Амортизация автомобиля

Видел небольшой расчет стоимости 1 км пробега где-то тут. (Но не помню у кого-спасибо мил человек).
Решил применить к Весте.
Для расчета нужно 7 значений
Р1 8.1 L/100 — средний расход топлива на 100 км за год(мои показания бк не сбрасывались(дилер значит не делал на то зачистку клемм))
Р2 42 руб/L — среднегодовая стоимость топлива(примерно)
Р3 4900+3700+0=8600 руб. — страховка + налог + аксессуары
Р4 15000 км. — годовой пробег
Р5 6000+2500+1500=10000 руб. — ТО+Ремонты+уход
Р6 15000 км. — межсервисный интервал
Р7 60000 руб. — потеря в цене за год

Для начала вычислим стоимость топлива на 1км пробега= (Р1*Р2)/100=(8.1*42)/100=3.4 руб./км

Раскидаем стоимость страховки, налога и аксессуаров на 1км пробега= Р3/Р4= 8600/15000=0.57 руб./км

Найдём значение стоимости ТО на 1км пробега(интервал) = Р5/Р6=10000/15000=0.66 руб./км

Распределим амортизацию на 1км пробега = Р7/Р4=60000/15000=4 руб./км

3.4+0.57+0.66+4=8.63 руб.км

8 рублей 63 копейки за каждый километр пробега за последние 12 месяцев эксплуатации — именно во столько примерно лично мне обходилось владение вестой.

Для интереса и удобства желающих сделал небольшой Калькулятор.

Но нужно учесть некоторые моменты
1. Чем старше автомобиль, тем меньше сумма потери в стоимости.
2. Чем больше пробег, тем меньше сумма страховки на каждый километр и наоборот.
3. Расчёт индивидуальный. У Вас могут быть совсем иные цифры.
4. Можно применять к любому автомобилю.
5. Калькулятор на стадии beta. Есть реклама от google на странице, но не могу найти ее в коде сайта. Как будет время — обязательно почищу.

Жду ваших отзывов, критики и предложений по поводу расчетов и калькулятора.

В нашей компании вы можете бесплатно узнать действительный процент износа, подав заявку.

Если вы попали в ДТП и после оценки страховой компанией вашего автомобиля, вам кажется,что все таки процент износа завышен. Тогда вы сможете проверить это у нас на сайте с помощью калькулятора процента износа транспортного средства. (скачать калькулятор износа)

При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

Ики = 100 * (1-е-(ΔT*Tки+ΔL*Lки)),

где:

Ики– износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);

е – основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);

∆T – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации;

Тки – срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);

∆L – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;

Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч километров).

Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок

транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике.

При этом на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые находятся в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства в целом и его основных частей, вследствие влияния факторов, не учтенных при расчете износа (например, проведение ремонта с нарушением технологии, не устранение значительных повреждений лакокрасочного покрытия), может быть начислен дополнительный индивидуальный износ в соответствии с приложением 6 к настоящей Методике.

Для комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства принимается нулевое значение износа.

Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства, приведена в приложении 7 к настоящей Методике.

Если комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат) не заменялось с начала эксплуатации транспортного средства, его возраст и пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием (деталью, узлом, агрегатом) принимается равными возрасту и пробегу транспортного средства.

Если по результатам осмотра установлено или имеется документальное подтверждение (например, запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка изготовителя даты выпуска детали) того, что комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат) установлено (установлена, установлен) при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст принимается равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату замены комплектующего изделия.

Срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации не известна, она принимается равной 1 января года выпуска.

Пробег транспортного средства определяется по одометру. Если одометр неисправен, заменялся или его состояние не соответствует установленным требованиям либо значение пробега по одометру явно не соответствует состоянию транспортного средства и среднегодовому пробегу, пробег с начала эксплуатации определяется расчетным путем в соответствии со справочными данными, приведенными в приложении 8 к настоящей Методике.

При наличии на поврежденной в дорожно-транспортном происшествии и подлежащей замене детали сквозной коррозии износ такой детали устанавливается по максимально допустимому значению независимо от расчетных показателей (к указанным случаям не относится определение наличия сквозной коррозии по ее следам).

Износ шины транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

Иш = (Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100,

где:

Иш – износ шины (процентов);

Нн – высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);

Нф – фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);

Ндоп – минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).

Износ шины дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет – на 15 процентов, свыше 5 лет – на 25 процентов.

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ∆T И ∆L , УЧИТЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗНОС
КОМПЛЕКТУЮЩЕГО (ДЕТАЛИ, УЗЛА, АГРЕГАТА) ВЕЛИЧИНЫ ПРОБЕГА
И СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ (ВИДОВ) И МАРОК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N п/п

Категория (вид) ТС

Марка ТС

∆T ∆L
1 Легковые автомобили ВАЗ (Lada), ГАЗ, ЗАЗ, ТагАЗ, УАЗ 0,057 0,0030
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo 0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac 0,045 0,0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0,052 0,0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0,049 0,0025
2 Грузовые автомобили — грузовые бортовые автомобили, грузовые автомобили-фургоны, автомобили-самосвалы, автомобили-тягачи Независимо от марки 0,077 0,0023
3 Автобусы Независимо от марки 0,113 0,0008
4 Троллейбусы и вагоны трамваев Независимо от марки 0,098 0,0008
5 Прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей Независимо от марки 0,09 0
6 Прицепы для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача) Независимо от марки 0,06 0
7 Мотоциклы Независимо от марки 0,07 0
8 Скутеры, мопеды, мотороллеры Независимо от марки 0,09 0
9 Сельскохозяйственные тракторы, самоходная сельскохозяйственная, пожарная, коммунальная, погрузочная, строительная, дорожная, землеройная техника и иная техника на базе автомобилей и иных самоходных базах Независимо от марки 0, 15 0
10 Велосипеды Независимо от марки 0, 04 0

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

— линейным способом;

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

— срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

— предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Бухучет

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08…) Кредит 02

– начислена амортизация по автомобилю.

Если организация провела реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов:

— линейным;

— нелинейным.

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Начисление амортизации до регистрации

Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Ответ: да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации после снятия с регистрации

Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Автомобиль продолжает числиться на балансе организации.

Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации.

Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету. Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи. Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств.

Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает. В этом случае начислять амортизацию не прекращайте. Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента

До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации:

— по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.;

— по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию. При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей

Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
.

Разницы по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:

— если различается первоначальная стоимость автомобиля;

— если организация применяет разные способы начисления амортизации;

— если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;

— если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;

— если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года. Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб. При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется:
— в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования;
— в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому.
В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах.
Сумма чисел лет срока полезного использования равна:
1 + 2 + 3 + 4 = 10.

В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет:
6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб.

За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме:
80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла:
200 000 руб. : 48 мес. = 4167 руб./мес.

Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет:
200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 75 000 руб. = 125 000 руб.

В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы.

В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
6667 руб. – 4167 руб. = 2500 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
5000 руб. – 4167 руб. = 833 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна:
500 руб. × 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб.

При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 Кредит 09
– 7002 руб. – списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете.

При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются. Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)?

Ответ: да, можно.

Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.

Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

УСН

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст. 2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета. Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство.
Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые:
— первоначальная стоимость – 288 000 руб.;
— срок полезного использования – 4 года (48 месяцев).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна:
1 : 4 года × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет:
288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:
— по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
— по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна:
6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60
– 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 08
– 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02
– 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Таблица 1. Экологическое состояние

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.

Таблица 2. Расчет годовых отчислений

Изобр. 2 Транспортные средства

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ.

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.

Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.

Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.

Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.

В бухгалтерском учете расчет амортизации нужен для списания стоимости автомобиля и затрат на обслуживание по частям. Если списать единой суммой по окончанию использования машины, на балансе получится убыток.

Чтобы равномерно учитывать прибыль от работы машины и убыток от износа и эксплуатационных расходов, амортизация начисляется с периодичностью раз в месяц или в год. Это уменьшает налогооблагаемую базу.

Расчет амортизации автомобиля полезен и владельцу транспортного средства. Например, если работа связана с вождением, и фирма компенсирует часть затрат и износ.

Расчет понадобится для продажи и покупки машины, понимания действий оценщиков в автоломбардах, страховых компаниях, банках. Это позволит вам понять, как происходит процесс, оценить порядок сумм выплат.

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в . Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату.

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Высчитаем значение самостоятельно:

(И1хПф+И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4+0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 %

Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах:

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе . Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Теперь вы знаете, как рассчитать амортизацию автомобиля и при торге можете оперировать полученными данными.

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Онлайн-сервисы по расчету амортизации

Сервис, который использует формулу из нашего примера по расчету амортизации – . Если он не работает, можно перейти по ссылке .

Для расчета амортизации автомобиля на 1км воспользуйтесь калькулятором , более подробный вариант

Бухгалтерские расчеты производят в специальных программах, например, 1С. Но можно воспользоваться и сервисами онлайн — ,

При ДТП используются расчеты износа деталей, узлов, кузова. Вручную посчитать можно, но в формулах используются логарифмы, поэтому проще воспользоваться специальным калькулятором: , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *