения; дачу согласия собственником учреждениям и унитарным предприятиям на распоряжение тем или иным имуществом (статьи 295, 297, 576 ГК РФ). Для публичных собственников охарактеризованные сделки могут совершаться в форме соответствующих индивидуальных ненормативных актов органа, уполномоченного на основании ст. 125 ГК РФ представлять собственника. Однако форма акта не изменяет сущности юридического факта (сделка)» Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в системе вещных прав: Автореф. дис. … канд. юрид. наук./Д.В. Петров. — СПб., 2002. — С. 10..

курсовая работа  Гражданское правоотношение

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.12.2013
Размер файла 65,6 K

Подобные документы

  • Классификация юридических фактов по форме проявления и связи их с волей субъекта. Понятие, характеристика, основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Элементы гражданского правоотношения: субъекты, объекты и содержание.
    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

  • Понятие и основания гражданского правоотношения, их основания. Структура, форма и содержание гражданского правоотношения, его субъекты и объекты. Имущественные и неимущественные, вещные и обязательственные, относительные и абсолютные правоотношения.
    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

  • Особенности и основания гражданских правоотношений. Понятие субъективного гражданского права и обязанности его субъектов. Понятие и содержание гражданской правосубъектности. Состав участников и объекты гражданского правоотношения. Административные акты.
    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

  • Гражданское правоотношение как институт общей части гражданского права, его существенные признаки. Возникновение и форма гражданских правоотношений, анализ элементов его состава. Основы классификации юридических фактов и гражданских правоотношений.
    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

  • Природа, содержание, классификация, объекты, субъекты гражданских правоотношений. Особенности отношений физических, юридических лиц и государства. Признаки виды правообразующих гражданских юридических фактов. Правоспособность и дееспособность граждан.
    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

  • Общие положения, основные черты и структурные особенности, содержание и понятие гражданского правоотношения, его особенности, объекты. Классификация, понятие основания гражданских правоотношений, Классификация юридических фактов в гражданском праве.
    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

  • Гражданское правоотношение как результат правового урегулирования общественных отношений. Его классификация, субъекты и объекты. Основание возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Способы и порядок защиты гражданских прав.
    реферат , добавлен 02.04.2012

  • Понятие гражданского правоотношения и его особенности, главные основания возникновения и прекращения, классификация и разновидности, место и значение в обществе на современном этапе. Субъекты и объекты гражданских правоотношений, их форма и содержание.
    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

  • Понятие гражданского правоотношения, его структура, виды, субъекты, объекты. Субъективные права и обязанности, принадлежащие участникам данных отношений. Классификация юридических фактов в гражданском праве в зависимости от их индивидуальных особенностей.
    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

  • Понятие и особенности гражданского правоотношения. Элементы гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Объекты правоотношения. Виды гражданских правоотношений. Юридические факты в гражданском праве.
    курсовая работа , добавлен 02.10.2003

курсовая работа на тему «Гражданское правоотношение» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Основания возникновения гражданских правоотношений

Возникновение, изменение, прекращение гражданских правоотношений всегда обусловлено наступлением определенных юридических фактов. Юридическими фактами называют фактические обстоятельства, в результате наступления которых возникают определенные правовые последствия. Юридические факты в одних случаях возникают по воле субъекта гражданского права (юридические действия), в других случаях – помимо его воли (юридические события). И юридические действия, и юридические события являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений только при условии, что с их наступлением нормы права связывают наступление определенных правовых последствий. Правильная оценка юридических фактов и их правовых последствий важна для определения прав и обязанностей сторон в гражданских правоотношениях.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей закреплены в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) Договоры и сделки.
В настоящее время договор является основным юридическим фактом, порождающим гражданские права и обязанности. Как правило, договор заключается по свободному волеизъявлению его сторон, в соответствии с принципом свободы договора, закрепленным в ст.421 ГК. Однако в некоторых случаях в силу властных актов может возникать обязанность заключить договор. Так, ст.6 Федерального Закона РФ «О естественных монополиях» предоставляет органам регулирования естественных монополий право определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) устанавливать минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребности в товарах в полном объеме. Таким образом из акта этого органа может возникнуть обязанность субъекта естественной монополии по требованию потребителя заключить договор.
Гражданские права и обязанности могут возникать также из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В таких случаях возможно применение норм, регулирующих сходные отношения, т.е. аналогии закона.
Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может являться и односторонняя сделка, которая совершается по воле одной стороны, например – завещание.
2) Акты государственных органов и органов местного самоуправления.
Такой акт может служить основанием возникновения гражданских прав и обязанностей лишь в случаях, предусмотренных законом. Например, актами государственных органов, порождающими гражданские права и обязанности, являются решения антимонопольных органов, принимаемые с целью предотвращения недобросовестной конкуренции, запрещения монополистической деятельности и защиты прав потребителей. При этом предписания антимонопольных органов могут издаваться по широкому кругу вопросов: о принудительном разделении коммерческих и некоммерческих организаций, заключении, изменении условий или расторжении договоров и иных сделок.
Гражданско-правовые последствия вызывает не только принятие административного акта, но и воздержание или уклонение от его принятия. Так, при неправомерном уклонении государственного или иного органа от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица у них возникает право обжаловать такое уклонение (бездействие) в суд.
3) Судебные решения.
Под судебным решением следует понимать судебный акт суда общей юрисдикции, арбитражного суда и третейского суда.
Судебное решение может не только изменять или прекращать уже возникшие гражданские права и обязанности, но и служить основанием их возникновения. Так, при споре сторон о договоре последний признается заключенным на условиях, указанных в решении суда. То есть, например, при наличии решения о понуждении заключить договор на определенных условиях договор считается заключенным, даже если одна из сторон не выполняет решение суда, а в случае разногласий сторон об условиях договора, спорное условие договора действует в той редакции, которая определена решением суда.
Другие примеры судебных решений, являющихся юридическими фактами: решение суда о признании лица умершим; решение суда о признании права собственности на самовольную постройку за лицом, владеющем земельным участком, на котором осуществлена самовольная постройка; решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь, и др.
Признание решения суда юридическим фактом означает, что с момента его вступления в законную силу гражданские права и обязанности считаются возникшими и не требуются какие-либо действия по принудительному исполнению судебного решения.
4) Приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.
К таким основаниям приобретения имущества относятся, помимо договоров, например, смерть гражданина и открытие в силу этого наследства; реорганизация юридического лица; приобретение права собственности на имущество, собственник которого неизвестен (находка) и др.
5 ) Создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности.
Если говорить о произведениях науки, литературы и искусства, то гражданские права на эти произведения возникают в силу самого факта их создания. Иной подход необходим к изобретениям. Результат интеллектуальной деятельности в этом случае должен быть признан изобретением в порядке, предусмотренном Главой 72 второй части ГК РФ «Патентное право».
6) Причинение вреда другому лицу.
Причинение вреда является основанием возникновения обязательства возместить вред и права требовать его возмещения и имеет недоговорный характер. Общие основания ответственности за причинение вреда установлены главой 59 второй части ГК РФ.
Необходимо помнить, что не всякое причинение вреда закон признает неправомерным. Так, по общему правилу, не возмещается вред, причиненный правомерными действиями, например возникший при тушении пожара, проведении противоэпидемических мер. Также не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, при условии, что ее пределы не были превышены ее пределы.
7) Неосновательное обогащение.
Данное основание также имеет недоговорный характер. Неосновательное обогащение порождает обязанность возвратить имущество, приобретенное или сбереженное одним лицом за счет другого без оснований, установленных законом или иными правовыми актами, а также сделкой (глава 60 второй части ГК РФ).
8 ) Иные действия граждан и юридических лиц.
Для иных действий граждан и юридических лиц не требуется, чтобы они были прямо предусмотрены законом. Однако такие действия должны отвечать смыслу и назначению гражданско-правового регулирования. Они не могут противоречить ему.
9) События, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.
К таким событиям, например, относятся явления стихийного характера, военные действия, рождение, смерть или тяжелая болезнь, истечение времени.
События могут порождать гражданские права (например, истечение срока приобретательной давности создает право собственности), прекращать обязанность (например, поручительство прекращается по истечении срока, на который оно дано), изменять содержание права (например, освобождать должника от ответственности полностью или частично – ст. 401 ГК). Наступление некоторых событий требует формального подтверждения со стороны компетентных органов (торговых палат, органов метрологии).
В п. 2 статьи 8 ГК РФ предусмотрена специфика оснований возникновения гражданских прав и обязанностей на имущество, подлежащее государственной регистрации. Для возникновения гражданских прав на это имущество необходимо совершить не одно, а несколько последовательных юридических действий. Например, при покупке квартиры должен быть заключен договор купли-продажи, а затем в установленном порядке осуществлена регистрация приобретенной по договору квартиры. Право собственности на квартиру возникнет только после его регистрации.

Основания возникновения гражданских правоотношений.

Гражданское правоотношение — санкционированное нормами гражданского права и обеспечиваемое принудительной силой государства общественные отношения между субъектами, которые связываются юридическими правами и обязанностями.

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные конкретными или общими нормами гражданского права, приобретают правовую форму и выступают в качестве гражданско-правовых отношений.

В состав гражданского правоотношения входят: субъекты, объект и содержание.

Субъекты (ст. 2 ГК РФ) гражданских правоотношений подразделяются на 2 группы.

1. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

2. Юридические лица (российские и иностранные). Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования), которые участвуют в гражданском правоотношении на равных началах с другими лицами, а не в качестве властных субъектов.

Классификация гражданских правоотношений – по объекту правоотношений

Под объектом правоотношения понимают то, по поводу чего складывается данное правоотношение, то, на что оно направлено.

Виды объектов гр. прав:

Ø имущество

Ø информация

Ø нематериальные блага

Ø действия (услуги, работа)

Ø результаты интеллектуальной деятельности

–возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

Указанные субъекты могут участвовать в гражданских правоотношениях в силу того, что государство наделяет их такой способностью (гражданской правосубъектностью).

Основания для возникновения гражданских прав и обязанностей(ст. 8 ГК РФ) — это обстоятельства, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей и с наступлением которых закон связывает возникновение определенных правовых последствий — возникновение (изменение и прекращение) гражданских правоотношений (прав и обязанностей).

Гражданские правоотношения (права и обязанности) возникают:

1) из сделок (односторонних и двусторонних), предусмотренных законом, а также из сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

2) из административных актов – между лицами и органами государственного управления. Чаще административные акты выступают в качестве основания возникновения гражданского правоотношения в сочетании с договорами. К актам органов управления, с которыми связаны гражданско-правовые последствия, относится, например, решение о предоставлении жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

3) в результате создания произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. Данное основание отличается от сделок тем, что в действиях авторов нет характерного для сделки признака — направленности на возникновение гражданских прав и обязанностей, так как в отношениях творчества правовые последствия возникают независимо от воли автора и его дееспособности;

4) вследствие причинения вреда другому лицу (в силу которого причинитель обязан возместить вред, причиненный потерпевшему), а равно вследствие приобретения или сбережения имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований.

5) вследствие иных действий граждан и организаций;

6) вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

3.Физическое лицо как субъект гражданского права: правоспособность, дееспособность, предпринимательская деятельность граждан.

Гражданин как субъект права (Гл. 3 ГК РФ) индивидуализируется при помощи имени (ст. 19 ГК РФ) и места жительства (ст. 20 ГК РФ).

Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, не допускается участие в гражданских правоотношениях под именем другого лица. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом (например, Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»), гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

Правоспособность (ст. 17, 18 ГК РФ) —

Перечень основных прав содержится в Конституции РФ. Более детально содержание правоспособности граждан очерчено в ГК РФ.

Закон указывает не исчерпывающий перечень гражданских прав, поскольку многообразие общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, предполагает наличие и таких прав, которые хотя прямо и не предусмотрены законом, но не противоречат основным его принципам и началам.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются равной с гражданами правоспособностью.

Правоспособность ограничивается законодательно, например закон исключает любые юридические возможности эксплуатации человека человеком. Гражданин не может иметь в личной собственности имущество, изъятое из гражданского оборота, например, объекты исключительной собственности государства и др.

Граждане не могут ограничить себя в правоспособности. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, недействительны.

Законодательство не предусматривает полного лишения правоспособности, но допускает в качестве исключительной меры ограничение правоспособности. Например, гражданин может быть ограничен в выборе рода занятий (лишение права занимать определенные должности).

Правосубъектность – это сочетание правоспособности и дееспособности, т.е. способность лица выступать в роли субъекта правоотношений.

Дееспособность (ст.26 — 30 ГК РФ)

Если правоспособность — это способность иметь, то дееспособность — это право действовать.

Различный уровень психического развития граждан служит причиной того, что все граждане, обладая равной правоспособностью, в дееспособности не всегда равны между собой.

Деликтоспособность (ст.24 ГК РФ) – составляющая дееспособности, говорящая о возможности лица нести ответственность своим имуществом в случае правонарушения.

Полная деликтоспособность наступает с 18 летнего возраста.

Эмансипация (ст. 27 ГК РФ) Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует иметь в виду, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста, как, например, право на приобретение огнестрельного оружия.

Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетний наделяется определенным объемом дееспособности. (ст. 28 ГК РФ).

Признание недееспособным (ст. 29 ГК РФ) В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает его опекун.

Ограничением дееспособности (ст. 30 ГК РФ) устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица — попечителя — Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не испрашивая согласия, — мелкие бытовые сделки.

Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности происходят вследствие наличия болезни либо иных обстоятельств, которые в дальнейшем могут отпасть. Например, психическое состояние лица улучшится настолько, что это лицо вполне будет в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность. В этих случаях суд выносит решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности. На основании решения суда отменяется опека и попечительство.

Предпринимательская деятельность граждан (ст. 23 ГК РФ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *