Ведение субъектов РФ

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Статьей 73 Конституции устанавливается, что вне пределов ве­дения Российской Федерации и полномочий Российской Федера­ции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федера­ции обладают всей полнотой государственной власти.

Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномо­чиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велико, что пере­числить все вопросы, которыми они должны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Приведение в Кон­ституции списка вопросов, отнесенных к исключительному веде­нию субъектов Федерации, вынудило бы регионы ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.

По мнению экспертов, такой подход позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов — федеральных и субъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации. Естест­венно, при этом не исключается возможность возникновения спо­ров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. Эти споры должны разрешаться при помощи согласи­тельных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Кон­ституции. В соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федера­ции вправе решать Конституционный Суд Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Феде­рации. Прямое действие федеральных законов не исключает при­нятия подзаконных актов по данному кругу вопросов (акты Пра­вительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств). Однако подзаконные акты не могут выходить за рамки установленных федеральными законами норм. Прямое действие норм федеральных законов порождает соответствующие им юридические последствия и в том случае, если подзаконные нормы не установлены.

В ст. 76 Конституции устанавливается, что по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Важно подчеркнуть формулировку «принимаемые в соответствии с ними», поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные акты регионов будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и иными органами, организациями и гражда­нами.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нор­мативных правовых актов. По предметам ведения Российской Фе­дерации, предусмотренным ст. 71 Конституции, издаются только федеральные законы, поэтому собственное правовое регулирова­ние субъектами Федерации исключается. По предметам совместно­го ведения уточнение пределов собственного регулирования субъектов Федерации практически возможно только при издании отраслевых и иных законов Российской Федерации и комплексных массивов правового регулирования.

Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон респуб­лики в составе Российской Федерации, противоречащий феде­ральному закону, изданному по предметам исключительного веде­ния Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Консти­туции, действует федеральный закон. Приоритет федерального законодательства относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации (Правитель­ства, федеральных министерств и иных ведомств).

Законодательно установленные функции субъектов Федерации реализуются через специально создаваемые органы, которые в своей совокупности формируют систему региональных органов власти.

К исключительному ведению субъекта Федерации относятся:

a. конституция субъекта Федерации, законодательство субъекта Федерации, контроль за их соблюдением;

b. система органов государственной власти субъекта Федерации; порядок их организации и деятельности; формирование органов государственной власти субъекта Федерации;

c. административно-территориальная структура субъекта Федерации;

d. государственное, экономическое, экологическое, социальное, культурное развитие субъекта Федерации;

e. бюджет субъекта Федерации, фонды помощи местному самоуправлению;

f. налоги и сборы субъекта Федерации;

g. регистрация актов гражданского состояния;

h. республиканские (губернские) учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта;

i. памятники истории и культуры республиканского (губернского) значения;

j. республиканские (губернские) энергетические системы, системы транспорта, связи и коммуникации;

k. амнистия лиц, осужденных мировыми судьями;

l. флаг, герб, награды и почетные звания субъекта Федерации

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 4086 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Предметы ведения и полномочий Российской Федерации

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение, в соответствии с ч.3 ст.11 Конституции Российской Федерации, осуществляется:

во-первых, Конституцией;

во-вторых, Федеративным договором;

в-третьих — иными договорами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами — важное условие эффективного функционирования российской государственности, глубокого взаимодействия федерации и составляющих ее частей. Поэтому практика заключения двусторонних договоров по этим вопросам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов получила широкое распространение. Это новое явление в нашей внутригосударственной жизни.

Отметим, что проблема определения предметов ведения, компетенции центральных органов любого федеративного государства наиболее сложна. Как правило, это предмет длительных споров, согласований центра с субъектами федерации. Центральные органы федерального государства не могут обладать всеми полномочиями по управлению страной, они обязаны делиться этими полномочиями с субъектами федерации, но при этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. В едином государстве, каким является Российская Федерация, нельзя допускать положения, при котором субъекты берут столько суверенитета и полномочий, сколько захотят, ибо в итоге это может привести к разрушению целостного государственного организма, т.е. субъекты РФ не обладают суверенитетом и не могут обладать им.

В этом плане теория конституционного права выработала определенные модели, с помощью которых решаются эти проблемы:

1) исключительная компетенция федерации;

2) совместная компетенция органов власти федерации и ее субъектов;

3) компетенция субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации осуществляется в статьях 71-73 Конституции Российской Федерации.

Более детально вопросы разграничения полномочий регулируются ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст.71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия по предметному признаку могут быть объединены в группы.

В области государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие предметы.

В социально-экономической сфере к ведению Федерации отнесено определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Федерацией в целом.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие.

К ведению Российской Федерации отнесены вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся вопросы правоохранительных органов, метеорологии, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Статья 72 Конституции России устанавливает сферу совместной компетенции Федерации и субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития к совместному ведению отнесены:

разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; — координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Россия прошла сложный исторический путь в своем развитии, пережила несколько кардинальных преобразований административно-территориального деления: от создания РСФСР в 1917 году, до принятая всенародным голосованием в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая закрепила федеративный характер нашего государства и принципы российского федерализма.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации закреплены в ст. 71 и 72, а также в гл. 4–6 Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

Предметы ведения – это урегулированные нормами права общественные отношения в различных сферах жизни, в которых реализуются полномочия Российской Федерации. Полномочия – это права и обязанности, реализуемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации в рамках ее предметов ведения. Предметы веления и полномочия в совокупности составляют компетенцию Российской Федерации.

Конституция РФ выделяет два вида компетенции Российской Федерации: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации; 2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

К исключительной компетенции Российской Федерации относятся те предметы ведения и полномочия, которые реализуются только федеральными органами государственной власти. По совместным предметам ведения федеральные органы государственной власти принимают основополагающие нормативные правовые акты, которые потом могут детализироваться и конкретизироваться с учетом национальных, исторических, экономических, культурных условий развития конкретного субъекта РФ его законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный правовой акт (ст. 72, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Однако после издания федерального закона акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Объем полномочий Российской Федерации и ее субъектов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рассматривать посредством выделения определенных групп полномочий по основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэкономические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина.

В сфере государственного строительства и правотворчества в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • – федеративное устройство и территория РФ;
  • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития России;
  • – судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • – федеральное коллизионное право;
  • – федеральная государственная служба;
  • – государственные награды и почетные звания РФ;
  • – определение статуса государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В сфере правового статуса личности к исключительному ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

  • – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – гражданство Российской Федерации;
  • – объявление амнистии и помилования;
  • – награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воинских и высших специальных званий;
  • – назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного развития России в исключительном ведении Российской Федерации находятся:

  • – федеральная государственная собственность и управление ею;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
  • – установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • – федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • – федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
  • – деятельность в космосе;
  • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономических связей Российской Федерации принадлежат следующие исключительные полномочия:

  • – внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры России;
  • – вопросы войны и мира;
  • – внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • – введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Российская Федерация решает такие вопросы, как:

  • – защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • – оборона и безопасность;
  • – оборонное производство;
  • – определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

– ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вышеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Российской Федерации была бы неполной без рассмотрения возможностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и территориальной целостности, исходящей от субъектов Федерации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возможность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, согласно которой Президент и Правительство

России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вмешательства: 1) введение военного положения; 2) введение чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Силами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. В этой республике в 1991 г. был осуществлен государственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Конституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

  • См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

Предметы ведения и полномочия рф и ее субъектов

Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).

  • В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

    • вопросы защиты прав и свобод человека;

    • вопросы обеспечения законности и правопорядка;

    • вопросы общественной безопасности;

    • режим пограничных зон;

    • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

    • разграничение государственной собственности;

    • охрана окружающей среды;

    • защита семьи и социальная защита граждан;

    • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

    • координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;

    • выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне предметов ведения Российской Федерации и вне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Правовой статус субъектов рф

Субъектами Российской Федерации называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования.

Проблема правового статуса субъектов Российской Федерации является наиболее сложной, вызывающей много споров и дискуссий, а следовательно, и различные точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Прежде всего, следует отметить особенность закрепления правового статуса субъектов Российской Федерации, которая заключается в том, что этот статус закреплен двумя видами нормативно-правовых актов. Для республик — это Конституция РФ и Конституция соответствующей республики, а для краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — Конституция РФ и устав соответствующего субъекта. Конституция РФ устанавливает основные принципы, на которых должен базироваться правовой статус субъектов Российской Федерации. Прежде всего, субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство, для республик — это Конституции, для всех остальных субъектов — это уставы. Причем эти основные законы, как и все законодательство субъектов, принимается ими самостоятельно и не требует никакого утверждения со стороны общефедеральных государственных органов. Республика может принимать свою конституцию как представительным органом, так и путем всенародного референдума, уставы других субъектов Федерации принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Конституция РФ устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Это разграничение полномочий устанавливается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, а также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Необходимо отметить, что эта проблема является одной из наиболее сложных в отношениях федерального центра с субъектами Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. в период «парада суверенитетов» и, соответственно, содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. Однако некоторые субъекты Федерации принимали свои Конституции уже после принятия Конституции РФ и также включали противоречащие общефедеральной Конституции положения. Бурный рост самостоятельного законодательства в субъектах понизил уровень качества этого законодательства, что также объективно вызвало появление противоречащих Конституции и федеральному законодательству норм.

  • Наиболее частые примеры противоречащих общефедеральной Конституции и законодательству норм, содержащихся в Конституциях субъектов, прежде всего республик, сводились к следующему:

    • провозглашение полного государственного суверенитета;

    • объявление своего государства субъектом международного права.

В отдельных случаях даже было определено конституционное право республики на выход из состава Федерации на основе референдума, закрепление приоритета федеральных законов только после утверждения их законодательными органами республики; отнесение основ внутренней и внешней политики только к компетенции самой республики; закрепление права республики на предоставление иностранцам российского гражданства и предоставление политического убежища (что находится в исключительном ведении РФ); возможность создания внутренних таможенных границ (полностью запрещаемых Конституцией РФ); приоритет государственного национального языка за счет умаления роли государственного русского языка и т.д. Многочисленные несоответствия правовых норм, действовавших в субъектах Федерации, правовым нормам самой Федерации грозили перерасти в правовой беспредел и создать опасность полной дезинтеграции российского федерализма. Президентом РФ были предприняты неотложные меры, создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах, которые по прямому поручению Президента провели огромную работу по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с общефедеральным. Таким образом, были осуществлены серьезные меры по фактическому воссозданию принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, хотя окончательно проблема еще далека от своего разрешения.

  • Следующим важнейшим принципом конституционного статуса субъектов Российской Федерации является принцип равноправия всех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях.

    • Во-первых, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    • Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, т.е. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе. Хотя некоторые отечественные авторы ставят под сомнение принцип равноправия субъектов РФ, исходя, прежде всего, из асимметричности самой Федерации, включающей различные виды субъектов, как с точки зрения объема их полномочий, так и с точки зрения характера их существования и функционирования.

Конституция РФ обеспечивает территориальную и государственную целостность Российской Федерации. Этим положением фактически утверждается отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, поскольку территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов. Отсутствие права сецессии у субъектов Российской Федерации вполне соответствует тенденциям мирового развития федерализма, поскольку современные зарубежные Конституции также в абсолютном большинстве исходят из нерушимой целостности федераций, а попытки отдельных субъектов односторонне поставить вопрос об отделении от Федерации встречают самый жесткий отпор со стороны общефедеральных властей. Конституция РФ закрепляет основы государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые включают в себя единство всей государственной власти, т.е. государственная власть и в Федерации и в ее субъектах выступает в форме единой, но при ее осуществлении как в Российской Федерации, так и в ее субъектах реализуется принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебнуюотрасли власти, и, наконец, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы. Это означает, что никакие другие государственные органы, кроме образуемых непосредственно самими субъектами Федерации, не могут присваивать себе право на осуществление государственной власти.

Вся система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но при этом должны быть соблюдены два обязательных условия: во-первых, эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и, во-вторых, она должна соответствовать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Такой закон был принят 6 октября 1999 г. Конституция РФ исходит из принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Эту систему образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Это положение прямо закреплено в ст. 78 Конституции РФ. Субъекты Федерации по предметам своего ведения обладают всей полнотой государственной власти, т.е. в этой сфере осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов Федерации, подзаконных и иных нормативных актов. При этом важной особенностью законодательства субъекта Федерации является то, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта Федерации, приоритет принадлежит нормативному правовому акту субъекта Федерации. Конституция РФ устанавливает общий принцип изменения статуса субъекта Федерации, который заключается в том, что должно быть взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта.

Однако Конституцией РФ не установлена процедура изменения как самого статуса субъекта Федерации, так и реализация принципа взаимного согласия. Такие процедуры должны быть урегулированы специальным федеральным конституционным законом, который еще не принят.

По взаимному согласию между субъектами Федерации может быть произведено изменение их границ, которое обязательно подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений в наименование субъекта Федерации, которое осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всех субъектов Федерации. Такое изменение осуществляется принятием специального указа Президента РФ, а каких-либо согласительных или иных процедур со стороны федеральных органов власти законодательством не предусмотрено.

Конституция РФ устанавливает некоторые особенности отдельных видов субъектов Федерации, что дает основание российским исследователям определять Российскую Федерацию как «асимметричную», поскольку в абсолютном большинстве зарубежных федераций устанавливается и гарантируется определенная симметрия как в наименованиях, так и в перечне признаков самого субъекта Федерации. Конституция РФ определяет республики, входящие в ее состав, как государства (ч. 2, ст. 5). Другие виды субъектов, входящих в состав РФ, Конституцией никак не определены, хотя в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области определены. То есть край, область, автономный округ определены как государственно-территориальные образования, что, наряду с существованием национально-территориальных образований, характеризует Российскую Федерацию как «асимметричную».

Республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство. Другие субъекты такого права лишены.

В соответствии с нормами Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки, хотя более конкретно вопрос о государственных языках республик Конституцией также не регулируется.

Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения — Москву и Санкт-Петербург. Следует отметить, что Москва, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, одновременно является столицей Федерации со своим особым статусом столицы. Санкт-Петербург является также самостоятельным субъектом Федерации. В обоих городах федерального значения осуществляется местное самоуправление.

Несмотря на определенные особенности различного вида у субъектов Российской Федерации имеется много общего, что дает основание говорить о наличии единого конституционно-правового статуса всех субъектов РФ.

Прежде всего, каждый субъект РФ имеет свою территорию, положения о которой закрепляются в Конституциях и уставах субъектов Федерации. Территория субъекта Федерации целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия субъекта Федерации.

Помимо своей собственной территории каждый субъект имеет свою правовую систему. Вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, все субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование, включая принятие основных законов — Конституций или уставов, обычного (текущего) законодательства и принятие иных нормативных актов.

Субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, которая должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законодательством.

Система органов государственной власти субъектов устанавливается нормами конституций или уставов и строится на принципах разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную. Во многих республиках созданы конституционные суды, в ряде других субъектов — уставные суды. Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов, образуемые на основе выборности в соответствии с нормами соответствующего устава. Исполнительную власть в этих субъектах осуществляют губернатор, глава администрации, администрация области и т.д. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Такая передача может осуществляться путем подписания соглашений между соответствующими органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина. Президент РФ также имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов.

> ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разграничение предметов ведения и полномочий между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти ее субъектов

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства Российской Федерации.

Конституция РФ определяет:

  • 1) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), которые правомочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, финансовое, валютное, таможенное регулирование, судоустройство, уголовное, гражданское право и др.;
  • 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ): защита прав и свобод человека и гражданина, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, охрана окружающей среды, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, административное, трудовое, семейное, жилищное право. Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
  • 3) Конституция Российской Федерации закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Российской Федерации. Эти вопросы федеральной Конституцией не ограничиваются и не конкретизируются в полной мере.

В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее совместному с субъектами ведению.

Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации, так как они вне пределов компетенции федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочии между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, закрепленный в Конституции Российской Федерации. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность.

Республики — субъекты Российской Федерации — это государства в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения.

Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов как устав; свое законодательство; система органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом; территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов Российской Федерации.

Исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивает исполнение федерального и регионального законодательства на территории субъекта Российской Федерации, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Установление общих принципов организации государственной власти субъектов Российской Федерации входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а система органов государственной власти формируется субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • 1) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • 2) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  • 3) верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • 4) единство системы государственной власти;
  • 5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • 6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов Российской Федерации;

Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов определен Конституцией Российской Федерации и является еще одним принципом федеративного устройства Российской Федерации.

Исключительное ведение субъектов Российской Федерации

Конституция России11 Российская газета. — 1993. — № 237. в статье семьдесят третьей закрепляет остаточную компетенцию за субъектами Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

Подобный метод определения полномочий и предметов ведения субъектов федерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актах своих полномочий, компетенции органов власти. Это позволяет не устанавливать закрытые исчерпывающие перечни, открывает простор для самостоятельности в реализации государственной власти на территории субъекта, разумеется, в соответствии с основами конституционного строя, с учётом верховенства Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случае противоречия им законов и иных правовых актов субъекта федерации22 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред.В.Д. Карповича. — М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 559. Вдобавок без законодательного закрепления исключительные полномочия субъектов малоэффективны и реализация их затруднена.

Данная форма разграничения полномочий способствует также развитию инициативы субъектов.

Это положительные моменты данного способа определения исключительных полномочий субъектов Российской Федерации. Но у него есть и отрицательные стороны.А. Бланкенагель выделяет несколько существенных недостатков в российском способе определения исключительных полномочий субъектов Российской Федерации. Во-первых, отделение тех областей государственной деятельности, которые не входят в списки исключительных предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения, представляет собой большую сложность. Некоторые предметы не упомянуты буквально и скрываются в других, предполагающих более широкое толкование. Во-вторых, многие появившиеся недавно вследствие технического прогресса области общественной жизни, требующие законодательного регулирования (например, право Интернета или правовое регулирование трансплантации органов, искусственного оплодотворения, биогенетики), автоматически попадают в область исключительного ведения субъектов Российской Федерации, хотя требуют в большей степени федерального регулирования11 См.: Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1.С. 7.

К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации можно отнести контроль за соблюдением конституций, уставов, законов субъектов; установление в соответствии с общими принципами, предусмотренными федеральным законодательством, системы органов государственной власти, порядка их формирования и деятельности; законодательство об органах местного самоуправления; государственная служба в субъекте Российской Федерации; награды, премии и почётные звания субъекта, региональная символика, решение вопроса о столице (в республике), административном центре субъекта. Субъекты Российской Федерации формируют и исполняют бюджет субъекта, устанавливают налоги субъекта, фонды экономического, социального и культурного развития, принимают программы социального, экономического и культурного развития субъекта, экологические программы, распоряжаются собственностью субъекта и природными ресурсами, осуществляют иные полномочия. Круг полномочий субъектов настолько широк, что перечислить их все достаточно сложно.

В настоящее время исключительные полномочия законодательно прописаны не во всех субъектах, что существенно затрудняет их практическое осуществление в таких субъектах.

Договоры, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, не могут сузить или расширить исключительные полномочия субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Это правило может служить основанием злоупотребления органов государственной власти субъектов Российской Федерации своими полномочиями, поэтому необходимо уточнить, что при этом нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, устанавливающим общие начала во всех сферах жизни России.

Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации остаточной компетенции субъектов федерации предоставляет субъектам большую свободу в осуществлении государственной власти и регламентации жизни населения, что способствует демократизации государственной власти. Тем не менее, немалое число субъектов не способно по своим финансовым возможностям реализовывать все предоставленные им полномочия. Это способствует усилению неравенства субъектов по отношению к федеральному центру. Для реализации своих полномочий субъекты федерации должны прописать их в своих конституциях или уставах. Проблема исключительных полномочий субъектов требует детального, продуманного решения.

56. Предметы исключительного ведения Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

 принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;

 федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);

 регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

 гражданство в РФ;

 регулирование и защита прав национальных меньшинств;

 установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

 формирование федеральных органов государственной власти;

 федеральная государственная собственность и управление ею;

 установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

 установление правовых основ единого рынка;

 федеральные фонды регионального развития;

 федеральный бюджет;

 федеральные налоги и сборы;

 федеральные энергетические системы;

 вопросы войны и мира;

 оборона и безопасность;

 оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

57.Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

Перечень таких вопросов определен прежде всего в ст.72 Конституции РФ в виде перечня из 14 пунктов.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

По этим вопросам могут принимать законы и Федерация и субъекты, но федеральное право имеет приоритет: принятый ранее федерального закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с более поздним по времени федеральным законом по аналогичному предмету регулирования.

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

В статье 3 Конституции РФ оговорены полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Тем самым подразумевается разграничение полномочий и по предметам совместного ведения. Таковое можно осуществлять с помощью текущего законодательства.

По своему содержанию предметы совместного ведения можно разделить на три группы:

— а) сфера государственного строительства и защиты прав и свобод (обеспечение соответствия региональных актов федеральным, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, семейное и другое законодательство);

— б) сфера экономической жизни (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и др);

— в) сфера социально-культурной жизни (здравоохранение, образование, наука, культура и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *