Профстандарт специалист по закупкам

Содержание

Профстандарт специалиста по закупкам 44 ФЗ — это документ, который устанавливает требования к работникам сферы госзакупок. Они обязательны для всех организаций, которые работают по закону о контрактной системе.

Скачать профстандарт для специалиста по 44-ФЗ

Скачать профстандарт для эксперта по 44-ФЗ

Где изложены требования к работникам госзаказа

Существуют две группы сотрудников закупочной сферы: специалисты по госзакупкам и эксперты. Первые проводят закупочные процедуры, управляют ими и контролируют их проведение. Вторые ведут более теоретическую деятельность: консультируют, составляют методические рекомендации, участвуют в приемке результатов госзакупок как оценщики.

Федеральный закон № 44-ФЗ в числе базовых принципов указывает профессионализм заказчиков, поэтому к лицам, которые задействованы в закупочном процессе, предъявляются строгие требования. Действующий профстандарт в сфере закупок 44 ФЗ содержится в:

  • Приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 625н — для специалистов;
  • Приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 626н — для экспертов.

В документах описаны:

  • подробные квалификационные требования к специалисту по закупкам и к экспертам;
  • необходимый опыт работы;
  • классификация уровней квалификации;
  • общие и специальные перечни трудовых функций.

На основании приказов 625н и 626н работодатель формирует должностную инструкцию специалиста по закупкам по профстандарту и должностную инструкцию эксперта. Утвержденным профстандартам обязаны следовать все организации, которые работают по 44-ФЗ.

Для чего нужны профстандарты

Они устанавливают единые для всей страны условия, которым должны соответствовать сотрудники закупочной сферы. Стандарты позволяют на государственном уровне позаботиться об обеспечении профессионализма заказчика, что требуется в статье 9 44-ФЗ.

Применение профстандартов для тех специальностей и профессий, для которых они установлены, обязательно — это правило предусмотрено абз. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса РФ. Все госзаказчики при найме сотрудников соблюдают положения документов, которые устанавливают требования к специалисту по закупкам 44-ФЗ и к эксперту.

Наличие профстандартов отвечает и интересам потенциальных сотрудников. Трудовой кодекс РФ устанавливает правило, что работодатель вправе отказать гражданину в найме, только если тот не соответствует вакантной должности по своим деловым качествам: уровню образования и опыту. На практике объективно определить, насколько гражданин соответствует должности, очень сложно. Профессиональный стандарт специалиста по закупкам или эксперта содержит четкий и жесткий перечень формальных требований к соискателю, поэтому необоснованно отказать в найме гражданину, который этим условиям соответствует, работодатель уже не сможет.

Требования к специалисту по 44-ФЗ

Профстандарт специалиста по закупкам 2020 года, утвержденный Минтрудом РФ, устанавливает градацию уровней квалификации сотрудников:

  • 5: технические сотрудники, собирающие информацию о товарах, работах и услугах, составляют закупочную документацию и обрабатывают результаты процедур;
  • 6: сотрудники, задействованные в планировании и непосредственном осуществлении госзакупок;
  • 7: контролируют правильность выполнения контрактов и качество результатов поставки товаров, работ или услуг;
  • 8: сотрудники, осуществляющие мониторинг и аудит госзакупок.

В зависимости от уровня возрастает и степень сложности условий, которым должны соответствовать граждане, занимающие эти должности. Например, возрастают требования к тому, какое образование должно быть у специалиста по закупкам:

  • 5: среднее специальное;
  • 6: бакалавриат;
  • 7 и 8: специалитет или магистратура.

Все уровни роднит условие присутствия у работника дополнительного профессионального образования в сфере госзакупок.

Требования к опыту растет по мере увеличения уровня:

  • 5: без опыта;
  • 6: от трех лет в закупках;
  • 7: от четырех лет в закупках;
  • 8: от пяти лет в закупках, и не менее двух лет на руководящих должностях.

От всех работников требуется знание законодательства в сфере госзакупок, гражданского, бюджетного, земельного, трудового, антимонопольного права и основ бухгалтерского учета.

Установлены и морально-этические требования, такие как соблюдение правил конфиденциальности, этики делового общения и бесконфликтность.

Требования к эксперту по 44-ФЗ

В отличие от профстандарта специалиста по закупкам, утвержденный Правительством РФ профстандарт для экспертов предусматривает только три уровня квалификации:

  • 6: сотрудники, которые занимаются мониторингом рынка и консультируют по вопросам госзакупок;
  • 7: профессиональные эксперты процедур и результатов госзакупок;
  • 8: руководители профессиональных экспертных организаций. Работники этого класса проводят аттестацию экспертов и занимаются разработкой и исследованием теоретических и практических проблем закупочной деятельности.

Эксперты всех профессиональных уровней должны обладать дополнительным образованием в сфере госзакупок и высшим образованием: для 6 уровня достаточно бакалавриата, для 7 и 8 необходимы специалитет или магистратура.

Все эксперты должны обладать опытом работы в госзакупках: 6 уровень — не менее трех лет, 7 — не менее четырех, 8 — не менее пяти и не менее трех лет на руководящих должностях.

Обязательность применения профстандартов продиктована изменениями в Трудовом кодексе произошедшими в мае 2015 года. Начиная в 1 июля 2016 года обязательность применения профстандартов установлена в ТК РФ и других федеральных законах и нормативных актах (ст. 195.3 ТК РФ.).
Теперь для определения требований к квалификации работника, с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, работодатель обязан руководствоваться профстандартами.
Кроме того, с 1 июля 2016 года вступила в силу норма, согласно которой Правительство РФ имеет право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».)

1 июля 2016 года вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма закрепляет обязательность применения работодателями профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» / Эксперт в сфере закупок» в организациях, осуществляющих закупки по нормам Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Профессиональные стандарты устанавливают, в том числе, требования к образованию и опыту работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками для государственных и муниципальных нужд.

Неприменение требований профессионального стандарта влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в соответствии с которой накладывается штраф на должностное лицо в размере от 1 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо – от 30 000 до 50 000 рублей.

Согласно статье 196 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное обучение работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Если работник не соответствует профстандарту по образованию, работодатель должен направить его на соответствующее обучение, курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку. Неисполнение требований по квалификации сотрудников также влечет ответственность, предусмотренную статьей 5.27 КоАП РФ.

Данные профстандарты затрагивают как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ, однако не все трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим и по тому, и по другому закону. Например, нормами 44-ФЗ предусмотрено обоснование закупок, тогда как 223-ФЗ таких требование не содержит, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Знание профстандарта и понимание обязательности – это ещё не всё. Ещё важно знать о том, какое образование должен иметь сотрудник, который занимается или будет заниматься госзакупками, а также его круг обязанностей, согласно вступившим профстандартам.

Это мы рассмотрим в нашей следующей статье.

Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу

  1. Что такое профстандарты?
  2. Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?
  3. Для чего нужны профстандарты в сфере закупок?
  4. Как грамотно применять профстандарты в сфере закупок?
  5. Кто обязательно должен применять профстандарты в сфере закупок?

Что такое профстандарты?

На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.

Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.

Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.

В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).

В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.

Макет профессионального стандарта:

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщённых трудовых функций

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

В 2007–2008 гг. в России появились первые профессиональные стандарты.

Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?

Профессиональные стандарты позволяют не только определить трудовые функции, которые должен исполнять конкретный специалист, но и требования к образованию, опыту практической работы, навыкам и умениям, предъявляемым к кандидатам при приёме на работу.

Минюстом РФ утверждены разработанные Минтрудом России профессиональные стандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок (полный текст стандартов размещён на специализированном интернет-портале http://profstandart.rosmintrud.ru):

  • «Специалист в сфере закупок» (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н)
  • «Эксперт в сфере закупок» (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626н)
  • Ответственная организация – разработчик обоих стандартов ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС).

    Разработчиками профстандарта «Специалист в сфере закупок» являются:

  • Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр»
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций
  • Разработчиками профстандарта «Эксперт в сфере закупок» являются:

  • Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр»
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций
  • Для чего нужны профстандарты в сфере закупок?

    В профстандарте «Специалист в сфере закупок» предусмотрено четыре обобщенные трудовые функции, а «Эксперт в сфере закупок» — три обобщенные трудовые функции.

    Каждая из них соответствует определенному уровню квалификации.

    Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника и содержат описание следующих критериев:

    • Полномочия и ответственность
    • Характер умений
    • Характер знаний
    • Основные пути достижения уровня квалификации

    Уровни квалификации нужны для описания требований к образованию и обучению сотрудников.

    Например, в нашу организацию приняли нового работника Сергея на должность специалиста по закупкам. В его обязанности входит обеспечение закупки для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по закупкам» (схема 2) это соответствует 5-му квалификационному уровню. Следовательно, образование у Сергея должно быть не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт работы в закупках может отсутствовать (таблица 1).

    Далее работодатель решил перевести Сергея на должность консультанта по закупкам для осуществления процедур закупок. Эта трудовая функция соответствует 6-му квалификационному уровню (таблица 1). Сергей будет переведён консультантом после трёх лет работы и при условии получения высшего образования (бакалавриат), а также дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).

    Если же работодатель переведёт Сергея на должность консультанта по закупкам без учёта перечисленных выше требований к квалификации, а тот не справится с новыми обязанностями, то работодатель не вправе применить к Сергею дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения. Поскольку при переводе не были учтены требования к квалификации для выполнения конкретной трудовой функции «Осуществление процедур закупок», которая требует специальной подготовки.

    Как грамотно применять профстандарты в сфере закупок?

    Профстандарты в сфере закупок помогают работодателю решать следующие задачи:

    • Разрабатывать должностные инструкции
    • Проводить отбор кандидатов
    • Определять соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в ходе оценочных мероприятий при проведении аттестации и других видов оценки
    • Устанавливать уровень квалификации в случае увольнения по сокращению штата или численности работников
    • и др.

    Кто должен применять профстандарты в сфере закупок?

    С 1 июля 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.

    Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлено.

    Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)

    При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).

    А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

    В 2020 году по-прежнему обязательным остается требование государства нанимать на работу и доверять задачи по организации закупочной деятельности только тем специалистам, знания и опыт которых соответствуют требованиям профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Данный документ закрепляет принцип профессионализма заказчика.

    От завхоза до руководителя

    Распространяется на:

    • руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
    • руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
    • управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
    • руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.

    Применим к таким должностям, как:

    • юристы;
    • финансисты и экономисты;
    • специалисты и сотрудники, связанные с закупочной деятельностью;
    • специалисты органов государственной власти.

    Описывает четыре обобщенные трудовые функции:

    • обеспечение закупок;
    • осуществление закупок;
    • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
    • мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

    Подробнее о специалистах по закупкам, о должностях, требованиях к ним в соответствии с Профстандартом рассказала эксперт Татьяна Руцинская на вебинаре Контур.Школы «Профессионализм заказчика по 44-ФЗ, 223-ФЗ в сфере закупок. Профстандарты-2020».

    Должности и функции

    Все трудовые функции для специалистов в сфере закупок Профстандарт делит на четыре уровня квалификации. Каждый из них описывает свои должности, требования к образованию специалиста и к его профессиональным навыкам.

    Уровень квалификации 5

    Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.
    Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.
    Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
    Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.
    Трудовые функции:

    • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
    • подготовка закупочной документации;
    • обработка результатов закупки и заключение контракта.

    Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

    Уровень квалификации 6

    Должность: старший специалист в сфере закупок, консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.
    Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже бакалавриата.
    Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
    Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее трех лет.
    Трудовые функции:

    • составление планов и обоснование закупок;
    • осуществление процедур закупок.

    Уровень квалификации 7

    Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.
    Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
    Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
    Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет.
    Трудовые функции:

    • проверка соблюдений условий контракта;
    • проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

    Уровень квалификации 8

    Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники.
    Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
    Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
    Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях.
    Трудовые функции:

    • мониторинг в сфере закупок;
    • аудит и контроль в сфере закупок.

    Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!

    Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках. Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие. Разберем подробнее.

    Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»

    Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения. Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств. Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

    1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
    2. Осуществление (уровень квалификации 6).
    3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
    4. Контроль (уровень квалификации 8).

    Разберем их подробнее.

    Обеспечение конкурсных мероприятий

    Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.

    Права и обязанности:

    • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
    • подготовка закупочной документации;
    • обработка результатов;
    • подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
    • формирование описательной части объектов заказа.;
    • мониторинг поставщиков и т. д.

    Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

    Осуществление закупочных процедур

    Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

    • составление планов и их обоснование;
    • осуществление конкурсных процедур;
    • организация общественного обсуждения;
    • определение и обоснование цены контракта;
    • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

    Экспертиза результатов

    Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

    • проверка соблюдений условий контракта;
    • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
    • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
    • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
    • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.

    Контроль конкурсных мероприятий

    Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

    1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
    2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
    3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
    4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

    Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги

    Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:

    • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
    • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
    • не допускать конфликты на работе;
    • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
    • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

    В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

    Профстандарт «руководитель контрактной службы»

    Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

    • консультированием;
    • экспертизой;
    • организацией работы технических специалистов.

    Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2020 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

    Консультирование

    По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

    • создание и ведение баз данных;
    • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
    • составление заключений;
    • непосредственное консультирование.

    Экспертиза

    Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено. Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д. Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.

    Что должен делать эксперт в закупках:

    1. Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
    2. Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
    3. Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
    4. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.

    Организация работ

    Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:

    • распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
    • планирование текущей деятельности организации, подразделения;
    • осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
    • организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
    • осуществление контроля рационального использования ресурсов;
    • осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.

    Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец

    Скачать

    Особое мнение

    Алексей Иванов эксперт портала «Даешь госзаказ!»

    Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.

    В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.

    Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

    Краткие итоги

    В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы). Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе. Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *